Куповых Жанна Геннадиевна - Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет»; e-mail: [email protected]; 347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44, ГСП-17А; тел.: 88634312016; кафедра психологии и безопасности жизнедеятельности; ассистент.
Kupovih Janna Genadievna - Federal State-Owned Educational Autonomy Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”; e-mail: [email protected]; GSP 17A, 44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia; phone: +78634312016; the department of psychology and safety of existence; assistant.
УДК 159.9:37.015
И.С. Лабынцева ОТНОШЕНИЕ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ УЧЕБНОЙ АКТИВНОСТИ
Работа посвящена проблеме взаимосвязи учебной активности студентов и их отношения к выбранной профессии. Показано, что студенты с высокой учебной активностью в большей степени уверены в правильности совершенного профессионального выбора и удовлетворены различными аспектами учебной деятельности, в том числе взаимодействием с преподавателями, полученными в вузе знания, качеством преподаваемых дисциплин и успешностью своего обучения. Следовательно, позиция субъекта профессионального выбора является важным фактором высокой учебной активности студентов.
Учебная активность; субъект выбора профессии; удовлетворенность учебной деятельностью.
I.S. Labyntseva THE ATTITUDE OF STUDENTS WITH DIFFERENT LEVELS OF EDUCATIONAL ACTIVITY TO FUTURE PROFESSION
The paper is devoted to the relationship between the students educational activity and their relation to their chosen profession. It is shown that students with high academic activity to a greater degree of confidence in the correctness of a perfect professional choice and satisfied with various aspects of learning activities: interaction with teachers, knowledge gained in high school, quality of the subjects taught, the success of their training. So, position of the subject of professional choice is an important factor in the high students educational activity.
Educational activity, the subject of the profession choice; contentment learning activity.
Одной из главных целей современного высшего образования является подготовка специалистов соответствующего уровня, отвечающих требованиям современного производства, науки, имеющих достаточный уровень развития необходимых специалисту способностей, творческого мышления, профессионально значимых личностных качеств, позволяющих решать исследовательские, производственные и другие задачи. Формирование современного профессионала не сводится к накоплению необходимых знаний, умений, навыков, а предполагает всестороннее развитие личности через совершенствование субъектных качеств, изменение самосознания. Главная роль в успешном решении задач такого уровня должна принадлежать самому человеку, а именно его собственной активности. Активность в субъектном подходе отечественной психологии понимается как способ самовыражения и достижения целостности, как способность к самодетерминации, самосовершенствованию, саморегуляции и самодвижению (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, А.К. Осницкий, С.Л. Рубинштейн, Е.А. Сергиенко, В.А. Татенко, И.С. Якиманская и др.). Активность
субъекта профессионального развития проявляется в его учебной активности, направленной на освоение профессии, а также в том, насколько осознанно и ответственно был совершен выбор профессии.
Профессиональное самоопределение относится к числу основных видов самоопределения личности. Большинство исследователей рассматривают процесс профессионального самоопределения как существенную содержательную сторону развития личности в целом, важнейшую часть жизненного самоопределения. Сущность профессионального самоопределения Н.С. Пряжников определяет как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также - нахождение смысла в самом самоопределении [7].
Особую роль в профессиональном самоопределении играет профессиональная направленность - это устремленность человека на реализацию своих знаний, способностей в области избранной профессии. В ней отражаются его положительное отношение к своей профессии, склонность, интерес к ней, желание удовлетворять свои материальные и духовные потребности, занимаясь трудом в данной области [4]. Т.е. чтобы профессиональное развитие было успешным, выбор будущей профессии должен быть осознанным, ответственным, основанным на рефлексии собственных способностей, интересов и целей. Профессиональный выбор, совершенный исходя из данной позиции, согласуется с категорией субъекта, отражающей качество активности личности, способность к деятельности, самодеятельности, самоопределению и развитию. Т.о. активное ответственное отношение человека к выбору профессии как к определению своего жизненного пути, детерминированное нахождением оптимального баланса между собственными ценностями, целями, интересами, способностями и характеристиками, возможностями, требованиями профессии можно определить как позицию субъекта профессионального выбора, которая предполагает:
♦ уверенность в совершенном профессиональном выборе.
