Научно-технические разработки
УДК 614.8
С.Н. Азанов, А.В. Костров к.т.н., В.С. Симонова
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ НОРМАТИВНОЙ ПРАВОВОЙ БАЗЫ ГО И РСЧС И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ РАЗВИТИЯ
Рассматривается системная совокупность нормативных правовых актов, регламентирующих развитие и деятельность основных государственных систем, обеспечивающих решение задач гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Указываются основные направления развития нормативной правовой базы ГО и РСЧС в ближней и средней перспективе
С.Н. Азанов
А.В. Костров
В.С. Симонова
Введение
Термин нормативная правовая база (НПБ) в российском законодательстве юридически не закреплен, но он широко используется в отраслевых источниках права, в т.ч. и в источниках, содержащих правовые нормы и положения, регулирующие отношения, связанные с развитием систем ГО и РСЧС. Этот термин синтезирует юридическое понятие «нормативный правовой акт» (НПА) и понятие «база», лингвистически толкуемые как «основа (основание). Эта «основа» объединяет исходные НПА, которые регулируют отношения в той или иной сфере деятельности общества и имеют наивысшую (Конституция РФ и федеральные конституционные законы)*, высшую (обычные федеральные законы) и просто юридическую силу (подзаконные акты). Сказанное справедливо и по отношению к НПБ ГО и РСЧС.
Подзаконные акты — это: указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы, положения, наставления, правила, уставы, инструкции министерств и ведомств РФ (федеральный уровень). К подзаконным актам регионального уровня относятся: указы президентов республик, губернаторов областей (краев); постановления правительств республик, администраций краев (областей); решения органов местного самоуправления; корпоративные акты организаций (местный уровень). Можно сказать, что все подзаконные акты обладают просто юридической силой. Совокупность НПА федерального и регионального уровней в правовых источниках называется обычно «законодательством РФ».
Состояние НПБ ГО и РСЧС с различной степенью полноты рассматривалось в ряде источников, например, в [1—6]. В последние два-три года руководство страны осуществляет масштабное реформирование в указанных государственных системах с целью повышения их эффективности. В связи с этим возникла необходимость разностороннего развития НПБ ГО и РСЧС, юридически закрепляющего проводимые административно-организационные мероприятия в рамках проводимой реформы.
В настоящее время трудно указать на работы, которые бы содержали системные оценки состояния НПБ ГО и РСЧС и направления ее развития в соответствии с проводимым их реформированием.
Цель, которую ставят авторы, заключается в установлении состояния НПБ ГО и РСЧС и формировании направлений ее развития в ближайшие годы.
1. Нормативная правовая база ГО
НПБ включает в себя основные НПА регулирующие отношения, связанные с проведением мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории страны от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также от возникновения ЧС природного и техногенного характера.
ГО как государственная функция является функцией обороны и
* В тексте Конституции — она имеет висшую юридическую силу. Использование профикса «наш» позволяет более четко классифицировать анализируемые НПА, составляющие НПБ ГО и РСЧС. Дело в том, что в теории права обычные Федеральные законы считаются также имеющими высшую юридическую силу.
обеспечения безопасности личности, общества и государства. По п. «м» ст. 71 Конституции РФ оборона и безопасность (исключая общественную безопасность, отнесенную к совместному ведению РФ и субъектов РФ, п. «б» и «д» ч. 1 ст. 72) относятся к ведению РФ. Это положение Конституции определяет законодательство в области ГО как исключительно федеральное, состоящее из федеральных законов и федеральных подзаконных актов.
Истоки НПБ ГО восходят к законодательству СССР, регулировавшему вопросы ГО в рамках задач Вооруженных Сил и обороны страны. В РФ эта база развивается в соответствии с новыми конституционными установлениями, определяющими основы обеспечения безопасности личности, общества и государства. В таком контексте базовыми НПА в рассматриваемой НПБ являются Конституция РФ и Закон РФ «О безопасности». Конституция, как основной закон РФ, предопределяет направленность развития НПБ ГО через отдельные нормы, декларирующие права и свободы человека и гражданина (гл. 2), др. установления, содержащиеся в ее ст. 71, 72, 76, 104, 114. Закон «О безопасности», см. преамбулу и ст. 1, закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности (её права и свободы), общества (его материальные и духовные ценности), государства (его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность), Положения и нормы данного закона определяют правовой механизм реализации указанных выше конституционных норм и установлений. По этому закону (ст. 12) формирования ГО и органы службы ликвидации последствий ЧС включаются в состав сил обеспечения безопасности.
