Щербинина О.А.
Оренбургский государственный университет
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВНУТРЕННЕЙ ПОЗИЦИИ И НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
Статья посвящена содержательным характеристикам внутренней позиции и направленности личности; представлены подходы к определению понятий позиция, направленность; типология психологических позиций на основе различения уровня активности сУбъекта отношений; их понятие и специфика. Рассмотрена проблема происхождения, становления, динамики внутренней позиции; ее связи с направленностью личности.
В психологической литературе нет единства в определениях «позиции». И.В. Ша-бельников (2003, с. 22-23) предлагает значение термина «позиция» каждый раз определять по контексту, в зависимости от целей и задач, которые ставит перед собой исследователь. Например, позиция как «роль», «отношение к системе норм», «статус», «точка зрения» и др. К.Р. Агаронян (2005, с. 15) отмечает, что наиболее общепринятыми обобщениями в этом направлении становятся те, согласно которым позиция, с одной стороны, считается сложным стержневым образованием личности, ведущей характеристикой, выражающей ее социально-психологическую сущность, направленность, ориентации; с другой, позиция связывается со сферой сознания и поведения.
Отсутствует и единое основание для выделения позиций. Перечень типов психологических позиций представлен в ряде работ: К.Р. Агаронян (2005); А.В. Булыгиной (2003); Л.Ю. Бухлиной (2004); Е.В. Трифоновой (2001); О.Н. Финогеновой (2004) и др.
Подробно остановимся на типологии психологических позиций, выделенных в соответствии с уровнями проявления активности субъекта отношений, представленной в работе А.В. Булыгиной (2003). Это жизненная, социальная, личностная, внутренняя, субъектная позиции.
Понятие и специфика жизненной позиции обозначены в трудах К.А. Абульхано-вой, Т.З. Адамъянц, Д.Н. Узнадзе, Н.И. Ше-вандрина и др.
К.А. Абульханова (1983; 1991) определяет жизненную позицию в нескольких аспектах:
- как характеристику совокупности отношений личности к жизни (их интегриро-
ванность, целостность, соответствие способам их осуществления);
- как способ самоопределения личности в жизни, обобщенный на основе ее жизненных ценностей и отвечающий основным потребностям личности;
- жизненная позиция личности определяется и через ее активность.
Структуру жизненной позиции составляют следующие компоненты:
- жизненные смыслы, или ключевые ценности, отвечающие на вопрос: во имя чего совершается деятельность;
- идеалы - стратегические образы должного, фундированные определенной картиной сущего;
- нормы - приписывающие определенный способ деятельности.
Описаны варианты жизненных позиций, которые приносят успех или неудачу: идеализацию действительности, крушение надежд, вызов всему (неповиновение), уход от дел, осознание, решительность, убежденность (Н.И. Шевандрин (1995)) - и показатели готовности личности к пересмотру своей жизненной позиции по отношению к другим людям (Т.З. Адамъянц (2004)). К показателям относятся, во-вторых, преобразование своего восприятия так, чтобы научиться видеть события объективно, а не только пристрастно, в свете собственных интересов. В-третьих, поиск более адекватных по сравнению с имеющимися способов привлечения к себе внимания. В-четвертых, изменение отношения к себе, выработка адекватной самооценки, работа по осознанию того, что из достижений или неудач атрибутировать к себе, а что - к обстоятельствам. В-пятых, создание в себе не только понимания, но и ощущения меняющегося пульса жизни. В-шес-
тых, развитие стремления к знаниям, получение интеллектуального удовольствия от процесса познания.
Суть жизненной позиции личности составляет взаимодействие социально адекватных способов организации жизни, обусловленное особенностями ее самосознания, способностями, потребностями.
Конструктивный или деструктивный вариант жизненной позиции личности определяется особенностями формирования ее внутренней системы ценностей, системы отношений к себе (нарушенный / ненарушенный образ «Я»); выработанными / невыра-ботанными способами удовлетворения своих потребностей, соответствующими социальным нормам (А.В. Булыгина, 2003).
Социальная позиция в отечественной психологии рассматривается в следующих аспектах:
- как отражение степени овладения ребенком социальным опытом, осознания себя в обществе (Д.И. Фельдштейн, 1996; С.Н. Рогачева, 2002);
- как интернализованная роль человека (И.С. Кон, 1999; Д.Б. Парыгин, 2003);
- как место в контактной группе (Г.М. Андреева, 2001);
- как нравственно-оценочное отношение личности в структуре группового общения (А.В. Петровский, 1982).
