С оциология образования: теоретические концепты
«Новые концепты!» социологии образования: возникновение и проблемы операционализации
Попова Екатерина Сергеевне! - младший научный сотрудник ИС РАН
ZIOZ qdgeHstf 'g oN
ПСГТи M Ы1'ь&метитцта Ll)C\« I Wmv LI IV Социологи и
«Новые концепты»
соц иологии образо вания:
ВОЗНИКНОВвНИв Н Проблемы
операционализации
Аннотация В фозусиотатьинааодиастаииектыиознитнове-
нияиоперационализации«новых концептов» науки, в частности, в языке описания социологом обризовеоня.
КлЮЧеВЫеСЛОВа:социилигия оПразования, «В1Э^ь^1ип^я^п^ 1^^г^ты», сцциоооситевюотиоследовавце^вецопт^опзаци^вееЕоцоюнализсщия, образование
Общество знания (knowledge society) становится пред-с^^|^0г:с^с^0^(^]10 1^]^,^^р^^с^£1:^с5с^|д^^ателе1^.Интенсивн0 изучаются причиныипослед ствеяесо сд^]новлддия[]^, с1^].]В условиях рсиления венд^€^п]]ийгпеСа.л^зациЕ[|:и:нто^]Спди]д [2, с. 23] «инаюикаразвитаянаудн оо;^л^а^^яя[);^1^г^^е^^(;тр[В1^ейсене ^1^|^бо]де^г^аичо^^го]р^^.лел^|^]юглоаг^3^ю^(^,^г^{^т^г^янатале^^о-ио.ИфлаусеДРДиогоисслвуд)аоиянаходятсяаспткты воз-о^а^^носсаия]сс^11ияоциог^|^т^1:го1;^и<^павь^ аядс^^с^тоаг яауки, ачастнвптивпзыяодписания социологии образования. Это и^слоеаонодесдольтиилл.ичлнеми.
Перодд ^^]Н1^^^£^]:^^юсде1^ся в том, что одной из основ-^1^^^Г^е^'Г1^^г^^^^СВ^Н^^^СеГ^а^^Г^еЛДСГО лдд^1^|^]^.с^пгяия является пойдя взвыд Путей исследовдния ВОЦИИЛЬНОД рееИБНЫТи, оОдотиодетие ктсдсптозиметафор, которые наилучшим обра-иам онлбражпютдействителтпосев.Пнвторяющоеоямрсменение
) офДНТИКс ПрОВеДЮИИЯ смпстпдеекпх пссь^здг^вп^ит «ноаых
понцепотб». о здкой озоoпныlпoзвьпяeанaилyчшимoбра-зом объяснить происходящие явления, но, с другой - меняет и еамо гюбикание илучазмой (н^^юзнобти.
Втибая причина состоит в том, что социология образо-ааепл (ктпиеиязыиоптовния,— кaтeгoиo:хдoныдaImарат) паднeтсяcяooлттeльнoмекeиoд дисциилинсИ. MыпoпoьЗдeм дреолздатьбоиникоовеииоиороблемы операционализации «но аых дзнцeпиooсвяoыезcацпoлоlииoбpaоoхдпияlд р оана-пиеииоас.б тсорееддескиеаснавании и эмпефические исследования в данной области.
гхог яс^денэ1!?1 'д оЫ
Третья причина кроетсявпостоянном увеличении интереса к изучению института образования. Исследователей пиивлеиают рвзвичцысаспзктыобрвзовяпсльной всятьно-^'^^.ф^,ц«^лво^^о«н^юн^1^]^з ХФАнндоФЯФЛЮзтсяпризцаниеисмене-нп^^з^ли^(^]^а^^циФ^г^^^с^ов^^]^^в^ыом цищс«пп«.^пк с^я«^(^чал Н. ИЛпеП, оЯц)ЯСОЯ^1^^0^,3^1^^^^ФеП^ ИПВ«)0]АЮ01^^1^Ф^<^Л3^1^^Е1Х «инструментальным в отношении потребностей инновационной авоофмики ю о.яецео'и^^ енаниЙЯ (Цои. вво: [Н, «о. Вюз-1АЦЦ).
ВР£^^.С^П3^^^^0^<^]В^Е)]^]ОПВ^^г^^С30ФНЦ ИСОциальные группы имeютлеpввныeоpeмoжня«оив рмощизацииобрсиобатель-носxпoтpeбяoотеИ м ялоие Аcоцo МФбразооыо еивнсмпроцессе. MoлРлежцIзaкАcoбaяcoциaльнo-пeмoгpaфищecкая группа насе-иения наиЯовея оцомopбпeпpyсонопpмоцxoдпщп[виомцпбния, вооцрепиншцп. тяоцмчaющцзcя тнно^.цс^и^и и инменяющиеся стратегии образования и адаптируется к ним. Большую часть СЯОСч ивыеяоылтомкиой ЯеЯТвИЬНоРбИ ТЗ^КЯИПЕВе о«НИ иолодИжь ироводитеменнвыр амках института образования, где прохо-^^^чи^(^е^(^ии^^ьнт аямьoповдмлцлиeиcтaнoвлвпи е лично-етипооpцдcтявж фвpoвниятоипплиpуемых институтом образо-канля цеыклсчев омвиощцймяооoзния. Пpoцoec«o][oиaлизтиии цпooфeccиoнФмянoйиoц;гьос>япшмнпоиПжи примбретаетмси бое инач ение, так как, находясь в рамках института образования ceгвдня,oкaпoввлнитбк удомо-еи интeлоopцпблвныацв«oфcы цояaв:ывеyдтщзА.
Т^акно о^нзтм, щвимoпионoиoтяящюмeтфИюpическую структуру, можно обозначить, что система образования явля-ооет мыособщоином «лоимуттиой бщмовойо, ао(C,нo[а^JЫ от.ажЯст степень воздействия мировых и страновых процессов не только сы oттcоцнывoяpппынaceлвоня, еотцщ«воoтaнноIe в-бзоазова-ттльном п0DЦооce, всино состояние современной действитель-^^лс^я^,б^,гп,и^^^га^с^00^^^^^1^т^^^[^м ЯИMАРЖЛЯB0ЬПя0ГH0-виooвтпияиловлвeытyплчнягo, «бразовательного и трудового ^с^л^гнвы^^^яо^^аи^^.
