Статья поступила в редакцию 23.03.2016
УДК 37.034
О ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СРЕДСТВАХ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МИНИСТЕРСТВА
ОБОРОНЫ
Игорь Михайлович Дугин, кандидат философских наук, доцент,
Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского, Санкт-Петербург
Аннотация
В статье на методологической основе системно-антропологического подхода развиваются представления о педагогических средствах нравственного воспитания учащихся общеобразовательных учреждений Министерства обороны, В ходе исследования было выдвинуто предположение, что педагогические средства нравственного воспитания в совокупности должны обеспечивать целостность нравственного развитие учащихся. Было доказано, что нравственное развитие учащегося как субъекта нравственной активности осуществляется в деятельном модусе и должно формировать у них способность осуществлять нравственный выбор, ответственные поступки, социально полезную деятельность, нравственное саморазвитие.
Ключевые слова: системно-антропологический подход, нравственное воспитание, педагогические средства нравственного воспитания, нравственно-антропологическая целостность.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.03.133.p73-76
ABOUT PEDAGOGICAL MEANS OF MORAL EDUCATION OF PUPILS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF DEFENSE
Igor Mikhailovich Dugin, the candidate of philosophical sciences, senior lecturer, Military Space Academy, St. Petersburg
Annotation
The article develops on the methodological basis of the system and anthropological approach the ideas about the pedagogical means of moral education of pupils of educational institutions of the Ministry of Defense. During the research the assumption has been made that pedagogical means of moral education in total have to provide the integrity of moral development of pupils. It has been proved that moral development of the pupil as subject of moral activity is carried out in an active mode and has to form at them the ability to carry out the moral choice, responsible acts, socially useful activity, moral self-development.
Keywords: system-anthropological approach, moral education, pedagogical means of moral education, moral and anthropological integrity.
ВВЕДЕНИЕ
Анализ научных работ по вопросам нравственного воспитания в общеобразовательных учреждений МО РФ показывает, что в них при исследовании его процессуальных компонентов акцент делается на обосновании методов нравственного воспитания учащихся [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7]. Исследованию же педагогических средств нравственного воспитания внимания уделено значительно меньше. Поэтому у субъектов нравственного воспитания не сложилось целостного научно-обоснованного представления о педагогических средствах нравственного воспитания кадетов, суворовцев и нахимовцев. Между тем разработка такого представления актуальна в теоретическом и практическом отношении.
МЕТОДОЛОГИЯ
В ходе исследования было выдвинуто предположение, что педагогические средства нравственного воспитания в совокупности должны обеспечивать целостность нрав-
ственного развитие учащихся. Целостное представление о нравственном развитии учащихся может быть получено на методологической основе системно-антропологического подхода. В соответствии с этим подходом учащийся как объект нравственного воспитания представляет собой единство сущностных антропологических характеристик - индивида, личности, индивидуальности и субъекта нравственной активности. Каждой сущностной антропологической характеристике учащегося соответствует свой модус нравственного развития. Педагогические средства нравственного воспитания должны обеспечивать нравственное развитие учащихся по всем модусам.
РЕЗУЛЬТАТ
Было определено, что средства нравственного воспитания учащихся общеобразовательных учреждений МО РФ - это природные, социальные, культурные, духовные и духовно-практические объекты, явления и процессы, которые целесообразно использовать в целях нравственного развития учащихся как будущих государственных служащих (военнослужащих).
Нравственное развитие учащегося как индивида осуществляется в эмоционально-природном модусе. Педагогические средства нравственного воспитания в контексте этого модуса нравственного развития должны способствовать формированию у учащихся способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию, которые является эмоциональной основой таких важных для государственного служащего (военнослужащего) нравственных качеств как гуманизм, патриотизм, а также некоторых коммуникативных качеств.
Исследование показало, что такими педагогическими средствами могут быть: естественные и искусственные природные объекты, флора и фауна родного края. Предполагалось, что «общение» с природой, умение чувствовать ее красоту и восхищаться ею играет важную роль в развитии эмоционального компонента нравственной сферы учащихся, пробуждает их патриотические чувства, чуткость к окружающему миру. Учитывалось, что роль природы как педагогического средства нравственного воспитания становится в современных условиях более значительной. Причиной этого является обострение экологических проблем, которые актуализируют необходимость «включения» природы в сферу нравственной ответственности человека.
Поэтому в интересах нравственного развития учащихся активно использовались различные формы экологической деятельности, направленные на охрану и сбережение природных объектов. Была подтверждена важность для нравственного развития учащихся их «общения» с животными. Имелось в виду, что такое общение обогащает эмоциональный опыт учащихся потому, что животное обладает качествами, сходными с человеческими - эмоциональностью, способностью выражать свои переживания определенными действиями, звуками, мимикой, реагируя на коммуникативные инициативы человека. Учитывая, что способность к антропоморфизации животных наиболее развита у младших подростков, было признано целесообразным использовать ее для развития эмоционального компонента нравственной сферы учащихся младших курсов посредством создания в общеобразовательных учреждениях уголков живой природы, организации экскурсий учащихся в зоопарки, на выставки животных и др.
