Научная статья на тему 'О проекте «Создание инновационных площадок по реализации на базе учреждений профессионального образования программ углубленного изучения образовательной области «Технология»'

О проекте «Создание инновационных площадок по реализации на базе учреждений профессионального образования программ углубленного изучения образовательной области «Технология» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
234
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ» / VOCATIONAL TRAINING / SYSTEMS OF THE ORGANIZATION OF TRAINING WITHIN THE EDUCATIONAL TECHNOLOGY AREA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Заичкина Ольга Игоревна

В настоящее время профессиональная подготовка должна быть ориентирована на формирование у обучающихся способностей к быстрому реагированию на изменение конъюнктуры рынка труда, к профессиональному самоопределению. В статье рассматривается разработка системы организации обучения в рамках образовательной области «Технология», позволяющая обеспечить подготовку обучающихся к осознанному выбору профессии в соответствии с их интересами, способностями и потребностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Заичкина Ольга Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Now vocational training should be focused on formation at being trained abilities to fast response to change of market condition of work, to professional self-determination. The article considers development of the system of the organization of training within the educational Technology area, allowing to provide preparation being trained to the realized choice of profession according to their interests, abilities and requirements.

Текст научной работы на тему «О проекте «Создание инновационных площадок по реализации на базе учреждений профессионального образования программ углубленного изучения образовательной области «Технология»»

О ПРОЕКТЕ «СОЗДАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПЛОЩАДОК ПО РЕАЛИЗАЦИИ НА БАЗЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОГРАММ УГЛУБЛЕННОГО ИЗУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ»

ЗАИЧКИНА О.И.

В настоящее время профессиональная подготовка должна быть ориентирована на формирование у обучающихся способностей к быстрому реагированию на изменение конъюнктуры рынка труда, к профессиональному самоопределению. В статье рассматривается разработка системы организации обучения в рамках образовательной области «Технология», позволяющая обеспечить подготовку обучающихся к осознанному выбору профессии в соответствии с их интересами, способностями и потребностями.

Качественное изменение социально-экономических отношений, связанное с ним возникновение рынка безработицы, смещение социального запроса на профессии на рынке труда, резкое повышение требований к профессионалу на рынке труда привели к изменению взгляда на профессиональное образование и профессиональную ориентацию молодежи.

В этой ситуации необходимым становится принципиально новое понимание специфики предмета не только профессиональной ориентации, но профессионального образования и понятия трудоустройства в целом. Сегодня профессиональная подготовка молодого человека должна ориентироваться не на прикрепление его к заданному рабочему месту, которое в ближайшем будущем может устареть, а на формирование у него способностей к профессиональному самоопределению, целеполаганию, анализу складывающейся ситуации на рынке труда.

Кроме навыков по профессии, у учащихся необходимо формировать ориентационные схемы интересующего его профессионального рынка. Сегодняшние выпускники должны уметь быстро реагировать на изменения конъюнктуры рынка труда, без личных трагедий расширять и изменять род своих профессиональных занятий, знать, где на рынке труда именно их профессиональные навыки могут быть востребованы. В учреждениях образования должна осуществляться поддержка инициатив учащихся, молодежных предпринимательских проектов.

Предполагается в рамках общей работы по обновлению содержания столичного образования в области профессиональной ориентации и социализации школьников разработать систему организации обучения в рамках предметной области «Технология», позволяющую обеспечить подготовку школьной молодежи к осознанному выбору профессии в соответствии с их интересами, способностями и потребностями конкретного экономического региона в конкурентоспособных кадрах и с учетом сложившихся в стране социально-экономических условий.

Основная идея разрабатываемой системы состоит в том, чтобы обеспечить взаимосвязь между образовательной деятельностью школьников в рамках учебно-воспитательного процесса и их практическими действиями по выбору профессии и дальнейшему профессиональному и социальному становлению личности. Реализация этой идеи, прежде всего, связана с использованием новых форм организации учебного процесса на основе опыта, накопленного

Now vocational training should be focused on formation at being trained abilities to fast response to change of market condition of work, to professional self-determination. The article considers development of the system of the organization of training within the educational Technology area, allowing to provide preparation being trained to the realized choice of profession according to their interests, abilities and requirements.

в учреждениях профессионального образования.

