Алёхина И. С.
Особенности реализации принципа всеобщности избирательного права и обеспечение массовости политического участия граждан: зарубежный опыт
Алёхина Ирина Сергеевна
Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) Доцент кафедры конституционного и административного права Кандидат юридических наук [email protected]
РЕФЕРАТ
Статья посвящена реализации принципа всеобщности избирательного права, цензам, ограничивающим реализацию принципа всеобщности, обобщению опыта реализации данного принципа в развитых и развивающихся государствах, а также исследованию политики различных государств по повышению электоральной активности граждан и соответственно по вовлечению общества в процесс управления.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
принципы избирательного права, всеобщее избирательное право, электоральное регулирование
<
ci
>
О
о
Alekhina I. S.
Features of the Principle of Universal Suffrage and for Mass Political Participation of Citizens: Foreign Experience
Alekhina Irina Sergeevna
North-West institute of Management — branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public
Administration (Saint-Petersburg, russian Federation)
associate Professor of the Chair of Constitutional Law
PhD in Jurisprudence
ABSTRACT
The article is devoted to the implementation of the principle of universal suffrage, qualification limiting the implementation of the principle of universality, lessons learned in the implementation of the principle of developed and developing countries, as well as a variety of policy research to improve the electoral activity of citizens and, accordingly, to involve society in the management process.
KEYWORDS
the principles of suffrage, universal suffrage, the electoral regulation
Основными принципами избирательного законодательства являются принципы всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании, а также принципы обязательности и периодичности выборов, принцип свободного и добровольного участия в выборах, альтернативность выборов, открытость и гласность выборов на всех стадиях избирательного процесса.
Представляется, что полнота реализации принципа всеобщности позволяет определить степень демократического развития общества.
Принцип всеобщего избирательного права (принцип всеобщности) (или отсутствие какой-либо дискриминации) заключается в том, что граждане могут избирать и быть избранными по достижении определенного возраста независимо от пола, расы, национальности, отношения к религии и убеждений, и, как правило, независимо от должностного и имущественного положения [6, а 33].
о Этому запрету не противоречит установление в избирательном законодательстве ^ запретов на участие в выборах для недееспособных лиц, а также лиц, содержа-^ щихся в местах лишения свободы по приговору суда1.
ЕЗ В ряде государств конституции и законодательство не предусматривают предо-^ ставление избирательных прав определенным категориям граждан. К примеру, при проведении выборов в Конгресс США Конституция США не предусматривает участие о в парламентском голосовании жителей федерального округа — города Вашингто-ё на [4, а 32].
< Наиболее полно принцип всеобщего избирательного права раскрыт в Конвенции с о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государ-х ствах — участниках Содружества Независимых Государств, принятой в Санкт-2 Петербурге 24 ноября 2001 г. на XVIII пленарном заседании Межпарламентской н- Ассамблеи государств — участников СНГ, подписана в Кишиневе 7 октября 2002 г. ^ Всеобщее избирательное право, особенно пассивное, ограничено рядом до-1= полнительных условий — цензов, которые связаны не только с возрастом, но и с другими факторами (гражданством, рождением, проживанием и др.). Как правило, лишаются избирательных прав недееспособные (в том числе душевнобольные), а также лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы либо лишенные публичных прав по решению суда.
Возрастной ценз существует для ограничения как активного, так и пассивного избирательного права.
В большинстве стран (более 100 государств [Там же, с. 31]) активное избирательное право наступает с 18 лет. В некоторых странах активное избирательное право установлено с иного возраста, например: с 17 лет в Корейской Народно-Демократической Республике2; с 16 лет в Бразилии (факультативно) [15], в Иране (в отдельные избирательные кампании он снижался до 15 лет, в последние президентские выборы был применен возрастной ценз в 16 лет)3, на Кубе [2, а 29] и в Никарагуа [14, а 32]; В Японии действует всеобщее избирательное право для всех граждан старше 20 лет4; с 25 лет на выборах в Сенат Италии. Чтобы занять, например, президентскую должность в Италии, требуется достижение 50-летнего возраста5.
Пассивное избирательное право для избрания депутатом наступает с 21 года в Бразилии и Чили, а с 25 лет в Аргентине, Мексике и Перу. Условия для избрания сенатором c 30 лет в Аргентине, с 35 лет в Бразилии, Мексике, Чили [15]. В Турции в 2006 г. возраст, по достижении которого лицо может быть избрано депутатом, понижен с 30 до 25 лет [4, а 467].
Установление верхней границы возрастного ценза встречается редко, например для президента республики Чад установлен максимальный возраст — 70 лет6. В некоторых странах Латинской Америки, а именно Бразилии и Перу, установлен возрастной ценз для факультативного (добровольного участия в выборах). Лица, достигшие 70 лет [15], освобождаются от обязательного участия в выборах и могут принимать в них участие по своему желанию.
1 В Российской Федерации эти ограничения перечислены п. 3 ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях...».
