3. Дождикова, Г.Н. Воспитание духовно-нравственных ценностных ориентаций у старшеклассников в условиях кадетской школы-интерната : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Дождикова Г.Н. - Нижний Новгород, 2010. - 26 с.
4. Зубарев, И.А. Педагогические условия формирования основ нравственной готовности учащихся кадетских классов к обеспечению жизнедеятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Зубарев И.А. - Екатеринбург, 2006. - 27 с.
5. Костоусов, Н.С. Педагогические основы нравственного воспитания учащихся лицея милиции : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Костоусов Н.С. - Екатеринбург, 1999. - 29 с.
6. Пашканова, Н.А. Формирование опыта нравственного поведения воспитанников кадетского корпуса : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Пашканова Н.А. - Кострома, 2006. - 28 с.
7. Стрюкова, Г.А. Гуманистический потенциал воспитательной системы кадетского корпуса: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Стрюкова Г.А. - Ульяновск, 2002. - 27 с.
REFERENCES
1. Abatina, I.A. (2006), Pedagogical bases of education notions of honor and dignity of the young men in the system of pre-university military training, dissertation, Rostov-on-Don.
2. Andryshin, I.V. (2001), Formation and development of educational system in the cadet corps, dissertation, Rostov-on-Don.
3. Dozhdicova, G.N. (2010), Spiritual and moral educations of value orientations of senior pupils in the conditions of the cadet boarding school, dissertation, Nizhny Novgorod.
4. Zubarev, I.A. (2006), Pedagogical conditions offormation of bases of moral readiness ofpupils of cadet classes to ensure the safety of life, dissertation, Yekaterinburg.
5. Kostousov, N.S. (1999), Pedagogical bases of moral education of the students of the lyceum police, dissertation, Yekaterinburg.
6. Pashkanova, N. A. (2006), Formation of experience of moral behavior ofpupil's cadet corps, dissertation, Kostroma.
7. Stryukova, G.A (2002), Humanistic potential of educational system cadet corps, dissertation, Ulyanovsk.
Контактная информация: duginigor@yandex. ru
Статья поступила в редакцию 27.03.2016
УДК 796.077.5
ХАРАКТЕР ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Екатерина Викторовна Дытко, соискатель, преподаватель, Наталья Генриховна Ершова, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой, Великолукская государственная академия физической культуры и спорта («ВЛГАФК»),
Великие Луки
Аннотация
В статье анализируются характер информационных потребностей студентов первого курса вуза физической культуры на основе материалов анкетирования. Выявлено отношение обучающихся к перспективе использования языковых знаний в будущей профессиональной деятельности, группы наиболее релевантных информационных потребностей, отношение к учебной деятельности и избранному профессиональному профилю. Определены необходимые условия применения Интернет-ресурсов, повышающих мотивацию к изучению дисциплины «Иностранный язык».
Ключевые слова: информационные потребности, вуз физической культуры, студенты первого курса.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.03.133.p76-80
NATURE OF INFORMATION NEEDS OF FIRST-YEAR STUDENTS OF PHYSICAL
EDUCATION ESTABLISHMENT
Ekaterina Viktorovna Dytko, the competitor, teacher, Natalia Genrikhovna Ershova, the doctor of pedagogical sciences, professor,
Department chairman, Velikie Luki State Academy of Physical Education and Sport, Velikie Luki
Annotation
This article displays the analysis of information needs nature of the first-year students of physical education establishment on the basis of questionnaire material. There was revealed the subjects' attitude towards the language knowledge usage perspective in future professional activity, as well as the most relevant groups of information needs and the attitude towards the academic activity and the chosen professional profile. Beneficial conditions of the use of Internet resources, which enhance motivation to study "Foreign languages" discipline are defined.
Keywords: information needs, physical education establishment, first-year students.