Стержневым и имеющим высшую юридическую силу НПА в НПБ ГО является ФЗ «О гражданской обороне». Это первый отечественный закон в рассматриваемой области, вобравший в себя многие положения, проверенные в СССР. Закон учитывает требования международных договоров и конвенций. Он юридически закрепляет термин «гражданская оборона», определяет задачи в области ГО, правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций. Действующая редакция закона с учётом ФЗ от 22.08.2004 № 122 содержит правовые положения и нормы, отвечающие требованиям проводимой в РФ реорганизации ГО (исключены территориально-производственный принцип построения и институт начальников ГО, в План ГО включены мероприятия мирного времени, за МЧС России закреплены разрешительные, надзорные и контрольные функции в области ГО и др.). Наряду с указанным ФЗ, НПБ ГО составляют группы подзаконных актов (ПА) Президента РФ и Правительства РФ.
Группа ПА Президента состоит из его указов: «Вопросы гражданской обороны» (1996); «Об утверждении Плана гражданской обороны РФ» (2000); утвержденных Президентом «Основ государственной политики РФ по военному строительству на период
до 2010 года» (2002); «Основ единой государственной политики в области гражданской обороны на период до 2010 года» (2004).
Группа ПА Правительства РФ включает в себя следующие его постановления: «О порядке отнесения организаций к категориям по ГО» (1998); «О порядке отнесения территорий к группам по ГО» (1998); «О федеральных службах ГО» (1999); «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), специально уполномоченных на решение задач в области ГО» (1999); «О порядке создания убежищ и иных объектов ГО» (2000); «О порядке возмещения расходов на подготовку и проведение мероприятий по ГО» (2000); «О порядке накопления, хранения и использования в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств» (2000); «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области ГО» (2000).
Наименования перечисленных ПА говорят об их предмете регулирования. Они характеризуют развитость НПБ ГО. В отдельные из этих ПА в настоящее время подготовлены изменения и дополнения.
ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ дополнил положения ФЗ «О гражданской обороне», в частности: задачи в области ГО (ст. 2) — задачами в области защиты населения; аварийно-спасательные работы (АСР) при ведении военных действий или вследствие этих действий — работами, возникающими вследствие ЧС природного и техногенного характера; восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, — подобными мероприятиями, обусловленными ЧС природного и техногенного характера. Это означает, что в систему мероприятий ГО законодательно включены мероприятия, осуществляемые РСЧС, что обусловливает в определённой мере интеграцию НПБ ГО и НПБ РСЧС.
В соответствии с п. 3 ст. 4 ФЗ «О гражданской обороне» ведение ГО на территории РФ или в отдельных её местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом РФ военного положения на территории РФ или в отдельных её местностях. В период военного времени НПБ ГО содержательно приобретает иной характер, в нее включаются законы и ПА военного времени.
2. Нормативная правовая база РСЧС
Рассматриваемая база представляет собой совокупность (систему) основных НПА, регулирующих отношения, связанные с созданием, развитием и функционированием единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
НПБ РСЧС включает в себя большое множество различных по уровню юридической силы НПА, начиная от Конституции РФ и кончая приказами администраций организаций. В ней можно насчитать несколько десятков федеральных законов, около
Научно-технические разработки
Научно-технические разработки
десятка указов Президента РФ, порядка сотни постановлений Правительства РФ, несколько сотен НПА объектов РФ и органов местного самоуправления.
Над всем этим множеством НПА возвышается Конституция РФ, основной закон государства. Ниже располагаются обладающие высшей юридической силой федеральные, в т.ч. конституционные законы, регулирующие отношения общесистемного характера (группа общесистемных законов), и федеральные законы, которые регулируют отношения специального (отраслевого) характера (группа специализированных законов). Под этими группами законов располагаются федеральные подзаконные акты, обладающие, как указывалось выше, просто юридической силой.
Конституция РФ (ст. 15, п. 4) придает общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам РФ приоритетное значение по отношению к законодательным актам РФ. Поэтому основные нормы и положения международного права и международных договоров РФ, направленные на защиту населения от ЧС, признаются как составляющие НПБ РСЧС. Далее, ст. 72, п. 2 Конституции РФ устанавливает совместное ведение РФ и ее субъектов (республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономных областей и округов) в части защиты прав и свобод человека и гражданина (п. 1б), а именно права на: благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии; возмещение ущерба, причинённого здоровью или имуществу граждан экологическим правонарушением (ст. 42); осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидацию их последствий (п. 1з). Следовательно, НПА, принимаемые субъектами РФ в области защиты населения, по конституционному основанию составляют НПБ РСЧС. Эта группа НПА, по установившемуся правилу, располагается под группой федеральных подзаконных актов.
