Научная статья на тему 'Перспективные направления деятельности энергосбытовых компаний в области энергосбережения на уровне регионов'

Перспективные направления деятельности энергосбытовых компаний в области энергосбережения на уровне регионов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
355
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГОСБЫТОВАЯ КОМПАНИЯ / ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ / ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ / ЭНЕРГОСЕРВИСНЫЙ ДОГОВОР / COMPANY ON MARKETING OF THE ELECTRIC POWERS / ECONOMY POWER RESOURCE / ENERGY EFFICIENCY / ENERGY EXAMINATION / AGREEMENT OF THE ENERGY SERVICE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федоров Д. Ю., Белокопытов А. В.

В статье описаны возможные направления деятельности энергосбытовых компаний в в области энергосбережения. Рассмотрена роль данных компаний в организации и реализации комплексного подхода к управлению энергосбережением на уровне регионов на основе заключения энергосервисных договоров с потребителями электроэнергии, учета и контроля потребления электроэнергии, содействия распространению инновационных энергосберегающих технологий и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSPECTIVE LINES OF ACTIVITY OF THE POWER MARKETING COMPANIES IN THE FIELD OF POWER SAVINGS AT LEVEL OF REGIONS

In article possible lines of activity of the power marketing companies in in the field of power savings are described. The role of the given companies in the organization and realization of the complex approach to management of power savings at level of regions on the basis of the conclusion ofpower service contracts with consumers of the electric power, the account and control of current consumption, assistance to distribution of innovative power saving up technologies etc.

Текст научной работы на тему «Перспективные направления деятельности энергосбытовых компаний в области энергосбережения на уровне регионов»

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭНЕРГОСБЫТОВЫХ КОМПАНИЙ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ НА УРОВНЕ РЕГИОНОВ

Федоров Д.Ю., заместитель генерального директора ОАО «Энергосбытовая компания Московской области», Белокопытов А.В., д.э.н., профессор, филиал ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский университет «МЭИ» в г. Смоленске

В статье описаны возможные направления деятельности энергосбытовых компаний в в области энергосбережения. Рассмотрена роль данных компаний в организации и реализации комплексного подхода к управлению энергосбережением на уровне регионов на основе заключения энергосервисных договоров с потребителями электроэнергии, учета и контроля потребления электроэнергии, содействия распространению инновационных энергосберегающих технологий и т.д.

Ключевые слова: энергосбытовая компания; энергосбережение; энергоэффективность; энергетическое обследование; энергосервисный договор.

PERSPECTIVE LINES OF ACTIVITY OF THE POWER MARKETING COMPANIES IN THE FIELD OF POWER SAVINGS AT LEVEL OF REGIONS

Fedorov D., Deputy General Director, Retail supplier of the Moscow region, JSC Belokopitov A., Doctor of Economics, Professor, Branch FGBOU VPO «National Research University» MEI «in Smolensk,

In article possible lines of activity of the power marketing companies in in the field of power savings are described. The role of the given companies in the organization and realization of the complex approach to management of power savings at level of regions on the basis of the conclusion ofpower service contracts with consumers of the electric power, the account and control of current consumption, assistance to distribution of innovative power saving up technologies etc.

Keywords: company on marketing of the electric powers; economy power resource; energy efficiency; energy examination; agreement of the energy service.

В результате реформирования электроэнергетики из состава энергокомпаний были выделены энергосбытовые компании, которые начали свою деятельность как самостоятельные предприятия, ставшие правопреемниками в отношении договоров энергоснабжения и поставки электрической энергии потребителям. В настоящее время основными функциями энергосбытовых компаний являются заключение договоров энергоснабжения с промышленными, бюджетными и бытовыми потребителями электроэнергии; проведение энергетических обследований (энергоаудита) предприятий и отдельных объектов, направленных на повышение их энергоэффективности и энергосбережение; реализация проектов по повышению энергоэффективности, в том числе на основе энергосервисных контрактов.

Очевидно, что при реализации современных приоритетов развития науки, технологий и техники Российской Федерации, к числу которых в соответствии с Приказом Президента РФ № 843 от 21 мая 2006 года относятся энергетика и энергосбережение, энергосбытовые компании играют значительную роль. Это связано с тем, что данные компании в силу специфики своей деятельности располагают наиболее детализированной информацией о производителях и потребителях электроэнергии, которая является одним из важнейших энергоресурсов. Так, например, доля затрат на электроэнергию в структуре тарифов на водоснабжение и водоотведение составляет 27 - 39%. Информация о производителях, потребителях энергоресурсов и предприятиях, осуществляющих их передачу может быть использована региональными органами власти при разработке и контроле реализации стратегий энергосбережения. В настоящее время существуют разработки в области многоуровневого управления энергосбережением в регионах. Модели многоуровневого управления энергосбережением могут предусматривать разработку стратегии социально-экономического развития региона, его энергетической стратегии и системы стратегий энергосбережения с учетом приоритетных направлений развития региона. Стратегии энергосбережения могут формироваться для региона в целом, отраслей промышленности и отдельных предприятий [1]. Соответственно, энергосбытовые компании могут предоставлять информацию о структуре и объемах потребления электроэнергии, а также тенденциях их изменения в разрезе отраслей промышленности и районов субъектов РФ, отдельных потребителей и производителей электроэнергии и их групп и др.

