БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Васильева Е.Н. Суворова О.В. Эмоциональное и социальное развитие старшего дошкольника в зависимости от материнского принятия // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия «Социальные науки». - 2004. - № 1. - С. 13-26.
2. Голубева Е.В., Истратова О.Н. Диагностика типов детско-родительских отношений // Российский психологический журнал. - 2009. - Т. 6, № 1. - С. 25-34
3. Дмитриева Т.Б. Профилактика дезадаптации детей-сирот с резидуальной церебральноорганической недостаточностью. - Режим доступа: http://www.otrok.ru.
4. Егорова М.О. Материалы конференции «Социальное сиротство: качественные изменения ситуации и современные подходы к решению проблемы». - М.: Горбачев-Фонд, 2012. - Режим доступа: http://www.sirotstvo.ru/conference-gorby2012.
5. Истратова О.Н. Развитие младшего школьника в условиях эмоционального отвержения его родителями // Известия ЮФУ. Технические науки. - 2012. - № 10 (135).
- С. 186-193.
6. Истратова О.Н. Феномен социального сиротства как психолого-педагогическая проблема // Известия ТРТУ. - 2006. - № 14 (69). - С. 206-211.
7. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие - М.: Гардарики, 2007. - 320 с.
8. Лызь Н.А., Познина Н.А. Педагогические риски технизированных образовательных сред // Педагогика. - 2010. - № 4. - С. 33-42.
9. ЦелуйкоВ.М. Психология неблагополучной семьи. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
- 272 с.
10. Эйдемитер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 2002.
- 656 с. - (Серия «Золотой фонд психотерапии»).
Статью рекомендовал к опубликованию д.п.н., профессор А.В. Федоров.
Истратова Оксана Николаевна - Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет»; e-mail: [email protected]; 347922, г. Таганрог, ул. Чехова, 2; тел.: 88634312016; кафедра психологии и безопасности жизнедеятельности; доцент
Istratova Oksana Nikolaevna - Federal State-Owned Educational Autonomy Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”; e-mail: [email protected];
2, Chehova street, Taganrog, 347922, Russia; phone: +78634312016; tht department of psychology and safety of existence; associate professor.
УДК 001.35:009
А.В. Непомнящий
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ГАРАНТ БЕЗОПАСНОСТИ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ КОММУНИКАЦИЙ
Рассматривается одна из причин возникновения межкультурных конфликтов - отсутствие социокультурной компетентности участвующих сторон. Показано, что процесс глобализации экономики и открытость информационного пространства инициировали стирание межкультурных различий, что привело к облегчению использования информационного оружия против тех стран, чье информационное (субъективное) пространство оказалось неосвоенным их гражданами. На основе методологии интегрального видения рассматриваются основные пути преодоления кризисных ситуаций в межкультурной коммуникации. Основное внимание уделяется системам образования, качество которого напрямую связано с достижимой степенью обеспечения информационно-психологической безопасности отдельных граждан, организаций и государств.
Культура; образование; компетентность; коммуникация; безопасность; оружие; субъективное пространство; объективное пространство; интегральное видение.
A.V. Nepomnyashchiy
SOCIAL AND CULTURAL COMPETENCE AS THE GUARANTOR OF INTERCULTURAL COMMUNICATIONS SAFETY
One of the reasons of intercultural conflicts occurrence - absence social and cultural competence of the participating sides is considered in the article. It is shown, that process of globalization of economy and an openness of information space initiated deleting intercultural distinctions that has resulted in simplification of the information weapon use against those countries, whose information space appeared not mastered by their citizens. On the basis of methodology of integrated vision the basic ways to crisis situations of the intercultural communications overcoming are examined. The basic attention is given to education systems which quality directly is connected to an achievable degree of maintenance of information-psychological safety of separate citizens, organizations and states.
Culture; education; competence; the communications; safety; the weapon; subjective space; objective space; integrated vision.
Современный этап развития человечества характеризуется, прежде всего, явлением глобализации всего. Первоначально глобализация затрагивала только экономическую сферу жизнедеятельности промышленно развитых государств, следствием чего явилось возникновение транснациональных корпораций, в сознании руководителей которых понятие родина стало постепенно размываться, превращая их в людей мира, а не какой-либо одной страны. На других уровнях экономико-социальной пирамиды населения Земли процессы глобализации также неизбежно отобразились, но уже в мобильности рабочей силы, начиная от «белых воротничков» и заканчивая гастарбайтерами, практически не имеющими никакой социокультурной компетентности. Для них понятие «родина», не только сохранилось, но и актуализировалось, поскольку их усилиями (переводами заработанных денег своим родственникам) во многих случаях поддерживается экономика их экономически слабо развитых стран. Что же касается средней части пирамиды, то в сознании её представителей понятие «родина» ещё присутствует, но уже не столь актуализировано.
