D СГТІІ ІД Іш/Аметитпта. DEL І ПІП IV Социологи и
Тема номера: Профессионал как субъект социального действия
Профессионал как социальный актор: случай или правило?
Яницкий Олег Николаевич - доктор фи лософских наук, профессор, заведующий сектором социально-экологических исследований Центра теоретических и историко-социологических исследований ИС РАН
E-mail: [email protected]
Z10Z ясІденаУ 'g qN
ВЕСТНИкЙїїїїїї?
>мститлта
.ОЦИОЛОГИИ
44
ГІрофессионал как соци альный актор: СЛуЧЭИ ИЛИ правило?
Аннотация
Е^ста"^ь^^с1^с^з^ии^к^й иктивистской социологии ана-»изиpyютаuкeoоeтиаecа»ииыитoдичecкии прин-циг^ыпрс^1^с^и4ен^учён(^го-и|:^оС^^ссисна/^с1В^(^1^и-тси^э^осоа^'^оек. Оиуерждаивкя, что в современных ус^оияя/лакио соединениеиоиеИессВиодимо, воомсньлеи ^И!Сс^ос^с^ы^сосяс.1^га окновосмикри-че^|^ихи сследований выявляются основные фазы йосяи^вь^я^^^1^гсн^океткии.
Ключевые СЛОВа: профессионал, активист, фазы трансформации, историческийопыт,Россия
Исхвдныйыуцкт гфкетсагаемогонижуанализа - акти-гиcтcкняпapодиoмaы оониoлooик[пpхдпчлaа аюисд^чио «со-цдапоныeзыкyкeypыcoцpомeнныxдзмoкpaиичоoи]oxималь-никвгльтypyыxoЫIцзё»кдoпycкают значительный простор для инновнциoнлoйaктиоиoотиордньив,кооopыcав зик]юоIopедь, интенииднв пpвoонaзчюo <нкнLгоcтукющoo зoкиaлоныи> итрук-чуры»[К,с.5К].ЫЬак а:к^;^I^Jг^I^^<тд время А. Турен, в соци-глихиювоpоyнaоьфигypыooeг:)вeкaднЦа твуюглего [и]»есЕС]. Poоcмдтpиктяoокaмcютнoшeния ос^:цю^.л^всн]^гк^,^р^1^чкс^ягоо^1^-однЦссщиального действия), вслед за Э. Гидденсом, П. Штомпка гоалнит,чло« pиoцoлдниeaкyвaeизaнииc» циaлоныкит руктур лooцидльну»xаигнтoвдвсъaишо аналнмио ескчйпфдаю.Вде й-ствительности они тесно связаны» [3, с. 215]. Как неодно-К1)идно кокиоыуман социологи, в °;нтском возртстепюзнание окружающего мира и его преобразования неразрывно связаны [см.: 4, с. 151] и лишь со школы знание профессиональное и навыки практического действия начинают разделяться.
«Мир-театр, люди - актёры»
В. Шекспир
«Зкатеие - сила» Ф.Бэкон
Проблематнізация
Представляется, что практически всякое действие профессионала (как учёного, так и лица свободной профессии) является формой социального активизма, если оно направлено на умножение общего блага, на развитие науки и культуры общества.
гм
т-Н
О
гм
.а
Ю
го
о
ц-Т
МсОВреМСННОЙОМЦИОЛОеИИНЛОЖеЛОС ь понимание социального активизма как массового социального действия в публичном пристрадоо»з;дейотнияскаторознипраоднно на пмннтинсск^социаыьрое, кyпьтypкли цкиикоепреосразо-т0ныз oeилeoтв0]Hoнeокжвчaнтинлитeмзимымк)accмoоpи-а^^счыь ноиятиодо воли нeпpgMсoeнoнaнп-нoгo,втoм чксле уличного активизма? Что является критерием социального дийснвия: лoртцпoк, масимово социацдпое действию игвк также о^нОсмст иоиаoнP7«сiтсooтюва,нcиaоoлeннoд на изменение окру-жоющсабмидны Aтакжoo»циaлойgзпа»eктиpoвaпцoи кон-отнцапpooынииPИнyдцвньoмcлyчои уcннoтиpacппooоpмнeпнoе OOTCУK0ГЦЗHH0И ПИCyyB0ЖHKЙ00]0ИУJIH0ИИП0HЯTИе «научно-общюсввенрмш изокoaцвонид»H Или 00тжзaктc0pcинВ[Я0гда идHцыу[ ,с;ня пoаоocцждoнпн ьыдви»дт0Йимгии0цесы немизтет обойтись без помощи сотен, а иногда и тысяч людей, весьма «акиким ни нивки?
П»ндотанляттся, что практически всякое действие про-фасскнкмлп(кокучёйого, тoкилипocooCоикойпpoфессии) рoпoeтcяфоeмoйcoциапьннзыaooивизма, если оно направлено лнммннжпник »Oщeиoблдоg»нapйзeитизнaкыиикyльодны пМщестом. Болеечого cивoвpгмeнaaкoийивооa, новощё рольшей степени сегодня, движение мысли, направленное на пнмeквииюсoнимиoнoйдeйcтвиизмьнoнзи, сeooциcцьп»зкпн-св.уирооннио нли,нaпмcoи0c вкз р^:ниние, также является формой нoциoлмно гоадз^зтом зма. с>ас00гпсцзоюнйполис, равно как и современный эко-полис, не являются продуктами мыс-читгоьннго пцoквнзa[ оoпpaылeннозо на измоноких сориана-ной действительности?
Ещё »анн apгyмeнтвпoлoтyCолee широыигопонима-син профзозионанмногоактивизма как активизма социаль-^с^ои.Дб^]^осв времо и фплoсoфюя,иcoци»лвопяoпиpaлиcьна OккoтомиюI<пyдфeххкoнклмнoц-обыденное» знание. На этом оринцине былaпoньцюeйaвcяфинoнофияeпупю Просвещения. Hпнgкoммыь-иoмoлyыыяcнцнкo0(кoo «<нныфенноеинсаме» или, в coвpeмoнннй тeaминoлoоки, кoкaлтноooнaиюo кмeeсвнoзeо-логически столь же весомый статус, как и знание научное, лаoфecоиcцaлoнoe[aм[:eC.
Hамoйвeгляд, коныльноеинанои иpeдзтoвынoocобой ки^аненвньшпро^оз формироатния и переформирования намтижыминавкопкрттном клнaJI0нрм цонтекстесцокмютз» PЗMOПOHИЯ[MeC0KaeH0Г0KeeиeяДOГЫаоpИBgeCCЯKaKHOЛHPиeH-ный социальный актор, участвующий в процессе выработки гцкниа о «всйсти» и» дло «мечтав к формировании кулькуры имесдк^вномчислс махпартеёр исследователей в процессе кaoчнoгкIIpoйзвoдствa.Эgo oвивчooр( кoc мгзтконнooeление лoлдопояноoнтскoм онании ннод-цап^тущественных для разработки научных доктрин и практических рекомендаций, то есть для социального планирования и конструирования.
Местное население является носителем знаний и ноу-хау, существенных для разработки научных доктрин и практических рекомендаций, то есть для социального планирования и конструирования. Методологически данное утверждение соответствует базовому принципу социологии социального знания: «следуй за актором».
Когда господствует принцип «коллективной безответственности» (У. Бек), местное население вынуждено само быть экспертом и адвокатом в деле сохранения среды жизнеобеспечения и её безопасности.
ГМ
т-Н
0 гм
.а
ю
го
о
ц-Т
01
Мееодмлоеачееминаоное мовержгееснооотеетесвует базовому принципу социологии социального знания: «следуй за акто-вом»[рм.: 0; 0» И].
П»этoынстaaxи е отмО очтпностьмис0ногонцстления ткI]ыоoк^гсв^o^aксс^^(1[^^^0:н лсмо^ш^ «^с^с^^с^^^1^(^1^^и^,кие» нлц КЬК фоиоментолны, I.MИ0ИHГ00ЩИЦЫC. ^ИИфеДСТаОЛКЮт собой важный источник познания социального мира, в котором п[мс жсвке«. 0 частност^иктиноноо итип нсситахсц и ooa0oчeнно-0TИ0ДЩCaта0HO0 0aM0ПП aт0т,TaKKaЛПOОBоляет понять мест-жвIющоaстоyннихcмыcлoвпooceoйeвцoйжинки. того,
лoнчлpкoн внанин -аЦC:«’УЬцийпo оажннстиaооyaгcoциaцoн»й жooгaнисвцoиoeщoстoд, огокодишы пзыeтpaoвитие локальных дн1^а^Ю^^ ДcиовкйиooлиоJI0нoйаaeивйoсти, сoaaaнeниллyкре-ШIHниямсcппoй ичl;оoa]трмoхти,гаy»[oнисыцииинтeкecoацeнтра и периферии, чем сейчас озабочена наша властвующая элита. HaтOxoохмвсто волог« жoвoнoкo иитывиделн втссикиц а^гкие aaeныьe, п^^^^^с^оиитическая публицистика для них была столь фaвaжнм, как и нooфусзнoпaльoaя acнooлБиocтБ.I<Усиление идПкнвИaaбoeoI, -пиcдлBннкддский в начале ХХ века, -^1^51ИРО]^с^^а кгсoнoмичинaцвoлaлoнoйжнзною, с^000и^л^1^^т1 пснoнoсoвaтъдyxaоны eoинынaoот;o ыа^0и^йи^с^,^£^^ вико г да рсудаётся их организовать в унитарной централистической пpгокщзнцpИ]Mиотнoшцeйт рисп»лн0ызсивыиывает пжнзни сyxooыыокнлы,лнкчeнcдoстaШJвceр виибуждению»' [9, с. 248].
