Научная статья на тему 'Организация и порядок привлечения сил го к выполнению мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера, а также последствий террористических актов'

Организация и порядок привлечения сил го к выполнению мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера, а также последствий террористических актов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2558
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Степин Г. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация и порядок привлечения сил го к выполнению мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера, а также последствий террористических актов»

Организация и порядок привлечения сил ГО к выполнению мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера, а также последствий террористических актов

Степин Г.В., Департамент Гражданской защиты МЧС России

В качестве основных целей работы были поставлены: изучение и обобщение практического опыта привлечения сил ГО к выполнению мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера, а также последствий террористических актов в мирное время, разработка предложений по совершенствованию указанной работы в современных условиях.

Для достижения поставленных целей предлагалось провести следующие работы:

- проанализировать опыт участия сил ГО при выполнении мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС различного характера, проблемы в организации их выполнения;

- оценить достаточность и эффективность проводимых мероприятий по организации и порядку привлечения сил ГО к выполнению мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера, а также последствий террористических актов в мирное время;

- изучить и оценить качество и достаточность существующих нормативных правовых документов по организации и порядку привлечения сил ГО к выполнению мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера, а также последствий террористических актов в мирное время;

- подготовить предложения по направлениям и путям дальнейшего совершенствования действий сил ГО, организации и порядка их привлечения к выполнению мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера, а также последствий террористических актов в мирное время.

Представленные по результатам выполненной работы отчеты содержат:

- изложение нормативно установленного порядка привлечения сил ГО к выполнению мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера, а также последствий террористических актов;

- результаты анализа существующей нормативной правовой базы по поставленной теме работы с соответствующими предложениями по ее совершенствованию;

- основные мероприятия, осуществляемые в ряде субъектов РФ (из числа исполнителей данной работы) по созданию и подготовке аварийно-спасательных формирований;

- предложения о порядке создания нештатных аварийно-спасательных формирований (АСФ) и аварийно-спасательных служб;

- фактические данные о созданных профессиональных аварийно-спасательных формированиях, об их участии в ликвидации различных ЧС.

Следует отметить, что значительная часть представленных материалов посвящена вопросам, имеющим косвенное отношение к теме работы, например описанию технологий ведения разведки, ликвидации завалов, эвакуации пострадавших, перечислению состава технических средств, необходимых для оснащения АСФ, общим задачам ГО и т.п.

Вопросы привлечения сил ГО к выполнению мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера в отчетах представлены с различной полнотой. В отдельных из них представлены материалы только по аварийно-спасательным формированиям, в других - по войскам ГО, в третьих - частично о тех и о других силах. В целом же отчеты содержат материалы по всем видам сил ГО.

По войскам ГО и привлечению сил ГО при ликвидации террористических акций наиболее полно имеются материалы в отчете ГУ МЧС России по Республике Алтай, представленные ниже.

Войска гражданской обороны в своей деятельности руководствуются:

- Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ;

- нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, директивами (регулирующими отношения в сфере деятельности войск гражданской обороны);

- общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации, Уставом войск гражданской обороны;

- нормативными правовыми актами МЧС России, а также нормативными правовыми актами Министерства обороны РФ и Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, которые объявляются приказами Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и доводятся до войск гражданской обороны в установленном порядке.

В мирное время при ликвидации ЧС на войска гражданской обороны возлагаются следующие основные задачи:

- проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации ЧС (угроз возникновения чрезвычайных ситуаций) природного и техногенного характера, последствий террористических актов, а также при обстоятельствах, предусматривающих введение чрезвычайного положения;

- ведение радиационной, химической и биологической разведки в зонах чрезвычайных ситуаций и на маршрутах выдвижения к ним;

- обнаружение и обозначение районов радиационного, химического, биологического и иного загрязнения (заражения);

- проведение работ по санитарной обработке населения, обеззараживанию техники, объектов и территорий;

- проведение пиротехнических работ, связанных с обезвреживанием неразо-рвавшихся авиационных бомб;

- доставка и обеспечение сохранности грузов, перевозимых в зоны чрезвычайных ситуаций в качестве гуманитарной помощи, в том числе, в иностранные государства.

