М.В. Богоносов
ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД
РОССИИ:
КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Результатом проводимой оптимизации применения внутренних войск МВД России в политике противодействия терроризму должно стать формирование высокоэффективных, мобильных, профессионально оснащенных войск, которые останутся ведущей силовой составляющей МВД.
Ключевые слова: контртеррористические операции, политико-правовые механизмы, внутренние войска и структуры МВД, оптимизация, терроризм, оперативная практика, применение ВВ МВД России в противодействии терроризму.
В настоящее время государственная политика России по противодействию терроризму существенно корректируется, что обусловлено кардинальными изменениями в социальнополитической обстановке в стране, в тактике и стратегии террористической и антитеррористической деятельности. Прежде всего, с началом третьего этапа контртеррористической операции (далее - КТО) произошло смещение акцента действий в сторону правоохранительной сферы. Так, функции управления КТО переданы в ведение МВД России*, основные задачи третьего этапа КТО решаются, в основном, силами правоохранительных органов и внутренних войск (ВВ), меняются формы применения войск (если на первом этапе 78 % войск участвовало в боевых действиях и специальных операциях, то уже на следующем этапе их количество сократилось более чем в 2 раза, а на третьем этапе - почти в 20 раз), значительно возрастает участие внутренних войск МВД России в разведывательных действиях и оперативных мероприятиях. В целом, к концу 2007 года ВВ МВД РФ в качестве объекта противодействия получили, во-первых, вместо локальной общекавказскую структуру с автономно действующими подразделениями, во-вторых, вместо «бригад» в сотни боевиков, способных и склонных к открытым боевым действиям, - десятки ячеек, подрывающих и отстреливающих сотрудников силовых ведомств [1].
В данных условиях именно внутренние войска МВД России, ранее выполнявшие вспомогательную функцию в ходе общевойсковой операции, играют во взаимодействии с органами внутренних дел, прокуратурой, подразделениями МЧС ведущую роль в обеспечении безопасности, поддержании общественного порядка и противодействии терроризму.
По мнению руководства МВД, при «практической неготовности ВВ к общевойсковому бою по сравнению с армией» внутренние войска и структуры МВД в целом «...более других приспособлены по своей идеологии. к решению проблем не столько силой оружия, сколько силой убеждения, доведения гуманитарной помощи» [2]. Таким образом,
с того момента, как руководство КТО на Северном Кавказе было передано МВД России, благодаря слаженности, точечности и высокой результативности совместных действий, террористические организации лишились большинства лидеров высшего и среднего звена, нейтрализовано около 800 бандитов, оказавших вооруженное сопротивление силам правопорядка, в том числе 130 главарей бандформирований и 24 эмиссара зарубежных террористических центров [3].
Следует подчеркнуть, что в настоящее время внутренние войска МВД России успешно применяются на всех стадиях антитеррористической деятельности, таких как противодействие терроризму (профилактика терроризма); выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование террористического акта; минимизация и (или) ликвидация последствий проявления терроризма. Также они участвуют в решении многих задач, напрямую связанных с ведением борьбы с терроризмом: в ликвидации незаконных вооруженных формирований; освобождении заложников; в пресечении террористических акций на территориях, обслуживаемых органами внутренних дел, а также в военных городках, воинских эшелонах и колоннах, охраняемых объектах, местах компактного проживания военнослужащих внутренних войск и членов их семей и отражении нападения на транспорт со специальным грузом; в предупреждении и пресечении угона транспортных средств; в пресечении захвата важных государственных объектов, имеющих большое значение для обеспечения государственного управления и местного самоуправления, жизнедеятельности населения и работы предприятий (учреждений, организаций); в предупреждении и пресечении вооруженного мятежа.
Однако анализ ряда проблем применения внутренних войск МВД России в противодействии терроризму показывает, что они, являясь одним из основных акторов антитеррористической политики,
сегодня не готовы в полном объеме участвовать в ней: во-первых, до сих пор не определена оптимальная структура ВВ МВД России, которая бы обеспечила эффективное противодействие террористической угрозе; во-вторых, участие ВВ МВД России в противодействии терроризму зачастую не имеет достаточного эффективного информационного обеспечения; в-третьих, слабо организовано взаимодействие ВВ МВД России в антитеррористической деятельности с другими силовыми структурами, с органами государственной власти и местного самоуправления, а также с институтами гражданского общества, в первую очередь, с политическими партиями, общественными и иными организациями;
в-четвертых, в рамках международного сотрудничества слабо изучен позитивный зарубежный опыт участия аналогичных силовых структур в политике противодействия терроризму.
