ленаправленная политика регионального правительства в стимулировании отдельных предприятий, способных значительно повысить свои показатели в области качества и конкурентоспособности.
Литература
1. Архипов Ю.Р., Яковлев А.Е. Экономическая и социальная география Чувашской Республики: учеб. пособие. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 1998. 304 с.
2. Белов Г.В., Быцкевич В.М. Технологии промышленного менеджмента. М.: Металлургия, 2000. 288 с.
3. Вахитов Д.Р., Тазиев И.В., Тимирясов В.Г. Лизинг: зарубежный опыт и российская практика. Казань: Таглимат, 2000. 92 с.
4. Кураков Л.П. Региональные экономические системы в современных условиях // Совершенствование работы информационных структур в новых условиях: сб. науч. тр. семинара-совещания руководителей региональных подразделений Главгоссвязьнадзора Российской Федерации. Чебоксары: Общественный центр поддержки и развития науки, образования и культуры, 1998. С. 3-29.
СЕМЕНОВ ВЛАДИСЛАВ ЛЬВОВИЧ. См. с. 460.
УДК 330.131.5
О.Н. СКВОРЦОВ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ СФЕРЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЭНЕРГОСБЫТОВЫХ УСЛУГ
Ключевые слова: эффективность, энергосбытовые услуги.
Рассмотрены подходы к оценке эффективности деятельности предприятий сферы предоставления энергосбытовых услуг.
O.N. SKVORTSOV IMPROVEMENT OF METHODS FOR ESTIMATING THE EFFICIENCY OF FIRMS PROVIDING ENERGY RETAILING SERVICES Key words: efficiency, energy retail services.
Approaches to estimating the efficiency of firms providing energy retailing services are considered in the article.
Одним из основных условий обеспечения эффективности деятельности предприятий является применение в управлении современных методов исследования, требующих разработки адекватных современным условиям показателей для оценки эффективности. Анализ используемых в настоящее время методик оценки эффективности деятельности предприятий сферы предоставления энергосбытовых услуг показал, что их применение недостаточно стимулирует персонал указанных предприятий к улучшениям, а также не в полной мере соотносится с целями и стратегией предприятий. Это подтверждает необходимость системной работы в области маркетинга и диагностики бизнес-процессов с выведением на рабочую доску управляющего звена некоторой совокупности показателей эффективности.
В качестве инструмента стимулирования персонала предприятий к повышению эффективности автором разработана система оценки эффективности производственных подразделений предприятий сферы предоставления энергосбытовых услуг как самостоятельных бизнес-единиц, которые в совокупности определяют конечный результат предприятия (табл. 1).
Для всех показателей задаются три уровня результативности: база, норма, цель. Вышеуказанные уровни результативности, а также весовой коэффициент ключевых показателей в расчете рейтингового коэффициента уста-
навливаются исходя из степени важности того или иного показателя на основе опыта, интуиции или методом экспертных оценок. По окончании финансового периода оцениваются фактические показатели подразделения. После оценки фактических показателей определяется результат (1, 2).
Результат № 1 = (факт—база) х 100%, (1)
(норма - база)
где факт - фактическое значение показателя; база - худшее допустимое значение, от которого начинается отсчет результата; норма - уровень, который должен достигаться обязательно с учетом всевозможных факторов и возможностей подразделения.
Результат № 2 = (факт - норма> х 100%, (2)
(цель - норма)
где факт - фактическое значение показателя; норма - уровень, который должен достигаться обязательно с учетом всевозможных факторов и возможностей подразделения; цель - сверхнормативный уровень, к которому нужно стремиться.
