УДК 65.012.2 ББК 65.9(4Рос)29-21
Борисова Л.А. - к.э.н, доцент, с.н.с. Научно-исследовательского института «Управления, экономики, политики и социологии», Дагестанский государственный университет народного хозяйства
Юсупова М.Г. - ст. преподаватель кафедры Менеджмента ДГУ
Borisova L.Ä. - Ph.D., docent, senior research assistant, Research Institute of Management, Economics and Sociology SAEI, DSINE
Yusupova M.G. - senior teacher of Management department, Dagestan State University
О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
SOME ASPECTS OF IMPROVING THE MANAGEMENT OF DEVELOPMENT OF CONSTRUCTION ENTERPRISESPRODUCTION ON CONSTRUCTION ENTERPRISES
В статье рассмотрены основные проблемы развития строительных предприятий в современных условиях. Обоснована важность совершенствования организационного механизма управления строительными предприятиями. Описаны положения программно-целевого подхода к управлению инновационным развитием предприятий строительного производства.
Ключевые слова: инновационное развитие, управление развитием, программа, строительное предприятие.
The article considers the main problems of building companies in the current conditions. It substantiates the importance of improving the organizational construction enterprises management mechanism. We describe the position of program-target approach to the management of innovative development of the construction industry enterprises.
Keywords: innovative development, development management, program and construction company.
Развитие строительных организаций, и прежде всего крупных, на основе инновационного подхода, опирающегося на использование последних достижений науки и техники, проведение собственных исследовательских, проектных работ, внедрение новой техники, технологии, строительных машин и механизмов, неуклонное повышение качества работ требуют реализации сложных и комплексных мероприятий, при реализации которых необходимо объединить усилия большого количества подразделений и работников линейно-функциональных служб аппарата управления.
К такого рода мероприятиям относятся освоение принципиально новой технологии строительного производства, техническое перевооружение и реконструкция отдельных звеньев, производств и др.
При реализации таких комплексных мероприятий возникают повышенные требования к системе управления, обусловленные возникновением совершенно новых технических и производственных задач, необходимостью организации тесного взаимодействия большого количества подразделений и работников, особой ответственностью за
сроки, качество и эффективность проведения всей совокупности работ, требующих значительных затрат ресурсов.
В этой связи, существующие в строительном производстве традиционные организационные формы и методы управления, не удовлетворяют современным требованиям современного рынка, что предполагает поиск новых нестандартных решений в этой области.
Существенными недостатками отраслевой методики организационного формирования системы управления развитием строительных организаций являются:
•отсутствие в существующих линейно-функциональных структурах управления организационного механизма, способного быстро реагировать на изменения социально-экономических и организационно-технических условий развития производства, обусловленных научно-техническими достижениями на современном этапе;
•отсутствие единой нормативной и методической документации, регламентирующей деятельность органов управления по достижению главных целей инновационного развития строительных предприятий;
•неразработанность вопросов о составе работ по выполнению функций управления развитием;
•отсутствие специализации в этой области, поскольку управление развитием структурно не обособлено, а рассредоточено по различным службам и подразделениям, не имеющим единого организационного механизма.
Серьезным препятствием в развитии строительного комплекса является различие в решаемых задачах научно-технического развития и технического обслуживания строительного производства. Первые требуют поиска перспективных решений, связанных с внедрением принципиально новых строительных машин и механизмов, технологических процессов, решаются достаточно автономно и продолжительное время, а вторые носят текущий и оперативный характер, связанны с действующей техникой, их решение непосредственно влияет на результаты строительного производства.
Для решения этих задач требуется участие руководителей высшего уровня. В рамках существующей организационной структуры строительных предприятий, управление техническими службами, решение большинства из названных задач замыкается на первом заместителе - главном инженере. При этом следует отметить, что текущие задачи технической подготовки и обслуживания производства обычно вытесняют на задний план вопросы, связанные с перспективными исследованиями, с разработкой научно-технической стратегии развития производства, с плановой и целеустремленной работой по повышению организационно-технического уровня строительных работ.
