патриотизма. Каково бы ни было художественно-эстетическое, профессиональное качество зарубежного фильма, он не способен сформировать из отечественного зрителя чувство идентичности со своей культурой, судьбой своего отечества.
Самые низкие показатели художественных знаний продемонстрировали респонденты анкетирования в отношении к искусству живописи. Анализ показал, что только 22% время от времени посещают художественные выставки и музейные учреждения, а 68% не посещают и не интересуются. Самым известным живописцем в молодежной среде является К. Малевич (32%) с его работой «Черный квадрат», на следующей позиции стоят И. Репин (21%), Шишкин (18%), П. Пикассо (12%). Студенты, называя имена мастеров искусства, творчеству которых отдают предпочтение, как правило, используют ту информацию, которую они получили либо еще в процессе школьного или дополнительного образования (24%), либо через непосредственное потребление произведений искусства в последнее время, либо через общение со сверстниками и знакомыми. Иногда указываются имена деятелей искусства, чье творчество активно пропагандируется средствами массовой коммуникации.
Для плодотворного созидания художественных ценностей необходимы потребность в художественном творчестве, определенные способности и навыки. Затруднение в ответе вызывал вопрос о наличии творческих способностей - 35% респондентов таковыми не обладают?! С момента поступления в вуз редко кто из студентов продолжает развивать свои способности и навыки художественного творчества. В нашем исследовании таковых оказалось 83%. На основании таких результатов, мы можем сделать вывод о том, что молодые люди не понимают, как можно развивать способности вне учреждений художественного образования. Но при этом 95% опрошенных считают, что искусство помогает внутренне совершенствоваться, адаптироваться в окружающем социуме, формировать культуру личнос-
Библиографический список
ти и художественный вкус, налаживать межличностные связи и развивать врожденные творческие способности.
О потребности студенчества в художественном созидании можно судить по количеству желающих заниматься (38%) и занимающихся художественно-творческой деятельностью в студенческих досуговых центрах (20%). Не испытывают потребности и не желают заниматься творческой самореализацией 42% опрошенных респондентов мотивируя свой ответ нехваткой времени или отсутствием интереса к данному виду деятельности.
Первоочередной задачей молодежных досуговых центров является формирование культурной личности, умеющей ориентироваться в мире национальной и мировой культуры, творчески самореализовываться, соблюдая при этом национальные культурные нормы, создавать креативные проекты. При неразвитости духовных потребностей возможности для самосовершенствования, самореализации зачастую не используются молодежью. По данным анкетирования уровень собственного образования устраивает менее половины молодых респондентов (46%) и они чувствуют потребность повышать свое образование и культурно развиваться.
Подводя итог, можно утверждать: насколько соответствует деятельность студенческих досуговых центров в формате вуза интересам культурно-художественного развития личности, зависит не только эффективность художественного воспитания, поступательный характер культурных процессов, но и динамика изменения ценностных ориентаций российской молодежи. Культура и искусство, работая на будущее, предопределяют развитие личностных приоритетов человека, входящего в открытое мировое пространство, где представленные функции искусства способствуют взаимопониманию многообразия культур современного мира. С.Н. Батракова отмечает, что «формирование целостной личности, как это демонстрирует история развития педагогики и как это показывают исследования теоретиков-классиков и труды современных ученых, возможно лишь на путях культуры» [8, с. 4].
1. Каган, М.С. Человеческая деятельность (Опыт систем. анализа). - М., 1974.
2. Ежова, Е.Ю. Развитие художественной культуры личности в поликультурном образовательном пространстве: автореф. дис. ... д-ра культорогии. - Саранск, 2011.
3. Павлова, Л.В. Развитие гуманитарной культуры студентов вуза: монография. - М., 2010.
4. Лузина, Л.М. Понимание как духовный опыт (о понимании человека). - Псков, 1997.
5. Лихачев, Б.Т. Сущность, принципы и система эстетического воспитания учащихся общеобразовательной школы // Сов. педагогика. -1980. - № 7.
6. Задерацкий, В.В. Мир, музыка и мы. Размышления без темы // Муз. академия. - 2001. - № 4.
7. Суртаев, В.Я. Молодежь и культура. - СПб., 1999.
