Вопросы экономики
экономическая интеграция регионов в мировое хозяйство
л. а. воронина,
доктор экономических наук, профессор кафедры мировой экономики кубанского государственного университета
е. о. горецкая, кандидат географических наук, доцент кафедры менеджмента и мировой экономики краснодарского филиала Российского государственного торгово-экономического университета
Углубление процессов международного разделения труда приводит к интенсивному сотрудничеству регионов национальных государств. Тесное взаимодействие региональных хозяйственных механизмов способствует развитию процессов интеграции на региональном мезоуровне.
Выделение регионального мезоуровня в процессах интеграции является принципиально новым направлением, поскольку традиционно интеграция рассматривалась на макроуровне (межгосударственная интеграция) и микроуровне (частно кор-порационная интеграция).
Обособленное развитие региональных хозяйств сопровождается снижением их эффективности, если отсутствует интеграция с мировой экономикой. Географическая, экономическая, социальная и культурная близость регионов отдельных стран способствует интеграции регионов в единые хозяйственные комплексы и качественному преобразованию системы международных отношений.
Взаимодействие государств происходит на региональном уровне, формируется многослойная взаимосвязь стран и регионов на макро-, мезо- и микроуровнях. Регионы национальных государств совместно участвуют в механизмах конкуренции, кооперации, партнерства и интеграции.
Интеграция регионов в мировую экономику является характерным признаком этапа глобализации.
Общая идея, концепция, предлагаемая в нашем исследовании — это интеграция страны в мировое хозяйство через выход регионов на мировой уровень, т. е. интеграция регионов.
Под интеграцией регионов понимается высокая степень интернационализации производства на основе развития глубоких устойчивых межрегиональных взаимосвязей и разделение труда между региональными хозяйствами, ведущая к постепенному сращиванию воспроизводственных структур регионов.
Согласно концепции региональной конкурентоспособности все чаще регион рассматривается как активный конкурентный субъект, а не только как среда функционирования фирм. На развитие теории конкуренции большое влияние оказал М. Портер, считающий, что непосредственными конкурентами являются фирмы, а регион выступает лишь средой конкуренции. Однако подход Портера не единственный. Регион при определенных условиях может выступать как предприниматель, для реализации целей которого необходимо обладать конкурентоспособностью. Такой подход является одним из направлений современной пространственной экономики, согласно которому регионы рассматриваются как единое целое, способное действовать самостоятельно.
В условиях глобализации, с возрастанием значимости локальных преимуществ и усилением
процессов интеграции такой подход отвечает логике экономического развития. Регион рассматривается как экономическая система, действующая на мезоуровне экономических процессов рыночной экономики, имеет возможности интегрирования в мировое хозяйство.
Либерализация движения товаров факторов производства приводит к интеграции регионов, что способствует действию эффекта масштаба производства, возрастанию конкуренции между большим числом фирм. Свободное движение товаров, капитала и рабочей силы между регионами приводит к их объединению.
В любом национальном государстве существуют регионы, находящиеся на разных уровнях экономического развития. Соответственно можно предположить, что интеграция регионов в мировую экономику будет различаться по глубине и характеру интеграционной стратегии, по масштабам деятельности, по формам интеграции.
Интеграция регионов осуществляется на мезоуровне и отличается от межгосударственной интеграции на макроуровне. К особенностям интеграции регионов можно отнести следующее:
1. увеличение объемов движения товаров, услуг, капиталов, рабочей силы между регионами;
2. взаимопроникновение региональных производственных процессов;
3. совместное финансирование развития региональной экономики;
4. структурные изменения экономики региона;
5. унификация региональных норм и стандартов.
Интеграция регионов включает рыночное обращение товаров, услуг, ценных бумаг (расширение объемов экспортно-импортных межрегиональных операций); производственную сферу (создание совместных предприятий с участием иностранного капитала); сферу управления (взаимодействие региональных органов власти, предпринимательских структур).