Колледж автоматизации и информационных технологий №20 (до 2005 года Центр образования «Юниор») с 1987 года ведет работу по обучению школьников 8-11 классов ОУ Восточного округа по программам образовательной области «Технология», а также программам до-профессиональной и профессиональной подготовки. В течение всего этого времени образовательные услуги колледжа были активно востребованы школами. В соответствии с изменяющимися социально-экономическими условиями и требованиями образовательных стандартов изменялись формы и содержание взаимодействия колледжа с образовательными учреждениями, однако потребность во взаимодействии оставалась неизменной с обеих сторон: колледж заинтересован в привлечении будущих студентов, а школа - в расширении спектра образовательных услуг, предоставляемых учащимся. Опрос выпускников школ показывает, что знания и умения, полученные в процессе обучения в колледже, помогают им сделать более осознанный выбор профессионального пути, а также часто позволяют трудоустроиться еще в процессе дальнейшего обучения.

В последние 15-20 лет молодежь в первую очередь ориентирована на получение высшего образования. К концу 2000-х годов о предпочтении высшего образования говорили почти в 88% семей с детьми школьного возраста. В 2009 году более 2/3 обучающихся по программам профессионального образования были студентами вузов. По программам среднего профессионального образования обучались чуть менее У4 студентов. Оставшиеся 10% учащихся посещали программы начального профессионального образования.

В учреждениях среднего профессионального образования ситуация значительно лучше, поскольку не менее 25% поступающих идут на эти программы целенаправленно. Между тем, до 35% выпускников учреждений профессионального образования в год окончания колледжа поступают в вузы. Таким образом, система профессионального образования является крайне неоднородной по уровням образовательных программ как по показателям численности обучающихся, так и по показателям их уровня.

Структура профессионального образования в России за последние 10-15 лет оказалась неоправданно смещена в сторону высшего образования. Коэффициент приема в вузы, рассчитанный как отношение приема в вузы к численности возрастной когорты 17-летних (в этом возрасте в вузы поступает большинство молодежи) в 2010 г. превысил 90%. Ажиотажный спрос на высшее образование отражает новую социальную реальность России.

Таким образом, можно говорить о новом предмете деятельности системы профессионального образования, а именно, об активной социализации молодежи, переходе от подготовки узких предметных специалистов к подготовке будущих профессионалов, владеющих техниками поиска и предъявления себя на рынке профессиональных услуг. Ведущей становится ориентация на овладение не только навыками в конкретной профессиональной области, но и социальными навыками анализа и соотнесения собственных личностных ресурсов с теми требованиями, которые предъявляет личности та или иная социально-профессиональная деятельность.

Предполагается в рамках общей работы по обновлению содержания столичного образования в области профессиональной ориентации и социализации школьников разработать систему организации обучения в рамках предметной области «Технология», позволяющую обеспечить подготовку школьной молодежи к осознанному выбору профессии в соответствии с их интересами, способностями и потребностями конкретного экономического региона в конкурентоспособных кадрах и с учетом сложившихся в стране социально-экономических условий.

Основная идея разрабатываемой системы состоит в том, чтобы обеспечить взаимосвязь между образовательной деятельностью школьников в рамках учебно-воспитательного процесса и их практическими действиями по выбору профессии и дальнейшему профессиональному и социальному становлению личности. Реализация этой идеи, прежде всего, связана с использованием новых форм организации учебного процесса:

- использование методик мыследеятельностной педагогики как учащимися, так и учителями, и консультантами;

- обеспечение личностно-деятельного подхода;

- максимальное использование новых информационных технологий;

- активное применение современных методических подходов к процессу профессионального отбора и консультаций (тесты, тренинги, проективные методики, развивающие психотехнологии).

Предполагается, что такая организация системы обучения должна внести существенные коррективы в методы и способы работы учителей, центр тяжести которой будет смещаться в область педагогики сотрудничества. Такая работа может проводиться по следующим направлениям:

1) разработка сквозной программы технологического образования школьников 8-11 классов в части профессиональной ориентации и социальной адаптации на основе использования новых технологий;

2) разработка системы профессионального отбора и консультаций школьников 8-11 классов с использованием новых психодиагностических средств и методик;

3) испытание и анализ разработанных методик и программ.

Основные задачи первого направления.

1) Внесение нового содержания в программу предметной области «Технология» по темам:

- введение в современные промышленные технологии;

- трудовые отношения и право;

- технологии поиска работы;

- этика деловых отношений. Психология общения;

- построение личной карьеры.

