Научная статья на тему 'О божественности христианства и превосходстве его над буддизмом и мохаммеданством'

О божественности христианства и превосходстве его над буддизмом и мохаммеданством Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
46
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О божественности христианства и превосходстве его над буддизмом и мохаммеданством»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

Е.П. Аквилонов

О божественности христианства и превосходстве его над буддизмом и мохаммеданством

Опубликовано:

Христианское чтение. 1903. № 9. С. 278-288.

@ Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

2009

О божественности христіанства и о превосходствѣ его

НАДЪ БУДДИЗМОМЪ И МОХАММЕДАНСТІЮМЪ *).

III.

1. Кончина Будды.—Его обоготнореніе,—Характеристика Будды.—Общественно-государственное значеніе буддизма.—Исторія буддійской «церкви»: соборы, составленіе канона свв. книгъ и монашескихъ правилъ.—Свѣтлые и черные дни буддизма —Его распространеніе въ Китаѣ и въ Японіи.—Расколы. — Ламаизмъ.—Далай—и богдо—ламы,—Религіозный механизмъ.

50ГДА какой-либо герой.—пишетъ одинъ изъ новѣйшихъ критиковъ буддизма,—послѣ цѣлаго ряда ошибокъ и жестокостей, нскупляетъ свою вину смертью, тогда эта * смерть имѣетъ въ себѣ нѣчто примиряющее, особенно, } если • конецъ жизни героя озаренъ лучами кротости и всепрощающей любви. Когда, вслѣдъ за палящимъ полуденнымъ зноемъ, 'солнце клонится къ закату и бросаетъ розоватый отблескъ на землю,—раздается всеобщій вздохъ облегченія, и все живущее шлетъ заходящему свѣтилу прощальный привѣтъ. Подобныя чувства можемъ испытать и мы при воспоминаніи о смерти Мохаммеда и Будды. Ихъ земное поприще, ознаменованное многими ошибками, окончилось, для жизни ихъ пробилъ часъ заката. Спокойное—чтобы не сказать любовное—прощаніе обоихъ реформаторовъ съ этимъ міромъ, дѣйствительно, имѣетъ въ себѣ что-то примиряющее, и мы, оставивъ на время религіозную полемику, спокойно посылаемъ имъ прощальный привѣтъ».

*) Продолженіе. См. іюнь.

80 лѣтъ прожилъ Будда (560—480 до Р. X.); цѣлыхъ 50 лѣтъ протекло съ той норы, какъ онъ покинулъ жену и ребенка и отправился въ пустыню па поиски душевнаго мира, похожій па нищаго, въ желтой одеждѣ, съ отрѣзанными волосами, съ тарелкой для милостыни. Изъ этихъ 50-ти 45 лѣтъ онъ употребилъ на проповѣданіе, пользуясь неслыханнымъ успѣхомъ. Повсюду возникали монашескія общины въ духѣ ихъ основателя. Сотни тысячъ людей приняли его ученіе, князья и цари преклонялись предъ нимъ и одаряли его подарками. Но вотъ и ддя него ударилъ смертный часъ. Но одному преданію, Будда отравился кабаньимъ мясомъ, а по другому, болію достовѣрному,—ядовитыми грибами. Подъ вечеръ, чувствуя приближеніе кончины, онъ призвалъ къ себѣ жившихъ въ окрестностяхъ Везали монаховъ и завѣщалъ имъ продолженіе своего дѣла. «Такъ вотъ что, монахи, говорю я вамъ: все земное подвержено бренности. Боритесь неустанно!» «Кто думаетъ, Ананда, что я хочу властвовать надъ общиной или подчинить ее себѣ, тотъ пусть скажетъ это громко предъ общиной. Но Совершенный не думаетъ властвовать надъ ней и желать, чтобы она ему подчинялась. Долженъ ли, Ананда, Совершенный жертвовать свою волю общинѣ? Я теперь недо могаю, Ананда, я стар ь,—я старикъ, свершившій свой путь и достигнувшій всего: мнѣ 80 лѣтъ. Будьте, Анаида, сами себѣ путеводными огнями и убѣжищемъ;, не ищите другихъ!»

