Научная статья на тему 'О разработке модели и ключевых показателей по оценке эффективности функционирования энергосбытовой организации для устойчивого развития'

О разработке модели и ключевых показателей по оценке эффективности функционирования энергосбытовой организации для устойчивого развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
451
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
особенности / учитываемые при формировании модели по оценке эффектив- ности функционирования энергосбытовых орга- низаций / показатели эффективности функциони- рования энергосбытовых организаций / модель по оценке эффективности функционирования энергосбытовых организация для устойчивого развития. / characteristics to be considered when forming the model for assessing the efficiency of the energy selling organizations / efficiency of the energy selling organizations indicators / the model for evaluating the performance of the energy selling organization for sustainable development.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кравченко Оксана Александровна

В статье подчеркивается актуаль-ность разработки методологии по оценке эффек-тивности функционирования энергосбытовых ор-ганизаций. Охарактеризованы проблемы и име-ющийся инструментарий по оценке эффективно-сти организаций. Сформулированы особенности,являющиеся основой для разработки системыключевых показателей эффективности и моделейпо оценке эффективности функционированияэнергосбытовых организаций. Предлагается дляоценки эффективности энергосбытовых органи-заций система ключевых показателей эффектив-ности, позволяющих оценивать отдельные видыдеятельности, работу организации в целом, какпри текущем планировании, так и на различныхэтапах стратегического управления с учетом по-ложений национальных стандартов «Менеджменторганизации. Руководство по обеспечению устой-чивого развития», «Менеджмент организации.Требования к системе менеджмента устойчивогоразвития применительно к событиям», включаю-щая в себя: показатель динамики эффективностипо видам деятельности (энергосбытовой деятель-ности; по предоставлению информационных иэнергосервисных услуг, по иным видам деятель-ности); показатель эффективности выбора стра-тегии диверсификации; показатель динамикиэффективности функционирования; показательразвития энергосбытовой организации на основеоценке динамики эффективности; показателиприроста эффективности (энергосбытовой дея-тельности; по предоставлению информационных иэнергосервисных услуг; иных видов деятельности,функционирования); показатель экономическойбезопасности энергосбытовой организации. Раз-работана модель по оценке эффективностифункционирования энергосбытовой организациидля устойчивого роста и ее модификация, преду-сматривающая ускоренный рост организации,которые можно использовать как для оценки эффективности, так и для определения показателейфункционирования на основе заданных значенийэффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кравченко Оксана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT MODEL AND KEY INDICATORS FOR EVALUATING THE PERFORMANCE OF ENERGY SELLING ORGANIZATION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT

It is stressed the urgency of developing methodology to assess the efficiency of the energy supply companies. Problems and available tools to assess the effectiveness of organizations are described. Peculiarities which are the basis for the development of key performance indicators and models to assess the efficiency of the energy selling organization are formulated. It is proposed to evaluate the effectiveness of organizations in energy system of key performance indicators that are designed to individual activities, the work of the organization as a whole as in the current planning and at various stages of strategic management with regard to the provisions of national standards «Management of the organization. Guide for the Sustainable Development», «Management of the organization. Management system requirements of sustainable development in relation to the events», including: indicator of effectiveness of the activities (sales activity, provision of information and energy services, and for other activities); indicator of effectiveness of choice of the strategy of diversification; indicator of functioning efficiency; indicator of energy selling organization development on the basis of assessing the dynamics of efficiency; growth rates of efficiency (energy sales, the provision of information and energy services; other activities, functioning); indicator of economic security of energy selling companies. A model to assess the efficiency of the energy selling organization for sustained growth and its modifications, which provides an accelerated growth of the organization is developed. This model can be used as to evaluate the effectiveness, so to determine the parameters of functioning on the basis of set values of efficiency.

Текст научной работы на тему «О разработке модели и ключевых показателей по оценке эффективности функционирования энергосбытовой организации для устойчивого развития»

УДК 338.26.003.13:621.311

Кравченко Оксана Александровна

кандидат экономических наук, доцент кафедры технологии и комплексов горных, строительных и металлургических производств Шахтинского института (филиал) Южно-Российского государственного политехнического университета г. Шахты. [email protected]

О РАЗРАБОТКЕ МОДЕЛИ И КЛЮЧЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПО ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭНЕРГОСБЫТОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Oksana A. Kravchenko

candidate of economic Sciences, associate professor Department of technology and complexes of mining, construction and metallurgical facilities, Southern Russian State Polytechnical University,

Shakhty Institute (branch) oksana [email protected]

About model and

KEY INDICATORS FOR EVALUATING THE PERFORMANCE OF ENERGY SELLING ORGANIZATION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Аннотация. В статье подчеркивается актуальность разработки методологии по оценке эффективности функционирования энергосбытовых организаций. Охарактеризованы проблемы и имеющийся инструментарий по оценке эффективности организаций. Сформулированы особенности, являющиеся основой для разработки системы ключевых показателей эффективности и моделей по оценке эффективности функционирования энергосбытовых организаций. Предлагается для оценки эффективности энергосбытовых организаций система ключевых показателей эффективности, позволяющих оценивать отдельные виды деятельности, работу организации в целом, как при текущем планировании, так и на различных этапах стратегического управления с учетом положений национальных стандартов «Менеджмент организации. Руководство по обеспечению устойчивого развития», «Менеджмент организации. Требования к системе менеджмента устойчивого развития применительно к событиям», включающая в себя: показатель динамики эффективности по видам деятельности (энергосбытовой деятельности; по предоставлению информационных и энергосервисных услуг, по иным видам деятельности); показатель эффективности выбора стратегии диверсификации; показатель динамики эффективности функционирования; показатель развития энергосбытовой организации на основе оценке динамики эффективности; показатели прироста эффективности (энергосбытовой деятельности; по предоставлению информационных и энергосервисных услуг; иных видов деятельности, функционирования); показатель экономической безопасности энергосбытовой организации. Разработана модель по оценке эффективности функционирования энергосбытовой организации для устойчивого роста и ее модификация, предусматривающая ускоренный рост организации, которые можно использовать как для оценки эф-

Annotation. It is stressed the urgency of developing methodology to assess the efficiency of the energy supply companies. Problems and available tools to assess the effectiveness of organizations are described. Peculiarities which are the basis for the development of key performance indicators and models to assess the efficiency of the energy selling organization are formulated. It is proposed to evaluate the effectiveness of organizations in energy system of key performance indicators that are designed to individual activities, the work of the organization as a whole as in the current planning and at various stages of strategic management with regard to the provisions of national standards «Management of the organization. Guide for the Sustainable Development», «Management of the organization. Management system requirements of sustainable development in relation to the events», including: indicator of effectiveness of the activities (sales activity, provision of information and energy services, and for other activities); indicator of effectiveness of choice of the strategy of diversification; indicator of functioning efficiency; indicator of energy selling organization development on the basis of assessing the dynamics of efficiency; growth rates of efficiency (energy sales, the provision of information and energy services; other activities, functioning); indicator of economic security of energy selling companies. A model to assess the efficiency of the energy selling organization for sustained growth and its modifications, which provides an accelerated growth of the organization is developed. This model can be used as to evaluate the effectiveness, so to determine the parameters of functioning on the basis of set values of efficiency.