Вболеииоком нцoнeлoкoнакooзнaнюo cгнндня - это самосохранительная реакция местного населения на универ-чаевую уоилиоартстикую (ыютнсВиослусипю) моcхoлс новaи-менного мира, созданную постмодернистской социологией. Kooдaгoeпудтсoигтпpинццп ]<кoллоиоювнoH Oвзнтвгвтoвeнно-сти»(У.БoюП,мaстпocнaселение вынуждено само быть экс-
йевтоМИ 0ДК0ИН00М 0ДeлeГ0XaaнeBBЦ TИeOЫЖИCИeoTт0BHЧT-
OЛЯPeuбeЗOПO«HOCTЛ. 1Ск ПНоЦы его голос был услышан, оно оынyжнeжoлиPooбъeoиннвoтявнаaжлoнуиюс инициативы нлв oбщccынeввытдввжeвцн свавврринввем пpoфcacмoнaлов во 1;т[]и[он]стс )OИ0ы вотyвaто во вoaимoдeйcтвихт yжeдсйотвyю-щими научными и общественными организациями, взращивая лаoфecовoцaлoвнo кокотayвыoаoнкютлтмтвooв гaaжooвcкого eКщecтвaоooбcтвeнкoйepтнт.Boзпикoтoфлгeгpатaаж00кc кого ^^<^:^^»св^1^и^.е «»...амеч^чтос сот«;менной социологии, и не aвоcйacкoй. интoанткпoнимaнцюсоннaл»н олдцва-pнив«птaoзчeлoaeрa»[0гeмвкнoцтоoaвЮЕ aoaтёвccaгнакa-ние его национальных и культурных корней растёт с каждым ннИoI. Растут пи дви-с нaиc[инaM)H«а[ccвмн. сто а^жкит ысввде-oeaивавceдноввoств»тпoнщрaиeeм ыслей и чувств маленьких, квдгйствонных асeпDoв нeсoчипeoиoco нaoиeтoа)Hoтакже лвoтoмн,чоoвyжкынeкoмоlонoaeoны <<00016;та», а глубокие аналитики, требуется «обострение ума», по образному выражению П. Я. Чаадаева.
Проблему «профессио-нал-социальный (политический) актор», скорее всего, следует рассматривать как диалектическую пару взаимно переходящих и взаимно стимулирующих форм социального действия. То есть, как систему с обратной связью, действующую в целях умножения общего блага.
Массочсоменорч0мсоирногсемн,вгом сисле - о профессионализме социологов, мы забываем об элементарных гфинципдн млpoмнтчoйcтвa•Л-имcцпо-o нианек0инд цнуки ипаaиDики-Пpюoeyннpенeичecкийплнмepиз жтсзнитотт же В]И] MeаHaДИKOГOЕl0Д-ЛeTЩeCO ДНЯДОЖДеНИЯКООО^вОМир Ю00«»1 ькнииоко ooмeyaтoвмapтe20И3]вДолoнeсoлькo оком, что Вернадский, будучи выдающимся учёным, был одновре-иииов ^млсним оласным т Мчфшапском нозцо ^м^вок-вй oTлacтиЕToeтoопoлиoичecкимaкт»ooм. И даже не в том, что онвJ[рaрpинoнн-хиoкпyю к»аyлaйиcaлpяп ноаоейсвнастно-отно ppинииианвoипoжнeиияeeоoгпoёо цoзжИoтвao Повиии, Ж000pыe Ы0ЖH0paCCM0TpИBaTЬЦ0K ПрЫОрОММНые для возрож-^(^о^иювс^.н^с^^с^ко цogaПcоooHооoииoooавмeнкoй.Дeлов том, ниы практинссоки вскт ооок. дьленюжизноонпиоптккоооироль учёного-инициатора (инноватора). Работая над проблемой фaникoк мaoнитнкл oйьжooии, а ктоем оном кроновым п-тоекоом , Мернадчкнй J^^нин шагом «выращивал» организацию, способ-лyюпpaктикeккиpeoлизавaсо eoапeyннyюмыcлe]Cначала рeмкнa0cПOтoмлaбopooopнЯ)Ьoтeм - научный совет и, нако-ипотииут.Но, пнооедо cвoйкoнкнюDиацeяeрoвe усиэтспы и онниноенансссан oоиJICяaдмйищcоacрo оово Он оси вал эту роль кому-нибудь другому, а сам начинал разра-«aроIкoтхpoвoe , иртнтичесоизнaчимoнпaнчнoи напрапленит.
Такнооликблсмп <(Иaофсccиоиил-социальный (поли-,«ичроки0)aктopт,oкoчeовсeгo,cнeayсopaоoмaтpи вать как диалектическую пару взаимно переходящих и взаимно стиму-ниеозиющин ВСывсос соцлельнооо дгйствия. <0o есть, лнкcи(COх]ay с обратной связью, действующую в целях умножения общего сцо^^.^цу^'^^С^^лв.чу» поиоснып освпон неловечосвойисто-CИHЕ»OЬOIOИCЛe0OCCИЙCИOЙ истории, степень погружения учё-освоо cбв;оaкaнoшийипоннсичecкийaксивисмOыиapaeлич -ooЛ.Этooгooюoчeaхaooчнмнoцт, что данная проблема должна йaaнмотpивoтoeркьпкaeтно-иосoнлооски,кoнтeкcтнмльно.
Истнрмчидки^пытРопсии
гм
т-Н
О
гм
.а
Ю
го
о
ц-Т
ПCюбЩ0Ma«Пд0фeCCИ0OOK -ССЩИаЛЬНОШ тлтовисо» яв-киносс ноттсю »ооьо oтщoлпaoбнcмы соотношения государ-гlмнигaaжoaнcкoгo отщества. Чем оюнеевосвисопоепедпос е чвм болотеоилалоныйпедияоксоодв«тски °ёоулируеткя нлa«оaимyщихл(нeвнжнo монаохнятто нилфедеосативное гоеудавсову), аемвыше,каи ^о^^в^но, ооцианонссйактиолим oбaмgoвaникгоу»IaсгсгЖхoврpшeнн о безразлично, участвует ли ^]^1^|^^:ои^(^иц^^у-о^^с^с^л^^1^[^сп вко;псxнeпocpeoотoоопo,или же лвлянсон ^^^]«озк^(^лон[ осщгоовкниосо мненин социально озабоченной части гражданского общества. В российской истории XIX века «хождение в народ» всегда имело две формы: про-
Проблема «профессионал - социальный активист» является частью более общей проблемы соотношения государства и гражданского общества. Чем менее развито последнее и чем более социальный порядок создаётся и регулируется власть имущими (неважно монархия это или федеративное государство), тем выше, как правило, социальный активизм образованного класса.
ГМ
т-Н
О
гм
.а
Ю
го
о
ц-Т
свееитмльсоой мсисоциемоноигслитическепреобразующей деятельности. В. И. Ленин называл А. И. Герцена «револю-гщоннбим aeкoмтонoм».Hoэтooгнтвциянocипа цмиждсвсего пяосогтительскюнхарартеу.Хотя, лакпоквзалниовеншие иeолоooeoнияpoccинокиxиcвкpоктO] т^удес^^ыис^]^^^^вмоло-”ыв ннoфoeмиoнaлoтнeooльиo оыколнцпирольку^^с^рас-пространяя герценовский «Колокол» в России, но и успевали дилаов кмрлнбте иoснoпoовпия и дагосе д»ннаве1вать ик ^зцльов-овснасобраннироссиПокин юмнepаooacкии научных обществ.
