МЕТОДОЛОГИЯ І Экологический менеджмент
в? КОМПАНИЯ ELTA-R
Нормативные требования к сертификации систем экологического менеджмента -от ретроспективы к перспективе
Л.Г. ЕГОРОВА, Ю.И. МХИТАРЯН,
главный эксперт-консультант генеральный директор группы компаний
ЦССК «Интерэкомс», к.ф.-м.н, эксперт «Интерэкомс», д.э.н.
по сертификации СМК, систем экологического менеджмента, систем менеджмента промышленной безопасности и здоровья,
СМК в медицинской промышленности
Систему экологического менеджмента принято определять как часть общей системы менеджмента предприятия, куда, кроме того, входят организационная структура, планирование, распределение ответственности, процессы, процедуры и ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, функционирования, достижения целей экологической политики, ее пересмотра и актуализации. Документов, связанных с разработкой и сертификацией систем экологического менеджмента, достаточно мало, так как сама проблема катастрофического состояния окружающей среды была сформулирована сравнительно недавно. Первая конференция ООН по окружающей среде состоялась в 1972 г. в Стокгольме, где была отмечена связь экономического и социального развития с проблемами окружающей среды.
Между тем экологические проблемы во все возрастающей степени затрагивают деятельность предприятий и вызывают озабоченность населения. Взаимодействие человека с окружающей средой таит в себе определенные риски. Предприятиям трудно добиться устойчивого успеха, если они не управляют этими рисками. Вот почему наиболее передовые предприятия стали инициаторами деятельности по охране окружающей среды. Концепция проверок состояния окружающей среды в форме экологического аудита впервые была разработана в США в конце 1970-х гг. и первоначально применялась для проверки соблюдения компаниями экологических законов, законодательных актов и нормативов
Век Качества N° 1
Экологические аудиты
Экологический аудит представляет собой комплексный, документированный, верифицируемый процесс объективной оценки, цель которой - выявление соответствия критериям проверки конкретных экологических мероприятий, видов деятельности, условий, управленческих систем или информации о них и информирование заинтересованных сторон о полученных в ходе указанного процесса результатах.
Экологический аудит проводится обычно экспертами-аудиторами по заданию властных структур (проверка выполнения экологических законов и норм), банков или страховых компаний (при принятии решений ими о предоставлении кредитов, ссуд или страхового полиса) и, наконец, частных компаний (например, при приобретении одной компании другой).
Понятие «экологический аудит» обычно включает в себя различные виды однотипных проверок:
SS проверка соблюдения выполнения компанией экологических нормативов, установленных как в законодательстве, так и во внутренних требованиях;
SS проверка экологичности компании, которая проводится в случае, если компания не имеет официально принятых программ в области охраны окружающей среды;
SS проверка функционирования
системы экологического менеджмента компании;
SS проверка соответствия экологического сертификата компании; SS проверка добропорядочности компании (due diligence investigation) - выполнения финансовых обязательств и выплаты штрафов, долгов, обязательств по минимизации рисков при слиянии и приобретении компаний;
SS проверка экологической декларации и отчетов компании об экологической деятельности.
В настоящее время системы управления охраной окружающей среды стали традиционными на предприятиях Западной Европы и
Северной Америки. А впервые их создание в частных компаниях началось в Нидерландах в 1985 г. Вначале эта деятельность стимулировалась Промышленной федерацией страны. Затем правительство издало ряд документов об управлении природопользованием частными компаниями (данная деятельность стала регулироваться государственной политикой). Была поставлена следующая цель: за 1989-1995 гг. 10-12 тыс. компаний, оказывающих заметное воздействие на окружающую среду, должны были разработать системы экологического менеджмента, которые стали бы составной частью их экономической деятельности, а примерно 250 тыс. фирм, не оказывающих столь значительное воздействие на окружающую среду, должны были внедрить у себя основные элементы систем экологического управления. С 1992 г. в этой стране наличие систем экологического менеджмента у компаний стало обязательным условием при выдаче экологических лицензий, заключении контрактов и соглашений. Тогда же был введен экологический аудит и принято законодательство об экологической отчетности компаний.
