ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ РАЗНОПРОФИЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ
КОЛЛЕДЖЕ № 28
ЛАРИОНОВА С.А.
В новых условиях функционирования и развития экономики главной задачей профессионального образования становится развитие у обучающихся способностей адаптироваться к изменениям техники, технологии, организации труда. Представляемый проект направлен на повышение эффективности использования образовательного, кадрового и материальнотехнического потенциала учреждений профессионального образования при организации общеобразовательной подготовки.
В педагогической науке инновационная деятельность подразумевается как целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении своего собственного практического педагогического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, качественной иной педагогической практики.
В новых условиях функционирования и развития экономики главной задачей профессионального образования становится не только развитие личности, формирование знаний, умений и навыков, но и развитие способностей адаптироваться к изменениям техники, технологии, организации труда.
Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией образовательных технологий, развитием института социального партнёрства. Потребность в специалистах пищевой промышленности, сферы услуг и гостиничной индустрии подтверждается статистикой: Москве нужны рабочие повышенного уровня квалификации. Это ясно понимают как руководители предприятий, так и руководители города.
Организационной основой реализации задач профессионального образования в колледже является инновационная деятельность.
В 2008 году колледж подготовил и реализовал проект создания ресурсного межотраслевого учебно-производственного центра, работающего по программе: «Диверсификация образовательных программ по специальностям 150414 «Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок» и 260301 «Технология мяса и мясных продуктов» для предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности на основе виртуального имитационного комплекса производственных циклов» в условиях Приоритетного национального проекта «Образование».
В рамках городской целевой программы «Рабочие кадры» коллектив колледжа реализовал проект по созданию лабораторного комплекса для обучающихся и студентов по профессиям НПО 34.2 «Повар, кондитер», 34.1 «Официант, бармен» и специальности СПО 260502 «Технология продукции общественного питания». На площади около 350 кв. метров были созданы высокотехнологичные лаборатории, предназначенные для получения первичных профессиональных навыков по приготовлению пищи и ресторанному сервису. В колледже разработана и успешно внедряется программа мероприятий по трудовой адаптации обучающихся, созданию новых ученических рабочих мест. Выпускники НПО хорошо ориентируются на рынке тру-
In new operating conditions and economy developments by the main task of professional education there is a development in being trained abilities to adapt for changes of equipment, technology, the work organization. The represented project is directed on increase of efficiency of use of educational, personnel and material capacity of institutions of professional education at the organization of general educational preparation.
да и начинают трудовую деятельность по профессиям, полученным в колледже, большинство из них продолжает повышать свой профессиональный уровень, обучаясь в вузах.
На развитие ТК № 28 оказывают влияние как глобальные процессы, происходящие в сфере образования на мировом и всероссийском уровне, так и местные условия, определяющие специфику функционирования колледжа. В настоящее время происходит активное формирование рынка образовательных услуг. Участие в конкурентной борьбе на этом рынке ставит перед ГОУ СПО Технологический колледж № 28 ряд задач по удовлетворению рыночного спроса и по обеспечению высокого качества подготовки специалистов.
Всё это проходит в условиях коренной реформы образования в России, которая характеризуется введением единого государственного экзамена и введением новых профессиональных образовательных стандартов, основанных на компетенциях. Реформа проводится в условиях ожидания тяжелой демографической ситуации, связанной с резким уменьшением рождаемости в стране в конце 80-х - начале 90-х годов.
Важными задачами ГАОУ ТК № 28 в современных условиях становятся:
- создание условий для перехода к реализации разнопрофильных образовательных программ по различным формам обучения (в том числе по интегрированным), востребованных на рынке образовательных услуг;
- создание мобильного учебного заведения, способного быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и реагировать на запросы потенциальных потребителей.
Поэтому мы начали работать над инновационным проектом «Создание инновационных площадок по реализации на базе учреждений НПО и СПО программ углубленного изучения образовательной области «Технология».
Расширение возможностей колледжа связывается с созданием образовательного пространства, на базе которого будут реализованы инновационно-образовательные технологии подготовки школьников с более глубоким погружением в профессиональную деятельность по профессиям: Повар и Машинист холодильных установок. Предполагается интеграция имеющихся программ НПО на основе практикоориентированного подхода с созданием качественно новых компетенций и разработок методик теоретических и профессиональных программ в содержании углубленного изучения программы Технология.
Проект направлен на использование образовательного, кадрового и материальнотехнического потенциала государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования при организации общеобразовательного учебного процесса. Также проект будет способствовать профориентации школьников на рабочие профессии и специальности путем их активного включения в практическую трудовую деятельность на современном промышленном оборудовании на базе ГОУ СПО Москвы и их социальных партнеров - работодателей.
Главная цель проекта - создание практикоориентированного образовательного пространства для реализации профильных общеобразовательных программ, а также обучение по образовательным программам профессиональной подготовки.