Социальная позиция рассматривается в рамках общественно значимой направленности поведения личности: позиции высшего, среднего уровня активности, пассивная позиция с позитивным духовным потенциалом личности, пассивная позиция с негативным духовным потенциалом личности, негативную позиция (В.И. Войтко) и в нескольких аспектах: социально-психологическом и структурно-личностном (Н.А. Дивитковская, 1971).
Изучается роль социальной активности личности и факторы, влияющие на нее в выработке социальной позиции: семья, включение в группу «равных», обучение в школе, средства массовой информации и т. п. (В.Т. Лисовский, А.В. Лисовский).
Суть социальной позиции личности составляет взаимодействие ее представлений о
системе общественных отношений, норм и ценностей и о положении собственной личности в социальной среде.
Личностную позицию в научной литературе рассматривают как систему, «интеграцию» доминирующих избирательных отношений человека в каком-либо существенном для него вопросе, регулирующих отношения личности в жизнедеятельности. Областями проявления этих отношений являются: явления природы (мир вещей); люди и общественные явления; сам субъект - личность. По мнению К.А. Абульхановой (1983; 1991), занять ту или иную позицию - значит определиться в своем отношении к жизни.
И.В. Войтко (1981) различает несколько позиций личности в рамках общественно значимой направленности поведения: позицию высшего уровня активности (социальная инициативность, творческая деятельность); позицию среднего уровня активности (ответственное отношение к своим обязанностям на основе приоритета репродуктивной деятельности); пассивную позицию с позитивным духовным потенциалом личности (уровень активности, не содержащий вероятности инициативы, социальная неопытность личности, конформность на здоровой основе, добрые намерения, не подкрепленные знаниями, умениями и навыками); пассивную позицию с негативным духовным потенциалом личности (низкий уровень активности, инертность, скептицизм, конформизм на основе социальных разочарований, обид); негативную позицию, псевдоактивность различной интенсивности (приспособленчество, карьеризм, демагогия, бюрократизм), эгоистические интересы.
В.Э. Чудновский (1981) полагает, что поведение и поступки личности определяет усвоение принятых в обществе моральных норм.
В работах С.А. Капустина (1994) личностная позиция представлена когнитивным, эмоциональным, поведенческим компонентами, имеющими связь с потребностями.
В трудах Б.Г. Ананьева (2000) позиция личности представлена как позиция субъекта общественного поведения, в которой система отношений (к обществу в целом и общ-
ностям, к которым она принадлежит, к труду, людям, самой себе) является одним из компонентов. Далее структура личностной позиции включает в себя: систему установок и мотивов, которыми личность руководствуется в деятельности; совокупность целей и ценностей, на которые направлена деятельность личности.
О.Н. Финогенова (2004) пишет об «открытой личностной позиции», которая как тип мировоззрения характеризуется следующими особенностями:
- экстернальным локусом интересов;
- познавательной и личностной активностью;
- субъектностью;
- общей позитивной установкой по отношению к окружающему миру.
Субъектная позиция отражает способ самореализации, самоутверждения и саморазвития личности, и для нее характерны следующие проявления: выработка на основе нормативной деятельности собственной системы действий; выработка личностных критериев и норм деятельности; выход за рамки нормативной деятельности, способность авторского проектирования личнос-тно значимого способа осуществления жизненной стратегии. По мнению Л.И. Анциферовой, Б.Ф. Ломова, В. Э. Чудновского, в основе субъектной позиции находится интеграция мотивов и способностей личности, активизация мышления, совокупность условий, сроки, качество организации труда, что позволяет осуществить деятельность целостным образом. Подчеркнем, что субъектная позиция - позиция высокого уровня активности личности (по А.В. Булыгиной, 2003; с. 59-60).
Понятие «внутренняя позиция» было введено Л.И. Божович (1968, 1995) в связи с продолжением ею линии исследования Л.С. Выготским переживаний.
Проблема переживаний занимала как зарубежных (В. Дильтей, В. Вундт, У. Джемс, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, Й. Хейзинга, X.-Г. Гадамер и др.), так и отечественных психологов (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Ф.Е. Василюк, А.А. Богданов, М.М. Бахтин, Б.М. Теплов, Ф.В. Бассин и др.).
В зарубежной психологии переживания рассматриваются: как процесс переоформления человеком взаимодействия субъекта и объекта, направленный на реализацию человеком его самости в будущем (Ж.-П. Сартр); как явление, несущее игровое начало, обособленное от обыденной жизни, существующее по своим внутренним правилам, окруженное тайной (Й. Хейзинга); как явление, имеющее предзаданность или теологическое начало, выступающее для человека в виде культа (Х.-Г. Гадамер).