Процессы глобализации экономики остановить невозможно в силу того, что они уже обрели необратимое качество - прошли, как говорится в авиации, точку невозврата. Да и не нужно, поскольку прогнозы великих провидцев сбываются, и человечество довольно уверенно идёт по пути стирания межгосударственных границ, без чего уже становится невозможным решение ни одной из глобальных экологических и социальных проблем населения Земли в целом.
В этой связи нельзя не заметить, что глобализация экономики привела в движение и другие процессы - глобализацию политики и культуры. Если раньше слово «политика» означало «государственные дела», то сейчас дела одного государства сложно отличить от дел других государств, особенно в области обеспечения различных аспектов безопасности: энергетического, информационного, ресурсного и др. Что же касается культуры, то появление Интернета и социальных сетей привело к ужасающей скорости уничтожения межкультурных отличий в информационном пространстве этих сетей, как систем обеспечения межкультурных и деловых коммуникаций. В других сферах обменов культурные отличия, соответственно, также быстро стираются, в связи с чем есть угроза снижения многообразия в системе «человечество», что всегда является первым признаком начала если не гибели или регресса, то, по крайней мере, её активного движения к точке бифуркации, за которой может быть и небытие.
Это снижение многообразия началось не сейчас. В истории нельзя не отметить «заслуги» выходцев из «Старого света», практически уничтоживших древние культуры Южной и Северной Америк. Особое место занимают в этом процессе
США, расположившиеся на месте уничтоженной переселенцами целой расы краснокожих. В свете таких чудовищных деяний более мелкие, но резонансные «вторжения» в другие культуры, такие как захват мигрантами из Албании сербского края Коссово, исламские патрули в Лондоне, новогодние поджоги машин в Париже, экспансия Макдональдс, прокат по всему миру американских сериалов типа «Санта Барбара» и т.п., кажутся мелкими шалостями, но, как говорят в народе, «дьявол кроется в мелочах», а «вода и камень точит».
Проблема осложняется ещё и тем, что под влиянием внешних факторов, в частности информационо-психологических войн, бушующих во всех точках земного шара, носителями разрушительных тенденций становятся уже не только граждане той, или иной страны, но и новые информационные технологии, международные социальные сети, СМИ, примеров чему немало: цветные революции исторически мгновенно превратили содружество «социалистический лагерь» в «бывший»; оптимистично названная западными СМИ «египетская весна», незаметно переросла в многолетние войны во многих странах региона... Таким образом, казалось бы, частная и, в определённой степени, личная для каждого представителя нового поколения задача формирования его социокультурной компетентности превращается в настоящее время в один из аспектов сохранения культурного многообразия всего населения Земли.
Проблему можно сформулировать следующим образом: как средствами образования и воспитания добиться того, чтобы каждое новое поколение в процессе профессиональной, социальной или туристической мобильности не несло в себе вирус разрушения собственной культуры, других культур, а предпринимало бы все усилия по их сохранению.
Здесь мы встречаемся с трудностями межкультурного взаимодействия, которые можно хорошо показать с позиции интегрального видения, предложенного К. Уилбером [4]. Суть интегрального видения или, можно сказать, интегрального подхода к решению поставленной проблемы заключается в том, что каждого человека, как носителя определённой культуры можно рассматривать в четырёх пространствах его существования: объективном, субъективном, индивидуальном и коллективном. Естественно, это всего лишь модель. На самом деле разделить пространство жизнедеятельности человека на невзаимосвязанные и взаимно не проникающие части невозможно. Тем не менее, объяснительный потенциал этой модели достаточен и для иллюстрации нашей проблемы, и для обнаружения путей её решения.
