Научная статья на тему 'Государственно-частное партнёрство при формировании государственной политики в области туризма: российский и зарубежный опыт'

Государственно-частное партнёрство при формировании государственной политики в области туризма: российский и зарубежный опыт Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
141
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЁРСТВО / ГЧП / ТУРИСТСКАЯ ОТРАСЛЬ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТУРИЗМА / РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / TOURISM INDUSTRY / STATE REGULATION OF TOURISM / TOURISM DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кудрявцева Юлия Владимировна

В статье рассматриваются различные формы партнёрства государства, частных компаний и некоммерческих организаций в разработке политики, способной сделать туризм в стране более привлекательным, конкурентоспособным и хорошо управляемым. На основе анализа зарубежного опыта автор даёт рекомендации по формированию партнёрства в области туризма в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кудрявцева Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Public-Private Partnership in the tourist industry: Russian and Foreign experience

The article analyses how different forms of partnership in the tourism sector of Russian econom. It claims that private-state partnership can make the Russian tourist industry more attractive, competitive and better managed. The article analyzes international experience in building up private-state partnership and provides recommendations to improve the state of Russian tourism industry.

Текст научной работы на тему «Государственно-частное партнёрство при формировании государственной политики в области туризма: российский и зарубежный опыт»

D СГТ|| ы\ Ъг/Лметитпта DEL I ТшшШ IV Социологи и

Б изнес: кул ьтурны е и политические аспекты

Государственно-частное партнёрство при формировании государственной политики в области туризма: российский и зарубежный опыт

Кудрявцева Юлия Владимировна - магистр экономики, аспирантка кафедры гостиничного и туристического бизнеса РЭУ им. Г. В. Плеханова

E-mail: [email protected]

гхог яс^денэ1!?1 'д оЫ

Государственно-частное партнёрство при формировании государственной политики в области туризма: российскийизарубежный опыт

Аннотация Встатьерассматриваются раз;ичные формы парт-

нёрства государства,частныхкомпанийине ком--ьерческих ое1^т^нп^;^ао^1^юев разртбоаиееолитрки, способной сделать туризм в стране более привле-катеарным, 1^с^н^к^^рнтисертс^£^н^^1й1 изорошснир ав-ояиным.Нт нсн^с^Е^с;и^;^лр^;пазрраесбс^г^е отыта автор даёт рекомендации по формированию парт-в ёвыьвавоун тстетврвзна ку^с^<^1си.

КрЮи^1^1^^^^Л^1^ыи:го^о^юиака^^в^пь^-тз^нти ент.ьнё ааасю^ЕГЕ^а^,трни^а^ао^!С отиасль, государственное регулирование туризма, развитие туризма

Bврмаюeнoвoгoрыcяяeлeтимтypoeмпpoчоовтвepдииcя eoмнтеиxатpaрвюкaкooроаoaoт>аоaoлы вкоыомиои оо^ви-ррoбeOыoтpopозвивaющиЮуoнкянпмичпcкийceкриp, обеспе-омсающкйпвстoкыснocтpмннoКваoютыи созданиерабочих иeеTыУcтyпвяJрo ^(й^'втв^е1ию на 2010 г.) по объёмам экспорта рeMтоooбoIвaющрйпяимпачecкайпрымышлoнoтрти,oфирному ц телекоммунтнацивнному ыбзрудованию, автомобилестроению рмо О],междулроядныя пчpизлlPюаoнoрчeплoкpспнеИших ркспориных ооразьюй.

к< аВ ВП11 о<мбждуордодный туризм установил новый бeкPOД,нeумoтpянaтpyдaPIeycлoсия. (Цнм ректора, ьа долю иpтт>рагoимиxoдиоcя бМомировогоОШП, 0%oтoащeтooTе>ëма екcпooтaиoбecпeчивaснвсуuрпбoтoЦ каждсгодвенирратого урбры0мaвpпиыитыч и ^в^о^хэкономиках, эти резуль-РаОб1 АeOЯЮЯCЯOбнЫДëЖCаOЮЩИMИ,T0ПаOЛeeOTOOHИрЫCаИГ-нуоы к тра вэинт^кордасыпоа^ мчжe;aeмаявpыpoтaxoка стимулирования роста и создания рабочих мест», - заявил Oараpaльныс oeopeтapьBоcмиpнмпTпсаоcтбкoй Оргснииррии ЗиоыИРОПыТалебРифаи Вмл иы

Вусоовияхмороылопр финыиюоовзв нpoуирв ь ррибенно мсачалом прораезз воетовоовлеаиямиковой экономики роль

тл «-» «-»

туризма существенно возросла. В нынешней экономической неопределённости его продолжающееся укрепление подчёрки-

В условиях мирового финансового кризиса и особенно с началом процесса восстановления мировой экономики роль туризма существенно возросла. В нынешней экономической неопределённое™ для его укрепления необходимо усиление политической поддержки сектора.

гч

т-Н

о

.0

ю

го

о

ваел необходимехтьусилениясотххиьескойлриверженности поддержки сектора. Лидеры стран «Большой двадцатки» (020) пдимнали, атапуиизмипуосш eзтoнямoсyтвнeсoиаyщocтвен-nыЙPKлыдвмаoутрнpсл eниeепopвмиyи оСы тс aaжп[aИрocтав-ирющeйгираaрьныxycилимп0 paзoитиюипB)pacтpoивypы, ссиoюяканию нищeтoийУцудaнииэриToииx мезв.Сововупнтпрь этих факторов привела к проведению в феврале 2010 г. первой аотсоми минитппаы рпез)трв1а о'ант^ «1Велошой дoaдыPK'киа н

Междунвродная твиУoвнйтyвистcкэми услугами стала Аaжнoошlйбфepбйтoлгoвo-лoлитячеукнч 1^в^,^(^з^(^з^н^^т^ра ь шин-оент сг^-осн.Иеок^о^^^втюыо гфавоиельства, мeждпйaвoдныIе дpтoнoнaлцныеoртинпзацйнyа;рлрювeмрвcё больше внима-Аоя,вклюииютвoeoy cрpaтeоюиoeлгooь)oчнoсopвсвиoиa. При етоттсеало ooгтйрм0[ Свпи oпpeнeлeспeнaцивипйaдoйетpитeгии развития туризма больше не может быть прерогативой государ-ктсв. С-оив доожна м'ваькк» Аеррлы-товим ю ацтиёрствв гoсчдвoeooсн-пoooлнпeтoугообкторов. Государственно-частным организа-кмямcтодкeоcоннo(иoлнвсpынвммo:paвктooиaвcexaб ластях, иелгноовц ооеиитиятупиртскоге продукта, инфраструктуры, Кпpalвcникдeлoвочоcкимиpecypoями[пнвниpoввсo:имopн0] вснсpилeклop[ныxиомпoнис оуртссуюихнриаюрлонид^аАан-оивая повышением качества сервиса и услуг.

Ирманалиаи^висямутутьтуронмакайкультурно -oнoнoмиoeокoeooeмoннлипocмoтpим, как функционирует кypлртичecкoяыopолЬ[ Нижеюь1ьшС] и овд-наклад каждого из секторов в развитие отрасли. Государство отвечает за соз-Ханру бреут^ í-лaooыJзаз-^снязс уолио oвнытoия е’ьориоозв: сеорвны-ние культурного наследия и окружающей среды, разработку ooраcлeвooe уoтoнып aтeлтoтвв (cтeooииу тpвиPтекoИинфра-ссрулеюлы ндооав^, аВивественный транспорт, парковки для PИOДот<жмвтвыбСйгoиина)opмасиoпнытцeooсвз, oнeтeмрyкр-uпсeлeйип.п.)и фовсйрорвание образа страны как безопасной имомфвpАкoйдляядтизмaнaмсждчнapoд:oeЫíopoнe.

Реаюлзациягосуда^втамсаомхф^мций иоыессвенно т с июыантвв юр1т.рнз^ пoвoжoPбн предптнылки вляpaзвттич уиз-неса - строительства отелей и ресторанов, объектов индустрии ИPйoпачeний,cтенынxяи пpодвижeнин юнишсюдуксов^оста йкалPбPняoыxв epoe;cтвис,бизнecпoлyчает

уриСылв,aги>cyдсpoтца ^п^и^ы^]^з^1^^]^^ поступления, рост ВВП, poгlвлдитeльяынpaбooисн[енцр,дивepoиИикelциюoлвeличoнне нбъëмeBУKCПИp0Pы

О!

Несмотря на очевидные социально-экономические выгоды от развития туристической отрасли, для государства она является достаточно обременительной. Большая часть прибыли (около 90%) достаётся частному сектору, при этом расходы государства на поддержание туристской инфраструктуры значительны и не покрываются его доходами.

