О. А. Кравченко
ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ МОДЕЛИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕМ ЭНЕРГОСБЫТОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ МЕТОДА АНАЛИЗА ИЕРАРХИЙ
Аннотация
Обосновываются причины выбора метода анализа иерархий для разработки модели стратегического управления функционированием энергосбытовой организации. Представлены особенности разработки модели, обусловленные структурой метода анализа иерархий и адаптированной моделью процесса стратегического управления энергосбытовой организацией. Охарактеризованы возможности модификации модели с учетом влияния факторов внутренней и внешней среды.
Ключевые слова
Особенности разработки модели стратегического управления функционированием энергосбытовой организации, метод анализа иерархий, модификации модели стратегического управления функционированием энергосбытовой организации.
O. A. Kravchenko
PERCULIARITIES OF ELABORATING STRATEGIC MANAGEMENT MODEL OF FUNCTIONING OF ENERGY SELLING ORGANIZATION ON BASIS OF THE ANALYTIC HIERARCHY PROCESS
Annotation
Reasons for choosing the analytic hierarchy process of developing a model of strategic management of the operation of energy selling organization are substantiated in the article. The peculiarities of the model developing caused by the structure of the analytic hierarchy process model and adapted strategic management of energy selling organization are introduced. The possibilities of modifying the model taking into account the influence of factors of internal and external environment are characterized.
Keywords
Peculiarities of elaborating strategic management model of functioning of energy selling organization, analytic hierarchy process, modification of the strategic management model of functioning of energy selling organization.
Повышение эффективности стратегического менеджмента энергосбытовых организаций (ЭСО) является актуальной задачей, решение которой позволит повысить эффективность функционирования электроэнергетики в целом.
Использование методологии стратегического управления ЭСО, основанной на реализации комплекса моделей, повысит эффективность работы ЭСО,
снизит риски и даст возможность поддерживать надежность на заданном уровне как самой ЭСО, так и иных предприятий отрасли, непосредственно осуществляющих генерацию и поставку электроэнергии.
Процесс стратегического управления функционированием энергосбытовой организации характеризуется сложной циклической структурой.
Характер данных, используемых при анализе и планировании стратегии ЭСО, имеет неоднородную природу, как правило, это связано со сложностью описания характеристик функционирования организации (отражение структуры и функций во времени), необходимых для построения стратегии [1, с. 125-130].
Указанные выше проблемы обусловливают отказ от детерминированного подхода в моделировании и применение метода анализа иерархий [2, с. 150-153], предназначенного для многокритериального выбора и основанного на принципах: декомпозиции, измерения предпочтений, синтеза приоритетов [3], позволяющего на основе имеющейся информации построить модель стратегического управления функционированием ЭСО.
Метод анализа иерархий дает возможность многовариантного иерархического представления модели, основной задачей при реализации которой является оценка высших уровней исходя из взаимодействия различных уровней иерархии. Использование иерархической композиции позволяет уклониться от непосредственного сопоставления большого и малого [4]. В методе анализа иерархий предполагается, что элементы в каждой группе иерархии (уровне) независимы, в отличие от метода аналитических сетей [3].
В работе «Принятие решений при зависимостях и обратных связях» автор метода анализа иерархий Т. Саати подчеркивает, что проблему принятия решений можно представить в виде иерархии: цель, подцели, критерии, факторы оценивания, альтернативы, при этом может быть добавлен уровень подкрите-риев [3]. В более ранней работе «Принятие решений. Метод анализа иерархий» предлагается немного иной поход к построению иерархии: цель, подцели, силы, акторы, цели акторов, стратегии, исходы [4]. Метод анализа иерархий не со-
держит жестких требований к построению структуры модели, что позволяет при моделировании более корректно отображать объект исследования.
Особенности разработки модели стратегического управления функционированием ЭСО определены структурой выбранного метода, которую упрощенно можно рассматривать в трех аспектах: построение иерархии (модели системы); расчет показателей посредством реализации модели на основе матричных вычислений; выбор стратегии на основе оценки приоритетов [3]. Эти особенности заключаются в рассмотрении инвариантности каждого из аспектов и обосновании выбора соответствующего подхода.