2 [Электронный ресурс] // URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Корейская_Народно-Демократи-ческая_Республика
3 [Электронный ресурс] // URL: http://ru-world.net/iran-gosudarstvennoe-ustrojstvo-i-politi-cheskayа-sistema/
4 [Электронный ресурс] // URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Япония
5 Ст. 84 Конституции Итальянской Республики
6 Ст. 61 Конституции Республики Чад [Электронный ресурс] // URL: http://www.worldislamlaw.
ru/
Верхний возрастной предел для избрания в государственные органы или для о пребывания в их составе, как правило, в демократических государствах не уста- ^ навливается. Опыт последних десятилетий и таких стран, как Германия, США, ^ Индия, дает примеры занятия первых должностей в государстве (главы государства, Е^ главы правительства), притом успешного, лицами на седьмом, восьмом и даже ^ девятом десятке лет жизни [7].
Ценз гражданства означает, что право участвовать в выборах принадлежит ис- о ключительно гражданам страны. Существует во многих странах. Например, пре- о зидентом Республики Италия может быть избран любой гражданин1. <
Ценз происхождения (рождения) означает, что пассивным избирательным правом ^ обладают только граждане по рождению. Установлен во многих странах, например х в Албании президентом может быть избран только гражданин Албании по рожде- 2 нию2, в Греции президентом Республики может быть избран греческий гражданин, н-пребывающий в этом гражданстве не менее пяти лет, имеющий отца греческого ^ гражданина3. Президентом США может стать только гражданин США по рождению4. щ В Бразилии — кандидат в президенты должен быть гражданином страны, президент Аргентины должен родиться на территории Аргентины или быть сыном гражданина, рождаясь в иностранной стране [15].
В Индии для того чтобы участвовать в парламентских выборах и выборах в легислатуры штатов, кандидат должен входить в состав каст и племен, внесенных в списки, в случае если он избирается для замещения должности из состава зарезервированных мест в Парламенте или в Законодательном собрании штата для таких каст и племен (кроме племенных территорий штата Ассам) [12, с. 79].
В Египте любому лицу, избранному на пост президента Республики, необходимо быть египтянином, рожденным от двух египтян, не имеющих другого гражданства, пользующимся своими политическими и гражданскими правами, не находящимся в браке с не египтянином (египтянкой) и не младше 40 лет5.
Кандидат на пост президента Буркина-Фасо должен быть урожденным бурки-нийцем. Родители главы государства также должны быть буркинийцами6.
Ценз пола — законодательное ограничение избирательного права (активного или пассивного) по признаку пола. Женщины долгое время были лишены избирательных прав в некоторых мусульманских государствах. Например, женское избирательное право в Кувейте было введено поправкой к закону о выборах 17 мая 2005 г.7
Необходимо отметить, что в настоящее время избирательными правами женщины в исламских странах теперь пользуются повсеместно, за исключением Саудовской Аравии, где объявлено об их введении с 2015 г.8
1 Ст. 84 Конституция Итальянской Республики.
2 Ст. 86 п. 2 Конституции Республики Албания от 21 октября 1998 г.
3 Ст. 31 Конституции Республики Греция.
4 Ст. II раздел 1 Конституции Соединенных Штатов Америки.
5 Ст. 26 временной Конституции Арабской Республики Египет 2011 г. [Электронный ресурс] // URL: http://www.worldislamlaw.ru/archives/883
6 Ст. 38 Конституции Буркина-Фасо. Принята на Референдуме 2 июня 1991 г. [Электронный ресурс] // URL: http://www.worldislamlaw.ru/archives/250
7 [Электронный ресурс] // URL: http://news.bbc.co.Uk/2/hi/middle_east/4552749.stm
8 Женщины Саудовской Аравии получили право участвовать в политической жизни в своей стране: они могут голосовать на муниципальных выборах, выдвигаться на них в качестве кандидатов и быть назначенными в Консультативный совет (Меджлис аш-Шура), совещательный орган при короле. Такое право им предоставил король Саудовской Аравии Абдулла. Членов этого совета назначает король Саудовской Аравии, и в настоящем составе совета одни мужчины. Летом 2011 г. члены совета проголосовали за то, чтобы предоставить женщинам избирательное право... По словам короля, в этих (осенью 2011 г.) выборах женщины принять участие не смогут, однако они получат право голоса на следующих, которые должны
о В Пакистане резервируются места для женщин как в Сенате, так и в Националь-^ ном Собрании (17 из 100 и 60 из 342) соответственно [8, а 21]. ^ Ценз оседлости означает, что требуется проживание гражданина в той мест-ЕЗ ности, где проводятся выборы, в течение определенного времени.
В Аргентине для избрания президентом или сенатором нужно быть уроженцем провинции, от которой избирается, или два года иметь место жительства в ней. о В Мексике при избрании депутатом или сенатором необходимо быть уроженцем о штата или территории, в которых проходят выборы, или фактически проживать < в ней не менее шести месяцев, предшествующих дню выборов. В Чили при из-с брании депутатом необходимо иметь место жительства в районе, которому при-х надлежит соответствующий избирательный округ, в течение срока не менее двух 2 лет. Президентом Албании может быть избран только гражданин, находящийся н- не менее десяти последних лет в Албании1. В Индии активным избирательным ^ правом пользуются граждане, проживающие в избирательном округе не менее с 6 месяцев в течение года, предшествующего выборам. Кандидат в депутаты должен проживать в избирательном округе, где он баллотируется [1, а 15].
