УДК 159.9.072.43
А.К. Прима
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЖИЗНЕННОМ ПУТИ КАК ФАКТОР САМОРАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ
(НА ПРИМЕРЕ ТЕХНИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ)
Статья посвящена проблеме субъектных факторов саморазвития, в частности того, как взаимосвязаны с ним представления студентов о жизненном пути. Произведен анализ представлений о жизненном пути и саморазвития студентов технического вуза. Выявлены структуры рассматриваемых конструктов, охарактеризованы их составляющие. Произведен сравнительный и корреляционный анализ взаимосвязи субъектных качеств с представлениями и жизненном пути, саморазвитием, а также представлен анализ представлений о жизненном пути у студентов с целенаправленным и стихийным саморазвитием и анализ системы саморазвития у студентов с разным отношением и пониманием собственного жизненного пути, итогом которого стал вывод о наличии взаимообусловленной связи между саморазвитием и рассматриваемой субъектной характеристикой.
Саморазвитие; представления о жизненном пути; субъект; субъектность; студенты технического вуза.
A.K. Prima
REPRESENTATIONS ABOUT THE LIFE PATH AS A FACTOR OF STUDENT’S SELF-DEVELOPMENT (AN EXAMPLE OF TECHNICAL UNIVERSITY STUDENTS)
The article reveals the problem of subjective factors of self-development: the question of how they are correlated with the students' representations about the life path. The analysis of representations about the life path and self-development of a technical college students is presented. The structures of the considered constructs are revealed and also characterized by their elements. An article reveals a comparative and correlation analysis of correspondence between subjective qualities and representations about the life path, self-development, and the analysis of representations about the life path of students with a focused and spontaneous self-development, as well as the analysis of self-development structure among the students with different attitudes and understanding of their own lives. The conclusion of presence of a correlation between self-development and representations about the life path is made.
Self-development; representations about the lafe path; subject; subjectiveness; technical college students.
Подготовка квалифицированных кадров вузом предполагает активную работу в направлении их личностного развития - формирования качеств субъекта учебной деятельности и жизни. При этом ключевой характеристикой будущего инженера как специалиста современной инновационной экономики является его готовность к саморазвитию. Подготовка саморазвивающихся специалистов в рамках вуза включает не только процесс обучения, но и психолого-педагогическое управление их профессионально-личностным развитием, создание условий для формирования субъектной позиции студентов в отношении своего развития. Таким образом, формирование готовности к саморазвитию на начальных этапах становления профессионала (в период студенчества) является актуальной задачей образования.
Исследования по проблеме саморазвития и его активизации в образовательном процессе вуза продемонстрировали недостаточную изученность вопросов, связанных с подготовкой специалистов высшей технической школы, обладающей своей спецификой. Противоречие между необходимостью активизации личностного саморазвития студентов технического вуза и недостаточным научным базисом
для эффективного решения этой задачи обусловило постановку проблемы: каковы субъектные факторы саморазвития, в частности, как взаимосвязаны с ним представления студентов о жизненном пути. Таким образом, целью исследования является изучение представлений о жизненном пути как фактора саморазвития студентов.
Под саморазвитием в настоящем исследовании понимается особый, внутренне детерминированный вид целенаправленной деятельности человека по преобразованию самого себя, предполагающий наличие активной жизненной позиции, жизненных целей и стремления к расширению собственных возможностей, само-изменению и самосовершенствованию. Под представлениями о жизненном пути мы понимаем присутствующее в сознании человека субъективное отражение его жизненного пути, выражаемое в образе того, что имело место в прошлом, актуального положения дел и перспективы в будущем, а также ценностей, убеждений, стремлений, смысложизненных ориентаций, событий жизни и бытия в целом.
В рассмотрении представлений о жизненном пути выделяются два «измерения»: покомпонентное (когнитивный компонент - совокупность знаний и понимания человеком собственной жизни, эмоциональный - валентность представлений человека о собственном жизненном пути, смысловой - рассмотрение сценария, смысла жизни и жизненной программы в качестве некого мотивационного образа, создающего условия для самореализации человека) и временное (позволяющее рассматривать компоненты в ракурсе времени жизни личности.