Предполагается, что новое содержание должно обеспечивать формирование следующих качеств выпускника школы, обеспечивающих его спешную социализацию.

1. Социальная компетентность: информационная, правовая, общественная, коммуникативная, самосознания.

2. Владение информационными и коммуникационными технологиями как основой большинства видов профессиональной деятельности XXI века и средством непрерывного самообразования (Резолюция II Международного Конгресса ЮНЕСКО по техническому и профессиональному образованию);

3. Возможность оперативного использования своих знаний и умений (от знаний типа «склад» к знаниям типа «инструмент»; работа на стыке различных областей знаний);

4. Готовность к постоянному обучению и переобучению (по горизонтали и вертикали): психологическая; технологическая; информационная, владение гуманитарными технологиями, правовая грамотность, экономическая грамотность, экологическая грамотность, организаторские навыки, умение работать в коллективе в роли руководителя, подчиненного, равноправного члена «команды», умение представлять себя и свою работу, знание психологических основ общения.

2) Разработка методик обучения по программе с использованием следующих методов:

- мыследеятельностные технологии;

- освоение технологии учения;

- проектная деятельность (индивидуальная и в коллективе);

- деловые и ситуационные игры;

- психологические тесты и тренинги;

- обучение через общение и общению (педагогика сотрудничества);

- работа в различных информационных и коммуникационных средах;

- практическая работа в смешанных молодежно-взрослых производственных коллективах. Основные задачи второго направления.

1) Разработка системы психолого-профориентационной поддержки образовательного процесса учащихся 8-11 классов, обеспечивающей формирование зрелой, адаптированной, в социальном смысле, личности посредством следующих составляющих:

- обучение навыкам выработки стратегии профессионального становления молодого человека с одновременным мониторингом уровня его профессиональных устремлений и амбиций;

- индивидуальная диагностика и консультирование по вопросам профессионального самоопределения школьника;

- групповая диагностика учебных групп с целью выработки стратегии и стиля учебной и воспитательной работы в группе;

- проведение тренингов, способствующих формированию качеств, необходимых для успешной деятельности на рынке труда в современных социально-экономических условиях.

2) Разработка и апробация методического и диагностического инструментария службы психологической и профессиональной диагностики. Основными методическими подходами к созданию такого инструментария следует считать:

- тесты, обеспечивающие простоту и кратковременность процедуры исследования, возможность использования в индивидуальном и групповом режимах работы, возможность использования компьютерных технологий;

- аппаратурные методики, эффективность которых состоит в возможности создания проблемных ситуаций, близких к условиям трудовой деятельности;

- проективные методики, дающие возможность сделать вывод о соответствии глубинных психологических характеристик личности, часто не осознаваемых им самим, с теми условиями профессиональной среды, на которую сознательно или первично ориентируется подросток;

- развивающие психотехнологии, обеспечивающие моделирование ситуации, способствующие выработке конкретных навыков, позволяющих человеку заранее наработать механизмы адаптации к выбранной профессиональной системе отношений.

Тематика инновационного проекта соответствует приоритетным направлениям развития системы образования Москвы и России в сфере модернизации сети образовательных учреждений, обеспечивающих доступность качественных образовательных услуг и возможность построения индивидуальных образовательных траекторий построения будущей профессиональной карьеры каждого школьника через развитие системы общего и профильного обучения, профессиональной подготовки путем:

- разработки модели сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений (средняя и старшая ступени), колледжей, их социальных партнеров для реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся средствами ОО «Технология»;

- разработки и внедрения современных образовательных и информационных технологий, обеспечивающих достижение образовательных результатов, необходимых для жизни и работы обучающегося в условиях инновационной экономики (развитие метапредметных, профессиональных и информационных, социальных компетенций, креативности, психологической и профессиональной мобильности, внедрения дистанционных и интерактивных, очных и заочных форм обучения и др.);

- разработки инновационного учебно-методического обеспечения образовательного процесса по изучению ОО «Технология», профориентации (создание электронных учебных и методических, справочных пособий, учебных фильмов, презентаций, систем контроля и др. средствами ИКТ);

- привлечения к образовательному процессу квалифицированных педагогических кадров колледжей и его социальных партнеров;

- организации образовательных практик и стажировок обучающихся в государственных образовательных учреждениях на высокотехнологичных предприятиях, раскрывающих устройство современных инновационных производств и творческих индустрий, формирующих креативные навыки и мотивацию.

