О некоторых проблемах развитая единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны
Долгий H.H.
Проблема, которая будет обсуждаться, не только очень важна, но и крайне сложная. Говорить о перспективах, особенно о перспективах развития такой неординарной системы, какой является РСЧС, дело неблагодарное и затруднительное.
Тем не менее, об этом говорить надо. Россия входит в XXI век, в новое тысячелетие. И, хотя мы отчетливо представляем, что ничего экстраординарного не произойдет - с какими проблемами выходим из XX века, с такими же и войдем в новый век Тем не менее, подсознательно, психологически люди ждут перемен и пытаются заглянуть в будущее.
Я не могу, в силу того, что не представляю руководство МЧС России, излагать программу развития МЧС России и РСЧС. В то же время, являясь работником Центра стратегических исследований, имею некоторое моральное право обсудить отдельные проблемы совершенствования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и проблемах реформирования гражданской обороны.
Сначала необходимо остановиться на общеметодологической проблеме, проблеме философского порядка. Речь идет о роли субъективных и объективных фахторов, определяющих развитие государственных и общественных систем.
Чем, в конечном счете, определяется их развитие? Волей отдельных личностей - руководителей или реально сложившимися объективными условиями? Если взять отдельные исторические примеры, то вроде ответ склоняется к первому варианту. Действительно, давайте вспомним:
пришел к руководству страной М.С.Горбачев, и началась перестройка и все, последовавшие за этим процессы;
пришел В.И.Чуйков - появилась система гражданской обороны страны; появился С.К Шойгу - родилась качественно новая система - РСЧС. Однако, на мой взгляд, это не совсем так. Более правильным был бы такой ответ - развитие социально зависимых систем определяется в первую очередь сложившимися объективными предпосылками. Заслуга руководителей в том, что на основе анализа этих предпосылок они реально претворяют (нередко в борьбе со старым) назревшие перемены в жизнь.
Какие объективные условия определяю! развитие и совершенствование РСЧС? Я бы назвал четыре основных группы предпосылок, создающих (если попытаться сказать образно) своеобразный коридор, в пределах которого может происходить дальнейшее развитие РСЧС (схема 1).
Первая. Военно-политическая обстановка в мнре и военные опасности для России. Из анализа этого фактора, прежде всего, вытекают требования к гражданской обороне на перЖктиву
Г,^тт"ЗЛТиг'—ЧГ<','^Я*Г г6с~8РГРК8 Р Г^агг
Опыт деятельности гражданской обороны и РСЧС
Схема 1. Объективные условия, определяющие развитие РСЧС И ГО
Кроме гого, от уровня реальной военной опасности зависит чему отдавать приоритеты в строительстве систем защиты населения - решению оборонных задач, или проблемам мирного времени.
Вторая. Политическая и социально-экономическая обстановка внутри страны. Анализ этой обстановки позволяет выявить спектр возможных внутренних опасностей и угроз (природных, техногенных, социальных, террористических и др.), а также определять реальные возможности государства по созданию эффективной системы противодействиям им.
Третья. Концептуально-правовая база. Что она определяет? Необходимость действий только в рамках того правового поля, которое создано в стране. Речь идет о Конституции Российской Федерации, Законе о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, Законе о гражданской обороне и других законодательных актах, имеющих отношение к деятельности МЧС России
Кроме того, мы можем действовать только в рамках Концепции национальной безопасности, Военной доктрины и Концепции военной реформы. Нели, например, военной реформой предусмотрено упразднение войск ГО, то, безусловно, эту работу, хотим или не хотим, мы обязаны предусматривать.
В недавно утвержденной новой Концепции национальной безопасности России обозначены основные ориентиры дальнейшего развития РСЧС и гражданской обороны. В частности, указаны основные недостатки, которые следует устранить - это ослабление государственного надзора в системе РСЧС и недостаточная эффективность правовых и экономических механизмов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также поставлена задача по качественному совершенствованию единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и по необходимости новых подходов к организации и ведению гражданской обороны.
Четвертая Прошлый опыт и инерционность, набранные в предыдущие годы, являются стабилизирующим фактором развития, определяют здоровый и полезный консерватизм.
