Казанский педагогический журнал. 2015. №6
УДК 37.013
САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
А.Н. Колпакова
Аннотация. В статье рассматриваются основные теоретические и методические предпосылки формирования самоактуализирующейся личности в образовательном процессе. Выделяются основные практические аспекты развития самоактуализации у педагогов как на законодательном, так и на уровне внутренней потребности субъектов. Прослеживается связь между ценностно-мотивационными аспектами личности и их развитием и качеством образовательного процесса. Приводятся результаты экспериментального исследования, отражающего актуальность рассматриваемой проблемы.
Ключевые слова: самоактуализация, личность, ценность, креативность, развитие.
SELF-ACTUALIZATION IN PEDAGOGICAL ACTIVITY
A. Kolpakova
Abstract. The article considers the main theoretical and methodical background of the formation of the personality self-actualizationing in educational process. The main practical aspects of development of teachers’ self -actualization, both on legislative level and at the level of internal need of subjects are allocated. Here is traced the communication between valuable and motivational aspects of the personality both their development and quality of educational process. Also here are given the results of the pilot study reflecting relevance of the problem considered.
Keywords: self-actualization, personality, value, creativity, development.
Человек становится личностью, активно осваивая конкретные условия своей жизни, в том числе конкретные общественные отношения. Он присваивает общественный опыт, прежде всего мировоззрение общества, и в своем развитии достигает уровня, когда он оказывается способен совместно с другими к творческому созиданию жизненных условий и отношений. Современные тенденции в развитии педагогики и психологии направлены на гуманизацию образования, в центре которого находится целостная личность учащегося. В настоящее время все более усиливается внимание к проблеме самореализации и самоактуализации как к определяющей в развитии личности, что ориентирует педагогов и психологов на создание в образовательных учреждениях условий, позволяющих раскрыть и реализовать свой творческий потенциал [1]. Самоактуализация -это индивидуальный процесс и протекает он, как правило, во всех сферах деятельности человека, однако именно учебная деятельность играет значительную роль в жизни современного школьника и служит важной сферой его самовыражения [2].
Исходя из анализа научных концепций гуманистической психологии, философии и педагогики и указанных в них условий, признаков самоактуализации (О.С. Газман, Ю.Б. Гатанов, М.Р. Гинсбург, А.Г. Маслоу, Р. Мэй, К. Роджерс, В. Франкл, Э. Шостром и др.) в качестве показателей самоактуализации в
рамках творческой учебной деятельности, можно выделить следующие: эмоциональная удовлетворенность; успешность; активность; самостоятельность; развитый познавательный интерес. Самоактуализация в учебной деятельности обеспечивается как
самостоятельностью, так и творческой направленность процесса, включающего в себя взаимодействие между организацией процесса обучения, уровнем освоения содержания материала, характером выполнения творческой деятельности (формы), успешностью деятельности для каждого участника процесса познания, уровнем познавательного интереса и эмоциональной комфортностью учащихся.
В соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта (ФГОС) достижение личностных результатов не выносится на итоговую аттестацию учащихся, а является предметом оценки эффективности
воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения и
образовательных систем разного уровня.
В соответствии с ФГОС к результатам индивидуальных достижений учащихся, не подлежащим итоговой аттестации, относятся ценностные ориентации обучающегося и индивидуальные личностные характеристики. Внедряемые образовательными учреждениями новые федеральные государственные
34
Казанский педагогический журнал. 2015. №6
образовательные стандарты также направлены на оценку личностных результатов. В частности:
ориентация не только на знание, но и на опыт личностного, социального,
познавательного и коммуникативного развития,
направленность на личностный результат, т.е. готовность к саморазвитию и личностному самоопределению,
предметность и метапредметность результатов, включающих в себя наличие опыта решения проблем и творческой деятельности.