Эмпирическое исследование представлений о жизненном пути как фактора саморазвития студентов проводилось на базе Технологического института ЮФУ в г. Таганроге. Выборку составили 215 студентов второго курса факультетов автоматики и вычислительной техники, информационной безопасности (153 юноши и 62 девушки). Возраст респондентов 17-22 года.
В эмпирическом исследовании использованы следующие методики: тест «смысложизненных ориентаций» Д. А. Леонтьева и «метод мотивационной индукции» Ж. Нюттена для изучения мотивационно-смыслового содержания представлений о жизни; «шкала временных установок» Ж. Нюттена для изучения аффективного компонента отношения к прошлому, настоящему, будущему; специально разработанный опросник для изучения содержательных характеристик представлений о жизненном пути; тест «уровень субъективного контроля» Дж. Роттера (в адаптации Е.Ф. Бажина, С. А. Голынкиной, А.М. Эткинда), опросник «стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой и методика определения уровня развития рефлексивности А.В. Карпова для изучения субъектных качеств; методика диагностики реализации потребности в саморазвитии Н. П. Фетискина, комплексная методика изучения самосовершенствования профессионала и специально разработанная анкета для изучения саморазвития.
Проведенное исследование позволило выявить следующие ключевые моменты. Данные анализа представлений о жизненном пути студентов указали на недостаточный уровень осознанности студентами прошлого опыта и реализации будущих целей. Несмотря на общий положительный аффективный фон восприятия будущего и большие надежды на этот период, более чем у четверти выборки выявлена несформированность смысловых ориентаций на жизненные цели, неопределенность взглядов в отношении собственных перспектив. Ценностно-целевые ориентиры студентов, включающие достижения в профессиональной сфере, семейное и материальное благополучие, характеризуются достаточной осмысленностью, однако представления о самостоятельных действиях по их реализации у большинства студентов не сформированы.
Анализ внутренних взаимосвязей структуры представлений о жизненном пути позволил выявить целостность когнитивного компонента.
Рис. 1. Структура представлений о жизненном пути студентов
Из указанной структуры следует, что значимость, весомость личных достижений студентов и ощущение себя как их автора, увеличивается совместно с осознанием ими важности каждого из периодов жизненно пути, при этом с ростом значимости собственных заслуг растет и восприятие себя как основной их детерминанты. Различные этапы жизни осмысливаются студентами глубже, если представления о жизненном пути характеризуются детальностью и гармоничностью, а продуманность перспективы будущего тем продолжительнее, чем более осмысленной является приоритетность их жизненных сфер. Связи между элементами когнитивного компонента представлений о жизненном пути достаточно согласованы на содержательном уровне, однако при этом они не интегрируют между собой большую часть основных показателей представлений о жизненном пути, что позволяет говорить о недостаточной внутренней согласованности представлений о жизненном пути в данной выборке.
Детальный анализ взаимосвязей между представлениями студентов о жизненном пути и их субъектными качествами позволил объединить исследуемые элементы в единую структуру. Связи в этой структуре (значимость связей отмечена условными обозначениями ** - р<0,01, * - р<0,05) указывают на взаимообусловленность элементов представлений и субъектных качеств, свидетельствующую о том, что чем более сформированы представления о жизненном пути студента (мера, в которой он осознает себя автором и главным фактором происходящего в жизни, понимает собственную жизнь, имеет детальные и действенные представления), тем в большей степени в нем проявляются качества субъекта: жизнь становится более осмысленной (г=0,3*), возрастает мера ответственности за свой жизненный путь не только в вопросах удачных и неудачных событий (г=0,41**), но и жизни в целом (г=0,44**), активизируется саморегуляция (способность моделировать (г=0,33*), проявлять гибкость (г=0,3*), оценивать себя и результаты своей деятельности (г=0,43**), проявлять самостоятельность (г=0,93**) и др.), четкость планирования жизненных событий (г=0,53**) и стремление к самостоятельной реализации задуманного (г=0,41**).