В отечественной психологии проблеме переживаний всегда отводилось особое место. Его считали единицей психологического анализа (Л.С. Выготский) - «значащие переживания» выступали предметом психологии (Ф.В. Бассин).
Продолжая линию понимания переживаний как «значащих», Ф.Е. Василюк (1991) определяет их как особую деятельность, особую работу «по перестройке психологического мира, направленную на установление смыслового соответствия между сознанием и бытием, общей целью которой является повышение осмысленности жизни» (С. 30).
О переживании как динамическом и изменяющемся образовании, содержательное изменение которого зависит от особенностей онтогенетического развития человека и характеризуется своей внутренней напряженностью, пристрастным отношением человека к миру, пишет М.Г. Ярошевский.
Проблемой границ в переживании, как количественно-качественной определенности чего-то, образующейся посредством рефлексивных механизмов, занимаются М.М. Бахтин, В.И. Слободчиков, Г.А. Голицын. Роль границ в переживании с позиции обсуждения ритма отмечал Б.М. Теплов.
В отечественной психологии, социологии, философии категория переживания используется также и для раскрытия понятия Я, и прежде всего экзистенциального. Например, Я - источник и носитель переживаний (Н.О. Лосский, 1995); социальное самосознание, включающее знание о себе и отношение к себе (О.С. Анисимов, 1990); форма переживания человеком своей личности (Д.А. Леонтьев, 1993); ощущение себя
субъектом деятельности, источником активности или пассивным объектом воздействия (Н.С. Курек, 1996).
Нас переживание интересует прежде всего как единица психологического анализа личности и среды, «означающее отношение личности к среде, показывающее, чем в данный момент среда является для личности» (Л.С. Выготский, 2000, с. 994-995).
Именно Л.С. Выготский (2000; с. 995) подошел к переживанию как наиболее полной величине в структуре сознания, динамичной и представляющей личность в ситуации социального развития. «В переживании, - отмечал он, - дана, с одной стороны, среда в ее отношении ко мне, с другой - особенность моей личности».
Если для Л.С. Выготского переживание личности отражает то, в какой мере все ее свойства, сложившиеся в ходе развития, участвуют в представленной ситуации в определенную минуту, то, по мнению Л.И. Божович (1968), за переживаниями лежит мир потребностей ребенка, его стремлений, желаний, намерений в их сложном переплетении между собой и в отношении с возможностями их удовлетворения.
Основываясь на данных, полученных в исследованиях аффективной сферы детей П.Г. Бельским (1924), Г.Г. Бочкаревой (1965), Л.С. Славиной (1966), Л.И. Божович выделила факторы, определяющие характер переживаний. К ним относятся потребности, отражаемые данным переживанием, и степень удовлетворенности этих потребностей.
Другими словами, с одной стороны, по характеру переживаний можно судить о структуре мотивационной сферы ребенка, с другой - зная потребности и стремления ребенка, возможности их удовлетворения - о характере его переживаний.
Переживания показывают, чем среда в данный момент является для личности. Другими словами, переживание показывает характер отношений человека со средой; отражает степень удовлетворенности этими отношениями; ориентирует поведение, побуждая действовать в направлении, уменьшающем или устраняющем разлад (Л.И. Божович, 1968).
Соотношение между тем местом, которое занимает человек в системе доступных ему отношений, с одной стороны, и теми психологическими особенностями, которые у него уже сформировались в результате предшествующего опыта, с другой, порождает «внутреннюю позицию» личности (Л.И. Божович, 1968).
Понятие внутренняя позиция используется для обозначения своеобразия формы и нового уровня самосознания человека на определенном возрастном этапе, которые претерпевают изменения на протяжении онтогенеза и определяют отношение человека к себе и к занимаемой социальной позиции (Л.И. Божович, Венгер, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.). При этом отношение индивида к занимаемому социальному положению И.С. Кон (1999) называет одной из составляющих процесса интернализации новой социальной роли, наряду с формированием внутреннего определения своего социального положения и связью с особенностями Я-концепции.
В отечественной психологии внутренняя позиция рассматривается в следующих аспектах. Как элемент социальной ситуации развития. Социальная ситуация развития включает объективный - место ребенка в системе социальных отношений и субъективный - внутреннюю позицию личности -аспекты. Реализуется внутренняя позиция через принятие ведущей деятельности, реализующей задачи развития и обеспечивающие формирование основных психологических новообразований возраста (О.А. Кара-банова, 1997; 2002).