Упомянутая выше группа общесистемных федеральных законов включает в себя: 1) Федеральный конституционный закон (ФКЗ) «О правительстве РФ»; 2) Закон РФ «О безопасности»; 3) ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; 4) ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»; 5) ФЗ «О пожарной безопасности»; 6) ФЗ «О государственном материальном резерве»; 7) ФКЗ «О чрезвычайном положении».
Первый из данной группы законов определяет, в частности, компетенцию (полномочия, права и обязанности) Правительства РФ: в области природопользования и охраны окружающей среды (организация деятельности по рациональному использованию и охране окружающей среды, координация деятельности по предотвращению и ликвидации стихийных бедствий, аварий и катастроф); в правоохранитель -ной сфере (обеспечение безопасности личности, общества и государства, охрана прав и свобод граждан, собственности, общественного порядка и др.), в области бюджета и финансов (в т.ч. и РСЧС); в других
важнейших областях жизнедеятельности общества и государства. В соответствии с законами данной группы Правительство РФ принимает подзаконные НПА, обеспечивающие организацию и функционирование РСЧС.
Второй закон относится к общесистемным. Он закрепляет такие базовые юридические термины в области жизнедеятельности человека, общества и государства как «безопасность», «жизненно важные интересы личности, общества и государства», «угроза безопасности». Эти термины использованы в большом числе НПА федерального и регионального уровней. Основные объекты безопасности, по этому закону, — личность (с её правами и свободами), общество (с его материальными и духовными ценностями), государство (с его конституционным строем, суверенитетом и территориальной целостностью). Данный закон, всецело отвечающий установлениям Конституции РФ, предопределяет цели и задачи РСЧС.
Третий закон урегулировал отношения, связанные с созданием, функционированием и развитием действовавшей к моменту его принятия РСЧС, как уникальной общенациональной системы. Он юридически закрепил такие понятия как «чрезвычайная ситуация», «предупреждение чрезвычайных ситуаций», «ликвидация чрезвычайных ситуаций», «зона чрезвычайной ситуации» и явился основой для разработки и принятия подобных законов, регулирующих отношения, связанные с развитием и функционированием РСЧС в целом и её подсистем в отдельности. Статья 4 этого закона определяет структуру РСЧС, её основные задачи, принципы построения, порядок выполнения задач и взаимодействия основных её элементов. На этот закон ссылается большое число нормативно-правовых, нормативно-технических и нормативно-методических актов федерального и регионального уровней.
Четвертый закон — это организационно- и экономико-правовой регулятор создания и деятельности исполнительных элементов РСЧС — аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, регулятор отношений между органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами РФ. Закон устанавливает статус, основы правовой и социальной защиты спасателей, граждан, принимающих участие в ликвидации ЧС. Он юридически закрепил такие основополагающие термины как «аварийно-спасательная служба», «аварийно-спасательное формирование», «спасатель», «статус спасателя», «аварийно-спасательные работы», «неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций», «аварийно-спасательные средства». Это новый по своему содержанию практически востребованный НПА регулирующий отношения, связанные с созданием сил и средств РСЧС, их управлением в процессе использования по предназначению, реализацией
возможностей основного элемента этой системы
— спасателя.
Пятый закон, существенно изменённый и дополненный в соответствии с ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ, определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в РФ. Он регулирует в этой области широкий спектр отношений между органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами. Данный НПА квалифицируется как общесистемный закон, представляющий собой правовой регулятор отношений, связанных с развитием и функционированием Государственной противопожарной службы (ГПС) как важнейшей структурной составляющей РСЧС. В действующей редакции закреплены новые термины «Федеральная противопожарная служба» и противопожарная служба субъектов Российской Федерации. По целям, предмету и сфере регулирования этот закон близок к четвёртому закону.
Шестой закон устанавливает общие принципы и порядок создания и поддержания государственного резерва. Юридически закреплённые в нём ключевые термины и определения позволяют сформировать правовой механизм регулирования отношений, связанных с функционированием единой федеральной системы государственного резерва РФ по обеспечению важнейших нужд государства, в числе которых выступают нужды, связанные с осуществлением неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций, оказанием гуманитарной помощи, осуществляемых РСЧС.