На Международной конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Женейро в 1992 г. был признан факт глобального (катастрофического) ухудшения природной среды, что в XXI веке может привести к гибели всего живого на планете. На конференции главы и лидеры 179 стран мира приняли Политическую декларацию, адресованную всем государствам. Другим важным итогом конференции стало решение о разработке международных стандартов серии ISO 14000, для чего был создан специальный Технический комитет 207 (ТК 207) Международной организации по стандартизации (ИСО). Основой при разработке международных стандартов серии ISO 14000 и сопряженных с ними стандартов стал опыт предыдущих лет.
Британский стандарт BS 7750
Одним из лидеров апробации новых рыночных инструментов экологического менеджмента является Великобритания, где в 1990 г. был принят новый «Экологический акт» (Environmental Act), за которым в 1992 г. последовал стандарт в области систем экологического менеджмента BS 7750 (Specification for Environmental Management Systems), подготовленный и выпущенный Британским институтом стандартизации в соответствии с запросом Британской конфедерации промышленности.
с с с
Следует отметить, что ко времени принятия стандарта БЯ 7750 экологическое аудирование уже получило широкое развитие как в Европе, так и на американском континенте.
Стандарт БЯ 7750 полностью вписывается в требования национального стандарта на системы качества БЯ 5750 (и ИСО 9001). Стандарт не определяет требований к природоохранной деятельности предприятия, но содержит руководящие указания и рекомендации, полезные для создания результативной системы экологического менеджмента, для развития экологического аудирования, что должно влиять на улучшение экологических характеристик деятельности организаций в целом.
На начальном этапе предполагалось, что британские предприятия в своей природоохранной деятельно-
сти будут ориентироваться на принципы и руководящие указания БЯ 7750 на добровольной основе. Позднее к Великобритании присоединились и другие государства, а сам стандарт послужил основой для подготовки международных документов.
Стандарт БЯ 7750 предполагает следующие стадии разработки и внедрения системы экологического менеджмента:
1 Предварительный (оценочный) анализ ситуации. На этой стадии необходимо определить все экологические законодательные и нормативные требования, предъявляемые к деятельности предприятия, и установить, какие элементы экологического менеджмента уже практически используются на данном объекте.
2 Разработка Экологической политики, которая охватывала бы все аспекты деятельности и продукцию предприятия, была бы доведена до све-
дения персонала и принята к исполнению всеми уполномоченными сторонами (подразделениями и лицами).
3 Распределение прав, обязанностей и ответственности в системе экологического менеджмента.
4 Оценка степени воздействия пр едприятия на окружающую среду. На этом этапе предусмотрено: составление перечня установленных нормативов, характеристик выбросов в атмосферу, сбросов в водные отходы, способы размещения отходов, а также описание экологических аспектов и воздействий предприятий на окружающую среду.
5 Разработка экологических целей и задач предприятия.
6 Определение стадий производства, процессов и видов деятельности на предприятии, которые могут оказать воздействие на окружающую среду, а также разработка системы мониторинга и контроля их функционирования.
7 Разработка Программы экологического менеджмента предприятия и назначение ответственного за ее выполнение. Программа должна быть составлена таким образом, чтобы учитывались не только настоящие, но и все прошлые виды деятельности предприятия, а также возможное воздействие жизненного цикла новых видов продукции на окружающую среду.
8 Разработка и выпуск Руководства по системе экологического менеджмента в качестве справочника по системе и базового документа для подтверждения при аудите того, что система экологического менеджмента функционирует в соответствии с установленными на предприятии требованиями и критериями.
9 Установление системы регистрации всех экологически значимых событий, видов деятельности и т.п. (например, записи случаев нарушения требований экологических документов предприятия, описания предпринятых корректирующих действий, отчетов по итогам аудитов и текущего контроля и т.д.)
