Библиографический список
1. Габдуллин, Г. Г. Воспитательный потенциал педагогических дисциплин [Текст]: учебное пособие для системы дополнительного профессионального педагогического образования. / Г. Г. Габдуллин, И. Э. Ярмакеев. - Казань: Изд-во Казан, пед. ун-та, 2004. - 463 с.
2. Лихачев, Б. Т. Педагогика [Текст]: курс лекций/ Б. Т. Лихачев; под ред. В. А. Сластенина. - М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 647 с.
3. Сластенин, В. А. Педагогика [Текст] / В. А. Сластенин - М.: Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС. 2000. - 488 е.: ил.
4. Столяренко, А. М. Общая педагогика [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям / А. М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 479 с.
5. Хабибуллииа, Л. К. Современное образование: проблемы и перспективы [Текст] / Под ред. Г. Г. Габдуллина. - Казань: РИЦ «Школа», 2005. - 384 с.
УДК 796.02:372.4
Макаренко Виктор Григорьевич
Кандидат педагогических наук, профессор кафедры спортивных дисциплин Челябинского государственного педагогического университета, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации
ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Makarenko Victor Grigorevich
The candidate of pedagogical sciences, the professor of chair of sports disciplines of the Chelyabinsk state pedagogical university, the honored worker of the higher school of the Russian Federation
FUNCTIONS OF PEDAGOGICAL MANAGEMENT BY SPORTS FORMATION OF THE SENIOR PRESCHOOL CHILDREN
По мнению ряда авторов одной из основных форм реализации содержания любой концепции педагогического управления являются функции управления, представляющие собой «особый вид управленческих действий (с позиции субъект-субъектных отношений - управленческих воздействий на субъектов управления)» [1, с. 171; 9, с. 112].
Сравнительный анализ различных классификаций функций управления позволяет сделать вывод о том, что предлагаемые исследователями классификации основных функций управления образовательными процессами отличаются в основном чисто в терминологическом плане при сохранении содержательной сути [4; 7; 8; 9; 10; 12 и /др.].
В связи с этим, определяя функции управления физкультурным образованием детей старшего дошкольного возраста, мы принимаем во внимание разнообразные подходы ученых и специалистов к определению и классификации функций управления образовательными процессами и рассматриваем их во взаимосвязи и единстве целостного управленческого цикла. С этих позиций в системе управления физкультурным образованием старших дошкольников нам представляется возможным выделить следующие функции: мотивационно-целевую; планово-аналитическую; организационно-исполнительскую; межличностного взаимодействия; здоровъесбережения и контрольно-регулятивную. Выделенные функции по нашему мнению должны служить методологической основой при решении управленческих задач в условиях реализации авторской концепции педагогического управления физкультурным образованием детей старшего дошкольного возраста.
Мотивационно-целевая функция является исходным основанием для прогнозирования и планирования деятельности, определяет организационные формы и способы, средства воздействия, позволяет регулировать и корректировать педагогические процессы, поведение и деятельность всех его участников.
Поскольку процесс управления любой педагогической системой предполагает постановку целей (целеполагание), поэтому выбор цели является исходной позицией, первым этапом управления. В методологии управления обычно используется два подхода к формированию целей стратегии: моноцелевой, характеризующийся стремлением к постановке единой главной или ведущей цели; многоцелевой, допускающий одновременное осуществление нескольких целей [1; 8; 9].
При этом, цель ставится заранее, затем оценивается начальное состояние системы, а также ее потенциал для достижения цели. В теории управления образованием цель характеризуется с позиции системного подхода. При этом ведущим признаком является ее системный характер, а элементами системы в свою очередь - целевые установки.
Особенности целеполагания в управлении образовательными процессами состоят в том, что при разработке «дерева» целей недостаточно знать лишь объективные требования общества, а важно соотнести их с наличием потребности и стремления в достижении будущего результата. Учитывая это, следует вести речь о совершении мотивообразующих действий преподавателя и обучаемого. Солидаризируясь с мнением О. Ю. Афанасьевой [1, с. 175], под мотивацией мы понимаем процесс с помощью которого управляющий субъект активизирует познавательную деятельность обучаемых и побуждает их эффективно обучаться для достижения личностных целей как средства удовлетворения собственного желания. А под мотивообразую-щими действиями понимаются такие действия субъектов управления учебной деятельностью, которые способствуют, формированию мотива и повышению мотивации обучаемого.