Помимо вышеперечисленных, к числу основных направлений деятельности энергосбытовых компаний относятся диагностика, эксплуатация, ремонт, замена и проверка средств измерений и учета электрической энергии; оказание услуг по организации коммерческого учета электрической энергии, контроль снятия показаний,

в том числе контроль за безучетным и бездоговорным потреблением электроэнергии; разработка, организация и проведение энергосберегающих мероприятий. Энергосбережение, в свою очередь, невозможно без системы контроля потребления энергоресурсов.

В настоящее время либерализация рынка сбыта электроэнергии и образование самостоятельно функционирующих энергосбытовых компаний приводит к возникновению и росту конкуренции в сфере реализации электрической энергии. В этой связи одной из важнейших задач энергосбытовых компаний становится обеспечение их конкурентоспособности за счет повышения качества обслуживания клиентов на основе соответствующих стандартов качества, например 1БО 9001:2008 и 1БО 50001 «Системы энергоменеджмента - Требования с руководством по использованию» применительно к закупке и реализации электрической энергии и мощности, расширения перечня предоставляемых услуг, а также сокращения издержек, связанных с основной деятельностью компаний.

Представляется, что перспективным направлением обеспечения конкурентоспособности энергосбытовых компаний должно стать энергосбережение и сокращение потерь электроэнергии, которые приводят к росту тарифов и удорожанию электроэнергии для промышленных потребителей и населения. Необходимо отметить, что сокращение потребления электроэнергии, с одной стороны, невыгодно для энергосбытовых компаний, т.к. приводит к снижению выручки от реализации и ухудшению финансово-экономических показателей деятельности данных компаний [2]. С другой стороны, энергосбережение способствует снижению себестоимости продукции промышленных предприятий, повышению ее конкурентоспособности на отечественном и мировых рынках и развитию производственного сектора экономики, что в итоге приводит к увеличению количества потребителей, повышению спроса на электроэнергию и способствует устранению конфликта интересов энергосбытовых компаний и потребителей.

Одним из основных направлений оптимизации взаимодействия энергосбытовых компаний с потребителями в области энергосбережения является заключение энергосервисных договоров, предметом которых являются услуги по повышению эффективности использования энергоресурсов. Энергосервисные договора позволяют потребителям осуществлять эффективную экономию энергоресурсов и оптимизировать затраты на оплату потребленной электроэнергии, например за счет предоставления в пользование энергосбытовой компанией современного энергосберегающего осветительного оборудования [3]. Условия энергосервисного договора могут включаться в договоры купли-продажи энергоресурсов. Согласно Федеральному закону № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности

и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» энергосервисные договора должны содержать условие о величине экономии энергоресурсов, которая должна быть обеспечена исполнителем в результате реализации данных договоров. Таким образом, энергосбытовые компании играют ключевую роль в создании экономических стимулов к энергосбережению для потребителей через систему учета и контроля потребления электроэнергии. Это способствует реализации государственной программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности и полному переходу к приборному учету электроэнергии.

Помимо заключения энергосервисных договоров энергосбытовые компании также могут выполнять функции центральных звеньев в процессах распространения инноваций в области энергосбережения за счет создания специальных инновационных центров энергосбережения и аккумулирования на их основе инновационных разработок, направленных на экономию не только электроэнергии, но и других видов энергоресурсов при производстве, распределении и потреблении энергии. Инновации в области энергосбережения могут затрагивать также процессы организации обслуживания потребителей и учета потребления электроэнергии на основе применения новых информационных технологий, направленных на оптимизацию процессов взаимодействия энергосбытовой компании с потребителями.

Таким образом, энергосбытовые компании обладают достаточно широкими возможностями по организации и реализации комплек-

сного подхода к энергосбережению в обслуживаемых ими субъектах Российской Федерации. Можно выделить следующие основные функции энергосбытовых компаний, характеризующие их системообразующую роль в реализации политики государства в области энергосбережения: учет и контроль потребления электроэнергии; формирование экономических стимулов к энергосбережению у потребителей электроэнергии; заключение энергосервисных договоров с потребителями электроэнергии; формирование инновационных центров энергосбережения и содействие распространению новых энергосберегающих технологий и оборудования; аккумулирование информации об объемах и структуре спроса на электроэнергию со стороны различных групп потребителей, которая может быть использована при разработке и контроле реализации региональных стратегий энергосбережения.

