УДК 130.1
А. А. Парменов
О ПРОБЛЕМАХ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В НЕСТАБИЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ
Аннотация. Рассматриваются проблемы становления и формирования личности в современном обществе, содержание ее деятельности. Анализируются факторы, способствующие развитию личности, формированию нравственных качеств. Изучаются мотивы, ориентирующие направленность ее деятельности. Ключевые слова: личность, отчуждение, гуманизм, идеал, нравственность, развитие, общество, направленность, цель.
Abstract. The problems of genesis and formation of personality in modern society and the content of its activity are examined. The factors assisting in personality development and formation of its qualities are analyzed. The motives orientating the direction of its activity are studied.
Keywords: personality, estrangement, humanism, ideal, morality, development, society, direction, aim.
Современный этап жизни нашего общества предъявляет особые требования к человеку, его личностным качествам. Совершенно очевидно, что от самого человека, его внутренних ресурсов, мировоззрения, уровня образования и культуры зависит будущее страны.
Необходимость дальнейшего исследования проблем личности, разработки философских, педагогических аспектов ее становления и развития диктуется потребностями практики, возрастанием роли каждого человека в общественной жизни, возникшими перед обществом неведомыми ранее вопросами нравственного, психологического характера. Среди них: «Какие идеалы у современного молодого человека?» «С каких позиций подходить к вопросам нравственного воспитания?» «Как строить систему образования и связывать ее с воспитанием личности?» и др.
Без глубокого анализа этих вопросов, понимания перспектив их реализации сложно определить пути развития личности, содержание и характер ее деятельности.
Большинство исследователей рассматривают личность в двух аспектах: первый - влияние внешних воздействий на формирование и развитие личности; второй - внутреннее проявление, внутренние источники ее развития. Личность, с одной стороны, может характеризоваться как социализированный индивид, рассматриваемый со стороны наиболее существенных социально значимых свойств. С другой стороны - как самоорганизующаяся частица общества, главнейшей функцией которой является осуществление индивидуального способа общественного бытия.
Л. С. Выготский писал, что личность возникает в результате культурного и социального развития [1, с. 315].
С. Л. Рубинштейн подчеркивал: «Личностью является лишь человек, который относится определенным образом к окружающему... человек, у которого есть своя позиция в жизни» [2, с. 676]. Он обращал внимание и на индивидуальные свойства, качества человека, детерминирующие его развитие.
Ж. Сартр определял человека как существо, которое устремлено к будущему и осознает, что оно проецирует себя в будущее [3, с. 43].
Н. А. Бердяев писал: «Человек - малая вселенная, микрокосм... в человеке открывается абсолютное бытие, вне человека - лишь относительное» [4, с. 295].
В философской, психологической, педагогической литературе представлено множество теорий, концепций, касающихся проблемы личности, ее развития в онтогенезе, социализации, формирования самосознания и т. д. На наш взгляд, недопустим односторонний подход к какой-либо теории, абсолютизация отдельной стороны в изучении личности, как это делают некоторые исследователи. Например, в книге «Агрессия» австрийский ученый К. Лоренц доказывает, что агрессия - врожденное влечение, а не ответная реакция на ситуацию. Он считал, что, если человек не обладает агрессивностью, он не индивидуальность.
Существуют экстремистские «теории», согласно которым природа каждой человеческой расы различна: есть высшие и низшие расы. Одна из последних «теорий» такого рода представлена американскими социологами
Н. Мерреем и Р. Херстейном в книге «Изгиб колокола» (1995). Они утверждают, что между белыми и черными сияет пропасть в пятнадцать пунктов «коэффициента умственного развития» (Щ). Отсюда сделаны выводы о пересмотре социальных программ помощи негритянскому населению. Книга вызвала оживленное обсуждение, и выяснилось, что она была подготовлена по заказу расистской организации. В ней не опровергнуто объяснение бедности и преступности неравными общественными условиями и недостатком образования.
Э. Фромм писал: «Пытаясь избежать ошибок биологических и метафизических концепций, нам следует опасаться столь же серьезной ошибки - социологического релятивизма, который представляет человека не более, чем марионеткой, управляемой нитками социальных обязательств. Права человека на свободу и счастье заложены в присущих ему качествах: стремление жить, развиваться, реализовывать потенциальности, развившиеся в нем в процессе исторической эволюции» [5, с. 55].
Процесс становления личности - процесс сложный, полон противоречий. Личность развивается в обществе, среди людей. Но жить среди людей -это значит руководствоваться определенными принципами, правилами общения с ними, соотносить свое личное «Я» с общественными интересами. Однако зачастую цели, выбранные молодыми людьми, и пути их реализации не отвечают общественным интересам, нравственным нормам.
