Научная статья на тему 'Экологический менеджмент в Российской Федерации: проблемы и перспективы развития'

Экологический менеджмент в Российской Федерации: проблемы и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4167
537
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / СТАНДАРТЫ / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ОПАСНЫЕ ОТХОДЫ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ратнер С. В., Алмастян Н. А.

В статье проанализирована нормативно-правовая база в сфере охраны природы с точки зрения стимулирования внедрения экологических инноваций, разработаны предложения по ее совершенствованию, определены проблемы, препятствующие широкому внедрению в практику предприятий и организаций систем экологического менеджмента (СЭМ). Сделан вывод о том, что существенные позитивные изменения в сфере охраны окружающей среды и ресурсосбережения возможны лишь при условии разработки и внедрения систем регионального экологического менеджмента, позволяющих достичь эффективных результатов посредством учета изменения показателей, характеризующих хозяйственную деятельность в процессе управления развитием региональной социально-экономической системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ратнер С. В., Алмастян Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экологический менеджмент в Российской Федерации: проблемы и перспективы развития»

17 (254) - 2014

УГРОЗЫ И БЕЗОПАСНОСТЬ

УДК 502.35

экологический менеджмент

в российской федерации:

проблемы и перспективы развития

с.в. ратнер,

доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории экономической динамики и управления инновациями E-mail: lanarat@mail.ru Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН Н.А. АЛМАСТЯН,

аспирант кафедры аналитической химии

E-mail: a.nairuhi@mail.ru

Кубанский государственный университет

В статье проанализирована нормативно-правовая база в сфере охраны природы с точки зрения стимулирования внедрения экологических инноваций, разработаны предложения по ее совершенствованию, определены проблемы, препятствующие широкому внедрению в практику предприятий и организаций систем экологического менеджмента (СЭМ). Сделан вывод о том, что существенные позитивные изменения в сфере охраны окружающей среды и ресурсосбережения возможны лишь при условии разработки и внедрения систем регионального экологического менеджмента, позволяющих достичь эффективных результатов посредством учета изменения показателей, характеризующих хозяйственную деятельность в процессе управления развитием региональной социально-экономической системы.

Ключевые слова: экологический менеджмент, стандарты, охрана окружающей среды, устойчивое развитие, опасные отходы, нормативно-правовая база

Ухудшение качества окружающей среды, истощение природных ресурсов, загрязнение атмосферы, воды и почв, глобальные климатические изменения сегодня все чаще становятся объектами исследования не только ученых-экологов, но и спе-

циалистов из других областей знаний, в частности экономистов, ведь социально-экономические последствия этих явлений становятся все более ощутимыми и значительными. Со времени официального признания концепции устойчивого развития на международном уровне в 1992 г. на саммите в Рио-де-Жанейро прошло уже более 20 лет, за которые некоторым странам удалось значительно сократить негативное антропогенное воздействие на окружающую среду за счет введения целого комплекса нормативно-правовых, экономических и социальных стимулов для развития экологических инноваций. Одним из наиболее важных направлений инновационного развития явилось снижение выбросов парниковых газов за счет внедрения новых, более энергоэффективных, способов производства (рис. 1).

В России за период 2000-2010 гг. произошло существенное снижение выбросов парниковых газов, однако, несмотря на положительную динамику, российская экономика пока остается одной из самых углеродоемких в мире. Другой, не менее актуальной для российской экономики, проблемой остается организация рециклинга и обезвреживания отходов, в том числе опасных (рис. 2). Так, по срав-

Таблица 1

Объемы образования, использования и обезвреживания отходов в России, млн т

Показатель 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Количество отходов, всего 3 035,6 3 519,4 3 899,3 3 876,9 3 505,0 3 734,7 4 303,3 5 007,9

Использованные и обезвреженные отходы 1 265,7 1 395,8 2 257,4 1 960,7 1 661,4 1738,1 1 990,7 2 348,1

Источник: построено по данным Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru.

