субъективного. Так из осознаваемой жизни людей уходит образование, а вместе с ним и интегральное видение мира, что раскрывает врата любой страны всем «ветрам» и бедам, поскольку в её субъективное пространство входят незамеченными информационные войска инсайдеров. В уставах этих войск [3], напротив, содержатся все необходимые сведения о подлежащих завоеванию субъективных пространствах, позволяющие этим войскам вести себя в любой стране как дома. Именно поэтому в каждой стране всегда находятся политики - инсайдеры, открыто призывающие снизить качество образования для народа [1], забывая старую мудрость: «что посеешь, то и пожнёшь»
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Выступление В.В. Жириновского Фрагмент №7 стенограммы заседания Государственной Думы 17 октября 2012 г. http://oleg-smolin.livejoumal.com/60655.html.
2. Успенский В.А. Теорема Гёделя о неполноте. - М.: Наука. 1982. - 112 с.
3. ФМ 33-5, Психологические операции. Главное управление Департамента Армии США, Вашингтон, Округ Колумбия, 1962.
4. Wilber K. The eye of spirit. An integral vision for a world gone slightly mad - Boston & London: Shambhala, 1997.
5. Wilber K. No Boundary. Eastern and Western Approaches to Personal Growth Boulder-London: Shambhala, 1981 К.: PSYLIB, 2004.
Статью рекомендовал к опубликованию д.п.н., профессор Г.Ф. Гребенщиков.
Непомнящий Анатолий Владимирович - Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет»; e-mail: [email protected]; 347922, г. Таганрог, ул. Чехова, 2; тел.: 88634312016; кафедра психологии и безопасности жизнедеятельности; профессор; директор Научнообразовательного центра психол ого-педагогических технологий ЮФУ.
Nepomnyashchiy Anatoly Vladimirovich - Federal State-Owned Educational Autonomy Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”; e-mail: [email protected];
2, Chehova street, Taganrog, 347922, Russia; phone: +78634312016; the department of psychology and safety of existence; professor, the head of scientific-educational centre of psychology-pedagogical technologies.
УДК 159.922
Н.А. Познина О ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Рассматривается проблема формирования профессиональных представлений у студентов технических вузов. Отмечается необходимость развития и формирования адекватных профессиональных представлений, которые являются необходимым условием сознательного выбора вида трудовой деятельности студентов, с учетом собственных интересов, желаний и способностей. Профессиональные представления включают представления о качествах, которыми необходимо обладать профессионалу, видах деятельности, которую он должен выполнять, а также определенное ценностно-эмоциональное отношение к ней. В работе приведены данные лонгитюдного исследования динамики профессиональных представлений студентов в процессе вузовского обучения. Отмечается, что существенных изменений в представлениях о профессии в процессе вузовского обучения не происходит.
Профессиональные представления; обучение; специалист; студент; формирование; профессиональные качества; профессиональное развитие; динамика.
N.A. Poznina ABOUT THE PROBLEM OF PROFESSIONAL REPRESENTATIONS FORMATION OF ENGINEERING SPECIALTIES STUDENTS
In the article the problem of the formation of professional representation at the technical university students is considered. The necessity for the development and formation of adequate professional representations, which are a requirement of informed choice work of students, according to their own interests, desires and abilities is noted. Professional representations include the representations of the qualities that must have a professional, activities that it has to fulfill, as well as a certain value and emotional attitude. The article reports the findings of a longitudinal research of the dynamics ofprofessional representations of students in the high school training. It is noted that significant changes in the representations of the profession in the course of high school training is not happening.
Professional representations; training; specialist; student; formation; professional qualities; professional development; dynamics.
Активный рост технологий обусловливает необходимость подготовки высокопрофессиональных кадров инженерных специальностей, обладающих не только прикладными профессиональными знаниями, умениями и навыками, соответствующими современному уровню развития науки и техники, но и рядом таких личностных качеств, как инициативность, гибкость, самостоятельность и т.п. Подобные требования определяют тот образ профессионала, который должен складываться у студента в ходе освоения будущей профессии в процессе вузовского обучения. Этот образ, как и представления о деятельности, которую выполняет профессионал, является неотъемлемой частью профессиональных представлений, адекватность которых, в свою очередь, является одним из основных условий успешной профессионализации студента. В ряде работ В.Г. Асеева, Н.Н. Гавриленко, Л.А. Сергеевой обращалось внимание на то, что имеющиеся у субъекта профессиональные представления оказывают существенное влияние на его профессиональное развитие. В частности, отмечается, что адекватные представления о профессии являются необходимым условием сознательного выбора вида трудовой деятельности с учетом собственных интересов, желаний и способностей [1].
Степень сформированности профессиональных представлений выступает предпосылкой становления активной жизненной позиции личности, ее успешности в профессиональной деятельности. Способность свободно оперировать представлениями рассматривается психологами как одно из важных качеств, необходимых для овладения многими современными профессиями [2].
Профессиональные представления, возникающие на начальных этапах профессионального самоопределения, в дальнейшем определяют особенности движения человека в профессии и возможности его личностной и профессиональной самореализации.
Однако, в рамках вузовского обучения, отдельной задачи целенаправленного формирования таких представлений у студентов не ставится. Казалось бы, процесс реального освоения профессии должен закономерно изменять представления о ней. Мастерство педагогического состава, преподаваемые дисциплины, специальная литература, прохождение технологической и производственной практик могут способствовать формированию более адекватных профессиональных представлений у студентов в процессе обучения в вузе. Но исследования представлений о профессии студентов гуманитарных специальностей, проведенные Е.А. Семеновой показывают, что без целенаправленной работы, процесс их развития и формирования проходит медленно и стихийно, что, иногда, приводит к тому, что адекватные профессиональные представления не складываются даже у выпускников [3].
О.В. Литвиненко отмечает, что трудности становления профессиональных представлений приводят сначала к нежеланию адаптироваться к условиям профессионального обучения, потере личностного смысла в нем, а впоследствии - к профессиональной дезадаптации, профессиональному кризису, профессиональным деформациям и невозможности самореализации [4].
Таким образом, имеющиеся у субъекта профессиональные представления оказывают существенное влияние на его профессиональное развитие, и, наряду с другими личностными образованиями (интересами, ценностями, идеалами и т.д.), выступают в качестве регуляторов профессионального самоопределения [3].
Регуляторная функция представлений о профессии в процессе профессионального самоопределения, по В.Д. Брагиной, выступает в трех аспектах: когнитивном ("знаю и соответственно оцениваю"), эмоциональном ("нравится - не нравится") и поведенческом ("намерен выбрать - выбрал", "в дальнейшем предполагаю работать по избранной профессии") [5]. Эту мысль продолжает В.Н. Обносов, говоря о том, что профессиональные представления можно рассматривать как информационную и мотивационную основу профессионального самоопределения, а также как необходимое условие для активной субъектной включенности учащегося в учебно-профессиональную деятельность [6]. Соотнесение представлений о профессии и о себе способствует формированию образа "Я" как субъекта профессиональной деятельности, развитию профессиональной мотивации. Когнитивный компонент характеризуется различной степенью осознания и понимания личностью своих профессиональных обязанностей. Аффективный компонент обозначает модальность их оценки. Поведенческий компонент выражается в степени готовности личности к практической реализации профессиональных обязанностей.
Проведенное нами эмпирическое исследование динамики профессиональных представлений студентов инженерных специальностей в процессе вузовского обучения показало, что существенного изменения представлений о профессии в сторону их адекватности не происходит. Нельзя сказать, что уровень их развития у студентов-первокурсников изначально был низким и таким и остался к концу обучения, однако и речи об их сформированности тоже не идет.