Интеграции регионов способствует территориальная, экономико-географическая, хозяйственно-культурная, демографическая, историческая близость, взаимодополняемость экономического потенциала, что создает возможности для более эффективной организации нового полицентрического, более стабильного миропорядка.
Интеграция регионов имеет многообразные преимущества «экономики масштаба» и содержит в себе значительный потенциал для осуществления экономической стратегии регионов в условиях глобализации и усиления глобальной конкуренции.
Интеграция регионов является весьма длительным процессом даже при наличии всех необходимых для этого предпосылок и факторов. К основным факторам, способствующим интеграции регионов, можно отнести следующие:
• идущие в мире процессы глобализации;
• усиление конкурентной борьбы на мировом рынке;
• либерализация региональных экономик;
• повышение открытости региональных хозяйств;
• усиление взаимозависимости и взаимодополняемости экономик регионов;
• общие экономические интересы регионов. Интеграция регионов способствует взаимопереплетению факторов и приводит к возникновению синергетического эффекта в региональном хозяйстве. В современной мировой экономике между регионами усиливаются устойчивые экономические связи, расширяется деятельность ТНК, развиваются международная торговля, миграция капитала, формируются современные транспорт-но-информационные системы. Регионы включаются в глобальную систему взаимосвязей в едином мировом хозяйстве на основе межфирменного межрегионального сотрудничества.
Интеграция наиболее интенсивно идет на региональном уровне, поскольку большинство фирм соседних регионов активно взаимодействуют. В результате этого в развитых регионах возникают интеграционные зоны, формируются региональные очаги интеграции.
Территориально сопряженные и несопряженные регионы интегрируются и объединяют свои усилия в условиях возрастающей межфирменной и межгосударственной конкуренции. Интеграция регионов происходит в производственной, финансовой сферах, что позволяет регионам укреплять свои экономические позиции в глобализирующейся экономике и использовать потенциал более крупного экономического пространства. В результате интеграции регионов формируются региональные экономические интересы.
Повышение открытости региональных экономик стимулирует интеграционные процессы. Однако необходимо соблюдение принципов экономической безопасности региона и страны, в которой он находится. Интеграция регионов с разным уровнем социально-экономического развития может иметь положительный эффект, особенно для менее развитых регионов, т. к. региональная интеграция поможет преодолеть проблемы глобальной конкуренции.
Интеграция регионов позволяет совместно использовать информационные технологии и преимущества «экономики, основанной на знаниях», развивать НИОКР, наукоемкие производства, внедрять современные модели образования, решать проблемы инноваций.
В основе интеграции регионов находятся определенные предпосылки. Интегрирующиеся регионы должны обладать примерно равным уровнем экономического развития, сопоставимыми хозяйственными механизмами. Интеграция регионов происходит более успешно, если они территориально близки, имеют общие границы и длительную историю торгово-экономических связей. Наиболее эффективна интеграция регионов, имеющих взаимодополняемость экономической структуры. Большое влияние на интеграцию регионов имеют и действия региональных властей.
Рассматривая и изучая процесс интеграции регионов, остановимся на следующем важном аспекте: выделение форм интеграции регионов в мировую экономику в зависимости от стадии их социально-экономического развития. Рассматривая интеграцию страны в мировое хозяйство через выход регионов на мировой уровень, мы учитываем, что регионы находятся на разных ступенях социально-экономического развития, имеют различную конкурентоспособность и соответственно готовность к интеграции в мировую экономическую систему. Следовательно, интеграционные процессы в регионах идут с разной степенью интенсивности.