Основными причинами такого положения дел являются следующие:
- на одних и тех же руководителей высшего уровня возлагается ответственность за решение как перспективных, так и текущих задач;
- ряд задач единого комплекса решается подразделениями служб, подчиненных различным руководителям, что приводит ко множеству согласований на уровне главного инженера;
- новые, нестандартные проблемы организационно-технического развития вообще не решаются никаким структурным подразделением строительного предприятия, что обусловлено комплексностью самих задач развития.
Разработка и реализация этих проблем вызывают большое количество горизонтальных связей, охватывающих почти все уровни и звенья системы управления, что приводит к невозможности их решения в традиционной линейно-функциональной структуре.
В силу этих обстоятельств вопросы управления, с точки зрения организационно-технических проблем развития, решаются некомплексно, не охватывают все стадии и этапы строительного производства, лишены координации, планирования, анализа и контроля со стороны руководства.
Наиболее эффективным методом решения этой проблемы в современных условиях развития строительных предприятий является организационный [3, 6], при котором организационная структура предусматривает различные формы и методы программно-целевого управления работами, связанными с инновационным и организационным развитием строительного комплекса. Они основываются на введении небольшого количества новых должностей и уровней управления, перераспределении прав и ответственности между ними и традиционными органами управления, использовании новых методов планирования, контроля и административного воздействия.
Важной отличительной чертой такой системы управления является то, что ее функционирование определяется не столько организационной регламентацией управленческого процесса, сколько созданием условий для наиболее полного сочетания формальных и неформальных отношений в процессе сложного и многостороннего взаимодействия.
Система программно-целевого управления развитием производства обеспечивает высокую ответственность не только за индивидуальные действия и решения, но и за коллегиальные решения. Эта система объективно требует совместного принятия решений, эффективность которых определяется единством целей и интересов руководителей и исполнителей, глубокой кооперацией их труда, тесной взаимозависимостью результатов и сроков выполнения работ.
Процесс управления целевыми научно-техническими программами развития строительной организации складывается из основанного на сбалансированном распределении полномочий и ответственности взаимодействия специальных органов программно-целевого управления со звеньями линейно-функциональной структуры. Это обеспечивает единство линейного и функционального руководства работами по достижению наиболее важных целей научно-технического развития, имеющих значение для деятельности всего строительного комплекса в целом.
При этом основное назначение системы управления целевыми научно-техническими программами развития - способствовать ускорению и повышению эффективности внедрения в производство новой строительной техники, более совершенных технологических процессов, машин и механизмов, поддерживать и неуклонно повышать качество выполняемых строительных работ в соответствии с требованиями развития рыночных отношений.
Создание системы программно-целевого управления инновационным развитием в строительной организации направлено на решение следующих задач:
•повышение оперативности и результативности текущего руководства инновационным развитием путем приближения органов управления к исполнителям и создания непосредственной связи между ними;
•обеспечение наиболее полного и эффективного взаимодействия всех подразделений, занятых внедрением инноваций в производственно-хозяйственную деятельность и получение высоких ее результатов;
•освобождение начальника строительной организации и его заместителей от функции оперативного руководства и координации действий исполнителей, занятых внедрением новой техники и технологии;
•повышение ответственности органов управления и отдельных исполнителей, занятых внедрением новой техники, за результаты и сроки выполнения работ;
•обеспечение эффективного контроля за ходом выполнения запланированных работ, создающего основу для эффективного административного регулирования и материального стимулирования более высоких результатов работ по качеству и срокам.
Особенностью системы программно-целевого управления инновационным развитием является то, что в ней объектом управления становится не какой-то сложившийся коллектив одного подразделения или службы, а процесс выполнения целевой научно-технической программы, характеризующейся разнородным и переменным составом исполнителей.
По масштабам и уровню взаимодействия подразделений при выполнении целевых научно-технических программ и в соответствии со значимостью их результатов они могут делиться на две основные группы:
•общекомплексные научно-технические программы, в выполнении которых участвуют подразделения нескольких служб, подчиненных начальнику строительной организации. Результаты выполнения этих программ отражаются в показателях плана работы предприятия, масштаб затрат требует вовлечения значительных ресурсов, подлежащих централизованному контролю;
•локализованные (межфункциональные) научно-технические программы, для выполнения которых необходима, как правило, координация работы двух служб, подчиненных начальнику строительной организации.