♦ наличие намерений в отношении будущей работы в избранной профессиональной сфере.
♦ высокую оценку соответствия будущей профессии собственным способностям, интересам, ожиданиям, жизненным целям.
По нашему мнению, осознанный, ответственный профессиональный выбор является важным фактором учебной активности студентов.
Учебная активность - это результат интеграции различных видов и проявлений активности, наиболее существенных именно в сфере учебных взаимодействий (интеллектуальной, познавательной, волевой и т.д.). В наиболее общем виде учебная активность рассматривается как качественно-количественная мера взаимодействия субъекта учения со средой обучения. Согласно А.А. Волочкову, это не столько мера включенности в учебную деятельность «извне», сколько степень зависимости данной деятельности от самого субъекта [2]. А.К. Осницкий, говоря о субъектной активности, также определяет ее как меру субъектной включенности в деятельность и меру собственного творчества при достижении своих целей [5], что в полной мере можно отнести и к учебной активности студентов.
Ученые, занимающиеся проблемами учебной активности студентов, стремятся определить ее составляющие и структуру. Так, Л.Н. Павлова выделяет шесть компонентов субъектной активности студентов [6]: учебный, организационный интенциональный, поисково-творческий, самоаналитический, эмоциональноценностный. К. Н. Босикова выделяет следующие структурные компоненты учебной активности студентов: мотивационный, эмоционально-волевой, интеллектуальный и динамический [1]. Структура учебной активности А.А. Волочкова [2], которая в нашем исследовании была принята за базовую, представлена четырьмя
подсистемами. Они являются иерархическими уровнями целостной системы, построенной по динамическому принципу, в наибольшей степени отражающему сущность активности как самодвижения:
1. Потенциал активности, как готовность к осуществлению деятельности. Потенциал активности включает в себя учебную мотивацию и субъективную оценку своих возможностей в данной сфере.
2. Регулятивный компонент, выражающий соотношение произвольного контроля и непроизвольной саморегуляции в сфере образовательных взаимодействий.
3. Динамический компонент учебной активности, содержащий исполнительские и творческие способности.
4. Результативный компонент структуры учебной активности, в который входят объективные результаты учебной активности и субъективная удовлетворенность ими.
Проведенный теоретический анализ по данной теме показал, что при изучении учебной активности студентов, мало внимания уделяется исследованию ее зависимости от отношения студентов к выбранной профессии, т.е. от того, насколько осознанно и ответственно был совершен профессиональный выбор, что и обусловило постановку проблемы исследования: существует ли взаимосвязь между отношением к профессии и учебной активностью студентов?
В исследовании принимали участие студенты технических специальностей ТТИ ЮФУ в количестве 112 человек. Возраст - от 19 до 21 лет. В исследовании был использован «Вопросник учебной активности студентов», разработанный А. А. Волочко-вым, а также анкеты, выявляющие субъективные основания выбора профессии, факторы изменения отношения к профессии, удовлетворенность студентов различными аспектами учебной деятельности.
Сравнительный анализ отношения к будущей профессии студентов с разным уровнем учебной активности проводился методом контрастных групп. Для этого были сформированы две подгруппы: 31 студент (27,7 %) составили подгруппу с высокой учебной активностью и 32 студента (28,6 %) составили студенты с низкой учебной активностью (табл. 1).
Таблица 1
Сравнительный анализ оснований выбора профессии в подгруппах с высоким и низким уровнями учебной активности
Основания выбора профессии Подгруппа с низкой УА (%) Подгруппа с высокой УА(%) Значения критерия
* Ф эмп Р
Уверенность в выборе профессии 18,75 38,7 1,8 0,036
Наличие намерений в отношении выбранной профессии 18,75 64,5 3,7 0,000
Соответствие своих способностей и интересов профессии 21,8 61,3 3,2 0,000
Позиция субъекта профессионального выбора 15,6 61,3 3,8 0,000
Примечание: здесь и далее полужирным шрифтом выделены показатели, имеющие статистически достоверные различия.
Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что в подгруппе студентов с высокой учебной активностью достоверно больше лиц, проявивших позицию субъекта профессионального выбора, то есть в данной подгруппе достоверно больше студентов, уверенных в правильности совершенного выбора, которые в дальнейшем намерены работать именно в избранной сфере и которые высоко оценивают соответствие своих собственных способностей и интересов требованиям и возможностям профессии. Следовательно, позиция субъекта выбора профессии, а именно проявленные в ней такие качества, как сознательность, ответственность и рефлексивность, характеризующие данных студентов как субъектов своего жизненного пути, проявляются и в учебной деятельности, способствуя высокой учебной активности.
В задачи нашего исследования входило выяснение того, как меняется отношение к выбранной профессии от курса к курсу у студентов с разной учебной активностью. Анализ изменения отношения студентов к выбранной профессии показал, что улучшилось отношение к профессии у 32% испытуемых, не изменилось у 9 % и у 59 % опрошенных студентов ухудшилось отношение к профессии, что соответствует данным, полученным другими исследователями (Слободчиков В.И., Исаев Е.И., Пакулина С. А., В.Т. Лисовский и др.). При этом ухудшение отношения к профессии произошло в большей степени у студентов с низкой учебной активностью (ф*эмп=1,86, р=0,031).
Одной из важных задач нашего исследования была задача понять: что влияет на изменение отношения к осваиваемой профессии. В результате опроса студентов мы получили данные, отраженные в табл. 2.
Таблица 2
Факторы, влияющие на изменение отношения студентов к профессии
Что повлияло Подгруппа с низкой УА (%) Подгруппа с высокой УА(%) Значения критерия
* ф эмп р
Полученные профессиональные знания 21,8 22,6 0,07 р<0,05
Новый опыт самопознания 46,9 22,5 2,03 0,01
Изменение жизненных планов и приоритетов 12,5 9,7 0,3 р<0,05
Общение с преподавателями 12,5 29 1,61 р<0,05
Приобретенный опыт практической профессиональной деятельности 3,1 13 1,49 р<0,05
Анализ переменных, представленных в табл. 2, показал, что количество студентов, которые считают, что на изменение отношения к профессии повлиял полученный в институте новый опыт самопознания значимо выше в подгруппе с низкой учебной активностью. Следовательно, новые знания, полученные студентами благодаря учебе в институте о самих себе, позволили им сделать вывод о неверно совершенном выборе, о том, что избранная профессия, возможно, им не подходит (в индивидуальных беседах студенты определяли этот факт, как «оказалось, что это не моё»).
Как показали результаты предыдущего этапа лонгитюдного исследования, учебная активность студентов представляет собой целостную систему в единстве объективных и субъективных компонентов, причем, субъективные компоненты играют в учебной активности отнюдь не второстепенную роль. Нами было установлено, что общий уровень выраженности учебной активности и успеваемость,
как объективный показатель успешности студентов в наибольшей степени связаны именно с субъективным компонентом, который отражает самооценку студентами своей успешности и уровня усвоения знаний, а также эмоциональную удовлетворенность студентами учебной деятельностью [3]. В связи с этим была поставлена задача изучить удовлетворенность студентов различными аспектами учебной деятельности (табл. 3).
Анализ результатов показывает достаточно высокий уровень удовлетворенности студентов возможностями, предоставляемыми образовательным пространством, и успешностью своего обучения, за исключением творческой реализации и результативности обучения у студентов с низкой учебной активностью. Наибольшее удовлетворение студентам с высокой учебной активностью приносят взаимодействие с преподавателями, полученные в вузе знания, качество преподаваемых дисциплин и успешность обучения. Студенты с низкой учебной активностью в большей степени удовлетворены учебно-лабораторной базой, студенческой жизнью, приобретенным в вузе опытом. Однако, как показал математикостатистический анализ, доля лиц, удовлетворенных полученными знаниями, личностным развитием, приобретенным опытом УД, взаимодействием с преподавателями, качеством преподаваемых дисциплин, возможностью творчески проявить себя в УД, успешностью обучения значимо больше в подгруппе с высокой учебной активностью. Это говорит о том, что высокий уровень активности, детерминированной самим студентом, приносит студентам значимо большее удовлетворение в сфере учебных взаимодействий, чем активность, детерминированная извне.