Было обосновано, что нравственное развитие учащегося как личности осуществляется в социологическом модусе и должно способствовать освоению им моральных норм, позволяющих осуществлять социально одобряемое ролевое поведение. Был сделан вывод, что в целях нравственного развития учащихся в социологическом модусе целесообразно использовать следующие педагогические средства:
- первичный коллектив учащихся, в котором создаются условия для освоения ими норм конвенциональной, групповой морали;
- самоуправление учащихся, способствующее формированию у них самостоятельности, ответственности, дисциплинированности, справедливости, коллективизма,
умение аргументированно отстаивать свои права и права коллектива и других нравственных качеств;
- составляющие «большой социум» общественные и государственные организации. В ходе коммуникации с их представителями учащиеся накапливают опыт осуществляемых с учетом этических критериев межличностных и деловых контактов;
- организованная в соответствии с требованиями Общевоинских уставов жизнедеятельность учащихся, формирующая у них организованность, ответственность, взаимопомощь и другие нравственные качества;
- воинские ритуалы, способствующие духовному единению учащихся, формированию у них «чувства локтя»;
- воинские части и подразделения, взаимодействие с которыми раскрывает учащимся высокую социальную значимость ратного труда;
- средства массовой информации, которые при соблюдении ряда педагогических условий могут способствовать нравственной социализации учащихся;
- пространство общеобразовательного учреждения, символика и эстетика которого отражают государственно-патриотическую направленность воспитания учащихся.
Нравственное развитие учащегося как индивидуальности осуществляется в культурологическом модусе и должно способствовать освоению ими общечеловеческих и корпоративных духовных ценностей. Были выявлены следующие педагогические средства, обеспечивающие нравственное развитие учащихся в культурологическом модусе:
- лучшие образцы мировой и отечественной литературы, искусства, кинематографа, повествующие о духовно-нравственных исканиях человека;
- отечественная литература и искусство героико-патриотического содержания, посвященная защитникам Отечества;
- мемуарная литература, повествующая о кадетских традициях бескорыстного служения Отечеству.
- памятники, мемориалы, обелиски, посвященные ратным подвигам россиян;
- традиции общеобразовательного учреждения, формирующие у учащихся стремления к служению Отечеству;
- музеи образовательных учреждений, экспозиции которых способствуют формированию у учащихся исторической памяти как основы патриотизма.
Нравственное развитие учащегося как субъекта нравственной активности осуществляется в деятельном модусе и должно формировать у них способность осуществлять нравственный выбор, ответственные поступки, социально полезную деятельность, нравственное саморазвитие. Было обосновано, что в состав педагогических средств, используемых для нравственного развития учащихся в деятельном модусе целесообразно включить:
- разнообразные виды совместной деятельности учащихся, в ходе которой создаются условия для накопления ими опыта нравственного поведения и проявления нравственной активности: учебная, служебная, трудовая, общественная, культурно-досуговая, спортивно-оздоровительная, игровая, поисково-краеведческая, научно-исследовательская и другие;
- нравственное самовоспитание учащихся.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абатина, И.А. Педагогические основы воспитания представлений о чести и достоинстве у юношей в системе довузовской военной подготовки : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Абатина И.А. - Ростов на Дону, 2006. - 27 с.
2. Андрюшин, И.В. Становление и развитие системы воспитательной работы в кадетских корпусах : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Андрюшин И.В. - Ростов на Дону, 2001. - 26 с.
3. Дождикова, Г.Н. Воспитание духовно-нравственных ценностных ориентаций у старшеклассников в условиях кадетской школы-интерната : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Дождикова Г.Н. - Нижний Новгород, 2010. - 26 с.
4. Зубарев, И.А. Педагогические условия формирования основ нравственной готовности учащихся кадетских классов к обеспечению жизнедеятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Зубарев И.А. - Екатеринбург, 2006. - 27 с.
5. Костоусов, Н.С. Педагогические основы нравственного воспитания учащихся лицея милиции : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Костоусов Н.С. - Екатеринбург, 1999. - 29 с.
6. Пашканова, Н.А. Формирование опыта нравственного поведения воспитанников кадетского корпуса : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Пашканова Н.А. - Кострома, 2006. - 28 с.
7. Стрюкова, Г.А. Гуманистический потенциал воспитательной системы кадетского корпуса: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Стрюкова Г.А. - Ульяновск, 2002. - 27 с.
REFERENCES
1. Abatina, I.A. (2006), Pedagogical bases of education notions of honor and dignity of the young men in the system of pre-university military training, dissertation, Rostov-on-Don.
2. Andryshin, I.V. (2001), Formation and development of educational system in the cadet corps, dissertation, Rostov-on-Don.
3. Dozhdicova, G.N. (2010), Spiritual and moral educations of value orientations of senior pupils in the conditions of the cadet boarding school, dissertation, Nizhny Novgorod.
4. Zubarev, I.A. (2006), Pedagogical conditions offormation of bases of moral readiness ofpupils of cadet classes to ensure the safety of life, dissertation, Yekaterinburg.
5. Kostousov, N.S. (1999), Pedagogical bases of moral education of the students of the lyceum police, dissertation, Yekaterinburg.
6. Pashkanova, N. A. (2006), Formation of experience of moral behavior ofpupil's cadet corps, dissertation, Kostroma.
7. Stryukova, G.A (2002), Humanistic potential of educational system cadet corps, dissertation, Ulyanovsk.
Контактная информация: duginigor@yandex. ru
Статья поступила в редакцию 27.03.2016
УДК 796.077.5
ХАРАКТЕР ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Екатерина Викторовна Дытко, соискатель, преподаватель, Наталья Генриховна Ершова, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой, Великолукская государственная академия физической культуры и спорта («ВЛГАФК»),
Великие Луки
Аннотация
В статье анализируются характер информационных потребностей студентов первого курса вуза физической культуры на основе материалов анкетирования. Выявлено отношение обучающихся к перспективе использования языковых знаний в будущей профессиональной деятельности, группы наиболее релевантных информационных потребностей, отношение к учебной деятельности и избранному профессиональному профилю. Определены необходимые условия применения Интернет-ресурсов, повышающих мотивацию к изучению дисциплины «Иностранный язык».
Ключевые слова: информационные потребности, вуз физической культуры, студенты первого курса.