В нашем исследовании выделяются следующие формы (типы) интеграции регионов:
• торговая форма интеграции регионов — связана с развитием взаимной торговли, экспортно — импортных операций, уменьшением и уничтожением различного рода дискриминации, унификацией норм и стандартов;
• экономическая форма интеграции регионов — основана на свободном перемещении между регионами всех факторов производства, развитием совместного предпринимательства, созданием в регионах предприятий с иностранными инвестициями;
• политико-административная форма интеграции регионов — предполагает согласование торговой и экономической политики на уровне администрации интегрирующихся регионов, проведение совместных экономических форумов, заключение долгосрочных контрактов, стратегическое партнерство.
При выделении форм интеграции регионов наиболее противоречивым и дискутируемым является вопрос о разграничении понятий «интеграция» и «сотрудничество».
Интеграция регионов является более простой формой торгово-экономических союзов по сравнению с интеграцией стран. Говоря об интеграции регионов, мы предполагаем прежде всего частно корпорационную или «тихую», «мягкую» интеграцию. В интеграции регионов принципиально невозможны валютная и политическая формы интеграции. Интеграция регионов не ставит целью создание единой региональной валютной системы, введение единой валюты и превращение единого рыночного пространства в целостное экономическое и политическое образование, полную унификацию законодательной базы и создание единого государства. Целью интеграции регионов является торговое, экономическое, социально-культурное сотрудничество, направленное на улучшение качества жизни населения и основанное на взаимодополняемости экономического потенциала регионов.
Регионам с разным уровнем социально-экономического развития (низким, средним, высоким) соответствуют различные формы интеграции, различная скорость, интенсивность и качество интеграционных процессов.
Торговая форма интеграции регионов ^ регионы с низким уровнем социально-экономического развития
Экономическая форма интеграции регионов ^ регионы со средним уровнем социально-экономического развития
Политико-административная форма ^ регионы с высоким уровнем интеграции регионов социально-экономического развития
Практика мирового хозяйства показывает, что реальные процессы интеграции регионов внутренне противоречивы и не могут укладываться в формальные схемы в силу колоссальной сложности создания единого экономического пространства. Интеграция регионов сталкивается, во-первых, с проблемами разной степени заинтересованности регионов в глубине взаимодействия; во-вторых, с возможностями применения различных моделей интеграции регионов; в-третьих, со значительной дифференциацией экономических систем регионов.
В переходе от торговой формы интеграции регионов к экономической, а затем и к политико-административной не существует строгих закономерностей, временных рамок. Скорость интеграции регионов в мировое хозяйство и быстрота перехода от одной
формы к другой зависят от реальных сложившихся в регионе экономических условий, а также от заинтересованности администраций регионов и бизнес-структур в интеграции в мировую экономику.
Одни регионы, находящиеся на невысоком уровне социально-экономического развития, создавая торговую форму интеграции с мировым хозяйством, не ставят задачи перейти затем к экономической и политико-административной формам интеграции. Необходимо отметить, что это было бы и невозможно при существенных различиях в потенциале регионов. Тем не менее практически все регионы сейчас вводят элементы экономической формы интеграции: либерализация капиталовложений, сближение и унификация стандартов, либерализация в сфере услуг, гармонизация политики в области охраны окружающей среды.
Другие регионы, с относительно высоким уровнем социально-экономического развития, ставят задачу либерализации не только в области торговли, но и инвестиционных потоков, услуг. Либерализация распространяется на политику конкуренции, правительственные закупки, интеллектуальную собственность, разрешение споров. Кроме того, интеграция регионов содержит важнейший элемент — политический диалог, взаимодействие региональных органов власти, проведение совместных экономических форумов, заключение долгосрочных соглашений в сфере партнерства и сотрудничества регионов.
Одной из нетрадиционных (гибких) схем (моделей) интеграции регионов является создание «треугольников интенсивного роста», т. е. интеграции приграничных регионов нескольких стран. Такой опыт широко применяется в азиатской модели интеграции. Такие же «треугольники роста» как формы интеграционного хозяйственного взаимодействия регионов внедряются и в практике европейской модели интеграции с участием регионов России и Евросоюза.