Формы поведения могут быть разными. Например, одни молодые люди, сталкиваясь с какими-либо трудностями, идут по линии наименьшего сопротивления, стараются приспособиться, бездумно следуют общим мнениям, модным тенденциям, т.е. выбирают конформистский путь. Другие - стремятся навязать свои нормы поведения, ценности. Не отвечающие общепризнанным нормам морали организуют молодежные группировки, деятельность которых противоречит не только нравственным нормам, но и нормам закона.
Личность - это определенный социальный тип, в котором выражаются наиболее существенные черты эпохи, общественного устройства, нации. Но вместе с тем личность обладает и относительной самостоятельностью, специфическими качествами по отношению к обществу как к целому. Особенность развития личности состоит в том, что воздействие на нее внешних факторов
преломляется в деятельности - профессиональной, общественной, научной и т.д. Именно в процессе деятельности человека формируются его личностные качества. Содержание, масштаб, интенсивность деятельности определяют и ее место, роль в социальной иерархии, и возможность достижения той или иной цели.
Подлинное богатство личности определяется такой жизнедеятельностью человека, когда, с одной стороны, общество обеспечивает ему максимальное удовлетворение материальных и духовных способностей, а с другой - сам человек, создавая условия для этого, наиболее полно реализует свои потенциальные возможности. То есть должна быть гармония интересов личности и общества. В современном обществе в нашей стране такой гармонии нет. Есть немало социально-экономических противоречий, требующих разрешения. Полноценное развитие личности возможно при соблюдении следующих условий:
- совершенствование отношений собственности;
- оптимальный состав чиновников в структуре государственной власти и его эффективная работа;
- борьба с бедностью, справедливое распределение материальных благ;
- профессионализация управления во всех сферах человеческой жизнедеятельности;
- реальная передача собственности в руки всего населения страны и создание «среднего класса», который будет уравновешивать политические, экономические и нравственные процессы.
Конечно, соблюдение этих условий - длительный процесс. Важно, чтобы каждый гражданин видел, что государство делает все возможное для решения этих проблем. Развитие личности невозможно без преодоления различных форм отчуждения от общества. «Снять» отчуждение можно только в обществе, где осуществляются права личности: право на труд, образование и медицинское обслуживание; право на свободу мысли, совести, убеждений; право свободно участвовать в митингах и т. д.
Решение этих проблем будет способствовать нивелированию, оптимизации межличностных, межгрупповых отношений, совершенствованию форм общения, улучшению социального климата в обществе в целом. «Надо заботиться о том, - писал известный философ Э. В. Ильенков, - чтобы построить такую систему взаимоотношений между людьми (реальных, социальных взаимоотношений), которая позволит превратить каждого живого человека в личность» [6, с. 321].
Формирование личности человека начинается в первые годы его жизни. А. Н. Леонтьев подчеркивал, что это период развития личностных механизмов поведения. Именно в первые годы жизни у ребенка формируются основы его личностных качеств. Он усваивает формы поведения, благодаря которым в будущем становится субъектом социальной действительности.
Примерно в возрасте шести лет начинает формироваться самосознание в форме адекватной оценки собственных личностных качеств. Это все более явственно проявляется в общении со сверстниками и взрослыми. Важно учитывать следующие аспекты личностного развития в этом возрасте:
- развитие сознания и самосознания;
- эмоционально-чувственная регуляция поведения;
- характер отношений с людьми.
Сознание - высший уровень психического отражения. Оно характеризуется активностью, интенциональностью, способностью к рефлексии. На ос-
нове сознания формируется самосознание, благодаря которому индивид начинает оценивать себя как личность. Оценка, самооценка в структуре самосознания занимают особое место. Через оценку своих действий со стороны субъект осознает важность, социальное значение собственной деятельности.
На вопрос «Почему личность существует?» Гегель и Фихте отвечали: «Потому, что обладает именно самосознанием». Собственно понятие «Я» характеризует личность, обладающую самосознанием.
К. К. Платонов разделял личность на «минимум» и «максимум». Он писал: «Минимум личности определяется осознанием ребенком своего «Я», активно противостоящего «Не-Я». Когда ребенок первый раз скажет: «Я сам!» - он уже личность и противопоставляет свое «Я» другим «Не-Я». А «максимум личности» он относил к возрасту 15-17 лет, когда субъект вступает в систему социальных отношений, утверждает себя в группе.
