Научная статья на тему 'Проблемы реализации права избирать и быть избранным в свете реформирования избирательного законодательства Российской Федерации'

Проблемы реализации права избирать и быть избранным в свете реформирования избирательного законодательства Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1637
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО / ПАССИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО / АКТИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ГРАЖДАНИН

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фомина Ж. С.

В статье анализируется современный этап развития российского общества, который характеризуется крупнейшими преобразованиями правовой системы общества. Одновременно осуществляется реформирование избирательного законодательства. После очередных федеральных выборов избирательное законодательство подвергается трансформации. Этот процесс угадывает на динамичность избирательного права. Он отражает процесс перехода к правовому государству и гражданскому обществу

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы реализации права избирать и быть избранным в свете реформирования избирательного законодательства Российской Федерации»

Фомина Ж.С.

Проблемы реализации права избирать и быть избранным в свете реформирования избирательного законодательства Российской Федерации

Современный этап развития нашего общества характеризуется крупнейшими преобразованиями Российского государства и его правовой системы. Идет активный процесс формирования России как правового демократического государства, признающего приоритет общечеловеческих ценностей и международного права. К такого рода основополагающим ценностям относятся и свободные выборы, сопровождаемые многопартийностью, политическим и идеологическим многообразием, свободой выражения мнений.

За последние годы выборы прочно вошли в жизнь российского общества в качестве реально функционирующего института формирования основ народовластия. Продолжается становление и развитие современной избирательной системы Российской Федерации. В новых политико-правовых условиях порядок организации и проведения свободных, справедливых выборов приобретает особую значимость в качестве одного из средств обеспечения реализации и защиты конституционного права граждан избирать и быть избранным в органы государственной власти и в органы местного самоуправления.

По сложившейся традиции каждый раз после проведения выборов избирательная система Российской Федерации подвергается очередному реформированию.

За прошедший период в нашей стране сформировалось обширное, внутренне противоречивое и непоследовательное законодательство по вопросам организации и проведения выборов, изменяющееся, как правило, без ориентира на конституционную ценность этих норм. А в последнее время все более проявляется политическая направленность этих законов.

Более того, избирательное законодательство обладает исключительной сложностью. Оно ориентировано не на некие стандартные нормы права, а на отражение последовательности действий, технологий.

Те права, которые устанавливаются и регулируются современным избирательным законодательством, часто мало коррелируют с Конституцией нашего государства. Согласно п. 2 ст. 32 Конституции РФ [1] быть избранным имеет право каждый гражданин, за особыми и вполне понятными исключениями, например, кроме душевнобольных. Следовательно, и быть зарегистрированным в качестве кандидата имеет право тот же самый круг российских граждан. Однако в соответствии с действующим Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» [2] фактически при реализации пассивного избирательного права применяется новый избирательный ценз - зависимость от социального статуса граждан. Вступление в политические партии все более становится не правом, а фактической обязанностью гражданина России, желающего реализовать свое конституционно установленное право. Эта норма противоречит и ст. 19 Конституции, так как, по существу, вводит дискриминацию граждан по признаку принадлежности к той или иной партии.

Конечно, п. 3 ст. 7 названного закона содержит норму о праве партии выдвигать в составе федеральных списков кандидатов, граждан Российской Федерации, не являющихся членами партии, но это все же право, а не обязанность. К тому же нет никаких гарантий, что перед каждыми очередными выборами до партии не будет доводиться «разнарядка с квотами для беспартийных кандидатов» [3].

Более того, избрание депутатов по партийным спискам позволяет власти при желании запретить или приостановить деятельность какой угодно партии, например, обвинив ее в деятельности, запрещенной законодательством. Проблемы возникнут, и если избранная в парламент на законных основаниях партия изменит свой устав или программу либо в ней произойдет раскол. Что в таком случае делать избирателям, отдавшим свои голоса за них?

Кроме того, избирательное законодательство Российской Федерации теперь не предусматривает наличия в избирательном бюллетене графы «против всех».