Предоставляемая методологией анализа иерархий возможность отражения обратного процесса реализации модели [4] и определение оптимальной стратегии на основе комбинированного планирования (второго прямого процесса) позволяет получить больший объем информации, необходимый для стратегического планирования. Прямой процесс отражает описание среды, в которой должно рассматриваться функционирование ЭСО, а обратный процесс проясняет прямой процесс на основе определения линий поведения, характеристик желаемого будущего сценария — выбранной наиболее вероятной стратегии ЭСО.
Разработанная на основе метода анализа иерархий, модель стратегического управления функционированием ЭСО в укрупненном виде должна содержать следующие уровни: глобальную цель (эффективное функционирование ЭСО), уровень факторов развития и роста, уровень, отражающий влияние факторов производства. При этом могут быть включены и дополнительные уровни, детализирующие особенности условий внутренней и внешней среды, например, выгоды, издержки, возможности и риски.
Последовательность уровней в модели, как рекомендовалось в [3], выстроена в зависимости от степени влияния группы элементов на общую цель, при этом на нижнем уровне располагаются предполагаемые базовые стратегии [5, с. 41-43].
На верхнем уровне модели располагается общая цель — эффективное функционирование ЭСО, уровень ниже содержит цели, раскрывающие сущность общей цели: рост стоимости, качество, надежность [6, с. 290-295], следующий уровень характеризует влияние сил (ресурсов, возможных ограничений) — уровень жизни населения, органы местного самоуправления, наличие оборотных средств (собственных или заемных на приемлемых условиях), кадровое обеспечение ЭСО, материальное обеспечение ЭСО, организационная культура ЭСО, следующий уровень характеризует действующих лиц, в число которых входят: потребители, сетевые организации, руководство (управляющие) ЭСО, персонал ЭСО, банковские организации, собственники ЭСО (акционеры), на следующем уровне располагаются критерии: выгоды, возможности, издержки и риски, последний уровень содержит сценарии возможного развития организации — стратегия экономии, стратегия стабилизации (внутреннего роста), стратегия поддержки роста (внешнего роста) [5].
К особенностям разработки модели стратегического управления функционированием энергосбытовой организации следует отнести:
- структура и элементы иерархии в модели стратегического управления функционированием ЭСО определяются факторами развития и роста, факторами производства;
- элементы и структура принятия решения основаны на адаптированной модели процесса стратегического управления ЭСО (принципы, элементы модели);
- формирование уровней: цели, силы (ресурсов, ограничений), действующие лица, стратегии носит инвариантный характер;
- зависимости между элементами в уровнях имеются, но они не выражены в прямой форме;
- модификации модели стратегического управления функционированием энергосбытовой организации формируются на основе изменения состава элементов в уровне при неизменном составе уровней;
- возможность разработки модели обратного процесса и определение оптимальной стратегии на основе комбинированного планирования.
Широкий спектр возможностей построения модификаций модели обеспечивает отражение динамичности условий внутренней и внешней среды ЭСО на основе базовой модели.
В настоящее время особое значение приобретают вопросы обеспечения безопасности, в том числе и в энергетике. Особое место как целевому показателю функционирования Единой электроэнергетической системы уделяется безопасности, о чем свидетельствует закрепление принципа «обеспечения энергетической безопасности РФ» на первом месте в системе принципов организации экономических отношений и основ государственной политики в сфере электроэнергетики в Федеральном законе РФ «Об электроэнергетике» [7].
Рассмотрению вопросов безопасности посвящено много работ [8-10]. Особое место среди них занимает информационная безопасность, регламентируемая также национальными стандартами [11, 12].
Проблема информационной безопасности предприятий топливно-энергетического комплекса обладает особой актуальностью, поскольку информация является одним из основных факторов производства предприятий
(организаций) электроэнергетики, в том числе и энергосбытовых организаций.
Немаловажное значение имеет и корпоративная безопасность, которой уделяется особое внимание российскими учеными [13-15].