При ликвидации ЧС войска ГО принимают участие:

- в эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные

районы;

- в проведении мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения;

- в проведении работ по восстановлению системы жизнеобеспечения населения, важных объектов и коммуникаций;

- в локализации и ликвидации крупных лесных, торфяных и других пожаров.

Принимаемые в настоящее время меры по совершенствованию законодательства и системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения РФ, затрагивают многие вопросы гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, защиты от угроз терроризма, ликвидации последствий стихийных бедствий, пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах.

Федеральный закон Российской Федерации от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации...» вносит изменения в законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

природного и техногенного характера», «О гражданской обороне», «О пожарной безопасности», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» и другие.

Внесенные изменения расширяют сферу деятельности гражданской обороны. Теперь гражданская оборона (ГО) — это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей не только от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, но и при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Понятие «гражданские организации гражданской обороны» заменено, на «нештатные аварийно-спасательные формирования».

Гражданские организации гражданской обороны существовали в некоторой степени формально, а аварийно-спасательные формирования и аварийно-спасательные службы при ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время на практике доказали свою действенность. Поэтому в законе к силам гражданской обороны отнесены аварийно-спасательные формирования и спасательные службы, предназначенные для выполнения задач, как гражданской обороны, так и для защиты от чрезвычайных ситуаций в мирное время.

Принимаемые меры соответствуют общей тенденции реформирования сил ГО и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС):

- унификация структур и деятельности формирований и подразделений сил ГО

и РСЧС;

- универсализация профессиональной подготовки их личного состава;

- структурная интеграция формирований и подразделений с сохранением необходимой их специализации;

- диверсификация деятельности сил ГО и РСЧС, направленная на выполнение спасательных функций, как в военное, так и в мирное время;

- повышение мобильности и управляемости нештатных аварийно-спасательных формирований;

- улучшение материально-технического обеспечения нештатных аварийноспасательных формирований;

- усиление региональных и местных сил ГО и РСЧС.

Такие тенденции обусловлены объективной потребностью повышения оперативной готовности и экономической эффективности применения рассматриваемых сил и находят отражение в ряде принятых и разрабатываемых законодательных и иных нормативных правовых актов.

Так, например, в Тверской области законодательная, нормативная правовая и методическая документация соответствует требованиям законодательства Российской Федерации. В свете реализации федерального закона от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» принято:

- Постановление Губернатора Тверской области от 17.03.2005г. «О планировании мероприятий гражданской обороны на территории Тверской области»;

- Постановление суженного заседания Администрации Тверской области от

26.08.2005 г. № 12-дсп «О распределении функций по обеспечению мероприятий гражданской обороны Тверской области», в котором руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов государственной власти Тверской области рекомендовано разработать и согласовать до

30.12.2005 г. с государственным учреждением «Управление противопожарной службы, защиты населения и территорий Тверской области» Планы действий в мирное и военное время по обеспечению выполнения мероприятий гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Тверской области.

Государственным учреждением «Управлением противопожарной службы, защиты населения и территорий Тверской области» совместно с ГУ МЧС России по

Тверской области разрабатываются проекты постановлений Администрации Тверской области, регламентирующие порядок создания, подготовки и действий сил ГО Тверской области:

- «О создании аварийно-спасательных служб»;

- «О создании нештатных аварийно-спасательных формирований»;

- «О подготовке населения и нештатных аварийно-спасательных формирований к действиям в чрезвычайных ситуациях и по обеспечению защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий»;

- «О поддержании сил и органов управления гражданской обороны в готовности к действиям».

Для эффективной отработки указанных документов и практического применения сил и средств ГО в субъектах РФ, необходимо принятие соответствующих документов на федеральном уровне.

Анализ работы органов управления и организаций, создававших формирования гражданской обороны, по поддержанию их в готовности к действиям по предназначению свидетельствует о том, что назрел ряд проблем, которые требуют решения на федеральном уровне. Рассмотрим две из них, наиболее важные.

Первая проблема. Комплектование формирований гражданской обороны осуществлялось за счет численности организаций, создающих их.