Зачип языкт ипи«онино6ъоктк иссклдоооФияоеоцио-щвeии о0яaзиввния ого цц«вднпжоийдeнвнyыныовoвы«кoн-цепты»? В чём их суть и механизм возникновения? Почему KФTyaЛCИOpyеTCЯИД0Я ]ИOИOЦФПOBЫOeOЦИOЛOeИЧ00KЛXKOH-цептpлиимoпeяяв;ицpoпосaции?Эов« нцeонocьбы,пpoстые чoпoяцыпяoоMфвоиютнoявeзнpпвФиe в стремительно развива-ющcмиимитeицфopмaциопнoзoцбщсcтцa,в oоцoяoмзнцнов Я0бяaЗЦ0aHИeП0ЛнЧaЮTПяИ0тП0eЦЩ0e ИЩОMOHИe 1
Для учёных в области философии науки, эпистемоло-тии[ ооЯикмо«ии -пяаЕKИ зг ссщиклссми ннасоо ино’п^слс^^оз-пикнoвeнию«цяоыxкянымптяв»в рамках социологии образо-иамиямижот пяeдcтaвотьмпнeвпoмнeoбocнoвaнныпз,бaк как coциоpцоияцбpaеoea:нoяииeстoбъcоцoмeвoeго изучения различные аспекты образовательной реальности, а не механизмы возникновения «новых концептов». Тем не менее проблема
Исследование образовательной реальности во многом было сопряжено с изучением ценностей и норм, различных социальных проблем учащейся молодёжи, образованием и межпоколенческими взаимоотношениями.
(N
т-Н
0 ГМ
.о
а
Ю
го
о
LO
01
заимствования ивбоснивкнностипримененияконцептов важна не только для внутренней логики и согласованности социо-согическоед иccиeдoврпил, дн о придВлевдсв особую (ос^ь. для иослтдующихегоднтериротои итв
Иccпздoзоослинхдбдатcлвпroeихx хтветана ыи^с, «до поиие х одисс^ооз^ы^^ом иоицепта. иooxaоиoмидoeиooеоая из одного контекста в другой [см.: 1, с. 8], каковы последствия ливсро «aимзтвoвoиия.B eдциькеоии рcшoниз пвддентй садочи oxeбyeтcepьёзнoйкoнцeпвиoлоноoимeосдологической про-ОаОоЮКИ.Мы OMeИИa30eмp0CCMKГИeеЬB0CaИKHДЗ)HИe«H овых иоo:цeпрoв»oпибблтмыих дпзpaциoкaлизициo[пpи помдщи деТТЛЬНоСО 0HaЛИЗДHeCИ0ПЬBИXИCOЛCдOЗазeЛЬCKИX кейсов, олмоано кcел«дoвaниa,досeмaтpитaющия«pдшoкoOдозова-оспонын уолсл» и <]O0paeввaтeJIЬныeпстес0иoзти»т рхд^ваах образовательного процесса.
(-оциоиоопя дОртзооднид rLlCiи птходиесл в пдиске дЬиa-зтипpoблeмттлеaции. Изучение аспектов образовательного ипoцeс«aвcaзcия«ыинayчныx opaдииияxбылсoЗдcловлено ттрсмиоельным тоодитиемсисссмы массового образования, игл роли вПlтpлииaиoниибoлeeкaииoпдлoнoзoи«лyчшeгo» ол^с^ов^ег^^^^тСсми^, и «OеC].ИrIлсooьдииeoOиaзoвaиeаоной лас ьности во многом было сопряжено с изучением ценностей ИлИ^, pЯЗЯИe:ИЫXC0ПИaOHЫП ЛлО«ЛСМучаш;ОЙСЯМОЯ ОдеЖИ, о0лaooоопиимимeжпокoлепдecаими вваимоотношениями.
н|cриооиичиттющercяиoличeззвoиrоледдooвий в данной области сформировало следующие характерные для соци-илосии оСвгио^аная омяирическио oon.oeoi:
1.Kaпкмoбpлсдмсиrтзмт оГхаеоволхдолияеа на рас-пазнeлeниeжизнолныxшaь]coвивoзмoжнoсoзП мтлоxoжи?
2.Кадвзасмовязанысоциалаиый п eиднoмихзcппй oзaгylзсмьи oиaцвлзcнIcтьyчсш;егося на достижение высо-ниxлезилотaтoyзoИpaoвaтeлы^«мпоoиззceO [сито 0сс. 2929].
Пиooвдённыйнaми ьвонтент-аиилизетатей с^х^^д^^оги-olзпocoжypнaлaAnnualReview of Sociology [5] за период вЕH70па2ПаTгг] то доннoйтeмозикт поеиазаосчтоидтерес к ^eз^(^о^o^^ш^^мo^p£lз^в^J^]^oп пд етовхицахдадного жуонала пoявпяeтcяolДДИ-игo.,aвсo изпышсииeпвпоxхзx00ДД-х гг. ^сдодовония о Cвпoшeйcтeпзиинаправлены на изучение ааеииоиых тспектоо оBхивoooз)oопзоoиooцocr«, оакихкатьне-и^]ое^пп,оо б oктодмu(^б|^aорхн^^,r^]^^^с^l0н^и-Jии^]^с^cтeoIо образования, мобильность студентов, этнические различия а еисоеют пю-тивого обоасованид.
Вооичеотвеннол сваиологии изучение образовательного дpoцeccaиacиeктoвооциaлизaциию[олoдoгoпoхзлсния также пвлрeоeяпрeрмeезмиcоoоиoвaнинхчёпып,кбтo рые рассматривают образование на всех его уровнях: дошкольное, школьное, вузовское, постдипломное. Интерес вызывает дистанционное
Один из тезисов социологии образования - понять современное общество во многом возможно благодаря детальному изучению сферы образования.
Концепт выступает глобальной мыслительной единицей, «сгустком смысла», который включает в себя как личностные, индивидуальные смыслы, так и социальнокультурные. Для того чтобы «освободить» концепт от личностных смыслов, необходим процесс операционализации. Процесс операционализа-ции можно обозначить как процесс соединения когнитивных структур исследователя с исследовательской реальностью.
ГМ
т-Н
О
гм
.о
Ю
го
о
1-П
оброзоканптясТразотаяоптатрятяжечиивснй жизни, а также непрерывное образование. Этнические и гендерные особен-носля, cпeцифнIввфцциoнaлeкoтooбpaвoьeнпя,фцoмиpяцaние nTоoзop«тeляцоропyоц 1 пpвЯ)eccиoоaлысып1oaeктooIто сакже нoо«оятзяцфoкp«евиимaнияиcвыeдoвaтep«Н.
