Научная статья на тему 'Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках литературного чтения'

Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках литературного чтения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2598
248
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ / COGNITIVE UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS / PRIMARY SCHOOLCHILDREN / LITERARY READING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алиева С. А.

В статье отмечается, что задачи школьного образования в России в условиях гуманизации и демократизации учебно-воспитательного процесса определяют его новые приоритеты, сформулированные как потребность государства и общества в формировании инициативной личности, способной к рациональному творческому труду. При этом, воспитание у детей познавательной потребности, развитие их познавательных интересов всегда были актуальной психолого-педагогической проблемой. Особую актуальность эта проблема приобретает на уроках литературного чтения. Считается, что серьезным препятствием в развитии познавательной активности выступают репродуктивный характер предъявляемых знаний, а также несвязность их с ведущими потребностями возраста. Все это ведет к формализму в усвоении школьных знаний, центрации учебной мотивации на оценке. Автор приходит к выводу, о важности развития самостоятельной познавательной активности школьника, для которой характерна ориентация на установление источников, причинно-следственных связей, механизмов окружающих явлений, событий и себя самого. В ходе проведённого эксперимента, основанного на формировании познавательной активности школьников на уроках литературного чтения, наблюдается положительная динамика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF COGNITIVE UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS OF THE PRIMARY SCHOOL CHILDREN AT THE LITERARY READING LESSONS

Objectives of the school education in Russia in terms of humanization and democratization of the educational process determine its new priorities, formulated as the need of the state and society in the formation of proactive personality, capable for the rational creative work. The development of the children''s cognitive need, their cognitive interests were always relevant to psychological and pedagogical problem. The opinion of the author of the article is that this issue becomes specially actualized at lessons in literary reading. As the author notes, a serious obstacle in the development of cognitive activity is the reproductive nature of the required knowledge, what doesn''t meet the needs of the children in their life period. All this leads to the formalism in the uptake of school knowledge, when the center of the learning motivation is the assessment. In this regard, it is very important to develop independent cognitive activity of students, which tends to focus on the identification of the sources, causality, mechanisms surrounding phenomena, events, and students themselves. In the course of the experiment, based on the formation of cognitive activity of students in the classroom readings, the author managed positive dynamics.

Текст научной работы на тему «Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках литературного чтения»

УДК 372

Aliyevа S.A. THE FORMATION OF COGNITIVE UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS OF THE PRIMARY SCHOOL CHILDREN AT THE LITERARY READING LESSONS. Objectives of the school education in Russia in terms of humanization and democratization of the educational process determine its new priorities, formulated as the need of the state and society in the formation of proactive personality, capable for the rational creative work. The development of the children's cognitive need, their cognitive interests were always relevant to psychological and pedagogical problem. The opinion of the author of the article is that this issue becomes specially actualized at lessons in literary reading. As the author notes, a serious obstacle in the development of cognitive activity is the reproductive nature of the required knowledge, what doesn't meet the needs of the children in their life period. All this leads to the formalism in the uptake of school knowledge, when the center of the learning motivation is the assessment. In this regard, it is very important to develop independent cognitive activity of students, which tends to focus on the identification of the sources, causality, mechanisms surrounding phenomena, events, and students themselves. In the course of the experiment, based on the formation of cognitive activity of students in the classroom readings, the author managed positive dynamics.

Key words: cognitive universal educational actions, primary schoolchildren, literary reading.

С.А. Алиева, канд. пед. наук, доц., зав. каф. методик начального образования, декан факультета педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Чеченский гос. педагогический институт», г. Грозный, E-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

В статье отмечается, что задачи школьного образования в России в условиях гуманизации и демократизации учебно-воспитательного процесса определяют его новые приоритеты, сформулированные как потребность государства и общества в формировании инициативной личности, способной к рациональному творческому труду. При этом, воспитание у детей познавательной потребности, развитие их познавательных интересов всегда были актуальной психолого-педагогической проблемой. Особую актуальность эта проблема приобретает на уроках литературного чтения. Считается, что серьезным препятствием в развитии познавательной активности выступают репродуктивный характер предъявляемых знаний, а также несвязность их с ведущими потребностями возраста. Все это ведет к формализму в усвоении школьных знаний, центрации учебной мотивации на оценке. Автор приходит к выводу, о важности развития самостоятельной познавательной активности школьника, для которой характерна ориентация на установление источников, причинно-следственных связей, механизмов окружающих явлений, событий и себя самого. В ходе проведённого эксперимента, основанного на формировании познавательной активности школьников на уроках литературного чтения, наблюдается положительная динамика.