Интеграция регионов позволяет сочетать координацию связей по межрегиональным механизмам с двусторонними каналами сотрудничества. Применяется новая стратегия, сочетающая региональный внутристрановой и межрегиональный международный уровень интеграции: возникает своеобразный «мост» между регионами разных стран. Наиболее развитые «опорные» регионы создают основу интеграции и через особую политику либерализации создают «входные ворота» для товаров мирового рынка и «выходные ворота» для товаров регионов на мировые рынки.
В интеграции регионов реализуется модель «разноскоростной» интеграции, предусматривающая в рамках одной страны применение отдельными регионами различных форм интеграции: торговой, экономической и административно-политической. Опорные, наиболее развитые регионы создают ядро, «зону интеграции», вокруг которых реализуется «интеграция концентрических кругов». В России применяется модель многоуровневой интеграции регионов.
1 уровень — интеграция регионов внутри страны (РФ).
2 уровень — интеграция с регионами ближнего зарубежья (СНГ).
3 уровень — интеграция с регионами дальнего зарубежья (ЕС, АТЭС, НАФТА).
Интеграция регионов опирается на нетрадиционные интеграционные схемы с точки зрения институциональных механизмов интеграции, которые не основаны на жесткой институциональной структуре и обязательности выполнения решений в заданные сроки всеми регионами-участниками, но позволяющая определенную свободу в интеграции для каждого региона-партнера.
Интеграция регионов базируется на частно-корпорационном уровне интеграции, интеграционные процессы развиваются прежде всего на микроэкономическом уровне, где важнейший субъект — предпринимательские структуры. В интеграции регионов значительна роль частных институтов, важнейшим двигателем интеграционных процессов являются ТНК. Транснациональные корпорации заинтересованы в укрупнении рынков, либерализации хозяйственной деятельности. Функционирование транснационального бизнеса, слияния и поглощения формируют реальное хозяйственное объединение воспроизводственных механизмов регионов. В процессе интеграции регионов экономическое объединение идет снизу вверх через активность частных экономических субъектов. Интеграционные объединения регионов характеризуются минимумом межнационального регулирования и интенсивностью процессов интеграции на межфирменном уровне.
Интеграционные процессы в регионах имеют определенную последовательность. На первом этапе решаются вопросы инвестиций — обеспечивается надежная гарантия от национализации, вводится национальный режим, устанавливается соответствие международным договорам. Происходит урегулирование вопросов в сфере торговли и услуг. На втором этапе происходит реорганизация
производства в регионе под влиянием расширения международной торговли, расширения рынков сбыта, увеличения потока инвестиций.
«Опорные» регионы, наиболее развитые, успешно интегрирующиеся в мировую экономику, являются для ТНК привлекательной региональной производственной платформой, где иностранные инвесторы могут свободно проводить свои торговые и производственные операции.
Экономическая интеграция регионов расширяет их стратегические возможности, т. к. происходит переход от экспортных операций к осуществлению прямых иностранных инвестиций и организации импортозамещающего производства, увеличиваются объемы производства товаров и услуг за счет деятельности в регионах предприятий с иностранным капиталом. Повышается эффективность прямых иностранных инвестиций в связи с более свободным движением между регионами товаров, капиталов, услуг, рабочей силы — реализацией принципа «четырех свобод». При этом важнейшим двигателем интеграции регионов выступают транснациональные корпорации и корпоративные интересы, функционирование которых ведет к необратимому сращиванию региональных экономик и формированию реальной интеграции на мезоуровне.
Все регионы, различающиеся низким, средним и высоким уровнем развития, мы относим к различным интеграционным группам, дифференцированным по интенсивности интеграционных связей. Интенсивность развития интеграции прослеживается по совокупности нескольких показателей:
• прежде всего, это доля в процентах от суммарного валового регионального продукта, приходящаяся на взаимный межрегиональный товарооборот, экспорт и импорт;
• доля межрегионального товарооборота в процентах к общему экспорту регионов-участников интеграции;
• объем взаимных прямых иностранных инвестиций между интегрирующимися регионами по сравнению с ПИИ в другие регионы мира;
• количество объединений компаний (слияний, поглощений, взаимного участия) внутри интегрирующихся регионов.