Образовательный ценз (или ценз грамотности) — требование законодательства, в соответствии с которым активное и (или) пассивное избирательное право предоставляется только тем гражданам, которые имеют определенный уровень образования (может быть установлено, каким документом должен быть удостоверен уровень образования).
В Бразилии активное избирательное право принадлежит неграмотным факультативно. Неграмотные не могут избираться. В Чили одним из условий реализации пассивного избирательного права для избрания сенатором и депутатом является получение образования [15].
В соответствии с избирательным законодательством Ирака кандидат, в частности, должен иметь сертификат об окончании средней школы или его эквивалент2.
В Эквадоре голосование для неграмотных является факультативным [5, а 307].
Имущественный ценз — требование законодательства, согласно которому активное и (или) пассивное избирательное право предоставляется только гражданам, имеющим имущество определенной стоимости или вносящим налоги не ниже определенной суммы [15]. Например, в Аргентине годовая рента для кандидатов в президенты и для сенаторов должна быть не менее 2000 песо [15].
Религиозный ценз требует, чтобы при реализации активного или пассивного избирательного права претендент на выборную должность исповедовал определенную религию. В исламских государствах, к примеру, в Пакистане, лицо может выдвигать свою кандидатуру на пост президента только в том случае, если является мусульманином3.
В Ватикане глава государства — Папа Римский (имеющий среди прочих титулы Верховного главы (понтифика) церкви (Som-mo Pontefice) и монарха ватиканского государства) — избирается из числа кардиналов, пожизненно тайным голосованием коллегией кардиналов большинством в 2/3 голосов плюс один голос не позднее чем через 18 дней после смерти предыдущего Папы4.
состояться через четыре года [Электронный ресурс] // URL: http://rus.delfi.lv/news/daily/abroad/ zhenschiny-saudovskoj-aravii-obreli-pravo-golosa.d?id=40829545
1 Ст. 86 п. 2 Конституции Республики Албания от 21 октября 1998 г.
2 Центральная избирательная комиссия Российской Федерации [Электронный ресурс] // URL: http://www.cikrf.ru/news/cec/2010/03/31/shapiev.html (дата обращения: 20.08.2015).
3 Ст. 41 Конституции Исламской Республики Пакистан, принятой парламентом 12 апреля 1973 г. [Электронный ресурс] // URL: http://www.worldislamlaw.ru/ (дата обращения: 23.08.2015).
4 [Электронный ресурс] // URL: http://vaticancity.cc/administrativno-politicheskoe-ystroistvo-vatikana/gosydarstvennoe-ystroistvo-vatikana.html (дата обращения: 20.08.2015).
«Моральный ценз» — в отдельных странах норма избирательного законодатель- о
ства, согласно которой для обладания активным и (или) пассивным избирательным ^
правом необходимо «иметь высокие моральные качества», «вести достойный образ ^
жизни». Е^
В Мексике установлены ограничения активного избирательного права для лиц, ^ ведущих праздный образ жизни или страдающих пьянством [15].
Кандидат на пост президента Республики Чад должен обладать высоким мораль- о
1 т
ным уровнем1. о
В Эквадоре лица, уклоняющиеся от участия в голосовании, могут быть пораже- < ны в гражданских или политических правах [5, с. 307]. с
В Пакистане кандидатом в законодательные органы может быть, только если он х не был: уволен с государственной службы за плохое поведение, не обвинялся 2 в коррупции, незаконной деятельности, даче ложных показаний и т. п., его действия н-не несут угрозу идеологии, суверенитету, целостности и безопасности Пакистана, ^ общественному порядку и морали. Кандидат должен быть «благоразумным, спра- щ ведливым и не склонным к расточительству, и честным и амином», кандидат-мусульманин должен быть «знаком с учениями ислама и соответствующими обязанностями и широко известен как их исполнитель» [8, с. 22].
В Бангладеш лицо не может быть избрано, если данное лицо было судимо по обвинению в аморальности и осуждено к тюремному заключению сроком не менее двух лет, за исключением случаев, когда с момента освобождения прошло не менее пяти лет2.
Принцип равного избирательного права означает, что каждый избиратель имеет в наличии такое же число голосов, что и у любого другого избирателя, при этом на вес голоса избирателя не должна влиять применяемая в государстве избирательная система. Соблюдение этого принципа означает также, что каждый гражданин имеет равные возможности при выдвижении своей кандидатуры на выборах. Нарушениями данного принципа обычно являются: нарушение принципа равенства численности избирателей при формировании избирательных округов — джерримендеринг; дискриминация женщин; дискриминация по профессиональному признаку; дискриминация по религиозному признаку.