Юдии ия ов^иовв в«ццолoгии -«раовоония -поняоь современное общество во многом возможно благодаря деталь-нвму ИЯуКвНЯо ефвры 0бpa30BaHЦЯ]B0ВИепaЮ0 НеНЬШ «пЛоно-Я з p0щвцвле.Pв«оитиecoциoлoоииФapaaoвaния продолжается, опсеациоя1в1изирыются «няояпeкзнцeптып,yч«cтвyюIЦиб в опи-ооициco«pямeннoйoбpф«пввооцoнноцоa«oцocои. Рпpoфeccиo-иовФныйцоoвoиР eo]ялолцоио обраооаоииятфивносятся новые мгтафмаы, вкиy«щомoIeбHбоисоиЯ]Цoтopыв позволоютюци-
BИЕИЗH П0«тввитв Я ЦО« Т.0 ыНИЯеввЯ иpц^I^e-п^иЕ]^eoб^явcнo^ты
социальных явлений.
^Еоцыивмыяо ВЫCBфOПИЯ ГЛOбиЦЬHOЙ «СЫЯоИТен 1>лппи еДИЯИЦОЙ, «cцостлом смыснвы, который включает в себя как личностные, клдивидв1Кпно1П омыслы, ьак иcмцививиa-кyнoтypвoI0 [см.: 6]. Див тогоотп1Яы «ФВРoBфлиcтпкoпиe«пт от личностных смыслов, кеовялдимпрчоясс oв«фцциoноииз aции,лоиooмoщикoбopoгo цв«oеpp«aтеиьтоaoooeтиoвяонocы:
Ы Kяия^в^фео^«^ю, кспцвя oбиyвoжy«
-И.^OKЕ0^^еи ЦOB ИТА0ЦЯMЧ? [в,«. 221]
Основыоаясь тм цp]:,ooдИтн«мянaлизв нояонпй литературы по вопросам концептуализации и операционализации, оыпредлоеаеы cо«оyющyюи]:oдeльизинвнпiя«<нoвыxкнвцcп-ттмыовцисюлеин:
сCoцпьФРЦичиnнoвцB«>яcнeииц бy«eтвяи««яьcяoбосно-тaнняЕM,]<ecлиядФВцoл воказать, что оно соответствует значе-пиям[веиллиянг0[ымцва];вввдpмв тпрак«нксквявово' идоооиия общественных реальностей» [3, с. 165].
] Oпзpaционe«птоо;иякoниoптк ыичжна ОлIтьнoгинной, цепсдоозумовоющий «иот«ияoния»знaчeныо концос-о о ли исямeняeг0 Cяеп.
]Ицepоииoнaoьны«тг[«есяоннияяc«лжяыo«aooaтьoбще-Аетoдлoкенчсоклмолcбаpoпи«мяoлeвшитовo,ти, ошпидности,устой-чиaocти,т«чoФТоНЕ«зтлв«^cиpoв[шявеви и компактности [8, с. 157].
ПоoцecзсиapнциoнoлиeнциицloжнoсOoeнaоиoекоенеo-Иcоц cceдинeн ия когнитивных структур исследователя с иссле-толкгелячкмй pcoльноcилю.
Boощ«м сиде иccмонoooнияьтфepо ооцислоопшобра-«oляминяожнаpoздцонтынaеиибольшие группы. Для одной иамтктеиныцспя«°ованим воивпям pвяaоaвpоиякaиинсти-тута, который обладает специфическими ролью и функциями в обществе, взаимодействует с другими социальными институ-
гхог ^денэ1!?1 'д оЫ
тами,пкаеыатспвччиняо птетаятвлеччт втлооого поколения. Для другой группы в центре внимания находится личность, нидивид. котояый цысо'раиоаеь жиилeнoo-« цпэoццббpии,про-цaоoопяаьпpофeoвиoняявнoгв ояоновлииия, «^.вояяцпо^^ояет oбои«вoкоeльнoIeпoоиcTпоcмы , веализуя и]нтeллвюзyaлв«ый o«.ц-св«]з;иa.и. Тсоим вO^^о«м,-^cc;е^(^«^г^^ияc(^^ИФВ[oeI^^oI)о^1^eo-вания отображают всё многообразие социальных проблем обра-авиoнслькoм peaлипотби: квоорья, о caвюoя«и«дo, pыцщyпaeт «пpoeнниeй>]caмoгьфВие;«оивa.
Cидлoй«тыоцны,иccлeдyицыeцaмиияпцeптыIp ынок вОоцаoвpяояьныюycлyeяи«oбpaиoвaтeльныи повиобноцви», иояяюооpивиoявшия]:иcц оофофосоианальном словаре катего-ииями.адpвтийцоoooнбииишиpoцимциaпoцвипкимoпeния виизвю влиясно воо плинв]ыниecнвнcфepы00овeoвoнян.
CoциoлютоlчнвкиeпяcАeдoиaнияoбpaзовиюи я каы|иыв кaжПpaзцвaтoоьныxycлyг
Иccкeдoввeил«цынмялбpсзoвaтeяьoo«x и°pyo»pяц-нтo°оpонeны тpaoиицcoeдoоaтeлeй, ияепгпфацирпмм;их себя со сферой социологии образования. В них рассматри-сою тся негивияльюн я внос1;ифипч гвытемы образования [9], ^CI^а^б^^l[^И^^^^]^-^ж^н^^т цaaбpaиoвoтeльны« yсяyги, аспекты иоpoжpцния>I и о«обтннocтифтнкpиoнинФaoиияpынка [10]. Bвaимыcыязц«<оынкооOякзсс ательцыхуалисе в ^^з^ы-1 мирын-
г «аеТНООТИ В0ЫH00ЦTpyдaIИ0BН«Ц0Я0HИЯpTЗHЛЫИя блпЫaлвннгт«pыякaoбpaиoвобeлсцыоJЛcяIpпo:вклжчeние рос-ццИбкии -<pыиooвoбpaзoвaтeлькоJxyцля«]>вмииявы« «ынки тбpaзoяaнияииляяцпиeконкурентной борьбы в данной сфе-бт [lИ]lмлжяяoляютcцпoepмeтoмицв«яeсвиoвивоoвoтeлeй. УчИBЫ00ЯЦ0BфBMВHЫЯЫ ДЧМО^аф ическую ситуацию в России, поедакылияоотвовын уткникоя шкop oжo-^ ашa°тcя,aктуаль-юыми«оaнoвябcя иceлeдоцoния мокодёжнл-о ]оосн1со^ орлда ип0фтpияcпp0caц0 яброоовательные услуги [12].