Внутренняя позиция выступает как ядерное личностное образование, которое формирует способность ребенка отделять внешние и внутренние стороны своего поведения, в результате чего появляется обдумывание как отдельное действие «между импульсом и собственно поступком» (Л.С. Выготский, 1984. С. 374).
Внутренняя позиция как одна из разновидностей ориентирующего образа, который в единстве своих когнитивных и аффективных компонентов реализует активно-действенную позицию ребенка в отношении со-
циальной ситуации развития и выполняет функцию планирования и регуляции реализуемых форм совместной деятельности и сотрудничества (О.А. Карабанова, 1997; 2002).
Внутренняя позиция определяется как система внутренних факторов, преломляющая и опосредствующая воздействия среды и определяющая то, как ребенок относится к своей объективной позиции в обществе, которую он фактически занимает или хотел бы занимать (Л.И. Божович, 1995).
Структурные компоненты внутренней позиции определяются исследователями на основе понимания ими сущности самого явления. Так, Л.И. Божович (1995) пишет о потребностях и стремлениях человека, субъективно представленных в соответствующих переживаниях, преломляющих и опосредующих отношения среды. О.А. Карабанова (1997; 2002), в свою очередь, в качестве структурных компонентов внутренней позиции выделяет, во-первых, нормативный образ социальной позиции личности, на основе которого реализуется активно-действенная позиция ребенка в отношении социальной действительности; во-вторых, ценностно-смысловую установку личности в межличностных отношениях (принятие, отвержение, амбивалентность).
Изменение внутренней позиции является следствием: возрастных изменений в эволюции ребенка; изменения места ребенка в системе доступных ему общественных отношений; реального состояния потребностно-мотивационной сферы ребенка.
Внутренняя позиция проходит в своем развитии следующие этапы: принятия новой социальной позиции и роли; освоения позиции и роли; личностного присвоения.
Формирование внутренней позиции находит отражение в изменении сензитивнос-ти ребенка к различным контекстам социального взаимодействия, возрастанием роли социального взрослого и значимости его оценок для формирования самооценки ребенка.
Динамика внутренней позиции личности предполагает изменения ее ориентировки от внешних атрибутов социальной позиции на более содержательные ее компоненты; от аффективного переживания ко все более реф-
лексивному осознанию собственной позиции в системе отношений с другими людьми; от освоения целей и задач, заданных системой социальных требований и ожиданий, к овладению операционно-техническими способами и средствами действий.
Динамику и успешность освоения личностью новой внутренней позиции определяют следующие условия. Адекватность ориентирующего образа; уровень психологической готовности личности к принятию новой роли и выполнению новой деятельности; формирование новой внутренней позиции личности определяется формами организации новой деятельности и типом семейного воспитания.
Нарушение названных условий может привести к негативным последствиям: формированию дисгармоничной внутренней позиции личности. Показателями дисгармоничной внутренней позиции личности являются непринятие своего нового социального статуса; неадекватный когнитивный образ позиции (неадекватная содержательная ориентация); негативный фон аффективного переживания своего нового статуса и характера отношений с социальным окружением; расхождение между принятием новой социальной позиции и возможностями ее освоения (О.А. Карабанова, 1997; 2002).
А.В. Булыгина (2003) полагает, что внутренняя позиция имеет два варианта своего развития в зависимости от отношения личности к своему положению в коллективе: субъектный - отношение личности к своему положению в коллективе как активному, инициативному; объектный - отношение к своему положению в коллективе как пассивному, подверженному чужому влиянию. Основополагающим качеством субъектной позиции является активность как способность организовывать и придавать событиям желаемое направление.
Вышеизложенное позволяет говорить о том, что использование категории «позиция» подчеркивает активность самого субъекта отношений. Однако уровни проявления этой активности различны: жизненная позиция выступает как способ организации человеком всей своей жизни и осуществления ин-
теграла своего опыта; социальная отражает прежде всего овладение личностью социальным опытом; личностная проявляется в избирательном отношении личности в существенных для нее вопросах; субъектная проявляется в принятии личностью на себя тех или иных субъектных функций; внутренняя отражает отношение к занимаемому объективному положению.
Если использование категории «позиция» позволяет различать уровни активности субъекта отношений, то о содержании и сферах приложения этой активности свидетельствует направленность личности.
