© Мосолова О.В.
ИВ РАН
РОЛЬ АТЭС в МЕЖДУНАРОДНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ в УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ
В настоящее время процесс глобализации является доминирующим фактором мировой экономической жизни. Как отмечал В.С.Паньков, в публикациях международных организаций содержатся два классических определения глобализации экономики. Так, в докладе Генерального секретаря Кофи Аннана на юбилейной пятидесятой сессии Генеральной Ассамблеи ООН (1995 г.) она определяется как «всё более сложный комплекс трансграничных взаимодействий между физическими лицами, предприятиями, институтами и рынками», а в материалах МВФ - как «растущая экономическая взаимозависимость стран всего мира в результате возрастающего объёма и разнообразия международных сделок с товарами, услугами и мировых потоков капитала, а также благодаря всё более широкой диффузии технологий».1
В целом глобализацию экономики можно определить как «диверсификацию, расширение, углубление и уплотнение всей системы транснациональных хозяйственных и культурных связей, что в конечном счёте придаёт им общепланетарное, глобальное измерение».2 Надо отметить, что, хотя основные импульсы развития процессов глобализации идут от экономики, крайне важны также социальные аспекты глобализации, её проявления в политике и культуре, во всей системе международных отношений.
Развитие процессов глобализации также непосредственно связано с научно - техническим прогрессом. Технический прогресс существенно уменьшил препятствия, стоявшие перед торговлей товарами и услугами, а также перед международной мобильностью капиталов. Научно - технический прогресс стал локомотивом и составной частью «новой» глобальной экономической системы. Р.Алкали определяет «новую экономику» так: «это экономика, связанная с интенсивным внедрением иннова-
ций и новых способов ведения бизнеса, которые влияют на рост производительности труда».3
Институциональная структура мирового рыночного хозяйства, как и национальной экономики, предполагает активное использование методов государственного регулирования. Вместе с усложнением экономических систем значение государственного регулирования постоянно повышается. Государства играют ведущую роль в адаптации национальных экономик в мировое хозяйство. От способности страны интегрироваться в мировую экономику, производить конкурентоспособную продукцию, привлекать иностранные инвестиции зависят результаты её экономического развития.
Как отмечала Н.И.Иванова, достижение эффективного результата возможно лишь на базе долгосрочного взаимодействия бизнеса и государства, которое должно учитывать широкий спектр интересов предпринимателей, компаний и корпораций, населения и гражданского общества, государственных органов и учреждений.4
Ещё одним важным фактором современного развития стало совместное решение усилиями различных стран общемировых экономических и научно - технических задач, развитие международных средств связи и массовой информации. Всё более активизируются совместные усилия стран мира для решения глобальных проблем современности (экологической, энергетической и т.п.). Все эти процессы обусловливают необходимость создания интеграционных объединений различных стран и групп стран для общего решения международных проблем.
Как справедливо заметила М.М.Максимова, реализация целей макроэкономической политики государства существенно усложняется в связи с быстрым ростом международной экономической взаимозависимости. 5 Растущий быстрыми темпами трансграничный оборот материальных, информационных и финансовых ресурсов оказывает воздействие на национальную экономику тем больше, чем глубже втянута страна в международное разделение труда. В связи с этим возникает насущный вопрос международной координации макроэкономической политики, под которой понимается «процесс, посредством которого страны модифицируют свою экономическую политику таким
образом, чтобы она носила взаимовыгодный характер с учётом международных экономических связей».6
Различные формы регулирования международных экономических отношений предполагают заключение международных соглашений в рамках межгосударственных организаций и союзов. Глобализация мировой экономики приводит к созданию механизма глобального регулирования. Наиболее ярким проявлением тенденций глобализации стало углубление процессов экономической интеграции стран мира. На международной арене процессы экономической интеграции проявляются в создании региональных экономических союзов, т.е. в мировой экономике появляются целые объединения стран, выступающие фактически как единый экономический субъект.
