УДК 159.923.5
В. Г. Казанская, А. Н. Колпакова
О психолого-педагогическом сопровождении самоактуализации личности в образовательном пространстве
В статье рассматривается проблема личностного формирования субъекта педагогического взаимодействия в современном образовательном пространстве. Уточняются условия развития самоактуализирующейся личности, декларируемые федеральными стандартами и нормативными актами в процессе воспитания и образования молодежи. Ставится проблема разработки модели сопровождения развития самоактулизирующегося субъекта.
In this paper we describe the problem of pedagogical interaction’s subject’s personal formation in modern educational space, specify self-actualizationing person’s conditions of development declared by federal standards and regulations in process of young’s education, state the problem of working out of self-actualizationing subject’s development’s support.
Ключевые слова: самоактуализация, самореализация, личность, государственные образовательные стандарты, самоопределение, творчество, психоло-го-педагогическое сопровождение, развитие.
Key words: self-actualization, personality, educational standards, self-realization, selfdetermination, creativity, psychological and pedagogical support, development.
Возрастание меры социальной свободы для активной творческой личности и раскрытие индивидуальности позволяет говорить о необходимости как личностного, так и профессионального развития современного человека в процессе его профессиональной деятельности. В современных условиях нестабильности найти себя как личность и профессионала может только самоактуализирующийся субъект, имеющий активную жизненную позицию как по отношению к внешним условиям жизни, так и к тем внутренним процессам, которые связаны с самосознанием, самопониманием, самоактуализацией и самореализацией.
Реформа образования делает акцент на гуманизацию образования, т. е. на личностную направленность как процесс и результат развития и самоутверждения личности и как средство ее социальной устойчивости и социальной защиты в условиях рыночной экономики. Это в целом отвечает одному из первых требований к содержанию образования, отраженному в ст. 14 «Закона об образовании в Российской Федерации»: обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации [2]. В принципах государственной политики в области образования подчеркивается его гуманистический характер, приоритет общечеловеческих
© Казанская В. Г., Колпакова А. Н., 2013
28
ценностей, свободного развития личности [2]. Личность становится активным субъектом своего развития и личностного роста.
При изучении проблематики образовательных учреждений выясняется, что в современных условиях обострилась проблема, связанная с формированием у школьников такого поведения, которое специалисты называют аддиктивным, зависимым, рискованным, часто приводящим к саморазрушению. Разрабатываются концепции, программы, занятия, связанные с профилактикой поведения высокой степени риска [3]. Однако при анализе процесса и причин формирования такого поведения, оказывается, что «борьба» ведется со следствием, а не с причиной, что существенно осложняет разрешение проблемы. Более того, данная проблематика затрагивает напрямую службу сопровождения образовательного учреждения. Рабочая группа в составе основных специалистов пишет программу сопровождения, разрабатывает занятия, подключает соответствующие социальные службы, включает ребенка в групповые занятия. Это большая, серьезная работа, требующая и профессионализма, и времени. А нагрузка педагога-психолога, например, определяется из расчета 500 чел. на одну ставку. И это при условии, что директор как руководитель автономного учреждения считает целесообразным пригласить на эту ставку именно психолога, а не технического работника, программиста или педагога-организатора. Качество системы сопровождения внутри учреждения сводится к минимуму, так как проблемы только фиксируются, а поиски их решения направляются в структуру ППмС-центров. Особенностью работы этой службы является то, что специалисты центра не могут ежедневно видеть, наблюдать, взаимодействовать, помогать ребенку в школе, так как просто физически не в состоянии охватить всех нуждающихся в помощи. Система сопровождения, таким образом, работает исключительно с последствиями несовершенной организации обучения и воспитания, с «педагогическим браком». Эффективность такой работы минимальна, процессы, которые привели к негативным последствиям, запущены давно и упрочились в сознании и поведении ребенка на уровне установок, разрушить которые внесистемными мероприятиями невозможно. Следовательно, недостаточной является и работа с запросом субъектов образовательного процесса.
На проблему личностного развития обращали внимание ученые еще в середине прошлого века, разрабатывая научные подходы к пониманию этого развития (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев), рассматривая идеи творческого саморазвития личности (Я.А. Пономарев, С.Л. Рубинштейн, Г.С. Сухобская,
Н.Ф. Талызина, и др.). Парадигма сопровождения, в том числе среди моделей психологической службы в образовании, описывается в
работах Э.М. Александровской, М.Р. Битяновой, Е.И. Казаковой, Е.А. Козыревой, Р.В. Овчаровой, Т.И. Чирковой и т. д.
