УДК 159.992 © Т. В. Тарасова, Л. А. Лебедева
Т. В. Тарасова, Л. А. Лебедева
К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ В НРАВСТВЕННОМ РАЗВИТИИ ПОДРОСТКОВ
В работе рассматривается проблема нравственного воспитания растущего поколения в контексте возможности оптимизации данного процесса посредством воздействия народных традиций.
Ключевые слова: подростковый, юношеский возраст, психическое развитие, социализация, самосознание, народные традиции и обычаи, нравственное воспитание.
Социально-экономические и политические изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, делают особенно актуальной проблему нравственного развития растущего человека. Это связано, во-первых, с общей тенденцией развития человеческой сущности, возрастанием роли гуманистических задач современности и объективно возникшей необходимостью реализации имеющихся в обществе резервов личностного становления молодых людей. Во-вторых, это связано с обострившейся ситуацией воспитания - результатом имевших место недостатков общественного развития, укоренившихся в последние десятилетия норм поведения взрослых - несоответствия слова и дела, некритичного отношения к действительности, социальной индифферентности и т. д. В-третьих, обусловливается психологическими особенностями современных детей, подростков, имеющимися противоречиями в их развитии, ростом различных отклонений в становлении личности и поведении, потери веры во взрослых.
Задачи совершенствования работы с детьми, подростками, юношами (девушками) определили потребность в усилении внимания к народным традициям как средству воспитательного воздействия. Показательно, что в последние годы в нашей стране появилось немало психологических, этнопсихологических, педагогических, философских и культурологических исследований, авторы которых с разных точек зрения пытаются рассмотреть особенности народных традиций и обычаев, их роль и место в воспитательном процессе (М.М. Агаев, М.А. Адинов, С.М. Арутюнян, Э.А. Баграмов, А.О. Бороноев, Ю.В. Бромлей, H.H. Буланова, М.В.Вагабова,
A.Г. Власкин, А.И. Горячева, B.C. Грехнев, Н.П. Денисюк, Л.М. Дробижева, С.Т. Калтахчян, А.И. Климович, И.С. Кон, В.П. Левкович, Н.П. Лобачев, М. Морозов, И. Муминов, М.Д. Напсо, З.Г. Нигматов, Т. Ормонов, O.A. Осипова, Б.Д. Парыгин, P.M. Пашаева, В.Д. Плахов, Н.Е. Расторгуев, Р. Рахмонов, Ш.М. Рогачев, С.Р. Рызгинов, Б.С. Саломов, P.M. Самсонов, И.В. Суханов,
B.М. Шепель и др.). В то же время до сих пор все еще слабо исследовано психологическое влияние народных традиций как необходимого составного компонента среды обитания ребенка.
Народные традиции и обычаи создают особые условия для осуществления и воспроизводства типов общения, поведения, формируя в растущем человеке соответствующие нравственные качества личности. Использование возможностей народных традиций в воспитании составляет важнейшую психологическую
предпосылку оптимизации процесса личностного становления ребенка, подростка, юноши (девушки). Поэтому исследования, направленные на выявление психологических особенностей воздействия народных традиций на развитие нравственной сферы личности подростков, в частности, на материале изучения конкретных традиций финно-угорских народов, является особенно актуальным.
В отечественной психологической науке (Б. Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн,Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин) установлено, что психическое развитие ребенка происходит путем присвоения им общественно-исторического опыта человечества в процессе предметно-практической деятельности и усвоения норм человеческих взаимоотношений. Эти нормы, четко зафиксированные в народных традициях, выступают как образцы, где в концентрированном виде сосредоточены лучшие черты, качества личности, нравственные эталоны, принятые в социуме [1; 2; 4; 8; 9; 10].
Включаясь в мотивационную сферу личности, такой образец начинает функционировать по принципу непосредственно действующей потребности, детерминируя этим поведение и деятельность ребенка. Именно деятельность выступает психологической основой реализации образца.
Наиболее активно усвоение, «присвоение» образцов деятельности и поведения, социальных норм происходит в подростковом возрасте, когда растущий человек стремится к утверждению себя во взрослом мире, следуя образцам социума, сфокусированным в традициях и обычаях.
Подросток интеллектуально готов и мотивационно стремится к освоению нравственных ценностей. Вместе с тем, он испытывает большие трудности в самостоятельном осмыслении и освоении нравственных норм из-за недостатка средств, которые ему предоставляет социальная среда и воспитание. И в этом отношении народные традиции выступают реальным регулятором развивающегося самосознания и поведения 10-15-летнего ребенка[5].
По своей психологической сущности народная традиция представляет собой канал, по которому старшие поколения передают младшим нравственные убеждения и чувства, способы и приемы деятельности, опыт социального поведения. Не случайно сам термин «традиция» (латин.) означает «передача» - передача ценностей, общественных установлений, норм поведения в т.д. [6].
