Национальные интересы: National Interests:
приоритеты и безопасность 6 (2016) 122-136 Priorities and Security
ISSN 2311-875X (Online) Международные экономические отношения
ISSN 2073-2872 (Print)
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ В РАЗВИТИИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ (НА ПРИМЕРЕ БРЕСТСКОЙ ОБЛАСТИ)
Ольга Александровна ПАРШУТИЧ
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории, Полесский государственный университет, Пинск, Республика Беларусь olgaketko@mail.ru
История статьи:
Принята 17.02.2016 Принята в доработанном виде 26.02.2016 Одобрена 09.03.2016
УДК 339.56+332.146.2 JEL: F10, R12
Ключевые слова: потенциал, внешнеэкономические связи, интеграция, кластеризация
Аннотация
Предмет. В условиях глобализации и интеграции мировой экономики формирование, функционирование и развитие социально-экономической системы региона приобретает наибольшую актуальность.
Цели. Исследование взаимодействия региона с мировым хозяйством, разработка стратегии устойчивого и эффективного развития Брестской области, повышение эффективности функционирования региональной экономики.
Методология. Решение поставленных в работе задач осуществлялось с использованием общенаучных методов и приемов экономического, исторического, структурного и статистического анализов, логического метода и методов обобщения и синтеза. Результаты. Выявлены особенности специализации региона в международном разделении труда в условиях интеграционных процессов, протекающих в мировой экономике, представлены методологические разработки внешнеэкономической деятельности региона. Разработанные рекомендации и практические предложения обеспечивают выработку стратегических приоритетов развития региона, которые позволяют количественно и качественно оценить эффективность функционирования региональной экономики. Выводы. В Брестском регионе наблюдается относительно невысокий уровень внешнеэкономической активности и инерционность сложившейся структуры производства. Внешнеэкономические связи Брестской области в значительной мере ориентированы на рынки РФ и других стран СНГ, несмотря на близость к западным границам, наличие свободной экономической зоны «Брест» и действующего проекта еврорегиона. Наибольшую долю в экспорте услуг занимают транспортные, туристические и услуги связи, ориентированные на дальнее зарубежье, при неравномерном распределении внешнеэкономических связей внутри региона. Регион имеет свои специфические внешнеэкономические особенности, противоположные национальным, что выражается в положительном сальдо внешней торговли. Данный фактор способствует выявлению конкурентных позиций региона в мировой экономике.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016
Экономическое развитие региона определяет внешнеэкономические связи, которые развивают международное сотрудничество на уровне регионов и приграничных территорий. С помощью анализа региональной структуры международных экономических отношений определяются границы и характер распространения внешнеэкономической деятельности в мировом пространстве и дается характеристика экономики регионов как открытой внешнему миру подсистемы, а также проводится оценка влияния внешнеэкономического фактора на региональное развитие.
Для оценки региональной структуры внешнеэкономических связей используется система соответствующих показателей: объемов внешнеторгового оборота, экспорта и импорта, иностранных инвестиций региона и индексов, характеризующих интенсивность
внешнеэкономических связей [1].
По уровню вовлеченности во
внешнеэкономические связи регионы Белоруссии имеют ярко выраженные различия. Ведущие позиции в экспорте занимает столица - Минск (44,9%). Ряд областей республики, такие, как Гомельская (12,5%) и Минская (16,9%), также занимают активные позиции во
внешнеэкономических связях. На последнем месте находятся Брестская, Гродненская и Могилевская области, что, с одной стороны, показывает их более пристальную ориентацию на внутренний рынок республики, с другой - их явную, по сравнению с другими экономическими районами, депрессивность. Высокая доля Минска объясняется особенностями учета экспортных поставок, при которой большая часть экспорта из регионов проходит через столицу.
Территориальное распределение экспорта республики повторяет картину различия регионов по уровню производства продукции
промышленности и сельского хозяйства1. При этом обнаруживаются незадействованные резервы роста экспорта в Брестской области (соотношение экспорта и объема производства промышленности и сельского хозяйства Брестского региона составляет 0,25). Показатели плотности экспорта Брестского региона в сопоставлении с объемом производства потребительских товаров также имеет весьма низкое значение (0,4), что говорит о нереализованности экспортного потенциала производства потребительских товаров в данной области.
Региональное распределение импортных поставок свидетельствует о лидерских позициях Минска, Гомельской, Минской и Витебской областей. На шесть регионов республики приходится 63% всего объема импорта, причем 37% импорта осуществляется Минском. Это вызвано прохождением потоков импортных товаров через столицу; в дальнейшем ввезенные товары перепродаются в другие регионы республики и уже не учитываются как импорт.
Оценивая перспективы интенсификации включенности Брестского региона в процессы глобализации, необходимо прежде всего учитывать его особое географическое положение, которое исторически предопределило концентрацию транзитных грузопотоков по его территории. Именно поэтому транзитный потенциал является одним из главных факторов экономического развития Брестской области. При этом наиболее перспективным является транзит в государства Западной Европы, Украины и России, а также встречные грузопотоки. Именно транзит является катализатором развития широкого спектра сопутствующих услуг: заправки транспортных средств топливом, организации торговли и питания, ремонта транспортных средств и их сервисного обслуживания.
Предприятия Брестской области развивают торгово-экономическое сотрудничество более чем со 100 странами мира. Почти 700 предприятий всех форм собственности и предпринимателей осуществляют экспортно-импортные операции. Объем внешней торговли товарами из Брестской области за 2014 г. составил 4 652,1 млн долл. США, в том числе экспорт - 2 530,4 млн долл. США. Доля Брестской области в общем объеме экспорта Республики Беларусь составила 6,9%, импорта - 5,2%.
1 Богданович А.В. Методологические вопросы разработки стратегии регионального развития страны // Экономический бюллетень НИЭИ Минэкономики Республики Беларусь. 2012. № 1. С. 56-63.
Внешнеторговое сальдо области в 2014 г. было положительным и составило 408,7 млн долл. США. В экспортно-импортных операциях наибольший удельный вес из всего стоимостного объема вывезенной за пределы республики продукции приходится на города Брест, Барановичи, Пинск, а также Березовский, Кобринский, Брестский, Пружанский,
Жабинковский районы. Это связано с тем, что перечисленные города и районы являются наиболее крупными в Брестской области, в них сконцентрировано максимальное количество промышленных предприятий, реализующих конкурентоспособную, востребованную на мировом рынке продукцию и являющихся источником значительного объема инвестиций в основной капитал.
