Е.В. Лукьянчикова
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ АСПЕКТ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЙ 20112012 ГГ.
ORGANIZATIONAL ASPECT OF ELECTION CAMPAIGNS OF 2011-2012
Аннотация. На современном этапе эволюции государственности для подавляющего большинства стран мира характерно резкое повышение роли выборов, как в практике осуществления власти, так и в общественном сознании. Последние полгода политическая жизнь России была ярким тому примером. Две избирательные кампании (по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания и Президента РФ) резко повысили общественный интерес к избирательному процессу, кроме того, все чаще стали слышны негативные отзывы по поводу проведения выборов в нашей стране.
В этой связи в статье приводится попытка систематизации основных проблем, связанных с избирательным процессом, организацией и проведением выборов.
Abstract. The present stage of evolution of the state for the vast majority of countries is characterized by an increase in the role of elections, both in the practice of government and in the public consciousness. The last six months of the political life of Russia was a good example. Two election campaigns (the elections of deputies of the State Duma and the President of the Russian Federation) greatly increased public interest in the electoral process, in addition, negative comments about the conduct of elections in our country increased.
In this regard, the article is an attempt to systematize the main problems associated with the electoral process, organization and conduct of elections.
Ключевые слова. Система избирательных комиссий, кадровое обеспечение избирательных комиссий, политическая апатия, избирательная система, электоральная активность, выборы.
Keywords. System of election commissions, staffing of election commissions, political apathy, electoral system, electoral activity, elections.
Конституция Российской Федерации определяет правовые основы формирования органов государственной власти и построения избирательной системы. Статья 3 Конституции страны формулирует одно из основных положений о том, что высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы [1]. Это придает особое значение избирательному процессу как «краеугольному камню» дальнейшего развития демократии в нашей стране.
Сегодня в Российской Федерации сформировалась эффективно работающая система избирательных комиссий, которая обеспечивает необходимую централизацию избирательных действий в ходе проведения избирательной кампании соответствующего уровня, в частности, посредством контроля со стороны вышестоящих комиссий за деятельностью нижестоящих комиссий. Вместе с избирательной системой активно совершенствуется ее технологическая база и, прежде всего, автоматизация процесса голосования и информационных процессов.
На современном этапе эволюции государственности для подавляющего большинства стран мира характерно резкое повышение роли выборов, как в практике осуществления власти, так и в общественном сознании. Последние полгода политическая жизнь России была ярким тому примером. В конце лета (30 августа) прошлого года Президент дал старт избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Совета Федерации. А конец осени (25 ноября) ознаменовался началом другой избирательной кампании - кампании по выборам Президента РФ.
Процесс организации и проведения выборов в нашей стране обеспечивается системой избирательных комиссий. Являясь ответственными за формирование положительного имиджа избирательной системы, повышение правовой культуры и
электоральной активности избирателей, они обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан и осуществляют подготовку и проведение выборов в Российской Федерации. Говоря о системе избирательных комиссий целесообразнее всего остановиться на организационном аспекте их деятельности, т.е. рассмотреть, с какими проблемами им приходится сталкиваться в период избирательных кампаний.
Проведение выборов неразрывно связано с кадровым обеспечением системы избирательных комиссий. При проведении выборов важно учитывать не только интересы избирателей и кандидатов, но и людей, обеспечивающих выборы - членов избирательных комиссий. Подготовка ко дню голосования - долгое и кропотливое дело, а работа непосредственно в день выборов требует немалой выдержки и сил от всех сотрудников избиркомов, независимо от должности и уровня комиссии. В особенности это касается членов участковых комиссий, на чьи плечи ложится основная тяжесть организационной работы.
Члены участковых избирательных комиссий (далее УИК) последними включаются в предвыборную работу, т.к. согласно закону они формируются вышестоящей территориальной избирательной комиссией не ранее чем за 30 дней до дня голосования [2]. Однако они - действующий, реальный центр всей избирательной кампании, именно им приходится напрямую общаться с избирателями, выдавать открепительные удостоверения, принимать звонки, отвечать на вопросы. Ни для кого не секрет, что подавляющее большинство членов УИК - учителя и, нужно отметить, что с каждым годом формировать УИКи становится все сложнее. Люди отказываются организовывать выборы, т.к. подготовка к голосованию не только отнимает время от отдыха, так необходимого современному человеку, но и скудно оплачивается. Приходится признать и такой факт, что отношение к сотрудникам УИКа у некоторых избирателей - не адекватное, они готовы видеть чуть ли не в каждом сотруднике комиссии фальсификатора результатов голосования. Отсюда очевидно, что если не удастся переломить ситуацию, то в скором времени некому будет организовывать выборы.
Все участники организационно-выборного процесса признают, что необходимо уделять больше внимание низовому и главному звену выборной кампании, в котором работает около 1 миллиона человек. Сформировалось устойчивое мнение, что рационально законодательно решить вопрос о формировании участковых комиссий не под каждую отдельную кампанию, а на период работы территориальных комиссий, комиссий субъектов, на срок полномочий Центральной избирательной комиссии, т.е. на 5 лет. Конечно, речь не идет об укомплектовании УИКов на штатной основе, в этом нет необходимости. Но их формирование на длительный срок позволит планомерно готовить членов участковых комиссий к выборам и обеспечит их компетентность.
Еще одной важной мерой для вовлечения сознательных граждан в работу по организации демократических выборов может стать исключение излишней регламентации процедуры избирательного процесса, которая порой доходит до абсурда. Например, детально регламентируется, какой угол отрезать у неиспользованного бюллетеня при его погашении [4]. Членам комиссий приходится заполнять несчетное количество актов, протоколов и на это уходит неоправданно много ночного времени после того, как в 20.00 заканчивается голосование.