На наш взгляд, правомерна точка зрения К. К. Платонова о двух этапах развития личности, о том, что личность начинается со второго скачка в развитии. Трудно представить личность сразу в готовом социальном виде, процесс ее становления длительный.
Юношеский возраст - это возраст активного «заражения» идеями, целями. В поисках смысла своего существования появляются размышления юношества о своем жизненном предназначении, о смысле жизни. В поиске смысла жизни вырабатывается мировоззрение, расширяется система ценностей, формируется нравственный стержень, помогающий молодому человеку справиться с первыми жизненными проблемами, что особенно актуально в наше сложное время.
Какие идеалы у современной молодежи? Нужны ли они вообще? В чем смысл жизни? Эти и другие вопросы автор задавал студентам второго курса ПГУ, учащимся учебно-производственного комбината г. Пензы.
На вопрос «Нужен ли идеал человеку?» были получены разные ответы.
Большая часть студентов считает, что идеал не нужен. Вместе с тем многие боятся потерять свою индивидуальность (как они считают), если будут следовать идеалам.
Индивидуальность - это своеобразие, совокупность качеств и отличительных свойств, выражающих сущность отдельного индивида. Это нечто неповторимое. Ребята боятся потерять свою особенность и неповторимость. Сохранение индивидуальности они часто связывают с сохранением своей самостоятельности и независимости, имеющих в системе нравственных ценностей юношеского возраста особое значение.
Однако, несмотря на проблемы, трудности, с которыми встречаются молодые люди в нашем обществе, у многих остается естественное стремление к идеалу, о чем свидетельствуют их суждения. Может быть, некоторые из них готовы частично отказаться от своей самостоятельности ради «большой» цели?
В последние десятилетия в нашей стране в сознании людей произошла болезненная ломка устоявшихся идеалов. Меняются ценностные ориентации и у молодежи. Возможно, перед молодежью более остро стоит вопрос о выборе жизненного пути, о смысле жизни, чем у предшествующих поколений.
Интересно было узнать суждения студентов ПГУ и слушателей УПК о смысле жизни. Им была роздана анкета, составленная социологом В. Э. Чуд-новским. Всего было опрошено около ста человек. Из первой части анкеты
был взят вопрос «Чего, по Вашему мнению, в жизни больше - смысла или бессмыслицы?». На этот вопрос большинство (около 80 %) ответили, что бессмыслицы. Ответы юношей и девушек распределились примерно одинаково.
Критическое отношение большого числа опрошенных к действительности нельзя объяснить только присущим их возрасту максимализмом. Это отражение в их сознании и социальных, и, в большой степени, моральных сторон нашего бытия. Особенность морали состоит в том, что ее требования опираются на силу общественного мнения, она содержит ряд общих положений, связывающих людей. В духовном мире личности они отражены в ведущих нравственных категориях: добро и зло, справедливость и несправедливость, жадность и альтруизм и т.д. Основное содержание данных моральных представлений и определяет оценку школьниками, студентами социальной жизни и их поведение в семье, школе, вузе, в способах проведения досуга.
Вместе с тем осознание тех или иных проблем в сфере нравственных отношений, не отвечающих естественной сущности человека, может способствовать поиску, выбору юношами и девушками образцов, идеалов, согласно которым они планируют следовать и строить свое поведение. Конечно, этот выбор может быть и ошибочным, но само стремление к преодолению негативных явлений является существенным импульсом выбора правильных нравственных норм. Это лучше, чем пассивное созерцание.
Приведем в этой связи высказывание С. Л. Рубинштейна о способах человеческого существования: «Существуют два основных способа существования человека и, соответственно, два отношения к жизни. Первый - это жизнь, не выходящая за пределы непосредственных связей, в которых живет человек: сначала отец и мать, затем - подруги, учителя, затем муж, дети, и т.д. Здесь человек весь внутри жизни, всякое его отношение - это отношение к отдельным явлениям, но не к жизни в целом. Второй способ существования связан с появлением рефлексии. Она как бы приостанавливает, прерывает этот непрерывный процесс жизни и выводит мысленно за ее пределы. Человек как бы занимает позицию вне ее - это решающий поворотный момент. Сознание выступает здесь, как. выход из полной поглощенности непосредственным процессом жизни для выработки соответствующего отношения к ней, занятия позиции над ней. От такого итогового, обобщенного отношения к жизни зависит и поведение субъекта в любой ситуации» [7, с. 32].