КакподчёркиоаерроссийскойисторипМ.иМРудни цкая, ИЯ в. Чернышоаккийцидел «олуб инныйомыслвкпссче нигврус-окoгoнapoдaвo0щeчcлoвeцоeкоeв;oижуппeвцoправлении к евро-цивилизацнл- “оОоопооеиие новспых правосценьной нинноуои”. угомонов выроб«.тнннoйсoпaднogвooпeпcкoимыeлью идеи свободы, противостоящей понятию “воля” и произволу, пвияceнит И хyмaнистижегким суХОВНоМ ЦёПНОСТЯМс которые ^^вооыт^^м^]^вс со “иинмом азиатских идей” и “приличны цивили-«oaккнкIм людяк”» [HH,c.209].ПoичИмвceoни-ытoaпадников рoскaвлцoфинавнooли0epнюыьoocоциал-демократов - подчёр-^]^!^£^о1^г^л, только ооладeвнoалинйымцpoсвсиыoнюсDMopапыI п^»^^ссо»^1^^.оодо^^^^(^яв^«с^]о»^а^^м[1ИсС^. ВИЗ].
Но Европа была для русских мыслителей не кладе-«eмк0pнзpoв,aepсдo0,вoзбyы:дaвнIeHиxинтeпocк русской птторио.ооныслкнию сч eквцщфокх. Более того, всё сде-ланноотомРнонкаооерскнс шкопы. журналиовсныя деятельность как просвещение и как выражение характера и мнений CJнpтд0c ue]кооoo колноилогнивт сопинению фaннпyзихиx и английских авторов на русский язык), мобилизовалось для поиои^^)-^ои5У^и.Гс^.^. Вяземский,А. И.Горнен, П.Я.Чаадаев, Н<Г.Чернышевекий-все они подчёркивали значение ответ-оmвооaрсmunaнeOoбщуc»пaтмcсoпgиoao^eoсъсш]oeo им^тгыжв^ва ов^1^^^к^н»^х<иуос^^с^^ешс^^]о^.Г[ричём, цитирует Рудницкая онении иcoopирвAсM.Coчcoсва(вoзаышeнисPooсии «свя-гыоогтся «аадаева!]« нос поeпгaввpтхнклaIмpгшaнмeн всё цовоомоющих игнвовтём -онкт будрт oпзникaтхвнoаo к вновь), а с пониманием её мировой роли и ответственности». Очень eooцeмeннoяooгнкa!И-cннoаopoпипичквcoивтpoмпро-Hocce;Pyднщнкaяпpиуoхитпpopoпгoкиccлoвa Ю.В.Роввнова: ктсеченисЧернышьаокосаотобщества, от «государственного гтотиоoJIЬcтoa»быпo ивoотoплсцлимoчocти.oт:opывaв:ыим роеспи примойпут одoпoммжeнилпн иЦycимe]«мвынапoм его <Чернышевского> в практику - мы не имели бы и теоре-HJaп[ceaиeo покнивокоят II 1,с. U]иe], остц С»ОИ Тнооы ПДОрЫНПВЛИе кoaoмкппooнoдтвсpждaииср бамым практическим образом на кpoтяжeклиетулo”илс
Воо каквидел сотуоннюо Росвилмсш дед, профессиональный военный врач-хирург Ф. Ф. Яницкий, участник русско-японской войны 1904-1905 гг., находясь в Манчжурии:
Z10Z яс1денэу 'g ¿N
ПСГТи lü ’ULwMiwumxi
liJEV. I П w Ll IV Социологи и
«По существу это движоние[радикадьнойинтеллигенции -
О. Я.] мне не симпатично, ибо желая сделать для России якобы лучше в одиом, оногубитРоссиювдругом.Мнящие себяпере-довымилюдьми-чтожесделали<они>хорошегодляРоссии? Оии-восдользовалусоввысшойстедоеизатруднстельуым я таюнеёыысл^гд! поя^<^;^и^е^:оед[]собсо^^оосси^с^с^1^иь в(сс^1^1 с ai —тали вырывать у правительства согласие и разрешение на всякие дофыоыиы!... О чем гноговориод — ОлСв; ло ос Родиое, о жояд-Е^с^]Я]о^^Т^с^1^]^<^]]ее[ЫРС^1б^^]сия,е^оС1^^, Тонга, или о корыстном власыолюбииичеатолюВии доСитьсвевоегопутёинлсилия до—^íc угла?Росспя иес^1^^]^£^<^^^^с^с^л^Н^]эг^нв,^ Рбдaошругя вo]иaииосулизенниязaнимуотcдтзм,чтoдзтвертует и коле-вуатбыднвюРоссию,оевлекаетеиюы стниманлв ли оЛщего оонье йдс вй вгс^ь^ост’^ у aтнегoе;сир,cо]yщaeтбмы ид?ма,и на полях брани..., а там - дома - готовится похищение власти ис едних ру—е сдсдоео ввaднсeлосoвв в друсис р.ки по0]; а—[дом ^BC^H^^T^c^o^íci^^O^í1, именуемого революцией, конституцией ит^с^-"*ис^иоы УЫДИ, д^ы^ои^!^^ Ыы0япepeДOBЫMHпШ оссии, -жадалдясир—ннсдoбpaPoдинe,иoни, как это делали и делают оепорьвевт еХНор ООнХИГОСунсрСТХУд в^иыо,11уыи^^^^в<^(^^(-cдуыоилиcьOывceкзс яаыосдус оуонснияо рагыааполеыывн и, або там решается теперь судьба России - и государственная, иаосыте чeгнся,е[глонoмючсскру, яaсовым,пoиaядидcыоим OУДИ]^H^бÍД^йM^^^,^^,^,^,^[^I^CДH^I^ Ы^ы^о^еми силами устроением .еа аа са^дома, ию двфрpмыннвоуыво[. и—менениснв организацией. Так говорит здравый разум! Не то сделали интеллигенты j^cKe^ они дoввнпиaд сыюнсно;;ор смрадое] епыолы бб досяу-жили по праву посмешищем в Европе и даже в Японии, в руку иoвлpoйoндвыл многдсыграли!»[цит. пo:C0]c. ?0-21].
Пpaвбылкдо:зр То. А. Вяземский, говоря, что необхо-аимртнeыьяливаoзютнлслюдeйчyвcтвo гражнанстосононти «оо АмнрадоНовы »на, СоЗ^С^о^И. «Что есть любовь к отечеству енашомбв1?уе Aвнввоcтьнacтoяывнупыaoжcдуы». пБог голод-иьIX. Бoгxoлоо;oыи,H Нищиовдонь e попо^^/Боиимений ябз;дxодныу Г ^Юно дн, одт он ннсскир Бaе]»[еу, з. «ло, у«у] -это тоже Вяземский. А. И. Герцен, оценив обличительную силyeтиxoтвopexяиэвсгу xибepaлa,нaпeчaвaлeсoвBдионой ойсекдИ »мпыоиaфиивЛолуннeосдeaьну]мaиввкoм. Интересно, мои ^нпписатьчоо-нибудьподобное современный российский воСерал?
Oткyр—OДHИЯПpOЗOpббBOeOC,дMeбOбBИДeTЬПeлOПeKTИCл и не терять частностей? Много тому источников и объяснений, ио олоо——со — cысз;o,кoодpои вдзритaxу и питало нви нинности. Ш^тдcндa^^,и]^^ии^I^ьйы лжбералы, и западники, и славя-лoфилыЛвглипpoфсссуoнxнaми г ыио:нocтямиoднoпшзменно. Лнчностями, со^^^н^^ки «нaилeчдxoeликбп» и прежде всего русских и европейских просветителей. Они их читали, изучали, общались с ними лично и по переписке, причём это была
Большинство из русских учёных и общественных мыслителей Х1Х-ХХ вв. были убеждены, что наука есть двигательная сила к достижению человеческого идеала - решению общественных вопросов.
ГМ
т-Н
о
гм
.а
Ю
го
О
и-Т
саеоасммсонаамсобаозном:остестаснеоноучаао, гуманитарная, политическая, журнально-газетная. Вследствие её культурного в пoнитинecкoгоpaзиаoОаaвлщ нлотносоп иннтенеиоцости фпнкциониаовапхнгоилюуп, дажееелионн Выпицеопи ро-ТОНыСвЫНуждеННО0 ТМ^1^В^1^^^1^,и^^^СЫЛ^Ка11, ТСЫННОЙО.ПаПНТи-несип :кси эоою зpoмыкпкcpe0ы0нкooнoйuuнmeлпeymяaнснтй не выпадали. Большинство из русских учёных и общественных oотрощpopeп ХГоУХХ а0; 0»>сли yOeжacяы,чта ныука сств ваисв-отс^ч^о^^^Е^ина^ Оаэаижониючснввэнсеиого идеала - решению общeсоaeнкыxн-шяoeoв.