Так, например, представления о профессионально значимых качествах к концу обучения не стали у студентов более адекватными профессиограмме. У студентов четвертого курса представления о профессионально важных качествах инженера остались на том же уровне развития, что и были у них на первом курсе, поскольку при опросе ими, в качестве важных, было выделено равное количество профессионально значимых и не значимых качеств. Из не относящихся к профес-сиограмме инженера качеств, студенты первого курса выделили работоспособность, умение добиваться нужных результатов, ответственность, уверенность в себе. Такие качества как умение добиваться нужных результатов и уверенность в себе могли быть выделены в связи с тем, что часто их позиционируют с успешной личностью, согласно мнению, что люди, наделенные этими качествами, чаще добиваются успеха. В выборе студентов четвертого курса также фигурируют качества «работоспособность» и «ответственность», а также «добросовестность» и «исполнительность», которые являются социально одобряемыми, с детства транслируются родителями, учителями в школе, преподавателями в университете, как важные и необходимые для достижения успехов в жизни.
Что касается профессионально важных качеств, то изменения коснулись только внутренней структуры самой системы представлений, которые произошли в плане приоритетности некоторых из них. Ко второму курсу менее значимыми по сравнению с первым курсом стали такие профессионально важные качества, как изобретательность и глазомер, которые могли потерять свою значимость в связи с отсутст-
вием практической значимости в процессе обучения. А качество «самостоятельность», наоборот, стало более востребованным в связи с всё большим увеличением автономности студентов в процессе обучения в вузе, которая во многом основана на способности студентов самостоятельно выполнять предъявляемые им требования. Однако к четвертому курсу качество самостоятельности утратило свою важность в их представлениях, что может быть обусловлено адаптацией к системе вузовского обучения. К четвертому курсу стал выше уровень значимости математических способностей и хорошей памяти, которые достаточно часто используются студентами как средства достижения различных целей в процессе обучения, что повышает их значимость. При этом потеряли свою ценность в глазах студентов такие качества как «способность принимать и внедрять новое на практике», «гибкость мышления», «изобретательность» и «скрупулезность». Такие результаты означают, что в ходе обучения в вузе развитие подобных качеств не получает должной поддержки со стороны преподавателей и самой системы обучения, которая, зачастую, предполагает не только выполнение шаблонных действий, но и то, что многие функции человека выполняет точная техника, что ведет за собой отсутствие необходимости искать новые, еще не испробованные способы решения поставленных задач.
Профессиональная самооценка студентов, которая входит в состав их профессиональных представлений, не стала более адекватной за годы обучения в вузе. Количество студентов на первом курсе с завышенной самооценкой как превышало количество студентов с адекватной, так и осталось на том же уровне к концу обучения в вузе. Однако важно отметить, что динамика не наблюдается при рассмотрении общего показателя самооценки по группе, но при более подробном рассмотрении можно увидеть изменения в самооценке отдельных членов группы, которые не сказываются на общегрупповом результате. Отсутствие положительной динамики в профессиональной самооценке студентов в процессе обучения в вузе может быть связано с высокой сложностью процесса изменения уже сложившихся представлений студентов о себе, как о профессионалах. Сложность заключается в том, что для реализации этой задачи не достаточно простого взаимодействия преподавательского состава со студентами на занятиях, необходима целенаправленная работа по формированию адекватной профессиональной самооценки в виде дополнительных занятий тренингового характера, в ходе которых студенты могли бы оценить и развить в себе необходимые качества.
Анализ отношения к выбранной профессии показал, что у студентов на протяжении обучения в вузе оно не становится негативным. Однако к четвертому курсу возрастает число студентов, желающих работать в будущем по другой специальности либо не определившихся с дальнейшими перспективами. Это говорит об амбивалентном отношении к профессии: с одной стороны - оно положительное, с другой - данная профессия неинтересна, поскольку студенты не собираются реализовывать себя в ней.