0влaЛoacн^нoгoлeнтnoсe

Туристская инфравтруктура Средства размещения Рестораны Т°анспорт События, развлечения Человеческие ресурсы Готввый нурпродуат

Частный

сектор

получает

Доход

Рррбыль

Общаяцель-устойнивыйррет

BкмaУпcuтмдиютmпo Туристская инфраструктура Природные ресурсы Культурные ценности Информация для туристов Продвижение направления та ко н о дател ьстсо Политичеосая стабильность

Государство лолуоает

Налоги

ЕЗЕП

Занятость

Эеспорт

гм

т-Н

0 гм

ю

го

о

ц-Т

01

Рис. 1. Вклад государственного и частного секторов впУзсpкинсyoсыpи

Hoемoтpлнpoтeзидныуcoпюpлoнo-экынoмичеcкие вы-poдыoтpоявитиятюлйУоичтcкoy отрвсем,для ыocyxрpcтва oпс ыыляeвеп р0T00B0чна аTрсмeнптeльндй.Бвпoштячpcть прибыли (около 90%) достаётся частному сектору, при этом вaoo:oны locyoppытвa нзт подиеи-жри-ис .вистской ихфррструк-oкpырнpчиooлвпыи кeааюpыaпютыпуцaрoпoыисн. Чрстный еексыо вцкжeвынyждeнaклoрывpть заработанные деньги роовАаноризиразвитиенювизеса, ^1^и^-^ств1^(^.^с^м у пeгoo0в^а^-зyeтcянукaтopыПиолeшсIыпoапpыйoпгыттвпнбeeтииoooeь. Нед о сматокд енежных средств у государства, с одной стороны, РИКMlбыTOP в0ИOHeC-OOOбщeСOBЯ,C0PyГOHСBOBЦПЫ, подво-рит к наoбxoдимoети рвcныxpcт',вeнны-чPcтнxто пирвюрцсова (см. ниже рис. 2).

ZÏOZ ясІденаУ 'ç ô|\j

’хжитшпа

ОЦИОЛОГИИ

дихнРыотсыузивдна -возврат инвестиций

Доходы от туристской деятельности

Продвимение продукта у компании рМ Частный сектор • Разиещеиие • Транспорт • Рестораны • События Государство • Муоии • Исторические пвмятниси • Налоги • Сборы бибР% Туристская ( инфраструктура

Инвестиции в \ турпродукн ? рИ Продвижение С направления, \нто

Тренинги для Нн персонала У рн-нт% П Обеанечении (. безопасности, \Образование

Налоги

Выплаты

поставщикам

Со-

З/п персоналу

Г осудасственеый бюджет

Прибыль туристической компании

Бюджет на туризм

Рис. 2.ДОХОДЫ ИВОЗвратиивесоицвц оттуризма

Таким образом, партнёрство становится одним из факторов, влияющих оа разцитце т^фивме и конкифонаоспособность отрасли (см. ниже рис. 3 и 4).

Как ихвестнц, уровери кцнкурендти В Пцрионе тхроовы-ВаЙНОВЯ1СОК,ПрИЧёМСОПерНИЧеРТОЦ НДиТНоСТОЛВОО между ВВОИ^^^^^ИеС^В^]ЦНО1КИМВ^Х^1^ИВТ^]^,С^КХДВ>Т^ОЛ1е?ИОЫ И^]ВТЦТЦКими ззнаих^Этц вдиыои^от тхм, что турист сначала определяется во стяаной,куыахоч — пицнавв^ ожепотойВБсоирае в фицму. Наегдыдивоние т аоехдкевлеяет как стоимость турпакета, влаицалыйкомппетс роцинх фоицвц^ео,тви^1^^1вц^ уровень ^^х^о^о1оохс^о^т^и]х]^^.охи^о^€^ск)^;т^1^,^^а^1^а вра{)ахыддыброжела-ионыоицст меотовов аистхоиия, развицыхоотуритоокойинфра-структуры, уровень сервиса и т. п. Многие из перечисленных чозицийвходяо выюну ответоовтнностигосуд аррроа,и это оновв еооурсщаоа нхскидеепарвнёрскои с^о^]вцф^^1^и^между ВОСуда^ТцОМИ^ЗНвСОМ.

1 Туристская зона или дестинация (от англ. destination) - термин, применяемый в туристической индустрии, означающий регион,страну, группу стран,обладающих схожими характеристикамиирекреационнымивозможностями(напримерЛазурный берег, Турецкая Ривьера и т. п.). Определение дестинаций зависит от целей и предпочтений потребителя туристического продукта. Так, если цель поездки - катание на горных лыжах, не имеет смысла предлагать клиенту регион, где нет гор, а только морские пляжи и т. п.

Во всём мире бурное развитие государственночастного партнёрства шло с 1990-х гг., но туринду-стрия подключалась к данному процессу медленно и с неохотой. Компании опасались снижения своей конкурентоспособности из-за увеличения затрат, усиления бюрократии и определённого ограничения свободы предпринимательства плановыми заданиями.

ГМ

т-Н

0 гм

ю

го

о

ьл

01

Факторы, влияющие на развитие туризма Внешние факторы

Политическая

1 ситуация в \ стране ] О Качество Н Цена 1 Продвижение Л Каналы | Государственно -частное 1

V (районе, I турпродукта/ турпродукта 1 продажи 1 партнерство

V регионе) У у услуги у

Маркетинговая политика Внутрен ниефакторь і

Рис. З.Факторы, влияющие на развитие туризма

Л

Показательконкуреитоспьсобностинаправления

Разнообразие услуг Качество услуг

■ Атмосфера

■ Положительный опыт &

отношение

1

1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

удовлетворенкн Турочтокга абклунивание Чурогча днбоцоч

00

ь^ТсСУ| Нпои + Прочие факторы

е • Стоимость продукта • Условия оплаты о • Неудобство • Ненадежность

Рис. 4. Показательконкуреитоспособности напргшления

Тем не менее, при всей логичности такого сотрудниче-каяа тунистическаяоолаельнеопишилавоопоо ьзоваться его нреимуществамо.Во сз^:т]4^]т(тбу]нно^ета^ииио1^т^^^д)а]эотвен-но-часанло опартлё^ек а1плоз:П!^90-х гг., но туриндустрия поднлючаласькданномк о1е^(^]аяа^;т медлесшои о бнохеаой. В цалом колакнноя чaяямoгoорктлpнпoпoнуиyoчaвоияврлзy-дарственных проектах вполне понятны. Компании опасались сножлния споен з:оик^]ла]елоалокоа^ноаи из-ов улоличениоза-opaп,oPнлррляПюpякpaнит иооределённого ограничения сво-бoтыпpeдпpанимaеалкптвaплaнппымп папннуоми. Лоог этом оyтьлянклoнннтиëocквокол рнзт лбаатном-позволяя объединить знания, капитал и другие ресурсы, оно служит основой для развития. Облегчая выявление дополнительных возможно-

гіог ясІденаУ 'д о|\|

стей ипрдпязствийраззйвиятррпрорййРа,помогая в решении проблем отрасли, партнёрство должно увеличить, а не уменьшить конкурпнтнкепуризаущьсово камппнчР л икпррууктов.

1"сннузке^|:эн:-нЕ1^уе^о-Фс^^т^^^н^^^^ь^^^^л^^р ОПЄрЄДЄЛОНИЄ понятия

Такчтожепакне уна^^^р^(^,онкп^с^-н[астное партнёрство Двнгл.РРР — ОиЬИс-Ргтуазе РарГпегыЫр)?Сцщеспгретмноже-^,нук]Э£^Е^]^^у^н^рр^^ с^еор-ок^^і^]ук,ит ку^уь.щкпі^в^н^ао -ІС^ОКЗО^^^І^Ь сформулирована просто - объединение (сотрудничество) для ^анизации ноеместнып прохктоз ерыжд1 госррднюотврнным очаотнымсекоорамн.

Неымны «госндявственоауцургное цкртнёрсрнч» (ГЧП) порпинок з кпфпле90-хгг. XX в.и РвяcaнглурррIмoHрa-ромк о<урртсоскны моделью» ГЧП. В 1992 г. правительство Д.МейожсрккКъявелзо«чпцзнсо фиоанкнсрР лнициативе» (Ргікн^ЕіпаоорІпШаиуе уРЕ1)с которая представляла собой дтдьртизифтвооыую нчнккгщиюргравынкап гпрсобстпекрюстью. CyтпPFIcoетоыoaопoм,«оыoывpaмкnи договсрот ис^і^нше-ний о государственно-частном партнёрстве передать частному кнзточн Оракцигфинпнсировання-тьргительства, реконструк-дcи,эгacнаPTУЦиa,pеlpanыauщяи«Рп.Coбъныпaоаaциально-cцльтpнцойипучнзynрыурeннyй —[нфуaвоирктppы, находя-щнусн вгрнцчуаcсферцфрí собгтвтннnзoи[ноы:3, Т.Г6-Є4].

ыамнти]^ чнoвз«рaдцпйпpaкopкe аррмир ногу -расытненну-ьаспров руччпёрсооы ксролсрцкная в узком кмысон к нopиpcтppмныоapиcнентpии бузнесанкааполне-yиюгocpдоncтвepыыx он муниципальных задач, связанных рнpeдтьссвлоa—окпеOлиц«еIп иcлрз,нaзoнтияoOщeкнсрцчoй ирфиacпppкпpоac,ocыP]|;ecтолз—ия крупных и сложных проектов ртзсинигвехнаипча^

Cуaз[ ктнн - окснр рынокно стнцеприа, п рам-

урр котоо-й мoгрнpaccмптpиваться все возможные формы гзигмодтМосвня гукорaрттвaоЫизpecо: Ыцнaа)oвoнщнкцорoсть, голлектнорые оыоаворы мeждpгрcpсРpктопр[ , р—офкаюовми оpaбФPео;oтсрпмИIПoнпжnкциркзoеcиаlльpoщ янсрнктвррpости идалеепап ьоыднюрых фр^юртрнк тных и иных отношений уаьгнвнфбиее есаизосодарстпгокм.і рн

Безрсловно, возможность привлечь финансовые ресурсы уaзccoгьccнтйpыкофeиФИ раофргие ыnнanыпнрцчnитcя в веде-пнигтcpдanзцпе]ЦoтpуОыoaвплoке«лыныx —осхопосррпмрого рpзooррoдящиxвoзмoжысcтмбюджета, является одним из олнву:ыxптcооинnтвГЧПыЭтнпoчсо -р- арфрарнчркпррные, CПaKЖHCTуHГЫеHРeCРЬ[BOбфеОTРI| онокрькрем огут быть переданы в частную собственность. Проекты ГЧП реализуются и в таких сферах, как ЖКХ, медицинские услуги, образо-

гхог яс^денэ1!?1 'д оЫ

вание, спсрт, т.с.в ттцирльноорренвированных отраслях, интересных бизнесу при определённых условиях: например, когда гocндapепвд4тpoитнeo0xааимвюинф4аскеyнoтpyзнcчёт СюджетныхсредствУлмвУ)].

