Научная статья на тему 'Анализ современного состояния нравственного воспитания учащихся общеобразовательных учреждений Министерства обороны'

Анализ современного состояния нравственного воспитания учащихся общеобразовательных учреждений Министерства обороны Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / УРОВНИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ / ПРОТИВОРЕЧИЯ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дугин Игорь Михайлович

В статье раскрыты противоречия в содержании и организации нравственного воспитания учащихся общеобразовательных учреждений Министерства обороны, которые негативно влияют на его эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дугин Игорь Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the current state of moral education of students of educational institutions of the Ministry of Defense

The article reveals the contradictions in the content and organization of the moral education of the students of educational institutions of the Ministry of Defense that negatively affect its effectiveness.

Текст научной работы на тему «Анализ современного состояния нравственного воспитания учащихся общеобразовательных учреждений Министерства обороны»

2. Richards, J.C. Approaches and methods in language teaching / J.C. Richards, T.S. Rogers. -Cambridge : CUP, 2012. - 172 p.

REFERENCE

1. Zimniaja I.A. (2006), "Key competences - a new paradigm of result of modern education", Internet journal "Eidos", available at: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm.

2. Richards, J.C. and Rogers, T.S. (2012), Approaches and methods in language teaching, CUP, Cambridge.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 22.05.2015.

УДК 37.034

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МИНИСТЕРСТВА

ОБОРОНЫ

Игорь Михайлович Дугин, кандидат философских наук, доцент,

Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье раскрыты противоречия в содержании и организации нравственного воспитания учащихся общеобразовательных учреждений Министерства обороны, которые негативно влияют на его эффективность.

Ключевые слова: нравственное воспитание, уровни нравственного воспитания, противоречия нравственного воспитания, эффективность нравственного воспитания.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.05.123.p66-69

ANALYSIS OF THE CURRENT STATE OF MORAL EDUCATION OF STUDENTS

OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF DEFENSE

Igor Mikhailovich Dugin, the candidate of philosophical sciences, senior lecturer, Military Space Academy, St. Petersburg

Annotation

The article reveals the contradictions in the content and organization of the moral education of the students of educational institutions of the Ministry of Defense that negatively affect its effectiveness.

Keywords: moral education, levels of moral education, contradictions of moral education, effectiveness of moral education.

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе развития Российского государства и его Вооруженных Сил возросла потребность в высокопрофессиональных управленческих кадрах, способных принимать ответственные решения с учетом моральных критериев, с достоинством и честью служить Отечеству. Особая роль в ее удовлетворении отводится сегодня общеобразовательным учреждениям Министерства обороны - кадетским корпусам, кадетским президентским училищам, суворовским военным и нахимовским военно-морским училищам, в которых обучается одновременно более 9 тысяч человек. Об этом свидетельствует то, что в настоящее время в Российской Федерации активно реализуется Президентская программа создания и развития президентских кадетских училищ. Однако качество нравственного воспитания кадетов, суворовцев и нахимовцев пока еще недостаточно высоко. Это подтверждается результатами ряда научно-педагогических исследований нравственного воспитания учащихся общеобразовательных учреждений МО РФ [1; 3; 4; 5]. Необходимость повышения качества нравственного воспитания кадетов, суворовцев и нахимовцев актуализировало задачу анализа его современного состояния, выявления

противоречий в его содержании и организации, которые негативно влияют на его эффективность.