Важной и пока еще не решенной проблемой является знание избирательного законодательства всеми участниками избирательного процесса, а не только сотрудниками комиссий: кандидатами в народные избранники, журналистами, наблюдателями, т.е. всеми людьми, которые в соответствии с законодательством обеспечивают порядок, безопасность, контроль за ходом выборов.
Отдельной темой исследования является избирательная культура граждан. Большую озабоченность в стране должна вызывать проблема явки избирателей. Хотя проблема абсентеизма на выборах не относится напрямую к работе избирательных комиссий, однако, решение этой проблемы напрямую влияет на уровень демократичности выборов.
Во всем западном мире в последнее время все шире обсуждается проблема ослабления гражданственности, патриотизма, идентичности с государством и нацией,
лояльности. Политическая апатия - вещь предельно опасная для самих основ западной цивилизации [5]. Почему, собственно, важно, чтобы люди ходили голосовать? Российское избирательное право не содержит требований к минимальному количеству избирателей, которые должны принять участие в выборах. Порог явки избирателей отменен в 2006 году. Однако вопрос повышения явки, привлечения избирателей на участки для голосования все равно остается открытым. Конечно, с одной стороны это связано с чисто практическими соображениями, касающимися заинтересованности политических партий в привлечении на выборы как можно большего количества своих сторонников. Однако существует еще и общий принцип демократического избирательного процесса. Цель этого процесса - выбрать такие органы государственной (муниципальной) власти, которые бы наиболее адекватно представляли политические предпочтения всего населения.
Существует статистический закон, известный как закон больших чисел, согласно которому чем больше выборка респондентов при опросе, тем больше вероятность, что он будет репрезентативным в отношении населения в целом. Но на выборах избиратели не отбираются произвольно из числа всего населения, как это происходит в ходе социологических опросов. Избиратели сами, руководствуясь множеством критериев, принимают решение - участвовать им в голосовании или нет. Поэтому проголосовавшие на выборах граждане не всегда репрезентативно представляют всех избирателей, имеющих право голоса.
Для достижения демократичности и репрезентативности выборов важным представляется решение и такой проблемы: не только повысить общую явку электората, но также добиться того, чтобы демографический состав избирателей, принявших участие в выборах, наиболее полно отражал демографическую структуру населения.
В наибольшей степени в увеличении явки своих избирателей заинтересованы политические партии и кандидаты в народные избранники. Однако и те, и другие считают приоритетным агитацию среди избирателей, уже принимавших участие в выборах, т.е. среди «своего» электората.
Часть ответственности за повышение электоральной активности лежит также на официальных органах: на Центральной и региональных избирательных комиссиях. Однако проблема заключается в том, что во время избирательной кампании они вынуждены выполнять целый ряд других обязанностей и не всегда обладают достаточным количеством ресурсов и специалистов, необходимых для успешного проведения кампаний по повышению явки избирателей. Кроме того, существует определенная опасность, что чрезмерная активность избирательных комиссий по повышению явки может быть на руку одному из кандидатов/избирательных блоков в ущерб другим [3].
Очевидная причина, по которой уменьшается явка на голосование - это апатия среди избирателей: люди перестают верить в то, что их голос что-либо решает. До сих пор в России сохраняется (если не возрастает) дефицит доверия к органам власти, институциональным структурам. Мы нередко слышим, что российское общество просто не способно к самообновлению и преобразованию и уступает инициативу в проведении реформ государству. Да, большинство граждан - за сохранение достигнутой в стране стабильности. Но это не означает, что в России отсутствует гражданское самосознание. Отсутствует другое - социальный механизм, обеспечивающий полноценное включение людей в общественную жизнь.
Преодолеть эти угрозы можно только развивая политическую культуру, политическую этику нашего российского сообщества. А это в свою очередь связано с важнейшими, базовыми политическими процессами в стране.
• Повышением электоральной ответственности избирателей. Думается, воспитательную (идеологическую) работу необходимо организовывать, начиная с младших классов школы, используя интерактивные формы занятий, семинаров, игр.
• Повышением роли политических партий, последовательного создания условий для открытой состязательности партий и идеологий. Сегодня уже много сделано для законодательного обеспечения деятельности политических партий и эта
работа, очевидно, будет продолжена, но сейчас важно добиться того, чтобы принятые законы и решения «работали».
• Обеспечение прозрачности выборов.
Резюмируя вышесказанное, нужно отметить, что за прошедшие годы был пройден трудный путь реформирования и становления практически всех основных избирательных институтов и процедур в нашей стране. Российская избирательная система приобрела облик динамично развивающегося государственного и одновременно общественного института, отвечающего международным избирательным стандартам.
Избирательная система для любой страны - это ценность. Она формируется веками, впитывает в себя традиции и нормы, чувствует влияние прогресса и инноваций, меняется и совершенствуется с каждым избирательным циклом. Наша избирательная система, по сравнению с западными, совсем молода, но она работает и во многом это заслуга системы избирательных комиссий.
Литература
1. Конституция Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. -2009. - №4. - Ст. 445.
2. Федеральный закон № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 18.05.2005 // Собрание законодательства РФ. - 2005. - №21. - Ст. 1919.
3. Глазкова Л. Интервью с В. Чуровым «Владимир Чуров: у нас великолепный избиратель» // Российская Федерация Сегодня. - №18. - сентябрь 2011.
4. Игнатенко В.В. Участковая избирательная комиссия: правовой статус, порядок формирования и компетенция. - М.: РЦОИТ, 2003.
5. Любимов Л. Парализуемая гражданственность // Газета «Известия». -28.10.2011.