В процессе их осуществления часто возникает необходимость в перераспределении ресурсов между службами и взаимоувязанном контроле за их расходованием.
Определенный интерес решения проблем развития производства представляет разработанный и апробированный на практике организационный механизм управления целевыми техническими программами, который применительно к условиям строительного производства опирается на положения:
Система управления общекомплексными научно-техническими программами развития состоит из: научно-технического совета; отдела системных исследований и комплексных программ; руководителей программ.
Работники и подразделения аппарата управления, обеспечивающие получение отдельных результатов, направленных на достижение общей цели программы, приобретают статус исполнителей и ответственных исполнителей, и включаются в систему управления целевыми научно-техническими программами.
Линейным руководителем системы является начальник строительной организации, который делегирует часть своих полномочий
в этой области первому заместителю и заместителю по управлению развитием.
Система управления общекомплексными целевыми научно-техническими программами состоит из трех организационных уровней:
•высший уровень включает начальника строительной организации с подчинением ему научно-технического совета по оценке проектов;
•средний уровень включает руководителей общекомплексных целевых научно-технических программ, подчиненных начальнику строительной организации и отдел системных исследований и комплексных программ, под руководством соответствующего заместителя начальника по управлению развитием;
•нижний уровень состоит из ответственных исполнителей отдельных этапов программы, подчиненных руководителям служб и подразделений в соответствии со своим должностным положением в линейно-функциональной структуре.
Распределение задач и полномочий по управлению между органами системы осуществляется следующим образом.
Научно-технический совет по оценке программ рассматривает и формирует цели, их поэтапную структуру программ, оценивает целесообразность выбора ответственных исполнителей, сроков представления промежуточных результатов, рассматривает технико-экономические параметры проектов, принципиальные конструктивные и технологические решения, оценивает экономическую эффективность программы, величину и состав необходимых для ее реализации ресурсов.
Начальник строительной организации утверждает одобренные научно-техническим советом решения, которые в форме плана работ по программе, сметы затрат, технического задания становятся обязательными для выполнения всеми органами аппарата управления.
Руководитель программы возглавляет разработку всех решений, представляемых на рассмотрение научно-технического совета, утверждает технические и организационные решения, связанные с взаимодействием
подразделений-соисполнителей программы, осуществляет текущую и оперативную координацию работ. Он функционально руководит ответственными исполнителями, оценивает выполнение плана подразделениями, контролирует приемку работ, вносит предложения начальнику строительной организации о материальном стимулировании ответственных исполнителей и их подразделений. В непосредственном распоряжении руководителя программы находятся финансовые средства и материальные ресурсы, выделяемые на выполнение программы [6].
Отдел системных исследований решает аналитические задачи по координации результатов, сроков и ресурсов, выделенных на программу с учетом остальных программ и текущих планов подразделений, разрабатывает и согласовывает с заинтересованными руководителями план работ по программе и его изменения, обеспечивает контроль работы ответственных исполнителей и обработку отчетной информации.
Ответственные исполнители обеспечивают разработку всей технической документации и выполнение производственных операций, вносят на рассмотрение руководителю программы технические и организационные решения, определяющие взаимодействие разных звеньев структуры, утверждают техническую, плановую и нормативную документацию, осуществляют линейное и функциональное руководство, находящимися в их подчинении исполнителями.
Список литературы:
1. Борисова Л.А. Основные направления активизации научно-технического прогресса в современных условиях. // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2010. - №4. - с. 323-329.
2. Борисова Л.А. Управление инновационным строительным проектом в современных условиях. // Сегодня и завтра Российской экономики - 2010. - № 40-41. - с. 228-232.
3. Борисова Л.А. Развитие инновационной деятельности в строительстве в современных условиях хозяйствования. // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). - 2009. - №3. - с. 90-94
4. Разумова И. И. США: Организация и управление заводами. - М.: Наука, 1985.
5. Сарыкулова В. Д. Организационные формы управления строительством в капиталистических странах. - М.: Стройиздат, 1987.
6. США: Организационные проблемы управления. - М.: Мысль, 1986.