Анализ научно-методической литературы и собственный опыт педагогической деятельности позволили сформулировать ряд требований по созданию познавательных и личностных мотивов у участников процесса физкультурного образования старших дошкольников:
-у персонала дошкольного образовательного учреждения (ДОУ): формирование позитивного отношения к физической культуре и здоровому образу жизни; наличие базовых знаний о физической культуре как средстве полноценного и разностороннего развития ребенка; материальное и моральное стимулирование результатов деятельности персонала по физкультурному образованию старших дошкольников; положительная оценка деятельности персонала родителями детей;
-уродителей: разъяснительная работа педагогического персонала ДОУ о физической культуре как средстве укрепления здоровья, полноценного и разностороннего развития ребенка, формирования здорового образа жизни; обеспечение оптимальной готовности ребенка к переходу в школьный период детства; позитивная оценка соучастия семьи в практической реализации концепции физкультурного образования дошкольников, принятой в ДОУ;
- у детей: консолидированная позиция организатора физического воспитания, персонала ДОУ и родителей о пользе физкультурных занятий, активной двигательной деятельности, соблюдения правил здорового образа жизни; построение образовательного процесса по физической культуре на адекватных возрасту формах работы с детьми; основной формой и ведущим видом деятельности ребенка считать игру; добиваться в процессе всех видов деятельности, направленных на физкультурное образование старших дошкольников, положительной эмоциональной окраски, удовлетворения познавательных интересов и возможности увидеть позитивные изменения своего развития занимающимися; использование, в ходе образовательной деятельности, разнообразных видов и форм стимулирования ребенка (устное поощрение, маленькие подарки, разовые и накопительные бонусы различного характера, игровые преференции и т. д.).
Таким образом, мотивационно-целевая функция будет направлена на формирование целей у участников педагогического процесса на основе мотива их деятельности, возникшего из потребности в данном виде деятельности.
Планово-аналитическая функция является организационной основой управления. Сущность планирования заключается в определении основных видов деятельности участников образовательного процесса в ДОУ.
Целью планирования является, прежде всего, создание такой объективной ситуации, при которой возможно максимальное и разностороннее развитие личности ребенка, реализация творческих возможностей персонала.
Планирование способствует эффективному и планомерному использованию средств, форм, методов, педагогических технологий управления физкультурным образованием старших дошкольников.
Анализ научной литературы [1; 3; 8 и др.] позволил выявить основные требования к планированию, которые заключаются в реальности плана,
педагогической целесообразности и необходимости проведения планируемых действий, предполагают учет социальных заказов развития общества, психолого-педагогических закономерностей обучения. Планирование органически связано с педагогическим анализом. Аналитический подход к планированию дает возможность ликвидировать неконкретность, аморфность и формальный характер планов. В свою очередь, влияние анализа на планирование заключается не только в том, что анализ выступает как важнейшее средство получения исходного материала для составления плана, но и в том, что анализ - средство проверки исполнения этого плана. Таким образом, анализ обеспечивает соблюдение основных принципов планирования, к которым относятся, по мнению многих ученых, полнота, точность, ясность, непрерывность планирования [7; 8; 10; 12].
Таким образом, планово-аналитическая функция направлена на изучение фактического состояния и обоснованности применения совокупности способов, средств, воздействий и на их оптимальный выбор по достижению целей, на объективную оценку результатов педагогического процесса, выработку механизмов по переводу управления в новое качественное состояние.
Организационно-исполнительская функция концепции педагогического управления физкультурным образованием дошкольников обеспечивается силами персонала и педагогов ДОУ, поскольку по своим внешним характеристикам организаторская деятельность педагога проявляется как исполнительская, практическая. Исполнительский и творческий характер организаторской деятельности определяют ее внутреннюю противоречивость, обусловленную диалектикой цели и средств ее достижения [8; 9].
Этап создания организационно-исполнительских отношений, обеспечивающих движение концепции, оптимальное взаимодействие ее компонентов, необходим, прежде всего, для реализации принятых решений.
В процессе исследования нами выделено ряд направлений деятельности участников физкультурного образования дошкольников в процессе выполнения организационно-исполнительских функций: определение и детализация целей физкультурного образования детей старшего дошкольного возраста; определение форм и видов познавательной и двигательной деятельности воспитанников ДОУ по достижению этих целей; распределение и конкретизация ролевых функций по организации и проведению различных видов познавательной и двигательной деятельности среди участников физкультурного образования детей; координация деятельности участников процесса физкультурного образования детей в ДОУ и семье.
Исходя из этого, - организационно-исполнительская деятельность -практическая деятельность, основанная на использовании психолого-педагогических знаний в конкретных ситуациях, направленная на реализацию собственных педагогических решений через взаимодействие всех участников педагогического процесса.
