НОВЫЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ РЕГИОНОВ*
Е.О. ГОРЕЦКАЯ,
кандидат географических наук, доцент Краснодарский филиал Российского государственного торгово-экономического университета
Новые интеграционные проекты регионов формируются в условиях становления «новой экономики», основанной на новейших информационных и коммуникационных технологиях. Интеграция регионов в мировое хозяйство предполагает решение следующих задач:
• учет тенденций глобализации и формирование региональной экономики, основанной на Интернет-технологиях, на основе реализации принципа прозрачности в руководстве экономикой регионов, а также упрощения административных процедур;
• активизация индивидуальных и коллективных действий региональных экономик по созданию открытых зон торговли и инвестиций;
• стимулирование экономического и технического сотрудничества регионов. Интеграция регионов в мировое хозяйство
осуществляется по трем направлениям: открытие рынка; содействие торговле; экономическое и техническое сотрудничество. При этом возможно использование следующих механизмов интеграции.
1. Отраслевая либерализация. В целях активизации создания зон свободной торговли принимаются решения о добровольной ускоренной отраслевой либерализации в регионах по отдельным группам товаров.
2. Механизм добровольной либерализации и содействия торговле между регионами на односторонней основе. Этот механизм имеет несвязанный, минимально обязательный характер. Поскольку регионы находятся на разных уровнях экономического развития и располагают неодинаковой степенью развития и открытости внешнеторговых систем, то на начальной стадии интеграции связывание регионов-партнеров взаимными обязательствами невозможно.
3. Создание в регионах зон свободных инвестиций. Свободное движение капиталов предполагает
*Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «Финансы и Кредит» при Кубанском государственном университете.
не только ликвидацию барьеров на пути их движения, но и учитывает различия между регионами в емкости внутренних рынков и наличии факторных ресурсов (производственных, технологических, финансовых, трудовых, природных). Важное условие создания региональных зон свободных инвестиций — это введение национального режима для зарубежных капиталовложений без каких-либо ограничений. Это позволит осуществлять иностранные инвестиции в любые отрасли наравне с национальными капиталами. Исключение составляют те отрасли региональной экономики, которые закрыты для иностранных инвесторов по соображениям национальной безопасности. Инвестиционная либерализация и создание в регионах свободных зон инвестиций охватывают все сферы капиталовложений: доступ на рынки; право создания; отраслевые ограничения. В основе инвестиционной региональной либерализации лежит несколько принципов: национальный режим; недопущение дискриминации; прозрачность1.
4. Реализация принципа сетевого межрегионального сотрудничества. Это проекты по передаче технологий между регионами, реализация возможностей использования опыта менеджеров, формирование в регионах центров по разработке технологий, объединенных в региональные инновационные системы. Интеграция регионов в мировое хозяйство основывается на развитии людских ресурсов и содействии информационным технологиям, широком доступе к сети Интернет на коллективной и индивидуальной основе, на формировании свободного и открытого регионального экономического пространства.
Взаимные межрегиональные экономические связи зависят от торговой и инвестиционной либерализации. Привлекательность регионов для зарубежных инвесторов характеризуется Индексом
1 Ливенцев Н. Н., Костюнина Г. М. Международное движение капитала (Инвестиционная политика зарубежных стран). — М., 2004.
инвестиционного доверия (FDI Confidence Index), в основе которого лежат ожидания инвесторов. По данным на сентябрь 2005 г., из 25 стран, имеющих наиболее высокий Индекс инвестиционного доверия, Россия находится на 11-м месте (0,97), на первом месте КНР (2,03), на втором — США (1,45). В целом регионы России имеют благоприятные возможности для успешной интеграции в мировую экономику через инвестиционное сотрудничество.
Интеграция регионов в мировое хозяйство начинается со стимулирования взаимных экономических связей. Интеграционный процесс в регионах предполагает проведение выборочной либерализации торговли товарами, строительство совместных промышленных объектов, либерализацию правового режима допуска иностранных прямых инвестиций в регион.
В основе интеграции регионов находятся следующие направления экономического взаимодействия:
• производственное сотрудничество;
• торговое сотрудничество;
• разработка совместной региональной экономической платформы.
Экономическая интеграция регионов в мировое хозяйство начинается с развития производственного сотрудничества, с реализации проектов создания совместных промышленных предприятий, рассчитанных на удовлетворение нужд интегрирующихся регионов. При этом повышается роль частного капитала в создании совместных предприятий, в основном на двусторонней основе.
Развитию сотрудничества регионов в промышленности и их успешной интеграции в мировое хозяйство содействует создание инвестиционных банков и финансовых корпораций в регионах. Углублению экономической интеграции способствуют мобилизация внутренних и внешних ресурсов регионов, изменение внутренних и внешних экономических и политических реалий, рост экономической взаимозависимости. Большую роль в промышленном сотрудничестве играют зарубежные транснациональные корпорации как поставщики инвестиций, технологий и управленческих навыков.
Программы регионального промышленного сотрудничества, направленные на интеграцию регионов, учитывают финансовые и производственные возможности территорий, потребности партнеров в соответствующей продукции.
Цель интеграции и промышленного сотрудничества регионов — совместное производство
товаров с учетом возможностей и потребностей заинтересованных сторон. Производственное сотрудничество регионов осуществляется в области автомобилестроения, пищевой промышленности, электроники, производства сельскохозяйственного оборудования, электротехники. Особое значение приобретает интеграция регионов на базе межрегионального сотрудничества в области энергетики, в создании единых трансрегиональных энергосистем, состоящих из газопроводов и электросетей, а также проведении реконструкции, приватизации и либерализации энергетики и поставок электроэнергии.
Разработка теории интеграции регионов в мировое хозяйство включает изучение новой формы экономического сотрудничества — создания зон экономического роста. Под зонами экономического роста понимают:
• треугольники экономического роста,
• субрегиональные экономические зоны;
• естественные экономические территории;
• транснациональные экономические зоны;
• полигоны роста;
• круги роста;
• интегрированные зоны роста.
До середины 1990-х гг. чаще использовался термин ЮНКТАД — треугольник (четырехугольник) экономического роста. Со второй половины 1990-х гг. применяется термин АСЕАН — зона экономического роста.
Основная цель зон экономического роста — транснациональное развитие географически близких регионов трех и более стран на основе совместного использования факторов производства — капиталов, товаров, услуг, природных ресурсов; повышения уровня жизни населения на основе создания новых рабочих мест; повышения уровня развития отсталых регионов; улучшения экономических, политических и культурных связей с соседними государствами. Концепция зон роста учитывает экономические факторы и политические соображения.
Исследуя проблему интеграции регионов в мировое хозяйство, мы предлагаем свое видение и авторское определение зон роста. Изучение экономической интеграции регионов России в мировую экономику приводит к выводу о том, что зоны роста по сути являются зонами экономической интеграции в национальном хозяйстве.
Зона экономической интеграции — это территория национального хозяйства (регион, субъект Федерации), обладающая: значительным ресурсным потенциалом; достаточно высоким для интеграции в мировое
хозяйство уровнем развития производительных сил; развитой производственной и транспортной инфраструктурой; сложившейся системой внешних экономических связей в форме торгового, производственного, финансового межрегионального сотрудничества и способная выполнять роль «локомотива» экономического развития по отношению к другим регионам.
Однако регионы национальных хозяйств, в том числе и Российской Федерации, находятся на разных уровнях социально-экономического развития. Следовательно, они имеют различную степень готовности к интеграции в мировое хозяйство и существенные различия в уровне конкурентоспособности региональной экономики. Интеграционные процессы в них идут с различной степенью интенсивности. Существование различных форм интеграции регионов в мировую экономику (торговой, экономической, политической) предполагает наличие различных типов зон экономической интеграции в национальных хозяйствах (см. таблицу).
Мы выделяем зоны экономической интеграции трех типов или трех уровней:
I тип — регионы с высоким уровнем экономического развития — зона экономической интеграции, нацеленная на дальнее зарубежье (развитые страны);
II тип — регионы со средним уровнем экономического развития — зона экономической интеграции, нацеленная на ближнее зарубежье (страны с переходной экономикой);
III тип — регионы с низким уровнем экономического развития — зона экономической интеграции регионов внутри национального хозяйства, отсутствие выхода на мировые рынки.
Чем выше уровень развития региона, тем с более развитым регионом возможна экономическая интеграция.
Зоны экономического роста, по сути, являются зонами экономической интеграции, поскольку это территории с наиболее развитой инфраструктурой, промышленным производством, сельским хозяйством, туризмом, внешними экономическими связями.
Зоны интеграции чаще всего формируются в приграничных районах, где реализуются преимущества приграничных экономических связей — свободное перемещение товаров, услуг, капиталов, лиц. Зоны интеграции могут включать промышленные парки, транспортные узлы, туристические зоны, образовательные центры. Зоны экономической интеграции формируются и развиваются при поддержке государственного и частного предпринимательского
секторов. Но приоритет отдается частному предпринимательскому сектору, являющемуся главным инвестором. Государство же содействует притоку инвестиций на основе либерализации, прозрачности и содействия развитию инфраструктуры.
Интеграция регионов в мировое хозяйство базируется на экономической взаимодополняемости и разных уровнях развития объединяющихся территорий. Формируется новая схема разделения труда, в рамках которой один регион, более развитый, выступает технологическим, производственным и финансовым центром, является инвестором, предоставляет высококвалифицированные кадры, управленческие маркетинговые услуги, транспортные магистрали. Другой регион, менее развитый — предоставляет дешевую рабочую силу, земельные участки, водные ресурсы.