Время революционных кардинальных изменений уже прошло. Следует двигаться вперед, опираясь на достигнутое, используя все ценное и полезное, что было достигнуто ранее, но двигаться без резких поворотов. В этом плане многолетний опыт деятельности гражданской обороны и 10-летний опыт работы снасательной службы России, на мой взгляд, являются хорошим фундаментом для дальнейшего развития.
Конечно, при этом основное внимание должно быть уделено устранению имеющихся недостатков. О них хотелось бы сказать чуть подробнее, так как это имеет принципиальное значение.
У нас в последние годы наблюдается некоторая эйфория, когда речь заходит о деятельности РСЧС Действитслыш сделано много хорошего и есть чем гордиться. Создана система, не имеющая аналогов в мире. Ее
уникальность заключается в том, что проблема защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций решается в неразрывном единстве - от прогноза до ликвидации последствий. Жизнь показала, что направление было выбрано правильно и нет оснований для смены курса. Однако система далека от организационного завершения.
Вследствие слабости региональных и местных звеньев системы, не позволяют обеспечить высокую готовность к быстрому реагированию. Первая помощь должна приходить не через часы и сутки, а через минуты.
Явное отставание наблюдается также в области превентивных мер. Пока еще они скорее продекларированы, чем реализуемы на практике. Жесткую оценку состоянию гражданской обороны дат на сборах руководящего состава ГО, РСЧС и МЧС России Председатель Правительства Российской Федерации В. В.Путин - '"гражданская оборона скоро перейдет черту, за которой начнется ее развал”.
Важнейшую роль в определении перспектив развития системы защиты населения призвана сыграть наука. В связи с этим несколько слов о проблемах теории гражданской защиты.
Мне кажется, что в наше время роль теории явно занижена. Хотя все мы со школьной скамьи усвоили, что без теории нет движения вперед. На практике, в жизни так не получается. Сначала мы (имеется в виду общество) делаем шаг, потом пытаемся обосновать и определить - туда ли наступили.
Отсутствие теоретических проработок замедляет реализацию многих перспективных проектов. Возьмем, например, идею о Государственной спасательной службе, именно из-за отсутствия должных проработок, она реализуется крайне медленно.
Следует отметить, что в настоящее время мы не имеем теории 1ражданской защиты в целостном обобщенном виде. Есть отдельные теоретические наработки в области гражданской обороны, смягчения рисков, фундаментальных исследований в рамках ГНТП “Безопасность” и т.д. Но теории гражданской защиты, как самостоятельной научной отрасли пока еще нет.
Некоторые ученые высказывают сомнение в целесообразности создания отдельной теории гражданской защиты, отрицают и возможность такого понятия - как наука гражданской защиты. Официально, действительно, такой науки пока нет. Исследование проблем гражданской защиты не имеют самостоятельного характера, а находятся на перекрестке ряда научных дисциплин - полемологии (науке о войне), естественных, технических и общественных наук. Однако в гражданской защите есть и предмет собственных исследований, которыми не занимается ни одна из наук. Например, исследование и познание причин и условий возникновения чрезвычайных ситуаций, методы и способы защиты от них, ликвидация последствий и т.д.
К слону сказать, до настоящего времени ведутся споры - существует ли
. л6и
военная наука. В прошлом веке россиискии военоначальник Драгомиров писал - “В настоящее время никому в голову не придет утверждать, будто
может быть военная наука; она немыслима так же, как немыслима наука поэзии, музыки и т.д. ’. Ему вторил Троцкий - "Война есть практическое умение. Превращаться в науку война не может, как не может стать наукой архитектура, коммерция и т.д. Есть только совокупность практических приемов”.
Мне кажется, что в нашем случае есть все же все основания говорить о возможности и целесообразности создания теории гражданской защиты.
Создание любой теории требует, прежде всего, разработки ее облика: обоснование и определение объекта и предмета исследований, целей и задач теории, ее структуры. Кстати, этим в настоящее время занимается Центр стратегических исследований.