Однако, несмотря на достаточно большое количество публикаций по проблеме психолого-педагогического сопровождения, недостаточно изучена специфика сопровождающей работы применительно к различным категориям субъектов сопровождения, а также ее эффективность. Добавим еще и то, что сегодня в системе психолого-педагогического сопровождения наряду с традиционными видами деятельности реализуется такое комплексное направление, как разработка (проектирование) образовательных программ. Таким образом, система психолого-педагогического сопровождения становится все более актуальной. Особенностью современной парадигмы сопровождения является ее избирательность по отношению к субъекту сопровождения. Так, предметом многих работ выступает организация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов), детей-сирот и патронатных семей, детей «группы риска», включающих в себя детей из неблагополучных семей, детей, употребляющих ПАВ или находящихся в процессе реабилитации, имеющих риск суицида. Актуальными становятся работы, направленные на организацию сопровождения детей-мигрантов и вынужденных переселенцев, старшеклассников в процессе выбора профессии и адаптацию школьников в начальном звене. Тем не менее, эффективность внесистемной работы с результатом воздействия негативной среды и общей ситуации развития ребенка не приносит зачастую желаемых результатов и зависит от личности сопровождающего.
В своей работе мы опираемся на исследования в области гуманистической психологии (А.Г. Маслоу, Э. Фромм, Г. Олпорт, Дж. Келли, К. Роджерс) как на одно из новейших направлений в пер-сонологии, где утверждается, что человек от природы хорош и способен к самосовершенствованию. Исходя из этого, система сопровождения должна быть выстроена таким образом, чтобы способствовать развитию человека как активного творца собственной жизни, обладающего свободой выбирать и развивать стиль жизни, которая ограничена только физическими или социальными воздействиями. Основными компонентами, составляющими структуру такого превентивного сопровождения, будут являться следующие характеристики самоактуализирующейся личности:
• адекватное восприятие времени и реальности;
• принятие себя, других, природы;
• непосредственность, простота и естественность;
• ориентированность на призвание, общественный долг;
• независимость, автономность во взглядах, уважение;
• вершинные переживания и переживание ситуации успеха;
• чувство сострадания, интимности, неформального отношения к людям;
• креативность, чувство юмора, свежий взгляд на события;
Таким образом, мы считали актуальной организацию в образовательном пространстве системы психолого-педагогического сопровождения самоактуализирующейся личности, начиная с общеобразовательных учреждений и заканчивая институтами развития образования и повышений квалификации педагогов. На настоящий момент актуальным является именно принцип опережающего, предупреждающего негативные явления сопровождения. Своевременность данного утверждения отражается и в нормативных документах, касающихся как общеобразовательной (средней), так и высшей школы.
Согласно ФГОС второго поколения основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий в рамках следующих основных блоков: сформированность основ гражданской идентичности личности; готовность к переходу к самообразованию на основе учебнопознавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного образования; сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание. В соответствии с требованиями стандарта оценка личностных результатов не включается в итоговую аттестацию учащихся, а становится предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения и образовательных систем разного уровня.
В соответствии с ФГОС к результатам индивидуальных достижений учащихся относятся ценностные ориентации обучающегося и его индивидуальные личностные характеристики. Внедряемые образовательными учреждениями новые федеральные государственные образовательные стандарты также направлены на оценку личностных результатов. Предлагается ориентироваться не только на знание, но и на опыт личностного, социального, познавательного и коммуникативного развития учащегося. Активизируется направленность на личностный результат, т. е. готовность к саморазвитию и личностному самоопределению. Отношение к результату как к наличию опыта решения проблем и творческой деятельности.
Предполагается, что при смене вектора приложения усилии от детей группы риска и решения их проблем, к формированию самоактуализации личности на протяжении всего образовательного процесса и активному сопровождению развития данного феномена, ситуация в образовательных учреждениях будет соответствовать
тем требованиям и законодательным актам, которые регламентируют их работу.
