УДК 159.924.24
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
© Оксана Александровна ДРОБЫШЕВА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, соискатель, кафедра педагогической и возрастной психологии; Тамбовский педагогический колледж, г. Тамбов, Российская Федерация, преподаватель педагогики и психологии, e-mail: [email protected]
Статья посвящена исследованию проблемы развития творческого потенциала студентов в условиях образовательной деятельности педагогического колледжа посредством создания психологопедагогической модели. Выделяются основные задачи, принципы, блоки построения модели развития творческого потенциала студентов педагогического колледжа.
Ключевые слова: творческий потенциал; психолого-педагогическая модель развития; образовательная деятельность педагогического колледжа.
Необходимость построения психологопедагогической модели развития творческого потенциала студентов педагогического колледжа была продиктована тем, что психоло-го-педагогическая модель представляет процесс как систему, обосновывает и раскрывает его внутреннюю структуру, отражающую единство его элементов, их взаимосвязь.
Данная модель представляет собой описание целостного педагогического процесса, в ходе которого происходит развитие творческого потенциала студентов педагогического колледжа и состоит из нескольких компонентов (рис. 1).
Психолого-педагогическая модель развития творческого потенциала у будущих
педагогов представляет собой систему принципов, методов, форм организации образовательного процесса и состоит из целевого, содержательного, прикладного, результативного блоков и блока психолого-педагогических условий.
Методологическую основу разработки психолого-педагогической модели развития творческого потенциала студентов составили положения системного, личностно-деятельностного, личностно-ориентированного, субъект-субъектного и креативного подходов.
В основе процесса построения психологической модели должен лежать системный подход, в соответствии с которым модель строится как организованная структура, отражающая взаимосвязи между отдельными компонентами, составляющими целое. Применительно к психолого-педагогической модели развития творческого потенциала студентов колледжа это выражается в выявлении компонентов творческого потенциала и связей между ними.
В соответствии с личностно-деятельностным подходом модель развития творческого потенциала студентов колледжа представляет собой описание такой организации учебно-профессиональной деятельности студентов, включение в которую обеспечивает развитие у них всех компонентов творческого потенциала. Иначе говоря, данная модель должна включать в себя способы работы педагога со студентами, направленные на развитие у них творческого потенциала.
Личностно-ориентированный подход
предполагает субъект-субъектный тип взаимодействия между участниками педагогического процесса. Это означает, что взаимодействие со студентами в учебно-воспитательном процессе должно строиться с учетом их активности. Дифференциация подходов к ним должна учитывать потребности и интересы самих студентов, их способности, которые побуждают эту активность, придают ей личностный смысл и определяют возможные достижения в ней.
Креативный подход мы рассматриваем как формирующую стратегию развития творчества в образовательном процессе педагогического колледжа, определяющую развитие творческого потенциала как многоуровневую целостную систему взаимодейст-
вия информации, креативного поиска и ее отбора. Он позволяет переводить спектр идей в осмысленные и приоритетные для дальнейшего развития блоки.
В рамках данных подходов осуществляется формирование у студентов готовности к саморазвитию и профессиональному самосовершенствованию, с одной стороны, и к развитию творческого потенциала своих будущих воспитанников, с другой стороны.
В соответствии с логикой исследования на основе обозначенных выше методологических подходов нами были определены принципы развития творческого потенциала студентов педагогического колледжа: гуманизации, гуманитаризации, демократизации, развивающей и личностно-ориентированной направленности обучения, системности и последовательности.
Принцип гуманизации обеспечивает гуманное отношение к личности студента, уважение его прав и свобод, предъявление студенту посильных и разумно сформулированных требований, уважение обучающихся, их права быть самими собой, доведение до сознания студентов конкретных целей обучения и ненасильственное развитие качеств, присущих творческой личности. Применение принципа гуманизации образовательного процесса становится возможным при создании ситуации успеха на занятиях и во внеаудиторной деятельности, создании атмосферы психологического комфорта.