Таблица 1
Рейтинг эффективности деятельности производственного подразделения
Ключевые показатели т X .5 « 13 в- е И ? о к База, % Норма, % Цель, % Факт, % 5? 01 2 га 5 6 8 О. Эффективность от нормы Результат № 2, % Эффективность от цели
Уровень реализации электроэнергии 0,55 94 98 100 100 150,0 82,5 100 55,0
Доля кредиторской задолженности в общем объеме продаж 0,05 4 7 10 10 200,0 10,0 100 5,0
Показатель выполнения плана затрат 0,15 100 97 95 95 166,7 25,0 100 15,0
Доля дебиторской задолженности юридических лиц в объеме продаж юридических лиц 0,20 35 33 30 30 250,0 50,0 100 20,0
Доля дебиторской задолженности потребителей, приравненных к населению в их объеме продаж 0,05 115 107 100 100 187,5 9,4 100 5,0
Рейтинговый коэффициент эффективности: 176,88 100
Результат № 1 отражает степень выполнения или перевыполнения нормы. Так, если фактический показатель ниже нормы, то частный результат по нему от 0 до 100%. Если же факт превосходит норму, то частный результат выше 100%. Результат № 2 отражает степень достижения целевого показателя. Так, если фактический показатель выше нормы, но ниже цели, то частный результат по нему от 0 до 100%. Если же факт превосходит цель, то частный результат выше 100%. Коэффициенты эффективности рассчитываются как произведение результата на весовые коэффициенты. Рейтинговый коэффициент эффективности рассчитывается как сумма коэффициентов эффективности.
Данная система оценки отражает соревновательный принцип работы подразделений. Основной целью применения данной методики является стимулирование системной планомерной работы по улучшению указанных показателей. В качестве инструмента для достижения и улучшения показате-
лей выстраивается система оплаты труда персонала подразделений в зависимости от достигнутых результатов.
Системный подход к оценке эффективности требует разработки и применения оптимального набора показателей эффективности в процессе реализации выбранной стратегии развития предприятия. У многих предприятий сферы услуг может возникнуть сложность в выборе среди множества существующих показателей, поскольку все поместить в одну систему и сохранить удобство пользования сложно. В связи с этим автором предлагается набор ключевых показателей эффективности предприятий сферы предоставления энергосбытовых услуг, которые можно свести в единую приборную панель для управленческого аппарата предприятий сферы предоставления энергосбытовых услуг (табл. 2).
Таблица 2
Ключевые показатели эффективности предприятий сферы предоставления энергосбытовых услуг
Функциональные подсистемы предприятия Наименование показателя
Технологическая Объем продаж дополнительных услуг в объеме продаж всего ассортимента продукции и услуг
Рентабельность продаж дополнительных услуг
Чистая приведённая стоимость дополнительных услуг (NPV)
Внутренняя норма доходности дополнительных услуг (IRR)
Организационная Доля рынка
Прирост клиентской базы
Лояльность клиентов
Уровень реализации дополнительных услуг
Восприятие соотношения цена/качество клиентом в сравнении с конкурентами
Социальная Текучесть кадров
Квалификация сотрудников
Рентабельность фонда оплаты труда
Экономическая Полезный отпуск электроэнергии
Полезный отпуск электроэнергии в точке безубыточности
Запас прочности
Выручка от реализации продукции и услуг
Себестоимость
Чистая прибыль
Рентабельность собственного капитала (ROE)
Финансовый леверидж
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности
Оплата за услуги транспортировки электроэнергии
Коэффициент абсолютной ликвидности
Экономическая добавленная стоимость ( EVA)
Последовательно рассмотрим каждый из указанных ключевых показателей эффективности.
Объем продаж дополнительных услуг в объеме продаж всего ассортимента продукции и услуг. Важный показатель, является критерием достигнутых результатов в рамках стратегии увеличения реализации дополнительных услуг предприятия, поскольку инновационный процесс и внедрение дополнительных услуг важны для стратегического превосходства предприятия.
Рентабельность продаж дополнительных услуг. Данный показатель является индикатором ценовой политики компании и её способности контролировать издержки.
Чистая приведённая стоимость дополнительных услуг (NPV). Важный показатель, отражающий величину денежных средств, которую предприятие
ожидает получить от реализации дополнительных услуг, после того как денежные притоки окупят его первоначальные инвестиционные затраты и периодические денежные оттоки.
Для сравнительного анализа значительную роль играет показатель внутренней нормы доходности (IRR). Этот показатель может служить основой для ранжирования дополнительных услуг по степени выгодности при прочих равных условиях, т.е. при тождественности основных исходных параметров сравниваемых дополнительных услуг: равной сумме инвестиций; одинаковой продолжительности расчётного периода; равном уровне риска.