«с70-г и,оoцoTоннocвЛ] о8Уи-о вы оыли ножовены вРоссииинтевнивным eвзаюолвм вС>Уоо^гтв^^^ ых организаций вoaюeo с^рик^в^е^о^^.оЗво ни^IIpщxацбтпк^a с^^^]^:[о^е^лю-Ииынну-асмoкяaтицсoюoeo пьдеИмавначаноюХвека.Нтдело было не только в этом взаимосвязанном росте социальной аквивнистп» инaрллигeнв;ии о. рядсовт>10 eaoжяaП] В0кты свд-гми-оецьноеяоевкпоиместных инициатив, децентрализация пре-Фacтлко]ИФcooлиннoIxиснбeaнскиyoaвaпизвцыJЙ]Hе менее бaпшыбыпиилaчecтвeнннIеcдoиви. Во-первых, деятельность «тиоopлхпизкнпйcоaлaбыooаooыйoдчбвзапнoфсcвлoнaнв-пм^^^с^м^Ит мaoиaнвдицoнxеоeдиненюee о^^^й^крйвJ^oто-°ся представляла собой «мост» между профессионалами от лоукии р^«^с^о и:н оТычлыо вааждан.Во-втоаых,мновиеиз oTиoeотвeнныxoaвoн иеa»;ийeoaщкoошв игать экономические ппPййоичоcкистpеOoввнюп .a^-тoo”влн ,ч>нисталпвливаться в общедемократическое движение. Тогда происходило то, что мыcсхxдня ив мвжом пкиноп ыссаснать в полкоП миас. обща-ственные организации, в которых соединились профессионалы иинy0ликa»,стoпиoпoа»йияl««:УPCoмcoцнaльныIв вполити-неския нпеoTaазoвмнлйвcтране.
Коиоока,н месоныеусло»их(иобщийголиально-ноли-oлнeрилйквптeкoттocдaTынп другими. Но есть некоторые оиaooмиыв ;^^^ркы)ьц(^1п^оо,»ц юстoIшлoслoooпнoцecca, кото-ныгпхисущи твпашнкcовyпeoлвдpтлкпaaпoныxчeфoрм. цкова п;т1Г^]^-],с^И( о;иооо0 все аI. И.Beпнaдcкoхo,выoaющeгoся профессионала-естественника, как выяснилось (уже много лoсжeeгoeмeau'и,aоeоoxнгнником, тнyOликoвaннчгDooлько а0Я00-п ов.J[Meycaoшимнoплeaуьиoтoaцюcooыeмeннвй ему фoceииeCCCP«cниьy».изнyuaп>пoвo споминаниям и докумен-гаи eвoooоaeмeннюпoo.
Ещёвдалёаом C89мo.oнпиоaлo«ЕBсeмноoзaканo-мерностях живой природы: «Общество тем сильнее, чем оно Hoкин cocпoтoльнo■.. Квода чек1)0 °нд »тео-о]»^^кео^с^х о-Сщеетв л д отихобщеуооан> е»с^,^^р-^бмх[ в одних широко дана воз-к^я^не^сп^кс^^^^.опионмго^ии^1^1^^м]з»^(^^асс>^]^;^,то]]^^с^К^тна^к^в и сла-^£^к^Т)ос^в^З]\^^(^^ис(И(т^]^^^с^:о ктoяаявocФ0жнoсть доведена до ш1п1шиш’а - то первые общества гораздо сильнее и счастливее вторых обществ. Если же в первых <обществах>, сверх того,
гхог яс^денэ1!?1 'д оЫ
нео0ходимо1наоллективоыопествпки долаюаея на основании правильно составленного мнения лучших людей, а во вторых <вбщбoтoax>ноocнoаo.нил моенцо случаИнагонароцтера пмтдсй епупицных поьеилaпcавыяoTщeитв есуТ Волге уве-илоивается. ^ос^с^ом вдувае неоиСэтжным о]^т^^^<;^ю дон ото^ых аВщесьв соаоцсоянакарт0 вопрослхгцщестаованлЯ(И жкзнь в них становится труднее и безобразнее. Между тем, совер-пиено,г:сврр^лие псфных обсцсеоо ^азмo5^нсc линоь и;0]- о0нвате пмивсехлыпей, жнонщихвословипл псоОходимости внешних oнoшсншИ]и oыгшoжпoиишьпpйнeoбн»димвмx(oвoжнении носи пророн 6удничнойжь[знЫ]Мсоэоусснсэтогопро9иноиосоь ооатлпкоообщип втoyoгoтипо 40403000X 404ьше, а, следова-оеоанв, соиивкя щизнилaoдяю;иx оохв^т;оа^^с^^ннсве еаж-рым гуном 0«» акенес боигопреноны. 0Dо(знoчeлoогвeeятo тсё более усложняется, сношения между людскими общинами уве-личиааытся, хaллeкoиьжыc поступлю д°нвих о°щии соанвоятся вceннaoивьуeeKт потому ошибочность в поступках общин Фтapoлкоилoyoeпнчйввстся инснормяньноетв пн нетройства ртaнoвитcяяcкec я ееровенге.
^т^1^ор слнчaияoпяeg,снкeoOxoацмoстьнaй”ииcяадиз <соного> нoпopмaнвнoвoпoлoжeилн.Mыcлoщытpи слуоая. оси такая община или такое государство достаточно физи-^^(^кP(^^.л^нви^^ж(^^^^й0^^:втoдалписа(^с^J^^|^^uцO]MO есть пс^-^тс^^навюноиоа^вбс^^(^»-ив^в^,^с^^о^]ип рогресса; или же оно лемлжеопо^датьорочихгасударствидолжномедл енно или быстро разрушаться; или в нём достаточно людей с сильной мoкгу то «ыен]т)HJ гoгнaкиeм( о тот« люди носов пзмeнутс оинчф-мальные условия жизни.
Сущустаооаниеоакця п]пяeИнвoбxoнимoвoвеax слу-нaян■Инкoлuпecт»oикoчество решают судьбу государства. Ысжодтсо,вас ^с^ло ия юизпп о савих вбщесовах с^ы^^с^^'г-aввyм0(вooбщeooвoнa. ихоОрооованию - а потому те, которые лoaнo[кTыooниBышo могниоТпасвооовсивтакам 000-дарстве, нeЛЖHЫ0ГЫЬeHHeнaпpЯГaT0C0BИeЛЛЫXЖПa0eceбeнaЧИHTеH-вивно -к вдумниво. вс типипком и^1^,с»в^а^мн^к^-^|^^сс^е^^н^]сос^^тся ШoccУíc...I (лЗ, с. 2НН-2И9].
Heмoгyнooaмeтитoтoгoиoстoянныеaaклeнтч(кoтаpый ПвлaпBepнoпгилйнaггeooпнивoсти, непрерыоптетп оВычной еУдкплной нгновечееко0жигпидля успеха демократических ^]^«^тИ^о^с^<^ги^^]о^] нм рыли еамосоояоеяоных аеИгтвийобыч-рынсд аж да^Пдод олжоя обо^^)^г^г^в.а: oли«инeeкyюгитy9ивю в России, Вернадский говорил, что коль скоро нет вокруг нвиooaoв пу»e мoгyпип публьыщстов, :«вог»<»р>с.тт моопи Тосстоть вождныи-Оврцвми, с^оО51^^нн^^с^^1^хи и делом простых русских кpoпндаe[ <яоояуоен> пыoaтьcяccтПпуаoпo иоообратьсясомосто-птeланocaмимоeкoжныxяаквнипxжи«кии растолковывать их, обсуждать сообща, пропагандировать их среди русского общества» [13, с. 219].
Для развития социального активизма необходимы:
(1) диалог, обсуждение;
(2) коллективные действия должны основываться на мнении «лучших людей»;
(3) количество и качество думающих и социально активных людей «решают судьбу государства»;
(4) если таких людей мало, рядовые граждане должны «напрягать свои силы
и жить особенно вдумчиво»;
(5) общим условием их успеха является непрерывность «обычной, будничной жизни».
ГМ
т-Н
о
гм
.а
ю
го
о
ц-Т
Ыспинарывпсто скаыаосеена ямыксоаремянной социологии, то для развития социального активизма необходимы: (1) диалне, oбcyждeкис;(Я)кoлкeкoиoпвceдeйcовиндoлжныocно-выватьсянао[ненли ннyчшиxлюдгИк)(3)яoJIИDcеoвoикаче-^'^]^^с^^мас^1И^^:с(с-^о«апонвно акоивныхлюдейкрешоюссудебу COCyааBГбBaЧ]Ч0IeCHHOOKИЯИЮиeЙMВЛO, рядомосеграждане должны «напрягать свои силы и жить особенно вдумчиво», то витб мокРлмз»ваобся и ииксть кикомнеоки сщесшвнто coзяaвшц-юсиситяациюсТб^биаимуслооиессиауске ха является непре-Oывнвнaь«оCoччнтй>0yцничпoн жизни»,т» узоьнепрерыеность еоо;царопысоконвекстаоьгасоциальномлдуоовномаспгктах.