Именно «второй способ существования», когда человек рефлексивно начинает познавать жизненные процессы, явления, давать им нравственную оценку как бы независимо от «включения в жизнь» со стороны, свидетельствует о его личном самоопределении, желании преодолеть «бессмыслицу» жизни.
В юношеском возрасте лавина жизненных впечатлений начинает интенсивно проходить фильтр собственного сознания, еще хрупкого, бедного опытом восприятия мира, но стремящегося к индивидуальному осмыслению мира, к самоанализу. Отсюда и напряженность внутренней жизни молодого человека. Он начинает замечать противоречия действительности, которых в обществе много, создает свои идеальные образцы, задумывается над своим местом в обществе. До конца понять эти противоречия он еще не может, поэтому его тяга к самоутверждению часто принимает стихийные формы.
Трудность юношеской рефлексии о смысле жизни - в правильном совмещении того, что А. С. Макаренко называл ближней и дальней перспективой. Расширение временной перспективы вглубь (охват более длительных от-
резков времени) и вширь (включение своего личного будущего в круг социальных изменений) - необходимая психологическая предпосылка постановки перспективных проблем. Реализация перспективных целей в этом смысле есть движение к идеалу, к личности, которой присущи такие качества, как честность, порядочность, мужественность и т.д. В своем целостном виде эта личность образует единство сознания и деятельности моральных, этических, эстетических и иных качеств, связанных между собой. Перспективные цели развития личности, ее нравственного воспитания органически сочетаются с необходимостью подготовить подрастающее поколение к самостоятельной жизни, умению адаптироваться в обществе.
Проблема смысла жизни, достижения цели - это не только мировоззренческая проблема, но и вполне практическая. Решение этой проблемы содержится не только внутри человека, но и в окружающем мире, где и раскрываются его способности, деятельные потенции. Содержание и характер деятельности могут соответствовать или не соответствовать моральным, общественным нормам. Возможны два варианта:
- личность принимает общественные нормы, образцы и ведет себя соответственно этим нормам;
- личность отвергает общественные нормы, правила и действует по своему усмотрению.
Это обычные варианты. На практике все сложнее, поскольку норма и поведение - особенно сложное соотношение в жизненной практике.
Норма как осознанная необходимость - первый вариант. Второй - норма, внешне принятая, но не признаваемая. Субъект может действовать, нарушая нормы морали, законы (насколько это возможно), но делает это, представляясь в качестве добропорядочного гражданина. Третий вариант - деятельность, не отвечающая нормам морали и даже нормам закона, с целью достижения сугубо личностных интересов, собственного «успеха». То есть в этом случае знание норм и знание поведения не совпадают. Человек знает эти правила, нормы, но нарушает их. Причина в том, что те или иные нормы, требования являются в его понимании препятствием для достижения цели и теряют для него личностный смысл.
Если человек считает, что «все средства хороши» для достижения цели, и в процессе своей деятельности нарушает законы (насколько возможно), нормы морали, интересы других людей, ущемляет их права, то это равнозначно отношению к другим людям как к средству, как к орудию ради достижения сугубо личных интересов. Если такой вид деятельности закрепится в общественном сознании, будет приниматься за правило, норму в отношениях между людьми, то границы между такими общечеловеческими понятиями, как «добро» и «зло», «правда» и «ложь», будут стираться. Это может привести к деградации моральных ценностей, деформации личности. Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед обществом, является формирование личности, способной не только принимать решение, но и нести ответственность за свой выбор. Важно, чтобы человек хотел действовать согласно гуманистическим нормам, общечеловеческим принципам. Это важнейший этап закрепления нравственных начал. На это обращали внимание многие известные ученые: А. Н. Леонтьев, Э. В. Ильенков, Л. И. Божович и др.
Л. И. Божович [8, с. 37] выделяла два основных критерия, которые характеризуют человека как личность. Первый: человека можно считать лично-
стью, если в его мотивах существует иерархия в одном определенном смысле, а именно: если он способен преодолевать собственные побуждения ради чего-то другого. Второй критерий: способность к сознательному руководству собственным поведением. Оно осуществляется на основе осознанных мотивов и принципов и предполагает сознательное соподчинение мотивов.
Проблема современного общества в том, как может формироваться личность, отвечающая этим критериям, если, к примеру, побуждения юноши не отвечают тем ценностям, тем нравственным нормам, которые формировались в течение многих лет. Будет ли он «преодолевать собственные побуждения ради чего-то другого», если в общественном сознании эгоизм, индивидуализм и т.д. имеют первостепенное значение. Индивидуализм, чувство собственности становятся господствующими в нравственном мире. Противопоставление личного общественному все более становится нормой общественного сознания, ориентация на общественные ценности уходит на второй план.