На слѣдующій день онъ еще разъ отправился въ Везали для сбора милостыни и, взглянувъ скорбнымъ взоромъ на этотъ городъ, ушелъ вмѣстѣ съ толпой учениковъ въ Кузи-наръ, гдѣ хотѣлъ провести предсмертные часы. Тамъ аскетъ думать погрузиться въ Нирвану съ тѣмъ, чтобы ужо больше никогда но возвращаться къ земной жизни. Смерть застигла его па полпути. Опечаленные ученики взяли бренные останки своего учителя и сожгли ихъ на кострѣ въ Кузинарѣ.

Однако, религіозное чувство, хотя бы и буддійское, не можетъ болѣе или менѣе продолжительное время мириться съ такимъ нигилизмомъ. Естественно, поэтому, что въ результатѣ лишившій религію всего внѣшняго и реальнаго Будда самъ сдѣлался предметомъ суевѣрнаго поклоненія. Надъ частицами обуглившихся отъ сожженія костей былъ воздвигнутъ храмъ, и буддизмъ, не признававшій никакого Бога, повелѣлъ быть таковымъ Буддѣ. Хранящійся на островѣ Цейлонѣ, лѣвый глазной зубъ Будды считается величайшей драгоцѣнностью бѵд-

дійской церкви. Это, впрочемъ, но чубъ, а кусокъ полированной. слоновой кости, желтоватаго цвѣта, искривленный, длиною въ два дюйма. «Зубъ» этотъ хранится въ баснословно-великолѣпной оправѣ. Съ величайшимъ благоговѣніемъ относятся буддисты такъ-же и къ другимъ реликвіямъ Будды,—къ его тарелочкѣ для сбора милостыни, костямъ, одеждѣ, сандаліямъ, а, главнымъ образомъ, къ священному дереву «боди», подъ которымъ Шакья-Муни нашелъ свое ученіе.

Извѣстно, что современники Будды не пытались дать вѣрнаго изображенія его внѣшняго вида. Только позднѣйшія столѣтія создали одинъ общій образъ учителя. Внѣшній обликъ Будды былъ освященъ церковью и потому не допускаетъ никакихъ произвольныхъ измѣненій. Благодаря вѣрности индійскаго преданія и типичности индусовъ, обликъ этотъ, кажется, имѣетъ подъ собой историческую почву. Выраженіе лица Будды неопредѣленное; глаза большіе, лобъ широкій, подбородокъ и щеки полныя, тѣло и грудь, шея и руки наподобіе женскихъ, уши неестественно длинны, на черепѣ наростъ, вся фигура очень полная и жирная, лишенная мужества и силы. Въ рукѣ Будда всегда держитъ мисочку для милостыни. Его изображаютъ обыкновенно сидящимъ, но изображенія стоящаго пророка—самыя древнія.

Однако, въ этомъ тѣлѣ жила честная, вѣрная и правдивая душа. Будду несправедливо называть обманщикомъ, потому-что онъ былъ искренне убѣжденъ въ своемъ призваніи и серьезно вѣрилъ въ то, что онъ долженъ былъ принести своимъ соотечественникамъ искупленіе. Бѣгство изъ родительскаго дома, отъ семьи, предпочтеніе бѣдности богатству, строжайшаго аскетизма—жизни въ постоянныхъ удовольствіяхъ, особенно, при увлекающейся пмн до крайности натурѣ индусовъ, вся эта перемѣна была вызвана честнымъ, серьезнымъ побужденіемъ и желаніемъ найти истинную жизнь. Основная черта характера Будды—безстрастное и умѣренное спокойствіе. Будда никогда не бывалъ капризнымъ. Это была въ высокой степени уравновѣшенная натура. Въ разговорѣ съ аскетомъ Сона онъ приводить въ примѣръ струну, которая, чтобы издать полный звукъ, не должна быть пи очень слабо, ни очень туго натянута, и дѣлаетъ изъ этого сравненія такого рода выводъ: «такъ и сила, слишкомъ напряженная, переходить мѣру, а ненапряженная дѣлается вялой. Поэтому, Сона, совершенствуй и сохраняй въ равновѣсіи свою силу, сдѣлай равномѣрнымъ

