3. Помазной, Р.В. Педагогические условия подготовки элитных специалистов-кинологов в системе довузовского образования «школа - военный вуз» [Электронный ресурс] / Р.В. Помазной, А.И. Дмитриев, А.В. Киндергарт // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. 2014. № 3 (35). - URL : www.vno.sfedu.ru. - Дата обращения 01.04.2015.
4. Помазной, Р. В. Педагогические условия подготовки будущих кинологов в системе «школа - военный вуз» : дис. ... канд. пед. наук / Помазной Р.В. - СПб., 2014. - 170 с.
5. Советский энциклопедический словарь / под ред. А.М. Прохорова [и др.]. - М. : Советская энциклопедия, 1980. - 1600 с.
REFERENCES
1. Comenius, J.A. (1982), Selected pedagogical works, Pedagogy, Moscow.
2. Ozhegov, S.I. (1990), Russian dictionary, publishing house "Russian language", Moscow.
3. Pomaznoy, R.V., Dmitriev A.I. and Kindergart, A.V. (2014), "Pedagogical conditions of training of elite specialists dog handlers in the system of pre-university education "school - a military school"", Education. Science. Innovation: Southern Dimension, No 3 (35), available at: www.vno.sfedu.ru.
4. Pomaznoy, R.V. (2014), Pedagogical conditions ofpreparation of the future dog handlers in the system "school - a military university", dissertation, St. Petersburg.
5. Ed. Prokhorov, A.M. (1980), The Soviet encyclopedic dictionary, Soviet encyclopedia, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 22.06.2015.
УДК 37.034
СИСТЕМНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ, ПРИНЦИПАХ, КОМПОНЕНТАХ И ФУНКЦИЯХ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ
Игорь Михайлович Дугин, кандидат философских наук, доцент,
Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского, Санкт-Петербург
Аннотация
В статье на методологической основе системно - антропологического подхода развиваются представления о закономерностях, принципах, компонентах и функциях нравственного воспитания учащихся общеобразовательных учреждений Министерства обороны.
Ключевые слова: системно-антропологический подход, нравственное воспитание, закономерность нравственного воспитания, принцип нравственного воспитания, компоненты нравственного воспитания, функции нравственного воспитания.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.06.124.p67-70
SYSTEM-ANTHROPOLOGICAL UNDERSTANDING UPON REGULARITIES, PRINCIPLES, COMPONENTS AND FUNCTIONS OF THE MORAL EDUCATION OF THE STUDENTS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF
DEFENSE
Igor Mikhailovich Dugin, the candidate of philosophical sciences, senior lecturer, Military Space Academy, St. Petersburg
Annotation
In the article, based on the methodological basis of the system-anthropological approach the author developed the ideas on the regularities, principles, components and functions of the moral education of the students studying in the education institutions of the Ministry of Defense.
Keywords: system-anthropological approach, moral education, regularity of moral education, principles of moral education, ingredients of moral education, functions of moral education.
ВВЕДЕНИЕ
Анализ исследований по вопросам нравственного воспитания кадетов, суворовцев и нахимовцев показывает, что в них для обоснования педагогических моделей нравственного воспитания учащихся используются разные методологические подходы. Основными из этих подходов являются деятельностный, личностно-ориентированный, аксиологический, коммуникативный, средовой, эмоционально-ценностный [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8]. Используя в качестве ключевых объяснительных категорий понятия «деятельность», «личность», «ценности», «общение», «социальная среда», «эмоции» авторы этих моделей редуцируют целостный многомерный нравственный опыт учащихся к одной из его проекций. Такая редукция закономерно приводит к неполному, частичному представлению об учащемся как предмете нравственного воспитания. Неполное представление об учащемся как предмете нравственного воспитания в свою очередь ограничивает возможность формирования целостного представления о педагогической сущности нравственного воспитания учащихся, его закономерностях, принципах, функциях и других важнейших характеристиках.