41

фективности, так и для определения показателей функционирования на основе заданных значений эффективности.

Ключевые слова: особенности, учитываемые при формировании модели по оценке эффективности функционирования энергосбытовых организаций; показатели эффективности функционирования энергосбытовых организаций, модель по оценке эффективности функционирования энергосбытовых организация для устойчивого развития.

Keywords: characteristics to be considered when forming the model for assessing the efficiency of the energy selling organizations, efficiency of the energy selling organizations indicators, the model for evaluating the performance of the energy selling organization for sustainable development.

Актуальность проблемы и имеющийся методологический инструментарий:

Повышение эффективности функционирования предприятий - одно из ключевых направлений развития экономики. Оценка эффективности деятельности предприятий топливно-энергетического комплекса характеризуется высокой сложностью, поскольку должна учитывать отраслевую специфику, а также значимость ее результатов и для экономики региона, и для страны в целом.

Комплексный подход к оценке эффективности энергетических предприятий позволит повысить качество управления, что отразится на повышении роста их эффективности функционирования и снижении темпов роста тарифов на электроэнергию.

Актуальность этой проблемы для энергосбытовых организаций (ЭСО) подчеркивается тем, что методологический инструментарий по оценке эффективности функционирования не сформирован в достаточной мере в силу их непродолжительного существования (менее 10 лет).

Решению проблемы оценки эффективности деятельности организаций посвящены работы российских [1, с. 7] и зарубежных ученых [8, с. 14]: Айвазяна С.А., Савицкой Г.В., Арустамова Э.А., Александровой Н.С., Белогородского А.А., Валигур-ского Д.И., Гительмана Д, Минцберга, П. Друкера, И. Ансоффа, Р. Дафта, Дж. Гэлбрейта, Ф. Котлера.

Учеными разработаны десятки показателей эффективности [2, 7], среди которых следует выделить показатели: доходности совокупного капитала, доходности собственного капитала, оборачиваемости капитала, норма прибыли, норма затрат.

Вопросам оценки эффективности ЭСО посвящены работы ученых многих ученых [3; 4; 6; 7], в которых предлагаются современные принципы формирования ключевых показателей эффективности и разработаны системы показателей.

Проблема оценки эффективности заключается не только в значительном количестве характеристик и показателей, по которым оценивается работа предприятия, но и в том, что содержание понятия «эффективность» учеными рассматривается с различных позиций. Давид Рикардо, один из классиков политэкономии начала XIX в., рассматривает эффективность как отношение результата к определенному виду затрат [1],

Уильям Петти, один из основателей классической политэкономии XVII века, и Франсуа Кенэ -представитель школы физиократов, использовали этот термин в значении «результативность». Основатель праксеологии Тадеуш Котарбиньский связывает эффективность с успешностью. Как отмечается [2], эффективность может рассматриваться как отношение результата к ресурсам.

Методология оценки эффективности и классическая концепция фирмы долгое время развивались в рамках технологической парадигмы, предусматривавшей, что результат производственного процесса предопределяется объемом и качеством основных производственных факторов - труда и капитала.

Такой подход к определению эффективности не в полной мере отражает видение организации с позиций концепции устойчивого развития организации [15], менеджмента качества [16], предусматривающих стремление организации к достижению устойчивого успеха за счет способности отвечать потребностям и ожиданиям потребителей и других заинтересованных сторон на долговременной основе и сбалансированным образом, тогда эффективность отражает степень, в которой организация реализует свои цели.

Особенности, которые необходимо учитывать при разработке системы ключевых показателей эффективности и модели по оценке эффективности функционирования энергосбытовой организации.

Национальный стандарт РФ «Менеджмент организации. Требования к системе менеджмента устойчивого развития применительно к событиям» [15] предоставляет организации право определить подход к оценке запланированных и текущих показателей эффективности на основе принципов, в том числе принципов устойчивого развития: вовлеченность, целостность, прозрачность, ответственное руководство.

Указанные выше принципы носят обобщающий характер и не позволяют отразить отраслевую специфику при формировании методологии по оценке эффективности функционирования энергетических предприятий.

Принципы формирования ключевых показателей эффективности будут неизбежно меняться, поскольку деятельность ЭСО неразрывно связана на технологическом, экономическом и социальном уровнях с миллионами потребителей элек-

42

троэнергии [18], поэтому следует учитывать наиболее значимые направления развития ЭСО и факторы, определяющие функционирование [19, с. 22].

Разработка системы ключевых показателей эффективности, достижение плановых значений этих показателей говорит лишь о достижении определенного уровня эффективности ЭСО, но не указывает ни на характер развития, ни на степень устойчивости развития организации, что имеет серьезное значение при формировании и реализации стратегических программ.

Формирование модели по оценке эффективности функционирования ЭСО на основе системы ключевых показателей должно осуществляться с учетом особенностей:

1) применение концепции устойчивого развития, подходов на основе менеджмента качества, системного и стоимостно-ориентированного;

2) интеграция экономического, социального, экологического и временного аспектов, определяющих долгосрочную экономическую эффективность деятельности организации и динамичность изменения целей, задач, характеристик функционирования ЭСО;

3) обеспечение неразрывного единства прошлого, настоящего и будущего в развитии, основанного на достижении:

- развития, определяемого положительной эффективностью в настоящем,

- устойчивого развития, характеризуемого позитивной динамикой эффективности за установленный период (от прошлого к настоящему),

- надежности развития, способствующей развитию в будущем (от настоящего к будущему);

4) соблюдение целей заинтересованных сторон (действующих лиц): потребители электроэнергии, собственники организации, управляющие;

5) оценки приоритетов и характеристик элементов (составляющих) показателей осуществляются на основе правовых норм, опросов, экспертных оценок;

6) применение показателей эффективности, формируемых в относительной форме на интегральной основе, с базовым периодом расчета, соответствующего периоду тарифного регулирования;

7) применение стратегии синергизма при реализации проектов, в том числе в сфере осуществления энергосбытовой деятельности и предоставления информационных и энергосервисных услуг.