Cooтвoтcoвeннк,влëмoжнoдкбнлyьлгяниeеалoкнyиpeде-нония: зтcнданзнненнo-неотннапaитнëpcтвoecr[ъансмифнчзукaя форма взаимодействия государства и частного сектора в сфере ддкнембки, о нап ап 4 няуopoгo ни еж но сбаляи оираваяноаох енаа-лозан, нpaвиoбнаеталнcтвcтаеoл п опоцессе его реализации ДыБ^].

Н^^^^сенезоНуипа ё ннзно логиз яоно он7с^]^П1^влапию 0] Г. Варнлкскзм: I<Гocyдapcтyoннo-яoпoнoe партнёрство -отoитcтитyдбoунньныйи ляочнизациyпныйaлoягcмeжду ро4yерpеевям г бизноноп оцеляп peaягнaцемoущecтоoнно значимых проектов и программ в широком спектре отраслей оaoмлIшнeнинaчи о HИOKм, вплкчо е;а oMepе- узлуг» -л и. о Г.

Тприы гЧднном, можно сформулировать базовые при-снакибШГС:

IаблpанoмиГЧПявпяюaaн две влиятельные силы - го-кударнтвенныйазкторияастныйсентор;

- взаимодействие сторон в ГЧП закрепляется на офици-гкыеoй,юpигичecкгйocнoеe(еяонaшeнея,дoгoвеpы, ернтеaктынт. п.]

- чллимодейсавие пУ0Уaнныx аеoнoд нмнеo действительно партнёрский, равноправный характер (т. е. в обяза-4eльннмияpядке нoлжeнснбнюнoексяплoиттв, Чдлнн с 0TсюаH0IXИД0Пp34ЯKІ;

н нЧПимеебчëскoннIаижeнннюпyблпннyю,явщecгвен-ниюнемчнелoнннc ть (его главная цель - удовлетворе-тиeбоeyдaнзавсниеая унтнoееyІ;

-Г ПроЩ eco4peилкгaциупнo4ункенa исневеГЧП консо-^г^д^и^н^^'^^ннеё^^е^е дииоютсякктивы- ром^наыил кла-ды)оторнн;

]фноaтоoаыepмекииьaтpoты,aтaкюс оoоеуенyтые нHЧПгнзяоьoлты гяаеIoeдeломб4ямeмдyоеopoнaми Г! гфлпора;пяи oтояаемo изнол-ловм договорёноостям, зафиканнoвaниымч еяooвeтствующих соглашениях, длгааopyп.кянloжктaxит.п.Iзм.•е-.

гіог ясІденаУ 'д о|\|

Кисударственно-частное партнёрство в оТПерз -^^рризыча: нянpвнымпapaкыepоcтмии

Oaccмьтнpм,ныррпopфзaпoыятиямичacчнoгoирocоуунI зтвuнпoнoceктмpоo Ртaяиoтииoрpря уoорcло Гсм.ано. ни -). HeoЫуoпимо оOnaтитьунимоцирнaтр,чтo бизнес-сообщество

ВHeДOTaTMeH—OЧKУTЯOЛЬHЫMИПpeо;ПnмaРИHРИ, пьо кразлич-

рымиупчуелрвыми Paккаоpoншями,ирoввaимoутнoшeния веocyдопноооммaжeтвc,нцрnррнюпoйирр,ниx компонентов.

Ст^км.рт туристической отрасли

^^і^гнн дазнющеыр- ос^"^с^|э paзвлеьecиь

• Отели • Музеи и галереи

• Апартаменты • Нацпанальные парке о

• Уплль] заповедники

• Коттеджи • Объекты культурного

• Дима отдыха наследия

• Санатории • Выставочные и спортивн ые

• Кемпинги центры • Парки отдыаа и развле-ений .^Фестивали и события

TI>Pнcпнpтныйceввop

• Авиакомпании

• Ж/д коміпаниа

• Круизные компании

т Жвтобустые томпании

• Аренда ІвтомpГcлей

Отраслевое

объединение

(ассоциация)

Стктос всоиаьсрих oржaниІпр-г

• Туроператоры

• Турагентства

• Организаторы кнофереоцай

• Системчі бронирования

• Туристские гиды

• Производители сувениров

Рис. 5. Структура туристической отрасли (чacынырогрткn)

Раанообапаоа видовдеятелнност^прямниликпрвенно относящихся к туризму, предполагает и разветвлённую си-ххьыу езо яеoyлиpnoaння нб еос^арнтанокном «фовно рУ отргз руo;нoдрлуаaя туристская политика становится продуктом вза-умcдттттвднцглрм-уyппымиягcоeын,нвивннРРкоо ]го разных

ПHРсняxвaоoои:

Государственный сектор

Для нормального развития отрасли необходимо грамотное распределение полномочий и зон ответственности между сторонами. Возможности для партнёрства следует искать в точках пресечения.

ГМ

т-Н

0 гм

Ю

го

о

игТ

01

Межведоаственный совет по туризму

Министерство, отвечающее за нуризм

МВД Монюст Минфин МИД

Регионал ьные власти

Райолные власти

Муниципальные

власти

• Министервтво транспорта

- 1\/1инистерство регионального развития

- Министерство здравоохранения

- и т : д.

нис.к Структура туристической отрасли (гoсyаoеУЗвcннтIHзгoгзo)

Дуян анмчльнoгopaскпёaя отрасли необходимо грамот-оссо ртси^доленяа плпнoмлчин и зан отпо,гсдв4нности тлжду чтвронами. Возможности для партнёрства следует искать в точ-очхнтекекения.

Bкaчеcикерoнмepнвoзтмëиклассификацию отелей. Bэlймвoпнтоеoгeнн нoжнooпpедeлитьoбяëaгяoсти госу-Чансoлснныничacтныxceктoнoт.ГoоyдннУтлoнные органы бoджтыcopaпднpтчднк мянкмеглныеcтaиннглыбeкoпacннзои иoнгиeнoIУ оyooк4тcoвyмщеIxпpедпpиянияиинлooгтнигдcте-йpткмeoтa(гаcoиницaд.палoяoкaтax.cниоoкяиoя и т. п.). Чaoтныйcснбoг. книснбнpoвaнодeйнy лкммеoчe4кнюэффек-вивгпоoё, заинтepесooнн в том, чтобы созданная классифи-^^т^^ч а]^тга^,^1^^^аа шиип^из^^c^я качеатветноп п пряертояой информацией о гостиничных объектах и уровне обслуживания й ни д. НИто KюнIcиPHоo патноуносте в кocлeдoвителянoм иол оль-yooaнну пpизнaнгяyн cyoнауoвaинoйтepминнлoгии.ГЧПкбе-знoчгнaюе ^(Зэфа^о^^1^<^едс^оигожение данной цели.

ИлиотccмаегимвдпpocзaщиааI пуав зюзоебиоелей. Кажотсяочевла;ныи, лтона алоууарство, зочои^и^^ лактор носуз oтветттвeннoёнк зео 'но, гооОпз гфздооковоткпотребителям наиболее полную информацию о месте отдыха, позволяя им cплaндpoвoeа а[ояи^^^,^]^иш нидятнyюпoeздкy.Kpoпинлзo, лнз[ обоотвеоают за безопасность туристов. Без стратегического пaвюIaгeввтcocoнoдаoдaкёocoяжeнуюэнип цояол отдельные HаoиияyoсyтеыекдeДлииовиoлГ]ДHУгиeвyиpocы, оаяротив, oпaинoны.инфoнмaцнпмныcтбыть противоречивой. При этом еаждал бон тар oнбyдсбвыoляа;eбн тeппoПзeо икноиепой, а ито-сoвын нoлдyкн,иoткиaмoи ннрвнло,небудет соответствовать требуемым стандартам. Здесь, как и в предыдущем примере, могло бы помочь грамотно организованное ГЧП.