Безусловно, что предложение о выделении теоретической базы проблем защиты населения, территорий, материальных и культурных ценностей от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и опасностей военного времени в самостоятельную научную о грае ль -теорию гражданской защиты базируется не на пустом месте. Во всех разделах теории уже проделана большая научная работа
В настоящее время имеется ряд первоочередных проблем, в первую очередь проблем развития, требующих первоочередного внимания н разработки как в научном, так и в практическом плане. Хотел бы остановиться на четырех из них.
Первая. Совершенствование государственной системы защиты населения, территорий, материальных и культурных ценностей.
Речь идет, в первую очередь, о совершенствовании организационных структур РСЧС и гражданской обороны. Здесь имеются как стратегические, так и тактические задачи.
К числу стратегических следует отнести создание единой государственной системы гражданской защиты, которая бы обеспечивала защиту населения как в мирное, так и военное время (схема 2). Об этом уже много писали и говорили. В принципе нет противников этой идеи. Все, вроде, за. Однако я бы повременил с категоричным утверждением, что такая система в ближайшем будущем будет создана. И вот почему.
На мой взгляд, единая система нужна. Прежде всего, потому, что ее создание позволило бы полностью прикрыть все поле опасностей и угроз по линии МЧС России. Наше время характерно тем, что часто ведутся боевые действия, применяется современное оружие, создаются угрозы для жизни населения, а задействовать в полном объеме гражданскую оборону мы не можем, так как не объявлено состояние войны или не введено военное положение. На практике, все равно, МЧС России приходится заниматься всеми чрезвычайными ситуациями, чем бы они не были вызваны -терроризмом, военными действиями, природными или техногенными катастрофами. А раз так, то лучше бы иметь и единую систему, которая легко бы трансформировалась как к условиям мирного, так и военного времени.
Что же мешает'.’ Сочдание сис^ы фажданской чашиты - но кардинальный, революционный шаг, когда в корне придется менять только
Цель - повышение возможности и готовности в условиях мерного и военного времени
и
Основное содержание
I
Создание государственной системы гражданской зашиты
Создание единой координирующей системы спасательных служб
?
Изменение принципа комплектования войск ГО (новый вид службы)
I
Изменение орг-штатной структуры войск ГО и
ПСС
1
Изменения в региональной политике МЧС России (усиление роли субъектов РФ)
Овшнщпн литами!
минимум затрат; правовая основа;
сохранение преемственности опыта ГО и РСЧС; соответствие военной реформе и реформе государственных органов управления
Условна для проведение
Н
Позитивные: Негативки?:
• схожесть задач мирного и военного • наличие различной правовой базы,
времени; ; • наличие положения об отнесении ГО
• единые органы управления, силы и материально-техническая база к федеральному ведению
Основные мероприятия
1. Преобразование МЧС России в МГЗ России
2. Утверждение Положения о Российской системе гражданской защиты
3. Разработка проекта «Закона о гражданской защите Российской Федерг
4. Разработка основ нового вида государственной службы - службы ГЗ
5. Создание спасательной службы (корпуса сил ГЗ)
6. Разработка новой оргштатной структуры сил гражданской защиты
'ИИ)>
Схема 2. Реформа систем ГО и РСЧС
565
что созданную нормативно-правовую базу; разобраться к какому (федеральному или субъектов Российской Федерации) ведению она будет относиться (а это уже затрагивается Конституция Российской Федерации); менять сложившиеся (и позитивно оцененные обществом) методы подготовки и функционирования систем. Пришло ли время для всего этого? Я не знаю. Это должно решить руководство. По крайней мере, могу сообщить, что соответствующие наработки в ЦСИ ГЗ имеются.
К стратегическим задачам относится также задача по созданию Государственной спасательной службы. Эта задача поставлена Министром -С.К. Шойгу и нашла отражение в некоторых официальных документах. Целесообразность такой службы очевидна - таким путем будет объединена значительная часть спасателей России. Тем более что таким путем, можно будет реформировать войска гражданской обороны и в целом “девоенизировать” МЧС России.
