BtCHHK Украгнсъког медичног стожатологЬчног академш
фотоматер1алу для демонстраци виконання виконанням певних eTaniB nifl час виконання
процедури, асистування студента з лкарськоТпроцедури.
Реферат
ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕЙ ХИРУРГИИ ИНОСТРАННЫМ СТУДЕНТАМ АНГЛОЯЗЫЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Каниковский О.Е., Павлик И.В., Рауцкис В.А.
Ключевые слова: студенты англоязычной формы обучения.
Учебный материал для иностранных студентов англоязычной формы обучения должен базироваться на международных консенсусах и клинических рекомендациях. Роль преподавателя при клиническом обзоре больных заключается в моделировании и постановке правильного клинического мышления студента направленного на быструю постановку диагноза и рациональное эффективное использование вспомогательных методов обследования. Преимуществом иностранных студентов которые учатся именно в нашей стране имеется то что, они имеют возможность прямого доступа к больному который лечится на тот момент в клинике.
Summary
FEATURES OF GENERAL SURGERY TRAINING OF ENGLISH-SPEAKING FOREIGN STUDENTS Kanikovsky O.E., Pavlyk I.V., Rauckis V.A. Keywords: English-speaking students, training.
Educational material for the foreign English-speaking students should be based on international consensus and clinical recommendations. The role of an instructor during the clinical examination of patients consists in the design and raising of correct clinical thought of student directed on the rapid reaching of a diagnosis and the rational effective use of auxiliary methods of inspection. The advantage of foreign students trained in our country consists in their chances to have a direct access to the patients are being treated in the clinics.
УДК 617.541 - 089.002.05 : 378.180. 6 + 614.23 (075.5)
НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТОРАКАЛЬНОЙ ХИРУРГИИ В МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ Колкин Я.Г., Хацко В.В., Высоцкий А.Г., Дудин A.M., Греджев Ф.А.
Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького
Применение компьютерных технологий расширяет возможности познания нового материала и его понимания. Компьютерные пособия позволяют использовать графическую, звуковую и видеоинформацию в обучении нового поколения врачей. Преимуществом компьютерных технологий является возможность группового или индивидуального подключения к сети Internet для получения или передачи видеоматериалов. Внедрение современных методов обучения будет способствовать улучшению качества подготовки студентов и молодых врачей.
Ключевые слова: компьютерныетехнологии, электронный учебник.
Сегодня в Украине делается все возможное для внедрения принципов Болонского процесса. Вопросы реформирования высшего образования отражены в Указе Президента Украины от 14.09.2000 г. "О Программе интеграции Украины в Европейский Союз", в соответствующих распоряжениях Кабинета Министров, в решениях Министерства образования и науки Украины. Сотрудничество с ведущими университетами Европы дало возможность ввести общие учебные программы, новые приципы управления вузами, подготовить современные учебники, наработать подходы к взаимному признанию документов об образовании [4, 3]. В 1999 году Европа провозгласила о реформировании своей системы подготовки специалистов, о новой стратегической цели своего образования с абсолютно конкретными задачами, сроками их выполнения и прогнозируемыми результатами. Старая классическая система или ныне существующая модель уже никого не удовлетворяла. Поэтому, была обозначена стратегическая цель развития : повысить конкурентоспособность европейской высшей школы. Давно известно, что страна, которая не имеет прогрессивной системы образо-
вания, способной подготовить высококвалифицированные кадры, отвечающие своему времени, обречены на отставание в развитии современных технологий, а значит неизбежно проиграет в мировом политическом соперничестве. [3, 2]. В 1999 году была подписана Декларация о системе высшего образования Европы, ныне известная как «Болонский процесс». Это свод разработанных установок и позиций, которые предполагают образование единого европейского образовавательного и научного простора, единых критериев и стандартов в масштабах континента. В настоящее время Украина стремится стать его участником.
Одной из целей Болонского процесса является разработка единой системы зачетных единиц (система ЕСТБ), которая позволит : обеспечить мобильность студентов, преподавателей и специалистов; гарантировать качество образования и дать возможность конкурировать в любой стране; расширить европейский простор высшего образования.
Общей тенденцией является значительное увеличение (50% и более) самостоятельной работы студента под контролем преподавателя. Студент должен хорошо знать основы дисцип-
Актуальн проблеми сучасно! медицини
лины, в частности, торакальной хирургии и самостоятельно решать множество задач : уметь самостоятельно получить сведения при обследовании больного, составить план обследования, проанализировать его и на основе проведенного анализа назначить не просто лечение, а то лечение, которое соответствовало бы требованиям единой Европейской системы.