свой умъ л поставь это своею цѣлью». И. въ самомъ дѣлѣ, получается представленіе, что аскетъ Будда убилъ въ себѣ всякую мірскую похоть и нечистые помыслы. Безнравственность и разнузданность послѣ того, какъ онъ порвалъ со своею прежней жизнью, сдѣлались ему совершенно чуждыми. Въ его отношеніяхъ къ женщинамъ было даже что то жесткое. По его мнѣнію, женщина—воплощеніе всѣхъ одуряющихъ человѣка силъ, приковывающихъ духъ къ міру. Разрѣшеніе строить женскіе монастыри стоило ему большихъ усилій, и онъ предсказалъ -своей общинѣ всего 500-лѣтнее существованіе. именно, по причинѣ допущенія въ нее женщинъ. Женщина въ буддизмѣ только терпима, а, между тѣмъ, главнымъ образомъ благодаря щедрымъ взносамъ и подаркамъ со стороны женщинъ, эта монашеская религія начала скоро завоевывать Индію. Немногочисленные женскіе монастыри находятся только въ городахъ, подчиняются во всемъ мужскимъ и въ соціальномъ отношеніи не имѣютъ почти никакого значенія.

Аскетическую строгость по отношенію къ самому себѣ Будда соединялъ съ поразительной скромностью. Сдѣлавшись нищимъ, онъ никогда не тосковалъ о своемъ прежнемъ богатствѣ и остался такимъ до конца жизни. Опъ не стѣснялся ежедневно со своей мисочкой ходить изъ дома въ домъ и съ потупленнымъ взоромъ, молча, стоять у дверей въ ожиданіи, пока ему не вынесутъ милостыни. Окончивъ обходъ, Будда садился въ полдень въ уединенной избушкѣ или вт> прохладной лѣсной чащѣ п погружался въ думы. Такъ сидѣлъ онъ, пока не проходила жара и не наступалъ вечеръ. Скромность Будды удерживала его вдали отъ всякихъ барскихъ затѣй. Однажды къ нему явился Мара, искуситель (такъ гласитъ индійская легенда), и внушалъ ему предательскую мысль—властвовать падь могущественнымъ всемірнымъ царствомъ и сдѣлаться обладателемъ баснословныхъ богатствъ. Но Будда отвѣчалъ: «какое счастье мудрому изъ того, что опъ сдѣлается ’ обладателемъ ееробряппой пли золотой горы? Кто узналъ страданіе и откуда оно, тотъ можетъ-ли желать? Кто знаетъ, что земное существованіе—иго въ этомъ мірѣ, топ, долженъ стараться освободить себя отъ него». Тогда посрамленный Мара удалился прочь. Будда никогда не обнаруживалъ надменности или гордости и былъ со всѣми ласковъ. Онъ бесѣдовалъ съ искавшими его совѣта и участвовалъ въ

19

пирахъ богачей, когда его туда приглашали. Будучи притягивающей сердца силой, Будда собралъ вокругъ себя необозримыя толпы народа и еще нынѣ со своей простой этикой нерѣдко вступаетъ въ открытую борьбу съ христіанствомъ. Шо-непгауеръ и многіе другіе открыто заявляли себя приверженцами буддизма. Тѣмъ не менѣе нельзя обойти молчаніемъ такъ же и крупныхъ недостатковъ въ характерѣ его основателя. Буддѣ недоставало, прежде всего, серьезнаго, самоотверженнаго чувства любви, идущей вслѣдъ за потеряннымъ, помогающей ему и утѣшающей его. Онъ предлагалъ всѣмъ свое ученіе, а не мобовъ. Буддѣ свойственна была апатія ко всему, что живетъ и чувствуетъ. Равнодушіе н сосредоточенное, безучастное размышленіе о ничтожности всего бытія—вотъ духъ буддизма. Будда постольку интересовался участью и страданіями ближнихъ, поскольку подвиги братской любви могли ускорить освобожденіе и искорененіе въ немъ эгоизма. Обездоленному п грустному буддизмъ нс указываетъ на личнаго Бога, не открываетъ и любящаго сердца учителя; ничего такого въ буддизмѣ пѣгъ. Онъ дастъ ему только ученіе и мораль, доступныя для однихъ избранныхъ. Каждому ближе всего собственное «я», каждый первымъ дѣломъ долженъ стремиться къ освобожденію себя отъ страданій и возрожденія. Вотъ вся буддійская мораль. Если и говорится о демократическомъ элементѣ въ буддизмѣ, 'то, во всякомъ случаѣ, пе надо забывать, что мысль о какомъ-либо преобразованіи государственной жизни, всякая фантазія, которая направлялась-бы къ основанію земного идеальнаго царства, благочестивой утопіи, была совершенно чужда буддійскимъ кружкамъ. Въ Индіи не было ничего, напоминающаго собою соціальное движеніе. Страсть, безъ которой не могутъ обойтись предводители угнетенныхъ въ борьбѣ противъ угнетателей, Буддѣ была совершенно чужда. Государство и общество пусть остаются такими, какими раньше были; набожному человѣку, въ монашескомъ званіи бѣжавшему вт» пустыню, нѣтъ до нихъ никакого дѣла: его пе интересуетъ борьба п не волнуютъ заботы. Даже каста пе существуетъ для него...; все земное перестало его волновать. Сердце Будды не бьется въ груди дли людей, оно не знаетъ участія, не понимаетъ смысла человѣческихъ вещей. Вт» монахѣ и въ аскетѣ замираютъ желанія и потребности; онъ не хочетъ жить и понимать естественную жизнь съ ея радостями и печалями.