Актуальность рассмотрения поставленных вопросов подтверждается также и теми требованиями, которые декларируются в «Профессиональном стандарте педагога» [5]. Расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации и предлагая критерии ее оценки. Конкретнее, требования к способностям педагога включают в себя: способность к
рефлексии; потребность в познании; способность к обеспечению безопасной образовательной среды, включая
психологическую безопасность; умение развивать внутреннюю мотивацию учеников и нацеливать учащихся на развитие; стремление к целеполаганию у учащихся в урочной и внеурочной деятельности; умение поддерживать и развивать самостоятельность учеников, работая в парадигме демократического руководства и постепенно отказываясь от авторитаризма; формирование внутренней
установки на оказание помощи ребенку; стремление понимать и принимать ребенка таким, какой он есть; владение способами решения конфликтных ситуаций; умение осуществлять психолого-педагогическое
сопровождение образовательных программ; умение составить личностную психологическую характеристику ребенка, разработать и
реализовать индивидуальные программы
развития учащихся.
Однако реальная картина в школах далека от декларируемых требований, и одной из наиболее актуальных задач современной педагогики и психологии является изучение и оптимизация самооценки реальной «Я-концепции»
современного учителя, формирующего
самосознание и личность маленького
гражданина. Наше исследование в одной из средних образовательных школ Великого
Новгорода мы начали с изучения основных мотивов деятельности. Для этого мы
использовали методику А. Мехрабиана для
измерения мотивации достижения (ТМД), модифицированную М.Ш. Магомед-Эминовым [3]. Данная методика позволяет изучить два обобщенных устойчивых мотива личности: мотива стремления к успеху и мотива избегания неудачи. При этом оценивается, какой из этих двух мотивов у испытуемого доминирует. В нашем случае доминирующим мотивом у исследуемой группы педагогов оказался мотив избегания неудачи. В таком случае можно предположить, что педагоги в своей деятельности стремятся к постановке заранее легких задач, что никак не способствует развитию, или заранее не решаемых задач, неудачи, в решении которых всегда можно отнести на счет обстоятельств. Мотив избегания неудачи - это всегда относительно устойчивое стремление человека избегать неудач в жизненных ситуациях, связанных с оценкой другими людьми результатов его деятельности и общения. Необходимо отметить, что данные показатели характерны для 100% педагогов экспериментальной группы.
Совершенно закономерным оказался результат изучения уровня креативности педагогов с помощью тест-опросника Уортмана. Так, 90% респондентов показали 4 степень и 10% - 5 степень креативности, что является крайне низким показателем, при наличии в ключе 5 степеней креативности, где наиболее высокой является 1 степень. Исходя из результатов, полученных с помощью тестопросника Уортмана, практически все педагоги имеют сниженный уровень креативности. Содержание вопросов данного опросника не позволяют (в большинстве своем) осознанно выбрать социально приемлемый ответ. Все 50 вопросов предполагают выбор между 5 вариантами ответов и затрагивают подсознательную мотивацию поступков и привычек. Вопросы методики направлены в основном на понимание и описание чувств и эмоций респондента. Таким образом, педагоги практически не осознают собственные побуждения в творческой деятельности, а если это и происходит, несформированность навыков данного поведения не позволяет им в полной мере проявлять креативность.
Результаты теста Уортмана подтверждаются показателями креативности теста САМОАЛ (Э. Шостром). Полученные результаты показали, что большинство респондентов имеют как средний, так и ниже среднего уровни базовой креативности. Вероятно, это связано с тем, что содержание вопросов методики САМОАЛ направлено на осознанное позитивное
35
Казанский педагогический журнал. 2015. №6
оценивание себя и своих поступков как творческой личности. Шкала креативности состоит всего из 15 вопросов, являющихся социально приемлемыми и одобряемыми, характеризующими процесс творчества как получение удовольствия и достижение внутренней гармонии личности. Понятие творчества в данной методике напрямую связано с понятием интереса, пользы для окружающих, радости познания, реализации способностей, смысла жизни.