Разработка ключевых показателей эффективности энергосбытовой организации.

К ключевым показателям эффективности функционирования ЭСО, разработанным с учетом указанных выше особенностей, можно отнести:

1) показатель динамики эффективности по видам деятельности:

- энергосбытовой деятельности - AEfis ;

- предоставлению информационных и энергосервисных услуг - АЕи;

- иным видам деятельности - DEf,cC;

2) показатель эффективности выбора стратегии диверсификации - Ещ ;

3) показатель динамики эффективности функционирования ЭСО - AEf° ;

4) показатель развития ЭСО на основе оценке динамики эффективности - AEprg ;

5) показатели прироста эффективности:

- энергосбытовой деятельности - АЕ^^;

- по предоставлению информационных и энергосервисных услуг - AE f;

- иным видам деятельности - AEac}- ;

gain

- функционирования ЭСО - AEf°am;

6) показатель экономической безопасности ЭСО -E sec

Показатель динамики эффективности энергосбытовой деятельности представляет собой функцию показателей эффективности по реализации целей в рамках энергосбытовой деятельности потребителей электроэнергии, собственников и управляющих с учетом приоритетности их целей:

AE%s = F es (ae|s , AE£s, AE%?).

Для рассматриваемой задачи такая функция представляет собой:

AEns =¥ c AEe 6 + ¥ o AEe + ™ т AE^f ,

где AEes , AE0,s , AEm - показатели эффективности по реализации целей потребителей электроэнергии, собственников, управляющих соответственно в сфере энергосбытовой деятельности; здесь и далее индексы n, n-1 - означают соответственно рассматриваемый период и предшествующий ему; ac , ao , am - приоритетности целей потребителей электроэнергии, собственников, управляющих соответственно в сфере энергосбытовой деятельности, определяемые в соответствии с моделью стратегического

43

управления функционированием ЭСО [17], где лей - снижение цены на электроэнергию (или

¥c +¥q +¥m = 1. замедление роста цены);

Формируем показатели эффективности по реализации целей для потребителей электроэнергии, собственников и управляющих с учетом приоритетностей целей каждого из них:

k l

AEls = Z DEecf mi , AE$s = ZDEe0f t , i=1 i=1

q

AEmS = Z AEemSWi ,

i=1

где mi, tj, Wi - приоритеты целей потребителей, собственников, управляющих соответственно в сфере энергосбытовой деятельности,

k l q

Ё m i =1; Z xi =1; Z wi =1

i=1 i=1 i=1

где Pnj , Pn-1j - величина j-ой цены на электроэнергию в рассматриваемом и предшествующем периодах соответственно, руб/кВтч; d - число цен (групп потребителей с различным ценовым регулированием), j - номер цены (группы потребителей с различным ценовым регулированием).

4) AEes4=

И -scn J

sn-1

- показатель эффектив-

ности по реализации цели потребителей - получение новых информационных продуктов и услуг в сфере электроэнергетики,

где Sc , SC-1 - количество новых или улучшенных информационных продуктов или услуг в рассматриваемом и предшествующем периодах соответственно, шт.

i - номер цели, здесь и далее; k, l, q - количество целей потребителей электроэнергии, собственников, управляющих соответственно в сфере энергосбытовой деятельности;

Формируем показатели эффективности ЭСО в сфере реализации целей для потребителей электроэнергии по энергосбытовой деятельности:

Формируем показатели эффективности ЭСО в сфере реализации целей собственников по энергосбытовой деятельности:

1) AEeS = (COn—COn-1) - показатель эффек-СОп-1

тивности реализации цели собственников - рост стоимости организации;

tes - tes )

es v n 1n-1/

1) AEc1 =—!- показатель эффектив-tn-1

ности по реализации цели потребителей электроэнергии - минимизация затрат времени на оплату за электроэнергию;

где tnes , tnes-1 - время, затраченное на оплату

услуг и урегулирование вопросов по предоставлению услуг ЭСО в сфере энергосбытовой деятельности (в т.ч. пребывание в очереди, получение счетов на оплату, оплата услуг в кассе, банкомате, получение консультаций и решение спорных вопросов) в рассматриваемом и предшествующем периодах соответственно, ч.;

где COn , COn-1 - стоимость организации в

рассматриваемом и предшествующем периодах соответственно, руб.

- показатель эффек-n-1

тивности реализации цели собственников - рост прибыли;

где PR%s , PRe-1 - прибыль, полученная от

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

энергосбытовой деятельности в рассматриваемом и предшествующем периодах соответственно, руб.

2) AEes=

(pRes - pr^ )

PRes„

2) AE

es _ c2 =

(NCn - NCn-1)

---------- показатель эффек-

NCn-1

тивности по реализации цели потребителей - высокая надежность поставки электроэнергии;

где NCnc , NCnc-1 - количество жалоб на некачественную поставку электроэнергии (отключение электроэнергии, выход из строя электроприборов вследствие нарушений в работе электросетей) в рассматриваемом периоде, в предшествующем периоде соответственно, шт.

з) es=

v d (Pnj - Pn-1j)

^ j =1 Pn-1j

d

показатель

эффективности по реализации цели потребите-

DVn DVn-1

3) AEoe3 =

PAn PA

n-1

DV

n-1

показатель эффек-

PAn-1

тивности реализации цели собственников по увеличению доходности акции;

где DVn , DVn-1 - величина годового дивиденда на акцию в рассматриваемом и в предшествующем периодах соответственно , руб.; PAn,

PAn-1 - рыночная стоимость акции, в рассматриваемом и в предшествующем периодах соответственно, руб.

Формируем показатели эффективности ЭСО в сфере реализации целей управляющих по энергосбытовой деятельности:

44

1) AE

es

ml

PRT

zes

Zn

PR

es n -1

es Zn -1

PR<es-i

Zes Zn-1

- показатель эффек-

тивности ЭСО по реализации цели управляющих -увеличение нормы прибыли;

DEnnf =bcDECnf +Р0DEOnf + bmDE'* ,

где bc , b0 , bm - приоритетности целей потребителей электроэнергии, собственников, управляющих соответственно в сфере предоставления информационных и энергосервисных услуг, bc +bo + bm = 1.