Осиротѣвшіе по смерти (180 г. до Р. Хр.) своего учителя

монахи образовали буддійскую церковь. На обязанности ихъ лежало собираніе изреченій «Совершеннаго» и распространеніе буддизма. Однако, стоило имъ только сойтись на первомъ соборѣ въ Раджагрихѣ для систематизаціи главнѣйшихъ положеній буддизма и для составленія монастырскаго устава, какъ начались взаимныя пререканія. Тяжела была борьба съ браминами. по еще тяжелѣе была она съ появлявшимися одна задругой сектами. На второмъ соборѣ, происходившемъ въ 380 г. до Р. X., 100 лѣтъ спустя послѣ смерти Будды, образовалась секстантская партія, получившая названіе «школы великаго собранія». Но вотъ съ запада является въ Индію прославленная побѣдами армія Александра Великаго, разрушаетъ всѣ кастовыя перегородки и дѣлаетъ Индію составной частью великой міровой державы. Умственный горизонтъ буддійскихъ монаховъ расширился. Изъ своихъ узкихъ монастырскихъ келлій они увидѣли новый, пространный міръ, соблазнительно манившій нхъ къ себѣ и пробуждавшій въ нихъ проповѣдническій духъ. Счастье имъ благопріятствовало: греческое владычество въ Пенджабѣ было низвергнуто, и его мѣсто (въ 310 г. до Р. X.) заняла всецѣло преданная буддизму династія Маургя, царство которой простиралось отъ Инда до устья Ганга и отъ снѣжныхъ вершинъ Гиммалая вплоть до Биндіп. Изъ отой династіи происходилъ буддійскій Константинъ, объявившій новую вѣру государственной п имѣвшій огромное значеніе въ дѣлѣ образованія канона буддійскаго вѣроученія, въ составленіи сборниковъ и распространеніи буддизма далеко за предѣлами Индіи. Это былъ царь Асока (ок. 250 г. до Р. X.). Въ началѣ жестокій и трусливый деспотъ, онъ сталъ потомъ, по принятіи буддизма, совершенно ннымъ. мягкимъ, кроткимъ п милосердымъ. Не преслѣдуя браманизма и не прибѣгая къ помощи меча, Асока мирнымъ путемъ сдѣлалъ буддизмъ государственной религіей. Буддійскіе монахи появились на снѣжныхъ поляхъ Гиммалая; пробираясь черезъ рѣки и горы, опп достигали п царства Александра; по главное ихъ движеніе направлено было па югъ, къ острову Цейлону, гдѣ опп и ввели свою религію. Самъ Асока давать поразительный примѣръ соблюденія правилъ буддійской этики. Ежедневно онъ кормилъ C0,0U0 буддійскихъ монаховъ, трижды дарилъ имъ свое царство и трижды выкупалъ его у нихъ за несмѣтныя сокровища. Церковь свою онъ обогатилъ безчисленными постройками п памятниками. Еще н нынѣ странникъ находитъ

19’