ВВЕДЕНИЕ
Формирование разносторонней личности студента спортивного вуза невозможно представить без потребностей специфического характера, в особенности информационных, поскольку данная характеристика непосредственно влияет как на мотивационную сферу, так и на характер развития личности будущего специалиста в сфере физической культуры. Некоторые исследователи отмечают, что данная категория потребностей является аспектом деятельности (В.И. Земцова, Т.С. Камаева, 2013; Ю.С. Гиляревский, Ю.А. Гриханов, 2007). С.Н. Бекасова (1999) и В.А. Фокеев (2009) определяют информационные потребности как стремление личности получить информацию. А.В. Соколов (2013) полагает, что информационные потребности удовлетворяют необходимость в достижении информационного баланса. В.В. Брежнева и В.А. Минкина (2004) указывают, что данную группу потребностей, возникающую в ходе решения стоящих перед ними задач, имеют целевые группы. С.Н. Бекасова (1999) утверждает, что информационный потенциал в этой связи напрямую зависит от тех или иных информационных потребностей студентов: «Специалист XXI века - будущий тренер, учитель физической культуры, педагог высшей школы, должен обладать высоким информационным потенциалом, сформированными информационными потребностями, являющимися важным фактором профессионального и личностного развития. Задача может быть успешно решена, если в вузе будут сформированы информационные потребности студентов на базе их детального изучения» [2]. Исследование информационных потребностей является очень важным для развития информационного потенциала студентов в образовательной среде вуза физической культуры, поскольку, в зависимости от характера потребностей, индивид стремится реализовать себя соответствующим образом, используя необходимую ему информацию.
МЕТОДИКА
Для диагностики информационных потребностей студентов проводилось анкетирование. В качестве опросника была использована анкета, состоящая из 20 вопросов открытого и закрытого типа с различными вариантами ответов, разработанная на основе опросников В.Б. Антиповой [1] и М.В. Загидуллиной [4]. Респонденты (120 студентов 1-го курса ФГБОУ ВО «ВЛГАФК») могли во многих случаях выбрать несколько вариантов ответа на вопрос.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Студенты, участвующие в анкетировании, были условно разделены на контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ) группы. В данной статье приводятся наиболее зна-
чимые результаты анкетирования, дающие достаточно точную характеристику информационных потребностей студентов вуза физической культуры.
Принципиальное значение для респондентов контрольной и экспериментальной групп имеют повседневные (т.е. бытовые) и учебные (30% и 33.33%, соответственно) потребности, на втором месте - новостные и специальные (26,67% в КГ и 28,33% в ЭГ опрошенных). Наименее значимыми для респондентов контрольной группы оказались учебные и специальные потребности (каждый пункт отметило 21,67% опрошенных). Новостные потребности имеют наименьшую важность для 20% респондентов экспериментальной группы.
Наиболее предпочтительными сферами деятельности в будущем респонденты контрольной и экспериментальной групп считают приобретаемую специальность (55% и 48,33% соответственно), сферу индивидуальных услуг (30% в контрольной группе) и предпринимательскую (25% в контрольной и 28,33% в экспериментальной группе). Медицинская сфера (21.67% и 13,33% соответственно) и силовые структуры (5% респондентов в КГ и 8,33% в ЭГ) не пользуются у испытуемых популярностью.
Иностранный язык в своей профессиональной деятельности не планирует использовать порядка 76.67% респондентов контрольной группы и 66,67% опрошенных в экспериментальной группе, затруднилось ответить 13.33% респондентов (15% в ЭГ). В перспективе свои языковые знания стремится использовать 10% респондентов КГ (18,33% в экспериментальной группе).
Наибольший интерес опрошенные проявляют к дисциплинам социально-гуманитарного цикла (36.67% в КГ и 20% в ЭГ), предметам выбранной специализации (30% и 58,33%) и психолого-педагогического цикла (25% и 16,67%). Дисциплины медико-биологического цикла являются наименее популярными для респондентов (11.67% респондентов в КГ и 8,33% опрошенных в ЭГ).
В большей степени респондентам не хватает информации о своем хобби (36,67% и 41,67% опрошенных в КГ и ЭГ), сведений об учебной сфере (31,67% и 23,33% респондентов в КГ и ЭГ соответственно), кино, музыке и компьютерных играх (21,67% и 26,67% опрошенных в КГ и ЭГ). Затруднились дать ответ на вопрос 10% опрошенных в КГ и 6,67% респондентов в ЭГ.