Сравнительный анализ внешней торговли области с отдельными странами и межгосударственными образованиями показывает, что уровень их развития неодинаков. По характеру и объемам внешнеэкономических сделок доминирующим является рынок стран СНГ (табл. 1, 2).
Из общего объема экспорта области в 2014 г. на долю России приходилось 81,8%, других стран СНГ - 8,6%, государств ЕС - 6,9%, остальных стран - 2,7%. Импорт из России составил 20,1% от общего объема импорта, других стран СНГ - 7%, стран ЕС - 47,8%, остальных государств мира -25,1%. Главным торговым партнером Республики Беларусь остается Россия, что свидетельствует об определяющем влиянии состояния российской экономики на экономику Брестской области. Это является следствием общего экономического пространства, формирования интеграционного рынка товаров, услуг, труда и капитала, оптимизации в общих интересах транспортной и общеторговой инфраструктуры.
Несмотря на положительную динамику, прогнозный уровень по темпу роста экспорта товаров достигнут не был; без учета предприятий республиканской подчиненности этот показатель составил 105,1% при заданных на 2014 г. 112,5-112,7% роста по сравнению с предыдущим годом.
Такое отставание обусловлено объективными причинами: отсутствием экспортных поставок свинины вследствие ее дефицита, ограничением на ввоз импортного мясного сырья, запретом на экспорт кожевенного сырья, девальвацией российского рубля.
Кроме того, на объемах экспорта отрицательно сказалась нестабильная политическая ситуация на Украине, в результате которой экспорт товаров в данную страну сократился наполовину (на 49,4% по итогам 2014 г.).
В то же время область занимает 1-е место в республике по объему экспорта
сельскохозяйственной продукции и продуктов питания, который по итогам 2014 г. составил 1,5 млрд долл. США и вырос на 5,2% к уровню 2013 г.
В целях наращивания экспорта предприятиями области проводится работа по диверсификации рынков сбыта. По итогам 2014 г. экспортные поставки осуществлялись в 76 государств мира, было открыто 10 новых рынков сбыта. Впервые произведены отгрузки одежды в Южную Африку, Черногорию и Албанию, детских игрушек -в Боснию и Герцеговину, спирта этилового -в Камерун, технологического оборудования -в Таиланд, Панаму и Македонию, косметики -в Ливан, свинца - на Кипр.
Крупнейшими товарными позициями экспорта области традиционно являются продукты питания: мясо, колбасы, консервированная рыба и морепродукты, молоко и молочная продукция. Кроме того, предприятия экспортируют печи, мебель, детские игрушки, одежду, плиты для мощения, лампы накаливания и многое другое.
Наибольшим спросом за пределами Республики Беларусь пользуется продукция таких брестских предприятий, как ООО «Санта Бремор», ОАО «Савушкин продукт»,
ОАО «Брестгазоаппарат», ЗАО «Холдинговая компания «Пинскдрев», ОАО «Березовский сыродельный комбинат», ОАО «Брестский мясокомбинат», СООО «Юнимилк Пружаны», ОАО «Березовский мясоконсервный комбинат», ОАО «Жабинковский сахарный завод» и др.
В рамках еврорегиона «Буг» активно развиваются трехсторонние связи смежных регионов: Брестской области Белоруссии, Волынской области Украины и Люблинского воеводства Польши. Не последнюю роль в активном развитии внешнеторговых связей этих стран сыграл тот факт, что уже несколько лет подряд в рамках расширения сотрудничества между регионами трех стран проводятся выставки-ярмарки «Содружество» в Бресте, «Любдом» в Люблине и «Господар» в Луцке. Отметим, что выставочные площади для экспонентов из регионов, входящих в состав трансграничного объединения,
National Interests: Priorities and Security
предоставляются бесплатно. В настоящее время на территории Брестской области инвесторами из Республики Польша создано 163 предприятия (в том числе совместных), что составляет более 1/3 всех предприятий с иностранными инвестициями. Создано также шесть совместных и иностранных украинских предприятий.
В товарной структуре экспорта региона 79,4% составляют потребительские товары, их удельный вес в объеме импорта - 19,8%. Структура экспорта представлена следующими отраслями: пищевой промышленностью, машиностроением и металлообработкой, лесной,
деревообрабатывающей промышленностью.
Наибольшую долю импорта составляет продукция отраслей машиностроения и металлообработки, пищевой промышленности.
Важную роль в развитии внешнеэкономических связей Брестской области играют совместные предприятия и индивидуальные предприниматели и их доля в экспортных поставках области (50%) и импорте (40%). Экспортный вклад СП и ИП важен для области с точки зрения валютной сбалансированности их операций, а также поддержания качества производимой ими продукции.
Наряду с развитием внешней торговли местными товарами Брестская область занимает одно из ведущих мест в республике на международном рынке услуг. Для этого регион располагает рядом конкретных преимуществ: общая граница с Польшей, где хорошо развита сфера агроэкотуризма, протяженная граница с Украиной, которую туристы свободно пересекают, политика добрососедства с ЕС, наличие естественных и антропогенных природных объектов, имеющих глобальный статус. Эти факторы обусловливают развитие в области, прежде всего в Бресте, Барановичах и Пинске, соответствующей инфраструктуры.
Экспорт услуг организаций Брестской области в 2014 г. составил 398,8 млн долл. США (113,8% к уровню 2013 г.), импорт - 258,1 млн долл. США, или 242,8%. Сальдо внешней торговли услугами положительное - 140,7 млн долл. США. Ведущее место по объему внешней торговли услугами занимают Брест (70,01%), Барановичи (18,87%), Пинск (1,76%), Жабинсковский (1,69%), Брестский (1,53%) и Кобринский (0,97%) районы.
Высокий темп роста сложился по экспорту услуг -113,8%, без учета республиканских организаций -106,3% (при прогнозе 113-113,2%), сальдо
6 (2016) 122-136
является положительным, в размере 169,4 млн долл. США. При этом по организациям местной подчиненности экспорт услуг вырос на 7,7%.