Джерримендеринг — произвольная демаркация избирательных округов с целью искусственного изменения соотношения политических сил в них и, как следствие, в целом на территории проведения выборов. Джерримендеринг нарушает равенство избирательных прав граждан (принцип равного представительства: равное количество депутатов от равного количества избирателей)3. Джерримендеринг широко применяется в странах с мажоритарными выборами в парламент и сильной партийной системой (в частности, США). Чтобы в парламент попало максимальное количество «своих» депутатов, избирателей оппозиционной партии концентрируют в нескольких округах, а в остальных делают небольшой, но уверенный перевес своей партии. Для этого создают округа с неравным количеством избирателей, а также округа причудливой территориальной формы4.
О дискриминации женщин в некоторых государствах Востока уже говорилось выше — раньше женщины были лишены избирательных прав в этих государствах.
1 Ст. 61 Конституции Республики Чад [Электронный ресурс] // URL: http://www.worldislamlaw. ru/ (дата обращения: 23.08.2015).
2 Ст. 66 Конституции Народной Республики Бангладеш (с изменениями от 17 мая 2004 г.).
3 [Электронный ресурс] // URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Джерримендеринг cite_note-1 (дата обращения: 21.08.2015).
4 Джерримендеринг // Большой юридический словарь / под ред. проф. А.Я. Сухарева. 3-е изд., доп. и перераб. М.: ИНФРА-М, 2007. VI, 858с. (Б-ка словарей «ИНФРА-М»).
о В настоящее время во всех мусульманских странах женщинам предоставлено из-
^ бирательное право.
^ Очень интересным является вопрос касательно обеспечения представительства
ЕЗ женщин в законодательных органах. Например, в парламенте Бельгии. В 1994 г.
^ в законодательстве было закреплено положение о максимально возможном представительстве обоих полов в избирательных списках. В 1996 г. представители
о одного пола не могли составлять больше чем три четверти, в 1999 г. — более
со „
о двух третей списка. В случае невыполнения этого правила места в списке оста-
< вались свободными. В 2002 г. закон установил, что первые три позиции в списке с партии не могут быть переданы представителям одного пола. На следующих
х выборах уже первые две позиции не могли быть переданы представителям од-
< 1
^ ного пола1.
н- Законодательство Китая предусматривает положение, согласно которому в со-^ ставе депутатов должны быть женщины, при этом не устанавливает их количество, с конкретных условий и требований [3, а 76].
Дискриминация по профессиональному или по религиозному признаку. В Мексике и Бразилии не имеют права быть избранными военнослужащие, находящиеся на действительной службе; в Перу — члены вооруженных сил и национальной полиции; в Аргентине — регулярные церковнослужители, в Мексике — служители религиозного культа [15].
При этом встречаются примеры и позитивной дискриминации.
В Китайской Народной Республике военнослужащие находятся в привилегированном положении. Законодательством установлено особое представительство Народно-освободительной армии Китая (НОАК) при формировании Собрания Народных Представителей (СНП) всех уровней, что связано с традиционно особой ролью армии в политической истории Китая. Вопросы представительства вооруженных сил в СНП регулируются отдельным специальным нормативным актом — Правилами выборов депутатов НОАК во ВСНП и местные собрания народных представителей различных ступеней не ниже уездного.
«К военнослужащим относятся лица, проходящие срочную военную службу, вольнонаемные (повара, машинистки и т. д.). Что касается членов семей военнослужащих и вольнонаемных, то они, как правило, участвуют в местных выборах в качестве представителей гражданского населения, а в отдаленных гарнизонах с согласия избирательной комиссии или комитета военнослужащих могут принимать участие в выборах от армии.
Для проведения выборов созываются собрания военнослужащих по ротам, батальонам и специальным подразделениям. Солдаты на собраниях выдвигают и избирают делегатов по полкам и дивизиям (матросы по флотилиям). Потом проводится собрание делегатов (которых вполне можно назвать выборщиками) по армиям, округам и полуокругам, флотам и эскадрильям. На этих собраниях делегаты-выборщики из своего состава избирают депутатов ВСНП. При этом одну треть депутатов ВСНП составляют представители армии. Депутаты собрания народных представителей провинций, автономных округов и городов с районным делением избираются на собраниях военнослужащих, созываемых в полках и выше, а депутаты собраний уездного звена — военнослужащими путем прямых выборов» [3, а 76].
Выделяют также позитивную дискриминацию по религиозному признаку. Например, до 2007 г. в Бутане 10 из 150 мест в парламенте были отданы корпорациям монастырей (буддийской общине)2. Самовыдвижения не было, предвыборная кам-
1 [Электронный ресурс] // URL: http://www.cmdp-kvorum.org/democratic-process/601 (дата обращения: 24.08.2015).
2 Первоначально парламент Бутана Цогду состоял из выборных представителей городов,
пания была запрещена. 35 членов назначались королем. Депутат не мог иметь о супруга-иностранца и обязан был читать и писать на дзонг-ке. C 2008 г. в Бутане ^ работает двухпалатный парламент. ^
По Конституции Ирана 4 места в Меджлисе — высшем органе законодательной ^
о
власти — однопалатном парламенте принадлежат представителям конфессиональных меньшинств, каждый из которых при произнесении депутатской клятвы использует священную книгу своей религии1.