Тактические задачи развития медицинского образования предполагают не только введение нового учебного плана, но и кадровое, материально-техническое, методическое обеспечение всего процесса, сопровождающегося использованием новых информационных технологий, что в целом предполагает повышение мотивации студентов к обучению [3, 2, I].
При этом сама мотивация при этом представляет центральную проблему психологии личности и психологии обучения, имеет своей функцией побуждение и направление деятельности и является результатом анализа и оценки альтернатив, выбора и принятия решений. Не секрет, что компьютеры буквально «ворвались» в наше общество, при чем наибольший интерес и потребность овладения компьютерной техникой наблюдается у самой динамичной части молодежи среди студентов. Естественно, что использование компьютерных технологий должно вызывать больший интерес к предмету, так как само по себе расширяет возможности познания нового материала и его понимание.
Наиболее перспективными в обучении в торакальной хирургии являются «компьютерные учебники», позволяющие максимально использовать графическую, звуковую и видеоинформации в обучении нового поколения врачей. Медицинские вузы и медицинские факультеты университетов Украины пока неизмеримо уступают аналогичным подготовительным центрам Запада по внедрению компьютерных образовательных программ, мультимедийных программ на CD-дисках.
«Компьютерные учебники» имеют ряд принципиальных отличий от традиционных учебников, поэтому, весьма важно придерживаться определенных требований к программному обеспечению: применимость на различных платформах; обучение в режиме on-line; простота использования в сочетании с мощными функциями; интерактивная помощь в обучении; оперативность переключения с одного изучаемого раздела на другой; поддержка индивидуальной и коллективной форм обучения; удобный просмотр иерархии изучаемых объектов; возможность оптимизации последовательности изучаемых разделов.
Таким образом, преимущества компьютерного учебника заключаются в возможности использования для обучения торакальной хирургии помимо текстовой, еще и видео - аудио информации. Учебник должен имеет простой, понятный интерфейс и удобную схему функционирования,
что позволяет получить высокопрофессиональное справочное пособие, пригодное как для индивидуального, так и коллективного пользования в библиотеках, методических центрах и специализированных аудиториях.
Содержание издания по торакальной хирургии должно соответствовать классическому стилю изложения, принятому в отечественной учебной литературе. Необходимо выделять такие разделы, как история, этиопатогенез, клиника, дифференциальная диагностика, лечение и т.д. Все указанные части представляются тщательно подобранным иллюстративным видеоматериалом, содержащим большой объем информации. Это выгодно отличает и здание от соответствующих глав современных учебников по хирургическим болезням, где в качестве носителя информации выбрана бумага. В то же время такой большой объем информации -легко воспринимается обучающимися, что связано с возможностями мультимедийного издания.
Издание должно содержать тестовую программу и ситуационные задачи, позволяющие обучающимся самостоятельно контролировать процесс овладения материалом. Тесты и задачи должны отличаться максимальной точностью и конкретностью формулировок. Безусловно, применение мультимедийных электронных учебников не в состоянии заменить то. что может и должен получить обучающийся на практических занятиях у постели больного, в перевязочной, операционной и пр.
Другим важным преимуществом компьютерных технологий является возможность подключения к сети Internet для получения или передачи видеоматериалов. С помощью этой системы доступными становятся контакты в режимах online и off-line с любыми учебными заведениями мира, участие в научных симпозиумах, семинарах и наблюдение за ходом оперативных вмешательств в ведущих зарубежных клиниках. Для консультаций в удаленных и труднодоступных районах может использоваться телемедицина, где для получения оперативных материалов в течение нескольких минут может быть использован Internet . Единственным условием для этого является наличие устойчивой системы связи и наличие современного компьютера.
Накопленный опыт применения телекоммуникаций в различных сферах образования показал, что этот вид информационных технологий позволяет : организовать совместные исследовательские работы студентов, врачей, преподавателей, научных работников из различных межрегиональных или межгосударственных вузов, научных и учебных центров; обеспечивать оперативную консультационную помощь широкому кругу обучаемых с привлечением самых авторитетных специалистов; проведя консилиумы;
создавать сети дистанционного обучения студентов, повышения квалификации работников
Том 9, Выпуск 1
353
BtCHHK Украгнсъког медичног стожатологЬчног академИ'
практического здравоохранения; оперативно обмениваться информацией, идеями, планами по интересующим вопросам и темами совместных проектов; формулировать у партнеров (студентов, преподавателей и др.) коммуникативные навыки и культуру общения; прививать навыки подлинно исследовательской деятельности, добывать и обрабатывать информацию с помощью самых современных компьютерных технологий; создавать подлинную профессиональную, в том числе и иноязычную языковую среду, формулируя потребность в изучении иностранных языков; способствовать культурному, гуманитарному развитию студентов и врачей [2, 3].