Невыполнение прогноза обусловлено низким темпом роста экспорта услуг грузового автомобильного транспорта (показатель темпа 104,7% из-за снижения фрахтов на международные грузовые перевозки) и снижением экспорта туристических услуг (97,4% в результате сокращения количества иностранных туристов в связи с увеличением стоимости оказываемых услуг санаторно-курортными организациями). В то же время высокие темпы развития были обеспечены по экспорту строительных (рост в 1,3 раза), финансовых (в 1,5 раза), компьютерных (118%) услуг, услуг в области здравоохранения (119,8%), культуры и отдыха (в 6 раз).
Всего экспорт услуг осуществлялся в 64 страны, импорт был получен из 42 стран. В объеме экспорта услуг 58,1% приходится на страны СНГ и 41,9% - на другие страны, в объеме импорта соответственно 49,6 и 50,4%. Доля Российской Федерации в экспорте услуг составила 29,9%, в импорте - 46,5%, при этом наибольший удельный вес в объеме экспорта (84%) пришелся на транспортные услуги.
Еще одна важная статья в региональном экспорте - туристические услуги. На территории Брестской области выделено пять туристических зон, для которых разработаны генеральные планы развития. Это еврорегион «Беловежская пуща» (Каменецкий и Пружанский районы), туристско-рекреационная зона «Белое озеро» (Брестский и Малоритский районы), культурно-туристическая зона «Пинское Полесье» (Ганцевичский, Дрогичинский, Ивановский, Столинский, Лунинецкий, Пинский районы), транзитно-туристическая зона «Брест - Барановичи - граница области» (Барановичский, Березовский, Жабинковский, Ляховичский, Ивацевичский Кобринский районы), Телеханская туристско-рекреационная зона (Ганцевичский, Ивацевичский районы).
По последним данным, в Брестской области зарегистрировано 296 агроусадеб. Наибольшее их количество действует в Каменецком (54), Брестском (52), Кобринском (26), Пружанском (23) районах. В 2015 г. в регионе обслуживанием любителей отдыха на природе занялись около 30 субъектов агроэкотуризма, а в 2014 г. агроусадьбы области посетили 38 640 туристов, в том числе 5 100 иностранцев. За новыми
впечатлениями приезжают жители
преимущественно России, Польши, Германии, Литвы.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что агроэкотуристическая деятельность - это перспективное направление экономического развития региона, способствующее его интеграции в мировую экономическую систему.
Рост внешнеторгового оборота сферы услуг обусловлен высокой степенью зрелости экономики и ростом уровня жизни населения, и по мере насыщения рынка товарами спрос на услуги значительно возрастает. Кроме того, происходит трансформация видов деятельности, ранее выполнявшихся на предприятии, то есть фирмы и частные лица все чаще нанимают специалистов для выполнения работ, которые ранее делали сами. Кроме того, имеет место трансформация неконкурентных рынков важнейших секторов услуг в конкурентные (железнодорожный транспорт, телекоммуникации, развитие сотовой связи) [2].
Повышается роль во внешнеторговой деятельности свободных экономических зон (СЭЗ). Являясь экспортно ориентированной, СЭЗ «Брест» играет значительную роль и в наращивании экспортного потенциала региона. В зоне зарегистрировано 82 предприятия-резидента из 20 стран, на которых выпускается свыше 1 000 наименований продукции. Объем экспорта в 2014 г. составил 700 млн долл. США, география экспорта насчитывает более 45 стран. Основным внешнеторговым партнером является Россия, однако ежегодно увеличиваются поставки продукции в страны Евросоюза. Так, в Чехию поставляется офисная мебель, во Францию -офисные стулья, телевизионные антенны, в Германию - электронные табло и блоки, офисные стулья, стекло для производства ламп накаливания, в Польшу - строительные детали из пластмасс, стекло для производства ламп, краска и машины для дорожной разметки, велосипеды и другие изделия. Постоянно расширяется номенклатура товаров, экспортируемых в Казахстан и Украину.
Все это говорит о том, что продукция, выпускаемая резидентами СЭЗ «Брест», конкурентоспособна и востребована на внешних рынках - прежде всего благодаря внедрению на предприятиях нового высокотехнологичного оборудования, постоянному расширению ассортимента выпускаемой продукции.
Значительное влияние на развитие внешней торговли оказал приток внешних инвестиций. От иностранных инвесторов в область поступило 236,2 млн долл. США, что на 5,3% больше, чем в 2013 г.; объем чистых иностранных инвестиций составил 54 млн долл. США (при прогнозе 180 млн долл. США); основными странами-инвесторами являются Россия, Германия, Польша.
При этом существует ряд факторов, сдерживающих развитие экспорта в Брестской области. К ним можно отнести:
• недостаточное использование экспортного потенциала СЭЗ, то есть высокую долю поставок на внутренний рынок Республики Беларусь;
• неполное использование экспортного потенциала предприятий малого бизнеса: недостаточный уровень развития инфраструктуры малого предпринимательства на местном уровне;
• недостаточное развитие товаропроводящих и логистических систем на региональном уровне: концентрацию торговых посредников, находящихся на территории других регионов;
• недостаточную роль местных органов власти в создании условий для производства конкурентоспособной экспортной продукции: ограничение функций органов местного самоуправления в отношении предприятий, им подведомственных [2].
Развитие региональных интересов в условиях формирования стратегии интеграции
национальной экономики в мировую экономическую систему требует эффективного использования методов и инструментов международной интеграции и государственного регулирования экономики, формирования новых механизмов развития внешнеэкономических отношений региона.
Принципы либеральной экономики зачастую рассматриваются как основополагающие правила для осуществления интеграции в мировую экономическую систему. В то же время для экономики Республики Беларусь социальные цели и протекционистские меры, направленные на защиту интересов национальных производителей, являются весьма важными. Это противоречие обусловлено двойственным характером развития внешнеэкономической деятельности, связанной с распространением экономических отношений за пределы государства, что расширяет возможности
экономического развития субъектов
хозяйствования всех уровней и увеличивает риски, связанные с обеспечением экономической безопасности этих субъектов [3].
