УДК 37.013
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ САМО АКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
А .Н .Колпакова
THEORETICAL AND METHODOLOGICAL PRECONDITIONS OF DEVELOPMENT OF PERSONALITY'S SELF-ACTUALIZATION IN MODERN EDUCATIONAL ENVIRONMENT
A.N.Kolpakova
Институт непрерывного педагогического образования НовГУ, [email protected]
Рассматриваются основные теоретические и методологические аспекты развития самоактуализации субъектов педагогического взаимодействия. Прослеживается связь между ценностно-мотивационными аспектами личности и их развитием и качеством образования в целом. Ценности рассматриваются как смыслообразующая структура личности. Раскрывается понятие личность в целом в структуре гуманистической парадигмы образования. Изучается связь между личностным развитием и качеством образования. В этой связи личность выступает, прежде всего, как социально взаимодействующий субъект, который формируется посредством своих отношений к другим людям, действующий активно и осознанно. Проводится сравнительный анализ характеристик самоактуализирующейся личности и личности вне процесса самоактуализации.
Ключевые слова: личность, самоактуализация, мониторинг, образовательное пространство, оценка, ценности
This article considers basic theoretical and methodological aspects of self-actualization development of the subjects of pedagogical interaction. The connection between development of motivational and value aspects of personality and the quality of education is revealed. Values are considered as a sensemaking structure of personality. The concept of personality as a part of the humanistic paradigm of education is presented. The connection between personal development and the quality of education is studied. In this regard, the person acts, first of all, as a subject of social interaction who is formed through the attitude towards other people and being active and conscious. Comparative analysis of characteristics of the self-actualizating person and the one out of self-actualization process is carried out.
Keywords: personality, self-actualization, monitoring, educational space, grade, values
Развитие образовательной среды определяется множеством условий и факторов, как необходимых, так и случайных. Происхождение и характер их взаимодействия имеют различную природу, интенсивность и направленность. Системы образования и социального развития в совокупности своих специфических элементов оказывают влияние на развитие социума региона в целом. Для объективного прогноза состояния и тенденций образовательной среды необходимы учет и анализ всего многообразия различных взаимодействий в социальной системе, включающего в себя как человека, так и большое количество факторов самого различного характера. Общество постоянно отслеживает и реализует с помощью общественных структур совокупные образовательные интересы, обеспечивает социальность образовательной политики посредством целевых субвенций в систему образования, нормативного финансирования, государственного стандарта образования, государственной аттестационной службы платного образования и т.п. [1 с. 25] Уже в процессе узнавания предмета происходит причисление его к некоторому классу объектов, а это предполагает сравнение признаков объекта с имеющимися в памяти эталонами, категоризацию объекта. На этом уровне оценка исходит из критериев отдельных наук или из общефилософских основ. Такую оценку называют объективной, так как она опирается на достижения науки и подтверждается общественной практикой. [1]. Понятие оценка неразрывно связано с личностными характеристиками и понятием личности в целом.
В соответствии с образовательной гуманистической парадигмой, личность — самоорганизующийся субъект, наделенный рядом системных качеств, из которых основными, структурообразующими являются:
— активная позиция личности во всех ее проявлениях, в том числе и в творчестве;
— направленность как динамическая иерархия смыслоообразующих ценностей и мотивов, составляющих мотивационно-ценностную сферу личности;
— способность к рефлексии;
— ответственность как организация, регуляция и регламентация поведения;
— способность к самореализации и самоопределению в мире [2].
Задача учителя в школе состоит в создании такой модели обучения и воспитания школьника, которая обеспечивала бы целостное развитие личности как носителя интегративных свойств, не сводящимся к ее функциональным проявлениям; наличии у процесса целостной динамической структуры — после-
довательности фаз; способности процесса к функционированию и развитию по своим собственным закономерностям; реализации целостных свойств и функций — развивающих и воспитательных [3]. Таким образом, личность — мера социальности в человеке и измеряется степенью усвоения ценностей общества, позволяющих ему жить и действовать в качестве его полноценного члена, т.е. уровень личности может быть определен степенью культурности человека. В целом мы определяем личность как человека, обладающего потребностью и способностью к творческому труду, имеющему значение для людей и сохраняющему на себе неповторимую печать индивидуальности конкретного субъекта [4]. Личность на протяжении жизненного пути формируется как субъект деятельности. Это одно из важнейших направлений развития человека [5]. Деятельность педагога, например, может быть отражена в пяти блоках: общение, личность, профессиональная деятельность, обучен-ность и воспитанность учащихся [6 с. 9].