8. Батракова, С.Н. Методологические основы педагогического процесса: учеб. пособие. - Ярославль, 2001. Bibliography
1. Kagan, M.S. Chelovecheskaya deyateljnostj (Opiht sistem. analiza). - M., 1974.
2. Ezhova, E.Yu. Razvitie khudozhestvennoyj kuljturih lichnosti v polikuljturnom obrazovateljnom prostranstve: avtoref. dis. ... d-ra kuljtorogii. -Saransk, 2011.
3. Pavlova, L.V. Razvitie gumanitarnoyj kuljturih studentov vuza: monografiya. - M., 2010.
4. Luzina, L.M. Ponimanie kak dukhovnihyj opiht (o ponimanii cheloveka). - Pskov, 1997.
5. Likhachev, B.T. Suthnostj, principih i sistema ehsteticheskogo vospitaniya uchathikhsya obtheobrazovateljnoyj shkolih // Sov. pedagogika. -1980. - № 7.
6. Zaderackiyj, V.V. Mir, muzihka i mih. Razmihshleniya bez temih // Muz. akademiya. - 2001. - № 4.
7. Surtaev, V.Ya. Molodezhj i kuljtura. - SPb., 1999.
8. Batrakova, S.N. Metodologicheskie osnovih pedagogicheskogo processa: ucheb. posobie. - Yaroslavlj, 2001.
Статья поступила в редакцию 04.06.14
УДК 378
Shibayev V.P., Shibayeva L.M. METHODOLOGICAL AND ETHICAL ASPECTS OF TEACHERS IN THE PROCESS OF PREPARATION TO TEACH A LESSON ON AN INTERACTIVE BASIS. In the article the main methods, forms and ethical aspects of work of a professor for teaching a lesson on an interactive basis are considered. The research studies combination of active, interactive and extra-curricular work with the purpose of forming and developing professional skills of students as one of the basic requirements to realize main educational programs. The author offers methods, forms and ethical aspects of the work of a teacher in teaching process with the interactive base.
Key words: active and interactive forms of lessons; interactive competence; lecture; practical lesson; ethical aspect.
В.П. Шибаев, доц., канд. пед. наук, Ставропольский гос. аграрный университет г. Ставрополь,
E-mail: [email protected]; Л.М. Шибаева, доц., канд. пед. наук, Северо-Кавказский Федеральный университет,
г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
МЕТОДИЧЕСКИЕ И ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЯ НА ИНТЕРАКТИВНОЙ ОСНОВЕ
В статье рассматривается понятие «интерактивное обучение», обосновывается широкое использование активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся как одно из требований к условиям реализации основных образовательных программ. Предлагаются основные методы, формы и этические аспекты работы преподавателя по проведению уроков на интерактивной основе.
Ключевые слова: активные и интерактивные формы занятий; интерактивная компетентность; лекция; практическое занятие; этический аспект.
Значимость применения образовательных технологий и интерактивных методов в процессе обучения была актуализирована внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов Высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) на основе компетентностного подхода. Широкое использование активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся становится одним из требований к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата (магистратуры).
Образовательное учреждение должно предусматривать использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся [1].
Термин «интерактивный» означает взаимодействие, нахождение в режиме беседы, диалога с кем-либо. Интерактивная компетентность преподавателя — это способность организовать интерактивное, эффективное взаимодействие обучаемых на основе интенсивных технологий; умение управлять командной работой. Поскольку все практические занятия проводятся в групповой работе, то преподавателю необходимо также владеть навыками командообразования (умение определить лидеров, грамотно распределить роли и организовать внутрикомандную и межгрупповую дискуссию, корректно управлять всеми процессами взаимодействия) и стратегиями взаимодействия (компромисс, сотрудничество, конкуренция, избегание, приспособление), что позволит преподавателю добиться на интерактивных занятиях образовательной результативности [2].
Все интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения. На современном этапе образовательный процесс профессиональной школы направлен на выполнение социального заказа - формирование самостоятельной, активной, инициативной, творческой личности, личности, готовой к сотрудничеству, к самостоятельной организации пространства деятельности. Интерактивные методы обучения наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу, так как они предполагают со-обучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся, и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, фасилитатора, создателя условий для инициативы учащихся. Интерактивное обучение основано на собственном опыте обучающихся, их прямом взаимодействии с областью осваиваемого профессионального опыта. Обучение с использованием интерактивных образовательных технологий предполагает отличную от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение [3].