Согласно ранее существовавшему положению о гражданских организациях гражданской обороны (постановление правительства РФ от 10.06.99 г. № 620) они создавались в мирное время по территориально-производственному принципу на базе организаций независимо от их организационно-правовой формы.

В формирования ГО зачислялись граждане РФ - мужчины в возрасте 18-60 лет, женщины - 18-55 лет, за исключением военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания; инвалидов 1,2 и 3 групп; беременных женщин, имеющих детей в возрасте до 8 лет, а также женщин, получивших среднее и высшее медицинское образование и имеющих детей в возрасте до 3 лет.

Если исходить из того, что основное предназначение формирований гражданской обороны - это защита населения и объектов производственного и социального назначения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, то такой принцип их комплектования оправдан. Когда страна в опасности, на ее защиту направляются лучшие людские и материальные ресурсы, поэтому приоритет при комплектовании должен отдаваться вооруженным силам. Но сейчас мирное время, а в формирования ГО по прежнему в основном зачисляются студенты вузов, лица предпенсионного возраста, хотя задачи им приходится решать сложные -ликвидировать последствия чрезвычайных ситуаций, где требуется хорошая не только профессиональная, но и физическая подготовка. поэтому представляется целесообразным в мирное время включать в состав формирований часть специалистов, имеющих мобилизационные предписания.

Вторая проблема. Ранее, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.03.2000 г. № 227 «О возмещении расходов на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне», расходы на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне (за исключением тех, которые включены в состав государственного оборонного заказа и оплачиваются за счет средств федерального бюджета) финансировались:

- бюджетными учреждениями - в соответствии с утвержденными в установленном порядке сметами доходов и расходов этих учреждений;

- организациями (за исключением бюджетных учреждений) в размерах, согласованных с соответствующими организациями, осуществляющими управление гражданской обороной, - путем отнесения указанных расходов на себестоимость продукции (работ, услуг).

Однако в условиях рыночной экономики, названное постановление практически бездействовало, особенно в организациях с численностью до 300 человек. В целом расходы на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне, в том числе на оснащение и подготовку ее формирований, могут составлять для средних и малых предприятий соответственно от 10 до 20 процентов от сметы расходов. Так, только для проведения тактико-специального учения со сводной командой (объектовой) продолжительностью 8 часов с отрывом от производства 107 человек и соответствующей техникой требуется до 55 тыс. рублей. Такие расходы негативно отражаются на размере оборотных средств предприятий и в целом на развитии производства.

Для решения указанных проблем, по нашему мнению, необходимо разработать и принять Федеральную целевую программу развития системы гражданской обороны РФ, в которой целесообразно предусмотреть следующие нормативы:

- право организаций, создающих формирования гражданской обороны, на бронирование специалистов дефицитных специальностей для комплектования этих формирований;

- централизованное снабжение указанных формирований основными видами специальной техники и имущества по номенклатуре, установленной МЧС России, за счет федерального бюджета;

- налоговые льготы организациям, создающим нештатные аварийноспасательные формирования, на развитие объектовой ГО, в том числе на оснащение и подготовку личного состава формирований.

В соответствии с Федеральным законом от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне», силы ГО — воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенные в войска гражданской обороны, а также аварийно-спасательные формирования и спасательные службы.

В настоящее время понятия, да и сами гражданские организации гражданской обороны отсутствуют, а аварийно-спасательные формирования не созданы. Необходима подготовка пакета документов по вопросам создания и порядку привлечения, вновь созданных сил и средств к мероприятиям по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Нештатные аварийно-спасательные формирования должны представлять собой самостоятельные или входящие в состав аварийно-спасательных служб структуры, созданные на нештатной основе, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени в составе сил гражданской обороны и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС.

Нештатные аварийно-спасательные формирования должны создаваться организациями из числа своих работников в обязательном порядке, если это предусмотрено законодательством РФ, или по решению администраций организаций в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

Перечень организаций, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, создающих формирования, необходимо разрабатывать, утверждать и доводить до соответствующих руководителей организаций федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями.

Состав и структуру нештатных аварийно-спасательных формирований должны определять создающие их федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения в соответствии с требованиями законодательства, исходя из возложенных на них задач по гражданской обороне и защите от ЧС. Состав, структура и

оснащение создаваемых нештатных аварийно-спасательных формирований согласовываются с территориальными органами МЧС России в установленном порядке.