Понятие «личность» тесно связано с пониманием качества образования. Здесь личность выступает, прежде всего, как социально взаимодействующий субъект, который формируется посредством своих отношений к другим людям, действующий активно и осознанно. В это понятие входит готовность выпускника к жизни по шести позициям (готовность к профессиональной деятельности, к защите Родины, семейной жизни, разумному проведению досуга, продолжению образования заботе о своем здоровье [1, с. 68-71]. В словаре понятий и терминов по законодательству РФ об образовании «качество образования выпускников» трактуется как определенный уровень знаний и умений, умственного, физического и нравственного развития, которого достигли выпускники образовательного учреждения в соответствии с планируемыми целями обучения и воспитания. А понятие «образовательное пространство» трактуется как «существующее в социуме место, где субъективно задаются множества отношений и связей, где осуществляются специальные деятельности различных систем по развитию индивида и его социализации, также возможно и внутренне формируемое, индивидуальное образовательное пространство, становление которого происходит в опыте каждого» [7]. Б.С.Братусь в своей работе отмечал, что в изменившемся обществе (социуме) был получен иной тип общества и иной тип человека [8]. По его мнению, личность находится в переходном потребностно-мотивационном состоянии, «которое не знает своего конкретного предмета пути, не знает себя, но пытается узнать, опредметить, исходя из наличного, видимого, узнаваемого круга,
веера возможных предметов» [8, с. 19]. Целостность нальным образом жизни, отображающим своеобразие этого образовательного пространства задается регио- жизненного пути человека, ценностей и конфликтные
Таблица
Характеристики самоактуализирующейся личности и личности вне процесса самоактуализации
Признаки самоактуализации Самоактуализирующаяся личность Личность вне процесса самоактуализации Последствия отрицания самоактуализации для личности / неврологические проявления
1. Ориентация во времени Умение жить настоящим. Переживание счастья от осознания происходящего «здесь и сейчас». Понимание ценности жизни. Реальность восприятия. Внутренние надежды и страхи не влияют на оценку реальности Переживание того, что кажется, а не того, что есть. Ожидания, тревоги, стереотипы, ложный пессимизм или оптимизм оказывают сильное влияние на восприятие действительности Невротическая погруженность в прошлое. Завышенные стремления. Ценность достижений определяет личностную значимость
2.Простота и естественность (спонтанность) Открытость в восприятии и принятии нового — новых идей и знаний. Декларирование ценностей добра, красоты, справедливости, порядка и самодостаточности. Свобода и естественность в речах, эмоциях, желаниях, отношениях. Легкость без усилий. Принятие себя и других такими, какие они есть Внутренняя жизнь — мысли, чувства, эмоции — во многом обусловлены мнением окружающих, желанием хорошо выглядеть. Во многом неестественны Манипуляция людьми для достижения собственных целей. Напряженность и сомнения в принятии решений и в общении. Неуверенность в собственной привлекательности
3.Глубокие межличностные отношения (контактность) Позитивный взгляд на природу человека. Искрение отношения, доброжелательные и прочные. Естественная симпатия, честность. Способность к самораскрытию с людьми. Отсутствие искусственных, хищных форм поведения и непринятие такого поведения у других людей. Высокий уровень эмпатии. Испытывают особую нежность к детям и легко общаются с ними Недоверие к близким. Страх отвержения. Замкнутость как желание избежать отвержения и критики Видит везде врагов. Боязнь доверия и открытости другому. Ксенофобия. Сформирован-ность мощных психологических защит, ограничивающих сферу общения и интересов. Нет друзей, есть только «нужные» люди
4.Центриро-ванность на проблеме Вера в людей, могущество человеческих возможностей. Интерес к неизведанному. Приверженность миссии (задаче, долгу, любимой работе) которая считается важной. Надличностность сферы интересов Эгоцентрирован-ность. Все интересы замыкаются на себе. Свои мысли, чувства, ценности, здоровье, отношения — являются единственно важной проблемой С помощью деятельности решаются исключительно личностные проблемы — в уважении, признании. Сфера интересов узкая, замкнутая на одной линии поведения или на одном взгляде. Только одна точка зрения признается правильной и не обсуждается
5. Автономность (независимость) Потребность в уединении. Независимость в своих решениях. Устойчивость под воздействием фрустрирую-щих факторов. Наслаждение дружбой. Удовольствие от одиночества. Уверенность в себе. Потребность в уединении. Самодостаточность. Собственный взгляд на ситуацию. Внутренняя независимость Тягостность одиночества. Зависимость от принятых норм и взглядов других Страх одиночества. Формирование зависимых отношений, как в дружбе, так и в любви. Стремление к высокому статусу, престижу, популярности
б.Аутосимпа-тия и самопонимание Принятие себя, своего тела, своего окружения, своей жизни, других людей, природы. Доверие к себе, своим возможностям, своему телу. Хороший аппетит, сон, сексуальная жизнь — наслаждение жизнью без ненужных запретов. Принятие других людей и человечества в целом Потребность поучать, контролировать, информировать Отрицательное отношение к себе, своему телу. Игнорирование собственных желаний. Ориентирование на мнение окружающих. Отягощенность чувством вины, стыда, тревоги