Таким образом, мы можем резюмировать, что потребность в творческой деятельности у педагогов в основном снижена, а личностные качества, обуславливающие формирование компонентов субъекта творческой деятельности не сформированы, а именно: сознание
необходимости доведения дела до конца, владение средствами деятельности,
ориентировка в межличностных отношениях.
Один из наиболее высоких показателей по тесту САМОАЛ - способность ориентироваться во времени (среднее - 62%) как способность жить настоящим - одна из важнейших составляющих самоактуализирующейся
личности, способной переживать счастье от осознания происходящего «здесь и сейчас»; понимание ценности жизни, реальность восприятия, при которой внутренние надежды и страхи не влияют на оценку реальности. Показатель «Ценности» также один из самых высоких (среднее - 55%), что говорит о декларировании ценностей добра, красоты, справедливости, порядка и самодостаточности.
Среди самых низких показателей мы можем отметить «Автономность» и «Аутосимпатию» (среднее - 23% и 33% соответственно), что, предположительно, говорит об отсутствии
потребности в уединении, боязни одиночества, некоторой зависимости в своих решениях, неустойчивости под воздействием
фрустрирующих факторов. Все эти факторы влияют на уверенность в себе и своих действиях и препятствуют формированию
самодостаточности. Как правило, такому субъекту трудно иметь и высказывать
собственный взгляд на ситуацию.
Вероятно, полученные результаты
основываются на профессиональном выгорании, как результат деятельности специалиста в профессиях типа «человек-человек». Выгорание в целом рассматривается как долговременная стрессовая реакция или синдром, возникающий вследствие продолжительных
профессиональных стрессов средней интенсивности. «Выгорание» соотносится с
количеством и качеством контактов, которые профессионал имеет в процессе деятельности. В данном случае это - коллеги, руководство, дети, родители. Мы в своем исследовании взяли за основу трехкомпонентную модель синдрома выгорания американских исследователей К. Маслак и С. Джексон. В соответствии с данной моделью «выгорание» понимается как синдром эмоционального истощения, деперсонализации и редукции своих личных достижений [3]. Так, эмоциональное истощение характерно для 50% респондентов. Это основная составляющая «профессионального выгорания» и проявляется в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии или эмоциональном перенасыщении. Показатели деперсонализации не актуальны для данной выборки, т.е. деформаций отношений с другими людьми в данной группе не наблюдается. Однако редукция личных достижений характерна для 80% респондентов и выражается либо в тенденции к негативному оцениванию себя, своих профессиональных успехов, негативизме относительно служебных достоинств и возможностей, либо в редуцировании собственного достоинства, ограничении своих возможностей и обязанностей по отношению к другим.
Выводы по данному тесту подтверждаются полученными данными по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича. Так, в составе инструментальных ценностей (т.е. демонстрирующих убежденность в том, что какое-то действие является предпочтительным для достижения определенной цели) преобладают такие ценности как: чуткость
(заботливость), воспитанность, честность, воля, дисциплинированность, образованность. А в составе терминальных - счастливая семейная жизнь, здоровье, хорошие друзья, любовь, активная жизнь и интересная работа. Только в самом конце списка - уверенность в себе. Тем не менее, потребность в самоактуализации, способности максимально проявлять себя и реализовывать собственные возможности и способности выявляется при опросе педагогов на тему «Что является составляющими успешной личности?». Здесь основными ответами являлись: творчество, воля,
собственный взгляд на вещи,
коммуникабельность, уверенность в себе, целеустремленность.