Однако из общей структуры выпадают важные компоненты представлений и субъектных качеств: протяженность перспективы будущего, согласованность жизненных планов с доминирующими сферами жизнедеятельности (гармоничность представлений), рефлексивность (качество, выступающее основой для формирования адекватных представлений и жизненных планов), что указывает на недостаточную осмысленность и целостность имеющихся у опрошенных студентов представлений и интегрированность их с субъектными качествами. В то время как именно интеграция с субъектными качествами (интернальностью, рефлексивностью, саморегуляцией) позволяет реализовать в жизни имеющиеся представления о ней.
Изучение особенностей саморазвития студентов позволило представить данный конструкт в качестве системы действий и мотивационно-смысловых основ, объединенных в единую структуру.
Рис. 2. Структура саморазвития студентов
Выявлено, что активность студентов в самопознании и развивающей деятельности возрастает вместе с увеличением личностной значимости саморазвития и собственного желания развиваться. При этом рост личностной значимости и понимания целей развития стимулирует студентов наиболее активно работать над самоопределением в контексте своей жизни и ее перспектив. Важно также отметить, что деятельность по саморазвитию отличается внутренней согласованностью: чем больше студент работает над собой и своими качествами, тем в большей степени он вовлекается в деятельность по самоанализу и обретает активную позицию в вопросах развития.
Элементы структуры саморазвития интегрированы в систему субъектности. Это отражается во взаимосвязях саморазвития с осмысленностью жизни.
Таблица 1
Таблица корреляционных взаимосвязей характеристик саморазвития и смысложизненных ориентаций студентов
Ориентации на цель Ориентации на процесс Ориентации на результат Локус контроля «Я» Локус контроля «Жизнь»
Развивающая деятельность г=0,34 р <0,01 г=0,31 р <0,05 г=0,37 р <0,01 г=0,31 р <0,05
Работа над собой г=0,47 р <0,01 г=0,57 р <0,01 г=0,55 р <0,01 г=0,63 р <0,01 г=0,44 р <0,01
Рефлексия развития г=0,23 р <0,05 г=0,30 р <0,05 г=0,30 р <0,05
Развитие в коллективе г=0,31 р <0,05 г=0,49 р <0,01 г=0,31 р <0,01 г=0,46 р <0,01 г=0,41 р <0,01
Внутренняя мотивация г=0,36 р <0,01 г=0,42 р <0,01 г=0,33 р <0,05 г=0,30 р <0,01 г=0,4 р <0,01
Внешняя мотивация г=0,31 р <0,05
Анализ эмпирических данных показал, что активность саморазвития студента проявляется тогда, когда им осознаны жизненные приоритеты и цели, т.е. авторское отношение к жизни предполагает и авторское отношение в вопросе своего совершенствования и развития. Учет выявленных взаимосвязей позволил сделать вывод о том, что формирование субъекта саморазвития будет сопровождаться развитием таких качеств, как вера в свои возможности, удовлетворение собственным развитием, постоянная рефлексия деятельности, отношение к возникающим препятствиям как к источникам новых направлений активности, осознанное отношение к чужому влиянию, ответственность за свое развитие перед близкими, стремление к духовному и физическому совершенству, интерес к будущей профессии и желание стать высококлассным специалистом, стремление завоевать авторитет.
Основой формирования этих качеств в субъекте саморазвития будут характеристики субъекта жизни: осмысленность жизненного пути, интернальность, нацеленность на будущие перспективы, ориентация на настоящее, удовлетворенность результатом пройденных этапов.
Анализ взаимосвязи саморазвития и представлений о жизненном пути производился с двух позиций.
1) Поиск различий в системе саморазвития у студентов с разным отношением и пониманием собственного жизненного пути (уровнем сформированности когнитивного компонента представлений). Результаты указали на наличие различий по большому количеству показателей.