Наиболее общими положениями, закладывающими основу для осуществления гражданами электорального волеизъявления путем отказа в доверии всем выдвинутым кандидатам на выборные должности в органах публичной власти, являются нормы ст. 3 Конституции Российской Федерации [1]. Они предполагают, что многонациональный народ Российской Федерации, являясь носителем суверенитета и единственным источником власти, располагает правомочиями по учреждению и периодическому обновлению персонального состава органов власти своей волей и во исполнение задач, провозглашенных в Преамбуле Основного закона страны. Исходя из этого во взаимосвязи с провозглашенными в ч. 1 и 3 ст. 13 Конституции Российской Федерации принципами идеологического и политического многообразия и многопартийности вытекает, что, будучи единственным и уникальным субъектом первичного

властенаделения, российский народ вправе по своему свободному усмотрению отказывать в поддержке как некоторым, так и всем кандидатам на выборные должности, являющим собой носителей в рамках избирательного процесса индивидуально или партийно-персонифицированных политических идей упорядочения общественных отношений [4].

Отмена этого варианта голосования создает еще один механизм давления на избирателя. По сути, избирателя принуждают выбрать один из вариантов голосования, даже если он не согласен ни с одним из них. То есть избирателя фактически лишают конституционного права воздержаться от принятия решения, например, в случае, если он считает себя недостаточно компетентным в каком-либо вопросе. Рядовой обыватель может сформировать свое мнение о конкретных кандидатах, в первую очередь, путем сравнения их программ, профессиональных, деловых и человеческих качеств, ценность которых наиболее верно выявляется в ходе публичных и открытых дебатов претендентов по вопросам внутренней и внешней политики. Однако история российских избирательных кампаний свидетельствует, что такие дебаты между основными кандидатами или партиями обычно не проводятся, что и является основной причиной увеличения процента избирателей голосующих «против всех». Избиратель не хочет голосовать «в темную», он требует каких-то гарантий, из которых лучшей является его собственное мнение о кандидатах.

Также надо учитывать, что, отменив этот вариант голосования де-юре, российские законодатели оставили его де-факто. Исключение из бюллетеней графы «против всех» стимулирует избирателя либо к неучастию в выборах, что может восприниматься окружающими как выражение данным субъектом негативного отношения к самой процедуре выборов, либо к тому, чтобы сделать избирательный бюллетень недействительным (например, выбрав два или более варианта голосования), что понуждает гражданина проявить неуважение к порядку выборов.

Таким образом, теперь при голосовании избирателю предлагается осуществлять выбор на основе принципа меньшего зла. Отмена варианта «против всех» может привести к тому, что все меньший процент избирателей будет принимать участие в выборах. При этом стоит отметить, что проблема абсентеизма является для нас весьма актуальной. Многие правоведы связывают инертность граждан при реализации своего активного избирательного права с той профанацией, в которую часто превращаются выборы вследствие обилия безликих кандидатов, обещающих одно и то же, а после завершения избирательной кампании эти обещания безнаказанно отбрасывающих [5; 6]. Неубедительным выглядит и такое толкование абсентеизма - фактом своего неучастия в выборах абсентеисты автоматически отдали свои голоса тем, кто явился на них и таким образом заранее согласились с их голосованием и результатами выборов вообще. Это до примитива упрощает сложную и разнообразную мотивацию неявки на выборы. Неявка на выборы - это законная гражданская, социальная позиция избирателя. Абсентеизм -это не причина, а следствие электоральной ситуации в стране.

Для решения проблемы низкой электоральной активности в зарубежных странах применяются следующие подходы: введение обязательного голосования с возложением на избирателя определенных мер ответственности за неявку на выборы; снижение возраста, по достижении которого гражданин приобретает активное избирательное право; наличие поощрений за участие в голосовании на выборах.

В Российской Федерации данную проблему решили, отменив минимальный порог явки на выборы. Это в конечном итоге поставит вопрос о действительности выборов и легитимности власти. Органы и должностные лица, избранные меньшинством избирателей, даже и самим этим меньшинством не могут восприниматься как имеющие моральное и даже формальное право представлять всех и руководить всеми. Если пришли и выразили свою волю путем голосования менее 25 % избирателей, то оставшиеся 75 % фактом неявки на выборы также выразили свою волю и определенную позицию по отношению к представленным кандидатам. И в условиях формирования демократического правового государства мнение этого большинства должно являться решающим.