В современном обществе актуально и остро встает проблема психологической помощи людям в выборе профессии. Отрицательные последствия необоснованного выбора профессии начинают сказываться уже в период обучения в профессиональных учебных заведениях. По данным ВНИИ профессионального технического образования, около 40% учащихся 1-го курса профессиональных образовательных учреждений не удовлетворены выбранной профессией, 10-12% хотели бы вернуться в школу, 40-60% старшекурсников не хотят работать по выбранной специальности. Исследования показывают, что только 10% старшеклассников адекватно оценивают свои возможности. В большинстве случаев мотивами выбора профессии являются:
- совет друзей (25%);
- совет родителей (17%);
- влияние СМИ (10%);
- случайные факторы, например, территориальная близость учебного заведения (9%).
Остальные (39%) руководствуются интересом к содержанию труда.
Многие из выпускников 9-х классов не готовы к осознанному выбору своей будущей профессии. По данным Санкт-Петербургских психологов, 85% учащихся 9-х классов не знают, кем они хотят стать, а социологическое исследование «Прогноз», проводимое ежегодно Ульяновским областным центром профориентации, показывает, что 11% выпускников 9-х классов не могут выбрать форму дальнейшего обучения, и 36% не уверены в правильности своего выбора. Трудности профессионального самоопределения в 9-ом классе во многом связаны с возрастными особенностями. Данные психологических исследований показывают, что лишь незначительная часть учащихся этой возрастной группы не испытывает затруднений в процессе обучения. Причем подростки видят причину трудностей в первую очередь в самих себе, в собственной плохой памяти, слабом внимании, неумении думать, лени и безволии. Истинная же причина данных трудностей чаще всего в несовпадении времени наступления физиологической, интеллектуальной и социальной зрелости. Поэтому очень важно научить подростка не только видеть свои недостатки, - он и так во всем винит себя, и так знает о своих многочисленных возрастных трудностях, - но и научить понимать, видеть, уметь опираться на свои достоинства, на сильные стороны своей личности и характера [1].
Образовательная среда нашего проекта строится в соответствии с принципом «погружения». Учащийся должен с первого дня получить исходные представления и умения анализа и творческого решения практических проблем, преобразования материалов, энергии и информации, конструирования, планирования, изготовления, оценки процессов и изделий, знания и умения в области технического творчества, представления о мире науки, технологий и техносферы, влияний технологий на общество и окружающую среду, о сферах человеческой деятельности и общественного производства, спектре профессий и путях самооценки своих возможностей. Все это можно обеспечить за счет использования имеющегося потенциала колледжа. Ресурсные центры колледжа оснащены современным технологическим оборудованиям:
- учебный класс электроники - оснащенный тренажерами с программным обеспечением фирмы «Транзас»;
- лаборатория термодинамики и автоматизации холодильных машин и установок - оснащенных модульными установками «DAR»;
- лаборатория аккумулирования холода;
- виртуальный имитационный колбасный цех;
- технологический комплекс «Варио» и т.д.
По данным исследований, профессиональные намерения являются более устойчивыми, а овладение деятельностью происходит быстрее и эффективнее, если главной причиной выбора профессии является содержание предстоящей деятельности. Однако на данный момент сложилась такая ситуация, что настоящих специалистов, работающих с энтузиазмом и поднимающих нашу страну на более высокие уровни развития, все меньше. Почему это происходит?
Даже несмотря на то, что в нашей стране много высших и средних учебных заведений с высоким уровнем и качеством образования, которые каждый год выпускают специалистов, их компетентность и профессионализм оставляют желать лучшего... Анализируя факты современной действительности, невольно задумываешься: в чем причина этих неудач, разочарований молодых людей?
Возможно, одной из причин является неверный выбор профессии в юности. Известно, что юность (14-18 лет) - возраст самоопределения. Кем быть? Каким быть? Где я больше всего нужен? Эти и многие другие вопросы встают перед старшими школьниками. Мир профессий велик. Он включает в себя тысячи разных интереснейших специальностей. В юношеском
возрасте каждый человек стоит перед выбором. Каждый пятый расскажет о своих заблуждениях, колебаниях в профессиональном самоопределении. Старшеклассника манят десятки профессий. Разные виды труда требуют от человека разных и подчас противоречивых качеств. В одном случае это способность ладить с людьми, управлять и подчиняться, в другом -высокая культура движений, в третьем - острота наблюдений. Конечно, если тебе 15-17 лет, разобраться в таком разнообразии своих личностных качеств, способностей, нелегко. Сделать социальный и глубоко личностный выбор в профессиональном самоопределении - задача не из простых. Самостоятельный выбор профессии это «второе рождение человека». Ведь от того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье.
Наш проект расширяет возможности жизненного самоопределения молодежи. Перед молодым поколением открываются возможности для приложения своих сил и способностей в самых различных областях деятельности на благо общества. Таким образом, профессиональная трудовая деятельность, которой предшествует правильный выбор, - один из важнейших факторов, определяющих многое в жизни современного человека.