Конкретные формы региональной интеграции - это создание зоны свободной торговли, таможенный союз и интеграция товарных рынков, создание общего рынка капиталов и рабочей силы, экономический и валютный союзы. Страны, заключающие региональные соглашения, стремятся с их помощью объединить экономические ресурсы, чтобы повысить свою конкурентоспособность на мировом рынке. «Ныне экономическая глобализация и регионализация идут рука об руку. Это отражает ситуацию, при которой государства стремятся получить абсолютный выигрыш от участия в мировой экономике и относительные преимущества в рамках региональных соглашений».7
Сегодня одним из наиболее динамично развивающихся регионов мира, несомненно, является Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). Лейтмотивом развития в регионе стала экономическая либерализация, региональная и глобальная интеграция. Наиболее крупной региональной организацией в АТР является Форум Азиатско-Тихоокеанского Экономического Сотрудничества (АТЭС). Эта организация была создана в 1989 г. в Канберре (Австралия).
В настоящее время экономики 21 страны - члена АТЭС составляют более половины глобального ВВП. На территории АТЭС проживает более чем 2.7 млрд. человек. Первичной целью АТЭС было способствовать экономическому росту и процветанию в регионе, с созданием в перспективе единой региональной экономики. АТЭС преследует эту цель посредством продвиже-
ния и развития торговой и финансовой (инвестиционной) либерализации, помощи развитию бизнеса, экономического и технического взаимодействия (кооперации).
Целью АТЭС является усиление региональной экономической интеграции путём отмены препятствий для торговли и инвестиций, усиления системы связей между поставками товаров и предоставлением услуг и улучшения условий для бизнеса. АТЭС постоянно стремится к улучшению действующей окружающей среды для бизнеса, улучшения доступа к торговой информации и упрощения законодательного процесса и процесса управления. АТЭС также содействует странам-членам в создании институциональных возможностей для получения сравнительных преимуществ от торговых и инвестиционных реформ. АТЭС способствует двусторонним и многосторонним переговорам по торгово-экономическим и научно-техническим вопросам в рамках соглашения ведущих стран мира «Структура сильного, устойчивого и сбалансированного роста в АТР».
Развитие эффективного частного сектора экономики является важным звеном успеха организации. Консультативный бизнес-совет (APEC Business Advisory Council (ABAC)), основанный в 1995 г., представляет интересы бизнеса в АТЭС. В него входят представители от каждой из 21 страны-члена АТЭС, а также специальные бизнес-представители, назначенные лидерами стран-членов АТЭС. Ежегодные саммиты АТЭС и регулярные встречи по вопросам промышленного развития (Industry Dialogues) также предоставляют возможности для региональных бизнес-лидеров взаимодействовать с лидерами АТЭС и выступать с ключевыми вопросами, влияющими на развитие бизнеса в регионе. АТЭС действует на основе не связанных обязательств и открытого диалога. Решения, принимаемые внутри АТЭС, основаны на принципе консенсуса и обязательства принимаются на добровольной основе.
АТЭС вносит важный вклад в продвижение концепции свободной торговли и инвестиций, экономического развития и процветания в АТР. Значительный прогресс был достигнут регионом на пути достижения целей Богорской декларации о свободной и открытой торговле и инвестициях в АТР к 2020 г. В настоящее время ключевыми приоритетами является расшире-
ние процессов либерализации региональной торговли и инвестиций в рамках АТЭС и продвижение дальнейших структурных
О
экономических реформ в странах - членах АТЭС.
Таким образом, в рамках АТЭС создаются условия для образования региональных полюсов экономического роста, формируется самая крупная в мире зона свободной торговли и инвестиций, которая способствует поддержанию международной конкурентоспособности и включению экономик стран АТР в систему современного мирового хозяйства.