Исходя их вышеуказанных факторов, надо отметить, что без решения этих проблем нельзя говорить о высокой эффективности участия ВВ МВД России в противодействии террористической угрозе. Следовательно, разработка политико-правовых, стратегических и тактико-специальных механизмов повышения эффективности применения внутренних войск МВД России в противодействии терроризму представляется чрезвычайно важным направлением антитеррористической деятельности государства.
При этом целесообразным видится решение следующих задач:
1. Создание оптимальных по составу, численности и дислокации группировок внутренних войск МВД России в регионах страны, гарантирующих выполнение задач, стоящих перед МВД России в обеспечении национальной и антитеррористической безопасности государства, для чего перевести ряд соединений и воинских частей на контрактный принцип комплектования личным составом. На наш взгляд, главной целью реорганизации внутренних войск должно стать приведение их структуры и состава в соответствие с внешними и внутренними угрозами, социально-экономическими и военнотехническими условиями развития государства, текущими и перспективными задачами по эффективному участию в обеспечении национальной безопасности России.
В 2007 году во внутренних войсках МВД России завершились мероприятия по реализации федеральной целевой программы «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей на 2004-2007 годы». Полагаем,что снижение укомплектованности войск военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, недопустимо. Переход к профессиональной армии, к комплектованию специалистами на контрактной основе позволит решить многие проблемы политики по противодействию терроризму.
2. Оптимизация состава и структуры частей оперативного назначения, в том числе формирование воинских частей и подразделений, предназначенных и специально оснащенных для эффективного выполнения задач в горно-лесистой местности. С этой целью, к примеру, создан уникальный учебный центр «Хацавита» в Краснодарском крае. В центре обучаются спецназовцы, разведчики и военнослужащие воинских частей внутренних войск МВД России, дислоцированных в горных республиках Северного Кавказа. Центр на деле стал одним из важных звеньев в цепи государственных мер по противодействию терроризму.
Также на данный момент уточнена и оптимизирована структура органов управления территориальными объединениями внутренних войск как в системе МВД, так и в общей структуре вооруженной организации страны: сокращено количество дивизий оперативного назначения, они преобразованы в бригады батальонного состава, что повысило их мобильность и значительно усилило их правоохранительную составляющую. С 1 января 2008 года все семь округов внутренних войск МВД России преобразованы в региональные командования - Центральное, Северо-Западное, СевероКавказское, Приволжское, Уральское, Сибирское, Восточное. Это позволило значительно оптимизировать управленческую структуру внутренних войск, избавиться от ряда промежуточных звеньев.
Результатом проводимой оптимизации применения внутренних войск МВД России в политике противодействия терроризму должно стать формирование высокоэффективных, мобильных, профессионально оснащенных войск, которые останутся ведущей силовой составляющей МВД и, конечно же, гарантом безопасности граждан и государства от проявлений террористической угрозы.
3. Усиление антитеррористической защиты и надежности охраны важных государственных объектов и специальных грузов, для чего совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти необходимо продолжить работу по совершенствованию антитеррористической защищенности охраняемых предприятий, добиться реальных результатов в совершенствовании служебных показателей. Представляется правильной позиция В.В. Овчинникова, указывающего: «Одним из важнейших направлений в деятельности органов внутренних дел становится охрана важных государственных объектов и объектов жизнеобеспечения региона, усиление охраны таких объектов проводится частями и подразделениями внутренних войск и специально выделяемыми сотрудниками органов внутренних дел» [4, с. 104].
На наш взгляд, с целью выявления условий и предпосылок, способствующих осуществлению диверсионно-террористических актов, следует осуществлять проверочные мероприятия и проводить оперативно-тактические учения по предотвращению возможных террористических актов на жизненно важных потенциально опасных объектах России во взаимодействии с управлениями внутренних дел МВД России, территориальными органами безопасности и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с привлечением подразделений ведомственной охраны Минтранса России.
Видится необходимым внедрить в практику Типовые (по отраслевому признаку) требования к обеспечению антитеррористической защищенности потенциально опасных объектов промышленности и энергетики, утвердив их нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации для обязательного выполнения руководителями государственных и частных предприятий.