Принцип гуманитаризации позволяет строить процесс развития творческого потенциала студентов как целенаправленное выявление и развитие общекультурных компонентов в содержании образования, насыщение его идеями, ценностями, представляющими общечеловеческий интерес; межличностного общения субъектов педагогического процесса, способствующего формированию целостной материально-духовной картины мира и места человека в нем, развитию гуманистической направленности сознания студентов, проявляющихся в их стремлении к установлению относительно гармоничных отношений с окружающим миром. Реализация принципа гуманитаризации предполагает совершенствование технологии педагогического процесса, основанной на взаимоуважении, сотрудничестве.
Потребности
личности
Процесс развития творческого потенциала студентов
Заказ общества
Методологи-
ческие
подходы:
- системный;
- личностно-деятельностный;
- личностноориентированный;
- субъект-субъектный;
- креативный
Цель:
развитие
творческого
потенциала
будущих
педагогов
Задачи:
- реализация государственной цели-заказа
- подготовка конкурентных выпускников
- формирование потребности овладения технологией творческой реализации
- развитие стремления к развитию своего творческого потенциала
Содержательный блок
ТП - личностный ресурс креативности, создающий
возможность для нестандартного решения учебнопедагогических ситуаций,
самореализации будущих педагогов в учебнопедагогическом творчестве и создания продуктов проектной деятельности
Компоненты:
- мотивационный;
- когнитивный;
- личностный;
- самооценочный;
- рефлексивный
Методы:
- диагностические
- интерактивные (тренинговые; дискуссионные; метод проектов; метод игры; проблемное изложение знаний и др.)
Принципы:
- гуманизации;
- гуманитаризации;
- демократизации;
- развивающей и личностно-ориентированной направленности;
- системности;
- последовательности
Прикладной блок
Диагностический
Собственно
практический
Когнитивно-личностный
Результативный блок
Критерии и показатели
- склонность к творческой деятельности;
- образная креативность;
- вербальная креативность
- личностная креативность;
- творческая Я-концепция;
- творческая рефлексия
-а
Блок психолого-педагогических условий:
внутренние: сформированность структурных компонентов творческого потенциала
внешние:
- развитие творческого потенциала студентов в образовательной деятельности педагогического колледжа: активизация их личностного развития, обеспечение субъектной позиции, предоставление возможности самоопределения в образовательной деятельности, диалогический стиль педагогического общения, предоставление возможности нестандартного подхода к решению новых проблем, позитивная атрибуция
Реализованный
ТП
Рис. 1. Психолого-педагогическая модель развития творческого потенциала будущих педагогов
Принцип демократизации в образовательном процессе педагогического колледжа учитывает правовое равенство всех его участников, создает равные отношения и возможности в педагогическом коллективе и среди обучающихся, принимая во внимание их интересы и желания, дает студентам право активного участия в управлении в рамках закона, в решении связанных с организацией образования проблем, обеспечивает свободу для творчества, предприимчивости, всесторонней сформированности.
Принцип развивающей и личностноориентированной направленности обучения предполагает создание в образовательном процессе педагогического колледжа особой педагогической реальности как ситуации взаимопроникновения сознания двух субъектов, основанной на желании одного передать опыт, а другого - этот опыт приобрести. Такое «присоединение» сознания педагога к сознанию студента обеспечивает единообразное понимание ими предмета, ситуации и процесса обучения и воспитания. Педагог помогает студенту познавать самого себя в ходе личностного диалога с ним. На основе чувственного, мысленного, идейного, энергетического, деятельного единения происходит взаимопознание субъектов педагогического процесса. Чем точнее данные друг о друге имеют субъекты, тем вернее можно обратить условия обучения и воспитания (среду) к развитию творческого потенциала конкретного студента в индивидуальноличностном плане.
Принцип системности позволяет комплексно анализировать процесс развития творческого потенциала студентов педагогического колледжа в системе, рассматривать его во взаимосвязи с остальными компонентами в виде составной части единого целого.