Профессиональное самоопределение представляет собой выбор, осуществляемый в результате анализа внутренних ресурсов субъекта и соотнесения их с требованиями профессии. Содержание определения высвечивает двусторонность явлений выбора профессии: с одной стороны, тот, кто выбирает (субъект выбора), с другой стороны - то, что выбирают (объект выбора). И субъект, и объект обладают огромным выбором характеристик, чем объясняется неоднозначность явления выбора профессии. В целом, по итогам развития ребенка в школе, результатом педагогического руководства его профессиональным самоопределением должна быть готовность к выбору профессии, обдумывание, придумыванию, проектированию вариантов профессиональных жизненных путей. Результатом заключительного цикла профессионального самоопределения школьником (как деятельности его самого) является его личный профессиональный жизненный план (или, что ближе к реальности, план профессионального «старта» и ближайших вслед за ним шагов). Всё это обрамлено юношескими мечтаниями, фантазиями о будущем, что естественно и полезно. Важным и необходимым результатом деятельности самоопределения является и отчетливое сознание того, что «я сам» выбрал профессию [2].
Каждый ученик в процессе выбора профессии проходит несколько этапов.
1) Возникновение проблемы (решение начать выбирать профессию).
2) Поиск круга компетентных лиц, кто мог бы помочь в решении поставленной проблемы.
3) Сбор информации, отражающей существенные моменты конкретной ситуации выбора.
4) Построение образа профессии.
5) Поиск вариантов решений, их оценка и выбор оптимального решения.
Наиболее трудное время для подростка - переход от общеобразовательной школы к профессиональному труду, когда человек принимает решение о выборе профессии. В связи с переходом старшей ступени общего образования на профильное обучение, школьникам и их родителям становится необходимо обязательно осуществлять профессиональное определение в выпускном классе основной школы, т.е. выбирать среднее специальное учебное заведение или профиль для продолжения обучения в старшей профессиональной школе.
Естественно, что учащиеся и их родители заинтересованы в том, чтобы данный выбор был для них оптимальным. Они хотят быть уверены, что именно это образование станет основой дальнейшего движения по пути к успешной карьере. Эта уверенность может быть осуществлена только при соблюдении принципа профессионального самоопределения. Принцип профессионального самоопределения подразумевает осознанный самостоятельный выбор профессии на основе:
- объективных и достаточно полных знаний о себе, своих интересах, склонностях, особен-
ностях мышления, памяти, внимания, нервной системы;
- знакомства с миром профессий, требованиями, которые профессия предъявляет к человеку;
- умения соотнести эти требования со своими личностными особенностями. Тогда выбор профессии будет верным и удачным.
Наша задача - помочь каждому школьнику использовать возможность построения индивидуальных образовательных траекторий построения будущей профессиональной карьеры через развитие системы общего и профильного обучения, профессиональной подготовки. Создание профильной образовательной среды предполагает изменения как в целях профессионального образования, так и, соответственно, в его содержании, технологиях и формах и методах. Изменения в содержании базируется на новых стандартах профессионального и общего образования, а также на ориентации на требования рынка труда, инновации в технологиях предполагает системное внедрение и активное использование новейших отраслевых, информационных и коммуникационных (ИКТ). Главным практическим результатом настоящего проекта является обеспечение сферы потребительского рынка и услуг Москвы рабочими кадрами нового качества, соответствующими запросам работодателей; восстановление престижа рабочих профессий и признание ценности практико-ориентированного образования. Конкретными результатами проекта являются:
- создание посредством имеющихся Ресурсных центров эффективной практикоориентированной обучающей среды, с максимальной опорой на приобретение качественно нового опыта, полученного школьниками и учащимися при изучении образовательной области Технология;
- реализация новой модели колледжа - в рамках образовательной сети ШКОЛА-КОЛЛЕДЖ для реализации предпрофильного и профильного обучения школьников в ОО «Технология»;
- разработки учебно-методического обеспечения в соответствии с ФГОС нового поколения и стандартов общего (полного) и среднего образования.
- предоставления обучающемуся выбора необходимой ему индивидуальной образовательной траектории обучения ОО «Технология» вне зависимости от вида и ведомственной принадлежности образовательных учреждений, реализующих указанную программу.
Библиографический список:
1. Валеев А.С., Туйсина Г.Р. Создание информационного пространства в образовательной области «Технология» // Информационные системы и технологии. 2006. № 1-3. С. 29-32.
2. Лейбович А.Н. Элективные курсы образовательной области «Технология» //Профильная школа. 2005. № 2. С. 39-40.
3. Муравьев Е.М. О предмете изучения в образовательной области «Технология» // Школа и производство. 2009. № 2. С. 3-5.
4. Хотунцев Ю.Л. Образовательная область «Технология»: направления совершенствования // Стандарты и мониторинг в образовании. 2004. № 3. С. 3-7.
Ключевые слова: инновационный проект, разнопрофильные образовательные программы.
Keywords: innovative project, educational programs of different profiles.