Интеграция региональных экономических систем начинается со стимулирования взаимных экономических связей. Интеграционный процесс в регионах предполагает проведение выборочной либерализации торговли товарами, строительство совместных промышленных объектов, ослабление правового режима допуска иностранных прямых инвестиций в регион.
Интеграционные процессы в регионе развиваются в три этапа: открытие рынка; содействие торговле; экономическое и техническое сотрудничество. При этом возможно использование следующих механизмов интеграции:
1) отраслевая либерализация: в целях активизации зон свободной торговли принимаются решения о добровольной ускоренной отраслевой либерализации в регионах по отдельным группам товаров;
2) механизм добровольной либерализации и содействия торговле между регионами на односторонней основе имеет несвязанный, минимально обязательный характер. Поскольку регионы находятся на разных уровнях экономического развития и располагают неодинаковой степенью развития и открытости внешнеторговых систем, то на начальной стадии интеграции связывание регионов-партнеров взаимными обязательствами невозможно;
3) создание в регионах зон свободных инвестиций. Данный механизм предполагает не только ликвидацию барьеров на пути их движения, но и учитывает различия между регионами в емкости внутренних рынков и наличии факторных ресурсов (производственных, технологических, финансовых, трудовых, природных). Важное условие создания региональных зон свободных инвестиций - это введение национального режима для иностранных капиталовложений без каких-либо ограничений, что позволит осуществлять иностранные инвестиции в любые отрасли наравне с национальными капиталами. Исключение составляют те отрасли региональной экономики, которые закрыты для иностранных инвесторов по соображениям национальной безопасности. Инвестиционная либерализация и создание в регионах
свободных зон инвестиций охватывают все сферы капиталовложений: доступ на рынки; право создания; отраслевые ограничения. В основе инвестиционной региональной либерализации лежат принципы национального режима, недопущения дискриминации, прозрачность;
4) реализация принципа сетевого
межрегионального сотрудничества, а именно: интеграционные проекты по передаче технологий между регионами, взаимный обмен опытом и информацией, особенно в части территориального планирования и реализации совместных проектов с учетом специфики приграничного сотрудничества, реализация возможностей использования опыта
менеджеров, формирование в регионах центров по разработке технологий, объединенных в региональные инновационные системы.
Взаимные межрегиональные экономические связи зависят от торговой и инвестиционной либерализации. В целом регионы национальной экономики Беларуси имеют благоприятные возможности для успешной интеграции в мировую экономику через инвестиционное сотрудничество.
В ситуации острого дефицита ресурсов и неопределенности бюджета для обеспечения устойчивого развития государства важнейшими направлениями региональной политики является формирование эффективной пространственной инфраструктуры производства, обеспечивающей интеграцию в мировую экономику.
В основе хозяйственной интеграции находятся следующие направления экономического взаимодействия: производственная кооперация, торговое сотрудничество, разработка совместной региональной экономической платформы.
Экономическая интеграция регионов начинается с развития производственного сотрудничества, с реализации проектов создания совместных промышленных предприятий, рассчитанных на удовлетворение нужд интегрирующихся регионов. При этом повышается роль частного капитала в создании совместных предприятий, в основном на двусторонней основе.
Развитию сотрудничества регионов в промышленности и их успешной интеграции в единое хозяйство содействует создание инвестиционных банков и финансовых корпораций в регионах. Углублению экономической интеграции способствует
National Interests: Priorities and Security
мобилизация внутренних и внешних ресурсов регионов, изменение внутренних и внешних экономических и политических реалий, рост экономической взаимозависимости. Большую роль в промышленном сотрудничестве играют зарубежные транснациональные корпорации как поставщики инвестиций, технологий и управленческих навыков. Программы
регионального промышленного сотрудничества, направленные на интеграцию регионов, учитывают финансовые и производственные возможности территорий, потребности партнеров в соответствующей продукции.
Цель интеграции и промышленного сотрудничества регионов - совместное производство товаров с учетом возможностей и потребностей заинтересованных сторон. Производственное сотрудничество регионов осуществляется в области автомобилестроения, пищевой промышленности, электроники, производства сельскохозяйственного
оборудования, электротехники.
В зависимости от экономического развития регионов различают следующие формы интеграции: торговую, транснациональную, территориально-административную, что
предполагает и наличие различных типов регионов и их роли в национальном хозяйстве (табл. 3).
В переходе от торговой формы интеграции регионов к транснациональной, а затем к территориально-административной не существует строгих временных и ситуативных рамок. Скорость интеграции регионов в мировое хозяйство и быстрота перехода от одной формы к другой зависит от реально сложившихся в регионе экономических условий, а также от заинтересованности местных администраций и бизнес-структур в интеграции в мировую экономику.
Выделенные формы международной интеграции регионов включают три уровня интеграции. На первом (микроуровне) предполагается установление прямых связей между хозяйственными субъектами регионов, развитие кооперации между предприятиями, создание общенациональных производственных и финансово-промышленных групп,
интегрированной инфраструктуры, разработка и осуществление совместных инвестиционных проектов, программ.
6 (2016) 122-136
На втором уровне (мезоуровне) происходит создание региональных инновационных фондов, формирование межрегиональных отраслевых кластеров, заключение международных соглашений по вопросам приграничного сотрудничества, типовых международных соглашений.
И, наконец, на третьем уровне (макроуровне) согласуются в государственном масштабе цели социально-экономического развития страны и интегрирующихся регионов, формируется согласованная структурная, научно-техническая, инвестиционная, социальная и
внешнеэкономическая политика, создаются структуры межрегионального сотрудничества, координирующие развитие и экономические связи интегрирующихся регионов.
Интеграционные процессы формируются преимущественно в приграничных районах, где реализуются преимущества приграничных экономических связей - свободное перемещение товаров, услуг, капиталов, лиц. Формированию и развитию интеграционных процессов
способствуют, кроме того, промышленные парки, транспортные узлы, туристические зоны, образовательные центры, поддержка
государственного и частного
предпринимательского секторов, но приоритет отдается частному предпринимательскому сектору, являющемуся главным инвестором. Государство же содействует притоку инвестиций на основе либерализации, прозрачности и содействия развитию инфраструктуры.