МЕТОДИКА

Методика выявления противоречий в содержании и организации нравственного воспитания учащихся общеобразовательных учреждений МО РФ разрабатывалась с учетом критериев целостности и объективности. Критерий целостности обеспечивался тем, что в ходе исследования выявлялись противоречия на всех, выявленных И. В. Гинецин-ским, уровнях осуществления процесса воспитания - социетарном, институциональном, социально-психологическом, межличностном, интраперсональном [2]. Критерий объективности обеспечивался использованием в ходе исследования совокупности взаимодополняющих методов - наблюдения, индивидуальных бесед, анкетирования, тестирования, экспертного опроса и других.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Исследование показало, что нравственному воспитанию учащихся общеобразовательных учреждений МО РФ свойственны противоречия, характеризующие этот педагогический процесс на всех уровнях его осуществления, а также педагогическую деятельность его субъектов. Суть этих противоречий заключается в следующем. На социетарном уровне - в недостаточной разработанности концептуальных теоретико-методологических положений нравственного воспитания кадетов, суворовцев и нахимовцев. На институциональном уровне - в отсутствии целостной системы нравственного воспитания в кадетских корпусах, президентских кадетских училищах, суворовских военных и нахимовском военно-морском училищах. На социально-психологическом уровне - в доминировании в учебно-воспитательном процессе традиционной, не учитывающей современных представлений о подростковом коллективе как субъекте нравственного воспитания модели воспитания в коллективе и через коллектив. На межличностном уровне - в недостаточно развитом умении значительной части педагогов устанавливать с учащимися субъект-субъектный, диалогический тип межличностного взаимодействия, наиболее благоприятный для их нравственного развития. На персональном уровне - в ослаблении внимания к организации нравственного самовоспитания учащихся и несовершенстве методики его осуществления. В ходе исследования было выявлено противоречие между объективно высокими требованиями к общей культуре, профессионально-педагогической компетентности, личностным качествам непосредственных организаторов нравственного воспитания (педагогов-организаторов, младших воспитателей, воспитателей, старших воспитателей, преподавателей) и недостаточно высоким уровнем развития этих психологических образований у значительной их части. О наличие данного противоречия свидетельствуют конкретные эмпирические данные. Так оценка роли и места терминальных ценностей (ценностей-целей) в содержании ценностных ориентаций непосредственных организаторов нравственного воспитания показала, что такая ценность как высокое духовное развитие (интеллектуальное, нравственное, эстетическое) является личностно значимой (входит в число пяти важнейших ценностных ориентаций) только для 78% педагогов-организаторов, 65% младших воспитателей, 68% воспитателей, 71% старших воспитателей, 58% преподавателей. Аналогичная оценка, проведенная по отношению к такой инструментальной ценности (ценности-средству) как гуманное отношение к человеку, показала, что данная ценность являлась значимой лишь для 81% педагогов-организаторов, 59% младших воспитателей, 63% воспитателей, 71% старших воспитателей, 85% преподавателей. Изучение культурных запросов непосредственных организаторов нравственного воспитания позволило установить, что всего лишь 26% младших преподавателей проявляют устойчивый интерес к чтению классической литературы, у воспитателей же этот показатель ограничивается 33%, у старших воспитателей 43%, у педа-

гогов-организаторов 55%, у преподавателей 67%. Было установлено, что только 19% младших воспитателей, 24% воспитателей, 38% старших воспитателей, 41% педагогов-организаторов, 55% преподавателей регулярно посещают театры, концертные залы, музеи, художественные выставки и другие объекты культуры. При исследовании склонности непосредственных организаторов нравственного воспитания к одному из нескольких типов профессий лишь у 81% педагогов-организаторов, 38% младших воспитателей, 45% воспитателей, 65% старших воспитателей, 70% преподавателей была выявлена отчетливо проявляющаяся склонность к профессии типа «человек-человек». Исследование предрасположенности педагогов-организаторов, младших воспитателей, воспитателей, старших воспитателей, преподавателей к организаторской и коммуникативной деятельности продемонстрировало, что наивысший уровень развития этой склонности присущ лишь 9% из них, высокий - 33%, средний - 40%, низкий - 15%, очень низкий - 3%. Известно, что учащиеся общеобразовательных учреждений МО РФ - это подростки, юноши и девушки с присущими данному возрасту психологическими особенностями: высокой общей активностью, любознательностью, подчас крайней критичностью, романтичностью, неустойчивостью ценностных ориентаций, недостаточной развитостью способности к волевой регуляцией и другими. Данные возрастные психологические особенности учащихся усложняют процесс их нравственного воспитания, предъявляют высокие требования к профессионально-педагогической компетентности непосредственных организаторов нравственного воспитания. Между тем, по мнению членов экспертной группы, лишь 7% из них обладают высокой степенью готовности к решению задач нравственного воспитания, 38% - средней, а 55% - низкой. Исследование показало, что причины, понижающие степень готовности, связаны, прежде всего, с недостаточно высоким уровнем развития у непосредственных организаторов нравственного воспитания знаний теоретических основ нравственного воспитания, а также навыков и умений его практического осуществления. Собеседования, проведенные с этой категорией педагогов, позволили выявить недостаточно высокий уровень знания ими следующих теоретических вопросов нравственного воспитания:

- современные представления о сути нравственности, ее структуре, роли в жизни общества и человека;

- детерминанты нравственного развития учащихся, его особенности в подростковом и юношеском возрасте;

- современные концепции и модели нравственного воспитания подростков и юношей;

- воспитательная система общеобразовательного учреждения, механизмы и этапы ее развития; подростковый и юношеский коллектив как объект и субъект нравственного воспитания;

- учащийся как субъект нравственного самовоспитания;

- методы, средства и формы нравственного воспитания; критерии и показатели оценки уровня нравственной воспитанности учащихся.