въ Индіи высѣченные въ скалахъ храмы и башни съ реликвіями, колонны и надписи. Многіе памятники украшены символомъ Будды—изображеніемъ сидящаго лъва. Большинство ихъ относится къ царствованію Асоки, охотно называвшаго себя Piydasi. т. е. любвеобильнымъ. Въ царствованіе его строилось много монастырей; мѣстность Магада была до такой степени усѣяна монастырями, что и сама получила названіе Бехаръ, т. е. Монастыря. На третьемъ соборѣ въ Паталипутрѣ (246 г.) были удалены всѣ нечистые элементы изъ буддійскаго ученія и точно установленъ канонъ имѣвшихся священныхъ писаній. Но вотъ у власти очутилась новая династія, вытѣснившая родъ Асоки,—и для буддизма настали черные дни. Счастье улыбнулось буддизму лишь много времени спустя,—въ годы жизни нашего Спасителя. Могущественныя номадскія племена,— скиѳовъ по происхожденію, Іетши или индо-скиѳы, подъ предводительствомъ царя Кантики, наводнили Индію, низвергли враждебную буддизму династію и сами перешли въ буддизмъ. Однако, вмѣстѣ съ политическимъ возвышеніемъ послѣдняго, началось п его разложеніе. Съ переходомъ скиоовъ въ буддизмъ вторглось много чуждаго элемента, языческихъ и фетишистскихъ (культъ огня) вѣрованій II обрядовъ. Съ теченіемъ времени буддизмъ сталъ все больше и больше терять свой атеистическо-нигилистическій, характеръ, и нирвана превратилась въ такъ паз. западный рай поди Амтпабой. Когда, въ царствованіе Капишки (около рожд. Христа), былъ созванъ четвертый буддійскій соборъ въ Джаландарскомъ монастырѣ (въ Кашмирѣ), на которомъ вмѣсто древняго священнаго языка «пали» церковнымъ языкомъ былъ признанъ санскритъ, и гдѣ къ старымъ канонамъ Асоки было присоединено извѣстное число новыхъ писаній,— южно-цейлонскіе буддисты, приверженцы древняго преданія, не признали соборныхъ постановленій и отдѣлились отъ сѣверныхъ буддистовъ. Раздѣленіе это существуетъ п по-нынѣ, причемъ въ теченіе столѣтій обѣ родственныя общины развивались въ разныхъ направленіяхъ и сдѣлались теперь совершенно непохожими другъ на друга.

Сѣверный буддизмъ послѣ четвертаго собора пережилъ еще много всякихъ перипетій. Онъ распространился но всей передней Индіи, а впослѣдствіи проникъ, даже, въ Китай и въ Японію. Бросается въ глаза поразительное подтвержденіе словъ ап. Павла: «пришла полнота временъ» (Гал. IV. 4). Во вре-

мена Господа Іисуса по только въ Палестинѣ. Греціи и Римѣ народы .жаждали новой божественной вѣры и правды, но даже •и въ далекомъ, замкнутомъ Китаѣ сильно заявляла себя духовная жажда. Около 61 г. по Р. Хр. явились въ Индію китайскіе посланники, чтобы ознакомиться съ буддизмомъ и перепости его на китайскую почву. Недовольные строгимъ ученіемъ Конфуція, китайцы приняли несложную мораль индійскаго философа. Однако, не смотря на всякое покровительство новой вѣрѣ, китайскіе императоры не сдѣлали религіи Фо (такъ называютъ китайцы Будду) государственной религіей, почему буддизмъ никогда и не могъ вытѣснить старой туземной вѣры.

Въ ѴІ-мъ вѣкѣ но Р. Хр. буддизмъ изъ Китая проникъ въ Японію. Но и тамъ онъ не былъ въ состояніи вытѣснить болѣе жизнерадостной и легкой для соблюденія религіи Синто. Въ настоящее время въ Японіи буддизмъ и религія Синто представляются одинаково поверхностными и сходными съ идолопоклонствомъ и фетишизмомъ. Поэтому жрецы обѣихъ религій не пользуются уваженіемъ населенія п чужды высшаго научнаго образованія. Тупоумное выраженіе ихъ лицъ, безсмысленное бормотаніе молитвъ въ опредѣленные часы дня—-оттолкнули отъ нихъ японскую интеллигенцію, такъ что она склонилась къ особаго рода—раціонализму. Опа хочетъ изгнать буддизмъ, какъ суевѣрную религію, и ищетъ лучшей: па какой только остановится?