где Z%s , ze-1 - затраты, произведенные на

энергосбытовую деятельность в рассматриваемом и в предшествующем периодах соответственно, руб.

2) AE

es = m2 _

Znes Z

es n-1

Ves wes

Vn Vn-1

zes

Zn-1

V

es

n-1

- показатель эффек-

тивности ЭСО по реализации целей управляющих - снижение нормы затрат;

где Vnfs , Ves_1 - выручка от энергосбытовой

деятельности в рассматриваемом и в предшествующем периодах соответственно, руб.

3) DEms, = -(NEn—NEn-1) - показатель эф-m3 NEn-1 *

фективности реализации цели управляющих по увеличению платежей за поставленную (проданную) электроэнергию;

где NEn , NEn-1 - количество поставленной (проданной), но не оплаченной электроэнергии в установленные договорами сроки в рассматриваемом и в предшествующем периодах соответственно, кВтч.

Число показателей эффективности ЭСО по реализации целей управляющих может превышать, представленное выше - три. Предлагаемая методика формирования показателей эффективности ЭСО в случае необходимости позволяет включить в нее иные, предлагаемые ранее учеными показатели, такие как: оплата поставленной электроэнергии, оборачиваемость кредиторской задолженности.

Показатель динамики эффективности деятельности по предоставлению информационных и

энергосервисных услуг AEfif представляет собой функцию от показателей эффективности по реализации целей в рамках деятельности по предоставлению информационных и энергосервисных услуг потребителей, собственников и

управляющих AEq', AEq', AE'n с учетом приоритетности их целей.

Формируем показатели эффективности реализации целей для потребителей электроэнергии, собственников и управляющих в сфере предоставления информационных и энергосервисных услуг:

AECnf _ £ AEef Pi , AE0nf _ £ AE™ j , i=1 i=1

AE

inf

m

k

£ AEms d

i=1

где n, ji, 8/ - приоритеты целей потребителей, собственников, управляющих соответственно в сфере предоставления информационных и энергосервисных услуг,

r h g

Z р/ =1; Z ji =1; Z8 i =1;

i=1 i =1 i=1

r, h, g - число целей потребителей, собственников и управляющих соответственно в сфере информационных и энергосервисных услуг;

Формируем показатели эффективности ЭСО в сфере реализации целей потребителей по информационным и энергосервисным услугам:

Linf - (inf )

1) AE^ =- n infn-1 - показатель эффектив-(п-1

ности по реализации цели потребителей - минимизация затрат времени на получение и оплату информационных и энергосервисных услуг;

где n, tn-1 - время, затраченное на оплату

услуг и урегулирование вопросов по предоставлению информационных и энергосервисных услуг ЭСО (в т.ч. пребывание в очереди, получение счетов на оплату, оплата услуг в кассе, банкомате, получение консультаций и решение спорных вопросов) в рассматриваемом и в предшествующем периодах соответственно, ч.

2) AE

inf = c2 =

(Azcnnf-Azcnf)

\rrJnf

- показатель эффек-

тивности по реализации цели потребителей - экономия ресурсов и повышение энергоэффективности в сфере предоставления информационных и энергосервисных услуг;

AEnnf = Finf (Ecnf, AE0nf,AE"').

Для рассматриваемой задачи такая функция представляет собой:

где Azcn , Azcf - экономия энергоресурсов

и повышение энергоэффективности (экономия ежегодных расходов на обеспечение функционирования энергохозяйства потребителей элек-

45

троэнергии за счет получения информационных и энергосервисных услуг, рассчитанная с учетом методики совокупной стоимости владения), в рассматриваемом и в предшествующем периодах соответственно, руб.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) DE

inf

c3

S

b

j=1

(pinf - pinf Tnj pn-1j

pinf pn-1j

b

показатель

эффективности по реализации цели потребителей - снижение цен на информационные и энергосервисные услуги (или замедление роста цен);

где P'jf , P'r—ij - величина j - ой цены на услугу в рассматриваемом и в предшествующем периодах соответственно, руб.; b - число цен на информационные и энергосервисные услуги.

4) DEn =

(о inf С inf )

\Sn _ Sn-1

c inf Sn-1

показатель эффек-

тивности по реализации цели потребителей -получение новых информационных продуктов и услуг в сфере электроэнергетики,

7"‘

7n

inf 7

inf n-1

V,

inf

V

inf

n-1

2) DEf =-

7

inf n-1

V

inf

n-1

показатель эффек-

тивности реализации целей управляющих - снижение нормы затрат;

где Vninf , Vnin-f1 - выручка от предоставления

информационных и энергосервисных услуг в рассматриваемом и предшествующем периодах соответственно, руб.

Показатель динамики эффективности по осуществлению иных видов деятельности - АЕЩс( формируется аналогично показателям динамики эффективности по предоставлению информационных и энергосервисных услуг и по осуществлению энергосбытовой деятельности.

Эффективность ЭСО в рамках осуществления энергосбытовой деятельности достаточно сложно значительно повысить за краткосрочный период в силу особенностей ее функционирования.

где Sn, S'f - количество новых или улучшенных информационных продуктов или услуг в рассматриваемом и в предшествующем периодах соответственно, шт.

Формируем показатель эффективности ЭСО по реализации цели собственников организации.

5) АЕп

(PRnnf

- PR

inf n-1

PR

inf n-1

- показатель эффек-

тивности ЭСО по реализации цели собственников - рост прибыли в сфере предоставления информационных и энергосервисных услуг;

где PRin , PRf - прибыль, полученная от

предоставления информационных и энергосервисных услуг в рассматриваемом и в предшествующем периодах соответственно, руб.

Формируем показатель эффективности ЭСО по реализации целей для управляющих в сфере информационных и энергосервисных услуг.

Информационные ресурсы, безвозмездно получаемые в процессе энергосбытовой деятельности, являются основой для расширения сферы по предоставлению информационных и энергосервисных услуг, эффективность предоставления которых гораздо выше энергосбытовой деятельности. Этот факт объясняется не только безвозмездным характером получаемых информационных ресурсов, но и небольшими величинами затрат, которые необходимы для предоставления этих услуг.

Если показатель эффективности по осуществлению энергосбытовой деятельности характеризуется меньшим значением, чем показатель эффективности в сфере предоставления информационных и энергосервисных услуг, то руководству ЭСО необходимо применять стратегию диверсификации, позволяющую повысить эффективность ЭСО в целом за счет повышения эффективности в сфере предоставления информационных и энергосервисных услуг

ED = DEinf - DEes

En =DEn АЕ n .