МЕТОДОЛОГИЯ
Было выдвинуто предположение, что преодолеть эту ограниченность в определенной мере можно, если в качестве философско-психологической базы исследования проблемы нравственного воспитания учащихся общеобразовательных учреждений МО РФ использовать системно-антропологический подход. Его методологическая сущность отражена в исходной методологической матрице.
Исходная методологическая матрица системно - антропологического подхода
Сущностная антропологическая характеристика учащегося «Пласт» нравственного опыта учащегося Модус нравственного развития учащегося Детерминанты нравственного развития учащегося Компонент нравственного воспитания учащегося Функция нравственного воспитания учащегося
Индивид Элементарная нравственная природная грунтовка Эмоционально-природный Природные свойства учащихся Средство создания педагогических условий для развития у учащихся способности к эмпатии Нравственно-психологическая адаптация
Личность Общественная и групповая мораль Социологический Социальные нормы Аспект педагогически управляемой социализации Нравственная социализация
Индивидуальность Нравственность индивидуального культурного пространства Культурологический Духовные ценности Ценностно-смысловой диалог Нравственно-культурная идентификация
Субъект нравственной активности Автономная мораль Деятельный Нравственная активность учащегося Средство создания педагогических условий для актуализации нравственной активности учащихся Нравственная субъективация
Из содержания матрицы следует, что по своей методологической сущности системно-антропологический подход является совокупностью взаимосвязанных философских, психологических, собственно педагогических регулятивных идей и понятий, раскрывающих обусловленность всех структурных, процессуальных и функциональных ха-
рактеристик нравственного воспитания представлением об учащемся как «антропологической целостности». Учащийся как «антропологическая целостность» представляет собой внутреннее единство сущностных антропологических характеристик индивида, личности, индивидуальности, субъекта нравственной активности. Каждая из сущностных антропологических характеристик учащегося специфична с точки зрения того «пласта» нравственного опыта, в границах которого он осуществляет свое поведение, модусов и детерминант его нравственного развития, а также соответствующих ей компонентов и функций нравственного воспитания. Подчеркнем, что такая «нравственно-педагогическая» спецификация сущностных антропологических характеристик учащегося условна и допустима лишь в абстракции. Она осуществляется в целях более полного и четкого теоретического представления об учащемся как предмете нравственного воспитания.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Отраженное в методологической матрице представление о взаимосвязи сущностных антропологических характеристик учащихся, «пластов» их нравственного опыта, модусов и детерминант нравственного развития, компонентов и функций нравственного воспитания позволяет выдвинуть предположение об объективно существующей антропологической закономерности нравственного воспитания. Данная закономерность выражается в зависимости результатов нравственного воспитания учащихся от степени реализации в учебно-воспитательном процессе общеобразовательного учреждения потенциала природных, социальных, культурологических, субъектных детерминант их нравственного развития. На основе данной закономерности, а также современных представлений о возрастных особенностях нравственного развития подростков и юношей представляется возможным сформулировать антропологический принцип нравственного воспитания учащихся общеобразовательных учреждений МО РФ. Его педагогическая сущность заключается в необходимости целенаправленной, поэтапной интеграции в целостном учебно-воспитательном процессе общеобразовательного учреждения МО РФ компонентов и функций нравственного воспитания, состав и содержание которых обусловлены системно-антропологическим представлением об учащемся как предмете нравственного воспитания. Содержание матрицы позволяет сформировать представление о нравственном воспитании учащихся как о многокомпонентном и полифункциональном педагогическом процессе. Как многокомпонентный процесс нравственное воспитание одновременно является средством создания педагогических условий для развития у учащихся способности к эмпатии, аспектом педагогически управляемой социализации, ценностно-смысловым диалогом педагогов и учащихся, средством создания педагогических условий для актуализации нравственной активности учащихся. Как полифункциональный процесс нравственное воспитание реализует функции нравственно-психологической адаптации, нравственной социализации, нравственно-культурной идентификации и нравственной субъективации учащихся.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абатина, И.А. Педагогические основы воспитания представлений о чести и достоинстве у юношей в системе довузовской военной подготовки : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Абатина И.А. - Ростов-на-Дону, 2006. - 27 с
2. Андрюшин, И.В. Становление и развитие системы воспитательной работы в кадетских корпусах : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Андрюшин И.В. - Ростов-на-Дону, 2001. - 26 с.