Интеграция регионов в единое экономическое пространство на мезоуровне базируется на экономической взаимодополняемости и разных степенях развития интегрирующихся территорий. Интеграция таких регионов имеет свои специфические особенности. Современная экономика ставит перед территориальным управлением новые задачи: переход к самообеспеченности регионального хозяйства, регулирование регионального рынка,
самостоятельное решение социальных задач.
Развитию процессов интеграции на уровне регионов страны способствует децентрализация -передача политических, фискальных и административных полномочий субнациональным органам. Функции государственного сектора включают: макроэкономическую стабилизацию, перераспределение доходов и выделение ресурсов, поскольку государство контролирует денежно-кредитную политику и обладает более широкими
128 http://fin-izdat.r
возможностями для проведения фискальной политики, чем субнациональные органы. В свою очередь, местные органы государственного управления предоставляют услуги, имеющие важное значение в плане перераспределения ресурсов: первичное здравоохранение, образование и уход за детьми, обеспечение граждан общественным транспортом.
Возможность субнациональной власти действовать независимо от центрального правительства определяется наличием у них собственных налоговых баз и источников кредитования. Следовательно, субнациональные органы должны иметь ресурсы, соизмеримые с их ответственностью и должны действовать в рамках жестких бюджетных ограничений. Некоторые формы налогообложения, применяемые местными бюджетами, подходят для финансирования местных услуг: содержание местных дорог, налог на собственность, личный подоходный налог, подушевой налог. Источники кредитования могут включать частное финансирование банками местных органов государственного управления или выделение центральным правительством долгосрочных кредитов напрямую или через своих посредников.
Происходящие в современной экономике изменения обусловили потребность в разработке инструментов эффективного управления экономическим развитием регионов в условиях интеграции в мировую экономику. Одним их таких механизмов является управление развитием экономики региона на основе кластерного функционирования территориальных структур хозяйства [4].
Базовым элементом для формирования стратегии интеграции региона является реализация кластерной политики как организационной формы интеграции производства. Согласно теории кластеров или промышленных групп американского ученого М. Энрайта,
«...региональный кластер - это промышленный кластер, в котором фирмы - члены кластера -находятся в географической близости друг к другу; географическая агломерация фирм, работающих в одной или нескольких родственных отраслях хозяйства»2. Следуя теории М. Энрайта, конкурентные преимущества создаются на региональном уровне, где главную роль играют исторические предпосылки развития регионов, разнообразие культур ведения бизнеса,
2 Турбан Г.В., Балашевич М.И. Международный бизнес: учебно-методич. пособие. Минск: Изд-во БГЭУ, 2010. 121 с.
организация производства и получения образования. Именно поэтому региональные кластеры нуждаются в поддержке государственных структур.
Моделирование кластера в конкретном регионе, исследование регионально-отраслевого аспекта развития интеграционных процессов напрямую связаны с развитостью экономической системы. В свою очередь, развитость экономической системы связана с ее конкурентоспособностью, которая зависит от уровня развития кластеров отдельных отраслей. Для формирования кластеров в конкретном регионе используется комплекс индикаторов, определяющих промышленные отрасли, способные представлять собой основу возможных кластеров3. Индикаторы кластеризации не показывают точных предметно-содержательных границ кластера, но способствуют более точному выявлению тех отраслей, которые при достаточном уровне развития могут стать лидерами кластерного взаимодействия. Комплекс индикаторов кластеризации включает индикаторы динамического и статического характера, и их одновременно высокие значения для конкретной промышленной отрасли региона могут идентифицировать последнюю как основу для возможного кластера внутри данного региона. Индикаторы развития динамического характера свидетельствуют о текущих изменениях в состоянии отрасли в настоящий момент. Динамичность отрасли определяется как ее способность к изменениям; статичность той или иной отрасли, проявляемая в настоящий момент, определяет свой ранее накопленный промышленный потенциал (табл. 4).
В качестве индикатора статического развития конкретной отрасли в регионе используется рейтинг, который имеет данная территория среди остальных регионов Белоруссии, производящих продукцию данной отрасли4. Рейтинг R является расчетной величиной и определяется по формуле:
R =
(N + 1) —
N
100%,
3 Ридевский Г.В. Территориальная организация Республики Беларусь: социально-эколого-экономическая модель перехода к устойчивому развитию: учеб пособие. Могилев:
Изд-во Могилевского гос. ун-та, 2007. 525 с.
4 Там же.
являющихся производителями продукции данной отрасли.
В качестве индикатора динамического характера используется относительный прирост
производства конкретной отрасли А:
A =
П
БР
Пср '
где ПБр - региональный прирост производства
конкретной отрасли за год по Брестскому региону; Пср - среднерегиональный прирост производства
конкретной отрасли за год по регионам, являющимся производителями продукции данной отрасли:
Пср =
П
БР
N
где N - число регионов, являющихся производителями продукции данной отрасли в Белоруссии;
п - место конкретного региона среди подобных,
где N - количество регионов, являющихся производителями продукции данной отрасли; ПрБ - прирост производства конкретной отрасли за год в целом по стране.
Согласно полученным результатам, в Брестском регионе можно выделить три отрасли, способствующие формированию территориальных кластеров: химическую промышленность, пищевую промышленность, производство строительных материалов.
Анализ данных, представленных в табл. 4, позволяет выделить следующие виды услуг, способствующие формированию кластеров в Брестской области: торговля и ремонт, финансовая деятельность, гостиничный и ресторанный бизнес, транспорт и связь (табл. 5).
Выделим две отраслевые группы, которые могут составить основу для образования региональных кластеров: промышленные и рекреационные кластеры.
Промышленные кластеры Брестской области должны формироваться на основе отраслевых «точек роста» (лесной, деревообрабатывающей промышленности, пищевой промышленности), к которым относятся:
1) формирование агломерационной экономики, увеличивающей концентрацию эффективных отраслей в регионах, имеющих преимущества и при некоторых внешних условиях становящихся привлекательными для частного капитала;
2) минимизация цен и накопление капитала для последующего саморазвития урбанизированных ареалов;
3) быстрый рост урбанизированных ареалов, со временем увеличивающих распространение положительных эффектов на весь регион.