Седьмой закон определяет правовые основы введения особого режима деятельности органов государственной власти и управления, организаций, устанавливает допустимые при этом режиме ограничения конституционных прав и свобод граждан. Закон предусматривает возможность введения чрезвычайного положения в соответствующих случаях возникновения ЧС природного и техногенного характера. Закон обусловливает определенный порядок функционирования РСЧС в этом особом режиме.
Группу специализированных (отраслевых) законов составляют ФЗ: 1) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
2) «О безопасности гидротехнических сооружений»;
3) «Об использовании атомной энергии»; 4) «О радиационной безопасности населения»; 5) «О связи»;
6) «Об информации, информатизации и защите информации»; 7) «Об охране окружающей среды»; 8) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и др. Основная особенность законов этой группы состоит в том, что каждый из них регулирует качественно своеобразную систему отношений, так или иначе касающуюся создания, функционирования и развития РСЧС. Например, любой из первых пяти законов данной группы содержит положения и правовые нормы, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций техногенного характера,
которое осуществляется соответствующими подсистемами РСЧС.
Шестой закон регулирует отношения, возникающие при формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и представления потребителю документированной информации, а также при защите информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации. Наличие этих отношений характерно для развития и функционирования РСЧС.
Седьмой закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при хозяйственной и иной деятельности граждан, общества и государства. Он содержит положения и нормы, регламентирующие выполнение отдельных функций органами управления и силами РСЧС (напр., изучение и контроль состояния окружающей среды, прогнозирование чрезвычайных ситуаций и их последствий во всех режимах деятельности — «режиме повседневной деятельности», «режиме повышенной готовности», «режиме чрезвычайной ситуации»). Подобно седьмому можно охарактеризовать и восьмой закон.
Группу основных федеральных подзаконных актов составляют: 1) Положение о РСЧС (утв. постановлением Правительства РФ); 2) Концепция национальной безопасности РФ (утв. Указом Президента РФ); 3) Положение о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (утв. постановлением Правительства РФ); 4) Положение о порядке выделения средств из резервного фонда Правительства РФ (утв. постановлением Правительства РФ); 5) Положение о МЧС России (утв. постановлением Правительства РФ) и др.
Первый из указанных подзаконных актов, принятый во исполнение ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», определяет порядок организации и функционирования РСЧС, второй
— общие положения обеспечения национальной безопасности, являющиеся базовыми при определении указанного порядка организации и функционирования РСЧС. Третий НПА этой группы является практическим руководством в деле реагирования на ЧС и их ликвидации. Он позволяет установить порядок ликвидации ЧС и ответственность соответствующих органов за ликвидацию ЧС в зависимости от их масштаба. Четвертый акт, принятый в развитие положений ФЗ «О государственном материальном резерве», представляет собой правовой механизм выделения и использования средств для ликвидации ЧС. Пятый
— Положение о МЧС России — определяет функции, задачи и полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего мероприятия по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и
Научно-технические разработки
Научно-технические разработки
безопасности людей на водных объектах. МЧС России создает и осуществляет управление функционированием ряда закрепленных за ним функциональных подсистем РСЧС (мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования ЧС; предупреждения и тушения пожаров, предупреждения и ликвидации ЧС на подводных потенциально опасных объектах во внутренних водах и территориальном море РФ; координации деятельности по поиску и спасанию людей во внутренних водах и территориальном море РФ). В являющихся подзаконными актами положениях о других федеральных министерствах и ведомствах РФ, входящих в РСЧС, также указаны функции, задачи и полномочия в части развития и обеспечения функционирования своих функциональных подсистем РСЧС. Наконец, как указывалось выше, НПБ РСЧС составляет большой массив НПА (законов и подзаконных актов) субъектов РФ. Эти НПА регулируют отношения, связанные с развитием и функционированием территориальных подсистем РСЧС.
3. Направления развития нормативной правовой базы ГО и РСЧС в ближней и средней перспективе
Данные направления развития связаны в большей части с:
реализацией перевода войск ГО на иные виды государственной службы;
созданием единой системы государственного надзора в МЧС России;
созданием группировки специальных формирований ГО мирного и военного времени;
обеспечением социальных прав и гарантий военнослужащих войск ГО при замене военной службы на правоохранительную и при их увольнении;
созданием единого (комплексного) государственного надзора в сфере деятельности МЧС России.