Принцип прямого избирательного права означает, что гражданин голосует на выборах непосредственно за кандидата (список кандидатов) или против всех кандидатов. Существуют еще многостепенные (многоступенчатые) и косвенные выборы, но именно при проведении прямых выборов каждый избиратель имеет возможность познакомиться с кандидатом с момента его выдвижения, а также ознакомиться с его предвыборной программой.
Косвенные выборы. Для избрания верхних палат парламентов чаще всего применяются косвенные выборы (например, Сенат Франции — избирается косвенными многостепенными выборами на 6 лет (ранее действовавший срок — 9 лет был уменьшен в 2003 г.), причем каждые три года обновляется 1/3 Сената. Выборы членов Сената проводятся создаваемыми в департаментах коллегиями, включающими депутатов Национального собрания, членов Советов департаментов и регионов, а также мэров коммун и делегатов от муниципальных советов коммун, находящихся на территории департамента)2.
Косвенным путем может избираться и глава государства. Например, президент США, вице-президент США избираются на 4 года коллегией выборщиков, в состав которой избираются 538 выборщиков. Число выборщиков от каждого штата равно общему числу сенаторов и депутатов палаты представителей Конгресса США, подлежащих избранию от каждого штата, также в нее входит три выборщика от округа Колумбия.
Выборщики в большинстве штатов избираются по правилам мажоритарной избирательной системы относительного большинства; выборщики от штатов Небраски и Мэн — по правилам пропорциональной избирательной системы. Выборщиком не может быть человек, который принимал участие в мятеже или восстании против Соединенных Штатов, а также помогал или поддерживал врагов США. Выборщики могут голосовать за кандидата конкурирующей партии. Обычно выборщики штата обязуются голосовать за кандидата, победившего на выборах в штате, но теоретически могут голосовать и за иного кандидата3.
Принцип тайного голосования. При тайном голосовании избиратели голосуют анонимно. Важным критерием тайного голосования является исключение контроля за волеизъявлением голосующего. Наиболее распространено тайное голосование бюллетенями, которые заполняются избирателями (голосующими) в особой комнате или кабине, как правило, на специальных избирательных участках и опускаются в избирательный ящик (урну) в сложенном виде или специальном конверте.
о
представителей религиозных общин (10 мест), а также членов, назначаемых королем. Срок их полномочий составлял 3 года. На момент его распада (в 2007 г.) членами Цогду были 4 женщины и 146 мужчин [Электронный ресурс] // URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Цогду (дата обращения: 20.08.2015).
1 Государственное устройство и политическая система Ирана [Электронный ресурс] // URL: http://ru-world.net/iran-gosudarstvennoe-ustrojstvo-i-politicheskaya-sistema/ (дата обращения: 19.08.2015).
2 Центральная избирательная комиссия Российской Федерации [Электронный ресурс] // URL: http://www.cikrf.ru/news/relevant/2011/09/29/france.html (дата обращения: 20.08.2015).
3 Центральная избирательная комиссия Российской Федерации [Электронный ресурс] // URL: http://www.cikrf.ru/banners/vibor/usa_sys.html (дата обращения: 20.08.2015).
о Например, в Уругвае места для голосования должны быть постоянно связаны ^ с другим местом или закрытым помещением (специальной секретной комнатой), ^ через которую проходят избиратели, где они находятся вне пределов видимости, ЕЗ и в этой комнате они вкладывают свой избирательный бюллетень в соответствую-^ щий конверт. Это закрытое помещение, или секретная комната, не может иметь
более одной двери, которая соединена с местом голосования [12, с. 362]. о В некоторых странах (в Индии) закон предусматривает тайное голосование, но, о как и в Великобритании, производится нумерация бюллетеней, позволяющая уста-< новить за кого голосовал избиратель [1, с. 15].
В Великобритании в настоящее время процедура тайного голосования регули-х руется Приложением 1 к Акту о народном представительстве 1983 г., которое со-2 держит ряд общих требований, обеспечивающих тайну голосования. Вместе с тем н- для предотвращения мошеннических действий в законодательстве предусмотрены ^ особые процедуры, позволяющие в случае необходимости установить связь между с поданным бюллетенем и избирателем. В частности, избирательные бюллетени выпускаются с отрывным корешком и на них проставляется один и тот же номер. Таким образом, в случае, если подлинность бюллетеня вызывает сомнения, его номер можно сверить с информацией на корешке, на котором помощник председателя избирательного участка делает отметку о регистрационном номере избирателя. Дополнительной гарантией обеспечения принципа тайного голосования является то, что попытка выяснить личность лица, подавшего тот или иной бюллетень, считается преступлением [9, с. 99].