Начикня еl90Л-н гe.вpoоoиИcкoйдeйцоoии«льности кфблюдвлиcьпpoиacoымaтeяфи«clи ииoи«овмы выoшeгoпро-иесс ионеc,IьпoгooBоae ols^^-^иП[^«^«ыоoо^В^ч^ли бopопoиювoбoном-чoгбь,ц0pa.IoвыaaлиcькяммeяРOвкиe образовательные учреж-,тeлюя,ииoикьpтиция цоaбибяoкepцoб вооцаc^в^c^anc^в^(^с^^^ЖIl«a вооцаековона сегодняшний день. Новые условия потребовали юoвыxечccпЯoыизялcнияоЗpa«звaгтлцнoй «эполиносби, когда ццнбвнoйинтepeц нccиофoвaoeлeйcocpeдoоooeи наизигчонии жe^в^с^«^;зЕaвеи ато°epнoc бcпвзяимoдействия системы образова-^ият eёиeвльнавм° цpобpтбноцлямп>]:Bбaкиxиccлeдoваниях кзлчнюцои e^ц^Е^я^^^ип{ишло^,]^юФиооцй, лис^овв, то есть потенциальные абитуриенты и их родители, которые находятся на пороге «входа» на «рынок образовательных услуг».
Так как сфера образования предусматривает взаимодействие всех её участников, регламентированное законодательством и предполагающее предоставление определённых образовательных услуг, финансируемое либо государством, либо родителями учащегося, то применение концепта рынка в отношении системы образования является обоснованным.
ГМ
т-Н
О
гм
.о
Ю
го
о
ц-Т
Трпкак сферт аОкптевтякппоеиувмноривает взаимодействие всех её участников, регламентированное законода-п^и,]>сз,диом «I пяeв;пoлртoн>щсз IIpзoцвмaвлeни«oцoбДTлонных аaooяццaтeляныиявлyг,филaнeмpyсмоцпибo цв«яоцрс«оом, нио« яoз;итeляo[иyчoщeгoeя,тллыимeнeни«иoпцeптppынка ь oтнoзIIбнсиго cиcтeмоI0TpaзоцоыиикФЛяeтcо:oбФTР0вaнным.
Применение концепта рынка в исследованиях социо-цв«oи иб]эазо]^ания олсн^ зио ссьой изучении такнн испоктов вoцнзмeлиoйoВpазьвaвcкoнoй оooиФНoсвиЕкак качество предо-«тнeлягаийoТниoывРбелoпaИиопк гц,ycцaнoаи«писcoцтвe тству-юинцйцeпяяфopмиaоoaниecпцoca,вocпиoизв«дcоцв статусны х «овицийвиoдтпoнлчeцияoбцaзoаoпия,oн ализ ситуации «вхоемавыв оиа»ижн тг^п нИИOиc ьспеявы.
Моводилвсия и мвыодики неучепоядвяныхатпектов весьма многообразна и включает все основные социологические
К MбpKВTИHOЫBЛI« СПЯЯЗ«В]1 изyицния «« I^JГ-C<ЯCВ,Е. фОКЯН «оуППЫ,
слцЯинные питгвыью, экспертное мнение и прочие. Логика кловбдывик иccл60oьaниo pвляoтцл a0ноecoциолoгической, яреппоpц«вющсИ ецблюрeти« пие«полнение всех требований КИФЯЛИыК CЧeИOИOВЦЯЦCЖOMИ И3CЦea0ЦaHИM.Cpe0ИффЧHЫM авaoонитcяoбъонтиeyяcoия,кциooоIЙ по ^б^г^|^к^^^н^]мдень нтляется характерным для исследований в области социоло-сииимрызкванив.
Kв]гцeно<гpынкaвaоaнoцaoeлыЕВгы услуг» можно условно cбoапaпигьoпоaoльцымкoн°спициoкoтopыивлoиe социологических исследований разворачивается в систему более част-oын пыны;eптоц:Koода кокцспзоы^олее в тревуег яылтиовсяай конкретизации, возникает проблема «двойного кодирования», ццeстьпoицеooeсиJегoя«aянeникcрыцoвo] Тя^приизучении «pвIнкивбяoзoвoтeльныx услуг» роль самостоятельных кон-ПeпкллянлoИaeтaютцoня°иp кoнкypцлo;ип:xapниоepнстцми «oяoааeнapынoкoбыococчоеpoных услуг и качество предостав-пяeмc)выo«яoтoвoнпн-yьoвлeтвooсниц ooтpeанoстцйнa рынке тбpaзoвовeпзнынyслyгиeoциoлыJoeкocииcизвкдотвo в рамках цистнayтa oЯoеoзoциия. Динною мoнц«ирыпpиoбpeтaицoя«pа-ционализацию в рамках теоретических моделей конкретных кeццсбoвaнийЕHoнaшвзгляи[кoнцeптJ<pыпкa oбoaeoвaтeль-иып ycлyг»oтцBoaжрeа,«cxвaбываeтиивoыпившнж««яспность ^(^-со;^^ц^^^^, зea ппструя[тноальный характер.
Haпьцм«цвпooaнипшзикоццпнырцaмн °ccp«яoвoлФ:Цне яpсдетaап[лocьвoзмoжpым идотпедияъ лоцикyoпepao;иoнФHигa-ции частных концептов и выявить, каким образом разворачи-тцпбгс] оцcтoмo их оаераноом. Хоть, излoльзyo оредложенную о лaшсмитеиeцaooиииcыeмв еиализа концепта, было установ-иeн]тчтииoнцeптoыpмaoбpaзooaипльлoIxycpиopи«вбoe т, так кок отцoо1оacт нoвь[eoepвпeктивы оакс-тио изучения современной российской образовательной реальности. Его применение повлекло за собой проведение целого ряда эмпирических
Образование современного специалиста должно обеспечивать не столько его профессиональные умения и навыки, сколько способность к адаптации, росту конкурентоспособности индивида.
ГМ
т-Н
О
гм
.о
Ю
го
о
1-П
О!
осслезкрапыЯ, кпвччтиалюЩихяисвемчтбвтзноания в качестве рынка образовательных услуг. Тем не менее, его использование н новде coциoлoвияцциoз ниoкттниeвнc°н«ooвoнияx лоявело ц мoфкeтизaциизЖвpы ябивеовання, ко ястьк снривносснию
Н0IH0ЧПЫXПpИHЦЦП0BИПpHKTHЛЫ СфцрЫ,СВОбоДНЫецТВоз-°сйсовия pынкa;ЧЦвдcлoят cцлиaнoкo-цнoн ямическуюииотему более ориентированной на изучение потребностей клиентов»
1;в;П1 ец иок].
Длядополнитевоной кoнкpeaизaции и понимания тен-«eпeпл,пвиеняcыоpющия нaквтeзмeнaeoЯoaизвaния, так и я аоуцпям нcыиeoпо«онлнoбъeиаяoицслирявaлия еянио-иовии oЦцoзooаpиЯ]Haми тынпроу«иИлцярос экспертного мнeнип,вивтифoмпpипялиyчоcтити«cл«яooaтeливцбпa сти СИцПОЛОоИИ 0Сяа30ВаНИЯ: уЧИТЯЛИШКОЛ ЦП00ЛB0OBOOMЛИOЯ«Oв, а также родители учащихся. Дальнейшие анализ и интерпрета-сщя иклyчкпхыв з»cвяrяз>«отoв иооп^олили oo-aeлить слоoыющсe.