Можно указать на целесообразность выполнения следующих работ правового характера:
разработка проекта «Концепции защиты населения и территорий РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий»;
разработка Концепции ФЗ «О повышении устойчивости работы объектов экономики, необходимых для ее эффективного функционирования, обеспечения выживания населения в военное время;
разработка проекта Положения о специальных формированиях ГО;
разработка проекта ФЗ «О государственной правоохранительной службе»;
подготовка предложений в проекты ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ: «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»; «О гражданской обороне»; «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; «Об обороне»; «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, уч-
реждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей»; «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»; «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих»;
подготовка предложений о внесении изменений и дополнений в :
а) указы Президента РФ — «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»; «Вопросы прохождения военной службы»; «Вопросы гражданской обороны Российской Федерации»;
б) постановления Правительства РФ — «Об утверждении положения о специальных формированиях гражданской обороны»; «Об утверждении положения об отборе граждан, подлежащих призыву на военную службу по контракту, для исполнения специальных обязанностей военной службы»;
в) приказы МЧС России — «Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — региональном центре по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»; «Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации»;
разработка предложений в проекты: указа Президента РФ «О реорганизации войск гражданской обороны»; постановления Правительства РФ «Об утверждении положения о специальных формированиях гражданской обороны» и др. Указанный перечень направлений не замкнут, он может быть дополнен разработками других актуальных проектов.
Заключение
Проводимое в МЧС России административное реформирование, направленное на повышение эффективности группировки спасательных сил Министерства, предупредительно-профилактических мероприятий, проводимых на федеральном и региональном уровнях, обусловило потребность в масштабном развитии нормативной правовой базы ГО и РСЧС, реализации внесения изменений и дополнений в нормативные правовые акты целого ряда законов общесистемного характера, в разработке большого числа новых подзаконных актов федерального и регионального уровней.
Следует указать на особо актуальные направления развития нормативной правовой базы, связанные с повышением: безопасности населения; эффективности предупредительно-профилактических мероприятий надзора [10]; эффективности группировки
спасательных сил [7,9] и критически важных объек- и др. Все указанные направления теснейшим образом
тов от угроз природного и техногенного характера [8] связаны с направлениями развития ГО и РСЧС.
Литература
1. Катастрофы и человек / Под ред. Ю.Л. Воробьева. — М.: АСТ - ЛТД 1997. — 256 с.
2. Москалец А.П. Становление и развитие законодательства в области регулирования отношений, связанных с чрезвычайными ситуациями // Междунар. конф. «Проблемы правовых и экономических способов предупреждения и минимизации ущерба, возникшего в условиях чрезвычайных ситуаций»// Доклады и тезисы выступлений. - М.: ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2000. - С. 43-57.
3. Корнейчук Ю.Ю., Пучков В.А. Основные направления развития нормативной правовой базы в целях совершенствования экономического обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций // Междунар. конф. «Проблемы правовых и экономических способов предупреждения и минимизации ущерба, возникшего в условиях чрезвычайных ситуаций»// Доклады и тезисы выступлений. — М.: ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2000. — С. 62 -66.
4. Законодательное обеспечение деятельности Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Семинар с руководящим составом МЧС России. Доклады и выступления / Под общ. ред. А.П. Москалец. — М.: ВНИИ ГОЧС(ФЦ), 2000. - 172 с.
5. Воробьев Ю.Л. Безопасность жизнедеятельности (некоторые аспекты государственной политики) / МЧС России. - М.: Деловой экспресс, 2005. - 376 с.
6. Костров А.В. Статья - Нормативная правовая база организации гражданской обороны, Статья - Нормативная правовая база РСЧС // Энциклопедия «Гражданская защита», Т. 2. - М.: Московская типография № 2 (в печати).
7. Корнейчук Ю.Ю., Костров А.В. Организационно-правовые аспекты развития спасательных сил // Проблемы безопасности и чрезвычайных ситуаций, 2004, № 4. - С. 72-144.
8. Корнейчук Ю.Ю., Костров А.В., Корнейчук Л.В. Обеспечение защищенности критически важных объектов: развитие нормативной правовой базы // Проблемы безопасности и чрезвычайных ситуаций, 2004, № 5.
- С. 202-232.
9. Азанов С.Н., Дорошенко И.Л., Костров А.В. Развитие спасательных сил // Технологии гражданской безопасности. Научно-технический вестник МЧС России № 2. 2006.
10. Глебов В.Ю., Костров А.В., Сломянский В.П. Совершенствование спасательного дела: создание в МЧС России единого надзора // Технологии гражданской безопасности. Научно-технический вестник МЧС России № 2. 2006.
Научно-технические разработки