Вскорѣ послѣ этихъ завоеваній сѣверный буддизмъ въ Индіи потерялъ свое значеніе. Съ тѣмъ большей силой поднялся теперь старый браманизмъ. И когда, наконецъ, одна изъ туземныхъ династій, низвергнувъ Іетпш, очутилась у кормила правленія,—начались преслѣдованія приверженцевъ Будды, рѣшившихъ вслѣдствіе этого искать себѣ новую осѣдлость на сѣверѣ, къ Тибетѣ. Въ теченіе этихъ (600) лѣтъ буддизмъ покинулъ свою прежнюю родину. Индію, предоставивъ ее браминамъ. Отклонившійся па четвертомъ соборѣ отъ чистаго ученія, тибетскій буддизмъ совершенно выродился и превратился въ іерархическій ламаизмъ. Радушно принятые неиспорченными тнбетапцами, буддійскіе монахи, названные тамъ ламами, настроили безчисленное множество монастырей и превратили атеистическій буддизмъ въ самое грубое обоготвореніе человѣка.—въ поверхностный, механическій обрядъ. Первосвященникъ ламъ представляетъ собой воплощеніе Будды; это-—живой Богъ па землѣ, тибетскій папа. Лишенная духа и силы, бѵд-

дійская религія, тщеславившаяся своимъ происхожденіемъ не отъ Бога, а отъ человѣка, должна была, въ концѣ концовъ, прійти къ преклоненію передъ человѣкомъ. Таковъ былъ ходъ ея естественнаго развитія. Когда уничтожены боги, то ихъ мѣсто занимаютъ люди, а, прежде всѣхъ, самъ основатель. Со смертію тибстанскаго папы душа его не растворяется въ нирванѣ, но для спасенія людей опять поселяется въ ребенкѣ, тѣло котораго она избрала своей оболочкой. Очень часто этотъ ребенокъ бываетъ потомкомъ самого папы, такъ что званіе Будды является преемственнымъ.

Еще больше увеличилось владычество тибетскихъ папъ въ XIII столѣтіи, когда къ ихъ духовной власти присоединилась еще свѣтская. Повелитель монголовъ, Ііубилай. покорившій Тибетъ, сдѣлалъ перваго ламу владѣтельнымъ княземъ всей страны. Резиденціей онъ назначилъ ему городъ Лассу. подъ условіемъ выплачиванія ежегодной дани. Тибетъ сдѣлался «папской областью». Однако, сами монголы пока еще не принимали буддизма, несмотря на свое преклоненіе передъ ламай-скнмъ папой; только въ XVI ст. они перешли въ буддизмъ и въ наши дни являются уже усердными поклонниками своего духовнаго главы. Тибетскій папа наименовалъ себя въ своемъ новомъ званіи «.далай-ламой», т. е. «жрецомъ-океаномъ», жрецомъ, который настолько великъ, какъ міровое море, и представляетъ собою море силы и достоинства. Однако, съ проникновеніемъ (въ 1720 г.) въ Тибетъ китайскаго вліянія, китайскіе императоры, въ силу политическихъ соображеній, создали еще другого папу—въ лицѣ «богдо-ммы». т. е. «противника ламы», въ монастырѣ Крашиесъ-Лунъ-ІІо. Впрочемъ, далай-лама считается верховнымъ жрецомъ, и оба паны настолько примирились другъ съ другомъ, что взаимно себя освящаютъ н благословляютъ одинъ другого.

Что же, спрашивается, сдѣлала буддійская іерархія для своихъ вѣрующихъ? Правда, она исполнила свою культурную миссію, она вывела суровыя племена центральной Азіи изъ прежняго ихъ полудикаго состоянія, научила ихъ морали, образовала ихъ при помощи письменъ и искусствъ, но дальше этого не подвинула ихъ. Вообще же она повинна въ нравственномъ вырожденіи своихъ пасомыхъ. Тупоумно смотрятъ тибетанецъ и монголъ на религіозныя дѣйствія, на процессіи и праздники, и, ничего не понимая, продѣлываютъ при помощи четокъ различные молитвенные обряды. Полусознательно и на