Но создать Государственную спасательную службу оказалось не так просто. Для того чтобы сделать это, надо решить следующие проблемы:
во-первых, ввести в стране новый вид Государственной службы -“службы гражданской защиты” (по аналогу со службами в налоговом ведомстве, в таможне, противопожарной службе и т.д.). Введение такой службы позволило бы обеспечить социальную защиту тех военнослужащих, которые сейчас работают в МЧС России;
во-вторых, требуется принятие специального законодательного акта (работа над ним ведется);
в-третьих, решить вопросы с противопожарной службой МВД России. Нельзя сделать эффективную государственную спасательную службу без контактов (хотя бы в координационном плане) с пожарными. Во всем мире именно они являются основой спасательной службы.
К тактическим организационным задачам сегодня относятся задачи по формированию, предусмотренных Законом о гражданской обороне, служб гражданской обороны, гражданских организаций гражданской обороны.
Надо сказать, что если удастся создать предусмотренные службы и формирования в субъектах Российской Федерации, городах, районах и на предприятиях, то МЧС России получит солидный фундамент для своего функционирования, массовую поддержку населения.
В современных условиях сделать это не так просто. Нужно искать рычаги (моральные, материальные, правовые), которые бы обеспечили привлечение граждан в организации гражданской обороны Главное при этом избежать формализма. То что в негативную сторону отличало многомиллионные, порою “бумажные”, формирования прежней гражданской обороны СССР.
Второй по важности проблемой я бы определял проблему предупреждения и смягчения последствий чрезвычайных ситуации.
Проблема имеет крайне важное значение и в экономическом, и в технологическом, и в социальном планах. Хотя работать над ее решением не
. . _ 566 г
так престижно, не так эффектно, как в области, например, реагирования.
Г енеральный секретарь ООН Коффи Аннанд в июле 1999 года на форуме Международного десятилетия по уменьшению опасностей стихийных бедствий (МДУОСБ) сказал: “Пора переходить от культуры реагирования к культуре предупреждения”.
Указанная задача очень сложная Ее решение зависит от многих факторов: состояния экономики, уровня технической оснащенности и т.д. Но здесь речь идет о специальных превентивных мерах, тех, которые могут планироваться и осуществляться под эгидой МЧС России в рамках РСЧС.
В настоящее время ведутся довольно интенсивные научные разработки в области управления рисками (схема 3). Это качественно новый подход к решению проблемы предупреждения. В чем его суть? Сейчас мы стоим перед очень большим количеством возможных чрезвычайных ситуаций. Ситуаций, которые имеют разные вероятности возникновения, различные масштабы последствий. И выбрать приоритеты по противодействию им очень сложно.
Управление рисками на основе анализа позволяет дифференцированно подходить к выбору наиболее оптимальных путей решения задачи. Простой пример. Почему мы на случай дождя берем с собой зонтик, а на случай возможного падения сосульки защитные каски не надеваем. Во-первых, потому, что вероятности промокнуть или попасть под сосульку сильно отличаются, а во-вторых, - есть более дешевые и надежные способы избежат ь сосулек, например, обойти опасные места.
На схеме 3 показаны в упрощенном виде сущность управления рисками чрезвычайных ситуаций. Очевидно, можно с уверенностью говорить, что в ближайшие годы проблема управления рисками из области теоретической перейдет в область практическую. В этих целях крайне важно реализовать ФЦП “Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации на период до 2005 года”.
Актуальной остается проблема повышения готовности сил и средств РСЧС к оказанию помощи пострадавшему населению н ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
В этом плане МЧС России достигнуты неплохие результаты. Российские спасатели получили признание не только у нас - в России, но и за рубежом. Но все же неиспользованные резервы для повышения эффективности реагирования РСЧС еще есть, и немалые
Прежде всего, требуется создание региональной сети спасательных сил. Понятно, что из Москвы на все чрезвычайные ситуации не налетаешься.
Очевидно, целевая установка должна стоять так - прибывать в район катастрофы не через дни и часы, а через минуты. Но это возможно, если спасательные силы находятся недалеко.
В настоящее время в 45 субъектах Российской Федерации созданы спасательные подразделения за счет местных бюджетов. Ядро региональной системы создано. Важно совершенствовать ее как в количественном, так и в качественном плане.