Принцип свободного и добровольного участия в выборах. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также оказывать воздействие на его волеизъявление. Противоположностью данному принципу является так называемый «обязательный вотум». Это значит, что избиратель, включенный в окончательный избирательный список своего округа, в день голосования обязан выполнить свой конституционный долг. Во многих странах это обязанность под угрозой штрафа или иного наказания участвовать в выборах, установленная в законодательстве ряда стран.
В Греции отсутствие избирателя в стране в момент выборов не является уважительной причиной для неучастия в голосовании. Граждане, которые окажутся на момент выборов за границей, обязаны проголосовать заранее. Помимо штрафов за неявку могут последовать более серьезные санкции вплоть до ареста и тюремного заключения на срок от одного месяца до одного года, а также лишения званий и должностей. Практика наложения штрафов в размере от 25 до 70 евро существует также в Италии, Германии, Австрии, на Кипре и в Люксембурге1.
В Бразилии и Перу голосование обязательно для лиц с 18 до 70 лет. За уклонение от участия в голосовании на избирателя может быть наложен денежный штраф (в Перу в размере 40 долларов) [5, с. 189].
Обязательное избирательное право в Бельгии существует с 1893 г. Не имеют права принимать участие в голосовании недееспособные, содержащиеся в местах лишения свободы, а также лишенные избирательного права на определенный срок2. Согласно законодательству Бельгии, участие в выборах является обязанностью подданных Королевства. Неявка избирателя на выборы без уважительной причины считается административным нарушением. На нарушителя накладывается штраф в размере от 27,50 до 55 евро в первый раз и от 55 до 137,50 евро в случае повторных уклонений от исполнения гражданской обязанности. При четырех и более случаях
1 Коммерсантъ-Online. 08.06.2011 // 13:18.
2 Центральная избирательная комиссия Российской Федерации [Электронный ресурс] // URL: http://www.cikrf.ru/international/belgium.html (дата обращения: 20.08.2015).
неявки на выборы в течение 15 лет уклонист лишается права голоса на 10 лет1. о
В Египте зарегистрированный избиратель, который не голосовал на выборах или ^
референдуме без уважительной причины, обязан заплатить штраф в размере до ^
500 египетских фунтов (ранее было 100 фунтов)2. Е^
В Аргентине, где также предусмотрено обязательное голосование, от выполне- ^ ния этой обязанности освобождаются следующие избиратели: лица старше 70 лет;
судьи и их помощники, которые в соответствии с избирательным законодательством о
со
должны находиться в помещении суда и разрешать возникающие в день голосо- о вания споры; те, кто в день голосования находится на расстоянии более 500 ки- < лометров от места голосования и подтверждает, что такое удаление вызвано се- ^ рьезными причинами. Такие граждане предстают в день выборов перед местными х властями, которые выдают им письменную справку, подтверждающую факт их 2 нахождения в данном месте. Освобождаются от обязанности голосовать больные н-или нетрудоспособные с серьезными заболеваниями, которые не могут восполь- ^ зоваться правом голоса без посторонней помощи. Такие причины должны быть щ удостоверены в первую очередь работниками национальной санитарной службы провинций или муниципалитетов, а в их отсутствие — частными врачами. Официальные лица, имеющие к этому отношение, обязаны выполнять требования больного или нетрудоспособного избирателя и прийти к нему на дом для того, чтобы удостоверить его неспособность проголосовать и выдать в связи с этим соответствующий сертификат. Освобождаются от участия в обязательном голосовании сотрудники организаций и учреждений, которые в силу неотложных причин должны выполнять обязанности, призванные помочь проведению голосования на весь период его проведения. В этом случае работодатель или его официальный представитель должны передать в Министерство внутренних дел соответствующий список таких лиц за 10 дней до назначенной даты голосования с тем, чтобы получить соответствующее разрешение. Подделка предусмотренных законом сертификатов со стороны тех, кто несет ответственность за их выдачу, предусматривает наказание в соответствии со ст. 292 Уголовного кодекса Аргентины [10, а 43].
В Австралии голосование является обязательным как на федеральном уровне, так и на уровне отдельных штатов и территорий. На муниципальном уровне выборы не являются обязательными в большинстве штатов. Лица, не принявшие участие в выборах, обязаны предоставить окружному уполномоченному лицу объяснения (болезнь, религиозные причины и т. д.), если же объяснения не предоставлены или признаны неудовлетворительными, на виновных налагается административная мера взыскания в виде штрафа. В случае неуплаты штрафа в указанные сроки виновные могут быть вызваны в суд, где их может ждать более серьезное взыскание. Таким образом, 95-процентная явка избирателей при выборах в федеральный парламент и парламенты штатов является в Австралии нормой. Иногда ошибочно считается, что для того, чтобы считаться принявшим участие в голосовании, достаточно лишь прийти и отметиться на избирательном участке. Однако на самом деле в соответствии со ст. 245 Избирательного акта Союза человек считается проголосовавшим только после того, как он опустил свой избирательный бюллетень в урну для голосования. Если этого не произошло и избиратель покинул избирательный участок сразу после регистрации, он считается не принявшим участие в голосовании и к нему могут быть применены все те меры, которые описаны выше. Более того, в случае если избиратель вынес бюллетень для голосования за
1 Центральная избирательная комиссия Российской Федерации [Электронный ресурс] // URL: http://www.cikrf.ru/news/relevant/2012/11/20/churov.html (дата обращения: 20.08.2015).