Рекреационный кластер включает следующие отрасли туризма: транзитный и трансграничный; деловой; культурно-познавательный; спортивный; медицинский и оздоровительный; агротуризм; водный и религиозный туризм (паломничество). Его формированию способствует специфика Брестской области, состоящая в том, что:
1) регион имеет общую границу с Польшей и Украиной, развитию агроэкотуризма способствует наличие туристической зоны «Беловежская пуща» на базе одноименного еврорегиона и туристической зоны «Белое озеро», функционирующей на базе еврорегиона «Буг». Брестская область имеет широкие возможности для развития трансграничного туризма, разработки и эксплуатации маршрутов, использующих объекты агроэкотуризма на своей территории и за рубежом. Благоприятным фактором для становления данного вида туризма является политика добрососедства ЕС с новыми восточными соседями, желание иметь с ними выгодные экономические и дружественные культурные связи. Это открывает и еще одну возможность: совместные проекты с зарубежными партнерами, финансируемые различными европейскими фондами и организациями;
2) на территории Брестской области находятся три из четырех имеющихся в республике природно-естественных и природно-антропогенных объектов, имеющих глобальный статус, подтвержденный дипломами ЮНЕСКО. Это биологические резерваты «Беловежская пуща», «Прибужское Полесье» и Дуга Струве. Кроме того, глобальный статус имеют другие территории Брестчины, где обитают наиболее многочисленные на планете популяции редких животных. По современным оценкам среди шести административных областей Белоруссии Брестский регион имеет самый высокий индекс раритетности природных объектов глобального, континентального, европейского, центрально-европейского статусов.
Создание такого комплекса возможно на локальном территориальном уровне, если, к примеру, хозяева агроусадеб, находящихся в одном
населенном пункте, объединяют свои усилия в предоставлении гостям широкого спектра услуг (в одной усадьбе предоставят ночлег и питание, в другой - обеспечат транспортом, в третьей -продадут свежие продукты прямо с грядки и т.д.). Образование кластера оправдано и в управлении агротуристической сферой. Многочисленные институты (государственные, общественные, предпринимательские), включенные в данный вид деятельности, должны взаимодополнять друг друга и разрабатывать общую стратегию рекламы.
Механизмами развития кластеризации в национальной экономике могут выступать:
— во-первых, финансовый механизм, основанный на привлечении в регион инвестиций. Источниками финансовых ресурсов могут выступать: омертвленный капитал на предприятиях (производственные фонды и площади), земельные участки, непригодные для сельскохозяйственного использования, акции региональных предприятий, находящиеся в собственности государства, расширение сферы услуг на основе малоэффективно используемой собственности;
— во-вторых, механизм информационной открытости, способствующий более легкому движению информации между компаниями, что связано с необходимостью координации интересов фирм, состоящих в разных кластерах;
— в-третьих, диверсификация спроса, вызванная дифференциацией крупного кластера на несколько мелких, которые расширяются до естественных границ спросом либо технологией;
— в-четвертых, возникновение и развитие нового отраслевого кластера, вызванное стимулированием нового спроса, наличием нового конкурента на рынке и географической близостью.
Внедрение кластерных структур способствует:
• обеспечению конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках;
• расширению экспорта произведенной продукции;
• внедрению передовых инновационных технологий;
• повышению инвестиционной привлекательности предприятий, в том числе для иностранных инвесторов;
• созданию и развитию новых производств;
• расширению рынков сбыта продукции и поиску партнеров по бизнесу;
• модернизации основных фондов и технологий, обновлению производственной инфраструктуры организаций;
• формированию и развитию конкурентных преимуществ организаций и видов деятельности на основе реализации приоритетных инновационных проектов;
• повышению государственной поддержки инвестиционно-инновационной деятельности, совершенствованию механизмов предоставления государственной поддержки;
• увеличению количества рабочих мест; повышению качества жизни населения и т.д.
Следовательно, интеграция регионов возможна с учетом особенностей той или иной территории, наличия ресурсного, производственного и иных потенциалов, при условии полной, в пределах делегированных полномочий, хозяйственной и финансовой самостоятельности в решении проблем развития регионального хозяйства. Особое значение в рассмотрении проблемы интеграции регионов приобретают налоговые отношения, которые требуют создания механизмов, гарантирующих финансовую автономию регионов. Интеграция регионов способствует не только достижению экономических результатов, но и прогрессу в социальной организации, повышению уровня социального развития, стабилизации социально-экономической ситуации в регионе [5].
Региональные системы являются в известной мере ограниченными и промежуточными, но, тем не менее, нельзя говорить об отсутствии в них механизмов регулирования. В современных регионах сочетаются и государственные, и местные интересы. В этих условиях возрастает роль экономического регулирования, создания конкурентно-рыночной экономической среды как важнейшего элемента самоорганизации, выхода регионов на стратегию самообеспечения, развития внешних экономических связей и участия в интеграционных процессах. Особую актуальность приобретают проблемы защиты внутреннего рынка, формирования благоприятной нормативно-правовой среды, соответствующей современным потребностям участников внешнеторговой деятельности. В связи с этим к развитию
внешнеэкономических отношений региональных экономик предъявляются определенные требования: во-первых, соответствие
общегосударственной стратегии развития с учетом региональных особенностей; во-вторых, разграничение с государственным центром и органами местного самоуправления источников доходов, бюджетов, собственности; в-третьих, тесная связь с природно-географическими факторами, то есть наличие ресурсов, их объем, качество земли, природно-климатические условия, месторасположение; в-четвертых, социальная составляющая [6].
Таким образом, из проведенного анализа можно сделать ряд основных выводов.
1. Экономика Брестской области представляет собой структурно-консервирующуюся модель, в которой наблюдается относительно невысокий уровень внешнеэкономической активности и инерционность сложившейся структуры производства. Перспективы региона в условиях глобализации связаны с упрочением позиций традиционно экспортируемой продукции на мировом рынке и поиском новых ниш, формированием благоприятного инвестиционного имиджа, с близостью границы ЕС [7].