Ключевые слова: познавательные универсальные учебные действия, младшие школьники, литературное чтение.

В условиях реформирования образования именно начальная школа должна создать серьезные предпосылки для развития способностей младших школьников, их творческого потенциала и активности. Именно начальная школа призвана формировать у детей неустанный интерес к окружающему, стремление узнать и познать, желание творчески преобразовать то, что увидел и узнал.

В условиях учебной деятельности следует различать общение учителя с учащимся, в котором проявляется стиль деятельности учителя, отношение учащихся к учителю и общение между участниками учебной деятельности, в значительной мере определяющее тонус учебной работы, интерес к познавательной деятельности.

Невозможно переоценить значение познавательной деятельности для общего развития младшего школьника и формирования его личности. Под влиянием познавательной деятельности развиваются все процессы сознания. Познание требует активной работы мысли, и не только мыслительных процессов, но и совокупности всех процессов сознательной деятельности. Процесс познавательной деятельности требует значительных затрат умственных сил и напряжения, что удается далеко не каждому, поскольку подготовка к осуществлению интеллектуальных операций не всегда достаточна. Поэтому проблему усвоения составляет не только овладение знаниями, но и процесс длительного (усвоения) устойчивого внимания, напряжения умственных сил, волевых усилий.

В процессе учения, в своей учебно-познавательной деятельности школьник не может выступать только объектом. Учение всецело зависит от его деятельности, активной позиции, а учебная деятельность в целом, если она строится на основе меж субъектных отношений учителя и учащихся, всегда дает более

плодотворные результаты. Поэтому формирование деятельной позиции школьника в познании - главная задача всего учебного процесса. Решение её в значительной мере обусловлено познавательным интересом.

Таким образом, познавательная деятельность вооружает школьника знаниями, умениями, навыками; способствует воспитанию нравственных, гражданско-патриотических, эстетических качеств учащихся, формированию мировоззрения в целом. В процессе познавательной деятельности развиваются память и мышление, формируются личностные новообразования, активность, самостоятельность учащегося. Познавательный интерес позволяет выявить и реализовать потенциальные возможности учащихся, приобщая к поисковой и творческой деятельности.

Активность учащегося в процессе обучения - волевое действие, деятельное состояние, которому свойственны глубокий интерес к учению, усиление инициативы и познавательной самостоятельности, напряжение умственных и физических сил для достижения поставленной в ходе обучения познавательной цели. Отмеченные особенности активизации познавательной деятельности младших школьников позволяют указать её основные направления, учитывающие особую роль интереса.

Поэтому успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у младших школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика, так как являются общеучебными, т. е. не зависят от конкретного содержания предмета. При этом каждый учебный предмет в соответствии со спецификой содержания занимает в этом процессе свое место [1]. Урок литературного чтения с этой точки зрения важен потому, что, научив младшего школьника читать, учитель стимулирует его познавательный интерес.

В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, выделяют четыре блока:

• личностный;

• регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

• познавательный;

• коммуникативный.

Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические и направленные на постановку и решение проблемы навыки [2].

• Общеучебные навыки: умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью (подробно, сжато, выборочно) и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.); постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование)

• Логические навыки: сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств / различия, определения общих признаков и составления классификации); опознание конкретно - чувственных и иных объектов (с целью их включения в тот или иной класс); анализ - выделение элементов и «единиц» из целого; расчленение целого на части; синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; сериация - упорядочение объектов по выделенному основанию.

Логика построения начального образования такова, что на первых же уроках обучения грамоте перед ребенком ставятся учебные задачи. Вначале вместе с учителем, а затем самостоятельно младший школьник объясняет последовательность учебных операций (действий), которые осуществляет для их решения [3]. Например, проводя звуковой анализ, первоклассники ориентируются на модель слова, дают его качественную характеристику. Для этого они должны знать все действия, необходимые для решения этой учебной задачи: определить количество звуков в слове, установить их последовательность, проанализировать «качество» каждого звука (гласный, согласный, мягкий, твердый согласный), обозначить каждый звук соответствующей цветовой моделью. В начале обучения все эти действия выступают как предметные, но пройдет немного времени, и ученик будет использовать алгоритм действия, работая с любым учебным содержанием. Теперь главным результатом обучения становится то, что школьник, научившись строить план выполнения учебной задачи, уже не сможет работать по-другому.

Познавательная активность, связанная с приобретением знаний и умений, необходимых для решения познавательных задач, стремления к интеллектуальным достижениям. Для неё характерны:

- стремление решать интеллектуальные задачи;

- стремление получить средства для решения указанных задач;

- потребность в интеллектуальных достижениях;

- вопросы по изучаемой теме по типу «как это сделать», «для чего это надо делать», «что правильно, что неправильно» и т.п., характеризующие стремление научиться, усвоить новую информацию, освоить новый способ действия;

- установка на овладение предлагаемым способом деятельности;

- позитивное эмоциональное переживание, связанное с усвоением новых знаний, приемов, способов деятельности, отработкой сложных операций, нахождением путей решения учебных задач;

- интерес к значению незнакомых слов;

- ситуационный характер познавательного интереса: после получения новых сведений, по окончании действия (урока, выполнения задания) интерес исчерпывается, появляются симптомы пресыщения.

Так как основной формой деятельности школьников является учеба, то потребности приводят к появлению познавательной мотивации в учебном процессе. Мотивация учебной деятельности как свойство личности младших школьников проявляется в активном пополнении знаний, овладении интеллектуальными умениями и навыками, обогащении чувственного опыта. 112

Одним из ведущих факторов, которые влияют на формирование познавательных потребностей младшего школьника, является методика обучения. В ходе формирующего эксперимента в обучении учащихся экспериментальной выборки использовался метод педагогического наблюдения, фиксации результатов обучения и уровней воспитанности учащихся. Чтобы уменьшить эффект прикрытия социально желаемыми нормами, были использованы взаимодополняющие методы, а в ответах учащихся изучалась их осознанность и повторяемость мотивационной ориентации.

В младшем школьном возрасте познавательная потребность проявляется через:

- возрастную чувствительность, сензитивность;

- потребность в общении;

- потребность в деятельности;

- потребность в самовыражении, формирование адекватной самооценки, сравнения себя с другими, отмечается новый этап в развитии самосознания младшего школьника.

Серьезным препятствием в развитии познавательной активности выступают репродуктивный характер предъявляемых знаний, невыявленность их связи с реальной действительностью и репродуктивный характер образования, а также несвязанность их с ведущими потребностями возраста. Все это ведет к формализму в усвоении школьных знаний, центрации учебной мотивации на оценке. В этой связи очень важно развивать самостоятельную познавательную активность школьника, для которой характерна ориентация на установление источников, причинно-следственных связей, механизмов окружающих явлений, событий и себя самого.

К приведенным выше признакам в данном случае добавляются:

- устойчивый (ненасыщаемый) характер познавательного интереса - стремление узнать больше; новое знание, новое умение порождает новые вопросы, направленные на более глубокое проникновение в его содержание;

- интерес к познанию закономерностей, существенных причинно-следственных связей, проявляющийся как в самостоятельной деятельности, так и в вопросах, задаваемых педагогу;

- самостоятельная постановка вопросов и целей изучения; инициатива в постановке новых задач и проблем;

- поиск оригинальных способов достижения целей, решения задач;

- устойчивая избирательность и постоянство интереса, его включенность в представление ученика о собственном будущем - как в профессиональной сфере, так и в сфере самообразования, досуга и т.п.;

- интерес к способу получения новых знаний, открытию новых закономерностей в той или иной сфере, то есть к овладению первичными формами профессионального мышления;

- выделение наиболее существенных, важных сторон изучаемого явления;

- активное участие в обсуждениях, спорах по интересующему предмету, области;

- желание высказать и отстоять свою точку зрения;

- осознание интереса - ученик способен объяснить, что ему нравится в том или ином предмете.

В ходе педагогического эксперимента наблюдалась динамика познавательной активности младших школьников, которая проявлялась как потребность в познании окружающего мира. Познавательная потребность выступает как мотивация человека к добыванию, усвоению и применению новых знаний в практической ситуации. Злободневной проблемой современности является необходимость поддержки познавательной активности у младших школьников с целью выработки устойчивого интереса к учебной деятельности на дальнейших ступенях обучения.

Как указано в Примерных программах начального общего образования, важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности в начальной школе является создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания: наблюдение, опыты, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог и пр.

Младшему школьнику должны быть предоставлены условия для развития рефлексии - способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание и др. Способность к рефлексии - важное качество,

определяющее социальную роль ребенка как ученика, школьника, направленность на саморазвитие».

В этой связи рефлексивная деятельность учащихся выступала в качестве своеобразной формы контроля, осуществляемой с помощью метода неоконченных предложений.