PRinf PRinf.

PRn n-1

7inf 7inf

7n 7 n-1

PRinf

1) AEinf = A--------- - показатель эф' m1 7mf-------^

7n -1

фективности реализации цели управляющих -рост нормы прибыли в сфере предоставления информационных и энергосервисных услуг;

где 7ninf , 7nin-f1 - затраты, произведенные на

предоставление информационных и энергосервисных услуг в рассматриваемом и в предшествующем периодах соответственно, руб.

Если E% > 0, то динамика эффективности по предоставлению информационных и энергосервисных услуг выше чем энергосбытовой деятельности, следовательно дальнейшее развитие стратегии диверсификации выгодно.

Если указанное выше неравенство не выполняется, то следует определить причины низкой эффективности в сфере предоставления информационных и энергосервисных услуг и предполагаемую динамику этого показателя. После чего можно будет делать выводы о перспективах применения стратегии диверсификации на основе предоставления информационных и энергосервисных услуг.

46

При формировании показателя динамики эффективности функционирования ЭСО DEfo не делается акцент на разделение видов деятельности, дифференцированно учитываются цели основных заинтересованных лиц. Этот подход интересен тем, что показывает в целом динамику эффективности организации без выделения каких-либо направлений в ее функционировании.

Показатель динамики эффективности функционирования ЭСО представляет собой функцию от показателей эффективности по реализации целей потребителей электроэнергии, собственников и управляющих ДЕ,0, Де0°, ДЕ% с учетом приоритетности их целей, которые можно рассчитать на основе модели стратегического управления функционированием ЭСО на основе метода анализа иерархий и модели для определения оптимального сочетания направлений развития ЭСО при формировании стратегии:

ДЕП = Ff0 (дЕ,, ДЕ00, ДЕ%).

Для рассматриваемой задачи такая функция представляет собой:

ДЕП = gс ДЕ(0 + gо ДЕ00 + gm ДЕт ,

где Yc, Ya Ym - приоритетности целей потребителей электроэнергии, собственников, управляющих соответственно, определяемые в соответствии с моделью стратегического управления функционированием ЭСО, gc +g0 +gm = 1.

Формируем показатели эффективности по реализации целей для потребителей электроэнергии, собственников и управляющих с учетом приоритетностей целей каждого из них:

ДЕ,0 = £ ДЕ,0 e i i=1

ДЕ000 = £ ДЕ00 Ji,

i=1

-fo.

ДЕ

f0

m

q

£ ДЕт'11 i i=1

нимизация затрат времени на получение и оплату услуг ЭСО;

где fno , f-i - время, затраченное на оплату

услуг и урегулирование вопросов по предоставлению услуг ЭСО (в т.ч. пребывание в очереди, получение счетов на оплату, оплата услуг в кассе, банкомате, получение консультаций и решение спорных вопросов) в рассматриваемом и в предшествующем периодах соответственно, ч.;

2) ДЕ° = -

(NCcn - NCcn_1)

NC

c

n-1

показатель эффек-

тивности по реализации цели потребителей -высокая надежность поставки электроэнергии;

3) ДЕ,3 =_

* {Pnj _ Pn-1j)

f0 = Ц=1 Pn-1j ,

b {pij

j=1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

pinf - pinf ) pnj Pn-1 j !

P

inf

n-1j

d

b

+

показатель эффективности по реализации цели потребителей - снижение цены на электроэнергию и на информационные и энергосервисные услуги (или замедление роста цены);

4) ДЕс4 =

(s°n - sCn-1) SnC-1

- показатель эффектив-

ности по реализации цели потребителей - получение новых информационных продуктов и услуг в сфере электроэнергетики,

где S% , S<C-1 - количество новых или улучшенных информационных продуктов или услуг в рассматриваемом и предшествующем периодах соответственно, ч.

f0 (д2СП -Джс^})

5) ДЕ™ = -------- n 1 - показатель эффек-

^сТ-1

тивности по реализации цели потребителей - экономия энергоресурсов и повышение энергоэффективности (экономия ресурсов и повышение энергоэффективности в сфере предоставления информационных и энергосервисных услуг).

где е/, J, 1j - приоритеты целей потребителей

электроэнергии, собственников, управляющих соответственно,

Формируем показатели эффективности ЭСО по реализации целей собственников по функционированию организации:

a l q

£ ei =1; £ Ji =1; £1 i =1;

i=1 i=1 i =1

a, l, q - число целей потребителей, собственников, управляющих соответственно;

Формируем показатели эффективности ЭСО по реализации целей потребителей по функционированию организации:

Lfo - tfo )

1) ДЕ,0 =- n f0 n-1 - показатель эффектив-(n-1

ности по реализации цели потребителей - ми-

.. < r-fo (COn - COn-1) , ,

1) ДЕ'^ = -—n- показатель эффек-01 COn -1 ^

тивности реализации цели собственников - рост стоимости организации;

2) ДЕ02 =

(PRf0 - PRfQ_1)

PR

f0 n - 1

- показатель эффек-

тивности реализации цели собственников - рост прибыли;

где PRn0 , PRn0-1 - прибыль, полученная в

рассматриваемом периоде, в предшествующем периоде соответственно.

47

DVn - DVn-1

PAn PAn _i fo DVn _1

3) DEo3 =--------V—1--- - показатель эффек-

PAn-1

тивности реализации цели собственников по увеличению доходности акции;

Формируем показатель эффективности ЭСО по реализации целей для управляющих по функционированию организации:

1) AE

fo _ m1 _

PRfo PRfo „ PRn n -1

Zfo Zfo

Zn Zn -1

PR

fo n -1

fo

n-1

- показатель эффек-

тивности реализации цели управляющих - рост нормы прибыли;

где Zf° , Zfn>-1 - затраты, произведенные в рассматриваемом и в предшествующем периодах соответственно, руб.

Zfo

Zn

Vfo

Vn

Z

fo

n-1

V

fo

n-1

Zfo

2) DEf°2 _-------o----- - показатель эффек-

Vn-1

тивности реализации целей управляющих - снижение нормы затрат,

Тогда, когда выполняются неравенства:

AE%s > 0 , DE'nf > 0 , DEfo > 0 , AE%ct > 0 .