На повышение качества подготовки будущих кадров также нацелены:
• Закон Российской Федерации «Об образовании»; Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 и 2013-2020 гг., где, в частности, делается акцент на формирование такой системы непрерывного образования, которая работает на развитие человеческого потенциала;
• Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях, где в наборе основных компетенций учащихся выделяется формирование «комплексного мировоззрения, опирающегося на представления о ценностях активной жизненной позиции и нравственной ответственности личности»;
• Проект профессионального стандарта педагога (от 22.02.13);
• Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утвержденная 03.04.2012) в которой миссия государства обозначена как «обеспечение условий для обучения, воспитания, развития способностей всех детей и молодежи, их дальнейшей самореализации» [5].
• Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.07.2003 г. № 28-51 -513\16 с приложением Методических рекомендаций по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования.
Таким образом, одним из приоритетных направлений современной психолого-педагогической науки становится обоснование системы психолого-педагогического сопровождения самоактуализации личности в образовательном пространстве. По мнению большинства учёных (А. Маслоу, К. Роджерс, Г.К. Селевко, Г.А. Цукерман и др.), процесс самоактуализации может протекать спонтанно, однако при создании благоприятных условий существует возможность стимулирования, поддержки, сопровождения этого процесса.
В педагогической науке редко используется понятие самоактуализации. Чаще встречается термин «самореализация». Уточним соотношение между понятиями самоактуализация и самореализация. Реализация (realization) - это прежде всего осознание, когнитивная деятельность, направленная на достижение внутреннего результата. Таким образом, самореализация предполагает мыслительный, теоретический аспект деятельности, с использованием переработки внутреннего «образа Я», картины мира и жизненного плана, переработку этого плана как формирование концепции прошлого. Актуализация (actualization) имеет значение про-цессуальности, трату сил на поступки, которые имеют значение для личности в настоящий момент и имеющие предполагаемый резуль-
тат. Самоактуализация и самореализация оказываются, таким образом, двумя равноправными сторонами одного процесса, в котором заключается рост личности, максимально раскрывающей и использующей свой человеческий потенциал. Акт самоактуализации - это некоторое конечное число действий, выполняемых субъектом на основании сознательно поставленных перед собой в ходе самореализации целей и выработанной стратегии их достижения. Каждый акт самоактуализации имеет в своей структуре несколько компонентов, включающих рефлексию, эмоции, волю и т. д. и завершается специфической эмоциональной реакцией положительной в случае успеха, и отрицательной в случае неудачи.
Самоактуализация - это индивидуальный процесс и протекает он, как правило, во всех сферах деятельности человека, однако именно учебная деятельность играет в этом процессе значительную роль и служит важной сферой самовыражения. Как показывают исследования, проведенные в том числе новгородскими психологами, одной из основных причин потери интереса к учебе, и, как следствие, неуспешности в данном виде деятельности у школьников является отсутствие возможности реализовать свои способности и возможности [4]. В худшем случае это приводит к болезни, зависимости (искусственной стимуляции радости) или депрессии с последующим суицидом. Социально-экономическая картина усугубляет ситуацию: молодежь не только не умеет справляться с неизбежно встречающимися трудностями, но и не имеет мотивации к их преодолению, не видит для себя более или менее определенного будущего. Психическое здоровье школьников подрывают и СМИ. Большая часть демонстрируемых фильмов и передач связана с грядущими катастрофами: потоп, вечная зима, глобальная жара, межпланетная война и т. д. Требуется большая психологопедагогическая работа с ребенком с целью предотвращения сознания «катастрофы», ее ожидания и бессмысленности существования [3]. Деятельность педагога должна быть направлена на актуализацию способностей детей, понимание перспективы своего развития, и формирование защитных (сохраняющих) механизмов.
Внимание к проблеме самореализации и самоактуализации, как к определяющей в развитии личности, ориентирует педагогов и психологов на создание в образовательных учреждениях специальных психолого-педагогических условий, способствующих самоактуализации личности и позволяющих раскрыть и реализовать свой творческий потенциал [4].
Развитие системы высшего профессионального образования Российской Федерации детерминировано мировыми тенденциями глобализации. В сентябре 2003 г. Российская Федерация официально присоединилась к Болонскому процессу, в рамках которого осуществляется реформирование российского образования с целью
продвижения его к открытости европейскому сообществу и интеграции в общеевропейскую систему образования.