2 Центральная избирательная комиссия Российской Федерации [Электронный ресурс] // URL: http://www.cikrf.ru/news/relevant/2015/03/25/20150325_egipt.html (дата обращения: 20.08.2015).
о пределы избирательного участка, для него также предусматривается определенная
^ ответственность. Каждое лицо, участвующее в голосовании, обязано проголосовать
^ только один раз как на федеральных выборах, так и на выборах в органы штата.
ЕЗ При нахождении по месту жительства в своем избирательном округе избиратели
^ могут проголосовать на любом избирательном участке [11, с. 55-56].
В Чили до 2009 г. каждый гражданин обязан был голосовать, если же это не
о было осуществлено, следовал штраф, указанный в законодательстве. С 2009 г.
о голосование добровольное [13, с. 471-472].
< Обобщая вышеизложенное, можно констатировать, что существует корреляция
с между степенью развития демократических институтов и количеством и специфи-
х кой цензов, ограничивающих реализацию принципа всеобщности. Как особый,
2 временно используемый, инструмент повышения вовлеченности граждан в электо-
н- ральный процесс хотелось бы отметить институт санкций, применяемых в некото-
^ рых странах за абсентеистское поведение.
Литература
1. Борзова Е. П. Индия. Политическая и избирательные системы // Журнал о выборах. 2006. № 3. С. 15.
2. Данненберг А. Н. Безальтернативная демократичность кубинских выборов // Журнал о выборах. 2006. № 3. С. 29.
3. Зарубежное избирательное право: учеб. пособие. М.: НОРМА, 2003. С 76.
4. Избирательное законодательство и выборы в современном мире / В. И. Лысенко, А. Г. Головин; под общ. ред. В. Е. Чурова // Центральная избирательная комиссия Российской Федерации. М.: Медиа-Пресс, 2009. С. 32.
5. Избирательное законодательство и выборы в современном мире. Американский континент / В. И. Лысенко; под общ. ред. В. Е. Чурова // Центральная избирательная комиссия Российской Федерации. Вып. 2. М.: Медиа-Пресс, 2010. 864 с.
6. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: учебник для вузов / отв. ред. А. В. Иванченко. М.: НОРМА, 1999. С. 33.
7. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Часть общая: конституционное (государственное) право и его основные институты. Т. 1-2 // отв. ред. Б. А. Страшун. М.: БЕК, 2000.
8. Москаленко В. Н., Топычканов П. В. Исламская республика Пакистан. Эволюция избирательной системы // Журнал о выборах. 2006. № 3. С. 21.
9. Современные избирательные системы. Вып. 1: Великобритания, Канада, Мексика, Польша / Д. В. Лафитский, Н. М. Касаткина, А. Г. Орлов, Н. Ю. Трещетенкова. М.: РЦИОТ: Норма,
2006. 496 с.
10. Современные избирательные системы. Вып. 2: Аргентина, Германия, Швеция / А. Г. Орлов, Ю. И. Лейбо, И. А. Ракитская; науч. ред. Ю. А. Веденеев, В. И. Лысенко. М. : РЦОИТ: Норма,
2007. 320 с.
11. Современные избирательные системы. Вып. 4: Автралия, Венесуэла, Дания, Сербия / Т. И. Чурсина, А. Г. Орлов, И. А. Ракитская, К. А. Половченко; науч. ред. А. В. Иванченко, В. И. Лафитский. М.: РЦИОТ: Ин-октаво, 2009. 480 с.
12. Современные избирательные системы. Вып. 5: Индия, Ирак, Уругвай, ЮАР / Н. Б. Шлыкова, М. А. Сапронова, А. Г. Орлов, Е. В. Черепанова; науч. ред. А. В. Иванченко, В. И. Лафитский. М.: РЦОИТ, 2010. 496 с.
13. Современные избирательные системы. Вып. 6: Австрия, Ирландия, Норвегия, Чили / Е. А. Водяницкая, П. С. Гвоздев, И. А. Ракитская, А. Г. Орлов; науч. ред. А. В. Иванченко, В. И. Лафитский. М.: РЦОИТ, 2011. 512 с.
14. Сравнительное избирательное право: учеб. пособие. М.: Норма, 2003. С. 32.
15. Цыцарева Л. В. Сравнительный анализ избирательных систем на примере стран Латинской Америки / Бюллетень Санкт-Петербургской избирательной комиссии № 2 (20), октябрь 2009 г.