0 Аудиты. Стандарт БЯ 7750, который включает в себя описание процедуры аудирования и детализирует требования к аудиторскому Плану. Предусмотрено также, что аккредитующая организация может предпринять внешнюю проверку итогов внутреннего аудирования (в БЯ 7750 под аудированием понимается систематическая оценка, предпринимаемая с тем, чтобы определить, согласуется ли функционирование системы экологического менеджмента с запланированными целями, задачами, структурой и т.п., является ли внедренная система результативной и отвечающей требованиям экологической политики предприятия).
Январь-февраль 2009 г.
а
МЕТОДОЛОГИЯ І Экологический менеджмент
в? КОМПАНИЯ ELTA-R
BS 7750 был принят Нидерландами, Финляндией и Швецией. В Австралии, Ирландии, Испании, Новой Зеландии и Франции разработаны национальные стандарты. Австрия дождалась опубликования международных требований к системам экологического менеджмента.
В ряде международных документов, таких как Хартия деловых кругов по вопросам устойчивого развития (Business Charter for Sustainable Development) Международной торговой палаты, провозглашается принцип открытой публикации информации об экологических показателях деятельности компаний. В 1993-1994 гг. около 200 международных компаний опубликовали свои экологические отчеты (Environmental Statements). В 1993 г. в ходе опроса 800 крупнейших компаний из 10 стран Европы и Северной Америки было выявлено, что в 58% финансовых годовых отчетов упоминались экологические вопросы, а 10% компаний ежегодно публиковали отдельный экологический отчет.
Схема EMAS
В 1993 г. Европейский Союз опубликовал постановление по системе экологического менеджмента и экологического аудита (Regulation on the Eco-Management and Audit Scheme - EMAS). Цель разработки EMAS состояла в подготовке программы действий и политики ЕС в области охраны окружающей среды. Практические рекомендации по внедрению схемы EMAS были изложены в Регламенте Совета (ЕЭС) -EMAS № 1836/93 от 29 июня 1993 г. Регламент устанавливает правила «допуска к добровольному участию компаний промышленного сектора в Схеме сообщества по управлению и проверке окружающей среды» и содержит 21 статью и пять Приложений:
Приложение I «Требования к Политике в области охраны окружающей среды, программам и системам общего руководства». В нем изложены требования к системе экологического менеджмента, и по содержанию оно созвучно ИСО 14001;
Приложение II «Требования к проверкам состояния окружающей среды»;
Приложение III «Требования к аккредитации органов по охране окружающей среды и их функции»;
Приложение IV «Подтверждение участия»;
Приложение V «Информация, которую следует представлять компетентным органам при обращении для регистрации или подаче заявки о состоянии окружающей среды для подтверждения».
18 Век Качества N° 1
Схема ЕМАЯ была разработана в соответствии с Пятой программой экологических действий ЕЭС, ядром которой является основной принцип устойчивого развития - «Превентивные действия и предотвращение негативного влияния на окружающую среду и общая ответственность». С 1995 г. европейские предприятия получили возможность проходить сертификацию в соответствии с требованиями ЕМАЯ.
Итак, Схема ЕМАЯ - это добровольная система менеджмента, которая применяется во всех странах-членах ЕС и касается компаний, занимающихся промышленной деятельностью. В соответствии с ней компании должны осуществлять программы природоохранной деятельности, иметь системы экологического менеджмента (в соответствии с их местоположением), периодически проводить оценку их выполнения и публиковать экологические показатели своей работы. Последние подлежат проверке независимым сертифицированным аудитором (верификатором).
Схема ЕМАЯ в отношении требований к системам экологического менеджмента гармонизирована с ИСО 14001. В дополнение к требованиям стандарта ИСО 14001 схема ЕМАЯ предписывает организациям проведение официального предварительного экологического анализа и публикацию экологиче-
ского отчета, который призван информировать общественность, акционеров и все заинтересованные стороны о целях и задачах управления охраной окружающей среды и их выполнении на предприятии.