В процессе обучения в вузе представления о будущей профессиональной деятельности студентов на старших курсах становятся более дифференцированными, чем на младших курсах обучения. За период обучения в высшем учебном заведении происходит рост профессиональных представлений студентов о той деятельности, которую должен выполнять специалист их профиля. Скорее всего, это связано с тем, что на момент опроса студенты четвертого курса прошли производственную практику, где смогли применить свои знания на практике, в профессиональной деятельности, встретились с профессионалами.
Таким образом, процесс стихийного формирования профессиональных представлений будущих специалистов в ходе обучения в вузе не всегда приносит желаемый результат. Ввиду неадекватности профессиональных представлений, сту-
дент в последующем выбирает совсем иной путь самореализации. Это доказывает анализ единичных случаев, которые показал, что некоторые студенты вообще поменяли свою профессиональную направленность с систем человек-техника, на системы человек-человек (по результатам ДДО). С одной стороны, можно сказать, что это закономерный процесс самоопределения, с другой - это потеря времени, которое могло бы быть потрачено на освоение той специальности, которая бы отвечала интересам, потребностям, способностям человека. В случае своевременной работы по формированию адекватных профессиональных представлений, этой проблемы можно было бы избежать.
Полученные результаты ни в коем случае не означают, что ответственность за профессиональное будущее студента лежит исключительно на системе образования в целом и на вузе (и на работающих в нем преподавателях), в частности. В становлении профессионала большую роль играет активность самой личности, направленная на сознательный выбор профессионального пути, прогнозирование профессиональных планов и готовность к их корректировке.
В дальнейшей перспективе исследования нами рассматривается возможность создания, разработки и проведения различных коррекционных программ, направленных на помощь в становлении более полных, дифференцированных и адекватных профессиональных представлений студентов инженерных специальностей.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Асеев В.Г. Основные задачи психологии на рубеже веков // Актуальные проблемы современной психологии на рубеже столетий. Материалы науч.-практ. конф. - Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2001. - 205 с.
2. Семенова Е. А. Особенности и формирование профессиональных представлений у студентов в образовательном пространстве педагогического колледжа [Электронный ресурс] / Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций, режим доступа: http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/123703.html, свободный. - Загл. с экрана.
3. Семенова Е.А. Представления о психологии как будущей профессии у студентов техни-
ческого университета [Электронный ресурс] / Институт психологии российской академии наук, режим доступа: http://www.ipras.ru/cntnt/rus/dop_dokume/mezhdunaro/
nauchnye_m/razdel_3_a/semenova_e.htm, свободный. - Загл. с экрана.
4. Литвиненко О.В. Исследование особенностей представлений о будущей профессии у сту-
дентов медицинских специальностей [Электронный ресурс] / Научные труды и публикации, режим доступа: http://tele-conf.ru/gumanitarnyie-distsiplinyi-i-prepodavatelskaya-
deyatel/issledovanie-osobennostey-predstavleniy-o-buduschey-professii-u-studentov-meditsinskih-spetsialnostey.html, свободный. - Загл. с экрана.
5. Брагина В.Д. Влияние представлений о выбранной профессии на профессиональное самоопределение учащейся молодежи: Дис. канд. психол. наук. - М., 1976. - 187 с.
6. Обносов В.Н. Представление о профессии как фактор профессионального самоопределения учащихся ПТУ: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 1998. - 190 с.
Статью рекомендовал к опубликованию д.п.н., профессор Г.Ф. Гребенщиков.
Познина Наталия Анатольевна - Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет»; e-mail: [email protected]; 347922, г. Таганрог, Чехова, 2; тел.: 88634312016; кафедра психологии и безопасности жизнедеятельности; доцент.
Poznina Natalia Anatol'evna - Federal State-Owned Educational Autonomy Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”; e-mail: [email protected];
2, Chehova street, Taganrog, 347922, Russia; phone: +78634312016; the department of psychology and safety of existence; associate professor.