Фнцр>] п(оeвкaщцния
нaякшвиста
Bмaуpoяоcш табе - это переход от максимы «Мы, про-фaccpoколoI,зкaею оупнсс!»; тосесоое чисто паасветитель-рк»кIJ]|;иp«ктивнoПC парад нгмы,и максиме «Мы, професси-^]^^1^бо^л^е^^,ге с на^с^^ом^«^»)^ме51 оаобщес^агснлТоесть осрснодк парн^гче дцмокртаической мa^^o^влcl,^I^(^л.ж не рассматриваю здесь эволюцию деятельности профессиональных имидж-мeBкepoв,впoИпepoвлдуyгикнo зрушителей массового Oвижслe[ргпoждaн оаевоикскетитуционныс отава. Но такой Я0HTeKCTT0ЖeиpиeyTCTB0e0, и мыдолжны ШГО [читывать. к^;г^^т тажпнвч ^сс^^^и^и^о^]^^ лпгпцофессионака оитц ианончдг чктара нынинвсоен «всменыегодоминиаквтщего вгслрдaиа ыиp(sKcfГcДhcнeПeodounнanИwor[H-пJсw). Юпеаующая фаза гввopaнвфвpмании- уooпoиекooeoпoдaTннIП(Диaиoв«ними, нрмтпяеьиаяоценнм еитуации и достижение взаимопонимания л/унииoмпкoмиcco.йoecсoфмoa, п^oaт)yщУЕ Бек созывает «eгeлy0лcннoйpeфлтлcиeйи.Пoтом - это поиск форм объе-данонит жвыpy0ыьпк обоцвй сос;лыльнойилиполитической нроодсамБвт. пИкaцoнeц, eo0eooеннoкoккодтивнаe дчзоеовие, окотмовмпрофесеионалмвжи т принимать участие в качестве хдeсщoнa,ppвгeaммиcтa, ореанизаторо, критм коинепвсред-eтoвкнoeoцчпooникa колпектысакыхдействиЛ.
Следом кодче^нуть.чтоневсегдарольпраЫессио-paнaзaкпюоаoтсяьтoмилиинвмcпособе реального социаль-ноит оонсавоЯ: цегодпЫ( о «ыноцкы9 овк,редко соовано ос идеологии как о движущей силе массового действия. Уроки HдтяTaбcкoуpeтвиюцoco атaкюeeoвpeмепнвIxт<пвeoных революций >чили« Арабском мчаны» ]см.е Ска, счредиимиолню-aeдиeмнe»cмыcниooютcу, иш хтрефлексированы. Поэтому кос ьму кля ор пмесасам ыймирнв1Иелучой:зозо;ание идеи ^1^с^^^с^*^^го^^) «^о пcнигaЯ(Toиcooвкoлoгичeски обустроенного города [см.: 15], выдвинутую ещё в советские времена философом А. Брудным и биологом Д. Кавтарадзе.
Пять типов учёных-адво-катов и форм их сотрудничества с гражданскими инициативами экологических некоммерческих организаций и социальными движениями. Условно их можно разделить на «нейтральные»,«пони-мающие», вовлечённые», «партнёрские» и «полностью интегрированные».
ГМ
т-Н
О
гм
.а
Ю
го
о
ц-Т
ЫипоОННЫПСКОГНО ыобысн^(^мы^1с.а^ем не менее, идея создания такого города оказала самое разное влияние на <мб1 1б нoooипкипaцпpoфceeиoнoпoв,тал ^^оо-с^,г^^^(^тов. Во-нсооо]х,сцюаыаеяэирпаспоациисолодвлой ^]^^,0М1иог^<^,Тила ыножосоооснеусиаотов eтoсвдтпш коворые.сфиаиеквя про-Юoвсзиэнoлoo с. о^чаяенно «^»^^к^^сос в^;«^оcт0ятeлвп0ЕCM0гли частично улучшить среду своего непосредственного обитания. .ирОтсфых, пoeбРпeнпо сфориодоваласв мождлекиплинац-пoeoooeвoeeooбщсcтвo[ состоящсгизгоциологов, экологов, ooунуcяир онминхopaaтpa»сп oaoaeй(yчиoeпеп,apxиoeиторов, дизцйрвсюо -вснн пepeчнcлитьнтooумoжив.BcTDCЯ9ип< икая !окапоиисц «олаимпульсоаеклоательнойипросветительской оабанссо всий (^,кцонес]^-а^,^^<^)^,^]^1^, ото,по»ерноСсеамое важное, эви .(азссые люди, птнэоричсскивстксданоьпичкоили в сетях, стали многопрофильными профессионалами, научи-лиeo коччхводата дaнуыэ едким на^тн на oayгиC:П тзохотинеские aaeuыЭocкнУнoяхы к практики. В-пятых, разработана серия лелорыкигр на тему Эизополисо. ^^'сс^]^(^^лс]ои^^0с^с^^ 35 лет, и^д^^С^]еапа.олсо» ораи^с(С^н^н^^^)[ись, продолжает оказывать oлиянпoиoпpoMeccиoн(aлoниэкo- асти^в^стоа^еое^асис^а^^а^х утраноммираЫм.чИб, 0.000-100-.
Теперь - о личностном (индивидуальном) аспекте рас-гмaпpнтaeмoЛ пиюклемы. ^¡зо^т^в^яв^1^^^но^]^(^сквлоквя оггя-pилe«пйeвалавичeвнoea»ижeиисвPохcии, я увидел, что при-гyнyeсс;eмакяoooБщIXoепaI<нoжоeннeвнapoдс эуществует и сегодня. Естественно, это хождение профессионалов-экологов ч в;слью елопно1ичсскооо о0оызооанин »с пp9увeщтниу. Я п]э^a-ложил различать пять типов учёных-адвокатов и форм их гooяyднцчуcтвa г сpaждaнcипфи иниииатнвамиэкопогиче-скин кенаммерческип организаций (экоНКО) и социальными Meдoвйoпxмoжнo 000x^0^'^^ на «нсИохаль-пые», и понимающих »(00eлсчИнные», «партнёрские» и «полно-ста^^^т eooипoyaнныeн.
Пcныыитлп-«кеc7цни.0спзш»хли«0нгe-мнxч¿ëн7къш» -090 сторонний «схкивш, ЦOOOиBeOCa0MЯOTOpXMeHИpOЗЛИППЫIе экоНКО приглашают выступить в качестве эксперта или кон-eнльooнтa] Mooивыминтoныг9 0оaивваейcтвлямoгyo 9ыть Пвзные,новлюбом упоное «мЮный пе оваОочеипноОиемами оенваоцой ортапизации-закасчлкакак таковой. Обычно это нpoфeвoиoнoлыцзaкoоeвшчecкицили ведомственныхИТИИ, P000a0Iппaиглашaютвкaчбcтвecквпcp000ЕKaменм, ^т^оеа^^-дарственная экспертиза существовала и в советские времена, свл ооо к ванал0- п-^>тост(«9н^ккк ко-шув экспортной хже «нюе-сто»ос.о>иР^€^С^,^]^^.^^^с^^^»,^^У^-^1^^^о соответствии с наличными кроНессконаоьными гтанхаатцми вли впиЕсаястпыоввй про-фecoнoиoа:ьныйопыт (гфецэрент), oo]дaoaлиoценки на своём профессиональном языке, принятом в данной отрасли знания.
гхог яс^денэ1!?1 'д оЫ
ЫУоооЛ тымеос^^оылбыги^г^»^ эооучвмыш, периодически работающий с экоНКО и начинающий вникать и больше вонимить пpо0пeмнг]ся9xщнeпeoexчпепaмиетoйoaoaнизeции. Межнуучёпчвми»лпввхгруввой]вНК0возвлкасткоптакт, тв]^^ы^с^^]х^]сц1^^ иpeдeлыивнкуeтяохз одцди гкзиертвойоцевк и. ]”С^]-чын ву9фегскопалаыип актввкстамв полажвваетсявоакмо-понимание, вырабатывается общий язык общения и, в конечним ГУвBM, yРИПЫИ-ПxoCIeCCИ9KaЛ «Д0 BCBe0TBOЙ ктепсвнсв) ВДО-пикооося эаОооомиврожаапоклпанолвлсоов.
Темвомеиос,«вавимающоК» ячивошвевцлнимает удав-ия ооввутвсввоУжитвии рэйствиях оанвойвражуав-окайоргцнизаиии. Чуо авансовл с исторической ситуацией вCCCH/Poриик 0020-0 9Caoc.яквoйиЮициpyюсooт олн как Hденcв0витeля На^роо НОЩХСТВСИВОСОИ( похожсво ко игх, которые в 1930-1960-е гг. выступали от имени Московского oВих;eeяuФ исивяботелын криакды коли Моекоаскоео филиала Леоеонфинескооонбщ ества СССР.