Вхождение России в Болонский процесс делает ещё более актуальной задачу подготовки будущих конкурентоспособных специалистов, готовых к постоянному повышению профессиональной компетентности, к самообразованию, способных эффективно формировать свой учебный план, выстраивая индивидуальную образовательную траекторию. В рамках новых модульных образовательных программ бакалавриата разрабатывается компе-тентностная уровневая модель выпускника, включающая в себя не только показатели освоения содержания дисциплин, но и социально-личностные показатели сформированности необходимых для профессии компетенций, например, такие качества, как креативность, рефлексивность, способность брать на себя ответственность, умение работать в группе, готовность к саморазвитию. Все эти качества наиболее полно проявляются у человека, полностью раскрывшего свой внутренний потенциал - у самоактуализирующейся личности.
В концепции Профессионального стандарта педагога (Проект 22.02.13 г.) даются следующие характеристики: готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений, умение учиться и т. д. Это, в свою очередь, напрямую связано со структурными компонентами самоактуализации, такими как: потребность в познании, креативность, спонтанность (естественность), понимание ценности жизни, независимость в принятии решений, понимание собственных желаний, принятие себя и позитивный взгляд на мир.
В настоящее время проблема становления целостной самоактуализирующейся личности и формирование конкурентоспособного специалиста в любой сфере жизни, выходит на первый план, что подчеркивается в исследованиях, посвященных изучению высшего педагогического образования (Ф.Н. Гоноболин, А.А. Деркач, Е.Н. Дмитриева, А.К. Маркова, Л.М. Митина, В.Н. Карандашев, В.Г. Казанская и др.). Е.Е. Вахромов, О.Н. Пушкина, А.О. Кошелева, Ю.И. Пучкова рассматривают самоактуализацию как единство личностного и профессионального развития. Ряд исследований, посвященных изучению самоактуализации в период средней и поздней взрослости, связан с проблемой самоактуализации учителей (Т.Д. Дубовицкая, Н.В. Ши-шарина, О.В. Дедюхина, A.M. Кириченко, В.В. Лапик). Различные педагогические условия, способствующие самоактуализации в условиях вуза в рамках какой-либо предметной области рассматриваются в работах Т.В. Переваловой, Л.В. Ведерниковой, А.О. Кошелевой, О.В. Дедюхиной, Е.А. Лариной, Л.В. Цуриковой,
Э.П. Бакшеевой.
Однако, системных исследований и выстроенных теорий, касающихся психолого-педагогического сопровождения самоактуали-зирующейся личности в образовательном пространстве и охватывающих не только систему среднего и высшего образования, но и систему повышения квалификации педагогов еще не было.
Таким образом, актуальность исследования определяется противоречиями между:
• необходимостью осуществления гуманистической направленности образования (на основании нормативных документов) и слабой разработанностью адекватной системы педагогических условий, методов и средств, способствующих самоактуализации всех участников образовательного процесса;
• растущей потребностью общества в самоактуализирующихся личностях и отсутствием эффективной научно обоснованной системы психолого-педагогического сопровождения процесса этой самоактуализации в ходе непрерывного образования;
• необходимостью повышения эффективности образовательно-воспитательных средств в процессе реализации компетентност-ного подхода в образовании и недостаточной изученностью особенностей процесса самоактуализации и его психологопедагогического сопровождения в образовательном пространстве;
• уровнями подготовки педагогов в вузе в логике компетентно-стного подхода и отсутствием разработанности (теоретической и методологической) сути формирования каждой личностно-формирующей компоненты в общекультурных и профессиональных компетенциях;
• потребностью общества в воспитании развитии самоактуали-зирующейся личности и отсутствием системы повышения квалификации педагогов, направленной на формирование у педагога структурных компонентов самоактуализирующейся личности.
Выборку исследования составляют субъекты процесса обучения и воспитания: школьники, педагоги средних общеобразовательных школ, студенты и преподаватели вуза, педагоги-слушатели курсов повышения квалификации.
Методы исследования представлены логико-психологопедагогическим анализом предметного содержания научной литературы для уточнения основных рабочих понятий и обозначения структурных компонентов психолого-педагогического сопровождения самоактуализирующейся личности; эмпирическими методами - анкетированием, опросом (интервью), тестами (самоактуализационный тест САМОАЛ и тест-опросник Уортмана, тест «Мотивация достижений», тест ценностных ориентаций Рокича, тест МЛО «Адаптивность» А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина, тест «Социальнопсихологический климат групп», тест «Ценностные ориентации в семье»), контент-анализом самоотчетов творческой деятельности,
включенным и невключенным наблюдением с фиксацией результатов в дневнике наблюдений, констатирующим и формирующим экспериментом; статистическими методами - количественным и качественным анализом полученных фактических данных методами математической обработки полученных данных.