Если рассмотреть какую-либо человеческую общность в её очевидном, объективном аспекте, то она неизбежно будет представлять собой ту или иную функциональную систему - «объективное Мы»: семья, коллектив; университет; ... город; государство и т.п. В субъективном аспекте это будет коллективное сознание рассматриваемой общности, её «субъективное Мы» - культура, картина мира, коллективное мировоззрение, коллективные смыслы. Каждый индивид своим «объективным Я» (проявленным, поведенческим) входит в ту или иную функциональную систему, а точнее - в иерархию функциональных систем, которая принимает его и включает в себя только в случае его функционального соответствия системе. Чтобы добиться этого функционального соответствия индивид должен своим «субъективным Я», своим сознанием, войти в «субъективное Мы» этой иерархии и почерпнуть оттуда возможные смыслы существования в ней, которые должны быть созвучны личностным смыслам этого индивида. Если смыслы созвучны, в субъективном пространстве личности возникает намерение, отображающееся в личном «объективном Я» в виде поведения, соответствующего функциям «объективного Мы». Если смыслы не созвучны, возникает либо отторжение от желаемой функциональной системы, либо наблюдается трансформация личностных смыслов в целях
подстройки под эту функциональную систему. Если индивид вошёл в функциональную систему на правах её элемента, его личностные смыслы всегда являются актуализацией той части жизненного контекста (субъективного и объективного Мы), которая обеспечивает искомое функциональное и культурное соответствие личности этому жизненному контексту. Естественно мы не отбрасываем вариант мимикрии, применяемый в разведке, актёрском деле и ситуациях, в которых идёт временная иллюзия подстройки под функциональную систему, путём создания внешней иллюзии функционального соответствия. Но, даже в этих ситуациях и случаях, несогласование инсайдера с пространством «субъективного Мы» системы в итоге всегда ведёт к провалу операции, в которой применяется мимикрия.
Теперь представим себе переход индивида из одной функциональной системы в другую, из одного культурного, субъективного пространства в другое, например, приезд российского туриста в Индию - страну с жарким климатом, в связи с чем тела её жителей выделяют для своего охлаждения много пота, в том числе и через руки. Поскольку обмен внутренними жидкостями между людьми приводит к установлению между ними жёстких психических связей, что неведомо основной массе представителей т.н. западных стран, индусы приветствуют друг друга складыванием ладоней своих рук на уровне груди и легким поклоном, сопровождающимся словом «намастэ», что в переводе на русский язык означает «я приветствую бога в тебе». Поток в Индию тех туристов из России, которых называли новыми русскими, привёл к опасным для обеих сторон культурным искажениям. Эти туристы, вечно пребывающие в недостаточно трезвом состоянии, быстро научили продавцов носильщиков и других сотрудников гостиниц на каждом шагу обниматься и пожимать друг другу руки, после чего культурному человеку в эти гостиницы было уже совершенно невозможно появляться.
В этом примере высвечивается ещё один аспект проблемы: деформация культуры всегда осуществляется двумя сторонами - собственно инсайдерами и одновременно представителями самой культуры, подвергающейся внешнему воздействию. Причина с обеих сторон одна и та же - культурная некомпетентность взаимодействующих особей. Хотя НАТО и США бомбили Ливию, она пала не от их бомб, а от рук собственных жителей, сознание которых, не достигнув в своей массе уровня стабильной рациональности, не смогло вместить истинные причины и следствия происходящего, чтобы обеспечить устойчивость своей культуры, своего субъективного и объективного Мы. Эти же пиковые процессы мы наблюдаем сейчас в Египте, Сирии, в целом ряде других стран и не только ближневосточного региона.
Разумеется, главным средством стирания культурных отличий было и остаётся информационное оружие. Американские авианосцы, самолёты и бомбы - это всего лишь средства прикрытия, камуфляжа основных военных действий, разворачивающихся в информационном пространстве мира под патронажем всё той же экономики, которая сначала уничтожает нравственность, как субъективный компонент социальной регуляции населения, обещая, что все проблемы решит закон и «демократия» американского образца, то есть миф о ней. Но это всего лишь миф, атака с помощью информационного оружия, поскольку закон действует только в объективном пространстве функциональных систем. В субъективном пространстве регулятором является только система нравов общества. Вот её то, в первую очередь и поражают с помощью информационного оружия, чтобы потом, не напрягаясь, экономика могла спокойно купить политику, решив, тем самым проблему утверждения в мире своей «единоличной» власти.
Таким образом, экономика, в лице весьма конкретных сущностей, в сознании которых, как показывают их дела, похоже, нет ничего кроме гордыни, жажды обладания и стремления к власти над всем и вся, в этом стремлении не обходит стороной даже те страны, которые в мировой экономике играют весьма неприметную
роль. В качестве примера тому можно привести Непал. Эта культурная жемчужина подавала всем пример организации социального взаимодействия на основе любви к ближнему, к чему всегда призывали все великие Учители человечества. В конце восьмидесятых эта любовь ещё присутствовала во всём, находя своё отображение во всех сферах бытия, начиная от отношений друг с другом (жителям Непала были совершенно не свойственны негативные эмоции и соответствующая мимика) и заканчивая правилами дорожного движения, которых было всего два: ездим по левой стороне; в ДТП виноват тот у кого дороже транспортное средство. Это всех устраивало, поскольку нравственный регулятор в культуре этого народа работал безотказно.