2. Внешнеэкономические связи Брестской области в значительной мере ориентированы на рынки РФ и других стран СНГ (Казахстана, Молдовы, Украины). И это несмотря на близость к западным границам, сформированную свободную экономическую зону «Брест» и действующие проекты еврорегионов. Такая ситуация объясняется существующей отраслевой специализацией хозяйственного комплекса области, сложившейся еще в пределах СССР: пищевой и легкой промышленностью, машиностроением и металлообработкой. Это, в свою очередь, предопределило товарную номенклатуру экспортируемой продукции, конкурентоспособную в основном на рынках стран СНГ. С дальним зарубежьем Брестскую область связывают импортные поставки. Территориальная близость Брестского региона к странам дальнего зарубежья сказывается лишь на объеме иностранных инвестиций (главным образом СП и ИП), действующих в регионе, большая часть которых принадлежит немецкому и польскому капиталу.
3. Наибольшую долю в экспорте услуг занимают транспортные, туристические и услуги связи, ориентированные на дальнее зарубежье.
4. Н е р а в н о м е р н о е р а с п р е д е л е н и е внешнеэкономических связей внутри региона. Внешнеэкономический потенциал Брестской области формируется несколькими крупными предприятиями-монополистами, сосредоточенными в крупных городах. Это приводит к тому, что всего несколько крупных промышленных центров определяют положение региона на внешних рынках, в то время как остальная территория, хоть и равномерно, но не в сильной степени вовлечена во внешнеэкономические связи.
5. Регион имеет специфические внешнеэкономические особенности, например положительное сальдо внешней торговли. Данный фактор повышает конкурентные позиции региона в мировой экономике.
6. Формирование стратегических направлений развития внешнеэкономических отношений страны происходит на трех уровнях:
• на региональном, что выражается в разработке инвестиционных проектов и программ, развитии субконтрактных отношений, формировании промышленных кластеров и рекреационного кластера, выходе региона на стратегию
Таблица 1
Основные направления экспорта из Брестской области в 2014 г.
самообеспечения, создании постоянно действующих рабочих органов трансграничных территорий, решающих вопросы экономического обустройства территорий вдоль границы, миграции населения трансграничных
малонаселенных территорий, взаимодействии в чрезвычайных ситуациях, сотрудничестве правоохранительных органов;
на национальном - создание финансового механизма для реализации региональных кластеров, совершенствование
функционирования рынка земли и недвижимости, стимулирование развития малого бизнеса, улучшение инвестиционного климата для роста объема инвестиций в основной капитал, развитие системы межбюджетных трансфертов, оказание государственной поддержки нуждающимся регионам, разработка государственных целевых программ;
на международном, наднациональном - создание межгосударственных органов, координирующих приграничное сотрудничество, трансграничных ассоциаций местных самоуправлений, разработка и реализация совместных экономических и социальных программ.
Страна Объем экспорта, млн долл. США
Россия 15 181
Украина 4 063,7
Великобритания 2 928,9
Нидерланды 1 708,9
Германия 1 654,1
Литва 1 038,5
Источник: данные Белстата Таблица 2 Основные источники импорта в Брестскую область в 2014 г.
Страна Объем импорта, млн долл. США
Россия 22 190,2
Германия 2 465,3
Китай 2 373,2
Украина 1 688,9
Польша 1 535
Италия 1 165,9
Источник: данные Белстата
Таблица 3
Формы и механизмы международной интеграции регионов в мировую экономику
Форма интеграции Способы и пути интеграции Механизм интеграции Тип региона
Торговая Развитие взаимной торговли, экспортно-импортных операций. Снижение дискриминации, унификация норм и стандартов. Торговое сотрудничество Отраслевая либерализация. Создание зон свободной торговли. Добровольная, ускоренная торговля, либерализация на односторонней основе Регионы с низким уровнем социально-экономического развития (машиностроительные, сельскохозяйственные, текстильные)
Транснациональная Свободное перемещение между географически близкими регионами факторов производства - капитала, товаров, услуг, природных ресурсов, развитие совместного предпринимательства, создание в регионах предприятий с иностранными инвестициями. Производственное сотрудничество. Создание кластеров. Совместные и иностранные предприятия Создание зон свободных инвестиций, транснациональных корпораций. Введение национального режима для зарубежных капиталовложений. Инвестиционная региональная либерализация. Государственная поддержка региональных кластеров Регионы со средним уровнем социально- экономического развития (промышленные, экспортно ориентированные, индустриальные)
Территориально-административная Согласование торговой и экономической политики на уровне администраций интегрирующихся регионов, проведение совместных экономических форумов, стратегическое партнерство Сетевое межрегиональное сотрудничество. Либерализация международных финансовых операций. Механизм прямого выхода процесса производства за национальные рамки Регионы с высоким уровнем социально-экономического развития (столичный регион с развитой банковской и финансовой сферой)
Источник: составлено автором
Таблица 4
Статистические индикаторы кластеризации, %
Отрасль промышленности
Регион Электроэнергетика Топливная Химическая и нефтехимическая Машиностроение Лесная Строительная Легкая Пищевая
Брестский 14,3 100 71,4 28,6 28,6 57 14,3 85,7
Витебский 85,7 16,7 14,3 85,7 71,4 42,9 42,9 28,6
Гомельский 71,4 33,4 57 14,3 85,7 100 85,7 57
Гродненский 57 66,7 42,9 42,9 100 14,3 71,4 71,4
г. Минск 28,6 - 85,7 57 57 71,4 57 14,3
Минский 100 83,4 100 71,4 42,9 85,7 28,6 42,9
Могилевский 42,9 50 28,6 100 14,3 28,6 100 100
Продолжение табл. 4
Отрасль промышленности
Регион Торговля, ремонт Гостиницы и рестораны Транспорт и связь Финансовая деятельность Операции с недвижимостью, аренда Образование Здравоохранение ЖКХ
Брестский 57 57 71,4 85,7 42,9 42,9 42,9 57
Витебский 71,4 71,4 57 28,6 57 57 28,6 28,6
Гомельский 42,9 85,7 85,7 42,9 71,4 85,7 71,4 85,7
Гродненский 28,6 28,6 28,6 71,4 28,6 71,4 57 14,3
г. Минск 100 100 100 100 100 100 100 100
Минский 85,7 42,9 42,9 57 85,7 28,6 85,7 71,4
Могилевский 14,3 14,3 14,3 14,3 14,3 14,3 14,3 42,9
Источник: данные Белстата
Таблица 5 Динамические индикаторы кластеризации Брестского региона, %
Отрасль промышленности
Показатель Торговля, ремонт Гостиницы и рестораны Транспорт и связь Финансовая деятельность Операции с недвижимостью, аренда Образование Здравоохранение ЖКХ
Пср 1,44 0,66 0,72 0,99 0,6 0,41 1,6 0,6
А 1,2 0,63 0,56 0,99 0,34 0,46 0,5 0,55
Источник: данные Белстата
Список литературы
1. Соколов Э.Г. Внешнеэкономические связи региона. Брест: Академия, 2005. 180 с.