гіог ясІденаУ 'д о|\|

Крометого,ГЧПможетигратьважную роль в создании условий для устойчивого развития туризма. Организованное саморегулироопниебудетспосааснвоватекооперуоиибизнес-спкещеенб пигкнопгяс ттавр eшегии яком го озологических осоциоягныи oянpocoв,oaк,нaпдкмнp,coнpощ4пиoныбpкc ов

е атмосфенза opгaнииaцилcдopaoyаялeнияoиxoдoв,изиoдe-

нение сексуальной эксплуатации, увеличение роли женщин де]]]у,, Рассматувонив нодопнын аoннoeдн пртдполагоко акопвное Лпacниeoopглвыxaceнлиалий иоораслев:ы:х организаций в рас-птeдтлeнФиинфoнмaцииедепииx yнааoпиикo]

BпзкoH[Cелиpoе4млдиаoь чосщемои доцeпднкн:вoздa-пдлсoдимкзбиняциoналыcлгooyoпo одукпо,оо мы увидим, что пoaдyтapлгвeнeыУIИP aитнынеeкдoж oчeньaктпкнoвяooтчены л ЭТОТ пр-щесе г онотят1 СЖнНОЦТННЫЙоКПг.Н^раоРИТИРОТрасли (см. таблицу 1).

Таннауо 1

наспределение ответственности ]ae^^5'cеyда^(^и^^еезз^]н ^^^«^,^1^ыпсзо^1^]^1^»^1[ л паевит™ ^5^^^с^»^1^«еской отрасли

иона отвее^^^^ыо^а^^о^ СocеЫІplocпосоIо сектор Часоньшснктор

Объединения Предприятия

РaooЫKIЯвax полттигх

С^^^^^й^^(^^COO^]^^Ь^I^Нe х X х

Правовые рамки х х х

ИooeшиpoвтoиьI коотроль к з т

йкрнжаюстя преда аoтфрьcтyбаoеpa х х х

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Доступность турпродукта и^(^г^г^н X X X

Человеческие ресурсы х х х

Информация X т X

Цнноргя политика

полирск^окюеообоыоанве / РМрЫ X

СебУСВОеЫОЮТЬ ТСЫРРОДузСГ з

Kгрaoïcктоc>РеыoоI X

MapиeЫПОIOBЫРOOOOyHИM-0OИ

Вгемнитбаркетинг

Л^Си пседвижшие др-еавгноия к е X

Вебсайт направления х х х

гіог ясІденаУ 'д о|\|

Продолж ение таблицы 1

Зона ответств енности Государственный еектор Частный сектор

Оаъеввстнат Предпртятия

Учтсвие ввыстдвкдт X в X

Продвимемиетдспродуттг и

РЯ турпродукта х

ВндтдшниДмаркетиег

дТфриеитные д^^І^кет^і^готьк коммуникацпи X X X

Канадыраспроетрагердт

Ярмарки х х х

Интернет К й д

ТудвперДторыпстентр! ни

Ктк видим,игосударственный,ичастныйсектора уча-ствуютв:

-^¡^з^рг^С^с^1^1ее]^с^л^]нти^ь^иЕ10П]^^,дел^еЕ^1^^ правовыхрамок;

- разработке маркетинговой стратегии и продукто-в^^110^е^]^1^(^е^1СИ^1^;

- ф°чмиопв°ниитребовакийкуровню знаний и каче-стчуинфт рм] ацещ

- ^^;^е^г^Л^<^тк(в-<01^^П11—П[р^в^;^е^1^,г^т[И]^]св^]^^куи]тнс^с^^а-ций;

-]^к^^^р^с]^с^гдо^(^|сточеи^и(те]^]эктог]ти,о^1^(0роптруктура, екелоовв[тти;гтй мтпитал,ттлнологичеенийкапитаЛ; финансирование).

йакии[сбррзнм, МОЖНОВЫ делить следующие основные

обрссти сотаидничестйа: моктджмочо и^^о^о^н^г^]^1с^^о^^3работка ер^епС^г^<Т,^£1в^-^£^0^1^1^]^, В^С^^<Л€^И^й^0^£^]^[^51,^.Л^1^Т1р^ОЕ^-^1^]еОа^а^]^Ития Овоитна, ттт^остчоекие]тт^;^]всы, поддержка местных произво-уИТОКеН,СОТМеСТПТЧ ВТоВЕЛВНИеОНоПН—еМЫМИ тономи.

Ттоестическаа е1^^^'етцтв^о[й^]во^но.оц PйoнимантюI что выковаТы кибытaцeло(ициaитилкaчeитвa , защиочпоореби-oeлeй,еирнвмьчecкoeризвитие,иткpaш;ение бедности, сохранение к^нтэдэмоеоноеледия, иро;пaльнaвcпpaлеимивocтьйт.т.), В октмт^зо ечпможноэффективев и^шкть йоевизнитающ°р вопросы, а разнообразие форм сотрудничества позволяет подо-екорс рпотлаомтош для дтвнаю кенеретных аолеоий вчоиант.

Ужвсейнавможну ]^{-се^ти огромное число положи-тeкьныxйвимepoвтaкмиoиoтpyннквтcовaнaниицыиэ тапах типтчпие0ткaния0ypаp0тнсв'a.

1 Специфический термин туристической индустрии, о его значении см. примечание выше.

Государственно-частное партнёрство может осуществляться разово(сбор информации, планирование, поиск источников финансирования), систематически (модернизация продукта, обучение, исследования), постоянно (управление проектом).

гч

т-Н

О

.0

ю

го

о

Рак,наиркмер, широко признано, что учреждение ГЧП повышает эффективность Национальных туристских админи-стропий и офнеоо(НТО).

BеeмиклaяToциввoкaя Ореапнпацин IUNWTMС вокже нoлцоaеЫ[ кoрпaцтнëpcтвoзoaнooиьoк важныминтв^мен-Во]К ЧН°ЩВСООИеНИЯ OффeИTИBKCй ЫOpИCOИЧeCKOT[ПOЛИTИKИ. Партнёрства между странами, между частными компаниями с мвждунарсдными вргонитацмтми помогвют продоннрться р т)^шев^]нт[вос^их^(^]е^чоно^:о пpoблтптypизма, как налоги, ОИЗОКЫСфорМЛЛННОоТИ,СеЗОННЫе КЬЛебаНЛЯИ0Хр0йР окру-жaющeйcpаты.HaoВyчaюш;омcсминapeUNWTO, фротодив-штм ттмарта20т0 ^вМовкгеортмкахУП Международной оуррозскойоыотоокк «Иооримцркет-вОСОотГейтрсшьныорекре-вицн иКУТТО Т. IЛкO)oи кoцнeвннyл,чтцгocyдиpcгвeанo-кacт-ное партнёрство всё более увеличивает своё значение.

оМ ы оон отошн ов н том, как вес ной ет^.гис.во си тои а о ^езепльтытке исоеужения вулкана в такой маленькой стране, тркИcокнTuн,napaмuзoвaлoнеmвпоиоЫвмони[нoивесь мир. ВгuuyткожuвшнoгяЫopc-цaжнuиoй ситуации мы обнаружили твсocляOыомсеmч] Нам нвьOxoИuмaмежOeмицоднaккoвток; лоястоaщтнсе аpаоmyмuеmoв] снио оакгосЗаооныеозюовы нзрдачи могут решаться только на глобальном уровне. Этот Toккмзуmнеевoвьm ниы^вmumъmнкцоmвв иринесчаетнт-х тлучаян,°еттлп1в°чных квтазтрсК-ох, во время междуна-ыодыою кочфниктов^ойи^ри.анкротответ^еператоров. Конвенция чётко обозначит ответственность каждой из сторон, OI-Ьс ого еое^чрсвинл ввч частная компании. И мне приятно отметить, что Россия - активный участник Рабочей вмннпыпо лоОвовтоои eнpеeкmнTиннoooдo кцжексча^ — ок азал зoьключвниe в-иРинаи1.

Пзалитеиолтвт все нoш;опкнвлeкоютчаcтныпгеиеoр aНпЫВвнeниюoбъeували, нинодящимися в ведении государ-ооон:oэooпаивы,oбъeктыкндооyвнчоoмвеиeдимийип редпри-етик ньмт[чнвигйовтoбcлyживaннK]Moжнoикuнoьо,атo ГЧП oывткпaeт в ронп эксперта. очаетвуяврешвеоиклютйвыхдля данной сферы вопросов, таких как определение цели, струк-ыoпo[ДВcтyпнapыарк,лицeцoФИсгaнне,цоyчнoIepлoпaбoтки, ф°канвлтввзфие, иоыавеческаереаурсы.

Приэтоминтслсионость оттрудничества в каждом цоноретнчм смркаеможоебыпьрарлылнол. Mсoмoжеоoтy-ш;свтоияоьелыавoаo(cбop еефopмao;иИ(Плoйниoвaлиe,пoи°к источников финансирования), систематически (модернизация п^кукой, тбунони^ исследоктнияТ, нучравле-

йиeкpвимв°м(.

ІЛ

ОІ

1 Данная цитата из выступления была записана на слух автором этих строк, присутствовавшем на упомянутом семинаре.

гхог яс^денэ1!?1 'д оЫ

Оуноннтрморинациоксонркннрчтству заключается в том, что все партнёры извлекут выгоду из выравнивания соооношеннгг оь^-^чди^^т^с^^'п. М ри тоомцелиупервнёрства могнтбыто еомьсе развыа. Утсовно ^хмонс^о мкеОи'оь на шестьблвнов ; л]етко^1^,^,]^]^зо1^н^о^^(^]те в ,О(^:^]оцлс^1^ы^;т][е^о-венеенио -эист0^.^.^^:^. мвркетинс к сфодажн, мнЫртструк-тура, финансирование.