Таким образом, осознание необходимости в формировании самоактуализации в
педагогическом коллективе на сознательном уровне присутствует в полном объеме, однако на уровне внутреннего принятия и транслирования
36
Казанский педагогический журнал. 2015. №6
посредством собственных действий и внутренних убеждений через эти действия пока не обнаружено. А это значит, что и дети не получают возможности проходить процесс обучения развитию самоактуализации. Для оптимизации сложившейся ситуации наиболее эффективными могут быть следующие шаги:
1. Внимательное изучение педагогами
профессионального Стандарта и требований к современному педагогу для актуализации необходимых сознательных поведенческих изменений и в целом - мотивации деятельности. Постановка содержательных и адекватных по сложности педагогических профессиональных задач, способствующих витальному
целеполаганию.
2. Развитие автономности и аутосимпатии,
как необходимых структурных компонентов самоактуализирующейся личности.
Рефлексивное самоопределение к ежедневной творческой деятельности в процессе профессионального самосовершенствования.
Литература:
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. -М.: Мысль, 1991. - 299, (2) с. - ISBN 5-244-00380-1.
2. Горычева С.Н., Дмитрук Н.Г. Самореализация личности учащихся в процессе учебной деятельности // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. - 2005. - № 31. - С. 36-39.
3. Диагностика здоровья. Психологический практикум \ под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: Речь, 2007. - 950 с.
4. Маркова А.К. Психология труда учителя. - М., 1993. - С. 9.
5. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (зарегистрировано в Минюсте России
06.12.2013 № 30550) WWW.consultant.ru
6. Шиянова Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. - М. - Академия, 1999.
3. Понимание важности личных достижений для субъекта деятельности. Внутриличностное уважение и интерес к профессиональнотворческой деятельности (своей и коллег). Понимание значимости «вершинных переживаний» в основной деятельности.
4. Развитие стрессоустойчивости как профилактики «профессионального выгорания» и эмоционального истощения. Развитие в школе системы психологического сопровождения, включающего в себя оказание психологической помощи и поддержки педагогам.
5. Создание на базе школы опытноэкспериментальной площадки для разработки системы оценки развития личности учащегося с условием активного участия в ней педагогического состава школы.
6. Работа с педагогическим составом, посредством курсов повышения квалификации, направленных на развитие самоактуализации.
References:
1. Abul'hanova-Slavskaja K.A. Strategija zhizni. -M.: Mysl', 1991. - 299, (2) s. - ISBN 5-244-00380-1.
2. Gorycheva S.N., Dmitruk N.G. Samorealizacija lichnosti uchashhihsja v processe uchebnoj dejatel'nosti // Vestnik Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta im. Jaroslava Mudrogo. - 2005. - № 31. - S. 36-39.
3. Diagnostika zdorov'ja. Psihologicheskij praktikum \ pod red. G.S. Nikiforova. - SPb.: Rech', 2007. - 950 s.
4. Markova A.K. Psihologija truda uchitelja. - M., 1993. - S. 9.
5. Prikaz Mintruda Rossii ot 18.10.2013 № 544n «Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Pedagog (pedagogicheskaja dejatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshhego, osnovnogo obshhego, srednego obshhego obrazovanija) (vospitatel', uchitel')» (zaregistrirovano v Minjuste Rossii 06.12.2013 № 30550) WWW.consultant.ru
6. Shijanova E.N., Kotova I.B. Razvitie lichnosti v obuchenii. - M. - Akademija, 1999.
Сведения об авторе:
Колпакова Анна Николаевна (г. Великий Новгород, Россия), кандидат психологических наук, доцент, заместитель декана факультета педагогического образования, искусств и технологий Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, докторант кафедры профессионального педагогического образования и социального управления Новгородского государственного университета им. Я. Мудрого, e-mail: a_n_kolpakova@mail.ru
Data about the author:
A. Kolpakova (Veliky Novgorod, Russia), candidate of psychological sciences, associate professor, Vice Dean of Faculty of Pedagogical Education, Art and Technologies of Yaroslav-the-Wise Novgorod State University, associate professor of Department of Professional Pedagogical Education and Social Management of Yaroslav-the-Wise Novgorod State University, e-mail: a_n_kolpakova@mail.ru
37