Так студенты с высоким уровнем сформированности когнитивного компонента по сравнению со студентами с низким уровнем в большей степени характеризуются личностно-ориентированными и внутренне обусловленными намерениями и мотивами саморазвития: для них в большей степени характерно стремление к развивающей деятельности (ф*эмп>ф*кр (р <0,01); ф*=3,875), большую важность для них принимает поиск обратной связи (ф*эмп>ф*кр (р <0,01); ф*=2,101), анализ влияния окружающих (ф*эмп>ф*кр (р<0,05); ф*=1,255) и желание стать высококлассными специалистами (ф*эмп>ф*кр (р<0,05); ф*=1,925). Также для них характерна внешняя мотивацией саморазвития, выражаемая в поиске выгоды при осуществлении развивающей деятельности (ф*эмп>ф*кр (р < 0,05); ф*=1,653), развитии своих лидерских качеств и потребность в управлении (ф*эмп>ф*кр (р < 0,01); ф*=2,485). Студентов с низким уровнем сформированности отличает в первую очередь, внешняя мотивация саморазвития, характеризующая ориентацию на социальное окружение и требования значимых близких (ф*эмп>ф*кр (р < 0,05); ф*=1,655), т.е. отказ от самостоятельного выбора жизненного пути и стратегии саморазвития.
2) Поиск различий в представлениях о жизненном пути у студентов со сформированной и несформированной системой саморазвития. Результаты указали на то, что уровень саморазвития человека, активности и желания развиваться состоит во взаимосвязи со сформированностью его представлений о жизни и ее смысловых ориентиров.
Таблица 2
Смысложизненные ориентации у студентов со сформированной и несформированной системой саморазвития
Ориентация (%) Цель Процесс Результат
выс. норма низ. выс. норма низ. выс. норма низ.
Сформированная система 32,5 57,5 10 47,5 42,5 10 32,5 55 12,5
Несформированная система 5,4 56,7 37,8 21,6 43,3 35,1 18,9 67,5 13,5
Ориентация (%) ЛК-«Я» ЛК-«Жизнь» Уровень ОЖ
выс. норма низ. выс. норма низ. выс. норма низ.
Сформированная система 40 50 10 47,5 42,5 10 40 50 10
Несформированная система 29,7 54,1 16,2 21,6 67,5 10,8 16,2 56,8 27,02
Результаты, представленные в табл. 2, указывают на то, что студенты со сформированной системой саморазвития (целенаправленным саморазвитием) имеют более высокую осмысленность жизни по сравнению с контрастной группой: будущие перспективы принимают для них большую значимость и основываются на осмысленном настоящем; они убеждены в потенциальной управляемости жизни и ее событий.
Таблица 3
Характеристики представлений о жизненном пути студентов со сформированной и несформированной системой саморазвития
Критерий Сформированная система саморазвития Несформированная система саморазвития
процентное соотношение(%)
Выс.ур Ср.ур Низ.ур Выс.ур Ср.ур Низ.ур
1. Когнитивный компонент 25 75 16,2 83,7
2. «Я» как фактор влияния на жизненные события 42,5 27,5 30 32,4 24,4 43,2
3. Детальность представлений 47,5 17,5 35 35,1 10,8 54,1
4. Действенность представлений 70 - 30 51,4 - 48,6
5. Гармоничность представлений 60 - 40 40,5 - 59,5
Представления о жизненном пути студентов со сформированной системой саморазвития по сравнению с контрастной группой характеризуются внутренней согласованностью. Сферы приложения активности студентов данной подгруппы в основном соответствуют поставленным жизненным целям (представления детальны и гармоничны); в целом сформирована более заинтересованная, осознанная позиция по отношению к жизненному пути.
Таким образом, в ходе эмпирического исследования, целью которого являлось изучение представлений о жизненном пути как фактора саморазвития студентов, было установлено, что саморазвитие, представленное как система действий и мотивационно-смысловых основ, имеет структурную организацию, элементы в которой взаимосвязаны между собой. В силу взаимосвязи мотивационносмыслового и деятельностного аспектов саморазвития можно говорить о том, что формирующаяся внутренняя мотивация будет активизировать деятельность студентов по саморазвитию. С точки зрения субъектного подхода мотивационносмысловые основы саморазвития интегрированы в систему субъектности личности и взаимосвязаны с представлениями о жизненном пути и смысложизненными ориентациями. Это указывает на то, что формирование качеств субъекта жизни является основой для формирования субъекта саморазвития.