Интеграция регионов в мировое хозяйство происходит на мезоуровне национальной экономики и имеет свои специфические особенности. Современное реформирование экономики ставит перед территориальным управлением новые задачи:
• переход к самообеспеченности регионального
хозяйства;
• регулирование регионального рынка;
• решение социальных задач.
Регионы не могут, как прежде, рассчитывать на помощь из федерального центра и должны самостоятельно изыскивать резервы развития. Одним из источников устойчивого развития является интеграция регионов в мировое хозяйство. Формируется новая идеология управления, суть которой — обеспечение саморазвития регионального хозяйства, при этом большое значение придается стратегическим подходам — развитию регионального хозяйства на основе интеграционных связей с мировой экономикой.
Интеграция регионов в мировое хозяйство возможна с учетом особенностей той или иной территории, наличия ресурсного, производственного и иных потенциалов. Иными словами, не может быть единой шаблонной схемы механизма интеграции всех регионов России в мировую хозяйственную систему. Интеграция страны в мировое хозяйство через выход регионов на мировой уровень возможна при условии полной, в пределах делегированных полномочий, хозяйственной и финансовой самостоятельности в решении проблем развития регионального хозяйства.
Особое значение в рассмотрении проблемы интеграции регионов приобретают налоговые отношения, которые требуют создания механизмов, гарантирующих финансовую автономию регионов.
Формы интеграции регионов в мировую экономику
Формы интеграции регионов Способы и пути интеграции регионов в мировую экономику Механизм интеграции Соответствующий тип региона, примеры
1. Торговая Развитие взаимной торговли, экспортно-импортных операций, снижение дискриминации, унификация норм и стандартов. Торговое сотрудничество Отраслевая либерализация. Создание зон свободной торговли. Добровольная, ускоренная торговая либерализация на односторонней основе Регионы с низким уровнем социально-экономического развития (машиностроительные, сельскохозяйственные, текстильные)
2. Экономическая Свободное перемещение между регионами всех факторов производства, развитие совместного предпринимательства, создание в регионах предприятий с иностранными инвестициями. Производственное сотрудничество Создание зон свободных инвестиций. Введение национального режима для зарубежных капиталовложений. Инвестиционная региональная либерализация Регионы со средним уровнем социально-экономического развития (промышленные, сырьевые экспортоориентиро-ванные, новые индустриальные регионы)
3. Политико-административная Согласование торговой и экономической политики на уровне администрации интегрирующихся регионов, развитие валютно-фи-нансового банковского сотрудничества, проведение совместных экономических форумов, стратегическое партнерство Сетевое межрегиональное сотрудничество. Либерализация международных финансовых операций. Механизм прямого выхода процесса производства за национальные рамки Регионы с высоким уровнем социально-экономического развития (столичные регионы с развитой банковской и финансовой сферой)
Интеграция регионов в мировое хозяйство способствует не только достижению экономических результатов, но и прогрессу в социальной организации, повышению уровня социального развития, стабилизации социально-экономической ситуации в регионе.
Как особый субъект хозяйствования, регион сегодня воспринимается как самостоятельный субъект экономики. Экономика регионального хозяйства выступает в качестве промежуточного уровня между макро- и микроуровнями и представляет собой мезоуровень. Специфической чертой мезоуровня является отсутствие ряда важных макроэкономических показателей (эмиссия денег, оборотных расходов и т. п.) и, следовательно, интеграционные процессы на мезоуровне имеют свои особенности. Тем не менее регион является субъектом хозяйствования с высокой степенью самостоятельности, ответственности за состояние региональной экономики и социальной сферы, самофинансирования, создания условий для эффективного ведения хозяйства, возможностями частно-корпорационной интеграции в мировое хозяйство.
Интеграция региона в мировое хозяйство не должна противоречить местному самоуправлению, обеспечению сохранения окружающей среды, интересам населения каждого территориального образования.
Региональные системы как мезосистемы национального хозяйства в определенной мере ограничены и промежуточны, но, тем не менее,
нельзя говорить об отсутствии в них механизма регулирования.
Региональное хозяйство имеет ту или иную степень самоорганизации, саморегулирования, самонастройки. В современных регионах национальных хозяйств сочетаются разнородные интересы — федеральные, региональные и местные, существует множественность уровней управления. В этих условиях возрастает роль экономического регулирования, создания конкурентно-рыночной экономической среды как важнейшего элемента самоорганизации, выхода регионов на стратегию самообеспечения, развития внешних экономических связей и участия в интеграционных процессах.
