ОПЫТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШИХ
ШКОЛЬНИКОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТОКАРЕВА О.Н.
Статья посвящена вопросам организации в учреждениях дополнительного образования детей допрофессиональной подготовки обучающихся, позволяющей осознанно выбирать профессию.
Article is devoted organization questions in establishments of an additional education of children of vocational training trained, allowing menacingly to choose a trade.
Время диктует высокие требования к уровню развития трудовых ресурсов, постоянному повышению творческого и трудового потенциала работников. «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» в качестве одного из приоритетных направлений государственной образовательной политики определяет создание «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся» [1].
Учреждения дополнительного образования (УДО) - партнеры общеобразовательной школы в практической реализации современных научных подходов к образованию и воспитанию. В связи с введением профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы, все большую актуальность приобретает решение проблемы профильной подготовки в УДО, которая дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального образовательного пути. Особенности дополнительного образования связаны с его государственно-общественным, социально-педагогическим назначением, быть существенным дополнением к системе непрерывного образования в целом (а не только к основному образованию школы), и эта дополнительность представлена приоритетом социального, индивидуального, личностного, общечеловеческого воспитания; самообразования, самовоспитания учащихся в профессионально ориентированной образовательной деятельности учреждения.
Специфичен образовательный процесс в УДО. Основой обучения детей является профессионально направленная деятельность, представленная практически всеми ее видами. Такая деятельность значима, интересна для ребенка, это результат его выбора. Процесс обучения тоже привлекателен - участие в выставках, смотрах, конкурсах, использование результатов обучения в повседневной жизни, собственная творческая деятельность как индивидуальная, так и коллективная. Свобода выбора воспитанниками подходов к образовательной деятельности, личностно ориентированная образовательная практика, отсутствие государственных, жестких и обязательных стандартов содержания образования, свобода педагогического выбора целей, задач, вида и содержания образовательной деятельности, сочетание управления с самоуправлением обуславливают личностно ориентированную направленность, а многообразие форм организации деятельности детей и подростков - многообразие методов и средств формирования допрофессиональ-ной компетентности, являющейся основой для успешного профессионального самоопределения личности.
В ходе организации допрофессиональной подготовки старшеклассников в учреждении дополнительного образования наряду с формированием начальных профессиональных знаний и умений осуществляется формирование норм и ценностей, принятых в конкретной профессиональной среде, происходит самоопределение старшеклассников в процессе самостоятельного поиска и осознания ценностей и смыслов выполняемой ими деятельности, сопровождающихся обоснованным выбором направления послешкольного образования.
Системе дополнительного образования отводится инновационная роль в реализации новых социальных требования, предъявляемых к образованию. Дополнительное образование детей - это государственно-общественная система образования и социального воспитания, субъектами которой являются не только педагоги-профессионалы, но и взрослые - представители практически всех профессий, что усиливает их значение в профильной подготовке подростков путем практического приобщения к различным видам профессиональной деятельности с учетом личных возможностей и способностей.
Дополнительное образование детей строится в соответствии с их индивидуальными особенностями, что немаловажно в профессиональном самоопределении. Поэтому программы дополнительного образования, обеспечивают оптимальные формы и методы организации деятельности, осознанный выбор ориентиров в профессии, отражают развитие творчества ребенка, изменение уровня и направленности его интересов, достижений и способностей.
Профессионально ориентированные программы (в гуманитарном профиле: «Русский язык и литература», «История», «Клуб английского языка», «Будущий юрист» и др.; в социальном профиле: «Школа юного психолога», «Основы журналистики», «Организатор досуговой деятельности» и др.; в художественном профиле: «Школа спортивного бального танца», «Актерское мастерство», «Детский театр моды», «Студия эстрадного пения» и др.; в технологическом профиле: «Программирование», «Компьютерная графика и дизайн» и др.) позволяют детям ознакомиться с той или иной сферой жизнедеятельности людей, выявить свои личные возможности и определиться в выборе профессии, получить основы знаний и мастерства, в том числе сопряженные с определенными профессионально-квалификационными требованиями.
Выбор подростком будущей профессии часто происходит под влиянием субъективных факторов: престижность профессии в кругу сверстников, желание родителей, расположение учебного заведения рядом с домом и т.д. Между тем условия рынка в российской экономике предъявляют новые требования к подрастающему поколению, которое должно быть готово к тому, что в течение жизни ему придется несколько раз менять свою профессию, осваивать новые виды деятельности, уметь самостоятельно искать работу и трудоустраиваться. В связи с этим необходимым компонентом допрофессиональной подготовки в учреждении дополнительного образования детей должно стать развитие профессиональной мобильности воспитанника, которая включает, умение взаимодействовать с рынком труда и продвигать себя на нем, планировать карьеру.