Международные стандарты серии !БО 14000
После принятия на конференции в Рио-де-Жанейро решения о разработке международных стандартов серии ИСО 14000 в 1993 г. в ИСО был создан специальный Технический комитет 207 (ТК 207) «Экологический менеджмент».
В 1996-1998 гг. в ТК 207 были разработаны стандарты, определяющие требования к системам экологического менеджмента, технологии их проверки и аудиторам. В основу этих стандартов легли британский стандарт Б8 7750, схема ЕМАЯ и опыт предшествующих лет. В 1999 г. Техническим комитетом 207 совместно с Международной электротехнической комиссией был разработан документ, устанавливающий требования к органам по сертификации. Позже эти стандарты были приняты в нашей стране как государственные (см. табл. 1).
Появление серии международных стандартов систем экологического менеджмента ИСО 14000 на предприятиях и в компаниях - одна из наиболее значительных междуна-
Таблица 1
Первые принятые в России стандарты, определяющие требования к системам экологического менеджмента
Обозначение нормативного документа Наименование нормативного документа
ИСО 14001:1996 Системы управления окружающей средой.
(ГОСТ Р ИСО 14001-98) Требования и руководство по применению
ИСО 14004: 1996 Системы управления окружающей средой.
(ГОСТ Р ИСО 14004-98) Общие руководящие указания по принципам,
системам и средствам обеспечения функционирования
ИСО 14010:1996 Руководящие указания по экологическому аудиту.
(ГОСТ Р ИСО 14010-98) Основные принципы
ИСО 14011:1996 Руководящие указания по экологическому аудиту.
(ГОСТ Р ИСО 14011-98) Процедура аудита. Проведение аудита систем
управления окружающей средой
ИСО 14012:1996 Руководящие указания по экологическому аудиту.
(ГОСТ Р ИСО 14012-98) Квалификационные критерии для аудиторов
в области экологии
ИСО 14050:1998 Управление окружающей средой. Словарь
(ГОСТ Р ИСО 14050-99)
ИСО/МЭК 66:1999 Общие требования к органам, осуществляющим
(ГОСТ Р ИСО/МЭК 66-2001) оценку и сертификацию систем управления
охраной окружающей среды
Таблица 2
Современная нормативная база сертификации систем экологического менеджмента
Обозначение нормативного документа Наименование нормативного документа
Требования к системам менеджмента
ГОСТ Р ИСО 14001-2007 Системы экологического менеджмента.
(ИСО 14001:2004) Требования и руководство по применению
Требования к органам по сертификации
ИСО/МЭК 17021:2006 Оценка соответствия - Требования к органам, осуществ-
ляющим аудит и сертификацию систем менеджмента
Требования к аудиторам
ГОСТ Р ИСО 19011-2003 Руководящие указания по аудиту систем менеджмента
(ИСО 19011:2002) качества и/или систем экологического менеджмента
Требования к технологии проведения аудитов
ГОСТ Р ИСО 19011-2003 Руководящие указания по аудиту систем менеджмента
(ИСО 19011:2002) качества и/или систем экологического менеджмента
родных природоохранных инициатив. Совокупность этих стандартов составляет основу (нормативную базу) для сертификации систем экологического менеджмента, так как они устанавливают требования:
^ ко всем участникам сертификации систем экологического менеджмента - ИСО 14001: 1996 (ГОСТ Р ИСО 14001-98);
^ к принципам и процедурам аудита (к технологии проведения аудитов) - ИСО 14010:1996 (ГОСТ Р ИСО 14010-98), ИСО 14011:1996 (ГОСТ Р ИСО 14011-98);
^ к аудиторам - ИСО 14012:1996 (ГОСТ Р ИСО 14012-98);
^ к органам по сертификации -ИСО/МЭК 66:1999 (ГОСТ Р ИСО/МЭК 66-2001).