В случае, если неравенство не выполняется, то это говорит о том, что показатели, характеризующие развитие организации, либо не изменились по сравнению с предшествующим периодом, тогда прирост эффективности соответствует 0, либо снизились, что указывает на отрицательное значение прироста эффективности, характеризующего темп спада.

Таким образом, совокупность положительных значений показателей эффективности указывает на эффективное развитие ЭСО в рассматриваемом периоде.

Показатели прироста эффективности энергосбытовой деятельности ЭСО, по предоставлению информационных и энергосервисных услуг, иных видов деятельности, функционирования ЭСО

DEesir,, DElnl- , DEf°- , AEa± формируются gain ’ gain ’ gain ’ gain ^ r

на основе сравнения показателей динамики эффективности за рассматриваемый и предшествующий периоды:

-es AEes; AEinf. gain AEnnf

-gain AEes-1' AE't 1

■fo 1 > rn AEact gain AEact

gain 1 > rn AEac-t1

где Vnfo , Vnfo-1 - выручка, полученная в рассматриваемом и предшествующем периодах соответственно, руб.

. ,-fo (NEn - NEn-1)

3) AE'^ _ --——- показатель эффек-Vn-1

тивности реализации цели управляющих по увеличению платежей за поставленную (проданную) электроэнергию.

Показатель развития ЭСО на основе оценки динамики эффективности AEprg складывается посредством оценивания составляющих: AE%s , AE'^ ,

DEnfo , значение каждого из которых должно превышать 0.

При росте значения либо равенстве показателя динамики эффективности в рассматриваемом периоде показателю в предшествующем периоде можно говорить об устойчивом развитии организации.

Величины показателей прироста эффективности энергосбытовой деятельности ЭСО, по предоставлению информационных и энергосервисных услуг, иных видов деятельности, функциониро-

вания ЭСО AEgeasin , AEginafin

AE‘

fo

gain

AE

act

gain

указывают на интенсивность роста эффективности, а не на степень устойчивости развития.

Устойчивое развитие энергосбытовой организации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

FStab (AEens_1, AEens, AE^ 1, AE^, AEfo-1, AEfno, AEaric!1, AEact)

Показатель развития ЭСО на основе оценки динамики эффективности AEprg представляет собой функцию от показателей динамики эффективности: AEens, AEn, AEfn° :

AEprg _ Fprg (Eens, AE'nf, AEfo, AEanct);

AEprg > 0, Fprg Ees, AEinf, AEfo, AE%ct)> 0 .

может характеризоваться неравенствами:

0 < AEe-1 < AEes ; 0 < AE'f 1 < AE'n ;

0 < AE^^ < AEfo ; 0 < AE^ < AE%ct .

Эти условия можно сформулировать с более жесткими требованиями, увеличив число рассматриваемых периодов с двух до трех, тогда,

48

Fstab (AEes DEes DEes DEinf DEinf DEinf

i~n \DEn - 2' DEn-1'DEn ' DEn - 2' DEn-1'DEn '

DEfo DEfo DEfo DEact DEact DEact

DEn-2'DEn-1'DEn 'DEn-2'DEn-1'DEn

E

sec m NE i

sec ^ J

n = ^ „

j=1

четырех и более. Чем больше число периодов с показателями удовлетворяющими, указанным выше неравенствам, тем выше степень устойчивости развития организации.

Если целью организации является ускоренный рост, то должно выполняться условие ускоренного роста, определяемое неравенствами:

0 < ДБ^., < AE%s ; 0 < DE'f 1 <DEn ;

0 < DEf°-1 <DEf0 ; 0 < ДБ®-, < DE%ct .

Рассмотрение функционирования ЭСО с учетом системного подхода определяет необходимость оценки влияния достигнутой эффективности на развитие организации в будущем с учетом экономического и социального аспектов.

Динамика свойства надежности развития энергосистемы напрямую зависит от свойства надежности развития ЭСО, потому что низкая платежеспособность ЭСО может повлечь кризис неплатежей на розничном и оптовом рынках электроэнергии.

Надежность развития ЭСО может характеризовать целый комплекс показателей, в число которых входят показатели экономической безопасности, поскольку поддержание безопасности организации рассматривается, как составляющая обеспечения надежности функционирования.

В качестве показателя экономической безопасности ЭСО можно рассматривать среднее значение поставленной (проданной), но не оплаченной потребителями электроэнергии, рассчитанную за период, охватывающий три года, который далее будем называть показателем экономической безопасности ЭСО - E}Sec .

Показатель экономической безопасности может быть рассчитан за период превышающий три года, но тогда будет трудно говорить о реализации мероприятий по минимизации этого показателя, поскольку срок исковой давности по имущественным спорам соответствует трем годам [23].

Необходимо отметить, что неплатежи за электроэнергию с течением времени становятся невозвратными долгами, убытками ЭСО, впоследствии учитываемыми при расчетах цен на будущие периоды. Рост цен на электроэнергию негативно сказывается на функционировании всех потребителей электроэнергии, а значит в целом на экономическом развитии региона, поэтому показатель экономической безопасности ЭСО может рассматриваться как один показателей экономической безопасности региона.

Показатель экономической безопасности ЭСО может быть представлен следующим образом:

где m - период, за который рассчитывается среднее значение, поставленной (проданной), но не оплаченной электроэнергии, лет.

Максимальное значение показателя E}Sec может быть ограничено как в натуральном выражении - кВтч, так и в процентном соотношении от среднего значения поставленной электроэнергии за трехлетний период:

EjSec <DB , E%ec <0- !TWl ,

n J =1 m

где WJ - количество поставленной (проданной) электроэнергии потребителям за J-год энергосбытовой организацией, кВтч; 0 - доля от объема электроэнергии поставленной потребителям, отражающая величину невозвратных долгов; DB -величина невозвратных долгов за год, кВтч/год.

Разработка моделей по оценке эффективности функционирования энергосбытовых организаций.

Эффективное функционирование ЭСО возможно только на основе обеспечения ее устойчивого развития, для которого имеет особое значение временной аспект, поэтому необходимо при оценивании опираться на его составляющие: прошлое, настоящее и будущее.

Устойчивое развитие ЭСО будем рассматривать в трех аспектах временного характера, отражающих состояние организации в рассматриваемом периоде с положительными значениями показателей эффективности (эффективность в настоящем); позитивного роста показателей эффективности рассматриваемого периода по сравнению с предшествующим (эффективность в настоящем по сравнению с прошлым); гарантированного (надежного) будущего.