Bo-псpвыл,cуть и содержание общественных изме-^eI^I^^^,^p^^зoы^J^ши я МоссиивЮво-с ц«.:полялили своё втяижоние, иаи о иомвнетип иенности самого образования, сакивяслше oпиеaяин вaъeкoo и«цлeдьoиния цоцивлц-анн обцоеокония.
Во-вторых, социальная ценность образования кл-лиoжнeмyоыcoкa[нoизмeнилeяeиxooaцббp.0цаaзoвoние сТОНвоЛТСЛИНСо30.» нтвмсиIЯДoчтллыния различных целей. Плаyпбнлcoбpoзoвьниилo оия«оел°нноНцноо;иалочости ассоциировалось с дальнейшей профессиональной самореализацией o -^мках oцyщecoвлcния топ «пли мной тну«овой ыаяоовс>на-сти. Как справедливо заметила одна из наших респонденток, IмeФчacяyчyoeтeйтап[кoгoycикоцlВ0O-т ог. пмлцшннству яхрорпосней спеональность не была важна, им нужно было полкллиь какоа-нпбутьаОоозццониен цyoa1ПиЦнoьнcтpoитяcя, ябoбынaчхбьзaяaЫaтывaть»,п оэтому вопросы профессио-пaалнеcoоммвoвoопннeиин цвоесооютбыть алoьepcтвyющими тoбpФ3овaнии. Рыночной ц«oимooeкcывыcлыcтpoиaooбeя на цтиове ионяоип oм«вяцнocти, престижаи ыостяс6яосцности образовательных услуг.
B-тpeтьия; нзмeиeниeяaяaoи«мoЯяaзoвaниo сбуслов-ненoизоeнсниямивcoмямoбщeеов«. я^орл^^^моэ нагого исгн0Рцeнт0[ яяа«твоваяшоео о наш ем экспертном опросе, «свыримоци ют вTцa«oвaниeиoлжнoнбyчить уеТинислечсму-то, я^вказ атьем^сган нoyчитьcяcбмoми».щОaФеoвaнoocoвpcмен-ного специалиста должно обеспечивать не столько его профес-тцoплавныа знм^няя и нaвя]пo, зкя^лвтсо «лo«oбняcтo гс ^п^^г^та-Иии, oвcayионкнoepцoeпoпвбяиcти индивида.
Иянвлoзyooииeглoбaлцлoeoиoнцолоa но1Н«св яредпо-кaгaeтциxоцомичeскooоcyчcниe оТЕэазосотельной реальности. С одной стороны, это исследование образования как «продавца» образовательных услуг, как системы, которая играет
оолезепёпнуя кппот оЯщеттехякмееотоВстноаные функции, в частности, функцию социального воспроизводства. С дру-гни егтсер<и:^:с1 „ сто изиpcниeо<нoкyIсa,тeлeй»:тo«oцциннивидов, цoт»pыepeaищ«июбввoи«оTнaeoвoaeлoкыипбтpсблoeбцc с ходе
0бpИ«В03CCЦ0П OJ^OП]^(JиCC^^.
Потребность является «востребованным» отношением, которое формируется под воздействием различных социальных факторов и общественных институтов.
ГМ
т-Н
0 гм
.о
а
ю
го
о
LO
01
Реалиоацвж образоаателыгыв потлебностеп в оЫразозательооао п|зоцессе1
Рг^сьмозз^т^иы]^отр^(5з^1^с^1^№1^]арьЕ^^с^^ изначалзноближе к психологической науке, но на сегодняшний день концепт «потрпбности» исьоовзытаася йснсгими нз.пы^саса[ия]мо[\ навоми знсфтлософия^оциология, культурология и прочие.
ВрамкахпсихологическсЗ хаз^^из^с^о^з^ебз^а^хзс австма-тталг^г^1^^т:]сьт1взых1оо^с^кат^г^(^^1э^о1^а1и^с^]ас 04, нЛВр.В псилоао-^]и^т[роо^^е^^^^тьии]эеделяется как внутреннее состояние психо-оогппесксго иаий0нициoнaлтooгиoщyщкнпяаoрocвcточности чегоиш^Потр^ностипофззниму проявляются в зависимости отгитуеиионпыхфоист°с)в.
ПдедМеТЛТСойИОЛОГИойСКОГОИССЛелОВиЛИЯЯВЛиЮТ ся потребности, обусловленные общественной природой человека, тзтоаывнтоыньюг соцзальнымипоьркбностями (social needs). Cьглллньcoциoыoиичeткзжоoпб»Oллeoью,пстpсOн ость это «oбъcктивooocтpeмлeoфcкеoтpeбттнию идеоз-зибо матери-с^^нмк илмдpйoивыx влогдляпоодсржзниз жизиедостслт-coсоиopсaниpмa,раассeхeоасйоочнocpз(coциaаваoИepyииы, лЛирсгвь вмельв.Формойревлизацик дотребноави является Tnixpec»[PO,o. ^о^'^].В одкомид гтмз:oлoпocвoрмпиccледо-eaниOпoтpoбнocтьpacкматривается как важное связующее злиномеисуутбщестгом,ооциздьыоо окодоииликоооныосеё сх^ргвнимморомРсм.:!0,-.. 17]. В свою очередь, потреб-лoмььгрб«мзoвpнии-отгpaонoвoднoтoocоцpoйoптй, духовной поотыСзосторколорая фoйми--yeбcд аор воздезсттылт раолич-лз-xпocвoeйпpиpoдecоциaльных факторов [см.: 14, с. 30].
OаeoсoиaтepснывпDтpeбыюсви гкыюкодыао соа виды лт^т^!^с^^]^0ст(^1110]ыл^с оростс гоиеюoиаы аааждый ксовень зерархди иoткcолocста, со ^^ляlыo^]^|] c^c^(^маоар»^^c^ющей потcсбмзcаьючeлсвгкаизощecтвa. р1 в этом смысле относятся ниРЗ«овувысших, тoиcнсocаып алтзолноссо0 ббщecввaкаo ^олоа^^]зой системы» [14, с. 32]. Становление общества зна-ния,yмeпoиaaaрооcтолeвыз пввюцигмокзoaлиcвс»влияние на поалфолиeoбaaзтooтepснoйcoтйeбнocтивcocтймoиаыxycл о-оиах. l<Дляйсcтинпycтрииpьнoгб общества образовательная сoиpпбнсcтзгтсcpeдтoooиoпмвидизлизоциилиoрocта, фак-oopcоaнoвpтpыяcccвoCтды.Bтнфолмao;аoннo м обществе это условие саморазвития и самореализации человека» [14, с. 32].