Надо отметить, что на пути осуществления этой цели существует немало препятствий. Как отмечал Г.М.Локшин, это связано, в частности, с большим разнообразием исторических, политических, экономических и культурных различий между странами АТР. Поэтому, считает Г.М.Локшин, важным является не только конечный результат - трансформация всего АТР в зону свободной торговли товарами и услугами, свободного движения капиталов и трудовых ресурсов, а сам процесс движения к нему, обеспечивающий безопасность и политическую стабильность в регионе, устойчивый экономический рост и социальную стабильность внутри участвующих государств, которые стараются извлекать максимум выгоды для своего развития из реального сотрудничества и тесного взаимодействия со своими партнёрами по АТЭС.9
Конечно, очевидно, что, при использовании общих закономерностей развития в условиях глобализации и широкого участия в международном сотрудничестве, каждая страна добивается успеха своим собственным путём. В то же время, понятие «развитие национальной экономики» включает в себя ряд общих для всех стран мира закономерностей развития национального хозяйства, которые могут быть использованы для разработки стратегии развития конкретной страны.
В целом в условиях глобализации в выигрыше оказываются прежде всего страны, обладающие конкурентоспособной экономикой, выдерживающие острую конкуренцию на мировых рынках, располагающие высоким уровнем научно-технического развития и высококвалифицированной, профессионально подготовленной рабочей силой. В условиях глобализации большую роль в развитии экономики страны и повышении уровня жизни
её населения играет активное участие страны в процессах международной экономической интеграции, а также членство в международных организациях.
Что касается России, то развитие взаимовыгодных торговоэкономических связей со странами АТР является одним из важных приоритетов её внешнеэкономической политики. Как отмечал К.Ю.Мурадов, в настоящее время «укрепилось понимание того, что условиями эффективной внешнеэкономической политики России является полноценная интеграция в глобальную торговую систему, а также участие в региональных экономических союзах, роль которых в мировой экономике постоянно возрастает».10 Активное участие в АТЭС создаёт возможности для привлечения инвестиций и передовых технологий, в частности, на экономическое пространство Сибири и Дальнего Востока, а также доступа российских товаров на рынки стран-участниц Форума АТЭС.
В сентябре 2012 г. в России (Приморский край, г. Владивосток) прошёл 20-ый Форум АТЭС. Решение провести саммит АТЭС в Приморье было принято еще в 2007 г. За период подготовки к саммиту были реализованы крупные инфраструктурные проекты по развитию восточной части страны, и, в частности, Приморского края (в первую очередь, строительство газотранспортной системы «Сахалин-Хабаровск-Владивосток» и нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий Океан»), также были обновлены и преобразованы отдельные части Владивостока.
В ходе саммита президент России В.В.Путин провёл рабочие встречи со всеми представителями стран-участниц Форума АТЭС. На встречах обсуждались актуальные вопросы торговоэкономического сотрудничества и эффективности взаимовыгодной работы в целом, а также перспективы дальнейшего взаимодействия России и стран - членов АТЭС.
Итогом встречи стала совместная декларация, подписанная 21 страной-участницей саммита АТЭС-2012. Декларация конкретизирует меры по использованию достижений экономик региона в реализации приоритетов АТЭС, обозначенных в качестве ключевых на 2012 г.: 1) либерализация торговли и инвестиций; 2) региональная экономическая интеграция; 3) укрепление продовольственной безопасности. (Надо отметить, что страны-
участницы Форума АТЭС на данный момент уже ведут разработку мер, которые помогли бы стабилизировать продовольственный рынок. Предполагается, в частности, расширить доступ к продовольствию социально-уязвимых слоёв населения, а также привлечь инвестиции и инновационные технологии в сельское хозяйство); 4) формирование надёжных транспортнологистических цепочек. (В частности, Россия предложила разработать более короткие и удобные маршруты перевозок между странами АТР и Европой); 5) интенсивное взаимодействие для укрепления инновационного роста.
Эта декларация имеет несколько приложений: приложение А. Курс на инновационный рост; приложение В. Укрепление энергетической безопасности АТЭС. (В частности, участники саммита решили разработать план по сокращению совокупной энергоёмкости экономик к 2035 г. на 45% по сравнению с 2005 г.); приложение С. Перечень экологических товаров АТЭС. (Участники саммита одобрили список экологических товаров АТЭС, в который входит 54 наименования товаров. Предполагается, что пошлины на них будут снижены к концу 2015 г. до 5% и менее (сейчас они достигают 25-30%). Пока речь, в основном идёт об энергетическом оборудовании и комплектующих для развития «зелёной энергетики», но в перспективе список экологических товаров будет расширяться); приложение Э. Развитие взаимодействия в трансграничном образовании; приложение Е. Борьба с коррупцией и обеспечение транспарентности.11
Важным итогом Форума стало предложение о создании единого образовательного пространства на территории АТР. Проект заключается в том, чтобы объединить научные центры, бизнес и образование. Также была заявлена возможность создания свободной экономической зоны торговли между Россией и странами АТР.