Учитывая тот факт, что социализация реально осуществляется в деятельности и общении, особое внимание следует акцентировать на совместной деятельности подростков и взрослых, обеспечивающей оптимальное восприятие и «присвоение» детьми народных традиций, кумулирующих общечеловеческие и конкретно-исторические нравственные ценности, задавая образцы и нормы поведения.
Следует отметить, что сами по себе традиции не могут быть основным средством формирования личности ребенка. Их недостатком, в частности, является односторонность воздействия на личностное становление. Так, способствуя воспитанию у детей уважения к старшим, традиции в меньшей степени содействуют формированию у них таких качеств как самостоятельность поведения, способность противостоять неблагоприятным отрицательным воздействиям среды и т.д. То есть эффективность использования народных традиций зависит не только от понимания их роли, но и от умения воспитателя использовать все ценное, что они в себе заключают, в общем контексте педагогических воздействий. Тем более, что проблема воздействия народных традиций имеет весьма сложный характер, связанный с имеющим место развитием национального самосознания, приводящего порой к негативному отношению к обычаям и нормам других народов. Отсюда исключительно важно найти такие формы использования народных традиций, которые бы снимали национальные барьеры, выступая условием вхождения в общечеловеческие ценности [8].
В ряде исследований раскрывается социально-психологический смысл народных традиций как многопланово детерминированного, сложного функционального фактора формирования мотивационно-потребностной сферы ребенка, условия его социального развития. В сложной системе отношений, в которые включен растущий человек и которые связывают его с разными (по социальному статусу, содержанию и т.д.) группами, этические общности выделяются специальными условиями выработки нормативных систем, регулирующих поведение. При этом народные традиции представляют собой институтализирующий фактор, обеспечивающие организующее действие, своего рода субъективное конституирование этнической общности, ее индивидуализацию. Аккумулируя такие нравственные категории как долг, честь, совесть, достоинство и др., являющиеся необходимым условием воспроизводства общества и самоутверждения человека, народные традиции обеспечивают особую психологическую среду, выступая важнейшим средством воспитания растущих людей.
Воздействие народных традиций на нравственную сферу личности подростка представляет собой многоуровневый процесс: на первом этапе происходит обогащение нравственных представлений детей соответствующими идеями народных традиций; на втором - возникают аналогичные эмоционально-эстетические чувства; на третьем - развивается нравственная убежденность; на четвертом - привычные формы и нормы поведения; на пятом этапе на основе сформировавшегося нравственного идеала происходит выбор поведения и поступков в различных жизненных ситуациях [7; 12].
В исследованиях А. Ю. Мингбоева и др. прослежены и установлены новые, не фиксированные ранее
закономерности и определенные корреляции в формировании мотивационно-потребностной сферы подростка в связи с освоением им норм и традиций конкретных этнических групп. В частности, выявлена четкая взаимосвязь между: а) степенью жесткости требования этносоциума к нормам поведения и характером структурирования мотивов усвоения подростками народных традиций; б) уровнем значимости обычаев, традиций в характеристике возрастного ценза и развитием мотивов детей в присвоении этих традиций; в) увеличение атрибутивных значений, связанных с народными жизненно важными традициями и глубиной мотивов подростков в их присвоении; г) степенью взаимосвязанности разных по характеру и значению традиций и сложностью структурирования мотивационно-потребностной сферы подростков; д) значимостью половозрастных характеристик народных традиция с углублением дифференциации мотивов и усилением эмоциональной окраски конкретного поведения детей [7].
Итак, в условиях актуализации проблем нравственного воспитания подрастающего поколения, народные традиции, «воспроизводящие» образ жизни этнической общности, обеспечивая особую психологическую среду, становятся действенным средством воздействия на личностное становление детей подросткового возраста, основным новообразованием которого является развивающееся самосознание, осознание своей приобщенности к миру взрослых.
В современных условиях роста национального самосознания, тенденции народов к самоопределению, исключительно актуализируется задача не только исторической, политической, социальной, но и психологической оценки использования традиций в воспитательном процессе. Дело в том, что в некоторых случаях народные традиции могут оказывать действие со знаком минус, ликвидируя главное накопление народов - доброе отношение к людям разных наций [3].
Ставя целью самоопределение личности через утверждение всего самого лучшего в себе, но среди других и для других, психолого-педагогическая наука призвана вести поиск условий использования народных традиций в формировании нравственной сферы растущих людей. В этом случае важно рассмотрение народных традиций именно в условиях современного научно-технического прогресса, с одной стороны; в условиях особых социальных связей, сложившихся между народами России, с другой, когда темп, ритм, характер развития национальных культур качественно иной, чем тогда, когда зарождались многие тенденции. Данное положение усугубляется и тем вакуумом, который существовал в нашей стране несколько десятилетий, мешая трансформации старых и зарождению новых народных традиций. Поэтому сегодня особенно остра необходимость не только использования, но и формирования народных традиций, как действенных механизмов развития нравственной сферы личности подростков [11].