В рамках интеграции регионов происходит объединение фирм, чему способствуют следующие факторы:
• эффект масштаба производства;
• использование благоприятного месторасположения предприятий;
• более рациональная организация сбыта;
• увеличение возможностей научно-технического сотрудничества;
• использование трансфертного ценообразования;
• расширение ассортимента продукции и удовлетворение спроса региональных потребителей;
• снижение транспортных издержек. Интеграция регионов происходит в условиях
объективных тенденций глобализации и регионализации. Интеграция регионов сопровождается усилением их экономической взаимозависимости. Региональная экономика приобретает международные интересы, регионы нацеливаются на развитие многостороннего сотрудничества. Проблемы экономики региона в условиях глобализации часто становятся мировыми, глобальными, и их разрешение требует развития мирохозяйственных связей и координации с мировой экономикой.
Региональная экономика все больше зависит от международного рынка товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, технологий, что требует тесного сотрудничества с мировой экономикой. Происходит выравнивание экономических и правовых условий хозяйствования в разных регионах, координация экономической и финансовой политики.
Стимулирующее воздействие на интеграцию регионов оказывает усиливающаяся роль внешних факторов развития. Ни один регион не сможет сформировать стратегию развития, не учитывая тенденций глобализирующейся мировой экономики. При этом отраслевая структура региона, качество его экономического роста, темпы развития предопределяются мировой экономикой, процессами глобализации. Для регионов интеграция в мировое хозяйство имеет двоякое последствие. С одной стороны, открытая экономика дает многочисленные положительные эффекты и преимущества хозяйственной глобализации. С другой стороны, с особой остротой встает вопрос экономической безопасности.
Интеграция регионов в мировую экономику имеет и негативные последствия: односторонняя зависимость от международного финансового рынка, значительные миграции портфельных капиталов, международные финансовые кризисы, изменение модели взаимодействия государства с ТНК, подчинение требованиям международных организаций.
Региональные хозяйственные комплексы являются важнейшими компонентами глобали-
зации. Интеграция регионов в мировое хозяйство создает дополнительные возможности, стимулы, механизмы для либерализации торговли, движения капиталов и всех факторов производства. Интеграция регионов, тесно связанная с открытостью экономики, позволяет расширять связи с другими регионами мирового хозяйства и извлекать выгоды из новой системы международного разделения труда.
Процесс интеграции регионов мы рассматриваем как начальный этап глобализации мировой экономики. Последующие этапы приведут к созданию единого мирового хозяйства с единым управлением региональными экономическими процессами на макроуровне мировой экономики.
Региональные интеграционные процессы интенсифицируются и количественно, и качественно: заключаются новые региональные соглашения, проводятся межрегиональные экономические форумы, пересматриваются существующие договоры на новых условиях, увеличивается глубина торгово-экономического взаимодействия региональных комплексов. Интеграция регионов — это оптимальный способ интегрирования стран в общемировые глобальные процессы.
Отметим характерные черты интеграции регионов:
• переход к более открытой экономической политике;
• заключение соглашений между разными типами регионов;
• развитие экономических, социально-культурных, политических отношений;
• возрастание роли частного капитала и международных компаний;
• участие регионов (внутренних субъектов) отдельных государств в образовании приграничных общих хозяйственных пространств ряда стран («треугольники экономического роста»). Процессы интеграции концентрируются
вокруг наиболее сильных «опорных» регионов. Формируются новый экономический порядок и новая политико-экономическая конфигурация мирового хозяйства, закладываются основы нового политического устройства мира. В более развитых и конкурентоспособных регионах формируются «зоны интеграции» со своими моделями экономического регулирования, структурой управления и системами безопасности.