Вторжение в эту культуру инсайдеров привело к чудовищному результату: в стране стали показывать американские сериалы; дикторов и других участников телевещания стали учить показу негативных эмоций, что первоначально выглядело даже смешно (негативная мимика на фоне света любви из глаз). Но вскоре информационное оружие сделало своё дело: внутреннее стало соответствовать внешнему; в погоне за «золотым тельцом» о божественной любви многие стали забывать; король и его семья были расстреляны без каких либо видимых причин; в стране воцарился политический хаос; начались громкие призывы к утверждению демократии - того, чего нигде в мире нет и быть не может. Везде есть только демократические «костюмчики» от экономических «кутюрье», в которые теперь модно рядиться финансовой олигархии.
Если теперь с позиции интегрального подхода рассмотреть причину столь сильной уязвимости тех или иных культур, то мы, принимая во внимание теорему К. Гёделя «О неполноте» [2], легко найдём её в стадиях развития массового и индивидуального сознания, которые многими исследователями выстроены в своего рода линию развития сознания: архаическое, магическое, мифическое, рациональное, плюралистическое, холистическое, надличностное ... [4]. Каждый последующий уровень (стадия) вмещает в себя предшествующий. Иными словами, можно сказать, что с позиции широты восприятия мира, сознание каждой следующей стадии более «расширено», по сравнению с предшествующей, и по отношению к последней оно метасистемно. То есть, для человека с мифическим уровнем сознания, пребывающего в системе более низкого порядка, нежели сознание рационалиста, истинные замыслы рационального ума инсайдера остаются скрытыми. О них мифический ум может только выдвигать предположения, не имея никакого шанса доказать справедливость какого-нибудь из вариантов. Ливийцам было невдомёк, что М. Каддафи «убрали» не потому, что он был диктатор, а потому, что он хотел достигнуть независимости от доллара путём введения в оборот среди нефтедобывающих стран золотого динара.
Прекрасно зная это, те, кому выгоден хаос на Ближнем Востоке, посредством социальных сетей поселили в мифическом сознании масс региона идею о демократии, которая нереализуема теоретически даже в рациональном состоянии массового западного сознания, не говоря уже о низших уровнях сознания, для которых отсутствие Бога или его наместника в виде единоличного сильного правителя страны равносильно самоубийству, что и стало происходить.
Таким образом мы являемся свидетелями межкультурной гуманитарной катастрофы, которая происходит вследствие отсутствия социокультурной и нравственной компетенций у двух сторон: у тех представителей народов и стран Ближнего Востока, которым невдомёк, что они стали носителями информационного оружия против себя самих; у организаторов этих конфликтов, которые, в силу этой своей некомпетентности, полагают, что цель их существования на Земле, как выразился Стив Джобс: «Стать самыми богатыми покойниками на кладбище», вследствие чего они готовы идти на всё ради него.
Интегральный подход позволяет определить возможные пути выхода из состояния нравственной и социокультурной некомпетентности, которые предполагают принятие и проживание в опыте следующих положений.
В субъективном пространстве любой функциональной системы, человека в отдельности и мира в целом нет границ, что может прочувствовать каждый человек, осознанно расширивший своё сознание до надличностного уровня [5].
Огромна ценность культурного многообразия жизни, которое позволяет при его сохранности получать на Земле и многообразие жизненного опыта, и возможность развития сознания множеству существ самых разных стартовых уровней, что соответствует принципу иерархичности мироустройства.
Убивая другого морально или физически (телесно), человек неизбежно убивает часть себя, часть своего «субъективного Я» - самого дорогого из того, что есть у него сущностного, ибо тело бренно и смертно, это всего лишь инструмент, а сознание человека, его дух и душа вечны и их надо взращивать, а не убивать.
Удаление из любой иерархии развития какого-либо звена (уровня) неизбежно приводит к опустошению следующих уровней и обрушению всей иерархии, поскольку никому ещё не удавалось «перепрыгнуть» через ту или иную ступень развития. Роковой ошибкой идеологии нацистов было предположение о том, что можно владеть миром, в котором предварительно все не похожие на арийцев должны быть уничтожены или превращены в рабов. С таким же успехом можно было бы утверждать, что в человеческом организме есть лишние или плохие по сути органы, которые можно удалить без роковых последствий для тела -последствий такого рода, которые настигли фашистов и будут настигать всегда всех, приходящих во власть не ради служения, а ради самой власти и денег.