Целенаправленный выбор наиболее прогрессивных народных традиций, их комплексное использование в воспитательной работе, при дополнении специально сконструированными традициями, развивающими и дополняющими исторически сложившиеся, обеспечивают не просто «присвоение» подростками социальных норм, принятых во взрослом сообществе, но активно формируют реальную ответственность за их выполнение,
значительно усиливая мотивы самоутверждения, самореализации.
Последовательное смещение акцента с личностных качеств, проявляющихся в традициях, присущих конкретной этнической группе, на общечеловеческие ценности (доброту, взаимопомощь и др.) способствует интернациональному развитию каждого подростка. Являясь по своей структуре, принципам, условиям функционирования, по своему назначению практической формой проявления деятельности по развитию взаимоотношений и передачи новым поколениям исторически накопленного опыта, народные традиции обеспечивают особое эмоционально-психологическое состояние сопричастности, наиболее адекватное для личностного становления детей подросткового возраста [8].
Поэтому целенаправленное использование народных традиций в воспитательной работе с подростками обеспечивает оптимизацию процесса приобщения к духовным ценностям, активное развитие нравственной сферы личности.
Исходя из того, что а) традиции конкретных народов являются особо устойчивыми, часто жестко
контролируемыми и связанными с оценочными позициями и повышенным эмоциональным отношением в ним субъектов; б) активно поддерживаются в семье, в социально-этнических общностях и поэтому являются важным компонентом, образующим социально-психологическую ситуацию личностного развития ребенка; в) играют роль инструмента его социализации, а дети подросткового возраста, особо сензитивного к социализации, способны наиболее активно воспринимать выраженные в традициях социальные нормы, с одной стороны; с другой - именно в период подрост-ничества объективно существующая тенденция к социализации обеспечивает выход растущего человека на социальные нормы в различного рода общностях, мы предполагаем, что используя особенности народных традиций, выбирая положительно направленные, социально значимые как для сохранения культуры, так и для личностного развития, можно обеспечить комплекс психолого-педагогических воздействий, не только усиливающих социализацию растущего человека, но и структурирующих его потребностно-мотивационную сферу.
Библиографический список
1.Божович, Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей [Текст] / Л.И. Божович // Вопросы психологии. -1975. - № 3. -С.28-32.
2. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И. Божович. - М.: Институт практической психологии, 1995. -245 с.
3. Бурхинов, Д.М. Народная педагогика и современная школа [Текст] / Д.М. Бурхинов, Д.А. Данилов, С.Д. Намсараев. - Улан-Удэ: Бэмы, 1993. - 324 с.
4. Давыдов, В.В.Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия [Текст] / В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский. - М.: Академия, 2008. - 368 с.
5. Ильенков, Э. Об идолах и идеалах [Текст] / Э. Ильенков. - М., 1998. - 312 с.
6. Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст] / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2011. - 582 с.
7. Мингбоев А. Ю. Психологические особенности воздействия народных традиций на нравственную сферу личности подростка: автореф. ... дис. канд. психол. н. [Текст] / А.Ю. Мингбоев. - М., 1991. - 24 с.
8. Народные традиции как факторы нравственного формирования личности подростка. Психология - практике обучения и воспитания: в 2 ч. [Текст] / Под ред. Д.И. Фельдштейна, В.В. Знаковой. - М., 1990. -2 ч.
9. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2011,- 712 с.
10. Рубинштейн, С.Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного развития школьников [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - М.: Просвещение, 1981. -421 с.
11. Тайчинов, М.Г. Поликультурное образование - основа оптимизации межнациональных отношений [Электронный ресурс] [Текст] / М.Г. Тайчинов. - Режим доступа: http://www.vatandash.ru/iriclex.рИр?агйс1е=126, свободный.
12. Шарманджиев, Д. А. Формирование личности младшего подростка на народном идеале совершенного человека (на материале калмыцкой традиционной педагогики): автореф. дис. ... канд. пед. наук [Текст] / Д.А. Шарманджиев. - М., 2000. - 20 с.
TO THE QUESTION OF THE PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF USE OF THE EDUCATIONAL OPPORTUNITIES OF FOLK TRADITIONS IN THE MORAL DEVELOPMENT OF ADOLESCENTS
Tatyana V. Tarasova, Larissa A. Lebedeva,
Mordovian State University named after N.P Ogarev
Abstract. The problem of moral education of the growing generation in the context of opportunities for optimization of this process through the influence of folk traditions.
Key words: adolescent, youth age, mental development, socialization, self-consciousness, traditions and customs, and moral education.
Сведения об авторах:
Тарасова Татьяна Викторовна - доктор биологических наук, профессор, профессор кафедры психологии Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева (г. Саранск, Российская Федерация);
Лебедева Лариса Александровна - кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева (г. Саранск, Российская Федерация), e-mail: [email protected].