В отечественной психологии проблема направленности личности рассматривается с нескольких позиций.
Так Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн подходят к этой проблеме с позиций теории деятельности. Для С.Л. Рубинштейна (2001, с. 519) «проблема направленности - это прежде всего вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют деятельность, сами, в свою очередь, определяясь ее целями и задачами».
Напряжение зарождает динамическую тенденцию, которая выступает как стремление и по мере опредмечиваний которой становятся все более осознаваемыми мотивы деятельности, отражающие объективные движущие силы деятельности человека. Тенденции тесно связаны с установкой личности и заключаются в потребностях, интересах, идеалах. Значимость последних явилась для С.Л. Рубинштейна (2001, с. 533) основой для определения условий, существенно определяющих облик личности. Это уровень, «на котором находятся основные потребности, интересы, вообще тенденции личности» и широта потребностей, интересов, идеалов, определяющих содержательность человека: «.. .различие круга интересов определяет различную по своему содержанию базу духовной жизни личности - от духовно нищенской, убогой жизни одних людей до поражающей своим богатством жизни других».
Л.И. Божович (1995) связывает формирование направленности личности с развитием всей мотивационной сферы человека: его потребностей, желаний, стремлений, на-
мерений, что сопровождается усвоением новых форм поведения и деятельности; возникновением и совершенствованием способов и средств деятельности; развитием познавательных способностей ребенка, его навыков, умений; порождением потребностей, специфичных для каждого возраста и др.
С позиций системного подхода направленность личности рассматривается, например, В.Н. Мясищевым (1998). Для него направленность - это система потребностей, интересов, идеалов, убеждений, склонностей, мировоззрения.
Понимание направленности как свойства личности находим у А.Ф. Лазурского. В этом качестве направленность есть некое субъективное отношение к обществу, другим людям, деятельности, самой себе, постоянно реализующееся в общественном поведении и закрепленное в образе жизни.
Направленность описывается такими понятиями, как устойчивость, избирательность, доминирование. В.Э. Чудновский (1981), определяя устойчивость как «результат активности определенного рода», «активность самоорганизации», выделяет два ее компонента: инвариантность и динамичность, подчеркивая мысль о том, что самоорганизация систем, характеризующихся устойчивостью, имеет в своей основе две противоречивые тенденции.
Первая тенденция проявляется в приспособлении к определенным ситуациям и шаб-лонизации соответствующего поведения, вторая - в выходе за пределы ситуаций, ориентации на отдаленные факторы, наличии определенной гибкости, динамичности.
Сама устойчивость рассматривается в следующих аспектах: как устойчивость к чему-то, например к воздействиям, как устойчивость чего-то, например интересов.
Так, В.Э. Чудновский (1981) говорит о нравственной устойчивости личности как способности человека сохранять и реализовывать в различных условиях личностные позиции, обладать определенным иммунитетом к воздействиям, противоречащим его личностным установкам.
А Л.И. Божович (1995; 2001) пишет, во-первых, о постепенном возникновении и ста-
новлении устойчиво доминирующих определенных мотивов поведения и деятельности, определяющих характер направленности и приобретающих ведущее значение для характеристики личности. Во-вторых, об устойчивости взглядов, целей человека, определяющих все его поведение и деятельность, независимо от содержания этих взглядов и целей. При этом цели, побуждающие человека действовать в том или ином направлении, принятые им решения, нравственные чувства и убеждения являются наиболее существенными для человека как личности психологическими образованиями в его мотивационной сфере, освобождающими его от непосредственных ситуативных влияний.
С.Л. Рубинштейн (2001; с. 528) понятие «устойчивость» применяет, говоря об интересах личности, подчеркивая мысль о том, что «первой предпосылкой самой возможности существования у человека устойчивых интересов является наличие у данной личности стержня, генеральной линии жизни». При этом «избирательное отношение к чему-то значимому для личности и приноровление к соответствующей деятельности» обеспечивается установкой. Последняя определяется
С.Л. Рубинштейном (2001; с. 520) как занятая личностью «позиция, которая заключа-
ется в избирательном отношении к стоящим перед ней целям и задачам и выражающаяся в избирательной мобилизованности, готовности к деятельности, направленной на их осуществление».