Доля рынка - необходимый показатель, косвенно определяющий конкурентоспособность предприятия и ее услуг на рынке.
Прирост клиентской базы - важный показатель, учитывающий степень прилагаемых усилий менеджмента и персонала предприятия к увеличению объемов продаж основных и дополнительных услуг.
Лояльность клиентов. Важный показатель, определяющий направления работы персонала предприятия по повышению качества предоставляемых услуг и полному удовлетворению клиентов. Данный показатель учитывает факторы, изменение и ухудшение которых могут привести к отказу клиентов предприятия от его услуг и переходу на обслуживание к другому поставщику услуг.
Уровень реализации дополнительных услуг. Значимый показатель, указывающий на уровень организационных мероприятий предприятия по удовлетворению текущего спроса на рынке услуг и определяющий необходимость дополнительных инвестиций с целью сохранения и увеличения клиентской базы предприятия.
Восприятие соотношения цена/качество клиентом в сравнении с конкурентами. Данный показатель косвенно дублирует показатель лояльности клиентов и при этом является важным самостоятельным показателем, поскольку учитывает ценовую политику, ассортимент и качество предоставляемых услуг конкурентами.
Текучесть кадров. Важный показатель, учитывает факторы удовлетворенности персонала работой, лояльности персонала, а также качество исполнения поставленных задач. Чем меньше текучесть кадров, тем эффективнее командная работа персонала предприятия. С данным показателем тесно взаимосвязан показатель квалификации сотрудников. Высокий уровень квалификации сотрудников предприятия связан с возможностью персонала предприятия достигать стратегические цели и выполнять все поставленные руководством предприятия задачи. Данный показатель также указывает на качество работы отдела кадров предприятия и уровень мотивационной работы с персоналом предприятия.
Рентабельность фонда оплаты труда. Значимый показатель, характеризующий способность персонала улучшать качество выполняемой работы. Данный показатель является критерием для оптимизации издержек предприятия, отрицательная динамика данного показателя указывает на необходимость сокращения фонда заработной платы и повышения мотивационной работы с персоналом.
Полезный отпуск электроэнергии. Данный показатель важен, поскольку характеризует объем реализации основных услуг, его динамика с учетом сезонных колебаний и экономического роста указывает на конкурентоспособность предприятия на рынке энергосбытовых услуг.
Полезный отпуск электроэнергии в точке безубыточности. Важный показатель, характеризующий минимальный объем реализации электроэнергии, при котором расходы будут компенсированы доходами, а при реализации
каждой последующей единицы продукции предприятие начинает получать прибыль. Снижение реализации электроэнергии ниже данного показателя указывает на необходимость срочной смены стратегии предприятия.
Запас прочности указывает, на сколько должна снизиться выручка или объем реализации, чтобы предприятие оказалось в точке безубыточности. Чем выше показатель запаса прочности, тем устойчивее предприятие и тем меньше для него риск потерь.
Выручка от реализации продукции и услуг показывает объем реализации всего ассортимента продукции и услуг предприятия. Важный финансовый показатель, который тесно взаимосвязан с показателями себестоимости и чистой прибыли. Указанные три показателя характеризуют итоговый результат деятельности предприятия, его способность получать прибыль.
Рентабельность собственного капитала (ROE). Это важнейший относительный финансовый показатель, показывающий, насколько эффективно был использован вложенный в дело капитал.
Финансовый леверидж. Показатель принадлежит к группе важнейших показателей финансового положения предприятия. Это механизм управления рентабельностью капитала за счет оптимизации соотношения собственных и заемных средств.
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности. Важный показатель, измеряет эффективность работы с потребителями услуг в части взыскания дебиторской задолженности, а также отражает политику организации в отношении продаж в кредит.
Оплата за услуги транспортировки электроэнергии. Данный показатель характеризует способность предприятий сферы предоставления энергосбытовых услуг своевременно оплачивать услуги транспортировки электроэнергии сетевым компаниям. Несвоевременная оплата может привести к значительным штрафным санкциям, поэтому данный показатель должен находиться на постоянном контроле.