7.Вершинные переживания Предельные переживания, характеризующиеся ощущением исчезновения собственного «Я». Нахождение нового в уже известном. Свежесть восприятия. Каждый день является захватывающим событием. Гармония с миром. Переживание счастья от самой жизни. Вершинные переживания меняют человека и происходят, когда их заслуживают Игнорирование собственных переживаний, разделение их на категории. Пассивность Жалобы на скучную, неинтересную жизнь. Неспособность к переменам, «работе над ошибками» собственной жизни
8. Общественная (социальная) направленность Деловая направленность. Соотнесение своей деятельности с универсальными ценностями. Склонность рассматривать ее с точки зрения вечности, а не текущего момента. Чувство общности с человечеством в целом. Желание помочь другим в самосовершенствовании Неспособность к помощи другим в силу отсутствия энергетической наполненности Отсутствие способности к состраданию, симпатии и любви к человечеству вообще
9.Демократич -ность Готовность и способность учиться у других. Устойчивые внутренние моральные нормы. Нравственность в отношениях и поступках Предубежденность по отношение к «другому», недоверие, скептицизм Пренебрежение и зависть к людям другой сферы, расы, круга общения. Предубеждение к людям с иными взглядами. Зависимость от статуса
10. Свободное мышление и креативность Творческое отношение к жизни во всех проявлениях. Желание выполнить любое дело радостно и нестандартно. Предпочтение философского, доброжелательного юмора, высмеивающего глупость человечества в целом Творческий потенциал не ценится и подавляется в связи с общей неуверенностью в собственных силах и низкой самооценке Боязнь отклониться от избранной схемы. Низкая самооценка и неуверенность в собственных силах компенсируется диктатурой и самодурством. Высмеивание недостатков других
11.Критич-ность к общепринятому Отсутствие конформности и бездумного бунтарства. Критичное отношение к своей культуре с выбором хорошего и отвержения плохого. Ощущают себя скорее представителями всего человечества, чем представителями собственной страны. Потребность в познании. Жажда новых впечатлений, не приносящих прямой прибыли или выгоды Могут тратить много сил и энергии на борьбу с существующими обычаями, правилами и требованиями. Однако, бунтарский дух во многом обусловлен неуверенность во взглядах и принятых решениях Познания искажаются желаниями и влечениями, сравнениями. Требование от своего окружения немедленного улучшения. Перемены принимаются только внешние
области его жизнедеятельности, воплощающиеся в образовании [9]. Устойчивая и непротиворечивая структура ценностных ориентаций обусловливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, спо-
собность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции, упорство в достижении целей. Противоречивость порождает непоследовательность в поведении, неразвитость ценностных ориентаций является признаком инфан-
тилизма, господства внешних стимулов над внутренними, ценностные ориентации, понимаемые в таком смысле, могут не совпадать со структурой ценностей, функционирующих в общественном сознании.
Ценности, как правило, составляют и смысло-образующую структуру личности. А смысл жизни каждого человека состоит в наиболее полной жизненной самореализации, что, в свою очередь, означает максимально возможную пользу, которую он может принести самому себе, своим близким, обществу, в котором он живет, человеческой цивилизации в целом; принести на основе своих индивидуальных способностей, знаний, умений, навыков, нравственных и мировоззренческих приоритетов, определяющих масштаб личности, ее реальный вклад в обогащение материальных и духовных ценностей мира. Полноценная жизненная самореализация (актуализация собственных возможностей и способностей) возможна при следующих условиях:
1. Осознанная вера человека в собственную цель и предназначение.
2. Осознание своих способностей, интересов и жизненных предпочтений.
3. Осознание себя как части природы и человеческого общества, дружественного другим.
4. Обладание знаниями, умениями, навыками и творческими способностями.
5. Способность к целенаправленным и эффективным волевым усилиям.
Все эти условия могут быть выполнены только на основе эффективного образования. Именно образовательная сфера имеет самое непосредственное отношение к укреплению веры человека в истинный смысл своей жизни; развитию его способностей, в том числе к самопознанию и адекватной оценке своих возможностей и жизненных предпочтений; процессу формирования знаний, умений и навыков, творческих качеств личности необходимых для полноценной самореализации в трудовой и общественной деятельности; формированию мировоззренческих и нравственных качеств личности, определяющих критериальную основу его поступков и поведения [10]. Таким образом, мы подошли к понятию самоактуализации, т.е. самобытности, самосознания, самодеятельности, выражающихся как единство стремлений к самореализации и самосовершенствованию в улучшении мира в направленном вовне проецировании своей сущности (самоволие, самовыражение, самоутверждение) [11]. Именно наличие характеристик самоактуализирующейся личности и их проявление в жизнедеятельности человека позволяют говорить о его полноценном развитии и психологическом благополучии. Эта же точка зрения высказывается в наиболее известных трудах персонологов. Сравнительный анализ представлен в табл.