Принцип последовательности направлен на закрепление студентами ранее усвоенных знаний, навыков, умений, профессионально-важных качеств, их последовательное развитие, совершенствование и на этой основе введение новых знаний, формирование новых навыков и умений.
В соответствии с требованиями указанных подходов и принципов содержание психологической модели развития творческого потенциала студентов, на наш взгляд, должно включать в себя следующие составляю-
щие его блоки: целевой, содержательный, развивающий, результативный и блок психо-лого-педагогических условий.
Целевой блок модели представлен целью и задачами процесса развития творческого потенциала студента в условиях педагогического колледжа.
Основная цель - развитие творческого потенциала студентов в образовательной деятельности педагогического колледжа.
Реализация данной цели предполагает решение задач:
1) реализация государственной цели-заказа как обеспечение качественного усвоения на творчески преобразующем уровне обязательного объема знаний, умений и навыков, определенных государственным образовательным стандартом;
2) подготовка выпускников, конкурентоспособных на рынке образования и труда, к жизни в обществе, к участию в производстве, предпринимательстве, бизнесе;
3) формирование личностной потребности освоения методов творческого самосовершенствования и овладения технологией творческой самореализации;
4) формирование у обучающихся стремления к развитию и реализации своего творческого потенциала, что обусловливает эффективность образовательного процесса в решении актуальной проблемы, стоящей перед системой образования на данном историческом этапе общественного развития.
Содержательный блок психологической модели описывает творческий потенциал студентов как объекта развития. Это достигается через определение данного понятия, выражающего сущность изучаемого явления, и выделение его структурных компонентов. В результате проведенного ранее теоретического анализа было дано определение творческого потенциала студента педагогического колледжа, который рассматривается нами как личностный ресурс креативности, создающий возможность для нестандартного решения учебно-педагогических ситуаций, самореализации будущих педагогов в учебно-педагогическом творчестве и создания продуктов проектной деятельности. Компонентами, составляющими содержание творческого потенциала как личностного ресурса, являются: 1) мотивационный; 2) когнитив-
ный; 3) личностный; 4) самооценочный;
5) рефлексивный.
Модель развития творческого потенциала студентов педагогического колледжа определяет важнейшие методы в преподавании дисциплин психолого-педагогического цикла. В своей работе мы использовали разнообразные интерактивные методы: тренинговые, дискуссионные методы, метод проектов, игры, проблемное изложение знаний и т. д. [1].
Прикладной блок включает описание психологического сопровождения развития творческого потенциала студентов в ходе их обучения и воспитания в колледже. В процедуре психологического сопровождения развития творческого потенциала студентов можно выделить следующие этапы.
Первый диагностический этап был направлен на создание проблемных ситуаций с целью возникновения у студентов колледжа внутренней мотивации на участие в деятельности по развитию творческого потенциала и созданию у них представлений о сущности творчества и творческом потенциале как необходимом условии высокого уровня творческих достижений [2].
Второй мотивационный этап был направлен на актуализацию у студентов процесса целеообразования в области совершенствования своего творческого потенциала и выбора ими способов реализации этой цели. В связи с этим на данном этапе студенты были обследованы с помощью батареи методик, оценивающих уровень развития каждого из компонентов творческого потенциала. Это позволило определить уровень развития творческого потенциала каждого студента и наметить пути его реализации в образовательном процессе педагогического колледжа.
Третий этап - развивающий. Его содержание составляет развитие творческого потенциала студентов колледжа.
Психологическое сопровождение на этом этапе складывалось из нескольких последовательных шагов.
Первый шаг - теоретический - преследовал цель, которая состояла в теоретической подготовке студентов к развитию творческого потенциала. В учебный план педагогического колледжа в рамках регионального компонента был введен авторский курс «Психологические основы творческого развития студентов колледжа» [2]. Основу со-
держания данного спецкурса составляли знания о личности студента как субъекте творческой деятельности, творческом потенциале, теоретических подходах к решению задач творческого развития. Изучение данного спецкурса предполагало использование большого разнообразия видов и форм обучения (лекции, семинары, практические занятия, творческие задания).