твенной нормативно-правовой базы, регулирующей соответствующие правоотношения1. Природоохранные отношения в настоящее время регулируются в России целым рядом несвязанных, зачастую противоречащих друг другу законов. Механизмы экономического регулирования далеко не всегда подкреплены законодательно. Принятые законы на практике годами не работают из-за отсутствия одного или нескольких подзаконных актов.

Целью настоящей работы является анализ нормативно-правовой базы в сфере охраны природы с точки зрения стимулирования внедрения экологических инноваций. Представляется актуальным определить место и роль международных стандартов экологического менеджмента серии ИСО 14000, провести идентификацию проблем, препятствующих широкому внедрению в практику хозяйственной деятельности предприятий и организаций систем экологического менеджмента (СЭМ), выработать предложения по совершенствованию существующей нормативно-правовой базы в данной сфере.

Основу нормативно-правовой базы в области охраны окружающей среды в России в настоящее время составляют следующие документы:

1) Конституция Российской Федерации, ст. 42;

2) Федеральный закон от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»;

3) Федеральный закон от 09.01.1996 № 3 «О радиационной безопасности населения»;

4) Федеральный закон от 24.06.1998 № 89 «Об отходах производства и потребления»;

5) Федеральный закон от 30.03.1999 № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

6) Федеральный закон от 04.05.1999 № 96 «Об

Источник: подготовлено по данным Всемирного банка. URL: http:// www.worldbank.org.

Рис. 1. Углеродоемкость некоторых экономик мира (выбросы парниковых газов/ ВНП): 1 — Канада; 2 — Германия; 3 — Япония; 4 — США; 5 — Россия

нению с Германией удельное количество опасных отходов на человека в России выше в 4,26 раза, по сравнению с Францией — в 5,4 раза выше. Только две европейские страны превосходят Россию по данному показателю — Эстония и Бельгия.

Объемы образования отходов в течение последних лет имеют тенденцию к росту, а процент переработки и повторного использования, к сожалению, не увеличивается и стабильно составляет менее 50%, за исключением 2007 г. (табл. 1).

О необходимости безотлагательного и комплексного решения экологических проблем в России сегодня неоднократно говорилось на самом высоком уровне. Так, на заседаниях Президиума Государственного совета начиная с 2008 г. неоднократно подчеркивалась важность совершенствования природоохранного законодательства. В частности, на заседании Президиума Государственного совета в 2010 г. было отмечено, что успешная реализация государственной политики в сфере охраны окружающей среды находится в прямой зависимости от наличия качес-

охране атмосферного воздуха»;

1 Зеленый мир // Экология: проблемы и программы (электронная газета). 2007. URL: http://zmdosie.ru/actual/problemy/1328-aktualnye-voprosy-ekologicheskogo-kontroly.

Россия, 2009

Великобритания, 2010

Турция, 2010

Швеция, 2010

Испания, 2010

Польша, 2010

Италия, 2010

Германия, 2010

Франция, 2010

Эстония, 2010

Дания, 2010

Бельгия, 2010

Австрия, 2010

о

Источник: построено по данным статистической базы ОЭСР и Федеральной службы государственной статистики. URL: http://stats.oecd.org; http://www.gks.rii.

Рис. 2. Образование опасных отходов в некоторых европейских странах в 2009-2010 гг, т на чел.

7) Федеральный закон от 18.06.2001 № 78 «О землеустройстве»;

8) Водный кодекс РФ от 03.06.2006 № 74;

9) Лесной кодекс РФ от 04.12.2006 № 200;

10) Указ Президента РФ от 04.02.1994 № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития»;

11) Экологическая доктрина Российской Федерации, одобренная распоряжением Правительства РФ от 31.08.2002 № 1225-р;

12) Климатическая доктрина Российской Федерации, утвержденная распоряжением Президента РФ от 17.12.2009 № 861-рп;

13) Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденные Президентом РФ 30.04.2012;

14) Водная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 27.08.2009 № 1235-р;

15) Указ Президента РФ от 01.04.1996 № 440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию»;

16) постановление Правительства РФ от 31.03.2003 № 177 «Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга)»;

17) распоряжение Правительства РФ от 27.12.2012 № 2552-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012-2020 годы».