к^е^]^11^^п а нсвaoнeoсп]пыа>с неоо ныИпысй.которыш, иже paздeляянeннocoиицглпэдoHКО, систематически с ними гoторoнич«лтe па н родолжаетосоаоаоьвявсреденаукииак у»ИиaльнoвoинcдичaoaІpaбoтниквaендapcтcoунcиo HЫЩили рниверситета). Отличительной чертой «вовлечённого» типа oвлкeocнмeoалонo оыполоенив имнепоторойнроЫвссионапь-пoйфннкции(oцeннипp»екoa(Элcпopонoе заключение, участие ooyщecoooнкыxoлoщoпияx).иыизалитсuвcoвoинoеэь в успехе социального действия некоторой конкретной гражданской чресниданиве Балсс тово, «вы.опгпсввь]Й1 уже проишмает дг(1а-стие в деятельности некоторой экоНКО, хотя, как правило, не с^он^г^^с^чвеУ^л^^с^ов^.
Иледующий,чето«рты1й тип, который я назвал «пар-ыуeKниры»,кacacдoвйЯУ0сoPoИтgayчëнмIУ, иооорые, остова-пев Махмально о ов тХм учрежа-вии (на кафедре, в институте), ЛЖoЖохтжoecкУЯBляютcxaктивиeоoмиeлoHK0 иоОществен-HЫHDBИЖeHИИ.TeMCaM0IM«ПapTBИp»НДBPП0aeTC00ЮKBC0 иту-вщоналввсзю вpиицвнсжн9eто и и.снтидноотФ.Формалвпаэто выглядит как совмещение научным работником двух и более о^^с^вс^^-^«^'^^] ИЛИЖЧeC0ПepИ9aИИeCKBe «пвис^К^;ен^^с между инoтитyтoм наукой ячейкоИ сражноксковообщесовы. Манный оинучедоео такжеможнонасватьмнигоролевым, поскольку он ноифаомснноаокоаео поыаньсесеоциалакые ворванисакланныс хaдaчи.инымиcлдвoми(фббмиpoгocя тцинчИнooc-чктиoиeвar ориентированного уже не только на защиту данной граждан-гцвИ opвaлузoции илт сколочичевиого даижзння. ион па и х лниоиоуционализаника иуoпрвбнду их целей и ценностей во кcгмс0щeeoвe.
Haкoиoц,иaтыKтиH] «rloлкoзmcФaсгmегрированный», представлен научными работниками, которые, оставив своё место в НИИ или вузе, стали членами (или даже лидерами)
С течением времени те, кого принято в России называть политиками, теряют качества, необходимые политику: умение вести диалог, слышать оппонента, искать разумные компромиссы. Властвующая бюрократия сосредоточивается на задаче самосохранения, а не на достижении всеобщего блага и усилении экономической и политической мощи России.
В то же время те, кого презрительно именовали «общественниками», аутсайдерами, лузерами, постепенно постигают науку политического и социального действия.
ГМ
т-Н
О
гм
.а
Ю
го
о
ц-Т
граждынсмохвбщостоенныхбрганноамий. Таком тип учёного не только владеет необходимыми профессиональными знаниями, но ничинает сам ыырабатываоь их.исяооа ос стцaтeриuвoких успсй иа^^к»)^0^я^схс^<^^^,^^(рс^)^^2сит^^т1^и^£^гг]^]к^.си ;^:аопввиа^(^^ких ,з;виженхй. п^о -4 «жеддаис ee/¿oпФI киод-па^поов^сввыра-О^,»](Чонтиося ква опыте доеоийвккн лх^во^т^иР5Л^со^ин^1^:о^^ив и движений. В какой степени профессионал остаётся при этом уиИнЫМ » KЛРCCИЧРеK9M CMBTCЛe. ИЛИ ЕС'КО П0ИЯTИе eeГ0в;IC-J тоже oooлюм;иoнипyeт:гщëппеoепoлoвыяcнибo[
Прeоeлoным нмдикпом ихооноеоою пноесахрованного» Лячиого ноияетсн случаи, н^с^ч^^а рчспо-нпубоично 9Oкaeocвa-отся ос]с^в^с^^1^с^«С]ваит^ср^]:^соц^с^витеа пилциатором и/или вpгaнуз/вбpoк еoикaпcлoooо;oижeйиЯ]Чтo моляетсисамой ринннвИ (Зlo(сд»oй aуooкоти[IнхHмoтивынии Л«0. с.^ахарав, А. В. Яблоков). В этом случае ситуация «переворачивается»: oчИнeIЙ-нквфeocиoнaл, сваоикнй eаыжхaнcккм октивиетом, иaцинacoфвpмкпхp овать требования гражданского общества кooIeoкойндхдe[см.: 00-.
^»^^^^>0ля>о^ОЗИ^^О аиовкетпя
Сопчекиим времехх :^^( вве» нихнято вК^о^сиц]н^^т^(^ааь политиками, теряют качества, необходимые политику: умение оесслдцолос, енынсатв окпонетта, искачомосумные компро-ккcгв(.BиaвтыяющaяTюpoййaтил вoсpeD0T9xи9aeткннпеaxaaг счмоеохнынснцп.анена оветижении ^есо^уоееа;^л^]^т о ути -лeнникквнoмикecкoнипoлиoxчecкoц мочкиСВоеокх. В то же 0цeм ЯТв, КО^ИрИИ- хтелоиок мено9оии«оСществопииками», тутсайдертм^иусерами, иостепенно постигают науку полити-^^ско]^^ У»OКИЛИOHOГO ОсИсТОИЯ. «начала ^{^(^(^'^(ЗЧ^Я1^Т^^С,Т^^И -«ты , ^aтoм^c^сcгпaшишc^^l»e^^иперты, затем как публичные лигурин, ж.пакyнец,кoк пцстмящпепоиитоки. Всущности, сроксходоо п[свст[сц ыэщь: оси люди мВучаются о нодсс(Всс^ со-ЛиaJIЬнвйипoлиoичcслoИнpaктики. И, в конечном счёте, они тбвcтoюoтeкoыecтвaпpoфoceиoннльныйпoчитииoз(oиaoo рых eoooхилocьвышe.
Hocуoпaция«пepeвopaхивaoooя»ив паотихотноше-иллх.Cнoaагoaпиемчaco9ты к маствоабов чрезвычайных ситу-cцих(к0жaй00:H0»0днeниИІ0cцeдe сртжданскоемобис^вбоа Xф9yMИ0OBaЛИC9CeОKCpOИHOИИ 0DЦеCH0ЙП0MBЩЛП0C0нaДBB-шиФrибoopвыыиeoвсoвндapcoвeнйыxвбаяитихoн: Начавшись
ИвЛ B9CЮHTI0еOBO(аoбпOBaЛЬЧЧCTBв),CTOеCTеCЧe0]CTЖeHИeпpИ-
^Лснв^п9^]^епоо0)с^с^-^и^1^^у1^^нй характер (у него есть стра-тесис и кхип^^^и» атaижeпнcтpyao9DOc, и”сУ0зы, паелстика, opaнcпoаo).EoтоeщЗчдпoнaпвoвлcниeиpoфeссионализации гражданского общества - это возникновение НКО, обучающих бизнес рациональному использованию ресурсов природы.
С нарастанием частоты и масштабов чрезвычайных ситуаций (пожаров, наводнений) в среде гражданского общества сформировались сети срочной и адресной помощи пострадавшим, которых нет в государственных структурах.
С моей точки зрения, «конструктивизм» у социолога должен быть в крови». Через отражение социальной действительности «в зеркале социологии», критическое осмысление этой действительности и далее к социальному действию - такова модель активистской социологии.
ГМ
т-Н
0 гм
.а
ю
го
о
ц-Т
01
Прмчёы соостадипный,еодошгоагапизованным процесс добровольной сертификации, который сегодня уже приобрёл между-норин ныМ мосш ткО.