Второй шаг развивающего этапа мы назвали рефлексивным. Его содержание составляет работа по развитию у студентов колледжа рефлексивных умений посредством анализа моделируемых профессиональных ситуаций и ситуаций из жизненного опыта самих студентов, отличающихся наличием пробелов в учебно-профессиональной деятельности и процессе общения с другими людьми. Конечной целью развития данных умений является сформированность способности студентов профессионально общаться (видеть ошибки в профессиональной деятельности и общении, предлагать разнообразные варианты выхода из создавшихся ситуаций).
На третьем когнитивно-личностном этапе ставились две взаимосвязанные задачи -развитие творческого мышления и креативных свойств личности. Развитие творческого мышления состояло в формировании вербального и невербального мышления. Решение этой задачи осуществлялось путем включения студентов в разработку проблем, требующих опоры на соответствующие виды мышления. При этом вначале студентам предлагались нетворческие задания, которые у студентов актуализировали нетворческое вербальное или образное мышление, лишь после этого осуществлялся переход к решению творческих задач. Содержание задач менялось таким образом, что вначале оно было разнообразным, взятым из различных областей практики, и лишь на последних этапах развития студенты переходили к решению творческих педагогических и психологических задач.
На данном этапе происходило развитие творческого потенциала студентов через включение студентов в решение творческих задач, отстаивание своих идей и их обсуждение [3]. Например, игра «Конкуренция» нацеливала на организацию индивидуальногруппового конкурентного взаимодействия,
социальное самоопределение, способность к мобильному продуцированию внутреннего состояния. В играх «Маклер», «Планирование будущего» была возможность достаточно четко отследить эффективные и неэффективные стратегии взаимодействия и проанализировать их. Упражнение «Ассоциативный тест» формировало гибкость, образность, оригинальность мышления, развивало умение не пасовать перед трудностями, а быстро принимать задачу и находить пути ее решения. Упражнение «Образ Я» способствовало более глубокому осознанию личностного существования, соединению вербального и невербального в самооценочной позиции. Упражнение «Ответственность» помогало прояснить участникам их точку зрения и осознать степень ответственности за свои чувства, мысли, поступки. Развитию склонности к риску при отстаивании своих идей способствовало обсуждение альтернативных точек зрения в области педагогической практики. Одна точка зрения представлялась современными, принятыми в обществе взглядами, а другая представляла собой либо оригинальную точку зрения, взятую из публикаций СМИ, либо являлась результатом творческого мышления самих студентов. Группе испытуемых предлагалось рассмотреть достоинства и недостатки самостоятельно выполненного исследовательского проекта («Потребности и мотивы поведения», «Дружба в век развития информационных
технологий и сто лет назад», «Школа (детский сад) будущего», «Мир современного подростка в зеркале чатов и форумов в сети Интернет», «Психологические проблемы
подростков: от любви и дружбы до зависти и конфликта», «Проблемы взрослых глазами подростков» и др.). Студенты учились высказывать собственную точку зрения, аргументировать свои взгляды, публично отстаивать свои выдвинутые идеи.
К концу развивающего этапа у испытуемых улучшились показатели беглости, гибкости, оригинальности, находчивости, творческого мышления; любознательности, воображения, ориентации на сложные идеи, склонности к риску, степени независимости ценностей и поведения субъекта от воздействия извне, ориентации на ценности самоак-туализирующейся личности, гибкости поведения; сензитивности к себе.
Четвертый этап - собственно-практический. Он предполагает включение студентов колледжа в развитие творческого потенциала дошкольников и младших школьников в рамках психолого-педагогической практики.
Результативный блок представлен теми критериями и показателями, которые позволяют осуществлять оценку уровня развития отдельных компонентов творческого потенциала студентов на разных этапах психологического сопровождения их развития (табл. 1).