Телевидение, электронная почта, видео, видеодиски, компьютерная графика предоставляют возможность получения образной информации, которая усиливается лучше, чем текстовая. Современные студенты и врачи должны интегрировать вербальную и графическую информацию, звук и анимацию, демонстрировать свое понимание идей, теорий, а не только их механически запоминать.
Именно поэтому, как нам кажется, применение новейших информационно-компьютерных технологий в изучении торакальной хирургии является весьма полезным и перспективным, поскольку в своей специфике медицинской дисциплины включают в себя большое число практических навыков, помимо теоретических аспектов, которые могут быть приобретены лишь в результате работы в клинике или лаборатории.
Таким образом, современные информационно-компьютерные технологии позволяют обеспечить процесс обучения торакальной хирургии
необходимым материалом; доступ к отечественным и зарубежным электронным библиотекам; дистанционную форму обучения; обратную связь между преподавателем и студентом. Внедрение современных методов обучения в освоении торакальной хирургии дает возможность гармонично соединить практическую работу обучающихся с высоким уровнем усвоения теоретических программ, что, несомненно, будет способствовать улучшению качества подготовки студентов и молодых врачей, конку-рентноспособных во всех странах без исключения. Для достижения конечной цели Болонского процесса - построения единого пространства образования - недостаточно формального внедрения его принципов. Нужны прозрачные и понятные всем методологии контроля качества образования. Образование в Украине можно и нужно сделать рентабельным, высокоэффективным и конкурентоспособным, что является требованием времени и реальных потребностей нашего общества.
Литература
1. Каминский И.В., Ильченко Ф.Н. Компьютерные технологии и современные методы визуализации в преподавании курса факультетской хирургии // Вестник неотл. и восстанов. медицины. - 2004. - Т. 5, № 2. - С. 383 - 384.
2. Перцов В.И., Гриценко С.Н. Использование компьютерных технологий для подготовки и повышения квалификации студентов и врачей // Бть, знеболювання, ¡нтенсивна терапт. - 2004. - № 2 - дод. - С. 236 - 237.
3. Петракова С.Б. Болонский процесс в Украине // Тезисы докладов I Всеукраинской науч.-практ. конф., "Соц1ально-психолопчж, педагопчж, фЬичы, юридичж та медичж проблеми пщготовки фахшцщ в сучасних умовах", 6 - 8.09.2006 г. - Горлшка: ужверситет "УкраТна", 2006. - С. 41 - 45.
4. ГПдаев A.B., Передерм В.Г. Болонський процес в Свропк - Одеса : Одес. держ. мед. ун-т. - 2004. - 190 с.
Реферат.
HOBI 1НФОРМАЦ1ЙН1 ТЕХНОЛОГИ ПРИ ВИВЧЕНН1 ТОРАКАЛЬНО! Х1РУРГИ У МЕДИЧНОМУ УН1ВЕРСИТЕТ1. Колш Я.Г., Хацко В.В., Висоцький А.Г., Дудш О.М., Греджев Ф.А. Кпючов1 слова: комп'ютерж технологи, електронний пщручник.
Застосування комп'ютерних технологш розширюе можпивост1 пЬнання нового матер1алу i його розумЫня. Комп'ютерж поабники дозволяють використовувати графтну, звукову i вщео1нформац1ю в навчанж нового поколшня niKapiB. Перевагою комп'ютерних технологш е можливють групового або ¡ндивщуального пщключення до мереж1 Internet для одержання або передач! вщеоматер1ал1в. Впровадження сучасних методш навчання буде сприяти пол1пшенню якост1 пщготовки студентш i молодих niKapie.
Snmmary .
NEW INFORMATIONAL TECHNOLOGIES IN THORACAL SURGERY TRAINING AT MEDICAL UNIVERSITY Kolkin Y.G., Khatsko V.V., Visotsky A.G., Dudin A.M., Gredzev F.A. Key words : computer technologies, the electronic tutorial.
The use of computer technologies expands the opportunities to come to know more. Computer tutorials allow using graphic, sound and video information in training the new generation of doctors. Advantage of computer technologies is the opportunity in connection to Internet for transmitting and receiving of video data. Introduction of up-to-date methods of training will promote improvement of quality in preparation of students and young doctors.