При всей важности теоретической подготовленности непосредственных организаторов нравственного воспитания к реализации воспитательной функции, действенность ее реализации в значительной степени определяется уровнем развития у них навыков и умений воспитательной работы. Исследование позволило выявить недостаточно высокий уровень развития у воспитателей и преподавателей следующих навыков и умений: решения задач нравственного воспитания в ходе различных форм учебной и не учебной деятельности; подготовки и проведения интерактивных, дискуссионных форм нравственного просвещения, коллективных творческих дел, социально полезных акций и других коллективных мероприятий; использования опосредованных, косвенных, стимулирующих методов воздействия на нравственную сферу учащихся; оказания помощи учащимся в нравственном самовоспитании; диагностики уровня нравственной воспитанности уча-

щихся и других.

ВЫВОД

Выявленные в ходе исследования противоречия, присущие процессу нравственного воспитания кадетов, суворовцев и нахимовцев на всех уровнях его осуществления, а также педагогической деятельности его непосредственных организаторов явились основой для разработки Программы совершенствования нравственного воспитания учащихся общеобразовательных учреждений МО РФ, определения путей повышения его эффективности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андрюшин, И.В. Становление и развитие системы воспитательной работы в кадетских корпусах : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Андрюшин И.В. - Ростов-на-Дону, 2001. - 26 с.

2. Гинецинский, И.В. Теоретические основы педагогики / И.В. Гинецинский ; С.-Петерб. гос. ун-т. - СПб. : Изд-во СПбГУ, 1992 - 136 с.

3. Пашканова, Н.А. Формирование опыта нравственного поведения воспитанников кадетского корпуса : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Пашканова Н.А. - Кострома, 2006. - 28 с.

4. Стрюкова, Г.А. Гуманистический потенциал воспитательной системы кадетского корпуса : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Стрюкова Г.А. - Ульяновск, 2002. - 27 с.

5. Чураков, С.В. Нравственное воспитание суворовцев в процессе общеобразовательной подготовки : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Чураков С.В. - Магнитогорск, 2011. - 25 с.

REFERENCES

1. Andryshin, I.V. (2001), Formation and development of educational system in the cadet corps, dissertation, Rostov-on-Don.

2. Ginetsinskiy, I.V. (1992), Theoretical foundations of pedagogy, publishing house St. Petersburg State University, St. Petersburg.

3. Pashkanova, N.A. (2006), Formation of experience of moral behavior of pupils cadet corps, dissertation, Kostroma.

4. Stryukova, G.A (2002), Humanistic potential of educational system cadet corps, dissertation, Ulyanovsk.

5. Churakov, S.V. (2011), Moral education of cadet in the course of general education, dissertation, Magnitogorsk.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 27.05.2015.

УДК 796.012.4

ПАРАМЕТРЫ ДВИЖЕНИЯ СПОРТИВНОГО ИНВЕНТАРЯ ВО ВРЕМЯ

ВЫПОЛНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРИЕМА «МУСКУЙАН ТАРДЫЫ» (ПОПЕРЕМЕННАЯ ТЯГА) В МАС-РЕСТЛИНГЕ

Александр Александрович Захаров, доцент, Егор Петрович Кудрин, старший преподаватель, Анатолий Прокопьевич Гольдман, ассистент, Петр Иванович Кривошапкин, кандидат педагогических наук, доцент, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, (СВФУ), г. Якутск

Аннотация

Целью исследования является определение параметров движения спортивного инвентаря (палка) во время выполнения технического приема «Мускуйан тардыы» (Попеременная тяга) в мас-рестлинге. С помощью системы трехмерного биомеханического анализа движений «Qualisys Medical» проводился анализ двух тренировочных схваток проведенных между Егором Кудриным (Egor Kudrin) и Айаалом Карбакановым (Ayaal Karbakanov). Основываясь, на изменении угла наклона палки определили параметры движения спортивного инвентаря в трех плоскостях. Результаты исследования позволили сформулировать предположение о том, что при силовом варианте

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.