Еще одним новшеством избирательного права и политической системы России стала ликвидация выборов высших должностных лиц субъектов РФ и замена прямых выборов институтом наделения гражданина РФ полномочиями высшего должностного лица. Ради осуществления благих намерений -обеспечения единства государственной власти и непосредственного развития федерализма - произошло ограничение активного избирательного права гражданина.

В настоящее время нет однозначной позиции относительно данного нововведения. Одни, как С.А. Авакьян, например, считают, что в отмене прямых выборов глав исполнительной власти субъектов нет ничего плохого. Многие органы государственной власти - Конституционный суд РФ и другие высшие суды - формируются тоже представительной системой, а президент предлагает кандидатуры. А при прямых выборах в большинстве случаев приходили люди на должности губернаторов с помощью денег, коррупции, подкупа избирателей, местных партий и т.д. И, как следствие, работать для избирателей, которые за них проголосовали, они и не собирались. Выборы губернаторов, отмена которых признается многими недемократичной, на самом деле не существуют во многих западных странах, кото-

рые у нас привыкли использовать в качестве эталона. Там тоже население не избирает этих самых глав исполнительной власти провинций, их избирают законодательные собрания [7].

Конституционный суд Российской Федерации в своем определении от 21 декабря 2005 года № 13-П признал, что «положения о наделении гражданина Российской Федерации полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации не могут рассматриваться как нарушающие конституционные принципы разделения властей, федерализма и организации исполнительных органов государственной власти в Российской Федерации, необходимый баланс полномочий и законных интересов Российской Федерации и ее субъектов. Не нарушают они и закрепленные в Конституции Российской Федерации права граждан участвовать в управлении делами государства, избирать и быть избранными в органы государственной власти и как таковые не противоречат Конституции Российской Федерации» [8].

В обоснование данной позиции Конституционной суд подчеркнул, что право принимать участие в прямых выборах руководителя субъекта Российской Федерации и быть избранным на эту должность ни Конституцией, ни международными актами (как, например, Всеобщая декларация прав человека и гражданина) не закреплено. Из Конституции Российской Федерации к тому же не вытекает, что прямые выборы являются единственно правомерным способом замещения данной должности. Руководитель субъекта Федерации - это представитель исполнительной власти. Он отчитывается непосредственно перед Президентом Российской Федерации, который как глава государства добивается бесперебойного функционирования всех органов государственной власти. Кроме того, Президент Российской Федерации - представитель народа Российской Федерации, поэтому он может участвовать в наделении гражданина Российской Федерации полномочиями руководителя субъекта.

Однако, как отмечает В.А. Черепанов, основное внимание Конституционного суда Российской Федерации было уделено изучению вопросов компетенции, а вопрос о законодательном ограничении конституционного права граждан избирать и быть избранным в органы государственной власти не исследовался вообще. Тем не менее указанное правомочие в силу федерального устройства Российского государства содержит в своей структуре два вида конституционных прав: право избирать и быть избранным в органы государственной власти и право избирать и быть избранным в органы государственной власти субъекта Российской Федерации [9]. По мнению Конституционного суда конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранным в органы государственной власти субъекта Российской Федерации может включать, а может не включать в себя их правомочие избирать и быть избранным на должность руководителя субъекта Российской Федерации, которое в этой связи не рассматривается в качестве необходимого элемента соответствующего конституционного права. Все дело «в усмотрении федерального законодателя и политической целесообразности в соответствии с развивающимся социально-историческим контекстом» [8].

Однако до принятия Федерального закона от 11 декабря 2004 года [10] возможность граждан Российской Федерации избирать и быть избранным на должность руководителя субъекта Российской Федерации закреплялась как федеральным, так и региональным законодательством и являлась одним из элементов в составе конституционного права граждан избирать и быть избранным в органы государственной власти. Таким образом, произошло уменьшение объема общего конституционного права граждан избирать и быть избранным в органы государственной власти и отмена составляющего его более частного - права избирать и быть избранным на должность руководителя субъекта Российской Федерации. А это противоречит ст. 55 Конституции Российской Федерации, согласно которой в государстве не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина [1]. Следовательно, нормы, отменившие выборы руководителя субъекта Российской Федерации, все же противоречат Конституции Российской Федерации.