Нештатные аварийно-спасательные формирования должны подразделяться:

- по предназначению — на формирования общего назначения и формирования специального назначения;

- по подчиненности — на территориальные и объектовые.

Формирования общего назначения должны создаваться на базе строительных, ремонтно-восстановительных, монтажных организаций, служб, подразделений и предназначаться для выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах массового поражения (заражения), зонах катастрофического затопления и иных ЧС.

К формированиям общего назначения необходимо относить: сводные команды (группы) общего назначения, сводные команды (группы) механизации работ, спасательные команды (группы).

Формирования специального назначения целесообразно создавать на базе ремонтных, химических, медицинских, противопожарных, аварийно-технических, транспортных и иных специализированных организаций, служб, подразделений для выполнения специальных мероприятий в ходе аварийно-спасательных и других неотложных работ, усиления формирований общего назначения и всестороннего обеспечения их действий.

Территориальные формирования необходимо создавать на базе организаций органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления на соответствующих территориях, а также на базе организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти. Территориальные формирования должны предназначаться для выполнения мероприятий гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций на соответствующих территориях, наращивания группировки сил гражданской обороны и РСЧС при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ на наиболее важных участках. Территориальные формирования должны подчиняться руководителям органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления соответствующих территорий.

Территориальные формирования должны включать формирования общего назначения (сводные команды и группы, спасательные команды и группы, сводные команды и группы механизации работ) и формирования специального назначения (медицинские, противопожарные, инженерные, аварийно-технические, автомобильные, разведки, радиационного, химического и биологического наблюдения, радиационной, химической и биологической защиты, связи, охраны общественного порядка, питания и другие виды формирований, создаваемые в зависимости от решаемых задач и местных условий).

Базой для создания территориальных формирований должны быть организации, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, продолжающие работу в военное время на территории, подведомственной органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления.

Объектовые формирования должны создаваться на базе организаций и предназначаться для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в тех организациях, на базе которых они созданы.

Личный состав формирований необходимо комплектовать преимущественно за счет численности работников организаций, продолжающих работу в период мобилизации и в военное время.

Военнообязанные, имеющие мобилизационные предписания, могут включаться в формирования на период до их призыва (мобилизации).

Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу взамен военной службы по призыву, могут включаться в состав формирований. С момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом

РФ военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях, нештатные аварийно-спасательные формирования должны доукомплектовываться невоеннообязанными. Деятельность формирований необходимо планировать по планам ГО и защиты населения, планам действий по предупреждению и ликвидации ЧС организаций, муниципальных образований, субъектов РФ и федеральных органов исполнительной власти.

Открытым остается вопрос и со службами гражданской обороны, которые также упразднены, а спасательные службы не созданы.

В целях более эффективного использования сил и средств гражданской обороны при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, целесообразно возложить обязанности (функции) бывших служб гражданской обороны на областные (муниципальные) предприятия и организации соответствующего профиля.

В настоящее время представляется целесообразным на федеральном уровне определить порядок создания спасательных служб.

В связи с этим, на данный момент, основу сил ГО составляют воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенные в войска гражданской обороны. Но и эта «основа» с каждым годом становится все слабее и слабее. Периодически проводимые организационно-штатные мероприятия, значительно сократили количественный и численный состав спасательных центров (бывших полков, бригад ГО). Значительные территории РФ остались без, так называемого «прикрытия» полков ГО, которые раннее дислоцировались в районе размещения наиболее потенциальноопасных объектов по всей территории страны.

Характер ЧС, как на территории Тверской области, так и на территории страны в целом, показывает, что необходимо пересмотреть организационноштатные структуры и соответственно табели оснащения к штатам существующих воинских формирований гражданской обороны, в целях повышения их мобильности и эффективности действий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для дальнейшего совершенствования организации и порядка привлечения сил ГО к выполнению мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера, а также последствий террористических актов в мирное время, необходимо целенаправленное реформирование государственных спасательных сил.

Предполагается, что государственные спасательные силы должны составлять основную часть сил РСЧС в мирное время и служить базой для развертывания аварийно-спасательных, в том числе нештатных, формирований — в военное время.

