В современной отечественной науке сформировано множество подходов к определению «музыкальная культура». Теоретический анализ литературы показывает, что понятие «музыкальная культура» рассматривается с различных позиций, ракурсов и аспектов. Большое теоретическое и практическое значение для исследуемой проблемы имеют работы отечественных психологов - Л.С. Выготского, Л.Н. Леонтьева, Е.В. Назайкинского, Г.С. Тарасова, Б.М. Теплова, Д.Б. Эльконина и др., раскрывающие деятельностный аспект музыкальной культуры.
Социологический аспект данного понятия был подчёркнут музыковедами: РИ. Грубером, В.С. Цукерманом, А.Н. Сохором. Так, Р.И. Грубер проводит четкое разделение понятий «музыка» и «музыкальная культура». Он отмечал, что музыкальная культура шире понятия музыки, ибо в неё входят «...многообразные проявления как самой музыки в ее социальном обнаружении, так и область ее воздействия, словом - вся сфера музицирования, вся сфера музыкальной практики» [3].
Попытка раскрыть понятие «музыкальная культура» делается В.С. Цукерманом: «Она, на наш взгляд, есть часть художественной культуры данного общества в определённый конкретно-исторический момент его развития и представляет собой совокупность накопленных обществом ценностей музыкального искусства, а также деятельность людей и соответствующих учреждений по производству, сохранению, распределению и потреблению этих ценностей» [4, с. 208]. Функционирование музыкальной культуры, по мнению автора, определяется взаимодействием ряда факторов: характером и уровнем деятельности профессиональных музыкантов; состоянием музыкального образования и воспитания населения, включающих систему профессиональной подготовки музыкантов и систему музыкального просвещения широких масс населения; наличием соответствующей материальной базы (концертные и театральные помещения, средства репродуцирования музыки, полиграфические и торговые учреждения); частотой общения с музыкой различных групп слушателей, степенью зрелости их музыкальных вкусов.
Наиболее полная характеристика музыкальной культуры была дана выдающимся музыковедом А.Н. Сохором. Он представляет музыкальную культуру в виде «системы, объединяющей: музыкальные ценности (произведения и их исполнительские трактовки), все виды деятельности по их созданию, хранению, воспроизведению, преобразованию, распространению и усвоению, всех субъектов указанных видов деятельности, все специальные институты и учреждения (вместе с необходимыми материальными средствами), обеспечивающие эту деятельность» [5, с. 207]. Кроме того, в целостной структуре музыкальной культуры, кроме основных «блоков», рассматриваются до-
Библиографический список
полнительные, такие как музыкальная критика, музыкальная наука (музыковедение), руководство музыкальной культурой.
Одним из фундаментальных исследований понятий «музыкальная культура» и «музыкальная культура личности» разработано в работе РА. Тельчаровой. Ее труд явился результатом разработки философско-эстетических основ теории музыкальной культуры. Специфически философское понимание состоит в том, что музыкальная культура не выглядит особым объектом исследования, а устремлена к человеческому смыслу и содержанию музыкального мира, к познанию его человеческих характеристик, то есть определенных культурных ценностей, имеющих для человека культурный смысл.
При формировании музыкальной культуры следует учитывать факторы, способствующие оптимальному развитию школьников младшего возраста, использовать в образовательном процессе новые педагогические технологии. На наш взгляд весьма перспективным и одним из важнейших положений является развивающее обучение, сочетание форм и методов обучения в зависимости от дидактических проблем, условий; организации и содержания образовательного процесса с использованием интенсивных методик, с учетом возрастных и личностных особенностей детей.
Особая роль в этом процессе принадлежит преподавателю, который должен быть интересен не только сам по себе, своим коллегам, но, прежде всего, детям. Без переориентации педагогической технологии на интенсивное развитие ребенка, на формирование его музыкальной культуры - усилия большинства педагогов остаются не востребованными. Правильная диагностика способностей, оценка сил и возможностей учащегося, разнообразие методов воздействия на него - все это должно определять стратегию и тактику деятельности преподавателя, логику учебного процесса [6].
Таким образом, ведущими признаками, определяющими качество музыкальной культуры младших школьников, являются участие в музыкальном творчестве посредством различных форм музыкальной деятельности, развитие нравственно-эстетических сторон личности под влиянием ее музыкально-культурного потенциала, высокий уровень знаний и оценочных представлений в музыке. Формирование музыкальной культуры младших школьников в образовательном процессе учреждений дополнительного образования должно стать целенаправленной деятельностью музыкального образования. Решение данной проблемы, характеризуется ярко выраженной актуальностью, так как определение наиболее оптимальных условий и эффективных путей их решения важно для прогрессивного развития всей системы музыкального образования.