Формирование здоровой, непрерывно развивающейся личности — основная задача модернизируемого образовательного пространства. Эта задача напрямую решается посредством развития самоактуализирующейся личности, как учащегося, так и педагога, способных к актуализации своих способно-
стей и возможностей, мотивированных на конструктивную деятельность, имеющую в структуре ценностей свободу творчества и самовыражения.
1. Шаталов А.А. и др. Мониторинг и диагностика качества образования. М.: НИИ школьных технологий, 2008. 322 с.
2. Елисеев В.К. Становление рефлексивной культуры студента как субъекта педагогической деятельности // Стандарты и мониторинг в образовании 2005. №1. С. 26-30.
3. Сергеев Н.К. Педагогическое образование: поиск инновационной модели. // Педагогика 2010. № 5. С. 66-73.
4. Тютюнник В.И. Деяния как личностно-образующие циклы и единицы анализа человеческой жизни. // Вестник Новгородского государственного университета. 1997. №6. С. 89-95.
5. Шиянова Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении М., Академия 1999. 288 с.
6. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., Просвещение, 1993. С. 9.
7. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов / Под ред. Н.Б.Крыловой. М., ИПИ РАО, 1995. С. 63.
8. Братусь Б.С. Психология нравственного сознания в контексте культуры. М., Менеджер, 1994. 60 с.
9. Леонова О.А. Понятие «образовательное пространство» и его региональная интерпретация // Педагогика. 2008. № 6. С. 36-41.
10. Гершунский Б.С. Концепция самореализации личности в системе образования ценностей и целей образования. // Педагогика 2003. № 10. С. 3-7.
11. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. М.: ТЦ Сфера, 2004. 480 с.
References
1. Shatalov A.A. et al. Monitoring i diagnostika kachestva obra-zovaniia. [Monitoring and diagnostics of the quality of education]. Moscow, "NII shkol'nykh tekhnologii" Publ., 2008. 322 p.
2. Eliseev V.K. Stanovlenie refleksivnoi kul'tury studenta kak sub"ekta pedagogicheskoi deiatel'nosti [Development of reflective culture of a student who is the subject of teaching activities]. Standarty i monitoring v obrazovanii — Standards and Monitoring in Education, no. 1, 2005, pp. 26-30.
3. Sergeev N.K. Pedagogicheskoe obrazovanie: poisk innovat-sionnoi modeli [Pedagogical education: search for innovative model]. Pedagogika — Pedagogics, 2010, no. 5, pp. 66-73.
4. Tiutiunnik V.I. Deianiia kak lichnostno-obrazuiushchie tsikly i edinitsy analiza chelovecheskoi zhizni [Acts as personality forming factors and as the units of analysis of human life]. Vestnik NovGU. Ser. Pedagogika. Psikhologiia — Vestnik NovSU. Issue: Pedagogics. Psychology, 1997, no. 6, pp. 8995.
5. Shiianova E.N., Kotova I.B. Razvitie lichnosti v obuchenii [Personality development in education]. Moscow, "Akademiia" Publ., 1999. 288 p.
6. Markova A.K. Psikhologiia truda uchitelia [Psychology of the teacher's work]. Moscow, "Prosveshchenie" Publ., 1993, p. 9.
7. Krylova N.B. Novye tsennosti obrazovaniia: tezaurus dlia uchitelei i shkol'nykh psikhologov [New value of education. Thesaurus for teachers and school psychologists]. Moscow, IPI RAO Publ., 1995, p. 63.
8. Bratus' B.S. Psikhologiia nravstvennogo soznaniia v kontek-ste kul'tury [Psychology of moral consciousness in the context of culture]. Moscow, "Menedzher" Publ., 1994. 60 p.
9. Leonova O.A. Poniatie «obrazovatel'noe prostranstvo» i ego regional'naia interpretatsiia ["Education environment" concept and its regional interpretation]. Pedagogika — Pedagogics, 2008, no. 6, pp. 36-41.
10. Gershunskii B.S. Kontseptsiia samorealizatsii lichnosti v sisteme obrazovaniia tsennostei i tselei obrazovaniia [The concept of self-realization in the system of forming values and aims of education]. Pedagogika — Pedagogics, 2003, no. 10, pp. 3-7.
11. Ovcharova R.V. Spravochnaia kniga sotsial'nogo pedagoga [Handbook of a social teacher]. Moscow, "TTs Sfera" Publ., 2004. 480 p.