Главная цель реформирования государственных спасательных сил — создание системы функционально связанных между собой отдельных группировок спасательных сил федеральных министерств, служб и агентств, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций для обеспечения эффективного выполнения задач предупреждения и ликвидации ЧС в мирное и военное время.

В этих условиях совершенствование сил ГО и РСЧС должно осуществляться преимущественно на основе качественно новых подходов к оптимизации их состава и структуры, повышения готовности к решению возложенных на них задач, комплексного применения современной техники и новейших технологий, улучшения подготовки личного состава.

В решении комплекса указанных задач важная роль отводится нештатным аварийно-спасательным формированиям.

Находясь непосредственно на предприятии (объекте) в составе работающей смены, нештатные аварийно-спасательные формирования могут принять необходимые экстренные меры по сигналам оповещения ГО, а также по предотвращению или локализации ЧС на самой ранней стадии такой угрозы и начать аварийно-спасательные работы еще до прибытия основных сил. Количество указанных нештатных аварийно-

спасательных формирований может быть меньше, чем было гражданских организаций ГО, но они должны оснащаться современной техникой и оборудованием, быть мобильными и более функциональными.

При создании и обеспечении функционирования нештатных аварийноспасательных формирований и спасательных служб в интересах гражданской обороны необходимо использовать накопленный опыт применения сил и средств РСЧС, а также опыт создания, комплектования, технического оснащения и подготовки гражданских организаций гражданской обороны применительно к современным условиям и задачам нештатных аварийно-спасательных формирований в составе сил ГО и РСЧС.

В федеральном законе от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» к силам гражданской обороны отнесены аварийно-спасательные формирования и спасательные службы, предназначенные для выполнения задач, как ГО, так и для защиты от ЧС в мирное время. Поэтому, представляется целесообразным, на основе «Плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций . » и «Плана гражданской обороны .» разрабатывать «План гражданской обороны и защиты населения ...», в котором предусматривать создание группировки сил и средств, предназначенной для проведения АСДНР при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий.

В группировку сил для проведения АСДНР в зоне ЧС необходимо включать объектовые и территориальные формирования повышенной готовности, а также специализированные формирования. В состав группировки сил могут привлекаться воинские части ГО, инженерные части и части войск радиационной, химической и биологической защиты Минобороны России.

Основу группировки сил для проведения АСДНР должны составлять воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенные в войска ГО, и аварийно-спасательные формирования и спасательные службы.

Одной из важных задач, возлагаемых на аварийно-спасательные и воинские формирования, является их привлечение для борьбы с терроризмом, его проявлениями в различной форме. Это стало насущной проблемой для всех органов МЧС России.

Подготовка и использование сил гражданской обороны, участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных крупномасштабными террористическими акциями с применением средств массового поражения, должна осуществляться в соответствии с действующими нормативно-методическими документами.

При ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных крупномасштабными террористическими акциями, необходимо учитывать ряд особенностей.

При планировании мероприятий по ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций в результате аварии на радиационно-, химически- и биологически- опасных объектах с определённой степенью достоверности можно заранее спрогнозировать место и характер последствий возможной аварии, определить и подготовить необходимые силы и средства, принять меры по защите персонала объекта и населения, проживающего в непосредственной близости к нему.

Террористическая акция может быть совершена не только непосредственно на радиационно-, химически- и биологически- опасных объектах, но и в любом другом месте с массовым пребыванием людей. Это могут быть крупные жилые и административные здания, спортивные и зрелищные сооружения, лечебно-профилактические учреждения, вокзалы, аэропорты и станции метрополитена.

Поэтому при планировании мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий террористических акций будет больше неопределённостей, вариантов действий, которые необходимо тщательно анализировать и принимать соответствующие дополнительные меры.

В работе по организации противодействия терроризму в городах и на объектах экономики мы стоим в начале пути, и основной задачей является то, чтобы работа по всем направлениям была бы не кампанией, а носила систематический плановый характер.

В заключение следует отметить, что в современных условиях, вопросы гражданской обороны обоснованно должны выходить на передний план. Необходимо повышенное внимание к ним со стороны Правительства Российской Федерации. Чтобы не допустить снижения готовности гражданской обороны, безусловно, необходимы денежные средства. От совершенства механизма финансирования зависит и эффективность их использования. Одним из важных компонентов расходов в гражданской обороне являются силы ГО, на которые необходимо выделять значительно больше денежных средств.

Финансовое обеспечение мероприятий гражданской обороны является одной из наиболее острых проблем, требующей безотлагательного решения на федеральном уровне.

Не ожидая решений на федеральном уровне во многих субъектах РФ в целях своевременного и достаточного финансирования инженерно-технических и организационных мероприятий по организации и порядку привлечения сил ГО к выполнению мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера, а также последствий террористических актов в мирное время, в области принята соответствующая нормативная правовая база. Так, в Тверской области по этому вопросу приняты:

- распоряжение Администрации области от 11.08.03г. №511-ра «О заключении договоров на отпуск материальных ресурсов из аварийных и текущих запасов организаций для ликвидации ЧС на территории Тверской области»;

- постановление Администрации области от 22.04.04г. №67-па «О порядке финансирования мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Тверской области» (с изменениями от 27.07.04г.);

- постановление администрации области от 30.09.03г. №334-па «Об утверждении положения о порядке расходования средств резервного фонда администрации Тверской области» (с изменениями от 15.03.05г.);

- распоряжение администрации области от 24.05.2005г. №340-ра «О выделении денежных средств из резервного фонда администрации Тверской области».

Для своевременного реагирования сил ГО полагаем целесообразным часть денежных средств, которые необходимы для возможного привлечения сил и средств ГО к ликвидации ЧС, необходимо закладывать в бюджет соответствующих организаций (учреждений), как резерв материальных и финансовых средств, для предупреждения и ликвидации ЧС.

Отчетные материалы ГУ МЧС России по Саратовской области содержат данные об имевших место ЧС в 2004 году, составе мероприятий, проводимых при ликвидации ЧС радиационного и химического характера, требования по их планированию и подготовке исходной информации, о номенклатуре и количестве накопления средств индивидуальной защиты и средств оснащения АСФ.

Кроме того, значительное внимание уделено общей характеристике содержания работ, проводимых при ликвидации ЧС природного и техногенного характер, изложению нормативно установленного порядка привлечения войск ГО к решению задач по предупреждению и ликвидации ЧС, краткой характеристике наличия и состояния нормативно-правовой и методической документации субъектов РФ, а также оценки достаточности и эффективности проводимых инженерно-технических мероприятий в рамках системы ГО - без выделения из них, относящихся непосредственно к задачам поставленной темы.

В отчете ГУ МЧС Росси по Оренбургской области, как и в ряде других отчетов, приведены особенности организации ГО, обусловленные принятыми изменениями ряда основных законодательных актов, имеющих отношение к поставленным в работе задачам. Кроме того, дается общая характеристика области в части проблем ЧС. Основное содержание отчета включает характеристику состава, численности и задач созданных в области профессиональных и нештатных АСФ и отдельные данные об их участии в ликвидации ЧС, сколько раз привлекались, численность спасенных пострадавших людей, скольким оказана помощь; представлены общие задачи и значение созданных АСФ, а также основные факторы, от которых зависит их эффективность.

Отчет ГУ МЧС России по Томской области посвящен общим концептуальным вопросам и проблемам развития системы ГО, основу которых составляют основные положения проекта «Основных направлений развития гражданской обороны на период до 2015 года».

Выводы

Разработанные и представленные по данной теме материалы в основном отражают состояние вопросов по организации и порядку привлечения сил ГО по решению задач предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера, а также последствий террористических актов в мирное время, определяемых и регламентируемых соответствующими нормативными правовыми актами.

При этом основное внимание было уделено характеристике и изложению основных положений нормативных правовых документов по рассматриваемой теме и проделанной работе на данной основе.

В целом данные материалы могут быть использованы специалистами органов, осуществляющих управление, и научных учреждений МЧС России в своей дальнейшей работке по совершенствованию системы организации и порядка привлечения сил ГО к решению задач предупреждения и ликвидации ЧС, а также задач ликвидации последствий террористических проявлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.