References
1. Borzova E. P. India. Political and electoral systems [Indiya. Politicheskaya i izbiratel'nye sistemy] // o Journal about elections [Zhurnal o vyborakh]. 2006. N 3. (rus) ™
2. Dannenberg A. N. Uncontested democratic character of the Cuban elections [Bezal'ternativnaya ^ demokratichnost' kubinskikh vyborov] // Journal about elections [Zhurnal o vyborakh]. 2006. < N 3. (rus) >
3. Foreign electoral law [Zarubezhnoe izbiratel' noe pravo]: Manual. M.: Norma, 2003. (rus) o
4. Electoral laws and elections in the modern world [Izbiratel'noe zakonodatel'stvo i vybory v ^ sovremennom mire] / V. I. Lysenko, A. G. Golovin; Under the general editorship of V. E. Churov; o Russian Central Election Commission. M.: Media press, 2009. 528 p. (rus) §
5. Electoral legislation and elections in the modern world. American continent [Izbiratel'noe ™ zakonodatel'stvo i vybory v sovremennom mire. Amerikanskii continent] / V. I. Lysenko; under q_ the general editorship of V. E. Churov; Russian Central Election Commission. Vol. 2. M.: Media x press, 2010. 864 p. (rus) <
6. Electoral law and electoral process in the Russian Federation [Izbiratel'noe pravo i izbiratel'nyi ^ protsess v Rossiiskoi Federatsii]. The textbook for Higher education Institutions. Executive edi- tz tion of A. V. Ivanchenko. M.: Norma, 1999. (rus) ^
7. Constitutional (state) law of foreign countries. Part the general: constitutional (state) law and ° its main institutes [Konstitutsionnoe (gosudarstvennoe) pravo zarubezhnykh stran. Chast' ob-shchaya: konstitutsionnoe (gosudarstvennoe) pravo i ego osnovnye instituty]. Vol. 1-2. Executive edition of B. A. Strashun. M.: BEK, 2000. (rus)
8. Moskalenko V. N., Topychkanov P. V. Islamic Republic of Pakistan. Evolution of an electoral system [Islamskaya respublika Pakistan. Evolyutsiya izbiratel'noi sistemy]// Journal about elections [Zhurnal o vyborakh]. 2006. N 3. (rus)
9. Modern electoral systems. Vol. 1: Great Britain, Canada, Mexico, Poland [Sovremennye izbiratel'nye sistemy. Vyp. 1: Velikobritaniya, Kanada, Meksika, Pol'sha] / D. V. Lafitsky, N. M. Kasatkina, A. G. Orlov, N. Yu. Treshchetenkova. M.: Russian Center for Training in Election Technologies under the CEC of Russia. Norma [RTsIOT: Norma], 2006. 496 p. (rus)
10. Modern electoral systems. Vol. 2: Argentina, Germany, Sweden [Sovremennye izbiratel'nye sistemy. Vyp. 2: Argentina, Germaniya, Shvetsiya] / A. G. Orlov, Yu. I . Leybo, I. A. Rakitskaya; scientific edition of Yu. A. Vedeneev, V. I . Lysenko. M.: Russian Center for Training in Election Technologies under the CEC of Russia. Norma [RTsIOT: Norma], 2007. 320 p. (rus)
11. Modern electoral systems. Vol. 4: Australia, Venezuela, Denmark, Serbia [Sovremennye izbiratel'nye sistemy. Vyp. 4: Avtraliya, Venesuela, Daniya, Serbiya] / T. I. Chursina, A. G. Orlov, I. A. Rakitskaya, K. A. Polovchenko; scientific edition of A. V. Ivanchenko, V. I. Lafitsky. M.: Russian Center for Training in Election Technologies under the CEC of Russia. In-oktavo [RTsIOT: In-oktavo], 2009. 480 p. (rus)
12. Modern electoral systems. Vol. 5: India, Iraq, Uruguay, Republic of South Africa [Sovremennye izbiratel'nye sistemy. Vyp. 5: Indiya, Irak, Urugvai, YuAR] / N. B. Shlykova, M. A. Sapronov, A. G. Orlov, E. V. Cherepanova; scientific edition of A. V. Ivanchenko, V. I. Lafitsky. M., Russian Center for Training in Election Technologies under the CEC of Russia [RTsOIT], 2010. 496 p. (rus)
13. Modern electoral systems. Vol. 6: Austria, Ireland, Norway, Chile [Sovremennye izbiratel'nye sistemy. Vyp. 6: Avstriya, Irlandiya, Norvegiya, Chili] / E. A. Vodyanitskaya, P. S. Gvozdev, I. A. Rakitskaya, A. G. Orlov; scientific edition of A. V. Ivanchenko, V. I. Lafitsky. M., Russian Center for Training in Election Technologies under the CEC of Russia [RTsOIT], 2011. 512 p. (rus)
14. Comparative electoral law [Sravnitel'noe izbiratel'noe pravo]: Manual. M.: Norma, 2003. 208 p. (rus)
15. Tsytsareva L. V. The comparative analysis of electoral systems on the example of the countries of Latin America [Sravnitel'nyi analiz izbiratel'nykh sistem na primere stran Latinskoi Ameriki] / Bulletin of the St. Petersburg Election Commission [Byulleten' Sankt-Peterburgskoi izbiratel'noi komissii]. N 2 (20) October, 2009. (rus)