1. Парамонов, И.Ф. Развитие художественной культуры младших школьников в условиях воскресной школы: дис. ... канд. пед. наук. -Екатеринбург, 2008.
2. Федеральный Закон «О дополнительном образовании», 16 июля 2001 г. [Э/р]. - Р/д: http:// www.edu.ru
3. Грубер, РИ. История музыкальной культуры. - М.; Л., 1941. - Т. 1. - Ч. 1.
4. Цукерман, В.С. Музыка и слушатель. Опыт социологического исследования. - М., 1972.
5. Сохор, А.Н. Музыка - культура - музыкальная культура // Вопросы социологии и эстетики музыки. - Л., 1980.
6. Айкина, Л.П. Сущность и специфика творческих способностей младших школьников // Мир науки, культуры, образования: международный журнал. - 2011. - № 5(30).
В^1юдгарЬ|у
1. Paramonov, I.F. Razvitie khudozhestvennoyj kuljturih mladshikh shkoljnikov v usloviyakh voskresnoyj shkolih: dis. ... kand. ped. nauk. -Ekaterinburg, 2008.
2. Federaljnihyj Zakon «O dopolniteljnom obrazovanii», 16 iyulya 2001 g. [Eh/r]. - R/d: http:// www.edu.ru
3. Gruber, R.I. Istoriya muzihkaljnoyj kuljturih. - M.; L., 1941. - T. 1. - Ch. 1.
4. Cukerman, V.S. Muzihka i slushatelj. Opiht sociologicheskogo issledovaniya. - M., 1972.
5. Sokhor, A.N. Muzihka - kuljtura - muzihkaljnaya kuljtura // Voprosih sociologii i ehstetiki muzihki. - L., 1980.
6. Ayjkina, L.P. Suthnostj i specifika tvorcheskikh sposobnosteyj mladshikh shkoljnikov // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya: mezhdunarodnihyj zhurnal. - 2011. - № 5(30).
Статья поступила в редакцию 25.03.13
УДК: 37.026
Pomelova M.S. CONSTRUCTION INDIVIDUAL-FOCUSED TRAINING BY MEANS OF INTERACTIVE TECHNOLOGIES. Interactive tutorials are divided: interactive educational set (program aspect) and interactive equipment (technological aspect). Introduction of interactive technologies has two main directions. Inclusion of new technologies as a supportive application in a context of traditional methods of system of training, for an intensification of educational process and a training individualization. Active use of interactive tutorials, as the main component of educational process that conducts to change of the content of training, revision of methods and forms of the organization of educational process, conducts to creation of the complete courses based on use of interactive tutorials in separate subject matters that finally increases quality and learning efficiency as a whole.
Key words: individual-focused training, interactive technologies, interactive equipment.
М.С. Помелова, канд. пед. наук, доц. каф. информатики, теории и методики обучения информатике Арзамасского филиала Нижегородского гос. университета им. Н.И. Лобачевского, г. Арзамас, E-mail: marimari07@mail.ru
ПОСТРОЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Интерактивные средства обучения разделяются: интерактивный учебный комплект (программный аспект) и интерактивное оборудование (технологический аспект). Внедрение интерактивных технологий имеет два основных направления. Включение новых технологий в качестве вспомогательного средства в контексте традиционных методов системы обучения, для интенсификации учебного процесса и индивидуализации обучения. Активное использование интерактивных средств обучения, в качестве основного компонента учебного процесса, что ведет к изменению содержания обучения, пересмотру методов и форм организации учебного процесса, ведет к построению целостных курсов, основанных на использовании интерактивных средств обучения в отдельных учебных дисциплинах, что в конечном итоге повышает качество и эффективность обучения в целом.
Ключевые слова: индивидуально-ориентированное обучение, интерактивные технологии, интерактивное оборудование.
Современная модернизация образования направлена на приоритет человеческой личности, развитие которой должно стать главной ценностью и важнейшим результатом образования. Эти новые ориентиры системы образования проявляются в различных направлениях ее развития: в построении системы непрерывного образования, личностно-ориентированного обучения, компетентностного подхода в образовании, появлении форм альтернативного обучения, разработке новых подходов к формированию содержания образования, созданию новой информационно-образовательной среды, внедрению современных информационных технологий.
Безусловно, методически грамотное использование современных информационных технологий является неограниченным резервом повышения эффективности и качества обучения. С внедрением информационных и коммуникационных технологий процесс образования осуществляется в принципиально другой среде. Это означает, что технология теперь не просто дополнение, она преобразует образование в соответствии с потребностями информационного общества со значительными последствиями для системы образования в организации учебного процесса, методах преподавания и содержании обучения.