П^Ннкт: °лнашенив полдхннии,со-доние новоем вфо-рyкьoo] нссхренхеттанрнртоо ннсества. защита потребите-^^З1,з^се^11Ки^с^с^^^:^;зЕ^итне(с^[^[^(^р^ес^с^о^(^(^вал^е кпедложений

ВТ ОСМ-вцо ДaCT0ПpHMeчaTCИ0H0CCeП.BKйUИ ОЭсвНОМИсеТЛОе

^РсвТО-вОЛНИе меетногт ОаОГЩеТТва. литк0^н0жение и сохра-пенио ресян-оо.

ИонФоЛованик о к-ооновогии: о°тспеченменгва1фимото-дами и инструментами исследований, совершенствование ста-тиеричoекoзo урстас нпвсфение технткогинетких ноашсств к ноновацик.

Ho.eтueouc¡овeмeснpвoэ:внздpeйпо етaнноцоoв еачества побсинживвнхкнповышенцеквитификации и уровня произво-^]^^оп^1^ооти тoямcoвoeдeниcнoв]ыпвтpомoвaтвлысыxпuoеpвмм-

JЛгa^?]:ejOШ7¿г:йчиеивoьoие фнимынарошкорсыуо.ковы-шзр ие эффективности маркетинговых мероприятий, объедине-ынemзpкннмйеooыxкaмпaвий,боньшиИ онвиорынка,коллтк-ТИВНО.наоеИ- 0BЫCвa0П0X)Д0CЗкПH0H0BЫе рынки.

Ян:ев^I^(^^c?y^вгc/о^I^..^]^в^c^^^^I^^Ií:^I^^с^н^^aI^(^I^oг, развитие транспортной инфраструктуры и базовых услуг, создание PI^имзr-ca для иепцльзoвaнняpaxличныx видов -{жмснороа, улучшение системы здравоохранения и санитарии, повышение тгиврнябезанввнвтви.

ФlIЛPwевпнсмэclIс:в озможность привлечения инвести-цийннокллнасельнтгафнсанеи ноотния,квлученит старт--

ВИТО Капсовна.

Воонихыорннлх тсновнойнкртнв делаетвснасоздание ^(^^^IX^Тo>е^^^ниxТ)I)£^cо^вI^и^^]эа^,I! д^оих-напавлиеение еффектитноетп пс.0оиы нже сущосотующнн.Естостраньс^где от частного сектора требуются крупные капиталовложения, п теов -.оке енаралваодкнихесл экcплpaoициeйeбъoктов xoHpнвтсчкздPыrБезатйволo, нзмнтeоo0uизип формгоеудар-0TBeHП0сaаCTHТеТ пвртн^ентамтжно вычленить основные, cpooикoтopвIx:кoнеoпциyM[eoымecвнoeиpeЛнpнятиe,cтpатети-вески- альяоп^оамеовный мыдкееинг, ыртесфеннг.разлсххые контракты, предоставляемые государством частному сектору.

Енгертгв ConsultIсcO] пфере^тнревал игнврoльныййнст Kcрешнтеooвтaнвничоетoз[cм.:7]:

•Выртвливанво и мтeй]пoнкФaтoликождaяиз сторон ^лид^еойТнекдооилтречвток -то цтлидррг другу?

гхог яс^денэ1!?1 'д оЫ

• НфНткднвнрякаомукиканкяграчитлак о эффективно проходят плановые встречи и совещания? рассматриваются ли но нит основкыспыаЬномнытвондоеы?мотнойихтоерять лм°нттвавлмомойинфорвсфии?

• ПrввpaчмыйФpoцeccпpинмoиp о^-^тнт^з^.нсгте^с^^ли фотнфоицс^-^спринятия решения в партнёрстве? вовремя ли roдкmючны>сcмнокыныeлюa;иT

в Прозрачнот нз^с^пе^о^^ов-инс^ё^ег^'тиетственностей: по-нmмзюрлкплитуТpыIнou oнчовoт:еeваоаeнeнЫмooли ду-вт^и]^с^^(^^^я М^ещийврхмккхпартнёдовва?

• Кокпотонтносооснескноокт нысопакопкыттяоность cтоuпДнимтэв особенновуправл-нпиД

• Готовность к компромиссу: способны ли стороны ыuaнuиpoвaзь онон методы раТоты к нзсыдам l:]|¡]eэ'■с: .„¡ссоеос,1.

Вроз^ьс-ту такого партнёрства каждая из сторон полу-^]^гои^Я1о^нт1^о,т^с^в тйн°вбявpиma]ГocyoapcтвeннoIЙ сектор: дое^пкновымисточникемкшпитала, ускоренное развитие ыктисляуыЫ0севoчктypвI, Ь0°м0жв0ет0paвдeлeлмяииcк00; сМнужиоаниеили^уи-нснне с^.^^1^.^^в^^ ооскужиыонук, доступ к планированию, управлению и предоставлению услуг, Яoполнивольxыeaыеоды оьpaмвкuияoкономики.

Чкевxыйceмтьp] росвкпкносымрынксм, которые сpяЯйвo°ввитoeaнтcзвxьельнo;вoзмoжнocтьпaoвсш ения про-Лооеиоу aуoяветyзoвxл[pacмырoxиeепeктpaпpeкoooпвлнoмыx лРодупьснй oелк°,ллyчпвниeycнooийфдеpлвнврниз,зoеo[oж -уoзoькслзцeнинвы coктонypoвнвпpuТв:ли.

Киквидим, прлменениемехвниомовПЧП яожетстать мтщным°вимултмдс:я развития туристической отрасли CImaны.mлpнaиoыитпoльвoвoнияетoтoинcтpyо[eнвa0в'рyт рдесыаонсныдхп ее удлooнмcoных примерах.

Прн.ме(0ы реаыирпцим pcoыmтнoкнaитнocмнaнтнМpcтви п тнирооРонсии

ЫEввoпeUЧПвгфepeoыpизмaпоuманлвттямoеoaвoчлo широк] и иноысю0aeклвЙвефcревбpaвoвaннл]йaoаoaняcм°Iк ведоиторияс и объектах культурного наследия, при продвиже-^^]тс^]^С^о^т^]^иуит.д.

Oеoбаннocви пнимелинияменсяпoмвcГЧПв лриродо-охранной зоне можно рассмотреть на примере Эксмурского нациенельнотт ло°ма, PелийoбIшрaниu. eEиоoвсoвoлелиe информации посетителям, когда они прибывают в охраняемые зоны, такие как биосферные заповедники и национальные парки,

ZÏOZ яс^енэУ 'ç ô|\j

оте1^ь^^5^1^(^.Эффыга^]^1^1ак[^,^одомы^яе^(^я так называемая «Газета посетителя», которую можно бесплатно распространять в информационных центрахи объектахразмещения. Информацияотом,где ^«^'^¿^:онЕ^и,^^(зя]ие1о^п(^(ЗРн^тг1^е^р^о, сможет ^юсо^единерас оораеовательным матер^осм, раневоен-хоом на веспитахнеутзфиетоеотвноовоеновгоотнншяоия к природе. Эксмурский национальный парк заключил соглашении о паоонёрянве е местным оздооелеатвом о везвнемпздням в^1яона^е;!1^^,со^<^е1ъ;^^неп^^в^п1яео гМр^еете^1 посетителя» в год. Ято ]^тьи^онь^]^с^д-ыс^^е^,г1^5^а^1^ицест^ог^]эс^е^^лп^^(^^с^М1е^РРе25 лет. Дазетаарстоиеиа40стоандц,на иoлoвимеиякoтoнб-xaрoмe -щннымaтepпaрынaцяoнелдпооор ррк^^,^рр^торой - платные ябъявneнин.TaкмноCpaзoм,oтГЧЫпapнпoлнхрсo оогмож-дасед ргсълатно мв(T0лмн]е0I^£^^ье^0ИP ндгоо^а^^^сй, оеаоетная компания получает прибыль.

.ыпмшрым пртмяртр Г’еР^ЮС о сфыре оуошстского еНргюе-^^^И51]^(^;^^те лужить проект «Educatefortourism» («Обучайся ,гypиемоc),рaпyщeныыpоПрооyодниив2011с( Проект был Вамрабооон [Т^ет^и'рреоеа пшанирования и развития туризма (IЬ>DВ)cыпмeеoхocMгжндиapодным рнивepcирсърмпeпзе-рывноно тбнтгния (Globel UлivьсаLty0oе Làfelono Learning), П/]э тугальской туристской ассоциацией и UNWTO. Цель про-пктнnыЛпpмвpc)доаoкyлыыypyoтлърдогoрерве[еaеpбдипрo -фессионалов ^я^авющия дрр пепьныой создания стоимости ^ь^1^амиа^^г^ояры родокт х. с<Обхчай сяту^ему» как программа интерактивного обучения приводит стажёров к раз-мнсшлынню о лриннм и пыoфсгеиoнолбнoм еснкьр'р^ И поиызу ответов на вопросы: где я сейчас? где я хочу быть? как я могу рроплботоoбaтьpaзвитиюoряизмо омосйкшмрцниор воласти /гоaонсеПyтзмцaхaлленьного самоанализа и выявления про-^^тм(^ин^^ст^ез^ь^(^Уты ронхгрНии орогмто омогаетрнбооником вмриндуттрия нн редыррг>гоьрсдесто в ней и возможности для ^^ИЬС^^Н^Я^ОДИЧНОСТО ЫГОППЮофеесИОНаЛЬНРоО рЬЬЮо, В итоге штpacлояoкедабтобIcoковлacорырмптнвcпoвaнныxзoмрвд ни-мдо, о госуданетвн — мoоиоиpoвоьнoсндпoыоеяжкpрроизма общество. Подрастающее поколение и гражданское обще-сoров]бдяом отoгзaмронoигд:иeoиpиамоднмэмoнpмнчecкого иапццсльногбЯPoзитpнcтpaноI, лp0oтннммлмpиирнсонмм при-енаро рсв0xхдимосебпоcтемтлхoеoялучшения туристского сер-ШИеН,ЯнЦИС TЫ0TMeчaЮбP0CЮePpИИMГTб0П0p0Пe0HИИ: 0еKOMеH-дyюoоëоляпoездaкдpмзьдмизнaквмымиеyоьpoнoтoбиап возвращаются сами [см.: 8].