Как отмечается в [13], элементами корпоративной безопасности являются кадровая, информационная, экономическая, физическая безопасности, аудит безопасности.
Обеспечение безопасности можно рассматривать как соответствие функционирования стандартам, в том числе национальным стандартам и стандартам предприятия по обеспечению безопасности.
Принимая во внимание актуальность проблемы энергетической безопасности как на макроуровне (уровне отрасли), так и на микроуровне (уровне организации), можно использовать безопасность как целевой показатель.
В перспективе безопасность может занять более приоритетное место, чем рост стоимости, которому на данный момент уделяется особое внимание, в связи с чем уровень «цели» может быть изменен путем включения в него цели «безопасность» и подцелей: соответствие стандарту «Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Системы менеджмента информационной безопасности. Требования» и другим национальным и международным стандартам [16], стандарту корпоративной безопасности, утвержденному в энергосбытовой организации.
Выделение информационной безопасности как самостоятельной цели из более широкого понятия «корпоративная безопасность» предпринято намеренно, с тем чтобы подчеркнуть его значимость и особенности методов обеспечения, регламентируемых государством, в отличие иных составляющих корпоративной безопасности: кадровой, экономической и физической безопасности, методы обеспечения ко-
торых не предусмотрены правовыми актами в Российской Федерации.
Необходимо отметить, что обязательное наличие стандартов корпоративной безопасности не предусмотрено законодательством.
Модификация модели, предусматривающая изменение уровня «силы» путем дополнения элементом, относящимся к внешним силам, — «оптовый рынок электроэнергии» [17], подходит для ЭСО, имеющей большую задолженность перед оптовым рынком электроэнергии. Включение в модель элемента «оптовый рынок» актуально в том случае, когда при нестабильном финансовом положении ЭСО оптовый рынок предоставляет рассрочку платежей, что играет особое значение для ЭСО, закупающей электроэнергию на десятки миллиардов рублей, либо в случае продажи электроэнергии в меньших объемах, чем требуется потребителям розничного рынка, что вызвано технологическими причинами — нехваткой мощностей генерации.
К внешним силам можно отнести влияние профсоюзов энергосбытовых организаций. В настоящее время большая часть работников предпочитает не вступать в профсоюз, такое положение весьма выгодно: с одной стороны, работники, не являющиеся членами профсоюза, получают компенсации, предусмотренные коллективным договором, а с другой стороны — они не платят профсоюзные взносы. Небольшое число членов профсоюзов в настоящее время ослабляет их социально-политическую позицию.
Влияние профсоюзов может возрасти, если число их членов увеличится, а руководство профсоюзов сможет выработать более независимую линию поведения от интересов руководства ЭСО.
Уровень «действующие лица» можно дополнить элементом, функции которого непосредственно не связаны с поставкой электроэнергии, и наделенным
государственными полномочиями контроля и надзора в этой сфере — «органы, осуществляющие контроль и надзор».
Влияние органов государственной власти федерального и регионального уровня, осуществляющих контроль и надзор за деятельностью ЭСО, оказывает ключевое воздействие на ЭСО.
Федеральная служба по тарифам (ФСТ) [18] и Региональная служба по тарифам (РСТ) регламентируют вопросы, связанные с установлением и применением тарифов. Федеральная антимонопольная служба [19] рассматривает вопросы, связанные с нарушением антимонопольного законодательства, которое распространяется на функционирование ЭСО, поскольку ЭСО, получившие статус гарантирующего поставщика, как правило, занимают доминирующее положение на рынке, предоставляемых услуг.
Включение в модель элемента «органы, осуществляющие контроль и надзор» актуально в том случае, когда сложилась негативная практика по разрешению споров в отношении принимаемых этими органами решений в судебном порядке. Санкции, налагаемые Федеральной антимонопольной службой за нарушение антимонопольного законодательства [20], могут достигать нескольких миллионов рублей, что оказывает существенное негативное влияние на функционирование ЭСО.