')ффек1иниость спасения во мног^ чаннсш о; гою, насколько своевременно, достоверно и адресно поступит сигнал бедстр'гя Отсюда
• вероятность события;
• объем события (потери, ущерб, убытки)
Риск и человек
Через развитие промышленности увеличивает риск техногенных ЧС
Через антропогенную деятельность увеличивает риск природных ЧС
Через систему Через разумное
техногенной освоение при-
безопасности родных бо-
снижает риск гатств снижает
техногенных риск природ-
ЧС ных ЧС
Управление рисками
Утвержден» Правительством РФ 29.09.99 №1098.
Обший объем: 6035,19 млн. руб, в т.ч. Федеральный бюджет 1523,15 млн. руб. (429-НИР).
Конечный результат:
• снижение на 40-50% рисков ЧС;
• сокращение в 2-3 раза затрат на ликвидацию;
• уменьшение на 30-40% потерь среди населения.
Программные мероприятия:
• норматт:Ено-правовое и методическое обеспечение;
• выявление опасности и комплексный анализ риска;
• развитие мониторинга и прогнозирование;
• развитие информационного обеспечения;
• разработка и реализация мер для снижения риска и защиты населения;
• подготовка РСЧС.
______________________________________________________________________________
Схема 3. Управление рисками
понято io внимание нашей» Министерства к «опросам создания единых дежурно-диспетчерских служб Как известно, идея по их созданию была иочаимавована »и опыта службы 911 США Но если служба 911 с самого начала являлась коммуникационной службой спасения ю КДДС' начала выстраиваться, прежде всею, как opi анизационпая служба по координации и общему руководству службами 01 02. 03. 04 Кроме того, если американская служба 911 ориентирована, прежде всего, на население, на бы твой сектор, то 171/К' несколько oí с гранена от непосредственной работы с выювами ш населения, а нацелена юдько на более крупные чрезвычайные ситуации
С ледует также учитывать колоссальную разнит в технических ба*ах ■91 Г и 1-ЛЛС
Необходимо имен» в виду, что создание дежурно-диспетчерских служб связано со шачшельиыми расходами финансовых средств Нели в США базой создания систем 9!1 являются телекоммуникационные компании, жоиомически заинтересованные в их развитии ю в России ба«>й для 171ДС высгупакм органы управления Н)ЧС с весьма отрапиченными возможносiями l.cib и субъективные факторы Службы 01 <)2. 0.V 04 мато заитересованы в появлении надо ройки на i ними. наделенными к тм\ же и функциями КОН i роля
Все вьппесказанное крайне затрудняе! реализацию программы по созданию ПДДС На мой в я ляд. потребуется не одно десягилетие, чтобы создать что-либо аиадот ичнос службе "91!" в ('IIIA и ти с ту жбе 112' в Í вропе
В настоящее врс\тя сигнал, поступивший в Центр системы 911 США, обрабатывается в течение 10 секунд При этом на жране компьютера оператора отбражаегся информация о мсстположснии вызывающею. а также информация, необходимая для реакции на вызов Систему 911 используют 90% насе тения (*111А Для обеспечения ее работы в Штатах введены специальные надоит на каждый телефонный номер (0.5 - 1.25 тол lapa в месят г)
1см не менее, несмотря на все трудности, создавать современную информационную систем\ нам придется в любом случае На наш вилял, требуется разработка специальной Федеральной программы развития служб спасения в юродах России
В связи с ним следует отметить, что идея службы 911 подхвачена и реализуется (к сожалению, вне структур МЧС' России) службами спасения общественной безопасности, со »данными уже в 2' юродах России Гакая служба есть в Москве В 1999 юду эюй службой было принято 4 млн. звонков Надо сказать, что подразделения этой службы нередко более оперативно пребываю! в районы чрезвычайных ситуаций, чем силы МЧС Сложившаяся сейчас разобщенность >тих служб со структурами МЧС' идет не на пользу делу Следовательно, следуа искать пути по ортанизационному объединению их в рамках PC ЧС’
В ие.шч .шквитаппи чрешичанпих амин на морях ¡qv то ки'ас!си развертывание центров МЧС России по проведению поисково-спасате гьных
и специальных работ на акваториях, а также формирование межведомственных специализированных отрядов для проведения работ на опасных подводных объектах.