Модель по оценке эффективности функционирования ЭСО для устойчивого развития состоит из трех составляющих:

1) развитие в рассматриваемом периоде;

2) устойчивое развитие, рассматриваемое как сравнение изменения прироста развития в рассматриваемом периоде и предшествующем ему;

3) надежность развития, характеризуемая показателем экономической безопасности ЭСО.

Выполнение только всех трех условий, характеризующих развитие, устойчивое развитие и надежность развития указывает на эффективное функционирование ЭСО.

Модель имеет следующий вид:

DE%s ® max, DEn ® max,

DEf0 ® max, DEfict ® max.

49

I)развитие в рассматриваемом периоде

III) надежность развития:

AE%s > 0, AE'nnf > 0, AEf,0 > 0, AEf,ct > 0 .

II) устойчивое развитие

0 < AEe-1 < AE%s, 0 < AE^ < AE f,

0 < AEf°_1 < AEf, 0 < AEa<^1 < AEfict.

c-see

En

m Wj

<0- ^-L.

j=1 m

Необходимо отметить, что стратегия ускоренного роста может быть применена только на основе ее соответствия целям отрасли в рамках рассматриваемого периода.

III) надежность развития:

see

En

m Wj

< 0- 2—.

j=1 m

В случае, если ЭСО помимо энергосбытовой деятельности и деятельности по предоставлению информационных и энергосервисных услуг развивает иные виды деятельности, то показатели динамики эффективности по этим видам деятельности могут быть оценены в менее жесткой форме.

Многообразие выбора стратегий развития организации определяет необходимость разработки инструментария по оценке эффективности ее функционирования с учетом поставленных целей.

Целью стратегии ускоренного роста является наиболее полное использование внутренних и внешних возможностей организации. Данный этап цикла роста должен продолжаться как можно дольше, так как именно на нем происходит полное использование ресурсов, доля рынка приближается к запланированной.

Если в число целей собственников и руководства организации входит увеличение темпов роста эффективности, то модель по оценке эффективности функционирования ЭСО для устойчивого развития может быть модифицирована на основе включения условия ускоренного роста эффективности.

Модель по оценке эффективности функционирования ЭСО при ускоренном росте ЭСО имеет следующий вид:

AEens ® max, AE'nf ® max,

AEf0 ® max, AEfict ® max.

I)развитие в рассматриваемом периоде

Модель по оценке эффективности ЭСО может быть применена на различных этапах стратегического управления, в том числе и для текущего планирования. При этом можно использовать модель, как для оценки эффективности функционирования для устойчивого развития, так и для определения показателей функционирования на основе заданных значений эффективности.

Выводы. Сформулированные особенности, являющиеся основой для разработки системы ключевых показателей эффективности и моделей по оценке эффективности функционирования энергосбытовых организаций, позволяют при постоянных изменениях условий внутренней и внешней среды организаций сформировать инструментарий по оценке эффективности функционирования для устойчивого развития.

Разработанная система ключевых показателей эффективности функционирования ЭСО включает в себя следующие показатели: показатель динамики эффективности по видам деятельности (энергосбытовой деятельности; по предоставлению информационных и энергосервисных услуг, по иным видам деятельности); показатель эффективности выбора стратегии диверсификации; показатель динамики эффективности функционирования ЭСО; показатель развития ЭСО на основе оценке динамики эффективности; показатели прироста эффективности (энергосбытовой деятельности; по предоставлению информационных и энергосервисных услуг; иных видов деятельности, функционирования ЭСО); показатель экономической безопасности ЭСО, позволяющие комплексно оценить эффективность организации с учетом положений национальных стандартов «Менеджмент организации. Руководство по обеспечению устойчивого развития», «Менеджмент организации. Требования к системе менеджмента устойчивого развития применительно к событиям».

AE%s > 0, AE'nnf > 0, AEf0 > 0, AE%ct > 0 . II) ускоренный рост

0 < AEe_1 < AE%s, 0 < AEnl_1 < AE^,

0 < AEf°_1 < AEf0,0 < AEa_t1 < AE%ct.

Разработанную модель по оценке эффективности функционирования ЭСО для устойчивого развития и ее модификацию, предусматривающую ускоренный рост организации, можно использовать как для оценки эффективности, так и для определения показателей функционирования на основе заданных значений эффективности.

Литература:

1. Айвазян С.А. Моделирование производственного потенциала на основе концепции стохастической границы : Методология, результаты эмпирического

Literature:

1. Aivazyan S.A. Modeling of productive capacity based on the concept of stochastic frontier : methodology, results of an empirical analysis / S.A. Ai-

50

анализа / С.А. Айвазян, М.Ю. Афанасьев. М. : КРАСАНД, 2014. 352 с.

2. Савицкая Г.В. Анализ эффективности деятельности предприятия: методологические аспекты. М. : Новое знание, 2004. 160 с.

3. Кимерин В.А. Повышение эффективности энергосбытовой деятельности на примере: ОАО «Мосэнергосбыт» : автореф. дис. ... канд. экон. наук. Москва, 2007. 23 с.

4. Александрова Н.С. Методические основы оценки эффективности энергосбытовой деятельности на розничном рынке : автореф. дис. ... канд. экон. наук. Москва, 2007. 24 с.

5. Васильева Е.М. Формирование оценок эффективности естественно-монопольных производственных систем. М. : Книжный дом «ЛИБ-РОКОМ», 2008. 176 с.

6. Хорунжая С.Н. Влияние государственной энергетической политики на финансовое регулирование и эффективность энергосбытовых компаний : автореф. дис. . канд. экон. наук. Новосибирск, 2010. 23 с.

7. Скворцов О.Н. Эффективность деятельности предприятий сферы предоставления энергосбытовых услуг : автореф. дис. ... канд. экон. наук. Нижний Новгород, 2014. 22 с.

8. Марр Б. Ключевые показатели эффективности. 75 показателей, которые должен знать каждый менеджер, пер. с англ. А.В. Шаврина. М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. 340 с.

9. Минцберг Г. Стратегическое сафари. Экскурсия по дебрям стратегического менеджмента. Генри Минцберг, Брюс Альстрэнд, Жозеф Лампель; Пер. с англ. М. : Альпина Паблишер, 2013. 367 с.

10. Друкер П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения. М. : ГРАНД, ФАИР-ПРЕСС, 1998.

11. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб. : Питер Ком, 1999. 416 с.

12. Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество: Пер. с англ. Дж. Гэлбрейт. М. : ООО «Издательство АСТ»: ООО «Транзиткнига»; СПб. : Terra Fantastica, 2004. 602 с.