Связь установки с направленностью личности подчеркивается многими психологами, потому что: отвечает на вопросы, как усвоенный социальный опыт преломлен личностью и как конкретно проявляет себя в социальных действиях и поступках (Г.М. Андреева, 2001); складываясь как внутренняя позиция личности по отношению к социальному окружению, отдельным объектам социальной среды, дает возможность определенным образом прогнозировать поведение в неизвестных ранее ситуациях по отношению к неизвестным ранее объектам (Л.И. Божович, 1968; 1972; 2001); придает направленности устойчивый, стабильный характер и проявляется на всех уровнях ее структуры (Д.И. Фельдштейн, 1996; Б.Ф. Ломов, Л.И. Божович, 1968; 1972; 2001; В.А. Ядов, 1991; Д.Н. Узнадзе, 1961).
Понятия, описывающие направленность, используются отечественными психологами, социологами, философами и для описания категории Я (А.В. Иващенко,
В.С. Агапов, И.В. Барышникова, 2000).
Таблица 1. Контент-анализ точек зрения на содержание понятия «направленность»
Фамилии авторов Направленность - это:
иерархически организованная система образований, ориентирующих деятельность, проявляющихся в содержательных характеристиках человека (интересы, идеалы, мировоззрение и др.) свойство личности, проявляющееся в ее субъективном отношении к обществу, другим людям, себе образование, характеризующееся устойчивостью , избирательностью и доминированием
А.Н. Леонтьев +
Л.И. Божович + +
С.Л. Рубинштейн + +
В.Н. Мясищев + +
А.Ф. Лазурский +
В.Э. Чудновский +
Д.И. Фельдштейн +
Б.Ф. Ломов +
Д.Н. Узнадзе +
В.А. Ядов +
Например, И.С. Кон (1999), подчеркивая регулятивное начало Я, рассматривает его как устойчивую структуру, относительно независимую от ситуативных влияний и мнений окружающих. При этом упорядоченность, согласованность, устойчивость, стабильность эмоционально-ценностных отношений к самим себе и другим как к субъектам проявляются во множественности отношений, реализующихся в познании других и себя, в деятельности в интеграции системы «Мы» (по: А.В. Иващенко, В.С. Агапов, И.В. Барышникова, 2000, с. 76).
Результаты контент-анализа точек зрения на содержание понятия «направленность» представлены в таблице 1.
Направленность выступает в отечественной психологии как иерархически организованная система, проявляющаяся в устойчивых, избирательных, доминирую-
щих динамических тенденциях, содержательных характеристиках человека (интересах, идеалах, мировоззрении и т. п.) и системе его отношений (к людям, к себе, к предметам внешнего мира).
Характер переживаний личности, систему ее отношений к действительности, единство и целостность возрастного психологического облика создает и обусловливает внутренняя позиция.
Выражая активно-действенную позицию личности в отношении социальной действительности, включая ее ценностно-смысловую установку в межличностных отношениях, показывая, как усвоенный социальный опыт преломлен личностью и как конкретно проявляет себя в ее действиях и поступках, внутренняя позиция выступает как одно из проявлений направленности личности.
Список использованной литературы:
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. - 299 с.
2. Агаронян К.Р. Формирование нравственной позиции учащихся младшего подросткового возраста: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 Киров, 2005, 176 с.
3. Адамьянц Т.З. Социально-значимые закономерности в толерантных и нетолерантных реакциях современных детей // Мир психологии. 2004. №1 С. 95-105.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: «Просвещение», 1968.
5. Божович Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе // Психология развития и возрастная психология: Хрестоматия: 4.1. Проблемы развития психики / Ред.-сост. Е.В. Гурова. - М.: Изд-во МНЭ-ПУ, 2001. - 316 с.
6. Булыгина А.В. Формирование субъектных компонентов самосознания как фактор профилактики и коррекции социально-психологической запущенности: Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 Казань, 2003, 226 с.
7. Иващенко А.В., Агапов В.С., Барышникова И.В. Я-концепция личности в отечественной психологии. Монография. -М.: МГСА, 2000.- 155 с.
8. Карабанова О.А. Социальная ситуация развития ребенка: структура, динамика, принципы коррекции: Дисс.... д-ра. психол. наук. - 19.00.13 Москва, 1997 - 379 с.
9. Карабанова О.А. Ориентирующий образ в структуре и динамике социальной ситуации развития ребенка // Журнал практического психолога. 2002. №4-5. С. 31-52.
10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.: ил. - (Серия «Мастера психологии»).
11. 4удновский В.Э. Нравственная устойчивость личности: психологическое исследование. - М.: Педагогика, 1981. С. 208.
12. Шабельников И.В. Влияние ориентировки в личностных качествах сверстников на субъективные позиции и статус подростков и юношей в группах: Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01. Москва, 2003. 132 с.