«Мы живем в век распространяющегося все шире чувства смыслоутра-ты. В такой век воспитание должно быть направлено на то, чтобы не только передавать знания, но и оттачивать совесть. воспитание больше, чем когда-либо, становится воспитанием ответственности», - писал в ХХ в. австрийский ученый В. Франкл [9, с. 39]. Проблема ответственности особенно актуальна в настоящее время. Целью воспитания сегодня является формирование личности, способной не только принимать решения, но и нести ответственность за свой выбор.
Развитие личности, формирование ее взглядов, моральных норм, связано не только с непосредственным окружением, т.е. с «микросредой», но и с воздействием общественной среды в целом. Государственные учреждения, общественные организации непосредственно влияют на человека, формирование его взглядов, убеждений. Особенно большое влияние на сознание людей, их мировоззрение оказывают средства массовой информации (СМИ). Восприятие и интерпретация важнейших событий, происходящих в стране и мире, представленная в СМИ, прочно откладывается в сознании людей, особенно молодежи, приобретает устойчивый характер и часто принимается как истина без серьезного осмысления. Фактически СМИ выступают активным субъектом социальной политической жизни, имея возможность прямо обратиться к населению, минуя такие социальные институты, как семья, школа, партия и т.д., человек становится простым потребителем информации, не пытаясь зачастую достаточно полно вникнуть в ее содержание, смысл.
Огромное влияние СМИ оказывают на эмоции человека, особенно молодежи. Эмоциональное воздействие в каких-то ситуациях может стать доминирующим фактором, определяющим поведение личности и ее отношение к чему-либо. Такое отношение выражает не только логическую оценку какого-либо явления как целого, но также и принятие его миром чувств человека. Зачастую лишь эмоции, становясь единственным инструментом установления ценности явлений, событий и отодвигая на второй план объективную, истинную сторону этих событий, могут стать причиной неадекватной оценки человеком реалий социальной жизни и проявляться в его практической деятельности.
Дети, которые часто смотрят передачи, где много сцен насилия, жестокости, склонны примириться с этими негативными явлениями, считая это нормой, и рассматривают их как интегральную, неотъемлемую часть общества. В сознании детей возникает неверное, деформированное понимание об-
щечеловеческих норм, моральных ценностей. В последующем это может негативно сказаться на его личностном развитии.
В формировании личности, способной лучше адаптироваться к нынешним условиям, важно учитывать следующие принципы:
- создание благоприятных условий для развития личности;
- дать сумму знаний и научиться пользоваться ими (в школе, вузе);
- развитие потребностей в индивидуальной самореализации;
- создание благоприятной эмоциональной атмосферы для приобретения уважения среди сверстников (в школе, вузе), среди коллег в трудовом коллективе;
- формирование чувства собственной значимости, воспитание чувства собственного достоинства у каждого человека.
Следование этим принципам, нормам позволило бы успешно решать многие проблемы воспитания и развития личности.
Личность всегда проявляет и реализует себя через сложную многоуровневую систему социальных отношений, и изучение социальнопсихологических механизмов воздействия этих отношений на личность, их философский анализ, позволяет выявить сущностные стороны ее развития.
Список литературы
1. Выготский, Л. С. История развития высших психических функций / Л. С. Выготский. - М., 1983. - Т. 3.
2. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - М., 1946.
3. Сартр, Ж. Экзистенциализм - это гуманизм / Ж. Сартр // Сумерки богов. - М., 1989.
4. Бердяев, Н. А. Смысл творчества / Н. А. Бердяев. - М., 1989.
5. Фромм, Э. Характер и социальный прогресс / Э. Фромм // Психология личности. - М., 1982.
6. Ильенков, Э. В. Что же такое личность? / Э. В. Ильенков // С чего начинается личность? - М., 1984.
7. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - М., 1973.
8. Божович, Л. И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности / Л. И. Божович. - М., 1981.
9. Франкл, В. В поисках смысла / В. Франкл. - М., 1990.
Парменов Анатолий Александрович
кандидат философских наук, доцент, кафедра философии, Пензенский государственный университет
Parmenov Anatoly Alexandrovich Candidate of philosophy, associate professor, sub-department of philosophy. Penza state university
E-mail: [email protected]
УДК 130.1 Парменов, А. А.
О проблемах становления и развития личности в нестабильном обществе / А. А. Парменов // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2010. - № 4 (16). - С. 70-77.