Пепрлатыльно-м noHMapoM оЫъедилонир pоилимгocyдaр-етиоимбооиоacтнoгo оеытоуовдля успешного представления оелршториины P0ЖДHHapOДHOMTXPЛеPеMOMpЫИMeMOЖeT слу-житьФовнцииICмaяPOOTг. аaзвитмeмрypивма во Франции и продвижением Франции как туристического объекта в мире занимается только группа Atout France (Агентство туристи-

ZÏOZ яс^енэУ 'ç ô|\j

ческогф ]^^з^1^д^ФфЫ^р!^1^цФиКс^одф^(^уд£1едд^в^^ная организация была создана в результате слияния Maison de la France (Нациоьсальноео доме Францос ) ы оюенюотхрODЮЪ Meпnео]Paнее Maieonde -oFтoиeе «енимoхояпхoдоижрмиемфоомо;yьского ирoолктaнaгaрyбeжныеpыnви,a агонтсбвоОШСрсотсеспе-ещелипип овaлocьнapaзвиоииоypиcpирсснoймнфрретpyктиpы (в том числе горнолыжной) внутри страны и за рубежом. PeoxoHoon: певноотвд oднooяемeииа занииаетея розоиоием туюш-вюическоТ ппфpaеoxyктypын продвоженном Франции на зару-Oeжныeвынки( Ыоь^^о веонплениы о pилхдeкpeтaoпoрядке пHИмeнeниоcдпанaoтypизмe,вcфгрpисoеeлoнвгриAгонееюо а яо oypиьрпчeекoмя ^зопбиюФрашщивхвдит подготовка яьвой клисвефикоцор оаелгй.С lяыыapp2X10е.APoнtFrance бодëI] бocyдoyотвзpnыи еыселф бяpooьpaтoтап с ороннорюте-лей автомобилей в соответствии с установленными суммами пио[гсеоиы ПО иВГИCTаеяДИ] HaKб0СK, о Сфере0бЯЮсЛЬНОСоИ M.toutFзоncоcxoннт подготовка туристических кадров в соот-^<^С^ССИ1^ИС CУ0yeмeHЫЫMИTpьЮ0Л0ПИЯMИ отогоссптора эконо-мокр трpoны.OT,oодинениeдвyy экспертов в области туризма стьнвзиыпгим XeпeDKOPOеO0yдapCЫBeHHO-ЛXeOЛOГX pрптнзp-ртвх. Hocyдapcтвopчaотвyeтофилаoскoooрнnи на ууоватЯО% ь/коло тысячи партнёров (из которых 800 частных компаний) финcncыpпютпpимгpнp ыыолоноже ЛPСxЬpeГBOM -[ролеких рзхoсдо,aвaкжсcnфилaнcиpoвония,ыpомо-акций или инжи-п:ь]риппоьылпно;ий ысм.:9].

Как уже упоминалось выше, в партнёрские отноше-РИЯ С 00Cyе0о00B0M оет’опыод'ю не еолокб ЧаГбНЫе НTMПaИИa, но и отраслевые ассоциации. Примером такого сотрудниче-ьеоп мoжeбcлyжиоьтyхкPтичсоедяoтpacшоBeнории. Роль нeпpоакеельcтпeнлыo ороанизаций в сфере туризма возросла пт990-вт).,озьружы нроахосьот иoppoивnoeеoopyдничecтво eгoLyдapорoелнымыoyгaноь[и, регулирующими туристскую aaиьсньнocоюветpсиe. OтpacлexoICoбъeдинeнин соали под-шлючеоо кпдоиесенпpинpюияpeнIпний, ^зр^отамофаво-оых раояр дeвepиp бизнеса. Это онест0ерсoнoнoпoвышeнию доверия и укреплению отношений между государственным с HPeГHЫMTeKTO03MPИ, срок CПepCTPИб]П0B0IHIeHИM крчества паcлнжиеонияиppзвpрoякндycтpии ювррзмр с рoeвлeoeний. В ироролщийpомeню о яиелесовмостно решаемых вопросов Шнгырирулт TPKPе.KPП0ЛOСHИeP0бP]eCTBePXЫXMС0T00.ГPеP-ирр, онcтeмpppppaльppoбддапполрpювюнищeвыxppoдлпбав, продвижение туризма, разработка стратегии развития туризма [ем.г ИВ

Врралросе рoccыйcкoгдлyризма примеров успешно ОпншнлооррыыщрхГЧП poкapeоaлмpoгo. Осиосдвеознание пeoборpпфаpти идтр имстомипутиестг руфрзнеса, и у государственных органов. Так, на заседании дискуссионной площадки по развитию туристского кластера Ульяновской области

гіог ясІденаУ 'д о|\|

Главарегиона СорглйМарооов обматил вниманае присутствующих на необходимость активного внедрения механизмов ГЧП. «В 02011 г. впервыебылвнедрён механизмгосударственно-част-ногоі^іартн^]р^,^]^іа.І}і^ідел^яе^л^і^іе Нюнжетнуавредеувавадунные м^вдос^]^]^^рс[Є[ в ^у02^в1е^д^г^1^н0:мг^(^]^ы^дкве^(г.^?кхыееесв[ёе^1^:е;а^ся оредотвами иіав^с,з(^]нд]нн[с^(^поаг^.і:пг^ч аі-;г^]^ш^г:3.]гн^(^;^ус^р^плте такого партнёрства за счёт областного бюджета с инвестора пыимается врнчитвлветп чонен вптнис ото созромик» тпзиаваекс^^о кСъекту д ннитензаымсрскомвдупвнмости. В то же время менициполитетгдрантиртгннно полуснет н^с^^^е^сзвчз^і^ігзьі й тур-инодyионaоooтй езрнз^ггон^Р^.Прі^]НРВ^ег[игм^^:за^і^^;^]\зз ГЧП мeдоoкoживлoирюиноecвициoннoк ниотнрдгти на территории мріпеео peоиoтз>[:-кcпcтaтиpдoол гаСснхт-тон Ульядовской oгдаcти [ом.: °1].

В качестве примера реализованного проекта приведем «Вдвопшныв соротк Смяерндт езохдцы» -- международоый консорцттм,очыдорый входят банк ВТБ, немецкий оператор кэяопетыокЕоарогС AGигpахзcкoяинoгcтициохнaя группа Огнеігисог. Р Од тпрзнп 2X00 г. по соглашению о государ-«твыоне-дкптпом п^Аеі^^^І^^'е^зісд^зд ооyщecтдиoеоyпpaвлeниe НFеазцитннoйотятoпьнoотыдaаpoпopсo«Пyкпoва».Bмaм-рах соглашения о ГЧП один из участников консорциума -«емещкий язoппырвнзыйдппpaгopFrоloога-пeoвдaëтчэpoпopту «Пчлдово»междунпронньш ^пк^тры^^ои ноу-хау в области кргапизациивеноппптооыхопедацай[сн.:сд].

О государственно-частном партнёрстве говорят и пред-тты2итeлиApдaoеельcкoй облусои: Приннонх саг» ирагртммт развития туризма предусматривает строительство различных oOквктoвзнcчcофeдeнaльнoет,«ггиoддкрн2гoимyницип аль-аыаTюджeтoо.Paзpoбзoывается областной закон о зонах эко-пoмиргокoнoTлoгапппятcтвooдFиа, заг таижопропуенооден меоанизмгоспнлдержкатунорран изаций на территории таких ззовыиддуунсурдои палоговы хосеух [ом.нтЗИ

Hoвыи междуна роп»ый ядуект началщаботу а Меноггорокд в н^мкдп »оолашения о онртн^стве «Государственно-частное партнёрство в сфере туризма д Барвнома Еоро-Арквпческомрзгионе(БАРТ»». Еп дзль -нтзв идрнгyкиаoкнргк нЙУтрасливБанснцевум резкрде.Пp оект 0occчиoaндо20З0г.и рклюрзз0 всебя две части. Первая пред-Всыиомнваео cвииyлyаицoекиeдccлoв;Увaнчн.дизлиз оивуацит ^^CГтл^(^кoм(^^^^^eíе рooкизрвнидpaевлвипвypитм0:вытa-ботку рекомендаций для развития туристической индустрии. Вго-чя, п«НFоиоoскнп едстр офепполагаго -жзтзГотку конкрет-oyгттypпртдyкзддлр тзденцовирегиона и создание информа-ткyвнп-тypиооичecкoар цектза о -уруно Мончзгурско. Центр ^У0^(^^ГI^^еположено еоттинрцe«Ceoгоo, «редптта на его ремонт и оборудование выделяются из бюджета проекта. В международном проекте принимают участие страны Евро-Арктического

гіог ясІденаУ 'д о|\|

Гегионо-Фимояллйя,Ноовсгбм,Швецим,Єессия. Бюджет его оставляет около одного миллиона евро. 42,8% этих денег

«БІД2ЛЯЄТ EвpOЗ-ЫOЗ:OCCеlЛЬHЫe 0peДCTTaBKHУДЫBaЮTГ0ДaHЫI-

Нндoтoицыпдвeивo Icм.:30]]

PoccийcкoйCeвepo целор oиeыoзaиoвзoеевкoдo рсдли-oaцид пaнcнрдркпнг]:poeквoввгфeпoвoдиeмо.Poлooocyдсpгота здесь видится в создании благоприятных условий и разви-ныыыо aнфяaввоaкoоpы] ІНІСопримрп. о Казэелии оазoт3aвывaeтcя ы:poeкт [дугового ooaкoгoмдpъ[pyвaнa круизных лайнерах.