В интерактивной форме могут проводиться как практические (семинарские) занятия, так и лекции, среди которых можно выделить следующие: проблемная лекция, лекция с запланированными ошибками (лекция-провокация), лекция вдвоем, лекция-визуализация, лекция «пресс-конференция», лекция-диалог и другие.
Среди интерактивных подходов, которые можно использовать на практических (семинарских) занятиях, современная пе-
дагогика выделяет целый арсенал: творческие задания; работа в малых группах; интерактивная экскурсия; видеоконференция; социально-психологический тренинг; дискуссия; мозговой штурм (мозговая атака); кейс-технологии; ассессмент-центр; фокус группа; метод портфолио; метод проектов; сократический диалог; метод «Займи позицию»; метод «Дерево решений»; метод «Попс-формула» и др..
С этической точки зрения преподаватель в образовательном процессе должен:
• обеспечивать дружескую атмосферу на занятии и выражать положительную и стимулирующую ответную реакцию;
• показать высокий профессионализм, хорошее знание материала в рамках учебной программы;
• обладать способностью лидировать;
• уметь вести диалог;
• обладать речевой культурой и, в частности, свободным и грамотным владением профессиональной терминологией;
• иметь прогностические способности, позволяющие заранее предусмотреть все трудности в усвоении материала;
• облегчать подготовку к занятиям, но при этом не придумывать аргументы при дискуссиях самому;
• заранее готовить вопросы, которые можно было бы ставить на обсуждение по ходу занятия, чтобы не давать погаснуть дискуссии, обсуждению;
• подчеркивать образовательные, а не соревновательные цели студентов;
• стимулировать исследовательскую работу;
• провоцировать интерес, затрагивая значимые для студентов проблемы;
• не допускать ухода за рамки обсуждаемой проблемы;
• способствовать личному вкладу студентов и свободному обмену мнениями при подготовке к интерактивному обучению;
• не оставлять без внимания ни одного неверного суждения, но не давать сразу же правильный ответ;
• помочь участникам занятия прийти к единому согласованному решению, путем поиска общих тенденций, при этом подчеркивая важность различных позиций и подходов;
• анализировать и оценивать проведенное занятие, подводить итоги, результаты;
• уметь быть объективным и владеть собой;
• в заключительном слове подвести группу к конструктивным выводам, имеющим познавательное и практическое значение;
• добиться чувства удовлетворения у участников, т.е. поблагодарить всех студентов за активную работу, выделить тех, кто помог в решении проблемы [3].
Применение интерактивных технологий в условиях вузовской подготовки следует рассматривать как ресурс личностного саморазвития будущего педагога. Они готовят студентов к конструктивному профессиональному общению; формируют ценностные ориентации и установки профессиональной деятельности; способствуют большей вовлеченности участников взаимодействия в процесс обучения, побуждают их к непроизвольной активности; способствую проявлению личностных качеств студентов, их индивидуальных особенностей, стремления к самопознанию и личностному саморазвитию; провоцируют у обучаемых проявление рефлексивных процессов, предоставляют возможность для всестороннего анализа, интерпретации, осмысливания полученных результатов.
Библиографический список
1. Активные и интерактивные формы обучения: методические рекомендации / И.В. Анашкина. - Тамбов, 2011.
2. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.П. Панфилова. - М., 2009.
3. Гущин, Ю.В. Интерактивные методы обучения в высшей школе // Психологический журнал университета «Дубна». - Дубна. - 2012. -№ 2.
Bibliography
1. Aktivnihe i interaktivnihe formih obucheniya: metodicheskie rekomendacii / I.V. Anashkina. - Tambov, 2011.
2. Panfilova, A.P. Innovacionnihe pedagogicheskie tekhnologii. Aktivnoe obuchenie: ucheb. posobie dlya stud. vihssh. ucheb. zavedeniyj / A.P. Panfilova. - M., 2009.
3. Guthin, Yu.V. Interaktivnihe metodih obucheniya v vihssheyj shkole // Psikhologicheskiyj zhurnal universiteta «Dubna». - Dubna. - 2012. - № 2.