Самоидентификация студента с профессиональным сообществом и его включённость раскрывают степень соответствия выбранной образовательной и профессиональной траектории учащегося его интересам и предпочтениям, демонстрируют его желание и личную заинтересованность в удовлетворении своих образовательных потребностей.
ГМ
т-Н
0 ГМ
.о
ю
го
о
1-П
01
ПоореТнсетт ятппетси яооетреХовтннвют сткншанием [см.: 14, с. 19], которое формируется под воздействием различных соци-гльнв1 в фoиoopoвиoбиаеeтоeк ны xин«aи»яяoх.
Bpaeомoopивaeмoяиceлeдooaлиихыдeлясцcишecтo раз-НOOЦ0HOCTeЙoбpa0OBOOCHOИЫXПOВыe0HOCTeИ,aИMeHKO цояреб-иоцти ыoтcpихнвнoгopocтa,coaтyензгoпpoввижepия,пяяЫcc-сионального совершенствования, морального самоутверждения, гониялинк ]г accoЕI тацвии дуиовной caмoяoaлииaцни ]см .. оц, я.^в-.П^ес^нг^л^с^» яoтяoTяocтeйнeoбяoдимо учитывать ряд «лe^^аacвpв^^ ^^^о[о]яя 04, з^З], во^]^^^ви ецциальная oОвcаoвpоняоcтю 1истемпость, oкoаoяяИoт«бяФжacтeя ном-илякссоц«яжотсльнвЕХ. плпщстсуольпо1хи результативных «Л]^^KOаие^ИИ[ ЦОИИ0yбЮ0KHHOCTЬ,ЛOЛИMyHKЦНOKaЛЫIOCTЬ, илиивцдyoни«aцин, анвиныосяЬ[ воо(5ос^^е^г^1ооносно^с^с5-^^оеа-лизации, преемственность.
во ркмульичте твояетипяскня иacсяжa«нин н^исходит ионкретигацияксыц епта образовательных потребностей - «это cблилвиленнзecaпиaнoцымоикпльвнвнымндeтepжин антами oкaпвнн-дeи1оа:oнocтноc оттооозние субъекта к сфере знания, квллющeccяcyщнocвнoйxаaaнрeкиcтинoйeгopocoицщя[caмo-алo°фcлeнияиcaмooeaщи»Фции» [П0,«[00].
Измерение отношения к учёбе позволяет проанализиро-CaTВДПX1KНИо' обяaЗO003CHЬИ0-XПO»яeбн0°TeЙИCT0ПeЦ0 иаин-ц«яeяяоoниоcтиyчлщc«ocявщxиeлих« ации. Представления cтлв;бнбcы оc^oи^ICoT^;з[^^^[^^^^я[cн^^зл^oоo0я^жшт ценности и нормы учащейся молодёжи, а также социальную и куль-oyoтпю ценнотто o0pа«ooкиц« с oбщeeaвe. Иаучсне-е пяaнов но продолжение образования и анализ реализации индивидуаль-ныxoжидoцийвыявлyюayяoocкоpлцoлeтвтяИниямтиипдиви-TyaлoлязxoбявcoвФaeнвяыx потребностей. Самоидентификация тбпдeнeaслpoMгсcиoнaлыJымcooбщecтвoм пccввилючённocть яоскаывоютстипены из очеегсовия выбранной образователь-пойнылофессаонаниной оявснтолии »нощаво»я есо интере-тамгс иpeдпoнpoниям]0;«мoпетяиoяют eёижалaниeнoичную иаинтeoecoвиннocтo г яaoвлетвoяглииcвoиxoбяoзoвoтeлвпых потребностей. Уровень оправданности ожиданий, в свою оче-KepoГoыcоцпкco oянooнитeлопымкopтooпянымипгтяyв[oнтом.
Pф»янTнвoннaявпяoянoлцяияoвoннoм пс«п«яooaнии чиcтeмooпeoфиоoв,нaнaшoлeляд,ндовлетворяет всем общеме-тoиыл«гицecцимoa«aoвaниям,пяcцюпвляeмыo[иoп«яaииoяoль-яымoгф«дeлeниям.MaннaиcиopecJaоптpoиooo «ooтвeoeтвyеб концептам, выделенным в целях и задачах рассмотренных тсспгс^ванмш. то снть yoоaлoбзooяeт I,[»eЦoo^ии:ю кеп«вант-нoeaи:TяcГoоaнн°вхпнынoвтитлк же удовлетворено, так как
ямежоп HCcHJIЬTaтaми псяиольких ксcлeдooaгcщьcкиx пгюектов. Иптфак^чио было проведено несколько исследований с использованием данной системы оперантов, свидетельствует об их соответствии требованию
Концепт потребности органично сочетается с концептом рынка образовательных услуг, так как в его рамках происходит удовлетворение образовательных потребностей.
Назревание необходимости ориентации на индивида находит своё отображение в языке и профессиональном словаре социологии образования, что фиксируется привнесением психологических концептов в собственно категориальный аппарат данной дисциплины.
асторчиреттяипозтояяеевехпртивводитьнонную методику в изучении реализации образовательных потребностей в ходе пбpaзooocепoпocвпцно;cеeo]Coтпепo оетописацицпзлчатмых цeo°мeплыxпр«oсвфяляeтcянaмопoлpт oдскхoтлoй целям пзaдянкмиcoлeдоeoпия,нтoглвоыит oоyц;ooп«тoopeнщнтpе-»ования oвчнoоти.TиeTвoяиит:кoыпкктнocтибaкжсyдoвлeoоo-рено, так как наличие нескольких исследовательских проектов ЦВ«»OПИee КОСВениоесиЩТЬ И.6 иг-OГ[H<ИCaJГ припснения ДаНПОЙ снсоемыоперантоо.
KoнигиоpcaливaцииoбpaзooaтeлыJoЦпooлзBнoсби ока-caнтавecьмacнлнимымв нaогцпoыpиcкypceипpoитикeпpo -тoв;нoлнcинвcкцxиcептлoвyпцИo с«ере социологии обрлемвания. Игoпoвтoтпющe««илpцмeцcпнeн«o[пиpияocких ИС«цСИ00»НИЯЛ соотноеивея COBCЛИИXЮЩeЙ HC0бнCм;ИM0C0ЬЮ ориентации на личность, индивида в современной социоло-сти чбpacooaцаo.C>oлгe яосо, ионцскт потп-еВшости орсаигично сoцоооcоeя склихeптом рынка образовательных услуг, так клкчягв cимпяxпooцeи»фитyнoвлсoявpcпoс яТяпсователь-яых посцсвнястей.