При этом стоит отметить, что, наряду с избирательными правами гражданина, нарушаются и иные положения Основного закона страны. В п. 2 ст. 11 Конституции установлено, что субъекты Федерации сами образуют свои органы для осуществления государственной власти. Однако Президент Российской Федерации в настоящее время наделен правомочиями не только по назначению и снятию губернатора, но и замене регионального парламента на более «уступчивый». Таким образом, действующая редакция Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [11] превращает в фикцию закрепленную Конституцией полноту государственной власти субъекта Федерации по предметам своего ведения. Представляется, что принятое решение законодательным органом субъекта Федерации под угрозой роспуска может считаться не вполне самостоятельным и добровольным.

Кроме того, правовая возможность роспуска президентом законодательного органа субъекта РФ противоречит Конституции РФ. Президент наделен не предусмотренными ст. 83-90 Конституции РФ [1] полномочиями по роспуску регионального парламента. Конституция устанавливает исчерпывающий (закрытый) перечень президентских полномочий, и такой компетенцией он не наделен. Представляется не совсем юридически корректным считать правонарушением несогласие с мнением президен-

та, высказанное депутатами, избранными народом субъекта Федерации, который является единственным источником государственной власти в регионе.

Таким образом, в Российской Федерации по-прежнему остается актуальной проблема построения такой модели избирательной системы, которая отвечала бы международным стандартам, при этом учитывала российскую специфику и обеспечивала бы реализацию избирательных прав в интересах всего народа. Ввиду таких нововведений избирательного законодательства, как формирование нижней палаты парламента нашей страны полностью по пропорциональной системе, увеличение порога прохождения партий до 7 %, отмена выборов руководителей субъекта Российской Федерации, отмена графы «против всех» в избирательных бюллетенях, отмена минимального порога явки и досрочного голосования, можно отметить его отклонение от конституционных норм и международных стандартов.

Соединение всех этих компонентов, по мнению Л.Ю. Грудцыной, в единое образование в совокупности с созданием второй проправительственной партии может привести: к продуманному поэтапному лишению граждан России важных элементов их политических прав; устранению даже намека на реальную оппозицию партии власти; имитацию существования альтернативных выборов, поскольку за власть будут «бороться» две искусственно созданные «сверху» проправительственные партии. Э. Памфилова отмечает: «Отмена минимального порога явки избирателей, отмена графы "против всех", очень высокий семипроцентный барьер прохождения партий в Думу, слабая партийная конкуренция - все это вместе резко ограничивает у российских избирателей возможность выбора. С учетом того, как используется административный ресурс, получается, что выбирать не из чего» [12].

Литература

1. Российская газета. 1993. 25 декабря.

2. СЗ РФ. 2005. № 21. Ст. 1919.

3. Пропорциональная избирательная система в России: история, состояние, перспективы / Отв. ред. А.В. Иванченко, А.Е. Любарев. М., 2006.

4. Бондарь Н.С., Джагарян А.А. Конституционная ценность избирательных прав граждан России. М., 2005.

5. Шишкова А. Избирательное право на распутье // Адвокат. 2001. № 1.

6. Алехичева Л.Г. По заказу и на деле // Выборы. Законодательство и технологии. 2000. № 7-8.

7. Авакьян С.А. Выборы и коррупция // Российские выборы в контексте международных избирательных стандартов: Материалы Международной конференции. М., 2006.

8. Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 21 декабря 2005 года № 13-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в связи с жалобами ряда граждан"» // СЗ РФ. 2006. № 3. Ст. 336.

9. Черепанов В.А. Толкование норм об избирательных правах граждан Конституционным судом РФ // Российская юстиция. 2006. № 8.

10. СЗ РФ. 2004. № 50. Ст. 4950.

11. СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.

12. Грудцына Л.Ю. Выборы без выбора или новое избирательное законодательство как индикатор отмирания элементов демократии в России // Адвокат. 2006. № 12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.