Аналоям жевэтомпдоцесссропо ooпиoпooae ГСсаоей овчпизpeнля, сконео^ноивиоючу соииопоооданжси0ыть о ^0.0 Лоеокня соо^^-^^^]пс^я:иксен;в.оо]^ро исратотолько роль «коллежского регистратора». Через отражение социаль-пи-1 нсксевибепон»ети с в зеркаос сомиопогии», критическое аемыснсниертайдействитсльноеоиидалсс к социальному дей-oтвиы-бaкxoaмтдги»илoивиeтcйoйcaциoпoели. (Социология ль только «впуввс« 0Бeеэивaoьcяoжлниa( «с и обязанаэло oeлapo.мпикoPDaиcсмaебыcтaть о^^^1сп^.систом по россий-OKИMC/OHбИИКCеЦИMДCИЖCHПЯM> еСЛИбынебыК о оетение ыногио []ICT] вкысюзчён я: их нентон9Иoсть.BcëЯскввмopрифoр-мах этого включения. А. Турен ещё более 30 лет назад предложит мсотдикц яеoииoыIoоилcскoИ иноервенции». Мои коллеги л цпc>дсиopyковтo ством (и по его методике) в течение трёх лeтpaбкоaлкccaмыжиpaзными срупнами оТщественн ых дви-ЖeHKЙ. В)ерОМНыИ 0HИCбИH0HЫKПублИЧH0Г0 общения с соци-^:^1^и^б^»^1ч^1^тиоис5тгами^(^,^^.ос^ но осю жисно.По суол^оцц-опоног вмиисение нИHблИЧH»IЙПа0Леее;ИeCЛУCЫ ме ь,
ото к нему подойти, то лучше отойти совсем.
Тепе^-и poпиeoийeoиocoфалоopa.Унocoиc социолога 0COЦП0И9ПаMдCBeИBИИпC09eaaЖД0HИXИЙ долг. В XIX веке не ccцкoн9oииo еёт^с^^^в^^ч^1^^:д^(тс^(^чему тогда
имена Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова известны и почита-чмы вт веим мсснс в«. сих пор? Почему имена А. Их] Тсркена,
Н. К. Михайловского, В. Г. Белинского тогда были столь рночимовдпя онсгкоео o0щecтвo?Данoтомн»чтоoсeoц была ттс4lсс.ьоcаи;токвиoo0пгчëнная в художественную форму мак-cлв[нкoивсo писатоняилк Упитикaвтоичaй-
о^уюа^я^но мeюпиннocoныxотношений. Вместо сложного лноонкф жтoаи Я,КОТСк] ЫЙСТаВИТСТООСМСННЫЙеОНИОПО г между ^о^о»С:кс^)с0,^^^^1^иср^ыэроивек^дсов^и^;е,в^е врсмсна пионтель ц кролик ЖИЛИ ЖИВНОЮ С90ИХ СероеВ,ИТВ, чтоввмногцнелу-чаях автор отождествлял себя с персонажем своего произведе-ХИЯ^ОЛССМ им Г0^Ч7Ч^1^]^0:Я НТООСОбеИИО оовхо ПОЧнВСТВОВал, Л^ЧОИИ HOCЛeyИИCCO0ЫПOCT-ЛaTOCOДaфHЫe СОСТОНПИЯКВСсий-0^0 гртждан. Вообще, отвлеченнссоциолога в элиминацию сокиеосвви о моиося иОольших ца^^^с^ч^в^^о^сс’о^^со пасе» ^1^(Р-^)^»^НВ^,ГИ.0ОС^1]И ^ПЛЬИ HIMаИTаpOM.Пo0HOИBДyMOЦИOЛOГИЯ катастроф - это драматическая социология, то есть социология нвиoooчeeиуя «навс со нecчaeткл внсолном смоюне овогнелова. УlдинИ.C.Keн,иcнхнyшнй вся социология личности, кичносткогоокоивизмо. Чо» ^зтс^1^оп^^я змаематинах лич-лвсти ииoepeвгнaжаaнгдeгeпвoтecтa?Пyaдoически ничего, потому что для этого нужно быть с ними рядом, наблюдать их, слушать, разговаривать. Для социолога, который хочет
Где же находится та точка, через которую социолог-профессионал чаще всего входит в роль социального актора. Это - социальный конфликт, столкновение интересов, где социолог должен определить свою социальную и нравственную позицию. Возможность познания ситуации «изнутри» есть необходимое условие превращения социолога-профессионала в социального актора.
ГМ
т-Н
О
гм
.а
Ю
го
о
ц-Т
быоьoдновpсмынпноoсмдыобыuамоoном,вaжы о понять, что участие не только в «проектах», но и в устройстве судеб людей нeпocpoдсoвeннo>нэнсс9иceйчoe»( иэтиоескийимпепоицв его Искорпонорокяновлежхмеоой дснтехвнорт— и мобилизация звоик знаплй иyмгний,мcжлиюптетныйдиaиoе)«вчнoвтaoва-нивч, эмпотип^нрдидактицоик—ипвтруко—дованис.
Где же находится та точка, через которую социолог-нобфpсзиелaи яаще лсрго входит о усаст C!0]cиaз[нн0I]0 алоорт. Это-зониаланыйкокфяикт( стонкноосние интересов, где оов;ивлоо должeо[ткpeoeлитьеoвюeoxиaльнocoииxaвзвoенную кoзццию.Ыpн9Pтвooчнoизyлoooкoкфпкло толока суиртанцион-^о^м^о^^^-)т^1ай^к^»(а^ч^т^св^ио0^^^т^^1^н^^^о^с[ения, изучением оокумс/тобк Hpoбxвпиывoножяс ниeзoциoлoгaвэппи е нтр
е'СОЛИНОВСНИЯ ПpOOИBOбO0еOHyЮЩИX СИП.ТОРРТВ ПнP0я0ЩPHИе
его в непосредственного участника конфликта, в инсайдера. ф0иeлм0, п-ссв .11>[Л0 пыжоэано взятием, еТИИРН» 3.00-000 воолвне-нияможет сыто различной. Но в любом случае возможность лозионкк гиoхoции «иунноргосрсо пеоОяопиморурлввие пре-бpaщсииязoкиoяoгa-пpoфггеоюдoл а в социального актора.
Публичности к эщёодньнроТхолнмос-еловивпррвиа-щрнип е»аг;иoлoгa-пкo0свcpиoнвнaopoциoивнcooылooya. Навыж ктпуляризации должен быть у социолога в крови. Лекции И0ИMHHXpЫмаЯ ЗОудеНВОВ- ОТООДНО.ЫП^ПЦНнОРТБ-УОО дру-гос. Eзли>нoнeчн-пзoииoл9гeaнимaитзя наукой, а не только лкap-тcxкoн9oиями. ¡3«^^-^(]Сзот-^^по1^1^1^»^^(еяи»^с^<^^^ условие: публичность предполагает не только общедоступность, но н МСЖдаН-ЦПИИИ0pМ9е0B, отпаз от ДИРЦИППИНарИВ44 зошкрси-ности. Если вы не «владеете вопросом», волнующим публику, отакоИоопоосникогоа нсбвIвoгтчизтoзoниoиoоипeепим, то там нснэродекато па публичной трибуне. Или только быть Ыaуирoл(oбкaзыoaяo ууаитоаиювотилииноЛ набод —ифр, а—енули о.ио Умовная жесадачо публичного социолога: стать cpoюoпБзиyблyпони йахвоооасеооориваторнрю. ВИасто не гтолвко уаже во—шaпpoблвмH(ГкoлБетвo,лooвы oдc^км^ё^aете ел с рядаоым— еражданами, о пилимой. Юнжиыо0щгсторнпБ1 й резонанс, обратная связь, чувство аудитории.
Ислoдииэueeмocкaзaннooo;яyбeждcн(чтo рчциология двлжно Тысвкакнипимум потной мфоферр—рй. Пдееа- пря-иaxпapaллслБPоpyдoмпигapeпяили газетного репортёра. Шкнмомдеое,А.П. Чрхов,В. B.Mрpcвapв, М. А.Булгако» хынивoачaмX]Л,H. Dвл]^^(^IC^г^(^,^илI^^-^^к^KI^м^^^J^^-^]^т^, М. Е. Салтыков-Щедрин - вице-губернатором, Грэм Грин -нoнoрлрзвгoчыкoм: Каи дня писотемя т» реподчИды, чтобыртать еоииоиотом,мопояомн рисцирлнйту необходимо «включённое каслюирк—е». Н^Уов^^>мноо]зс(г»^с^т^^,^^^(изн^м^с^^,^с^^»С—^гской школынсловрчсркоИ ^1^^пя^с^^и^С^«0^^^) ланиноли именно как газетные репортёры (дословно: как «разгребатели грязи»). Пример моего одноклассника В. П. Волкова, в прошлом извест-
Активистская социология предполагает социальную активность как профессионалов, так и рядовых граждан, участвующих в преобразовании социальных структур. Трансформация профессионала в активиста предполагает его этическую ориентацию на умножение общего блага, сочувствие и соучастие в разрешение социальных конфликтов и критических и даже катастрофических ситуаций.
На макро-уровне социальный активизм предполагает серьёзные изменения в системе «наука-граж-данское общество». Всё меньше остаётся «главных» центров, генерирующих «окончательные» решения. Структура коммуникации между научным сообществом и обществом в целом эволюционирует от вертикальной к горизонтальной.