В рамках саммита был проведён ряд совещаний, посвящённых развитию отдельных регионов России, и, в том числе, -дальнейшему развитию Приморья и Красноярского края. В частности, было заключено несколько важных для развития этих регионов международных договоров. Был подписан меморандум о взаимопонимании между «Газпромом» и японским Агентством по природным ресурсам и энергетике относительно
строительства во Владивостоке завода по производству сжиженного природного газа, а также контракт на строительство в Красноярском крае лесохимического комплекса.
Подводя итоги саммита, В.В.Путин заявил, что задачи Форума полностью выполнены. «Удалось не только сохранить преемственность в деятельности АТЭС, но и обозначить новые горизонты, и, что очень важно, дать позитивный сигнал деловым кругам» - заявил президент России.12
Как отмечали участники Второго азиатско-тихоокеанского форума, прошедшего 12-13 октября 2012 г. в Москве, совершенно очевидно, что поворот России в сторону Азиатско-Тихоокеанского пространства невозможен без ускоренного развития зауральской части России, существенного повышения качества жизни в Сибири и на Дальнем Востоке, дальнейшей модернизации производственной и социальной инфраструктуры восточной части страны.13
Продолжением политики, заявленной Россией на саммите АТЭС во Владивостоке, стало заседание президиума Государственного Совета РФ, состоявшееся 29 ноября 2012 г. Заседание было посвящено вопросам развития Сибири и Дальнего Востока. На Заседании обсуждались вопросы реализации государственной программы развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 г., и, в частности, создания такой системы управления развитием, которая соответствовала бы задачам ускоренного подъёма восточных территорий России.
Выступая на Заседании, президент России В.В.Путин ещё раз подчеркнул, что необходимо в полной мере использовать соседство с динамичными странами АТР не только для подъёма дальневосточных территорий, но и для дальнейшего развития нашей страны в целом, а также активно участвовать в развитии интеграционных процессов на всём пространстве Азиатско-Тихоокеанского региона.14
1 Паньков В.С. «Глобализация экономики: Qualis es et quo vadis?», МЭиМО, № 1, 2011, с. 16.
л
Эльянов А.Я. «Глобализация и догоняющее развитие», МЭиМО, N 1, 2004, с.4.
3 Alkaly R. “The New Economy. Farrar, Straus and Giroux”, N.Y., 2003, p.20.
4 Иванова Н.И. «О формировании важнейшего сегмента инновационной экономики», МЭиМО, № 1, 2011, с.121.
5 Максимова М.М. «Проблемы стабильности мировой экономики», МЭиМО, № 9, 2004, с.9.
6 Там же.
Глобализация: Контуры XXI века, ч. II, М., 2004, с.199.
о
Australian Government. Department of Foreign Affairs and Trade. Asia-Pacific Economic Cooperation (APEC). Overview.
(http: //www. dfat.gov. au/apec).
9 Локшин Г.М. «АТЭС во втором десятилетии XXI века» // «Владивосток 2012: АТЭС и новые возможности России», М., 2011, с.68.
10 Мурадов К.Ю. «Опыт участия России в форуме АТЭС и её подготовка к председательству в АТЭС в 2012 г.» // «Владивосток-2012: АТЭС и новые возможности России», М., 2011, с. 165.
11 Vladtime.ru. Информационный канал. Новости Владивостока. (http://www.vladtime.ru/hournews/12848-itogi-sammita-ates-2012.html).
12 Мнения.т (http://mnenia.ru/rubric/finance/sammit-ates-itogi).
13
Азиатско-Тихоокеанские ориентиры России после саммита АТЭС во Владивостоке, М.,2013,с.5,7.
14 Там же, с.24.