тысячи ладовъ повторяютъ тибетскіе буддисты общераспространенную молитвенную формулу: «оіп! іпапі paclme! hum!» («привѣтъ тсбѣ! ты драгоцѣнность въ цвѣтѣ лотоса! Аминь!»). Это— универсальная молитва, которую выучиваетъ каждый тибетскій и монгольскій ребенокъ, которую произноситъ воинъ во время сраженія и умирающій при послѣднемъ вздохѣ; ее каждый день бормочутъ вѣрующіе, перебирая поспѣшно 108 шариковъ своихъ четокъ, ибо. по общераспространенному суевѣрію, она содержитъ въ себѣ полноту всѣхъ желанныхъ благъ. Слова молитвы, въ видѣ надпшмі, встрѣчаются па памятникахъ, па фронтонахъ домовъ п храмовъ. Часто можно встрѣтить длинныя цѣпи изъ бумага, шелка, изъ кожи и др. матеріаловъ, привязанныя веревками между деревьевъ, или перекинутыя черезъ рѣки. Мало того, ихъ находятъ также развѣвающнмися между горныхъ вершинъ и соединяющими ихъ, вслѣдствіе чего долина осѣняется постоянно подвижною тѣпыо. Каждая молитвенная цѣпь покрыта все тѣми же. тысячи разъ повторяющимися, словами молитвы: «om! mani paclme! hum!» Кочующія монгольскія племена и ведущія бродячую жизнь къ сѣверу отъ цѣпи «святыхъ горъ» дикія орды постоянно бормочутъ мистическія слова молитвы. Вся центральная Азія шипитъ караванами шілнгриммовъ, то идущихъ съ тюками золота и серебра кт. «горѣ Будды», то возвращающихся оттуда—съ благословеніями, и всегда ихъ медленное шествіе сопровождается заунывнымъ пѣніемъ мистической формулы. Отъ береговъ Японскаго моря вплоть до границъ Персіи слышится ата молитва, ото бормотаніе, оживляющее собою всѣ племена, всѣ праздники, представляющее собою символъ всѣхъ религіозныхъ формъ п неумолкаемый гимнъ на всѣхъ религіозныхъ церемоніяхъ. По толкованію ламайсклхъ схоластиковъ, шесть мистическихъ словъ молитвы служатъ символомъ переселенія душъ, причемъ каждый слогъ соотвѣтствуетъ одному изъ шести царствъ, въ которыя переселяются души. Высшимъ проявленіемъ механической религіозности нужно считать употребленіе мо.іитвтныхъ колесъ, испещренныхъ все тою же формулой. Маленькія колеса (reap, мельницы) находятся у каждаго въ рукахъ, большія—въ храмахъ и домахъ. Въ передней домовъ ихъ вращаетъ каждый приходящій. Ихъ- ставятъ также па верху крышъ, гдѣ они вращаются вѣтромъ, у спуска водъ и надъ очагомъ, гдѣ ихъ приводятъ въ движеніе вода и дымъ. Эти мельницы служатъ не только символическимъ изображеніемъ кипящей въ безконечномъ крѵго-

воротѣ жизни, но главное ихъ значеніе заключается преимущественно въ томъ, что поворачиваніе круга или, даже, одно лицезрѣніе этого движенія является своего рода заслугой, все равно, какъ еслибы человѣкъ самъ произнесъ такое-то число разъ молитву. При наличности такого религіознаго тупоумія, нечего удивляться нравственному вырожденію народовъ, исповѣдующихъ буддизмъ. Многоженство тамъ явленіе не рѣдкое, но, на ряду съ нимъ, существуетъ въ Тибетѣ и поліандрія, когда, напр., братья, по недостатку женъ, имѣютъ одну общую ліепу. Воровство и нетрезвость—обычные пороки. Сѣверный буддизмъ уже достаточно доказалъ свою неспособность къ воспитанію п образованію народовъ.

Къ несчастію, не далеко ушла впередъ и южно-буддійская церковь (на о-вѣ Цейлонѣ, въ Сіамѣ и Бармѣ), приписывающая себѣ честь сохраненія въ пепомраченноп чистотѣ первоначальнаго ученія Будды. Чуждый ламайскаго іерархизма со всѣми ого безнравственными плодами, цейлонскій буддизмъ превратился въ одну внѣшнюю обрядность н суевѣріе *).

Проф.-прот. Е. Аквилоновъ.

*) Окончаніе слѣдуетъ.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная акаде-мия — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, готовящее священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области бо-гословских и церковных наук. Учебные подразделения: академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет иностранных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках компьютеризации Санкт-Пе-тербургской православной духовной академии. В подготовке элек-тронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта — ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор проекта — про-ректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Материалы журнала готовятся в формате pdf, распространяются на DVD-дисках и размещаются на академическом интернет-сайте.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.