Таблица 1
Критерии и показатели развития компонентов творческого потенциала студентов
№ п/п Компоненты Критерии Показатели
1 Мотивационный Склонность к творческой деятельности Творческая направленность. Мотивы творческой направленности
2 Когнитивный Образная креативность Беглость, гибкость, оригинальность, разработанно сть
Вербальная креативность Вербальная креативность. Находчивость (верб.), творческое мышление (способы использования предметов)
3 Личностный Личностная креативность Любознательность, воображение, ориентация на сложные идеи, склонность к риску, степень независимости ценностей и поведения субъекта от воздействия извне, ориентация на ценности самоактуализирующейся личности, гибкость поведения
4 Самооценочный Творческая Я-концепция Самооценка творческого потенциала
5 Рефлексивный Творческая рефлексия Ретроспективная рефлексия, рефлексия настоящей деятельности, рефлексия будущей деятельности, рефлексия общения и взаимодействия с другими людьми, рефлексивность, сензитивность к себе
Таким образом, развитие творческого потенциала студентов колледжа осуществлялось за счет специальной фокусировки процесса обучения и воспитания на проблеме творчества в педагогической деятельности и включения необходимых знаний и умений в содержание изучаемых психологических дисциплин; обеспечения единства различных форм и методов обучения, взаимосвязи лекционных, семинарских, лабораторно-практических занятий; сочетания учебных занятий, метода проектов и производственной практики.
Блок психолого-педагогических условий предполагает наличие определенных условий. Творчество «не возникает само по себе. Для его развития и созревания нужны благоприятная атмосфера, стимулирующая среда, соответствующие внешние и внутренние условия» [4].
К внешним условиям мы относим: компетентность педагогов в управлении развитием творческого потенциала студентов; активизацию их личностного развития; обеспечение субъектной позиции, предоставление возможности самоопределения в образовательном процессе; диалогический стиль педагогического общения; благоприятный психологический климат; создание на основе образовательного процесса развивающего образовательного пространства.
К внутренним условиям мы относим сформированность структурных компонентов творческого потенциала студентов педагогического колледжа.
Предпринятое нами моделирование образовательного процесса в педагогическом
колледже г. Тамбова показало, что образовательный процесс способствует эффективному развитию творческого потенциала студентов, если:
- структура целей образовательного процесса включает в себя государственную цель-заказ как обеспечение качественного усвоения на творчески преобразующем уровне обязательного объема знаний, умений и навыков, определенных государственным образовательным стандартом;
- колледж осуществляет подготовку выпускников, конкурентоспособных на рынке образования и труда, к жизни в обществе, к участию в производстве, предпринимательстве, бизнесе;
- цель личности обусловлена потребностью в творческом самосовершенствовании и овладении технологией творческой самореализации;
- обучающиеся готовы к развитию и реализации своего творческого потенциала.
1. Дробышева О.А. Развитие творческого потенциала студентов колледжа. Тамбов, 2009.
2. Дробышева О.А. Психологические основы творческого развития студентов колледжа. Тамбов, 2011.
3. Смолярчук И.В., Дробышева О.А. Учимся творчеству. Тамбов, 2012.
4. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М., 2005.
Поступила в редакцию 20.06.2012 г.
UDC 159.924.24
PSYCHO-PEDAGOGICAL MODEL OF CREATIVE POTENTIAL OF STUDENTS IN EDUCATIONAL ACTIVITY OF PEDAGOGICAL COLLEGE
Oksana Aleksandrovna DROBYSHEVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Competitor, Pedagogical and Age Psychology Department; Tambov Pedagogical College, Tambov, Russian Federation, Teacher of Pedagogics and Psychology, e-mail: [email protected]
The article investigates the problem of the creative potential of students in the educational activity of pedagogical college through the creation of psycho-educational model. The main objectives, principles, building blocks model of the creative potential of students of pedagogical colleges is highlighted.
Key words: creativity; psychological and pedagogical model development; educational activities of pedagogical college.