Выделяют три группы методов информационно-компьютерного обучения:
1. Методы обучения, реализуемые посредством взаимодействия обучаемого с образовательными ресурсами при минимальном участии преподавателя и других обучаемых (самообучение).
2. Методы индивидуализированного преподавания и обучения, для которых характерны взаимоотношения одного студента с одним преподавателем или одного студента с другим студентом (обучение «один к одному»).
2. Методы, в основе которых лежит представление студентам учебного материала преподавателем или экспертом, при котором обучающиеся не играют активной роли в коммуникации (обучение «один ко многим»). Эти методы, свойственные традиционной образовательной системе, получают новое развитие на базе современных информационных технологий [1].
Заметим, что важны не только новые информационные технологии, но и методики их использования. Действенными компьютерные продукты будут только в том случае, если в их разработке будут принимать участие не только программисты и не только методисты, а творческие группы, состоящие из программистов и учителей-методистов [2].
В настоящее время, в информатизации образования выделяется новое направление современных средств обучения -интерактивные средства обучения. В контексте использования информационных технологий под интерактивностью понимают возможность пользователя активно взаимодействовать с носителем информации, чаще употребляется термин «интерактивный диалог».
Появление интерактивных средств обучения обеспечивает такие новые виды учебной деятельности, как регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка об изучаемых объектах, явлениях, процессах, передача достаточно больших объемов информации, представленных в различной форме, управление отображением на экране моделями различных объектов, явлений процессов, и главная особенность наличие «интерактивного диалога» незамедлительной обратной связи между обучающимся и средством обучения.
Внедрение интерактивных средств обучения имеет два основных направления. Первое направление, это включение новых средств обучения в учебный процесс в качестве вспомогательного средства в контексте традиционных методов системы обучения. В этом случае интерактивные средства обучения выступают как средство интенсификации учебного процесса, индивидуализации обучения и автоматизации рутинной работы педагога, связанной с учетом, контролем и оценкой знаний обучающихся. Второе направление представляет собой активное использование интерактивных средств обучения в качестве основного компонента учебного процесса, что ведет к изменению содержания обучения, пересмотру методов и форм организации учебного процесса, построению целостных курсов, основанных на использовании интерактивных средств обучения в отдельных учебных дисциплинах, что в конечном итоге повышает качество и эффективность обучения в целом.
Интерактивные технологии позволяют выстроить индивидуально-ориентированное обучение. Индивидуально-ориентированное обучение представляет собой совокупность форм, методов, средств, этапов, реализацией которых достигается повышение качества обучения отдельному предмету за счет погружения обучающихся в осознанную, личностно-значимую индивидуальную самообразовательную деятельность [3].
Условно интерактивные средство обучения можно разделить на две составляющие: интерактивный учебный комплект и интерактивное оборудование.
Интерактивный учебный комплект представляет собой программный учебно-методический комплекс: интерактивный учебник, справочник, тренажер, задачник, лабораторный практикум и средства наглядности.
Интерактивность, в технологическом ее понимании, раскрывает широкие возможности для организации и содержание информации:
- управление объектами на экране с помощью мыши;
- линейная навигация на экране с помощью вертикальной прокрутки;
- иерархическая навигация с использованием гиперссылок;
- диалоговая функция справки, которая наиболее эффективна, если приспособлена к мгновенному информационному представлению;
- обратная связь, то есть реакция программы, дающая оценку качеству действий пользователя, и выводящаяся на экран, если дальнейший ход развития программы зависит от этой оценки;
- конструктивное взаимодействие, то есть обеспечение программой возможности для построения объектов (целей) на экране;
- рефлексивные взаимодействия, то есть хранение программой индивидуальных действий ученика для дальнейших исследований [4].
В поддержку интерактивных учебников на базе информационных и коммуникационных технологий, могут быть разработаны и учебники на печатной основе. Интерактивная версия учебника становится основной в учебном процессе, как на занятиях, так и дома, а текстовый учебник при этом выполняет функции справочно-информационного издания.
Выделим ряд дидактических преимуществ интерактивных учебников над традиционными печатными:
- использование нескольких каналов восприятия в учебном процессе;
- индивидуальная траектория обучения;
- представление материала различными способами;
- представление процессов в динамической форме;
- моделирование сложных реальных экспериментов;
- визуализация абстрактного содержания;
- управление процессом обучения путем создания проблемных ситуаций;
- мотивация к обучению [5].
В состав интерактивного оборудования входят интерактивные доски, планшеты, плазменные панели, мобильные копи-устройства, проекторы, системы тестирования, малые средства информационных технологий. Отличительной особенностью интерактивных средств обучения является взаимосвязь интерактивных учебных комплектов с интерактивным оборудованием. Эффективность интерактивных комплектов в значительной мере зависит от того, на каком оборудовании они будут представлены, а чаще всего учебный комплект не может быть раскрыт без интерактивного оборудования.