Коэффициент абсолютной ликвидности. Один из важных финансовых показателей. Чем выше показатель, тем лучше платежеспособность предприятия. С другой стороны, высокий показатель может свидетельствовать о нерациональной структуре капитала, о значительной доле неиспользуемых активов.
Экономическая добавленная стоимость. Важный абсолютный показатель. Смысл показателя в том, чтоб определить, может ли собственный капитал предприятия принести доход, достаточный для покрытия стоимости заемного капитала или затрат. Если этого не происходит, то отсутствует реальная прибыль, нет выгод от операционной деятельности компании и значение показателя отрицательно.
Предложенные автором ключевые показатели эффективности хорошо соотносятся со стратегическими целями предприятий сферы предоставления энергосбытовых услуг: увеличение объемов реализации основных и дополнительных услуг; увеличение прибыльности основных и дополнительных услуг; сохранение и увеличение клиентской базы предприятия; повышение лояльности и квалификации персонала; оптимизация издержек; увеличение прибыльности предприятия за счёт использования дебиторской задолженности; повышение платежеспособности предприятия; повышение финансовой устойчивости предприятия.
К основным преимуществам предложенного набора ключевых показателей эффективности можно отнести: соответствие показателей целевым установкам собственников и персонала предприятия; возможность доведения
указанных показателей до функциональных подразделений и назначение сферы ответственности каждого сотрудника; возможность увязки показателей с системой мотивации; доступность для практического применения и простота оценки.
Предложенные методические подходы к оценке эффективности деятельности предприятий сферы предоставления энергосбытовых услуг будут способствовать повышению эффективности деятельности предприятий рассматриваемой отрасли, а также могут послужить базой для дальнейших теоретических и прикладных разработок в данной области.
СКВОРЦОВ ОЛЕГ НИКОЛАЕВИЧ - аспирант кафедры финансов, Чебоксарский кооперативный институт; директор, Новочебоксарский филиал ОАО «Чувашская энергосбытовая компания», Россия, Чебоксары ([email protected]).
SKVORTSOV OLEG NIKOLAYEVICH - post-graduate student of Finance Chair, Cheboksary Cooperative Institute; director, Novocheboksarsk Branch of JSC «Chuvash Electricity Sales Company», Russia, Cheboksary.
УДК 330.101
В.В. СМИРНОВ, О.Е. КАДЫШЕВА
ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Ключевые слова: деятельность, инвестиции, инновации, оценка, процесс, управление, эффективность.
Указана ключевая проблема функционирования и развития отечественной экономики, проведена оценка эффективности инвестиционного процесса и инновационной деятельности в Чувашской Республике. Предложены мероприятия для повышения эффективности инвестиционного процесса и инновационной деятельности в Чувашской Республике.
V.V. SMIRNOV, O.E. KADYSHEVA EVALUATION OF INVESTMENT AND INNOVATION IN CHUVASH REPUBLIC Key words: activity, investment, innovation, assessment, process, management, efficiency.
Indicated the key issue of functioning and development of domestic economy, assessed the effectiveness of the investment process and innovation in the Chuvash Republic. Proposed measures to improve the effectiveness of the investment process and innovation in the Chuvash Republic.
Одной из ключевых проблем функционирования и развития отечественной экономики является недостаток инвестиций в реальный сектор, 70% основных фондов которого физически и морально устарели. При этом отсутствие в регионах организационно-экономических механизмов мобилизации собственных и привлечения внешних источников инвестиционных средств выдвигает на первый план задачу повышения инвестиционного потенциала субъектов предпринимательской деятельности на мезоуровне и создания благоприятного инвестиционного климата в каждом регионе [3. С. 5].
Необходимо учесть, что возможности некапиталоёмкого роста довольно ограничены, и уже через два-три года все свободные ресурсы могут быть задействованы, следовательно, без значительного наращивания инвестиций дальнейший рост экономики будет невозможен. Развитие экономики невозможно без поглощения финансовых ресурсов, т.е. без притока капитала. Инвестиционный процесс обеспечивает поглощение (приток) инвестиций и компетенций («строительного материала» и «строителей») и потому является системообразующим фактором развития экономики [1].