Таким образом, организационно-исполнительская функция - это деятельность субъекта управления по формированию и регулированию оп-
ределенной структуры организованных взаимодействий посредством совокупности способов и средств, необходимых для эффективного достижения целей [12].
В условиях деятельности, связанной с тесным взаимодействием всех участников целостного педагогического процесса, важный статус в нашей концепции приобретает функция межличностного взаимодействия.
Термин «взаимодействие» достаточно широко и часто употребляется в научных трудах, популярной литературе, служебных документах и бытовой лексике. Однако до сих пор все еще не раскрыт его универсальный, фило-софско-теоретический и методологический смысл воздействия как реального явления и понятия.
По мнению ученых взаимодействие - это широкое и внутренне емкое по содержанию и форме явление и понятие. Оно представляет собою многоуровневый и многосоставный процесс, не имеющий ни своего четко зафиксированного начала, ни тем более окончательного завершения. Взаимодействие включает в себя взаимосвязь и взаимоотношение в качестве определенных этапов и видов своего движения и развития: от взаимосвязи к взаимодействию через взаимоотношения - таковы эти этапы [2; 5; 9].
В педагогике межличностное взаимодействие является основой педагогического управления и представляет собой «организованную согласованную деятельность всех участников образовательного процесса» [2, с. 20]. В педагогической науке подробно рассматриваются различные аспекты межличностного взаимодействия и условия, необходимые для эффективного межличностного взаимодействия, которые можно выразить в следующих требованиях: понимание и принятие ожидаемых результатов совместной деятельности; заинтересованность каждого в достижение общего результата; удовлетворенность от совместной деятельности; создание атмосферы доброжелательности и взаимной поддержки [1; 8; 9 и др.].
Принимая во внимание очевидную неоднородность субъектов, принимающих участие в организации и обеспечении образовательного процесса с детьми (администрация, воспитатель, инструктор физической культуры, медицинский работник, педагоги дополнительного образования, персонал ДОУ, родители, дети и т. д.), следует признать многообразие межличностных взаимодействий и важность обеспечения комфортных, конструктивных и консолидированных субъект-субъектных отношений, направленных на эффективную реализацию обсуждаемой концепции.
Функция здоровьесбережения в рамках реализации концепции педагогического управления физкультурным образованием старших дошкольников является обязательным условием и стратегически важной предпосылкой в решении задач и достижении целей реализуемой концепции.
Данная функция реализуется силами всех участников образовательного процесса и направлена на создание в ДОУ и семье здоровьесберегающей среды и обеспечение условий безопасной жизнедеятельности ребенка.
Важность данной функции обусловлена необходимостью подготовки к школьному периоду детства и дальнейшей жизни здорового ребенка, что, к сожалению, в настоящее время не обеспечивается [6; 11 и др.].
В условиях обсуждаемой концепции функция здоровьесбережения реализуется на нескольких уровнях: административном, врачебно-медицинс-ком, учебно-методическом, семейном.
На административном уровне обеспечивается создание условий пребывания ребенка в ДОУ в соответствии с установленными санитарно-гигие-ническими требованиями и существующими нормативами (наполняемость групп, тепловой режим, освещенность помещений, обеспечение техники безопасности, техническое состояние помещений и игровых площадок, обеспечение квалифицированными кадрами и оснащенность инвентарем и т. д.).
На врачебно-медицинском уровне обеспечивается наблюдение за санитарно-гигиеническим состоянием помещений, качеством и нормами питания, физическим и психическим развитием детей, осуществляется контроль и проведение плановых прививок и т. д.
В контексте нашего исследования, наибольший интерес представляет учебно-методический уровень функции здоровьесбережения. В обсуждаемой концепции данная функция актуализируется в рамках реализации ряда дидактических принципов: гуманистической и оздоровительной направленности, индивидуализации, доступности и возрастной адекватности, представляющих медико-биологические аспекты антропологического подхода, используемого в нашей концепции в качестве эффективного способа учета и ретрансляции естественных биологических процессов, происходящих в организме формирующегося человека во внешнюю среду, представленную образовательным процессом, специально организованным на основе объективных биологических закономерностей возрастного развития ребенка.