В ходе экспериментальной работы на первом этапе были изучены мотивы познавательных интересов учащихся и определены следующие уровни:

1 уровень - появляется интерес лишь в общей, всем присущей потребности, когда для школьника не имеет значение содержание объекта, лишь бы он был несложен, доступен.

2 уровень - проявляется интерес в общей любознательности.

3 уровень - связан интерес с какой - либо социально-значимой для школьника деятельностью.

Для определения динамики развития познавательных универсальных учебных действий нами проводилось регулярное отслеживание результатов учебной деятельности на уроках литературного чтения. Полученные данные анализировались, выводились итоговые результаты по годам обучения (таблица 1).

В процессе формирования познавательных универсальных учебных действий младшие школьники научились легко делить текст на законченные по смыслу части, выделять основное в

содержании, свободно отвечать на вопросы о прочитанном, делиться своими наблюдениями. При этом ученики выразительно читают текст, выделяют голосом важные по смыслу слова в предложении, используя навыки слогового и звукобуквенного анализа, специальное внимание при этом обращая на особенности речевой интонации, ее выразительные возможности. С целью формирования познавательных универсальных учебных действий акцент делался на развитие речи, воспитание гуманных чувств, расширение кругозора, обогащение словарного запаса учащихся экспериментальных классов, велась активная работа в тетрадях по развитию речи. В тетрадях младшие школьники делали зарисовки наиболее понравившегося эпизода из прочитанного произведения, писали мини-сочинения, четверостишья, делали зарисовки к ним. Такая систематическая работа к концу учебного года дала хорошие результаты: вдохновленные просчитанным и увиденным, ученики начали составлять четверостишия самостоятельно; рифмовать слова прямо на уроке, читали свои стихи, делились впечатлениями. Таким образом, как показала экспериментальная работа, уроки литературного чтения положительно влияют на читательскую деятельность младших школьников. В классе стали очевидны заметные успехи в учебе, у детей появился интерес к чтению художественной литературы.

Таблица 1

Динамика результатов обученности выпускников за 4 года

Класс 2006-2007 уч. год 2007-2008 уч. год 2008-2009 уч. год 2009-2010 уч. год

Кол. Усп.% Кач.% Кол. Усп.% Кач.% Кол. Усп.% Кач.% Кол. Усп.% Кач.%

3 кл. 27 98,7 61

4 кл. 21 99,3 83

1 кл. 24 97,9 63

2 кл. 23 97,8 73,5

Библиографический список

1. Алексеева, С.В. Планируемые результаты начального общего образования / С.В. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова. -М., 2009.

2. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. - М., 2009.

3. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособ. для учителя. -М., 2010.

Bibliography

1. Alekseeva, S.V. Planiruemihe rezuljtatih nachaljnogo obthego obrazovaniya / S.V. Alekseeva, S.V. Anathenkova, M.Z. Biboletova. - M., 2009.

2. Asmolov, A.G. Kak proektirovatj universaljnihe uchebnihe deyjstviya v nachaljnoyj shkole / A.G. Asmolov, G.V. Burmenskaya, I.A. Volodarskaya. - M., 2009.

3. Asmolov, A.G. Kak proektirovatj universaljnihe uchebnihe deyjstviya v nachaljnoyj shkole. Ot deyjstviya k mihsli: posob. dlya uchitelya. - M., 2010.

Статья поступила в редакцию 17.11.14

УДК 378

Gadzhiyeva P.D., Hairullaeva AZ. ON SOME ISSUES OF THE USE OF INTERACTIVE TEACHING METHODS IN THE TRAINING FUTURE TEACHERS. In the article the questions of improvement of higher education are discussed. The work describes the use of interactive teaching methods in the training of future specialists. The authors justify the psycho-pedagogical conditions of the effectiveness of interactive learning. Thanks to the research and its results the authors conclude that the use in the educational process of interactive learning will help to create an atmosphere of cooperation of subjects of educational activity of a university, which will encourage students to creative practical work in educational institutions, to organize the interaction of students and use a variety of methods and forms, thereby making learning in the secondary school more interesting, effective and modern. On the level of balance of conventional and unconventional teaching methods the researchers marks that modern universities still consider lectures and seminars as basic forms of work with students. The authors stated that the technologies and technical development of forms of education set new standards and perspectives that show the necessity to moving from conventional ways of teaching to new unconventional ones.

Key words: on-line training, innovative teaching, interactive teaching methods.

П.Д. Гаджиева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВПО «ДГПУ», г. Махачкала; А.З. Хайрулаева, ст. преп. каф. теории и методики обучения праву ФГБОУ ВПО «ДГПУ», г. Махачкала, E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.