Анализ вышесказанного позволил заключить, что у студентов контрольной группы есть определенный интерес к учебной деятельности, многие из них хотели бы работать по избранному профессиональному профилю (что может свидетельствовать о некой идеализации будущей профессии, стремлении достичь в ней определенных высот). В большинстве своем испытуемые экспериментальной группы проявляют интерес к избранному профессиональному профилю и хотели бы в перспективе видеть себя специалистами соответствующей профессиональной сферы, хотя учебная деятельность для них не является наиболее приоритетной. Иностранный язык не пользуется популярностью среди студентов обеих групп, что свидетельствует об определенных трудностях, связанных с его изучением, но и не является «изгоем» среди учебных предметов, что подтверждает увеличение числа заинтересованных респондентов в применении иностранного языка в будущем. Данная ситуация предполагает необходимость правильной мотивации обучающихся и использования соответствующих языковых ресурсов и материалов. Одним из таких ресурсов является разработанная нами комплексная учебная программа по дисциплине «Иностранный язык». Использование информационных ресурсов в контексте данной программы позволяет восполнить пробелы в знаниях реалий мира спорта, как отечественного, так и зарубежного, применить полученные знания на практике в творческих видах работы, а также может быть основой для собственных исследований по интересующей студентов проблематике [3].
Студенты обеих групп проявляют интерес в большей степени к своим увлечениям и хобби, а также к новостям о новинках кино и музыки (данная тенденция хорошо замет-
на в экспериментальной группе), что указывает на стремление студентов к личностному саморазвитию и желанию всегда быть в курсе происходящих событий и действовать согласно меняющимся обстоятельствам, подстраиваться под них. Учебная информация при этом отходит на второй план, что показывает снижение интереса к получению знаний в учебном заведении. Подобная ситуация может в перспективе измениться, если будут учтены особенности и характер учебной мотивации и должным образом отобраны Интернет-ресурсы.
ВЫВОДЫ
Контингент контрольной и экспериментальной групп испытуемых, с точки зрения их информационных потребностей, во многом одинаков, имеет положительное представление об учебной деятельности в вузе и стремится не только учиться, но и всесторонне развиваться, проявляя активный интерес к новостным и иным ресурсам в сети Интернет. Испытуемые могут успешно пользоваться различными гаджетами и устройствами, что позволяет преподавателю не менее успешно применять информационно-коммуникативные технологии на занятии по иностранному языку, но используя их, учитывать, что большого интереса к данной дисциплине студенты не проявили и не планируют использовать иностранный язык в своей будущей профессиональной деятельности.
Таким образом, мы можем с уверенностью подчеркнуть необходимость разработки особых ресурсов, учебных курсов и программ, которые помогут студентам заинтересоваться иностранным языком и мотивировать их на использование его в будущем.
ЛИТЕРАТУРА
1. Антипова, В.Б. Анкета на выявление информационных потребностей пользователей [Электронный ресурс] // URL : http://www.openclass.ru/node/2013. - Дата обращения 22.03.2016.
2. Бекасова, С.Н. Информационные потребности студентов как фактор профессионального и личностного развития: на материале цикла педагогических дисциплин : дис. ... канд. пед. наук / Бекасова С.Н. - СПб., 1999. - 197 с.
3. Дытко, Е.В. Комплексная учебная программа по дисциплине «Иностранный язык» как средство развития информационного потенциала студента вуза физической культуры / Е.В. Дытко // Развитие физической культуры и спорта в контексте самореализации человека в современных социально-экономических условиях : материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции (11-12 ноября 2015, Липецкая область). - М. : Издательство «Перо», 2015. - С. 307-311.
4. Загидуллина, М.В. Алгоритм проведения кросс-региональных исследований медиа поведения [Электронный ресурс] // Международный электронный научно-образовательный журнал «Медиа. Информация. Коммуникация». 2012. № 4. - URL : http://mic.org.ru/index.php/new/149-algoritm-provedeniya-kross-regionalnykh-issledovanij-mediapovedeniya. - Дата обращения 22.03.2016.
REFERENCES
1. Antipova, V.B. (2013), Questionnaire on determination of users' information needs, available at: URL: http://www.openclass.ru/node/2013.
2. Bekasova, S.N. (1999), Students' information needs as a factor of professional and personal development: On the material of pedagogical disciplines' cycle, dissertation, St. Petersburg.
3. Dytko, E.V. (2015), "Complex educational program on the discipline "Foreign languages" as a means of information potential development in students of higher physical education establishments", Proceedings of the 8th All-Russia scientific-practical conference "Development ofphysical education and sport in context of modern socio-economic conditions", Lipetsk, November 11-12, 2015, Publishing house Pero, pp. 307-311.
4. Zagidullina, M.V. (2012), "The algorithm of the cross-regional research of media behavior", International electronic magazine Media. Information. Communication, Vol. 2, available at: URL: http://mic.org.ru/index.php/new/149-algoritm-provedeniya-kross-regionalnykh-issledovanij-mediapovedeniya.
Контактная информация: [email protected]