3. Дождикова, Г.Н. Воспитание духовно-нравственных ценностных ориентаций у старшеклассников в условиях кадетской школы-интерната : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Дождикова Г.Н. - Нижний Новгород, 2010. - 26 с.
4. Зубарев, И.А. Педагогические условия формирования основ нравственной готовности учащихся кадетских классов к обеспечению жизнедеятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук /
Зубарев И. А. - Екатеринбург, 2006. - 27 с.
5. Костоусов, Н.С. Педагогические основы нравственного воспитания учащихся лицея милиции : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Костоусов Н.С. - Екатеринбург, 1999. - 29 с.
6. Пашканова, Н.А. Формирование опыта нравственного поведения воспитанников кадетского корпуса : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Пашканова Н. А. - Кострома, 2006. - 28 с.
7. Стрюкова, Г.А. Гуманистический потенциал воспитательной системы кадетского корпуса : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Стрюкова Г.А. - Ульяновск, 2002. - 27 с.
8. Чураков, С.В. Нравственное воспитание суворовцев в процессе общеобразовательной подготовки : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Чураков С.В. - Магнитогорск, 2011. - 25 с.
REFERENCES
1. Abatina, I.A. (2006), Pedagogical bases of education notions of honor and dignity of the young men in the system of pre-university military training, dissertation, Rostov-on-Don.
2. Andryshin, I.V. (2001), Formation and development of educational system in the cadet corps, dissertation, Rostov-on-Don.
3. Dozhdicova, G.N. (2010), Spiritual and moral educations of value orientations of senior pupils in the conditions of the cadet boarding school, dissertation, Nizhny Novgorod.
4. Zubarev, I.A. (2006), Pedagogical conditions offormation of bases of moral readiness ofpupils of cadet classes to ensure the safety of life, dissertation, Yekaterinburg.
5. Kostousov, N.S. (1999), Pedagogical bases of moral education of the students of the lyceum police, dissertation, Yekaterinburg.
6. Pashkanova, N.A. (2006), Formation of experience of moral behavior ofpupil's cadet corps, dissertation, Kostroma.
7. Stryukova, G.A. (2002), Humanistic potential of educational system cadet corps, dissertation, Ulyanovsk.
8. Churakov, S.V. (2011), Moral education of cadet in the course of general education, dissertation, Magnitogorsk.
Контактная информация: duginigor@yandex. ru
Статья поступила в редакцию 22.06.2015.
УДК 796.332-053.5
ИНТЕРВАЛЬНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ
Анна Валерьевна Захарова, кандидат педагогических наук, профессор, Анастасия Николаевна Бердникова, магистрант, Алена Николаевна Тарбеева, магистрант, Уральский федеральный университет (УрФУ), Екатеринбург, Владимир Николаевич Матвиенко, тренер, МБОУ ДО СДЮСШОР по футболу «ВИЗ», Екатеринбург
Аннотация
В статье рассматриваются особенности проведения высокоинтенсивного интервального тестирования физической подготовленности у юных футболистов. Описаны ключевые положения для интерпретации результатов интервального бегового тестирования юных футболистов, которые позволяют оценить развитие скоростно-силовых способностей, скоростной выносливости, общей и специальной выносливости. С учетом данных интервального бегового тестирования для контроля физической подготовленности юных футболистов, предложены рекомендации по корректировке и индивидуализации их тренировочного процесса.
Ключевые слова: этапный контроль, физическая подготовленность, интервальное тестирование, юные футболисты.