Практическая реализация функции здоровьесбережения на этом уровне сводится к соблюдению следующих требований: использование физических нагрузок, соответствующих возрасту, полу ребенка, уровню его физического развития и состояния здоровья; сочетание двигательной активности с общедоступными закаливающими процедурами; использование в комплексах упражнений элементов дыхательной гимнастики, упражнений на выносливость, способствующих развитию сердечнососудистой и дыхательной систем; повышение двигательной активности детей в период пребывания в ДОУ, обеспечение рационального общего и двигательного режима ребенка в дошкольном учреждении, создание оптимальных и безопасных условий для игр и занятий детей; регулярное осуществление медицинского наблюдения, врачебного и педагогического контроля за физическим развитием и здоровьем дошкольников; повсеместное использование в процессе физического воспитания оздоровительных сил природы (солнечная радиация, воздушная среда, водные процедуры) и гигиенических факторов; активную двигательную и игровую деятельность направлять на всестороннее
оздоровление организма, повышерше его работоспособности, совершенствование психофизических качеств, поддержание эмоционально-положительного состояния и жизнерадостности.
На семейном уровне актуализация здоровьесберегающей функции обеспечивается солидарной реализацией и развитием требований, установленных в ДОУ по формированию здоровьесберегающей среды и условий безопасной жизнедеятельности в части соблюдения режима дня, требований по организации игровой и активной двигательной деятельности, соблюдения правил личной гигиены, создания условий для игровой деятельности, активного семейного отдыха, профилактики травматизма, обучения новым двигательным умениям (плавание, езда на лыжах, велосипеде, коньках и т. д.) и совершенствования освоенных в ДОУ и т. д.
От результатов реализации функции здоровьесбережения на этом уровне во многом зависят итоги совместной деятельности ДОУ и семьи по воспитанию здорового, разносторонне развитого ребенка, подготовленного к вступлению в школьный период детства.
Важное значение для эффективного управления процессом физкультурного образования старших дошкольников представляет контрольно-регулятивная функция разрабатываемой концепции.
В самом общем виде контроль означает процесс соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых результатов с запланированными. Функция контроля тесно связана с регулированием целостного педагогического процесса. Это обусловлено тем, что целостный педагогический процесс, как любая система, характеризуется стремлением к организации, направляемой деятельностью педагогов и детского коллектива с одной стороны, а с другой - к дезорганизации, в силу воздействия на нее различных внешних и внутренних факторов. С целью устранения противоречия между организацией и дезорганизацией и противодействия случайным факторам и возникает необходимость в регулировании педагогической системы [9]. Причинами дезорганизации любого педагогического процесса может быть привнесение в его структуру нового содержания, форм, методов, что вызывает нарушение устоявшегося порядка, требует изменения условий, типа мышления субъектов управления. Необходимость в регулировании возникает также в силу постоянного изменения, развития компонентов системы. Изменение квалификации педагогов, появление новых программ, изменяющийся гетерохронно уровень подготовленности детей, предложения родителей, совершенствование условий проведения образовательного процесса и т. д., требуют со стороны управляющего системой обоснованного регулирования. Такое регулирование возможно на объективных данных контроля и педагогического анализа. В то же время регулирование позволяет видеть эффективность проведенного контроля, его необходимость и целесообразность.
Контрольно-регулятивные функции в обсуждаемой концепции обеспечиваются на основе реализации дименсионалыюго подхода [8; 9], представляющего возможность детализации (выделения) отдельных параметров
процесса управления; дифференцирования функций субъектов управления; обеспечения контроля (мониторинга) протекающих процессов управления и результатов образовательной деятельности.
Дименсии, ориентированные на обеспечение контрольно-регулятивных функций объеденены в блок контрольных дименсиональных параметров, включающих: оценку качества исполнения ролевых функций участниками процесса физкультурного образования дошкольников; системный мониторинг состояния детей (физическое развитие, состояние здоровья, уровень развития двигательных качеств, компетентность в вопросах здоровьесбе-режения и т. д.); уровень мотивации к осуществлению физкультурного образования дошкольников у персонала ДОУ и родителей; внешнюю оценку процессов и результатов физкультурного образования дошкольников; оценку качества образовательного процесса системой контрольно-регламентированных процедур, принятых в ДОУ (посещение администрацией режимных занятий и мероприятий, отчетов педагогического персонала, проверок, экспертиз деятельности сотрудников и т. д.).
Функция контроля не является конечным пунктом всего процесса педагогического управления. Благодаря ей управление за учебно-познава-тельной деятельностью обучаемых приобретает принципиально важный компонент - обратную связь, которая является важным условием своевременного предупреждения негативного развития контролируемых параметров образовательного процесса или состояния ребенка и целенаправленной коррекции выявленных упущений.
Таким образом, контрольно-регулятивная функция обеспечивает условия для текущего анализа результатов и оперативной коррекции педагогической деятельности участников образовательного процесса и его содержательных и процессуальных компонентов.