К числу контролирующих органов можно также отнести жилищную инспекцию и органы Роспотребнадзора, их деятельность не оказывает существенного влияния на финансовое положение ЭСО.
Модификация уровня стратегий путем включения в модель в качестве альтернативы стратегии выхода на международный рынок возможна в случае успешного развития энергосбытовой организации, в том числе и на основе предоставления информационных и энергосервисных услуг.
Таким образом, особенности функционирования ЭСО обусловливают применение метода анализа иерархий для разработки модели стратегического управления функционированием энергосбытовой организации. Особенности разработки модели стратегического управления функционированием энергосбытовой организации обусловлены структурой метода анализа иерархий и адаптированной моделью процесса стратегического управления ЭСО.
Модификации модели стратегического управления функционированием энергосбытовой организации могут быть получены на основе инвариантного представления уровней целей, сил, действующих лиц, стратегий с учетом влияния факторов внутренней и внешней среды ЭСО.
Библиографический список
1. Кравченко, О. А. Об особенностях функционирования энергосбытовых организаций, учитываемых при разработке методологии анализа и моделей стратегического управления // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института). — 2014. — № 6.
2. Кравченко, О. А. Факторы, обусловливающие выбор метода моделирования функционирования энергосбытовых организаций // Кибернетика энергетических систем: материалы XXXIV сессии семинара «Диагностика энергооборудования» (Новочеркасск, 24-26 сентября 2012 г.). — Новочеркасск : Известия вузов. Электромеханика, 2012.
3. Саати, Т. Принятие решений при зависимостях и обратных связях: Аналитические сети : пер. с англ. / А. В. Андрейчиков, О. Н. Андрейчикова. — М. : ЛИБРОКОМ, 2009.
4. Саати, Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий. — М. : Радио и связь, 1993.
5. Кравченко, О. А. Об особенностях выбора направления развития энергосбытовой организации // Экономика, социология, право: новые вызовы и перспективы : материалы XIII Меж-дунар. науч.-практ. конф. — М., 2013.
6. Кравченко, О. А. О некоторых вопросах стратегического управления энергокомпаниями // Экономика, социология и право в современном мире: проблемы и поиски решений : материалы 17-й Между-нар. науч.-практ. конф. — Пятигорск, 2013.
7. Об электроэнергетике : [Федеральный закон РФ № 35-ФЗ от 26.03.2003] // Собрание законодательства РФ. — 2003. — № 13. — От. 1177.
8. Информационная безопасность систем организационного управления. Теоретические основы : в 2 т. / Н. А. Кузнецов [и др.] ; Инс-т проблем передачи информации РАН. — М. : Наука, 2006. — Т. 1.
9. Информационная безопасность систем организационного управления. Теоретические основы : в 2 т. / Н. А. Кузнецов [и др.] ; Инс-т проблем передачи информации РАН. — М. : Наука, 2006. — Т. 2.
10. Попов, Ю. П. Ресурсы безопасности промышленного предприятия. Практическое пособие по созданию корпоративного ресурса знаний юридического лица. — М. : НЦ ЭНАС, 2007.
11. ГОСТ Р ИСО/МЭК 17799:2005 «Информационная технология. Практические правила управления информационной безопасностью».
12. ГОСТ Р ИСО/МЭК 15408-12008 «Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Критерии оценки безопасности информационных технологий. Ч. 1. Введение и общая модель».
13. Бородин, И. А. Основы психологии корпоративной безопасности. — М. : Высшая школа психологии. 2004.
14. Драчев, С. С. Основы корпоративной безопасности. — М. : Полигон, 2000.
15. Минаев, Г. А. Безопасность организации. — М. : Логос, 2008.
16. ГОСТ Р ИСО/МЭК 27001 «Информационные технологии. Методы безопасности. Система управления безопасностью информации. Требования».
17. Об утверждении правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности : [Постановление Правительства РФ № 1172 от 27.12.2010] // Собрание законодательства РФ. — 2011. — № 14. — Ст. 1916.
18. Об утверждении Положения о Федеральной службе по тарифам : [Постановление Правительства РФ № 332 от 30.06.2004] // Собрание законодательства РФ. — 2004. — № 29. — Ст. 3049.
19. Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе : [Постановление Правительства РФ № 331 от 30.06.2004] // Собрание законодательства РФ. — 2004. — № 31. — Ст. 3259.
20. О защите конкуренции : [Федеральный закон РФ № 135-Ф3 от 26.07.2006] // Собрание законодательства РФ. — 2006. — № 31 (1 ч.). — Ст. 3434.
Bibliographic list
1. Kravchenko, O. A. On peculiarities of functioning of the utilities considered in the development of analysis methodology and models of strategic management // Bulletin of South-Russian state technical University (Novocherkassk Polytechnic Institute). — 2014. — № 6.
2. Kravchenko, O. A. The factors contributing to the choice of method for modeling the operation of utilities // Analysis of energy systems: proceedings of XXXIV session of the seminar
«Diagnostics of power equipment» (Novocherkassk, 24-26 September 2012). — Novocherkassk : Izvestiya vuzov. Electromechanics, 2012. — P. 150-153.
3. Saati, T. Decision making with dependence and feedback links: the analytic network / V. A. Andreychikov, O. N. Andreichikova. — M. : LIBROKOM, 2009.
4. Saati, T. Decision making. Method of analysis of hierarchies. — M. : Radio and communication, 1993.
5. Kravchenko, O. A. About the peculiarities of the choice of directions of development of energy sales company // Economics, sociology, law: new challenges and prospects : materials of the XIII Intern. science-practical conf. — M., 2013.
6. Kravchenko, O. A. On some issues of strategic management of companies // Economics, sociology and law in the modern world: problems and solutions : proceedings of the 17th Intern. science-practical conf. — Pyatigorsk, 2013.
7. On electricity : [Federal law № 35-FL from 26.03.2003] // Collected legislation of the Russian Federation. — 2003. — № 13. — Art. 1177.
8. Information security systems of organizational management. Theoretical basis : in 2 vol. / N. A. Kuznetsov [etc.] ; Institute of problems of transmission of information RAN. — M. : Nauka, 2006. — T. 1.
9. Information security systems of organizational management. Theoretical basis : in 2 vol. / N. A. Kuznetsov [etc.] ; Institute of problems of transmission of information RAN. — M. : Nauka, 2006. — T. 2.
10. Popov, Y. P. Security resources of an industrial enterprise. A practical guide to the creation of a corporate knowledge resource of a legal entity. — M. : NTS ENAS, 2007.
11. GOST R ISO/IEC 17799:2005 «Information technology. Practical rules
for the management of information security».
12. GOST R ISO/IEC 15408-1-2008 «Information technology. Methods and means of security. Evaluation criteria information technology security. Part 1. Introduction and General model».
13. Borodin, I. A. Principles of psychology to corporate security. — M. : Higher school of psychology, 2004.
14. Drachev, S. S. Fundamentals of corporate security. — M. : Polygon, 2000.
15. Minaev, G. A. Organization security. — Berlin : Springer, 2008.
16. GOST R ISO/IEC 27001 «Information technology. Security methods. The safety management system information. Requirements».
17. On approval of rules of the wholesale market of electric energy and power and on amendments to certain acts of the Government of the Russian Federation on organization of functioning of the wholesale market of electric energy and power : [Decree of the Russian Federation Government № 1172 from 27.12.2010] // Collected legislation of the Russian Federation. — 2011. — № 14. — Art. 1916.
18. On approval of the regulations on the federal service on tariffs : [Decree of the Russian Federation Government № 332 from 30.06.2004] // Collected legislation of the Russian Federation. — 2004. — № 29. — Art. 3049.
19. On approval of the regulations on the federal antimonopoly service : [Decree of the Russian Federation Government № 331 from 30.06.2004] // Collected legislation of the Russian Federation. — 2004. — № 31. — Art. 3259.
20. On the protection of competition : [Federal law of 26.07.2006 № 135-FL] // Collected legislation of the Russian Federation. — 2006. — № 31 (part 1). — Art. 3434.