Таблица 3
Удовлетворенность студентов различными аспектами учебной деятельности
Аспекты удовлетворенности Подгруппа с низкой УА (%) Подгруппа с высокой УА(%) Значения критерия
ф эмп Р
Полученными знаниями 65,6 93,5 2,8 0,001
Личностным развитием 65,6 92,3 2,1 0,017
Приобретенным опытом УД 66,6 93,5 2,3 0,01
Взаимодействием с преподавателями 65,6 100 4,8 0,000
Студенческой жизнью 68,7 67,7 0,08 р<0,05
Качеством преподаваемых дисциплин 62,5 96,7 3,7 0,000
Возможностью творчески проявить себя в УД 21,8 61,3 3,27 0,000
Успешностью обучения 9,4 90,3 7,3 0,000
Учебно-лабораторной базой 78,1 93,5 1,7 р<0,05
Таким образом, студенты с высокой учебной активностью, в отличии от студентов с низкой учебной активностью, не изменили своего положительного отношения к профессии, они в большей степени уверены в правильности совершенного выбора и в дальнейшем намерены работать именно в избранной сфере, более высоко оценивают соответствие своих собственных способностей и интересов требованиям и возможностям профессии. Студенты с высокой учебной активностью в большей степени удовлетворены результатами своей активности, взаимодействием с преподавателями, и возможностями, предоставляемыми образовательной средой.
Следовательно, сознательный, рефлексивный и ответственный выбор профессии, характеризующий студентов как субъектов своего жизненного пути, проявляется и в учебной деятельности, способствуя объективно высокой учебной активно-
сти и субъективной удовлетворенности студентов различными аспектами учебной деятельности, что является одним из важнейших условий успешного профессионального становления в рамках вузовской подготовки.
Результаты нашего исследования будут полезны психологам, выпускникам школ и их родителям, т.к. демонстрируют исключительную важность осознанного и ответственного профессионального выбора, основанного на рефлексии собственных целей, способностей и интересов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Босикова К.Н. Повышение учебной активности студентов средствами информационных и коммуникационных технологий: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Якутск, 2009. - 24 с.
2. Волочков А.А. Активность субъекта бытия: Интегративный подход / А.А. Волочков; Перм.гос.пед.ун-т. - Пермь, 2007. - 376 с.
3. Лабынцева И.С. Учебная активность студентов: взаимосвязь объективных и субъективных компонентов // Известия ЮФУ. Технические науки. - 2011. - № 10 (123). - С. 239-245.
4. Мялик Н.П. Профессиональная ментальность студентов: основные компоненты // Психологические исследования: Вып. 3 / Под ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. - 336 с.
5. Осницкий А.К. Психология самостоятельности. Методы исследования и диагностики. - Москва-Нальчик: Изд. центр «Эльфа», 1996.
6. Павлова Л.Н. К вопросу о структуре субъектной активности студентов // http://Iibrary.sibstu.kts.ru/paradigma/3/pavlova-2.htm.
7. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Изд. Центр «Академия», 2001. - 480 с.
Статью рекомендовал к опубликованию д.п.н., профессор Г.Ф. Гребенщиков.
Лабынцева Ирина Сергеевна - Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет»; e-mail: [email protected]; 347922, г. Таганрог, ул. Чехова, 2; тел.: 88634312016; кафедра психологии и безопасности жизнедеятельности; аспирант.
Labyntseva Irina Sergeevna - Federal State-Owned Educational Autonomy Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”; e-mail: [email protected];
2, Chehova street, Taganrog, 347922, Russia; phone: +78634312016; the department of psychology and safety of existence; postgraduate student.
УДК 159.9:37.015-057.875
Н.А. Лызь
ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ СУБЪЕКТНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ГГ-СФЕРЫ
Рассмотрены субъектные (личностные) качества, которые позволяют индивидууму выполнять функции самоорганизации, саморазвития и управления различными видами деятельности. Раскрыта взаимосвязь рефлексивности, интернального локуса контроля и умений саморегуляции в структуре субъектных качеств студентов, обучающихся по специальностям информатики и вычислительной техники, и студентов гуманитарных направлений. Показана недостаточная личностная зрелость студентов, специализирующихся в сфере информационных технологий, предположительно связанная с влиянием технизированной образовательной среды.
Студенты; специализирующиеся в сфере информационных технологий; субъектные качества; личностное развитие студентов.