Литература:

1. Михайлов, С.А. Стратегическое управление энергосбережением на региональном уровне [Текст] / С.А. Михайлов // Российское предпринимательство. - 2008.- № 8. - С. 159 - 165.

2. Михайлов, С.А. Энергосбережение: конфликт интересов и пути его преодоления [Текст] / С.А. Михайлов // Вестник Российской Академии Естественных наук (серия экономическая). - 2010. -№3. - С. 21 - 23.

3. Мешалкин В.П. Ресурсоэнергоэффективные методы энергообеспечения и минимизации отходов нефтеперерабатывающих производств - Москва-Генуя: Химия, 2010. - 393с.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОИ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ КАЗАХСТАНА

Бурнаев З.Р., к.п.н., доцент, старший офицер учебного отдела Национального университета обороны

В статье описаны климато-географические характеристики Казахстана, приведены высшие военно-учебные заведения республики. Приведенные в статье практические рекомендации позволят совершенствовать военно-прикладную подготовку курсантов военных вузов.

Ключевые слова: Республика Казахстан; военно-профессиональная подготовка; военное образование; курсанты; практические рекомендации.

IMPROVEMENT OF THE MILITARY TRAINING OF CADETS OF MILITARY SCHOOLS IN KAZAKHSTAN

Burnaev Z., Candidate of Science (ped.), docent, a senior officer of the faculty special training

This article describes the climate and geographical characteristics of Kazakhstan and the higher military educational institutions of the republic. Practical recommendations, which are given in the article, will improve the military training of cadets of military schools.

Keywords: Republic of Kazakhstan, military training, military education, cadets, practical advice.

Республика Казахстан занимает большую по размерам и богатую, разнообразную по природным условиям и ресурсам территорию. В нем встречается суровый климат Сибири и знойный - Средней Азии; тайга и пустыни, обширные низменности и горные хребты. Бескрайние обширные равнины переходят в Центральном Казахстане к изолированным низкогорным массивам Сары-Арки, в южном и восточном направлении - к горным системам Алтая, Саур-Тарбагатая, Джунгарского Алатау и Тянь-Шаня. На территории Республики достаточно хорошо представлены ландшафты четырех географических зон - лесостепи, степи, полупустыни и пустыни [6, с. 86].

Казахстан лежит в глубине Евразийского материка. Он удален от атлантического океана на 2800 км, от Северного ледовитого океана на 1560 км, от Индийского океана на 1650 км и от Тихого океана на 3000 км. По площади (2717300 кмІ) Республика занимает девятое место в мире. Наибольшая протяженность территории с севера на юг - 1800 км, с запада на восток - 3000 км. На востоке Казахстан граничит с Китаем, на юге - с Кыргызстаном, Узбекистаном и Туркменистаном, на севере и западе - с Российской Федерацией [2, с. 4]. Протяженность сухопутных границ - 12012 км: с Китаем - 1533 км, с Кыргызстаном - 1051 км, с Россией - 6846 км, с Туркменистаном - 379 км, с Узбекистаном - 2203 км. Значительная протяженность в пределах страны - побережья Каспийского и Аральского морей [3, с. 8]. Однако, Казахстан остается очень малонаселенной страной по всем стандартам (плотность населения -менее 5.5 человек на 1 кв. км [1, с. 115].

Геополитическое положение независимого Казахстана, обладающего огромной территорией, большими запасами ресурсов, протяженными границами, разделяющими крупнейшие государства с сильными армиями, напряженная международная обстановка в Центрально-Азиатском регионе обязывают серьезно относиться к собственным Вооруженным Силам. Как известно, центральной фигурой Вооруженных Сил Республики Казахстан был и остается офицер, и к нему предъявляются особые требования как к личной военно-прикладной подготовке, так и подготовке подчиненных ему военнослужащих. Офицер, который обладает сформированными физическими и психологическими качествами, всегда будет иметь преимущества перед офицерами, пользующимися лишь представлениями об этих качествах, и значительно быстрее достигнет успеха в подготовке своих подчиненных к выполнению служебно-боевых задач.

Система высшего военного образования Вооруженных Сил Республики Казахстан в настоящее время представлена пятью военно-учебными заведениями: Национальный университет обороны (город Щучинск), Военно-инженерный институт радиоэлектроники и связи (город Алматы), Военный институт Сухопутных войск (город Алматы), Военный институт Сил воздушной обороны (город Актобе) и Военно-морской институт (город Актау) [4, с. 157]. Военный колледж спорта Спортивного комитета - Центрального спортивного клуба армии (город Алматы) готовит военных специалистов со средне-специальным образованием и присвоением первого офицерского звания «лейтенант». Кроме того, на 22 военных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.