В рамках научно-технической политики будет продолжено создание технических средств противодействия чрезвычайным ситуациям - средств мониторинга и прогнозирования, робототехнических комплексов, мобильных комплексов первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения Будет осуществлено совершенствование комплектов аварийно-спасательных инструментов и индивидуальных средств защиты. Завершится создание и изготовление головных партий новых образцов авиационной техники, в том числе аварийно-спасательного вертолета легкого класса К-226А и многоцелевого самолета-амфибии Бе-200ЧС. Широко будут внедряться новые авиационные технологии, предназначенные для использования при тушении ландшафтных пожаров и нейтрализации проливов нефти.
Отдельно хотел бы сказать о проблеме готовности РСЧС к ликвидации крупных радиационных и химических аварий. Не надо строить иллюзий, что 10 лет назад гражданская оборона не была готова к ликвидации
Чернобыльской катастрофы, а сейчас, мол, РСЧС готова. К сожалению, это далеко не так. Проведенный нашим Центром анализ показал, что в этом вопросе имеется очень много нерешенных вопросов. А если подобная авария (не дай бог) случится - картина получится неприглядная. Поэтому
потребуется целый комплекс специальных мер, чтобы выправить сложившееся положение.
И в заключение несколько слов о четвертой проблеме -
реформировании гражданской обороны.
Военные действия в Югославии показали, что в современных
локальных военных конфликтах гражданская оборона может быть довольно эффективной системой. Нам важно при ее реформировании учитывать уроки и выводы из Югославских событий (схема 4).
Задача по реформированию гражданской обороны поставлена исполняющим обязанности Президента Российской Федерации В.В.Путиным. В чем суть этого реформирования?
ЦСИ ГЗ в рамках НИР “Лавина-99” разработал проект “Основных положений концепции развития гражданской обороны” (схема 5), Предусматривается большое количество направлений развития. Разрешите остановиться на трех первоочередных ключевых проблемах, имеющих кардинальное значение для реформирования гражданской обороны
Во-первых, завершить создание новой нормативно-правовой базы гражданской обороны, без чего немыслимо движение вперед. В настоящее время «Закон о гражданской обороне» принят и сейчас подг отавливается научно-практический комментарий к нему. Второй по значимости, по нашему мнению, документ - “Основы государственной политики в области гражданской обороны” находится на утверждении в аппарате Президента Российской Федерации. Дополнительно к этим двум основным документам 1ребучлся принять Положение о граждавдой обороне и Концепцию чанцпы
1 Особенности боевых действий
Не объявлялось состояние войны
ж Проведение воздушной наступательной операции без ввода сухопутных войск
V ^ Широкое применение высокоточного оружия по объектам тыла и войскам
Мощное информационно-психологическое воздействие на войска и население
4 Высокая интенсивность воздушных налетов (31,3 тыс. вылетов. 24 тыс сброшенных боеприпасов), в т.ч 3,8 тыс УАБ и 445 крылатых ракет
ж&ЯЯШчЯЁ Первоочередное подавление ПВО противника
цХ,, тщл шйШ Интенсивное нанесение ударив по промышленным объектам и объектам жи»-не^еягельности Выведено из строя: • 70% оборонной промышленности, • 70% мостовых сооружений (11 ж.д. и 34 автомобильных); • 35% объектов энерго- и водоснабжения, • 40% жилых домов в Косово, 32% школ, 88% больниц • Всего поражено 900 целей, в т.ч 30 незапланированных Общие экономические потерн составили 100 млрд. долларов.