13. Дафт Р. Менеджмент. Пер. с англ. СПб. : Питер, 2008. 864 с.

14. Котлер Ф. Стратегический менеджмент по Котлеру. Лучшие приемы и методы / Ф. Котлер, Р. Бергер, Н. Бикхофф. Пер. с англ. под ред. И. Матвеевой. М. : Альпина Паблишер, 2012. 144 с.

15. Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 7 декабря 2011 г. № 732-ст «Об утверждении национального стандарта «ГОСТ Р54598.1 -2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Менеджмент организации. Руководство по обеспечению устойчивого развития».

vazyan, M.Yu. Afanas'ev. M. : KRASAND, 2014. 352 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Savitskaya G. V. Analysis of the effectiveness of the enterprise: methodological aspects. M. : New knowledge, 2004. 160 p.

3. Kimerin V.A. Improving the efficiency of sales activity on the example of OJSC «Mosenergosbyt» : abstract dis. ... cand. e^n. Sciences. Moscow, 2007. 23 p.

4. Aleksandrova N.S. Methodical bases of an estimation of efficiency of sales activity in the retail market : abstract dis. ... cand. e^n. Sciences. Moscow, 2007. 24 p.

5. Vasil’eva E.M. Formation of the assessments of the effectiveness of natural monopolies production systems. M. : «LIBROKOM» Book House, 2008. 176 p.

6. Khorunzhaya S.N. Impact of state energy policy on the financial regulation and effectiveness of energy sales companies : abstract dis. ... cand. e^n. Sciences. Novosibirsk, 2010. 23 p.

7. Skvortsov O.N. The efficiency of the enterprises in the sphere of energy supply services : abstract dis. ... cand. e^n. Sciences. Nizhny Novgorod, 2014. 22 p.

8. Marr B. Key Performance Indicators. 75 indicators that every manager needs to know / trans. from English by A.V. Shavrina. M. : BINOM. Knowledge Laboratory, 2014. 340 p.

9. Mintzberg H. Strategic safari. Excursion to the wilds of strategic management. Henry Mintzberg, Bruce Alstrend, Joseph Lampela. Trans. from English. M. : Alpina Publisher, 2013. 367 p.

10. Drucker P. Effective management. Economic problems and optimal solutions. M. : GRAND, FAIR-PRESS, 1998.

11. Ansoff I. The new corporate strategy. SPb. : Peter Combe,1999. 416 p.

12. Galbraith J. New Industrial State: trans. from English. M. : AST Publishing: LLC»Tranzitkniga»; SPb.: Terra Fantastica,2004. 602 p.

13. Daft R. Management : trans. from English. SPb. : Piter, 2008. 864 р.

14. Kotler F. Strategic management by Kotler. The best practices / F. Kotler, P. Berger, N. Bikhoff. trans. from English, ed. by Matveeva. M. : Alpina Publisher, 2012. 144 p.

15. Order of the Federal Agency for Technical Regulation and Metrology of December 7, 2011 № 732-item «On approval of a national standard» GOST R54598.1-2011. National Standard of the Russian Federation. Organization Management. Guide for the Sustainable Development».

51

16. Приказ Росстандарта от 23.11.2010 г. № 501-ст «Об утверждении Национального стандарта. Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества». ГОСТ Р ИСО 9004-2010.

17. Кравченко О.А. Особенности разработки модели стратегического управления функционированием энергосбытовой организации на основе метода анализа иерархий // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). 2015. № 1 С. 77-83.

18. Кравченко О.А. Об особенностях функционирования энергосбытовых организаций, учитываемых при разработке методологии анализа и моделей стратегического управления // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института). 2014. № 6. С. 125-130.

19. Кравченко О.А. О применении системных

принципов при реформировании некоторых направлений электроэнергетики // Кибернетика энергетических систем: материалы ХХХ1 сессии семинара «Электроснабжение промышленных предприятий», Новочеркасск, 28-29 октября

2009г. Новочеркасск: Ред. журн. «Изв. вузов. Электромеханика», 2009. С. 94-97

20. Кравченко О.А. Об особенностях управления стоимостью энергосбытовых организаций // Материалы Международной заочной научно-практической конференции «Современные проблемы науки и образования». ООО «Ника». Липецк. 2013. С. 69-71.

21. Кравченко О.А. О разработке модели для определения оптимального сочетания направлений развития энергосбытовых организаций при формировании стратегии // Экономика и предпринимательство. 2015. № 8. С. 640-644.

22. Постановление Правительства РФ № 442 от 04.05.2012 г. «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 23. ст. 3008.

23. Гражданский Кодекс РФ (часть 1) // Собрание

законодательства РФ. 05.12.1994. № 32.

ст. 3301.

16. Order of Rosstandart from 23.11.2010, № 501-item «On approval of the National standard. Managing for the sustained success of the organization. An approach based on quality management. GOST R ISO 9004-2010.

17. Kravchenko O.A. Features of the development model of strategic management of functioning of energy selling organization based on the analytic hierarchy process // Bulletin of the Rostov State University of Economics. 2015. № 1. Р. 77-83.

18. Kravchenko O.A. On peculiarities of functioning

of energy selling organizations to be considered when developing methodology for analysis and models of strategic management // Bulletin of the South Russian State Technical University (Novocherkassk Polytechnic Institute). 2014. № 6.

Р. 125-130.

19. Kravchenko O.A. On the application of the principles of reforming in some areas of the electricity power systems. Cybernetics: materials XXXI session of the seminar «Power supply of industrial en-terprises», Novocherkassk, October 28-29, 2009-Novocherkassk: News of Universities. Electromechanics , 2009. P. 94-97.

20. Kravchenko O.A. On peculiarities of cost management in energy companies // Materials of International correspondence scientific-practical conference «Modern problems of science and education». «Nika». Lipetsk, 2013. Р. 69-71.

21. Kravchenko O.A. On the development of models to determine the optimal combination of development trends in energy companies when forming a strategy // Economics and Entrepreneurship. 2015. № 8. Р. 640-644.

22. Russian Federation Government Resolution № 442 of 04.05.2012 «On the functioning of retail electricity markets, and full (or) partial restriction of electric power consumption mode» // collection of the legislations of the Russian Federation. 2012. № 23. Art. 3008.

23. The Civil Code (Part 1) // Collection of the legislations of the Russian Federation. 05.12.1994. № 32. Art. 3301.

52

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.