Дидактические особенности использования интерактивного оборудования:
- обратная связь;
- диалоговое взаимодействие;
- информационная насыщенность;
- показ изучаемых явлений в развитии и динамике;
- реальность отображения действительности.
Актуальным вопросом применения интерактивного оборудования, является создание полноценных интерактивных кабинетов по разным учебным дисциплинам. Современный интерактивный кабинет должен иметь три обязательных составляющих:
- интерактивная доска;
- средства индивидуальной работы учащихся по профилю предмета на основе современной микропроцессорной техники;
- системы оперативного контроля знаний учащихся.
Здесь интерактивные средства обучения дополняются различными современными информационными технологиями, например малыми средствами информационных технологий, мини-физическими лабораториями и т.п.
П.Д. Рабинович выделяет интерактивное рабочее место учителя как основного элемента Техносферы образовательного учреждения [6]. Типовая конфигурация интерактивного рабочего места учителя по П.Д. Рабиновичу выглядит следующим образом:
- интерактивная система;
- мультимедийный проектор;
- компьютер с монитором или ноутбук;
- средство коммутации;
- средства крепежа.
Основу интерактивного рабочего места учителя составляет интерактивная система. Она реализуется в зависимости от финансовых возможностей образовательного учреждения и может быть представлена:
- интерактивной доской;
- экраном совместно с интерактивным планшетом;
- маркерной доской или специально подготовленной поверхностью стены совместно с интерактивной приставкой.
Интерактивные технологии позволяют сделать образовательное пространство индивидуализированным, позволяя каждому обучающемуся можно выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, соответствующую его индивидуальным способностям.
Библиографический список
1. Сунгурова, Н.Л. Психолого-педагогические условия обучения студентов в современной информационно-компьютерной среде // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 1(38).
2. Василенко, А.В. Информационные технологии и развитие пространственного мышления учащихся // Педагогическое образование и наука. - 2010. - № 4.
3. Макусева, Т.Г. Модель индивидуально-ориентированного обучения // Вестник Казанского технологического университета. - 2012. -№ 12.
4. Нурмухамедов, Г.М. О подходах к созданию электронного учебника // Информатика и образование. - 2006. - № 5.
5. Помелова, М.С. Интерактивные средства обучения в инновационной образовательной среде // Вестник МГОУ. - 2011. - № 4. - Сер. Педагогика.
6. Рабинович, П.Д. О Техносфере Нашей Новой Школы // Образовательная политика. - 2010. - № 11-12(49-50).
Bibliography
1. Sungurova, N.L. Psikhologo-pedagogicheskie usloviya obucheniya studentov v sovremennoyj informacionno-kompjyuternoyj srede // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2013. - № 1(38).
2. Vasilenko, A.V. Informacionnihe tekhnologii i razvitie prostranstvennogo mihshleniya uchathikhsya // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. - 2010. - № 4.
3. Makuseva, T.G. Modelj individualjno-orientirovannogo obucheniya // Vestnik Kazanskogo tekhnologicheskogo universiteta. - 2012. - № 12.
4. Nurmukhamedov, G.M. O podkhodakh k sozdaniyu ehlektronnogo uchebnika // Informatika i obrazovanie. - 2006. - № 5.
5. Pomelova, M.S. Interaktivnihe sredstva obucheniya v innovacionnoyj obrazovateljnoyj srede // Vestnik MGOU. - 2011. - № 4. - Ser. Pedagogika.
6. Rabinovich, P.D. O Tekhnosfere Nasheyj Novoyj Shkolih // Obrazovateljnaya politika. - 2010. - № 11-12(49-50).
Статья поступила в редакцию 18.03.13
УДК 377
Timofeeva O.A. THE FEATURES OF FORMATION OF GENERAL COMPETENCES AT STUDENTS OF MEDICAL COLLEGES. This article deals with the problem of special medical colleges graduates general competences forming and determines their importance in the educational process. The main term of their forming is activities. General competences are based on personal and metasubject competences. On the bases of the scientific literature analysis the author suggested general competences classification.
Key words: general competence, key competence, competentative approach, kinds of general competences, methods of general competences forming.
О.А. Тимофеева, зав. методическим отделом ГБОУСПОВО «Владимирский базовый медицинский колледж», г. Владимир, E-mail: olgapilates@yandex.ru
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ КОЛЛЕДЖЕЙ
В данной статье рассмотрены проблемы формирования общих компетенций выпускников средних специальных медицинских учебных заведений, определяется значимость компетенций в образовательном процессе. Основным условием их формирования является деятельность, при этом общие компетенции базируются на