2. Паршутич О.А. Приоритеты социально-экономического развития Брестского региона в условиях интеграции в мировую экономику: материалы VI Международной научно-практич. конференции «Проблемы развития экономики и сферы сервиса в регионе». Т. 1. Сыктывкар: СПбГУСЭ, 2012. С. 186-189.
3. Давыденко Л.Н., Литвинюк А.И. Принципы трансграничного сотрудничества. В кн.: Беларусь и мировые экономические процессы. Вып. 7. Минск: Изд-во БГУ, 2010. С. 50-64.
4. Морозова О.В. Дисбалансы развития экономической системы региона. В кн.: Проблемы развития внешнеэкономических связей и привлечения иностранных инвестиций: региональный аспект. Ч. 1. Донецк: Изд-во Донецкого нац. ун-та, 2010. С. 282-286.
5. Калюжнова Н.Я. и др. Конкурентоспособность регионов: теоретико-прикладные аспекты: монография. М.: ТЕИС, 2003. 472 с.
6. Вертинская Т.С. и др. Концептуальные положения регионального развития Республики Беларусь до 2015 г. Минск: Право и экономика, 2009. 99 с.
7. Никитенко П.Г. и др. Проблемы региональной экономики Республики Беларусь в условиях глобализации и регионализации мирохозяйственных связей. Минск: Право и экономика, 2004. 126 с.
Национальные интересы: National Interests:
приоритеты и безопасность 6 (2016) 122-136 Priorities and Security
ISSN 2311-875X (Online) International Economic Relations
ISSN 2073-2872 (Print)
REGIONAL INTERESTS IN THE DEVELOPMENT OF FOREIGN ECONOMIC RELATIONS OF THE REPUBLIC OF BELARUS: EVIDENCE FROM THE BREST REGION
Ol'ga A. PARSHUTICH
Polessky State University, Pinsk, Republic of Belarus olgaketko@mail.ru
Article history:
Received 17 February 2016 Received in revised form 26 February 2016 Accepted 9 March 2016
JEL classification: F10, R12
Keywords: potential, foreign trade ties, integration, clustering
Abstract
Importance Considering globalization and integration of global economy, it is especially important to form, run and develop the region's socio-economic system.
Objectives The research investigates how the region interacts with global economy, formulates a strategy for sustainable and effective development of the Brest Region, and improves the efficiency of the regional economy.
Methods I addressed my objectives using general scientific methods and techniques of economic, historical, structural and statistical analysis, logic method and methods of generalization and synthesis.
Results I identified the salience of the region's specialization in international division of labor during integration processes in the global economy. The article presents methodological drafts of the region's foreign trade. The recommendations and practical proposals help to articulate strategic priorities of the region's development, which allow evaluating and assessing the efficiency of the regional economy.
Conclusions and Relevance The Brest Region demonstrates the relatively low level of foreign trade activities and sluggishness of the existing production structure. Foreign trade ties of the Brest Region basically lead to the markets of the Russian Federation and other CIS countries, notwithstanding the proximity to the western borders, existence of the Brest Free Economic Zone and the effective project of the European Region. The region has its own specifics in foreign trade, which are opposite to the national ones. It results in the positive balance of foreign trade. This factor helps to find competitive advantages of the region to position it on the global economic arena.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016
References
1. Sokolov E.G. Vneshneekonomicheskie svyazi regiona [Foreign trade ties of the region]. Brest, Akademiya Publ., 2005, 180 p.
2. Parshutich O.A. [Priorities of the socio-economic development of the Brest Region during its integration into the global economy]. Problemy razvitiya ekonomiki i sfery servisa v regione: materialy VI Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. T. 1 [Proc. 6th Int. Sci. Conf. Issues of Development of the Region's Economy and Servicing Sector. Vol. 1]. Syktyvkar, Saint-Petersburg State University of Economics Publ., 2012, pp. 186-189.
3. Davydenko L.N., Litvinyuk A.I. Printsipy transgranichnogo sotrudnichestva. V kn.: Belarus' i mirovye ekonomicheskie protsessy. Vyp. 7 [Cross-border cooperation principles. In: Belarus and global economic processes. Iss. 7]. Minsk, Belarus State University Publ., 2010, pp. 50-64.
4. Morozova O.V. Disbalansy razvitiya ekonomicheskoi sistemy regiona. V kn.: Problemy razvitiya vneshneekonomicheskikh svyazei i privlecheniya inostrannykh investitsii: regional'nyi aspekt. Ch. 1 [Disparity in the development of the region's economic system. In: Issues of developing foreign trade ties and attraction of foreign investments: regional perspectives. Part 1]. Donetsk, Donetsk National University Publ., 2010, pp. 282-286.
5. Kalyuzhnova N.Ya. et al. Konkurentosposobnost' regionov: teoretiko-prikladnye aspekty: monografiya [Regions' competitiveness: theoretical and applied considerations: a monograph]. Moscow, TEIS Publ., 2003, 472 p.
6. Vertinskaya T.S. et al. Kontseptual'nye polozheniya regional'nogo razvitiya Respubliki Belarus' do 2015 g [Conceptual clauses of the regional development of the Republic of Belarus]. Minsk, Pravo i ekonomika Publ., 2009, 99 p.
7. Nikitenko P.G. et al. Problemy regional'noi ekonomiki Respubliki Belarus' v usloviyakh globalizatsii i regionalizatsii mirokhozyaistvennykh svyazei [Regional economic issues of the Republic of Belarus during globalization and regionalization of global economic relations]. Minsk, Pravo i ekonomika Publ., 126 p.