Взаимодействие регионов с многополюсным миром осуществляется на основе многовекторной интеграции:
• интеграция регионов (внутренних субъектов) внутри отдельного государства;
• интеграция приграничных регионов разных стран;
• интеграция несопряженных регионов разных стран.
Определим цели интеграции регионов в мировое хозяйство:
• поддержание экономического роста в регионе;
• развитие многосторонней торговли с учетом роста взаимозависимости регионов;
• уменьшение ограничений на пути движения товаров, услуг, капиталов. Экономическое сотрудничество регионов придерживается принципа «открытого регионализма», основанного на региональной экономической интеграции и рассматривающий экономическое развитие своего региона в контексте развития мировой экономики, на основе тенденций экономической глобализации. Это так называемое «сетевое» сотрудничество регионов с учетом возможностей каждого участника на основе взаимного уважения, равенства, недискриминации.
Интеграция регионов базируется на децентрализованной основе. В регионах организуются встречи лидеров, должностных лиц по проблемам малого и среднего бизнеса, стандартов соответствия, таможни, туризма. Интеграция регионов основывается на неофициальном характере сотрудничества региональных органов власти. Представители деловых кругов регионов определяют индивидуальные и коллективные программы действий и определяют приоритеты в развитии сотрудничества, содействуют торговой и инвестиционной либерализации. Интеграция регионов осуществляется на уровне частнопредпринимательского сектора.
Интеграция регионов в мировую экономику предполагает принятие следующих основных решений:
1. Осознание необходимости интеграции в мировую экономику.
2. Определение целей интеграции регионов в мировое хозяйство.
3. Принятие принципиального решения о создании зоны свободной торговли товарами и инвестиций.
4. Разработка принципов интеграции регионов: либерализация и содействие торговле и инвестициям, экономическое и техническое сотрудничество, сотрудничество в сфере развития.
5. Определение основных направлений либерализации экономики региона.
6. Принятие программы действий региона, включающей индивидуальные планы региона, коллективные планы интегрирующихся регионов и государства в целом.
7. Принятие соглашения по добровольной ускоренной отраслевой либерализации в регионе.
8. Определение отраслей региона для проведения ускоренной добровольной либерализации.
9. Реализация в регионах принципов стимулирования конкуренции и дерегулирования экономики.
10. Расширение торговли в регионах на основе торговой и инвестиционной либерализации, содействие торговле, создание более открытого инвестиционного режима.
Литература
1. Восток/Запад. Региональные подсистемы и региональные проблемы международных отношений / Под ред. А. Д. Воскресенского — М.: МГИМО. Российская политическая энциклопедия, 2002.
2. Глобализация мирового хозяйства и национальные интересы России / Под ред. В. П. Колесова — М.: МГУ, ТЕИС, 2002.
3. Европейская интеграция, большая гуманистическая Европа и культура / Под ред. Л.И. Глухарева. - М. : УРСС, 1999.
4. Международная экономическая интеграция / Под ред. проф. Н. Н. Ливенцева. - М. : Экономистъ, 2006.
5. Шишков Ю. В. Теоретические проблемы мировой системы хозяйствования // Экономическая теория национальной экономики и мирового хозяйства. — М., 1997.
Реклама в журналах Издательского дома «Финансы и кредит»
Мы гарантируем Вам:
S Оперативное размещение S Гибкую систему скидок S Индивидуальный подход S Особые условия для рекламных агентств. Ваши выгоды очевидны, потому что у нас: S Самые низкие цены
S Широкая профессиональная аудитория по всей территории России и СНГ S Оперативная публикация рекламы осуществляется в необходимые Вам сроки S Высокая эффективность рекламы проверена временем.
Реклама в наших журналах — прямой путь к конечному потребителю.
Тел./факс: (495) 621-69-49, http: www.financepress.ru
(495) 621-91-90 E-mail: [email protected]
(495)621-72-79