нуoтвьFзПoдeо0удсн т пoБaлвoиo- затем рНОДЬ нoДрyaжьп Hoрвeгииоocрмoйceoсo ной ужон єчдогти Мокoпы-мыoaHoндкaп. ИМпос-]^00»^^»:, затем Карелия мчгвеетныоы тocвoпpимзчaвeльнocвпAЫнaocвpoвтoOoсжcкого иЛaдтжекooа озёр - и ыoзвpящeниeв Пивeппo Бзуомнрско-Балтийскому каналу. Проект невозможен без реконструкции канвла — 6тмвшиєс-до ярогтт у:^ мoесгь] одойон хн комн. А на ото де Вюджотчыэф теперь ежегодно выделяется более двух мпппытрыок pyепеИ.Aнтхитoст,еoлыгогoахн»деокo способно оотендвурбизнесув привлеченыи иностранных гостей на МрысонЫ Ceвгpк пaышиpиапрoдвокyбезви»овoгoдoжимаI roкаaрo:вкнличecттo зaипызыдпoизoддичныпзипУадпщëмное рформление поездок из соседних стран, например, на срок до CpрЫCк30Я,CyЩЫCBT3HH0y0eаИЧИF0BЫП000KBypИCT0rзB30M oиcлeпoппpшодoтм рынов;ъосо днч.Стответственно выросли «ыа ^жрпы^езвньіпживєт е^заиаоыхвв^Аонесе [см.: 13].

Водный туризм вообще остро нуждается в широком вне-ддов—н ГЧП. O’а.KI нaи]oимoo, кдазиг тризной орразчи рзаотн с тем, что в России круизные суда уже давно не строятся, упoкнпкaинзарyбeжoмпднзyщecввyюьвeвнooюгyoOнкжe нии иeимгеocмырл».Ho»oз гудно при средней стоимости порядка ПОмря.евноткупивеп нздоз рД-Ч5лев. По-явногчво ннсдин кoвeаcoр дложенио ое: пойдет. По мнению игроков

Пынкa,иayaндамеPБПопoддepжкaсoеад»Чcтвaз пероую оче-^дьдолжназъклюнпдьсяп двБOoooыx гюeлacльннрxмтпoкyпку и ввод в гнедл^доиию новыо дoчныпидyизныдcyдoo[oM].l5]. Есть и другие проблемы, с которыми бизнес не справится без дoддoвжпигoгрaаолдтo-oдcyдeдвиeдoчныдкoдв,опвнoaeтас-н^^^дріип-^к(унооог^г]^, квpдевквaяинфдaoврyкрдн»(недoеваток гaпoaвoчкыаcдaно;oй, н-^I^^^,aтo»г^гбаркадеров). Эти меропри-вдыи моeyг0ыдьoен щесввдены рoмвкoнa нтд жруны eoзaoги. Таинм нбдоном, oляpуoвквиякpyиoнпгопaпвoннoгo в^изт-в необходимы целевые программы - федеральная и региональные, вовврыо п«едноласоюн гoвyдaпcввоннo-чacтнвз пароноревво.

ИФФєквнтномєн aи—змоI государственно-частного пар-тнёрвввамъгпв FДимoняваoн ипд—дгшєнпи зокоД коболев-мейпpвГлгмЫ]K»кнпaocвaвoпcoвpeмcнныx гостиниц эконом-класса в Москве и других городах России. По мнению генерального директора ООО «Балчуг», для возведения отелей

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Россия, занимающая сегодня 4 и 13-е места по обеспеченности природными и культурными ресурсами (соответственно), находится лишь на 59-м месте по конкурентоспособности туристической отрасли в рейтинге ВЭФ.

Г-3 зорздтінеорховцмоаооувабсмтеило-чистнае партнёрство: экономически создание объектов размещения такого уровня «е выгодно и»-зыддитeльнoёoоpoкн ткаoaeмooвк- спочому нтоок! зченид Ввонзее cтpoFоьиxбecёмыoлeнoo[cма 16].

Отрасле оыезвсдощоп; ии, ры пертую oхзoедв]Oдooииcк ий (°оюо ,0ypинодРвпFИIPCT],тaкжeoдзивнв оooрaнoны помпой-моотношения с органами власти. Так, среди основных направ-нынай деякельтосои PCM[пoргoоoакo зз cоlцeйовккё придномы eдoонoвииныы нopмaeнвныxaктoв,нoнpaвленныIх на развитие мкдyетpииыоемдмa; oнaивFГвpaёpaбаоигФноеpaльнoИ целевой ипосчaммыyрeгиoнaрoaыдноooдaммооиoивимтypизмa(coвep-ШГH0OOOOаHИДeИГBГMЫПВреOTOBKK. иервкорготовки и повы-шрпу-ныолиФикоыкизолистских кадpoт;вгдFмooсMвтвие с фортраньными оп -eе:аoндльнымиoooунaмр сосудартсвзмной власти, работа в составе их советов, рабочих групп и комиссий; совзрсмынсмводание гaй0н0дaтeф0сцвд попopозпнIИз о, распитою овиа^ Ж/таврыпиревозок, морского и речного судоходства Ccpопeпoыт«аeабecпeпeниeoypин-нooрии)[cм.: ИВ].

нтЮЛЮЧчНИе

Рассмотренныепримеры позколяют увидеть, что российская туриндустрия, хоть и с некоторым отставанием от междынародныхтидероаттрасли,полутилавтамож ность при-мененлямеханызмотГЧПдле п^о!^1^ел^ени^е1СЕ^оу]Зк^^13ТР^€^н^го-яярыобносоа на ыироыым рншге нуагылуг. ДляРырснркркЛне ваменминевойзыо1твреализаыеид ,гс^]^а^<^,^иН^е^с^^е^гоыетенциала, нардрыИ заклноаетсял лом, л то гтьyeоpcтеeнно-чиеeнoe пар-рнёрствоявояетыя, еыомтжно, самой эффективной и быстрой Вонтззй pнзвмоирcИeдыoyнисо[a.Иo[Iннo ноеуымупутигдут врранор олходащиееясегодаяв авангарде мирового туризма. Кйзжклению, Ныссия, зднгмающргсегорнтли^-еместа по етнспестуносни прчрыяными ы нультуошыом гоорнромя йвоот-рныс^'тз^^^ут^), тйооритсяуишо на 59-м месте по конкурентоспо-еобвоезййоонстическоролраьлк орeйдиcоeB0Ф[рм•:H8].

ПтацгнкaмMинcгopттypиамa,дтeчeртврннaя еуристи-а^с^кн^от^ы^^мЫ)рб^^)^даер]^(^^]вр нео^хдимымиртр^сами для ортренаеopaзвoтгяпpaиьичecки отех видов отдыха и имеет еевеёнокыидеболее1г 400оые. с^дсатразаещения, 4р7ието-о ртносжих горпдор, бзгее р40тых,ыLaмытниковиcотяии о чннЬ]

™ еyйоз,10OмyзeлIeaптвбонико р1Д2науионолргых порка. На

^ еeгoднншниoдeнсвтоиизмоярыeжныxoыpтяяяxзaнясoбoлее

р млн челавеы^лон^»^.еог^1^е^]^й0т совокупный доход в размере мкнлоы 6Mылддлубтей,вклюeуутенeoдуoTopoт.

ао июляГОЮяо уоопонджениемпыавительства РФ 0| утверждена концепция Федеральной целевой программы (ФЦП)

«Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской

ZIOZ qdgeHstf 'g oN

что по выполнении программы в 2016 г. оборот отечественной туриндустрии достигнет 900 млрдрублей.Доходыоттуристическогосектора экономики ерфастутдо 9-10% ВВП[см.: С9]. Соглакно кон-

^ПИ^1^]И<1^;Р11, 1пС^(^л^,Д^рСО^(^]НИО-'^)^С^]^(^е1^^-ЭО^О^€^1)^Т^С]С^]Э(^^^ОМа-чриеает «о(ГОР^^тк^1^(0О^;^;^и^^дойссо^р Е^с^(^^(^]овоноо5вл^сти, туристического бизнеса, научных и общественных организаций э рналиоации маонатдрйн«х тнрихтеких проекеов и сфсграмм, ^о^^дтвс^«^]оно^:л1^^1^«1лти,р]ол,ге^-^]ровср^«)1« привлекательности релилатв, увелиоеннк онутррннего о[оо^(-^,отрор одонгтских нсеок от,т^с^вь^^^таи(зя^а^т^(^соте^ур одэдуктор»(ло^.: но В

!нооо[с^я^]^-),р^а^^]^1^(оо^^о^с^со^ (^3^э^]^т^]^«^]^^-познавательный, »котилизм у ДР*)> днявисгемыйв ^£^]д^^:оГ^^, ссосо/важ-нстиоим ча-едозоора. акен«оппцин тиpистндecкoгoпoвонниaла России, а также обеспечения сохранности памятников исто-ричсского кдро1рое1я и пpидoкдып рото]^сро.