4. Оснащение ВВ МВД России специальной техникой и современными видами вооружения, в том числе нелетального действия. На данный момент во внутренних войсках продолжается переход на цифровые средства связи с использованием принципиально новых систем формирования каналов связи и передачи информации. Созданы единые системы цифровой автоматической телефонной связи ВВ МВД России и автоматизированной обработки информации. Продолжается работа по внедрению в войсках интегрированной системы передачи данных. Созданы направления космической связи от узла связи командного пункта ОГВ со всеми командными пунктами военных комендатур ВВ МВД России, дислоцированных в горной части Чеченской Республики. Также повышается укомплектованность войск автомобильной техникой, значительно увеличена доля современных образцов автобронетанковой техники, в состав Вооруженных сил РФ передано тяжелое вооружение. На вооружение ВВ МВД России продолжается поступление специальных средств, лицензированных для применения всеми силовыми структурами России, в том числе и так называемое нелетальное оружие, которое при воздействии на человека сохраняет ему жизнь. Производится доукомплектование современными образцами вооружения и военной техники отрядов специального назначения, воинских частей и подразделений разведки.
5. Оптимизация системы подготовки офицеров и личного состава ВВ МВД России путем участия в мероприятиях по созданию межведомственных (сопряженных) унифицированных систем технического, тылового обеспечения, подготовки кадров, военного образования и военной науки с опорой на систему обеспечения, функционирующую в МВД России.
Полагаем, следует переработать программу обучения личного состава, пересмотреть систему подготовки (повышения квалификации) и обучения кадров в образовательных заведениях МВД России в целях обеспечения их высокой профессиональной готовности. Учения и тренировки личного состава необходимо проводить с привлечением всех взаимодействующих сил и средств в условиях, максимально приближенных к реальным, с одновременным совершенствованием управленческих структур и материальной базы. Также следует внести в программу подготовки органов внутренних дел и внутренних войск вопросы ведения противопартизанской войны. Например, только в 2007 г. были проведены следующие крупные антитеррористические учения: «Кавказский рубеж-2007» на горном полигоне «Дарьял» в Северной Осетии; совместные российско-китайские антитеррористические учения «Содружество-2007», многоэтапные совместные антитеррористические учения России и стран Шанхайской организации сотрудничества «Мирная миссия 2007» на Чебаркульском полигоне под Челябинском и др.
6. Повышение уровня взаимодействия с другими правоохранительными структурами и федеральными органами исполнительной власти в процессе противодействия терроризму. Ряд исследователей (М. Киреев, В. Фролов) особо отмечают, что важнейшим условием проведения КТО выступает квалифицированное управление силами и средствами в ходе операции. Такое управление требует знания особенностей совместных специальных контртеррористических операций, роли и задач, выполняемых всеми силами и средствами, в том числе органами внутренних дел - компонент совместной специальной КТО, поэтому взаимодействие с ними - объективная необходимость [5, с. 5].
Как подтвердил опыт многих стран, наибольшую проблему составляет координация деятельности (прежде всего, разведывательной) различных ведомств, задействованных в борьбе с терроризмом. «.При отсутствии такой координации самые профессиональные действия отдельных субъектов антитеррористической деятельности обречены в конце концов на неудачу» [6, с. 420]. Важная организующая роль в этом принадлежит федеральному оперативному штабу, антитеррористическим комиссиям и оперативным штабам в субъектах Российской Федерации. Следовательно для отработки механизма межведомственного взаимодействия, на наш взгляд, надо запланировать и провести антитеррористические учения на территории всех федеральных округов.
7. Оптимизация осуществления внутренними войсками разведывательных действий и оперативных мероприятий, анализ и обобщение информации о возникновении и разрастании конфликтов. Как показывает оперативная практика, противоречия и конфликты в сфере социальных отношений являются благодатной почвой для искусственного провоцирования, инспирации в обществе массового
недовольства, экстремизма и противоправного насилия. При этом организаторы террористических проявлений, точно оценивая запросы населения, искусно манипулируя общественным сознанием и максимально эффективно используя просчеты в деятельности властей, маскируют свои истинные цели (дестабилизация обстановки, провоцирование сепаратизма, национализма, клерикализма, разжигание религиозной или этнической вражды) лозунгами о защите прав и интересов населения.
В настоящее время оперативные подразделения разведки ВВ МВД России обладают подобным инструментарием, но, к сожалению, не наделены соответствующими полномочиями. При этом систематический анализ информации о совершенных терактах и ложных сообщениях об их угрозе, в том числе и с учетом зарубежного опыта, позволяет выявить причины и условия, способствующие совершению преступлений, вносить корректировку в расстановку сил и использование средств по их предупреждению, выявлять новые поисковые признаки подозреваемых [7, с. 24-27].
Таким образом, можно предположить, что одновременно с учетом существующих пробелов правового обеспечения антитеррористической деятельности внутренних войск МВД России целесообразно решить вопрос о внесении изменений в ФЗ «Об оперативно-разыскной деятельности» в части предоставления оперативным подразделениям разведки ВВ МВД России права заниматься оперативно-разыскной деятельностью.