Многие из вышеперечисленных документов были несовершенны, в ряде случаев их перевод на русский язык был плохим и даже с пропусками целых фрагментов. К настоящему времени все рассмотренные документы или актуализированы, или заменены на новые. По существу нормативная база сертификации систем экологического менеджмента полностью обновлена, и все по-
зиции можно считать «закрытыми». Современную нормативную базу сертификации систем экологического менеджмента составляют документы, приведенные в табл. 2.
Однако приведенные документы, в том числе и ГОСТ Р ИСО 19011-2003 (ИСО 19011:2002), имеют достаточно общий характер и не отражают специфических особенностей нашей страны, российского законодательства, а также отраслевой и корпоративной специфики предприятий. Кроме того, в соответствии с концепцией ИСО эти стандарты устанавливают требования к тому, «что» должно быть выполнено. В конкретных системах экологического менеджмента необходимо определить «как» каждое заданное «что» будет реализовано. При использовании стандарта ИСО 14001, устанавливающего требования к системам экологического менеджмента, конкретизация осуществляется за счет обязательного включения в системы законодательных, отраслевых и корпоративных требований.
В приведенном в дополнение к ГОСТ Р ИСО 19011-2003 (ИСО 19011:2002) «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента» комплекте документов отсутствует такой необходимый документ, как «Порядок сертификации систем экологического менеджмента на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 14001-2007». ,>
ХРОНИКА I Новости сертификации 1
АШАН-Мытищи: новые сертификаты ИСО 9001 Ашан В середине декабря 2008 г. генеральному директору ООО «АШАН» Жан-Пьеру Жермену был вручен сертификат соответствия иСо 9001 АШАН-Мытищи - одного из гипермаркетов крупнейшей французской торговой сети АШАН. Орган по сертификации представлял на церемонии председатель сертификационной комиссии Центра сертификации систем качества «Интерэкомс» Мхитарян Ю.И. История компании АШАН началась 48 лет назад в г. Рубе (Франция), где открылся ее первый гипермаркет. Сегодня сеть АШАН имеет гипермаркеты в 12 странах мира. В России компания АШАН. активно развивается с 2002 г. Работы по сертификации системы менеджмента качества гипермаркета АШАН-Мытищи на соответствие международному стандарту ИСО 9001 были выполнены авторитетной высокопрофессиональной независимой организацией -международным и российским органом по сертификации - Центром сертификации систем качества «Интерэкомс», который имеет 10-летний опыт успешной деятельности. Эксперты органа по сертификации на протяжении двух месяцев исследовали деятельность компании. Наряду с изучением документированных процессов, обеспечивающих поставку и продажу товаров, комиссия получила объективные свидетельства применения в практике АШАН-Мыти-щи таких принципов, как: - максимум удобства для клиента; - учет человеческого фактора; - забота о своих сотрудниках; - постоянное развитие; - продажа качественных товаров и услуг. Глубокий и всесторонний анализ документов и практической деятельности ги- пермаркета АШАН-Мытищи показал, что система управления, организация деятельности соответствуют требованиям международных стандартов и наилучшим образом обеспечивает клиентам компании высокое качество продукции и услуг. Организация работ по сертификации системы менеджмента качества со стороны компании АШАН была обеспечена отделом по корпоративным связям (в лице руководителя отдела З.Л. Шукакидзе и сотрудника Е. Грушиной). Качество обслуживания и товаров, предоставляемое гипермаркетом АШАН-Мытищи, полностью отвечают ожиданиям и запросам российских клиентов, подтверждением чего является и врученный ООО «АШАН» сертификат соответствия системы менеджмента качества гипермаркета АШАН-Мытищи международному стандарту ИСО 9001. Начиная с 2004 г. ООО «АШАН» уже не в первый раз документально подтверждает соответствие своей системы менеджмента качества международному стандарту ИСО 9001.