Применение новых средств поражения - графитовых бомб, бомб электромагнитного импульса и глубокого проникновения
1 УРОКИ И ВЫВОДЫ ПО ЛИНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ —]
Высокая эффективность подготовленных защитных сооружений
Необходимость решения проблем комплексной защиты объектов жизнеобеспечения
Необходимость оказания помощи пострадавшим в режиме «скорой помоши»
На повестке дня - «локальная эвакуация»
Вторичные поражающие факторы выходят ыа первый план ■ , ■ ■ -" ■— ■■■■.. ■ — ... 1
Больше внимания к средствам оповещения населения и автономному электропитанию электрических сирен
Проблема жизнеобеспечения беженцев
Психологическая устойчивость - как важнейший фактор выживания населения
Схема 4 Основные уроки по ГО из опыта ведения войны в Югославии
572
С«Мф»|»КТВОМПе сяоеЫйм мщты м-селМявм, мдпрналк--#и«у рггурвих
Щ^^НОП«Р
( Ранжирование и зонирование территорий
I
Модернизация систем о повешен к*
I
Накопление защитных сооружений через комплексное освоение подземного пространства
— I
Создание запасов СИЗ на лиДДеоениналъной основе
Т.
Разработка эвакомеропрнл-тий на инвариантной основе
Формирование систем мо-
КН ТО И ИНГ*
X
Разработка основ защиты материально-культурных ценностей
Пмылеши готовно-етш граждавсхо* оборин
Разработка мер во сохравмш» объектов
Создание новоЛ мобильной группировк.і сил ГО
Общие требования по размещению объектов
Установление нормативных показателей . - ,-------------------
Создание запасов
X
Готовность коммунальнобитовой службы
Повышение уровня техни- Комплексная зашита объ-
ческой оснащенности ектов
1 і
Совершенство ван не спаса- Повышение стойкости
тельных технологий объектов
Создание систем пунктов управления
Совершенствование системы связи ГО
Разработка мер пв реалізацій новых сдач ГО, оарсделев-вых мковом о ГО
Сввершенстввввше
вргвнвзацввияв*
шьвостя
Меры по восстановлению и поддержанюо порядка
Меры по срочному захоронению трупов
Поэтапная интеграция РСЧС н ГО
Усиление координирующее роли МЧС России п области ГО
Усиление роли субъектов
РФ в области ГО
—1
Совершенствование организационной структуры
1
Совершенствование подго-
товки кадров
Совершенствование подго- ... - -1-Нормативное обеспечение
товки населения закона о ГО Г ■ 1
X
Усиление пропагандист-ско-разъяснительной работы
Внедрение экономического механизма
ГГ
Стандартизация
Схема 5. Основные положения Концепции развития гражданской обороны
і
населения. После их принятия будет утверждено руководство “Основы подготовки и ведения гражданской обороны” (проект его в ЦСИ ГЗ разработан).
Следует отметить, что сейчас идет процесс по изданию ряда частных документов гражданской обороны (о порядке создания убежищ, о федеральных службах и др.). Это с одной стороны хорошо, но с другой настораживает, так как решение частных вопросов идет впереди решения более общих. Это неправильно с методологической точки зрения.
Во-вторых, кардинальное значение для реформирования гражданской обороны имеет вопрос о порядке финансирования ее мероприятий. Надеяться только на федеральные средства было бы в корне неверно. В этом году бюджетом предусмотрено 20 млн. рублей на нужды гражданской обороны На эти деньги что-либо реально сделать в масштабах страны вряд ли возможно. В МЧС России готовится проект документа по вопросам финансирования и будем надеяться, что этот вопрос будет решен.
В-третьих, в ближайшей перспективе необходимо поднять готовность гражданской обороны до уровня современных требований. Каковы же эти требования? На мой взгляд, они изложены в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, где сказано, что “Вооруженные силы Российской Федерации боевым составом мирного времени должны быть способны обеспечить надежную защиту страны от воздушного нападения и решение совместно с другими войсками, воинскими формированиями и органами задач по отражению агрессии в локальной войне (вооруженном конфликте), а также стратегическое развертывание для решения задач в крупномасштабной войне”.
Думается, что эти ориентиры вполне приемлемы и для (ражданской обороны.
А если это так, то, исходя из этого и должна строиться система практических мер по подготовке гражданской обороньг
создаваться мобильные резервы и запасы средств защиты и жизнеобеспечения в объемах под указанную задачу;
создаваться и содержаться в состоянии готовности мобильные силы; разрабатываться и реализовываться система развертывания и наращивания защитных мероприятий в зависимости от реально складывающейся обстановки,
В докладе подняты далеко не все проблемы развития РСЧС и гражданской обороны. Естественно, многие из них носят дискуссионный характер.