Любая педагогическая система своей высшей целью должна ставить расширение сознания и учащихся, и преподавателей, поскольку процесс образования -это не процесс оказания социальных услуг, как это понимают люди некомпетентные в этой области, - это процесс коллективного сотворчества преподавателей и учащихся - сотворение себя. Нельзя в человеке что-либо сформировать, как это требуют современные ФГОС. Он не кусок пластилина, которому можно придать заданную форму. Компетенции и компетентность в целом только обретаются, поскольку из трёх составляющих компетентности (знание - опыт - понимание) передать можно только знание, остальное нельзя получить в качестве готового блюда, как в сфере ресторанных услуг. Расширение сознания является обязательным пси-холого-педагогическим условием постижения любой социокультурной или иных компетенций и компетентности в целом потому, что обучение в ином жизненном контексте без разрушения этого контекста, возможность проникновения в иное смысловое пространство, выход сознания из рационального состояния в плюралистическое, холистическое и надличностное состояния невозможны без расширения сознания, как процесса, позволяющего вместить в себя сегодня больше, чем вмещалось вчера.
Замена системы образования системой профессиональной подготовки (мечта всех технократов) чрезвычайно опасный процесс, поскольку он исключает интегральное видение мира, точнее исключает его самые главные составляющие -«субъетивное Я» и «субъективное Мы», лишая, тем самым учащихся, какого-либо шанса на постижение социокультурной компетенции. Это происходит потому, что профессиональная подготовка осуществляется только в пространствах объективного. Прошедшие её управленцы в техническом вузе всегда делают всё, чтобы гуманитарные кафедры «знали своё место» в качестве обслуживающих. Прошедшие её управленцы гуманитарных вузов норовят всю подготовку свести к алгоритмам, тестам, ЕГЭ и прочему инструментарию, который не применим в пространстве
субъективного. Так из осознаваемой жизни людей уходит образование, а вместе с ним и интегральное видение мира, что раскрывает врата любой страны всем «ветрам» и бедам, поскольку в её субъективное пространство входят незамеченными информационные войска инсайдеров. В уставах этих войск [3], напротив, содержатся все необходимые сведения о подлежащих завоеванию субъективных пространствах, позволяющие этим войскам вести себя в любой стране как дома. Именно поэтому в каждой стране всегда находятся политики - инсайдеры, открыто призывающие снизить качество образования для народа [1], забывая старую мудрость: «что посеешь, то и пожнёшь»
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Выступление В.В. Жириновского Фрагмент №7 стенограммы заседания Государственной Думы 17 октября 2012 г. http://oleg-smolin.livejournal.com/60655.html.
2. Успенский В.А. Теорема Гёделя о неполноте. - М.: Наука. 1982. - 112 с.
3. ФМ 33-5, Психологические операции. Главное управление Департамента Армии США, Вашингтон, Округ Колумбия, 1962.
4. Wilber K. The eye of spirit. An integral vision for a world gone slightly mad - Boston & London: Shambhala, 1997.
5. Wilber K. No Boundary. Eastern and Western Approaches to Personal Growth Boulder-London: Shambhala, 1981 К.: PSYLIB, 2004.
Статью рекомендовал к опубликованию д.п.н., профессор Г.Ф. Гребенщиков.
Непомнящий Анатолий Владимирович - Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет»; e-mail: [email protected]; 347922, г. Таганрог, ул. Чехова, 2; тел.: 88634312016; кафедра психологии и безопасности жизнедеятельности; профессор; директор Научнообразовательного центра психол ого-педагогических технологий ЮФУ.
Nepomnyashchiy Anatoly Vladimirovich - Federal State-Owned Educational Autonomy Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”; e-mail: [email protected];
2, Chehova street, Taganrog, 347922, Russia; phone: +78634312016; the department of psychology and safety of existence; professor, the head of scientific-educational centre of psychology-pedagogical technologies.
УДК 159.922
Н.А. Познина
О ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Рассматривается проблема формирования профессиональных представлений у студентов технических вузов. Отмечается необходимость развития и формирования адекватных профессиональных представлений, которые являются необходимым условием сознательного выбора вида трудовой деятельности студентов, с учетом собственных интересов, желаний и способностей. Профессиональные представления включают представления о качествах, которыми необходимо обладать профессионалу, видах деятельности, которую он должен выполнять, а также определенное ценностно-эмоциональное отношение к ней. В работе приведены данные лонгитюдного исследования динамики профессиональных представлений студентов в процессе вузовского обучения. Отмечается, что существенных изменений в представлениях о профессии в процессе вузовского обучения не происходит.
Профессиональные представления; обучение; специалист; студент; формирование; профессиональные качества; профессиональное развитие; динамика.