1^^^с^^чюв^ МПоцИЧеСКИЯ 1СС ЛецвОЛНИЯХ можно ииот-цли»оcяeocлeдимщимпpoтивоpcJшсм: яoбoтынплзаIвяюм,что нт удалось измерить потребности, мотивы и установки лич-клcвы.хoeдeйетвитeлoкocтиoкoвывя«т-«ыцбooнипpoяняли -cиpoвилиголвкoАлитopoI] oкoзoси1ющие на них воздействие.
Плмимoлиcco иoличe°твeнпыяатpятeгийи«cледования требуется применение и качественных методов измерения, oяитн коп. напцшмер, глуОцппое интeJ([CJ>ю[ Сиоуопыя вглимо-действия «лицом к лицу» позволяет не только фиксировать pцeaocтaвлyeмыcpecцoндeнтoмpaнныe,;нтинaMлюoaть его ТеякниИ]Поузы оежнусловами, принимаемые положения ипкзыисJIл,иapиыoCoaаoмпoлyа ярветнсе пeтялвнню нoлoцну ясслвлномо>йреальнысзи .HacяoE!ание необходимости ориента-^ч^инвы н«иoидaпонoдцтcвoёoт»биoж°ниа аоиыкси профес-«JOHXЯBHOaCHOOO0CCOЦИOЛO«ИИ цО^)^^С^ЫВ^]^5^,1Ч,^^1ВиНС^^нется црИонесеНИ«М П3ИцОЛОецЧС«иИЯ К0НК;«ПТ00 В CO0CTBeHРO яоте-гориальный аппарат данной дисциплины.
Ыпклюнение
ГМ
т-Н
о
гм
.о
Ю
го
о
ц-Т
Влоциологическом исследовании неизбежно поднимается Тeлыйвиcoяжхocxвопpвeво[oдинизocнoниoIX-пepeопреде-pцeма:имыeoипaлoнyюфеaнoнoeт-:Oизyчaяeё [eм::Пб,«[214]? Жeтнocpeниocаиввцм,чыoыoякpeтное знание, получаемое по-cpсoтeоoыииooанн» cнниoиoлoйpeнльнocти,:[C[oж«тбыбo гене-Cяли»ицoоянO;Mпoгoo0фяcиeплпчия:цo-<:яIeдcтвенных связей, которые мы можем установить между социальными явлениями, приводит или, если можно так выразиться, возвращает нас на
гхог ^денэ1!?1 'д оЫ
очеоерпрйтияткпознанио ииххвсменичтмпинлаеских исследований с целью выработки и уточнения социологических теорий. Виде де одлнко об«eпeчeниoкaoт стваидосоовеоноспиданных yoи»eнcoаoнoйoтвeтcтвяннocти o«eecлзвaяспeйгнooбщяcнoние oпн«ывaeмoсo соцпамьного яoыeнихипяоcнoзиpoвaнкeeгopаз-ьитии гоинЕг яyеCяcooтo;«иoнoгo, нлкeцoньнaooвнимaния.
Изучение механизмов возникновения «новых концеп-нов», с^И кк]0« В3тлл«, лоеооляся 0KTяaЛИВИp0BaTД яЩС отит вооц-яыИоопрос: oяoм°нясоcявпянимapииpeальности с их при-онсeснлeдвпpяфcccиoнaлыJыИзлoввooдиcциплинв-?B нашей Лa0oаeмыпoпpoГовaлипчocлояитpвзaиaoтoя«оoбщccтoeцныx иeюeнeници тeндeнциИpaзвиoиц общ««бвотязыком описания ^(^^^^^oаи^cл^^^ooaи^япeпи» посизму oocниинooскoяи опе-лациоуализопин I<CJ00BIл концептове. aaк,:ЕCoнIыeм «^шка образовательных услуг» повернул исследования социологии oOлoзoве.хкн я eиopoня мяpиеoиp«oooЦ нoпpaoлеpнocoИ[ рзо не менес, яoгнпкнpвeхие и развитие рыночных отношений актуа-кизиpвиолoпсoOxooимocтьфcшeнпянсовлонoмяoксбинговых яро^л^^м,с^о ипpоapeмнa тровпесоциальной системы и инди-оидовльныо аыооров о Tфц,coциoпзнaяcиcтeм»oщяoилaocтpyщ уоо»есностко еaмoooнpaн°нини ooспиoииooтгooтeсаипнeияP-гот, в частности воспроизводстве образовательного потенциала oepезкынeлсиcвcмыoбpaзьвoния,чтoпое»ощяoтcИcoypaняo ь c0acтдcнняюнc03>ииив0caяииcл03тн0cть, с одной стороны, но кнаивтдитнyeилиьaющeйcoдиффeлeнниaциии отратифика-ции общества, с другой стороны.
Пoдoбноe п«:ютиoopcьивo° тоетонлие сисгомы тpоТyao рассмотрения поведения отдельных индивидов, вовлечённых оpынoчцыаo»ношeаця оябиасон оТ^^сз^^с^тня ^^с^ц^^япьного тоспяопзвояства.оионестве примера были проанализированы ^с^мкгл^^^^!^^, иoтoьыа oиepнpyюткoицoптoмpeaлизaцни «об разооателоных хoopeбнoсoeй». Это одна из возможных иллюcвыaЦийтoвo,кoк нaocнoвe»няиизa иадиoидp-шьных тра-ювтopoйипpcднoчтeпиИоoимoжpoвыяыичoаcпиoенaзoловать яаe]cиaиe е>0ществениыц тcпяeнцнй.
Вопрос о том, что происходит со смыслом концепта, кoгяooнимколтиaяoбeяизoлпoеo кoнтeкстaвaoяcoй] так илoтaлеянopeшённыy.AидлизкаяцeитooпoкaзывяoTгH то не чожно^анмствлетсяликвн.елтио н«ыка повседневной жизни ТвЫЗМЛЬШ нзи^к ТЛИ не иеыко явпОЙНаЛЧНЬЙ pИCЦИПeЦHЫ ядругую. Eокoг<нopыи иоицспт» цoиyчaeтoыcopoOyяoвeиo операционализации с соблюдением всех выработанных обще-мeтoлoяoгичг°хия требоввнирЮ то ьи coaнeo испвпзспвабося о лpoютинcпpаoooepия cыпыoяигических исследований.
0инакьзaчa°тyмпooнeтcoпслaциaлaлнooнциoстаётся «впнcя«иoxлиннoйpoяни иcелeлoяятeкя», за рамками описания исследований. Учёные не всегда уделяют существенное внимание описанию процедуры разработки операциональных
Процесс выработки операциональных определений должен стать открытым не только в специализированных пособиях по методике и методологии социологического исследования для студентов и аспирантов, но и быть необходимым пунктом в практике описания социологических исследований.
oчлeрeлёпый.Kaртии aОклтишистввмттлeмноaний выглядит следующим образом: детальное и подробное описание актуаль-носли еоыги и^^оп^е^н^ние иозетоиняльньгоаппаяота^ассмо-аяеиос пронотсоиолцепяуалнеацинизфцтм oсияльaaты иссле-oooяиияcиxпocпeoyющeйинpeоюpевялиeй.Hя яош яеяияд, исяСхвяимым yелoоиeмoбecлтлеeиятоцияcтииoысoквcoкoчe-ства социологических исследований будет «открытие учёными уоо!Х карт». Я1фоо;«в« вофо-юоил oпcoялиoиoнoнд[я aIIpтлoлcиJИCI яолжен лоатв о ткин^'яоно ие яолоковсл«циализированных «м^е^1^5^Х По МОоОЫЛКеИМеТОДОЛОГИИСОЦНОЛОГИЧезкяГО иссле-лояянин иняcтoглeнтoвиacпияoнpo0lнoибыоьнeoбxoдцмым иуяктом oпoaктииcoпиcaнинсoииoyo«инстких исследований.
Освзнониетакойпопреоностц оТменя opыaoкопсpaци-олялтыпции coцняцoгилоcкиxoвнцeптoвмoжeтoкмзаоo «ла-гоприятное воздействие на формирование универсальности КJ]ИMCЛ0XИЯ т^ииологгитиясогвео МвТОДа В ОПИВаноИ С0ЦИаЛЬН0Й Яеяяъностн]Погвому по-прежнему актуальными остаются рас-сужченио П'Юпюии P.P»фоиIИ0]oбoм,чтoвoзмoжно гово-Влaooбyннвeлcaльпвeви мопопа, если только данный метод ^^^£^ич^и^^0^р)ЗФ0^з^г^у^ eЩeлyпли]кeнeиия[Я»п««о«» якс^Теут-ао^»(^^н^лк,о^)^]я^мс^^о^1^(^,В«еаот oи«спсдтвaяиoxIв нмшем глуч ае - сферы образования), а сам социологический метод книвзяcылeным-еao ooк0вC(Oяc0xющийдaлыIeИшцxpac»yж-денийидаекуссий.
Би^икоррафичесзошсиисоз;
ГМ
т-Н
0 ГМ
.о
а
Ю
го
о
LO
01
l.MaьтenS.Mт»apРorsanД СРд Hynаm-нсofknow]odge / MосогoSabiаa] Wemgart Peter. - L.: Routledge, 2000.
В]AlГCстhP. G.[RрcsИergL.]Rumbley L. E. Trends in global hDgKer eMoгaPiорЗ/ GlrbcOperopoctionoon hcpOoooducaCion. Vol. 22.Рeтрин1аитодслзгияиeопцcа,:аэдeoш:l;ия.Циc.тvHoвые шmpapoракcвтоййoлoгичecаойсодoви.-M.]Пcзcpeтl, Со78.
З.EnyаelooeaiaofsогІDІogp.2nd r—.-N.Y^Macmillan Rлyercмcд aJIceo, C000»
N Annuol Rcetew p^f Sлгio|аgy. 200С]Во1сктпонныйрвсурс] URL: http: //www.jstor.org/action/showPublication7journa lCH>de=amшгcтisьoc]
о.Жоакин Н. И. О кодовых переходах во внутренней речи // ЖинкoиH.И.ИзбpaинывтpигЫ]-M.: Л^срило- 1998.
O.Vo31,W. Рou].DiсCioиpяaoб statistics and methodology: AnслГcгhpiool ПййсЫСогЖи тос(л1 Vogt,
W. Noul;W.PoulVogt. 3 ^whcr^Cre-Ho CA, USA: SAGE Publications, 1993.
ZIOZ qdgeHstf 'g oN
7. Д.Л.,Нттштайн В. С., Куракин
Д. Ю. Реальность образования и исследовательские реальности. -М.:ГУВШЭ, ссаО.
Д]HпйдёнoьaЛ.]а.CовpтФeнныeoтндснпал о ртеосвоиотече-ьсвенной ccpдoлтгнйoOaocтecлия// Ь^ов^ч^отВет^а. ЬМИ. №0.
К yIмnpaoкa Н. В.. ^-кусА. Ю]Coo;иoноoрoecкип
лoкaлтноoаpыoаз oвpьeoоьоcлтoыд у/луг. щюблемымето-дологии и концептуализации в рамках оформления экс-пepтнoйпгзийии//Экгpcaвdзaиннсоaциopныxпpoцleooв пoOpо»аoaник:ПодxоoыeпcoВлeмвэкlпe ртизы в образовании. Ко.1. MaтephcлыШBcepcolкйrкoк долфоренции «Tpaдипиoнныlииннтсоцpoнныeпpoцoвoывoepмгoаaня и: экепoооз:зaкaк спькои развития образовательных прак-тик.иMoмealCИ-16oввыбсяl998 г.Tоо[0K(1999.
ВО. Гусанев Д.В.Региональный университет в условиях гло-0eликao;за:оooбeндoстиcoциопоcичecкoнорocлcд ования ЗЭвтпo''poлныйpвcyоo].URL:http://www.isras.ru/abstract_ bankРC20005929К.pdf.
Ы. Логунова О. С. Социально-профессиональная стратегия oyeри обракователоног пoвeдeннвмoooпlжи:мстoдoлoгия cсpиотогичсcкoto оoьыиca[!0л/крpонный ресурс]. URL: http: / /tinyucl .сыт ОоЬОДЗох.
ьо. Иоп;иoлooарccкoя энциклопедияв./хтомах.3 М., Мысль,
2ииз.
tЗ.TeКьeлпмaнH. D. Потребностивобраоаозсик ояудентов нгoьlyнoooоoтнныдoyзoв.Ддo. ;o канд.ссмиоо' наук: 22.00.06>-Ексбскинбург, 2004.
h0: Keng-Ming о-' TИcздr»ona\ ideыr|fIlо»|oиоП rhc(nn0Hviower // The American Journal of Sociology. 1956. Vol. 62.
П5. Дтюк Дж. Hcкoнcтpyко;иeвфиaoрeфoи/Д Сочинсвйя. -М^ЛносИ1040™