Региональное хозяйство как экономическая система формируется в новых экономических условиях. Если для прежней экономики был характерен отраслевой подход, то в условиях рыночных отношений применяется региональный подход и региональное хозяйство играет все более существенную роль как самостоятельный субъект экономики. Идущие процессы глобализации и интернационализации способствуют активной интеграции регионов в мировое хозяйство.
Региональное хозяйство обладает определенными специфическими чертами:
• недостаточная комплексность хозяйства, более выраженная «монокультурность»;
• промежуточность положения между федеральными и местными уровнями управления.
РЕгиомьнАя экономикА: теория и практика
107
В связи с этим к процессу интеграции регионов в мировое хозяйство предъявляются определенные требования: во-первых, соответствие общегосударственной стратегии развития с учетом региональных особенностей; во-вторых, разграничение с федеральным центром и органами местного самоуправления источников доходов, бюджетов, собственности.
Другой важнейшей чертой регионального хозяйства является его тесная связь с природно-гео-графическими факторами. В этом состоят главные условия интеграции регионов в мировое хозяйство: наличие ресурсов, их объем, качество земли, природно-климатические условия, месторасположение. Следовательно, интеграция регионов учитывает реальное положение дел в экономике.
Еще одна особенность регионального хозяйства— его непосредственная связь с населением, ответственность региональных властей за жизнеобеспечение населения. Интеграционные связи регионов с мировым хозяйством способствуют воспроизводству знаний, инноваций, информации, творческих и деловых способностей человека, приводят к улучшению социальной составляющей общества.
Встраивание транснациональных структур в экономику регионов национальных хозяйств, интеграция регионов в мировое хозяйство посредством инвестиционных связей способствуют воспроизводству финансово-кредитных и трудовых ресурсов, основных фондов, производственных ресурсов, научных знаний, информации, услуг. В современных условиях интеграция регионов в мировую экономику преследует определенные задачи качественного преобразования экономического потенциала: обновление материально-технической базы производства, улучшение качества продукции и ее конкурентоспособности, воспроизводство не только материальных благ, но и условий жизнедеятельности населения.
Интеграционные процессы отличаются сложностью, особенно это затрагивает мезоуровень интеграции. Принятые в последние годы федеральные законы продемонстрировали намерения установления более жесткого централизованного контроля за внешнеполитической деятельностью регионов. Тем не менее, интеграционные процессы на региональном уровне развиваются и углубляются. Это позволило выделить следующие этапы интеграции страны в мировое хозяйство через выход на мировой уровень, т. е. этапы интеграции регионов.
Подготовительный этап (1995—2000 гг.) — этап, в течение которого разрабатываются различные проекты интеграции регионов РФ в мировое хозяйство,
уточняются позиции заинтересованных сторон, осуществляется поиск взаимоприемлемых вариантов.
Первый этап (2000 — 2007 гг.) — этап «торговой интеграции». В 2006 г. Россия вступает во Всемирную торговую организацию, успешная деятельность в которой позволит стимулировать развитие торгового сотрудничества, создавать зоны свободной преференциальной торговли, проводить политику торговой либерализации.
Второй этап (2007 — 2015 гг.) — этап, нацеленный на стимулирование взаимного экономического сотрудничества. Это этап отраслевой интеграции и производственного сотрудничества, который сопровождается строительством совместных промышленных объектов, либерализацией правового режима допуска иностранных прямых инвестиций в целях содействия их притоку в экономику регионов. Повышается роль частного капитала в создании совместных предприятий. Формируются инвестиционные зоны, интенсифицируется субрегиональное сотрудничество в рамках уже созданных и новых зон экономического роста.
Третий этап (2015 — 2025 гг.) — этап интеграции регионов в мировое хозяйство. Происходит углубление экономической интеграции, интенсификация и диверсификация взаимного сотрудничества в условиях быстро прогрессирующей глобализации. Интеграция регионов происходит в сферах экономики, политики, культуры, идеологии, безопасности окружающей среды. Кардинальные изменения происходят в производстве регионов, которое все больше ориентируется не на национальный, а на громадный мировой рынок.
ЛИТЕРАТУРА
1. Восток/Запад. Региональные подсистемы и региональные проблемы международных отношений. Под ред. А. Д. Воскресенского. — М.: МГИМО. Российская политическая энциклопедия, 2002.
2. Глобализация мирового хозяйства и национальные интересы России. Под ред. В. П. Колесова — М.: МГУ, ТЕИС, 2002.
3. Европейская интеграция, большая гуманисти -ческая Европа и культура. Под ред. Л. И. Глухарева. — М.: УРСС, 1999.
4. Международная экономическая интеграция. Под ред. проф. Н. Н. Ливенцева. — М.: Экономистъ, 2006.
5. Шишков Ю. В. Теоретические проблемы мировой системы хозяйствования // Экономическая теория национальной экономики и мирового хозяйства. — М., 1997.