Сегодня при профессиональной ориентации учащихся необходимо учитывать региональные особенности, пытаться научно просчитать «завтрашнюю» потребность профессии, этим самым, предопределив профессиональные пробелы. В связи с этим особенно важно грамотно и умело направлять подростков на приобретение тех профессий, от которых в дальнейшем будет зависеть развитие нашей страны, региона, края, области. Принимая во внимание особенности региона и потребность в высоко квалифицированных, мобильных кадрах, осознанно выбравших свою профессию, организаторы дополнительного образования учащихся видят сегодня в этом проблемную ситуацию, складывающуюся из следующих противоречий, проявивших себя в последние годы: между потребностью в специалистах, мобильных, хорошо адаптирующихся в современном мире и не достаточной готовностью образования удовлетворить эти потребности; между стратегией развития региона с определением необходимых кадров и не умением учащихся самоопределяться в выборе профессии сообразно своим личностным данным и региональным потребностям.
Одним из позитивных примеров профессионального самоопределения детей в учреждениях дополнительного образования Курской области, являются детские театры моды. Большинство детских «театров моды» работают по комплексным обучающим программам, в структуру которых входит несколько дисциплин, чаще всего это основы дизайна и технологии изготовления одежды, сценическое мастерство. Необходимым условием для создания у детей интереса к содержанию
обучения, к самой учебной деятельности является возможность проявить самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся.
Участие «театров моды» в городских, областных и российских конкурсах юных модельеров можно считать одним из главных показателей качества обучения детей. С 1990 года комитет образования Курской области и Курский областной центр технического творчества учащейся молодежи (ОЦТТУМ) проводят областной фестиваль юных модельеров «Приметы моды», участниками которого становятся призеры городских и районных конкурсов. Ежегодно количество участников растет, в последние годы в конкурсной программе представляются до тридцати коллекций [2]. В организации профильного обучения большую роль играет сотрудничество педагогов театров моды с высшими учебными заведениями города, в частности с КурскГТУ (кафедра дизайна и технологии изделий легкой промышленности). Согласно договору о сотрудничестве проводятся экскурсии по аудиториям и лабораториям кафедры, преподавателями КГТУ оказывается консультативная помощь в подготовке и проведении городского конкурса юных модельеров, ведется разработка профессионально направленных программ для обучающихся, которые используют в своей работе педагоги учреждений дополнительного образования детей Курской области.
Основным приоритетом образования является воспитание творческой, самостоятельной, свободной личности, способной жить и созидать в условиях социальной и экономической нестабильности, конструктивно решать ситуационные задачи. Сегодня, когда обществу нужны инициативные и самостоятельные специалисты, способные постоянно совершенствовать свою личность, поддержка педагогом в профессиональном самоопределении ребенка - одна из целей образования. Многие выпускники объединений «театр моды» поступают в вузы на специальности непосредственно связанные с дизайном и легкой промышленностью. Однако устаревшие формы отчетности о деятельности учреждений системы дополнительного образования не позволяют получить количественные и качественные материалы об эффективности допрофессиональной подготовки воспитанников и внести коррективы в их обучение. Воспитанники, получившие большой опыт творческого труда, удовлетворения от результатов участия и побед в конкурсах, могут в дальнейшем выполнять свои профессиональные функции, отличаясь высокой восприимчивостью, социальной мобильностью, компетентностью, готовностью к быстрому обновлению знаний, расширению арсенала навыков и умений, освоению различных сфер деятельности.
Таким образом, допрофессиональная подготовка - это первый этап в системе непрерывного образования. Гибкость системы учреждений дополнительного образования детей позволяет обеспечить помощь и поддержку в социальном и профессиональном самоопределении школьников, что повышает кадровый потенциал интеллектуального, научно-технического, творческого и культурного развития общества.
Библиографический список: 1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования России: сборник приказов и инструкций Министерства образования. - 2002. -№
1. - С.17-26.
2. Текущий архив Комитета образования Курской области. Дело № 03-17 «План работы Комитета образования Курской области ». Отчет о работе системы дополнительного образования детей за 2007 г. - Л.2.
Ключевые слова: дополнительное образование, обучение, профессия, ориентация, деятельность, профессиональное самоопределение
Keywords: additional education, training, trade, orientation, activity, professional self-determination