В рамках проекта будут разработаны, апробированы и внедрены:

- различные нормативно-правовые акты по формам совместного использования несколькими юридическими лицами (ГБОУ СОШ и ГБОУ СПО, АОУ СПО) материальных, учебных, кадровых и иных ресурсов для организации углубленного изучения образовательной области «Технология» на базе профессионального колледжа;

- модель сетевого взаимодействия между ГБОУ и АОУ СПО и ГБОУ СОШ для реализации образовательных программ основного, предпрофильного, профильного обучения ОО «Технология» и программ начальной профессиональной подготовки;

- модель Ресурсного центра на базе профессионального колледжа в рамках образовательной сети ШКОЛА-КОЛЛЕДЖ для реализации предпрофильного и профильного обучения школьников в ОО «Технология»;

- комплект учебно-методической документации по реализации ОО «Технология» на базе профессионального колледжа, повышение квалификации педагогических кадров профильного обучения (в том числе, на основе ИКТ);

- интегрированные образовательные программы углубленного изучения предметов образовательной области «Технология»;

- образовательные программы с использованием средств дистанционных технологий в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения;

- обеспечение обучающемуся выбора необходимой ему индивидуальной образовательной траектории обучения ОО «Технология» вне зависимости от вида и ведомственной принадлежности образовательных учреждений, реализующих указанную программу.

В результате реализации предлагаемого проекта будет разработана система организации обучения в рамках предметной области «Технология», позволяющая обеспечить подготовку школьной молодежи к осознанному выбору профессии в соответствии с их интересами, способностями и потребностями конкретного экономического региона в конкурентоспособных кадрах и с учетом сложившихся в стране социально-экономических условий.

Созданные в процессе реализации проекта условия для повышения эффективности использования потенциала учреждений профессионального образования для углубленного изучения образовательной области «Технология» на базе созданной сети учреждений общего и профессионального образования обеспечат взаимосвязь между образовательной деятельностью школьников в рамках учебно-воспитательного процесса и их практическими действиями по выбору профессии и дальнейшему профессиональному и социальному становлению личности. Этому во многом будут способствовать новые формы организации учебного процесса в части изучения образовательной области «Технология» по разработанным в процессе реализации проекта учебным программам и на основе опыта, накопленного в учреждениях профессионального образования.

Предложенная модель Центра технологического обучения и социально-трудовой адаптации учащихся 8-11 классов общеобразовательных школ на базе учреждений профессионального образования будет способствовать активной социализации подростков и молодежи, подготовке будущих профессионалов, владеющих техниками поиска и предъявления себя на рынке профессиональных услуг в дальнейшей жизни. Ведущей станет ориентация на овладение не только навыками в конкретной профессиональной области, позволяющими выпускнику школы сделать осознанный профессиональный выбор и при необходимости решить проблему

трудоустройства, но и социальными навыками анализа и соотнесения собственных личностных ресурсов с теми требованиями, которые предъявляет личности та или иная социальнопрофессиональная деятельность, что позволит ему правильно выстраивать свою дальнейшую профессиональную карьеру

Экономический эффект реализации проекта состоит в том, что предложенные модели и методы будут способствовать повышению эффективности использования педагогического и материально-технического потенциала профессиональных образовательных учреждений за счет обучения дополнительного контингента обучающихся.

Библиографический список:

1. Диденко Н.В. Инновационная программа развития // Профессиональное образование. Столица. 2007. № 9. С. 14-15.

2. Амосков В.М. Условия развития умений творческо-поисковой деятельности учащихся при изучении образовательной области «Технология» // Вестник Новгородского государственного университета. 2007. № 40. С. 16-18.

3. Твердынин Н.М. Что может дать образовательная область «Технология» для патриотического воспитания студентов в педагогическом вузе? // Вестник Московского университета МВД России. 2008. № 10. С. 186-188.

4. Хотунцев Ю.Л. Образовательная область «Технология»: направления совершенствования // Стандарты и мониторинг в образовании. 2004. № 3. С. 3-7.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, системы организации обучения в рамках образовательной области «Технология».

Keywords: vocational training, systems of the organization of training within the educational Technology area.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.