Исходя из вышесказанного, целями данного исследования мы определили:
• разработку теоретической концепции, позволяющей описывать и анализировать процесс психолого-педагогического сопровождения самоактуализирующейся личности субъекта образовательного процесса и его эффективность;
• разработку принципов и методов экспериментального изучения эффективности развития самоактуализирующейся личности в образовательном пространстве;
• выявление этапов внедрения программ психологопедагогического сопровождения самоактуализирующейся личности в воспитательно-образовательный процесс, а так же определение тех факторов и условий, при которых получает развитие целостная структура личности субъекта образовательного процесса;
• определение эффективной системы оценки развития структурных компонентов самоактуализирующейся личности в отношении каждого субъекта образовательной среды.
Объектом исследования в данном случае становится процесс развития самоактуализирующейся личности в образовательном пространстве, а предметом является теоретическое обоснование организации процесса психолого-педагогического сопровождения самоактуализации личности в образовательном пространстве.
В ходе исследования будут решаться следующие задачи:
1. Рассмотреть психологический, педагогический и лингвистический аспекты понятий «самоактуализация» и «самореализация». Сопоставить особенности трактовки, доказать актуальность внедрения понятия самоактуализация в ежедневную педагогическую практику.
2. Рассмотреть современную парадигму психологопедагогического сопровождения, уточнить основные направления сопровождения и его этапы.
3. Определить цель, задачи, принципы и динамику процесса психолого-педагогического сопровождения самоактуализирующейся личности в образовательной среде.
4. Теоретически обосновать содержание, структуру и динамику развития самоактуализирующейся личности, как школьника, так и взрослого (студента, педагога) под влиянием разных условий, возраста и уровня образования и воспитания.
5. В ходе развития самоактуализации определить трудности внедрения практических аспектов разработанной теоретической
модели психолого-педагогического сопровождения личности в образовательной среде.
6. Осуществить подбор адекватных средств, условий и требований среды для наивысшего раскрытия структурных компонентов самоактуализирующейся личности в школьном пространстве, пространстве вуза и постдипломного образования (повышения квалификации).
Система гипотез данного исследования может быть представлена следующим образом:
• развитие таких качеств личности, которые присущи самоак-туализирующемуся субъекту, может быть достигнуто за счет психо-лого-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса, субъектами которого будут являться педагоги, учащиеся, родители и администрация образовательных учреждений и департаментов;
• система сопровождения будет эффективной, если основные программы образования, при сохранении общего содержательного компонента будут выстроены в логике личностно-образующих творческих циклов, способствующих формированию целостной самоактуализирующейся личности;
• процесс сопровождения самоактуализации личности будет эффективным при разработке системного подхода структурнофункциональной модели, включающей такие элементы, как обоснование квалификационных требований на основе новых профессиональных стандартов, профессиональная адаптация и стрессоустойчивость, профессиональная подготовка, психологическая безопасность, контроль за процессом и управление результатами;
• чем выше сформированность мотивационных, эмоционально-волевых, дискурсивных и деятельностных компонентов структуры целостной творческой личности, тем выше показатели ее самоактуализации.
Список литературы
1. Вершловский С.Г. Воспитание активной позиции личности. - Л.: Лениз-дат, 1981. - 141 с.
2. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Прилож. к журн. «Директор школы». - 2002. - №7. - С. 97-128.
3. Казанская В.Г. Подросток: Трудности взросления. Книга для психологов, педагогов, родителей. - 2-е изд., доп. - СПб.: Питер, 2008. - 283 с.
4. Колпакова А.Н. Креативность и самоактуализация. Пути формирования в контексте личностного развития. - LAMBERT Academic Publishing, 2011. - 208 с.
5. Концепция федеральной целевой программы развития образования на 20062010 годы // Народное образование. - 2006. - №1. - С. 243-259.
6. Франкл В. Человек в поисках смысла / пер. с англ. - М.: Прогресс, 1990.