риОлиоорафнччсхий нпиоок

Ф 0nteтnaСcoддlTсаdрЧьa(ПсiСОI0а0l]TиЫeП. l.W»rld mirohandice exportsHy тд^(^1«о^1’-^с1ис5о оноин» 2010, ТкЫч HI. Л.СР’с^и^сГ-^с’^с^оИа cc«Kmer-:Pplceavioes by category. 2010) // OфиаиангныйхaйтBтeмиpооЧToтеооoйOьтaнизации. ЫRИ:htЧp://www.wCд]oсй.

2.UNWHр)WoлlpTouсisхL ВаготеЧег, PR12ayo, Mpdri1. 16JапlTСC Офнр ианстошсайа ^-^^миитoí]T^;^истоопй Ороалигтиии.игт« д//pp//wmw.unwт0.0IH.

3. ЬTмyнпД.M. Г«оударственно-частное партнёрство.

]^^1^1^лчди1^]са^г^с^^^^ч(^^омеескора кчлсдиягocддapcтва ис]£^c^ь^I^<^l^«ь«^скто0»/ о ии финансовоёмких проектов

//С правон никрук oхoдитeляyчpeжчсниикчнсоypы. 2005. eiolL^«

Д.Бтжeнoв К. Р.ГЧП дня инфраструктуры [Электронный рлсурн]БЛЭкспен«ный ндидпBыcmeйшкoсыэкoнрмики /мткpытaиэкеиocикпx.URL: Ы^://орес.си / 1 24T40p.[Оtml.

Р.Сиролин A.ГЧПдля/KKX:И не только [Электронный р»сура]Х/ Ииoпeооныйкрнолрыошeй шо^чо^1^1 ккднкмикк «Oтиpытдяонинаминр»URM]hIPпс/.Соиeь.сu/ l^^^'СаP^.Д^:иГ

6.BppнoрлкиoB.AлмяльпpнсoхpeдPлeнсыHcpлн .t Фельд Птчтр, лк000. № 29.

7]PнЫic-иаiиatн д^^к^гР.^1^^г^ег8Ь1р8 mutual benefits for Ьист/нв a^dpсоОтceсK рге ал/« «д«т^о1 птоpared by EURO%ARCCpncultmg тп bсhplрoСthe EUROPARC

Z10Z ясІденаУ 'g qN

ПСГТи М Ш1’ULwMiwumxi liJEV. і Тшш LI IV Социологи и

Federationfor thePARKS &BENEFITS project. January 2012. URL: http://www.europarc.org/uploaded/ documents/8 71.pdf.

..Coc.aA.J.Tourirm.^bUc-PrrbatePartners.Mps.Tlpeca/e of pai“EdueaPe Ьор^игІ8т”регВесГ[Рпектрмнаьш -нурв] // Мате.иалы семинара Федерального агентства по туризму Минкулст/рыРФи/аНР'аУ’ТО. Партнёрство гасреерства и оащесевенныморерризоцийМрръетенррр^втурпзме: е^/ср^^^раоси^а^г^(^^а{н^ый(^^^тГг еррарта 2012 г. Москва. UML:h7te:1/www.rus/ia/euersT.rtpiabriairill2dpe0900/.

9.Короркава И.Агеитство по ааевиеию туризма во ФианцсА [Эпррсмкнныр аенррс]//Маьериаьмгсеменара ФеьеуалаьоьранеаергаапотупизмуМинкпльтррыР Ф hUNWTO. Парин^тпно государства и общественных орга-низади^оСіседаненийІе нуртнме: раерипькпйизаруб/ж-лрій спые. te марті20/р г. Мааоее. URL:htrK:,o/www. russiatourism.ru/rubriki/-1124140900.

Ср-AkopN. PaeBnershipofgovoinment and non-governmental orgEwCsLt/anrinthc /^^!^«H^fTi^itpi!c:m:e^]tc Hueearian схйеьгепсе1рлмктррраыйресайеС//Материаоысеминара Федерального агентства по туризму Минкультуры РФ ^I^wiw/^e^. По.ьнёрст тт еарудьрсеааиабщепрртрн aixc.ca -низаций (объединений) в туризме: российский и зарубеж-еый опі/сє11 1р тарта 2ЄСІ г. Ммекьт. /J'tf/s: http://www. russiatourism.ru/rubriki/-1124140900.

Н.СергейМороеоа, еубераеаао УйРапооскайоблмети: Отпаниь типизмпдслжка ирррринимагтсякакьажнейшийдвигатель 3PfPJM^^cc^!dc^^KTeb^H^ip:^^^^pf]/P Hmf ормацтонаосй пор-тшіГосудрренаьпмо-растное партнёрство в России. 1 июня 2TLdr.URL:h0fn:/nebaa.dda-r,ussia.ru/nmp[pst:LTtm-n^h1ml.

1р.Кпнпатсся, апратлающья ааоопоктьм «Прлково», еталр аленйм РСТ (ЭлРКвронныКрцелос1 РН RAMAnews. ЕжеднеамрмэлРПзроннаяемзетьр>оссийскогоСоювотури н-дьсерии. d011. №р809. URL: http://www.ratanews.ru/ і^ит^о^^:^е^л^ипСІ^1)-^]11/_^./^.р^.

/т.Сможеилр ртссейекип ееве. роставиеькмпку.енцию южносмкурратом? [Элваь.мнный ресурс] // RATAnews. EжeднeттaяPлeкоaёмнaяeгrcJмPofThйеbacrCaюзabapPн-дусе.ии. рр1л.№рмпо. UR3« азір.//www.ratane1на/.гт0 news /лиееі_8 1 Р^І^ОПЦ_fa. /Іт.

«..ВМорчеаорткк рвг-^елщмзі^£^^ арф0рмапраррасоммр-стир/отпйцент.-Элек/фонный ресурс] // RATAnews. Еженревтаяьсактрьр нмягазеьарсрерйскоаё .аюза турин-дустрии. 2011. № 2729. URL: http://www.ratanews.ru/ news/news_22022011_8.stm.

гхог яс^денэ1!?1 'д оЫ

15. Круизыпо-прежнему остаютсябезонасоым видом отдыха [Электронный ресурс] // RATAnews. Ежедневная электронная газетаРоссийскогоСоюзатуриндустрии.2011.№2828. Ц11Ь:11рУр^ ]^а^е^п^\уаге1/пе \У8/пеи^8_1407Р^0!И_С^. г йш.

У6.]Ср^£^:вит^(^.льзтво]У[с^с^1ГУ1^1 рт/5Те^^)т^,/су вм/сшт/7ах Тед -ствиттури ндустрии [Электронный ресурс] // RATAnews. Еж^днкн/в эяситетевуяеаззтаРосспИсеусуСоюеатуриР-дуеунии. /^В.С.СГоВ^'ВЬВт ГСКЬ: ВиЬ/рс//рньф.гаТ^/^^е^у.уи/ nеwвеhрws_2р0у20т/_г.stm.

^БарпыкинЮ.А. В^/^1и^^с^^]^^ннЕ^/0(^(5ъер4ненс/о тту/фиду-^трио^.у^^4Ы1^с^Т^^Те^?р^^^^]^^ие^€^с5с.[^^.е^к тронный ресурс] I/ МатеоиалыееминасхФсуерильнтуеагснтстваооестизму Минкупотуры уф с UNWTй.ПоpтнгяеP4и таиударства ис^ществ/исыжсфоанизаций (объединений) в туризме: ]^с^с^он1^с^^нйе1^^жЙ^2^]^1^^11 oяы]т.lьмырты2012г.M смоква. иЗВ!!!.. р Жр. Е 0овева.ош/ш!/].е^т.г uсе4bгiлi/-етр4и4р6])р.

С8. Plo2о1Cвmвв/ШveисssRеувrt201В [Электронхый ресурс] ВеОфицисриныйтайтВсумивно го Экономического Форума. ЦКТвЬййр:// httо://www:ыесоrыn.oеву

ЕД. Виталий Мутко прогнозирует туристической отрасли про-ржв [Нлекторннашрззууе[ // КАйАпеет. Ежеинууная ;с.сее^с^р^1^ньо сазеутРосеижскЕгоСоюза туриндустрии.

аоа 0. №267 2. ЗТФЬ: УГJу(//www.еуеуnywс.ru/news/ 4tй/_28У4Ъ4T()_Д.гГm.

20.Koвцeпцинфtяepaльньй с;ар^^^<^^ ортсртммывРазвиьаг внутфутнеео ивъесд40/4тypуефу в .йсуижжойФудерт^и (а°1Л-2у/6 у/с1.)/ с 7-4оc]этг-(ен:г П4Гтъиовлгнием ПръoитeльP4ваPФoт 19 июля 2010 г. № 1230 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.