Резюме.
Основной формой реализации содержания и достижения итогового положительного результата концепции являются функции управления, представляющие собой особый вид управленческих действий (с позиции субъект-субъектных отношений - управленческих воздействий на субъектов управления): мотивационно-целевая, планово-аналитическая, организационно-исполнительская, функция здоровьесбережения, межличностного взаимодействия и контрольно-регулятивная функция.
Мотивационно-целевая функция служит исходным основанием для управленческой деятельности организаторов физкультурного образования и направлена на формирование целей участников педагогического процесса на основе мотива их деятельности, возникшего из потребности в данном виде деятельности.
Планово-аналитическая функция выступает организационной основой управления и направлена на изучение факгического состояния и обоснованности применения совокупности способов, средств, воздействий и на оптимальный выбор по достижению целей, на объективную оценку результатов
педагогического процесса, выработку механизмов по переводу управления в новое качественное состояние.
Организационно-исполнительская функция обеспечивает качество функционирования и развития концепции педагогического управления физкультурным образованием детей старшего дошкольного возраста, оптимальное взаимодействие ее компонентов и реализацию принятых решений.
Функция здоровъесбережения осуществляет ориентацию организационных, содержательных и процессуальных компонентов концепции на обеспечение здоровьесберегающего эффекта образовательного процесса и среды обитания ребенка, практическую реализацию гуманно-ориентированного здоровьесберегающего подхода в процессе физкультурного образования детей старшего дошкольного возраста.
Функция межличностного взаимодействия является основой педагогического управления и обеспечивает организованную согласованную деятельность всех участников образовательного процесса в условиях понимания и принятия ожидаемых результатов совместной деятельности; заинтересованности каждого в достижении общего результата; удовлетворенности от совместной деятельности; атмосферы доброжелательности и взаимной поддержки.
Контрольно-регулятивная функция предназначена для текущей и итоговой оценки результатов деятельности участников образовательного процесса, внесения, на основе полученных результатов, корректив с помощью оперативных способов, средств и воздействий в процессе управления физкультурным образованием в целях его поддержания на заданном уровне.
Библиографический список
1. Афанасьева, О. Ю. Управление коммуникативным образованием студентов вузов: педагогическое сопровождение [Текст]: монография. / О. Ю. Афанасьева. -М.: МГОУ, 2007. - 324 с.
2. Борытко, Н. М. Управление образовательными системами [Текст]: учебн. для студ. пед-х вузов / под ред. Н. М. Борытко / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова. -Волгоград : ВГИПК РО, 2006. - 260 с.
3. Вазина, К. Я. Педагогический менеджмент (концепция, опыт работы) [Текст] / К. Я. Вазина, Ю. Н. Петров, В. Д. Бешковский. - М. : Педагогика, 1991. - 237 с.
4. Васильев, Ю. В. Педагогическое управление в школе: методология, теория, практика [Текст] / Ю. В. Васильев. - М. : Педагогика, 1990. - 139 с.
5. Иезуитов, А. Н. Философия взаимодействия. Основы и перспективы. [Текст] / А. Н. Иезуитов. - СПб., 1993. - 294 с.
6. Казак, О. В. Оптимизация двигательной активности дошкольников в условиях семейного воспитания [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / О. В. Казак. - Красноярск, 2005. - 207 с.
7. Конаржевский, Ю. А. Анализ урока [Текст] / Ю. А. Конаржевский. - М. : Образоват. центр «Пед. поиск», 2000. - 336 с.
8. Никитина, Е. Ю. Теоретико-методологические подходы к проблеме подготовки будущего учителя в области управления дифференциацией образования : моногр. [Текст] / Е. Ю. Никитина. - Челябинск : Изд-во ЧГПУ, 2000. - 101 с.
9. Никитина, Е. Ю. Педагогическое управление профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями [Текст]: моногр. / Е. Ю. Никитина, 3. Р. Танаева. - М. : Владос, 2010. - 196 с.
10. Поташник, M. М. Качество образования: проблемы и технология управления (в вопросах и ответах) [Текст] / M. М. Поташник. - М.: Пед. о-во России, 2002.-351 с.
П.Шамова, Т. И. Управление образовательными системами [Текст] / Т. И. Шамова, П. И. Третьяков, Н. П. Капустин. - М. : Владос, 2002. - 319 с.
12. Филиппова, С. О. Физическая культура в системе образования дошкольников [Текст]: дис. ... д-ра пед. наук / С. О. Филиппова. - СПб., 2002. - 518 с.