ГМ
т-Н
0 гм
.а
ю
го
о
ц-Т
01
ыого гыоумаика,aнынсооыобйcuвгомcтоpтвa,издателя и комментатора дневников В. И. Вернадского, также подтверждает мою мыдмк е имткноЧ нлофессхин.Даипявьввтопа этойстатьи всоциологича Оо^.оооы^д^^Есс прямым. 0С^.^аеои^^»^1^ет^ндьбе ЗаТО, -ВО 0— далаМНСВОёМОЖккеТЬ Н0ТЫ0В0В0С0ВСеМИПЫх роило. Липнвшскизненлый 0И0[ТкбеСЦеНЫ ЫЛресуяеДЛЯе00;И-олога, который хочет быть одновременно социальным актором.
Выводы
По моемумнению,сегодия активиетская социология яв-^;^€^1^сы^€^и^^ст^]ио^о^л1с^1^иологии еоциалмяеех ное^е^нт^Е^ия.А они ее бывлюобзз утг лык тивного действия. Если мы не поймём целейимоыытаоыдрыйввровлекущих пиремеи, м^с^^п(^]^мём, мотх Уе^н^отр^^осгісло^^м^^п^ес^^щ^с^і^^с^.
Аивиык ствмая социология предполагает социальную ^^^к^к^Е^кстр^)^^пе^^с^^сиен^о^^]в,ыу^н усооиынииождан, уча-втвузощое м1^;т^^Иотес^с^ани^и^зо;иальных структур. Степень цфвымы (^ц^]^є^іи^^і^ив^^ооо(С(^іегт^і^и^;е]р(^.^еН]вмом^н^^і^і>ОНо-сиеными: отлнлубтгнннй ие^<оеытм^^^о^и^г^ы^и^е(Цс^т^€^ы^го участия в коллективном действии. Трансформация професси-РНаЛй О УКТИНИНТУ и^ДПилаутОЯ его ВтНЧЄСКуЮОуИННТСиИЮНа умножение общего блага, сочувствие и соучастие в разрешение тоцмтльныхкоиФликтмуи тдитичесмих имижетатастрофиче-сккхынтнтцмИ.К coжмлстию,пoкомикpo-елциoлвгмя,вчacт-нотл исоцидлооияместной жисни,ялaeпгвпвчëтс , а урквеоь cиыеopвлыи«оыииатoйжиининижe,чeмЗЦысмнoсaд. Многие цошиeняислмнинемoгyтoоoсиaрьоужмoетxингдикцяooкаль-^і^^м^И^^егс^тг^^^^т^с^ім знанием, необходимости видения ИроОлЄМ]ЬІ«< снлст»] И УСиОНИЯМ и Птимфииеыуосо ноц меыюного инyлутyмнoгoкoнтекc»a.Hинак не прививается у иных моих иоллгвмвксима иьаддий ео иитopoм»,кoгдaиcxидной точ-«оН ли»;и<си»втичтміуогл иccлeдoвaнии деыжао- бымл лнтересы, уутрмимости имИтое жиеутчеловека в конкретных условиях мысты:надемыеили уі^^уи^Єієл^^^лиил»
Нома^м-улсщой еoцимуомыйынтивнсм есщдоолагает еврьёгяыг ыуменения оcиеoснe «лс^(^еот^]^р^же^^^с^и^(отобще-дтвос Ве( мнныиeбетo»туу«гиоопыи» центров, генерирующих «окенвателииыео мГПIeHИЯ.CтpyЯТлpaKOMMyKMKaиИЛ иМЖ^ ПаучиЫМ C00f^^^CЛЛMИ^(^^^еЛ0ЛM^Iс^0eЛMC^^I^I^И0^«^^^^Л
«трepеыкрыьеейкеоpиз«Убaльний.0ниидïтoиpсaлизации цотлуоНксицепциии «];иaлбсл,тнчлге-кмнoгoгoлoсню, о оилоус^мв^^1^1^^т«^^1^ие^ы^т-ы^]^(одового знания, к диалогу, кыи^алщтми перкоёоепелноезнаыуциеместыым оттовиям циигёомлpoвaндонycб«о>eкуувнoмyоocпpилтию. Это знание конструируется, пересматривается, реорганизуется в процессах диалога науки, властных структур и местного населения.
ZIOZ qdgeHstf 'g oN
ПСГТи М Ы1'ь&метитцта liJEV. I Wmv LI IV Социологи и
Формирующиесявходе э,^(^годиа:^ога1'ипые^чёных-профес-сионалов, которые являются одновременно и социальными акторами, хотя иразличаютсястепеньюифоРмами ихвовле-ч^:нност^ив(^с^1^]дальн5^ю актиахоста,нхнакхихеюнобщую ори-^:хьапЕ^ю-а3^л^а^(а^л5ч^(^с^^^х^.
ЕэиМлиог(етроехчески0! списох
1.Ядои В. A. Сувремехная т(^о°т]аеерка;р^с^1^]иос^з^т^ия как зкошса:п,гр-ил1>^^е1(Зхза ]р[иьоь1зо]з^1аис[ розььйскинтранзфор-маций. - СПб: Интерсоцис, 2006.
С.ТурьнА.ВозвращьнначалоаскадеЧьтвующзго: Охерк i^c^i^hphhp^h.0- М.: Научный мир, 1998.
е.SzCompKaЬ>.ЛЬе Одса©!:^©:^^-.^-.^. а Hofo^i^c^^e^K, CbmKridae,USA: Blackwell, 1993.
4. ^нИ.^Детм тсо кан со1^:и^аиа^т>10 ф .помен ./ Журнал истледьвани°[соцнвльпойхолитики. 2004. Т. 2. № 2. Р. 050-17К.
5. Brush, S., Stabinsky, D. Valuing Local Knowledge.
an— e^ne^^He^MTcpl HceoxrtyRigPts. -'говт0^г^§^1^с^п,0).С.:1к^^]^(тР^^^|^сИ^^ 6.
6. ЯниркиМО.Н.Прсизведство сзо1^иаоь^о^т^-;экологиче-сауиузнахия. Ь^oаяa^с^(^iзиie^кc^^^,е^и^ыИíoeI^eне // Общестоенныепауко нсоврммзпиость. ЧР0Р^..Яеа.
7.1гисп,А., WynБс, В., тЬalMеaelnKers0хnding Science? TиePuЫiмReconчcьuceiькoс Science ьа° —orhea.agy. -Cambridge: Cambridge University Press, 1996.
х, йrwiа,A.SнсюCoуocneEвo-ronment. A Critical Introduction to Sooirty, NaCu-o спЧ KnowlтO-c:-Mчlden, MA: Polity, 204!,
0.BкаoaдcкийB.И. Ьнвoьf[науки в связи с государственной паыигикоав Рвозин0/Bopнчдзах:g0.И.Пnблициотиo/ские хиохоО ОтВеО/Д-ВиН. Солков. -МаНаука: 1Д9Н.
ех.1^:^^1^(гь1^] Kьiizena1 Иopertт, and the Environment. The PoUTicsoeLocal Koьwledge.-Durham:DuаeU Prens, 200о.
11. Рудницкая Е. Л. Лики русской интеллигенции. Научные тохоео Ч в-. Л.Рудницк/я. х- Мх Канон.- ДЮ0-.
1.2. щникиийК:Н.пемайнаяхроника. 1852-2002. Изд. Ь-е, нхошо ренное.-МхТАиК , 20ех,
13. Вернадский В. И. Основою жизни - искание истины // Новый мир. 1988. № 3. С. 209-221.
ZIOZ qdgeHstf 'g oN
ПСГТи М Ы1'ь&метитцта liJEV. I Wmv LI IV Социологи и
1Ф. КоруоаедА.Ю.,ХидркиегА.еЮХохуиевА. С. Системный мониторинг глобальных и региональных рисков: Арабская ре рн^е^ОИ^]^ 1^иао.^0Ч::Т^]а J0, ЧР32.
^.Б.удныйА. Ан Каатарадзе Д. H,«Вoипoooе»: Вьед/ние ипpнBлeмы. Пpтнoинт1-Ьенщина.lЬ81.
^.[.пииохоМ. Ecopolis-towards the total holistic city: Lessons mintegrвзcon fromtheтИсooghou»ch-wьоld,m:StewьoВ, ео. and 0°naeiovH, .М., eda. Poосoтdmgs ^Uo.e^n biо0ie-гaity and ecology as a basis for holistic planning and design. Woipsliop. 2000.
ol. Яниа;вий T):H.Днвлe-нaоки и oЧщтетвa// Общественные науки: cнвpзмеoнo7ть. co»^^.JV^ <3.