Статья поступила в редакцию 10.06.14
УДК 614.2:378.1
Abdulgalimov R.M., Abdulgalimova G.N. A PROFESSIONAL OUTLOOK OF A MEDICAL DOCTOR IN THE STRUCTURE OF ITS PROFESSIONAL CULTURE. The work states changes in the educational sphere that made the problem of life value aspects very important. In the article the most topical questions of the modern society are examined, a way of understanding the term "professional culture" is given. Praxeological and mental sides of the professional culture and of the professional outlook of a medical doctor are studied. The authors conclude that the technology of the process of forming the outlook of future doctors contains a system of modern ideas, principals, means, methods, competitive factors of forming, which are connected with micro- and macro-environment of students, their priorities, as well as a criteria system for assessment of their outlook.
Key words: professional culture, professional outlook, medical doctor, praxeological and mental components.
Р.М., Абдулгалимов, какнд. пед. наук, доц. каф. биофизики, информатики и медаппаратуры ГБОУ ВПО «Дагестанская гос. медицинская академия», г. Махачкала; Г.Н. Абдулгалимова, канд. пед. наук, доц. каф. медицинской биологии ГБОУ ВПО «Дагестанская гос. медицинская академия», г. Махачкала, E-mail: ramazan. abdulgalimov@mail. ru
МЕСТО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ ВРАЧА В СТРУКТУРЕ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
В статье обосновываются изменения в сфере образования, которые актуализировали проблему ценностных аспектов жизни. Рассматривается актуальные вопросы современного общества, представлен подход к определению понятия «профессиональная культура», рассмотрены праксиологическая и ментальная сторона профессиональной культуры и профессионального мировоззрения врача. Авторы приходят к выводу, что технология процесса формирования мировоззрения будущих врачей включает систему современных идей, принципов, совокупность субъектов мировоззренческой подготовки, средств, форм, методов, конкурирующих факторов формирования, связанных с макро- и микросредой обитания студентов, приоритетных направлений и критериальную систему оценки мировоззрения.
Ключевые слова: профессиональная культура, профессиональное мировоззрение, врач, компоненты праксиологический и ментальный.
Становления глобального мира в современных условиях изменение природы знания и мировоззрения ведут к существенным изменениям в сфере образования тенденции развития, которого актуализировали проблему ценностных аспектов в процессе человеческой жизни.
Современные подходы к высшему образованию базируются на необходимости эффективного формирования профессиональной культуры каждого специалиста. Овладение культурой способствует реальному пониманию человеком самого себя, своего места и своей роли в мире.
Нужно отметить, что понятие «профессиональная культура» часто употребляется вне связи с культурой в целом. Одни авторы обращаются к нему при рассмотрении социализации личности, не касаясь его сущности, другие, не определяя явления, тем не менее, различают общую и профессиональную культуру. Определенный вклад в развитие теории профессиональной культуры внесли Абросимова Л.Ф. [1], Баталов А.А. [2], Ба-тура П.М. [3], Эйхельберг Е.А. [4]. Понимание сущности и структуры данного явления не выходит за пределы представлений Соколовой Г.Н. о профессиональной культуре как исключительно личностной характеристике специалиста, выражающей меру развития потребностей и способностей индивидов [5].
Анализ точек зрения на профессиональную культуру позволяет констатировать, что для большинства авторов характерен несистемный подход к проблеме: в одном случае это выражает-
ся в немотивированном наборе элементов, в другом - в сведении исследуемого феномена либо к совокупности знаний и навыков, либо к стилю мышления и общения.
Под профессиональной культурой врача мы понимаем общественное явление, выражающее степень овладения профессиональной группой, ее представителями праксиологическими и ментальными компонентами медицинской специальной деятельности с целью воспроизводства здоровья человека как основного капитала государства.
В структуре профессиональной культуры будущего врача мы выделили праксиологическую и ментальную стороны.
Ментальная сторона выступает интегральной характеристикой сознания и самосознания субъекта профессиональной медицинской культуры, нравственно-мировоззренческих и эстетических предпосылок деятельности врача. В ее составе выделяются такие элементы, как профессиональное сознание, профессиональное самосознание, профессиональное мировоззрение, профессиональное мышление, профессиональная мораль.
Параксиологическая сторона характеризует способ взаимодействия субъекта с орудиями и предметом труда, а также степень его готовности к конкретному виду деятельности. В ее составе выделяются такие элементы, как профессиональные медицинские знания, навыки и умения, в том числе стиль профессионального мышления.