8. Увеличение количества международных контактов и расширение военного сотрудничества с внутренними войсками государств СНГ, а также с аналогичными структурами государств дальнего зарубежья. Организационно-правовое обеспечение сотрудничества ВВ МВД России с международными организациями в сфере противодействия терроризму состоит в осуществлении системы мер нормативного, организационного, кадрового и финансового характера в целях создания оптимальных условий для взаимодействия МВД России с международными организациями при осуществлении мер по противодействию терроризму. Приоритетной задачей при этом является налаживание эффективного международного обмена информацией.
Таким образом, в целях повышения эффективности применения ВВ МВД России в противодействии терроризму предлагает использовать следующие политико-правовые и иные механизмы:
1. Политико-организационный, подразумевающий создание оптимальных по составу, структуре, численности и дислокации группировок ВВ МВД России в регионах страны, гарантирующих выполнение задач, стоящих перед МВД России в обеспечении национальной и антитеррористической безопасности государства, для чего перевести соединения и воинские части на контрактный принцип комплектования личным составом. Принятие организационных и практических мер, на наш взгляд, должно позволить поддерживать состояние боевой готовности на уровне, обеспечивающем качественное выполнение войсками возложенных на них служебно-боевых задач.
2. Силовой, предполагающий усиление антитеррористической защиты, усиление охраны важных государственных объектов и специальных грузов. В объективной взаимосвязи с сохраняющейся угрозой безопасности важных государственных объектов со стороны международных террористических организаций их охрана должна стать одним из приоритетных направлений служебно-боевой деятельности внутренних войск.
3. Научно-образовательный, подразумевающий оптимизацию системы подготовки офицеров внутренних войск путем участия в мероприятиях по созданию межведомственных (сопряженных) унифицированных систем технического, тылового обеспечения, подготовки кадров, военного образования и военной науки с опорой на систему обеспечения, функционирующую в МВД России.
4. Информационный, предполагающий внедрение во внутренних войсках интегрированной системы передачи данных. На сегодняшний момент во внутренних войсках МВД России продолжается переход на цифровые средства связи с использованием принципиально новых систем формирования каналов связи и передачи информации. Созданы единые системы цифровой автоматической телефонной связи внутренних войск и автоматизированной обработки информации.
5. Коммуникационный, подразумевающий повышение уровня и качества взаимодействия с другими правоохранительными структурами и федеральными органами исполнительной власти в процессе противодействия терроризму во взаимосвязи с увеличением количества международных контактов и расширением взаимодействия с внутренними войсками государств СНГ, а также с аналогичными структурами государств дальнего зарубежья. Совершенствование организационно-правового, координационного, информационно-аналитического и научно-методического международного сотрудничества в политике противодействия терроризму.
6. Нормативно-правовой, предусматривающий внесение изменений в федеральное законодательство в части расширения полномочий отдельных подразделений внутренних войск и уточнения порядка их реализации при осуществлении служебно-боевых задач по противодействию терроризму.
На наш взгляд, концентрация усилий по оптимизации применения ВВ МВД России в антитеррористической деятельности с применением указанных механизмов позволит ускорить процесс формирования эффективной политики по противодействию терроризму, организовать упреждающие действия по выявлению причин и ликвидации очагов возникновения потенциально конфликтных ситуаций.
Литература
1. Опасный транспорт // Русский репортер. 2007. 13 декабря.
2. Итоги выполнения служебно-боевых задач внутренними войсками МВД России в 1999 г. Участие внутренних войск в антитеррористической операции в Чеченской Республике // Пресс-конференция главкома ВВ МВД. Росинформцентр. 1999. 9 декабря.
3. Интервью заместителя министра внутренних дел Российской Федерации генерал-полковника милиции Аркадия Еделева // Щит и меч. 2006. № 24.
4. Овчинников В.В. Правоохранительные органы в условиях внутренних конфликтов. М., 2006.
5. Киреев М., Фролов В. Действия спецподразделений милиции в контртеррористических операциях. Благовещенск, 2000.
6. Устинов В.В. Международный опыт борьбы с терроризмом: стандарты и практика. М., 2002.
7. Васильев В.Н., Иванов П.И. Основные тактические приемы оперативно-разыскного обеспечения борьбы с бандитизмом и проявлениями терроризма. М., 1995.
* Согласно Указу Президента РФ от 30 июня 2003 г. № 715 «О дополнительных мерах по борьбе с терроризмом на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации».