Научная статья на тему 'О некоторых проблемах повышения избирательной активности граждан РФ в свете зарубежного опыта'

О некоторых проблемах повышения избирательной активности граждан РФ в свете зарубежного опыта Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1049
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КАМПАНИИ / ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ГРАЖДАН / ВОЗРАСТНОЙ ЦЕНЗ / АБСЕНТЕИЗМ / ЭЛЕКТОРАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Богданова Ольга Викторовна

В статье рассмотрены некоторые проблемы повышения избирательной активности граждан РФ в свете зарубежного опыта. Проанализированы основы избирательного процесса Франции, Чехии, Японии, Германии. Предложены рекомендации по совершенствованию организации избирательных кампаний в Российской Федерации: увеличение возрастного ценза, введение юридической ответственности за неявку на выборы, введение права некоторых групп осужденных на участие в выборах, изменение порядка формирования наблюдателей на выборах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О некоторых проблемах повышения избирательной активности граждан РФ в свете зарубежного опыта»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10/2015 ISSN 2410-700Х_

УДК 34

Богданова Ольга Викторовна

канд. ист. наук ,доцент СамГТУ, г.Самара, РФ E-mail: [email protected]

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ПОВЫШЕНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ГРАЖДАН РФ

В СВЕТЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА

Аннотация

В статье рассмотрены некоторые проблемы повышения избирательной активности граждан РФ в свете зарубежного опыта. Проанализированы основы избирательного процесса Франции, Чехии, Японии, Германии. Предложены рекомендации по совершенствованию организации избирательных кампаний в Российской Федерации: увеличение возрастного ценза, введение юридической ответственности за неявку на выборы, введение права некоторых групп осужденных на участие в выборах, изменение порядка формирования наблюдателей на выборах.

Ключевые слова

Избирательный процесс, избирательные кампании, избирательная активность граждан, возрастной ценз,

абсентеизм, электоральная активность.

Одним из признаков демократического государства является наличие активного избирательного права у граждан и фактических выборов в органы власти. Значительный научный и интеллектуальный потенциал участников, втянутых в выборные процессы, оказавшиеся в поле их зрения проблемы, неизбежно поставили вопрос о совершенствовании организации избирательного процесса .

В свете последних избирательных кампаний, можно сказать, что организация и проведение выборов в нашей стране вызывает массу спорных вопросов. Некое совершенствование системы позволит сделать этот процесс максимально объективным. Данная тема является актуальной уже потому, что любые отклонения от нормы во время проведения избирательных кампаний вызывают сильный общественный резонанс, оказывая влияние на формирование политической и правовой культуры населения [4, с.29].

Для того, чтобы разработать рекомендации по совершенствованию организации и проведения избирательных кампании, мы сравнили ключевые моменты избирательного процесса в РФ и некоторых других странах. На основе проведенного сравнения можно предложить некоторые рекомендации по совершенствованию избирательного процесса в Российской Федерации.

Выборы приобретают все большее значение в жизни современного общества. Развитие и распространение интернета позволило политически активной части населения высказывать свое мнение относительно этого процесса. Скажем десятилетие назад, было бы нонсенсом все происходящее в инфосфере наших дней. С одной стороны это, несомненно, шаг вперед - общество получило возможность высказывать свое мнение, как это происходит в странах Запада. Однако есть и негативное последствие влияния информационных технологий: каждый может высказать свое мнение, которое зачастую крайне субъективно, и что хуже того, может быть заведомо провокационно. В связи с этим проведение выборов различного уровня требует глубокого анализа электоральных предпочтений, всестороннего учета субъективных и объективных факторов влияющих на электоральное поведение различных групп населения. Особенно критично это в отношении молодежи благодаря ряду причин:

1. Сегодня в России около 23% электората составляет молодежь (лица от 18 до 25 лет) [14].

2. Современная молодежь - политическое будущее России, и именно она через 10-15 лет будет определять не только облик страны, но и статус выборов в обществе - будет ли это важным инструментом демократической власти.

3. Молодежь представляет интерес как потенциальная составляющая современного политического процесса, потому для политических сил важно вовлечение молодежи в процесс борьбы за власть.

Повышение электоральной активности молодежи - сложный и многогранный процесс, затрагивающие многие сферы жизни общества. Разумеется, о мгновенном результате речи не идет. Это работа на

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10/2015 ISSN 2410-700Х_

перспективу , направленная на культивацию политической и правовой культуры у подрастающих поколений, с ориентацией на опыт передовых западных стран. Изучив зарубежный опыт, необходимо использовать полученные результаты с поправкой на ценности российского общества.

Начинать необходимо с самых маленьких граждан - учащихся младших классов. В качестве игры можно предложить упрощенные правила выборов, скажем в «Президенты класса», 3 -4 человека желающих выбрать кандидатами, остальные - электорат. Учащимся следует составить «программу», которая должна будет убедить «электорат» проголосовать за кандидата, и провести «предвыборную кампанию». Задачей электората будет выслушать каждого кандидата, и проголосовать за одного из них. Учитель будет исполнять роль ЦИК. Выбранный «Президент» должен в течение определенного времени исполнять свои обязанности, скажем, как староста класса. Через определенное время производить «перевыборы», в которых будет участвовать текущий «президент» и 3-4 кандидата. «Президент» может находиться на своем посту не более чем 2 срока (например, 1 срок - 1четверть).

С учащимися средней школы может быть проведена серия уроков, касающихся важности выборов, на которых им будет объяснен смысл и важность участия в политической жизни, а также разъяснены интересующие вопросы по теме. После этого им будет предложено написать эссе, в котором они должны показать, как усвоен материал. Хорошим вариантом может быть организация экскурсий в органы местного самоуправления, в которых учащимся будет наглядно показано, чем занимаются народные избранники. Можно организовать конкурс предложений на актуальную муниципальную тему.

Для студентов может быть организован особый орган - молодежный парламент, который говорит от лица всех молодых граждан с властью. Молодежный парламент - это шаг по сближению «взрослой» политики и молодежных инициатив. Добровольное участие наряду с дисциплиной превращают парламент в серьезную организацию, которая вырабатывает навыки участия в жизни общества. Подобные парламенты получили распространение в последние годы, и это позволяет говорить о привлечении молодежи возможностью реальной деятельности, основываясь на согласованном, общем решении, с которым должны считаться политики [14].

Рассмотрев суть проблемы низкой избирательной активности молодежи, можно сделать вывод о том, что основными причинами ее возникновения были экономические и политические потрясения 90 -х-2000-х годов. В последнее десятилетие России активно избавляется от груза данных проблем, а политическая ситуация стабилизируется. Проведенный опрос среди учеников младших классов нескольких школ Самары, позволяет говорить о положительной тенденции: школьников, например, заинтересовал механизм электоральных процессов, и в большинстве своем (82 из 114 опрошенных) они хотели бы узнать больше: как происходит процесс выборов, какую пользу это приносит. [14].

С распространением интернета, среди молодежи наблюдается повышение интереса к мировой и внутренней политике. Проявление заинтересованности это первый шаг к активной политической позиции, а значит, есть надежда, что через 10-15 лет выборы будут демократическим инструментом формирования органов власти. Для Европы молодежные политические движения и парламенты давно стали нормой и поддерживаются государством. Тот же процесс можно видеть и в России, хотя идет он достаточно медленно, особенно в регионах, где чиновники не хотят воспринимать подобные новшества. С достаточной государственной поддержкой это явление может иметь большее распространение, и молодые политики смогут генерировать идеи, участвовать в деятельности политических партий. Все это будет способствовать формированию гражданского общества и правового государства в нашей стране.

Ориентируясь на опыт зарубежных стран, представляется возможным ввести меры стимулирования и порицания за неявку на избирательные участки без уважительной причины. Такая система успешно функционирует во многих государствах. Так, например, в Бельгии система мер воздействия дифференцирована. Если бельгиец в первый раз не явился на выборы и заранее не известил мирового судью о возможной неявке, то он подвергается штрафу. За вторичную неявку на выборы по неуважительной причине штраф увеличивается . Если избиратель не явится на выборы в третий раз, то, кроме штрафа, его имя будет указано в специальном объявлении, вывешиваемом в публичном месте [8, с.35]. Нечто похожее

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10/2015 ISSN 2410-700Х_

предусматривает и законодательство Аргентины: не явившийся на выборы избиратель наказывается штрафом и лишается права получить должность на государственной службе в течение трех лет. [3, с. 150].

Такие меры, применяемые к избирателям, оказывают свое воздействие. В странах, где предусмотрена ответственность за неучастие в выборах, процент граждан, которые приходят голосовать, очень высоко. Например, в Бельгии регулярно голосуют 94,6% зарегистрированных избирателей, в Аргентине - 94,5%,в Австрии - 91,6% [10, с.56].

Необходимой мерой повышения явки избирателей является разрешение принимать участие в выборах гражданам, находящимся в местах лишения свободы по приговору суда за преступления экономического характера. Осужденные по экономическим статьям в большинстве своем имеют высшее образование и способны к адекватному волеизъявлению на выборах. К тому же во многих местах лишения свободы есть доступ к средствам массовой информации, что позволяет оценить расстановку сил в той или иной избирательной кампании. Преступления, совершаемые в сфере экономики, занимают высокий удельный вес в структуре преступности. Достаточно отметить, что ежегодно в РФ осуждается за преступления против собственности, хозяйственные преступления, а также преступления в сфере предпринимательства свыше 80% лиц от общего количества осужденных [9]. Мировой опыт имеет примеры предоставления избирательных прав этой категории населения. Так, в ФРГ лишаются избирательных прав лишь лица, в отношении которых вынесен соответствующий судебный приговор [8, с. 123]. По избирательному праву Великобритании пассивного избирательного права на любых выборах лишаются: лица, осужденные за коррупцию или иной вид нарушения избирательного права, за растрату государственных средств на сумму свыше 2000 фунтов стерлингов, либо лица, приговоренные к тюремному заключению на срок более трех месяцев в течение последних 5 лет без права замены наказания на штраф, и банкроты [8, с. 124].

Таким образом, основания лишения избирательного права могут корректироваться законодателем в зависимости от совершенного правонарушения.

Достаточно острым является вопрос присутствия наблюдателей на выборах. На данный момент наблюдатель - это представитель политической партии или зарегистрированного кандидата, а также средств массовой информации, осуществляющий общественный контроль в день голосования на отдельно взятом избирательном участке. Наблюдателем может стать любой гражданин РФ, достигший 18 лет и желающий лично проследить за прохождением выборов на отдельно взятом избирательном участке [11]. Наблюдатель может быть направлен на участок только участвующей в выборах партией или СМИ. Состоять в какой-либо политической партии наблюдателю необязательно. Для обычного человека статус наблюдателя — это единственный способ проконтролировать законность выборов на этапе голосования. На наш взгляд, участие гражданина-наблюдателя должно стать такой же неотъемлемой частью обязанностей гражданина РФ, как и само участие в выборах. Для этого мы предлагаем при формировании института наблюдателей взять за основу метод создания коллегии присяжных заседателей, прописанный в статье 326 Уголовно-процессуального кодекса РФ внося некоторые корректировки в систему отбора [2]. Судебные базы позволят создать необходимый список людей, входящих в коллегию наблюдателей, а непосредственный отбор наблюдателей на местах помогут провести независимые общественные организации. Таким образом, можно создать абсолютно новую для РФ систему сильной независимой экспертизы и наблюдения на выборах. Сильной она будет благодаря поддержке государства, независимой - благодаря прямому участию общественных организаций.

С целью исключения нарушения закона при голосовании предлагается использовать опыт Франции, поменяв местами процесс опускания бюллетеня в урну для голосования и фиксирование явки избирателя в избирательном списке.

Снижению уровня абсентеизма, по нашему мнению, могло бы способствовать внедрение систем электронного голосования с тем, чтобы упростить и обеспечить максимальную прозрачность электорального процесса в России.

В данной статье проанализированы основы избирательного процесса таких стран, как Россия, Франция, Чехия, Япония, Германия. На основе изученного материала были предложены соответствующие рекомендации по совершенствованию организации избирательных кампаний в Российской Федерации. Это

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

№10/2015

ISSN 2410-700Х

увеличение возрастного ценза, введение юридической ответственности за неявку на выборы, введение права некоторых групп осужденных на участие в выборах, изменение порядка набора наблюдателей на выборах. На наш взгляд, разработанные рекомендации могут способствовать развитию новой тенденции в избирательном праве, направленной на повышение уровня политической и правовой культуры граждан РФ.

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изм.) // Российская газета. 1993. 25 декабря. №237 ,СПС КонсультантПлюс. Обновленная версия.

2. "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-Ф (ред. от 13.07.2015) (с изм. и доп.) Собрание законодательства РФ", 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921, СПС Консультант Плюс. Обновленная версия.

3. Богданова О.В. Пути повышения эффективности проведения избирательных кампаний//Вестник Самарского института бизнеса и управления. Вып.8, ч.2.-Самара, НОАНО ВПО СИБиУ, 2013.

4. Богданова О.В. Правовое воспитание как фактор правовой культуры: анализ некоторых форм//Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. , Тамбов: Грамота, 2014 III, с.28-31.

5. Веденеев Ю.А. Развитие избирательной системы Российской Федерации: проблемы правовой институционализации // Журнал российского права. - 2006. - № 6.

6. Габричидзе Б.Н., Елисеев В.Н. Конституционное право современной России: Учебник для вузов. М., 2001.

7. Карапетян Л.М. Конституция и партийно-политическая система в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. - 2006. - № 3.

8. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: В 4-х т. / Отв. ред. проф. Б. А. Страшун - 3-

е изд., обновл. и дораб. - М., 2002.

9. Красинский В.В. Лишение избирательного права в зарубежных странах // http://www.roiip.ru/publication/publication220.html

10. Нудненко П. В. К вопросу об определении понятия избирательной системы // «Конституционное и муниципальное право», 2008, № 5.

11 .Официальный сайт ЦИК РФ// http://www.cikrf.ru/

12.«Гражданин наблюдатель», официальный сайт проекта // http://nabludatel.org/

13.http://www.koshki.samgd.ru/mol/about

14.http://wciom.ru/index.php?id= 1 #

© О.В.Богданова, 2015

УДК 343

Зуева Анна Сергеевна

кандидат экономических наук, доцент МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, РФ

E-mail: [email protected]

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

В статье анализируется понятие «правоохранительная деятельность» с точки зрения ее признаков. Рассматриваются авторские точки зрения известных правоведов. Делается общий вывод, определяющий основные признаки правоохранительной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.