Сравнительный анализ особенностей саморазвития в случае разной сформи-рованности представлений о жизненном пути, а также специфики представлений у студентов со сформированной и несформированной системой саморазвития, позволяет говорить о том, что:
♦ осмысленное и продуманное отношение человека к своему жизненному пути способствует проявлению личностно-ориентированных и внутренне обусловленных намерений и мотивов саморазвития, а также выбору соответствующих направлений;
♦ сформированная система саморазвития человека предполагает наличие осмысленной жизненной позиции, внутренней согласованности представлений о жизни, сформированной перспективы будущего.
Таким образом, сформированные представления о жизненном пути как важное качество субъекта можно считать фактором, определяющим саморазвитие человека.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Елшанский С.П., Федоров И.В., Абдулаева В.М. Приоритетные направления деятельности службы психологической помощи технического вуза // Вопросы психологии. - 2009. - № 3. - С. 27-36.
2. Карпинский К.В. Психология жизненного пути личности: Учеб. пособие. - Гродно: ГрГУ, 2002. - 167 с.
3. Личностно-профессиональное развитие студентов и формирование качеств безопасной личности в технизированной образовательной среде: Коллективная монография I Под ред. Н.А. Лызь. - М.: КРЕДО, 2009. - 208 с.
4. Лызь Н.А., Прима А.К. К проблеме изучения представлений о жизненном пути как характеристики субъекта жизни II Психология человека в современном мире. Т. 1. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. - С. 248-255.
5. Познина Н.А. К проблеме профессиональных представлений в структуре самосознания студентов технических вузов. Потенциал личности: комплексная проблема: материалы Девятой Международной конференции 5 июня 2010 г. I Отв. ред. Е.А. Уваров, В.Н. Косы-рев; М-во обр. и науки РФ, ГОУ ВПО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина». Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2010. - С. 181-186.
Статью рекомендовал к опубликованию д.п.н., профессор Г.Ф. Гребенщиков.
Прима Амина Константиновна - Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет»; e-mail: [email protected]; 347922, г. Таганрог, ул. Чехова, 2; тел.: 88634312016; кафедра психологии и безопасности жизнедеятельности; аспирант.
Prima Amina Konstantinovna - Federal State-Owned Educational Autonomy Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”, e-mail: [email protected];
2, Chehova street, Taganrog, 347922, Russia; phone: +78634312016; the department of psychology and safety of existence; postgraduate student.
УДК 159.9: 316.472: 364.1
Т.В. Эксакусто
ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЙ СУБЪЕКТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ
Рассматриваются отношения как основа психологической безопасности субъекта, дается определение психологической безопасности, описаны результаты эмпирических исследований отношения к неблагоприятным условиям жизни людей с разной психологической безопасностью и типов психологической безопасности, выделенных на основе различного отношения к миру, себе и другим, а также активности и удовлетворенности субъектов. Показано, что существует связь отношений субъекта, его психологической безопасности и оценки им окружающих условий жизни. Рассмотрение отношений в контексте проблемы психологической безопасности открывает новые перспективы как в обеспечении собственно психологической безопасности, так и в изучении принципиально нового направления - социально-психологической безопасности.
Отношения субъекта; психологическая безопасность; условия жизни; типы психологической безопасности.
T.V. Eksakusto
PECULIARITIES OF THE PSYCHOLOGICAL SAFETY SUBJECTS’
ATTITUDE
The attitude to something is considered to be the basis of the subject’s psychological safety in this article, moreover you can find definition of the “psychological safety", description of the results of empirical researches made to find out the attitude of people with different psychological safety to adverse living conditions and to find out the types of psychological safety, defined on the basis of the subjects’ various attitude to the world, subject his-/herself and other people, and also on the basis of the subjects activity and complacency. This article shows that there are connections between subject’s attitude, his/her psychological safety and his/her living conditions assessment. Consideration of