Данные документы на концептуальном уровне утверждают закрепленное в Конституции РФ право граждан на благоприятную окружающую среду, определяют основные принципы и подходы к организации системы экологического менеджмента на макроуровне. В то же время конкретные механизмы, с помощью которых возможно обеспечение баланса экологических и экономических интересов общества, определяются в документах следующего, менее концептуального, уровня, а именно в государственных стандартах.

Еще с 1976 г. в СССР, а потом в Российской Федерации действует система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов — стандарты группы «Охрана природы». Указанная система содержит более 80 государственных (приняты Госстандартом России) и около 50 отраслевых стандартов, принятых специально уполномоченными органами власти. Эти стандарты не были отменены, однако претерпели частичное обновление в 2000 г. и на сегодняшний день большинство из них являются действующими (табл. 2).

Основной функцией данной группы стандартов является снижение рисков негативных последствий

Таблица 2

Группы стандартов ГОСТ 17.0.01-76

Наименование Номер группы Количество стандартов в группе Примечание

Организационно-методические стандарты системы стандартов охраны природы 0 4 Стандарты определяют основные положения, термины, определения, классификации, методы определения параметров состояния природных объектов и интенсивности хозяйственных воздействий

Стандарты в области охраны и рационального использования вод 1 22 Стандарты определяют нормы и методы измерений загрязняющих выбросов и сбросов, показатели интенсивности использования водных ресурсов, правила охраны вод и рационального использования водных ресурсов, методы определения параметров состояния водных объектов, требования к средствам контроля и измерений состояния окружающей водной среды

Стандарты в области защиты атмосферы 2 23 Стандарты определяют основные положения, термины, определения, классификации, нормы и методы измерений загрязняющих выбросов и сбросов (двигателей автомобилей, самолетов, сельхозтехники), правила охраны атмосферы, методы определения параметров состояния атмосферы населенных пунктов, требования к устройствам, аппаратам и сооружениям по защите атмосферы среды от загрязнений

Стандарты в области охраны и рационального использования почв 4 7 Стандарты определяют термины и определения химического загрязнения, показатели санитарного состояния почв, общие требования к отбору проб, методы определения загрязняющих веществ

Стандарты в области улучшения использования земель 5 15 Стандарты определяют показатели пригодности нарушенного плодородного слоя почв для землевания, требования к охране плодородного слоя почвы при производстве земляных работ, требования к сточным водам и их осадкам для орошения и удобрения, методы определения потенциальной опасности эрозии, порядок рекультивации

Стандарты в области охраны флоры 6 12 Стандарты определяют требования к охране лесов и плодородных земельных угодий

Стандарты в области охраны и преобразования ландшафтов 7 2 Определяет термины, определения и классификацию ландшафтов

Стандарты в области охраны и рационального использования недр 8 В настоящее время отсутствуют

Источник: составлено авторами.

интенсивного загрязнения окружающей среды для здоровья и жизни человека путем установления природоохранных процедур, норм и регламентов. Введение данной группы стандартов внесло существенный положительный вклад в становление экологического менеджмента в России, однако какой-либо стимулирующей роли в развитии экологических инноваций не сыграло.

Следует заметить, что в середине 1970-х гг. охрана окружающей среды во всем индустриально развитом мире рассматривалась как периферийная область деятельности и на большинстве предприятий сводилась, в основном, к урегулированию взаимоотношений с государственными органами экологического контроля [4]. Государства, в свою очередь, зачастую проводили политику обеспечения нулевого

антропогенного воздействия на окружающую среду, легко перекладывая издержки, связанные с природоохранными мероприятиями, на плечи бизнеса.

Так, в стандартах ГОСТ 17.0.01-76 и связанных с ними нормативно-правовых актах указанная тенденция проявлялась в том, что многие нормативы качества природной среды и рассчитанные на их основе нормативы выбросов являлись для предприятий недостижимыми по сравнению с приемлемыми затратами. Поэтому компромиссом между идеальным (с экологической точки зрения) и достижимым (с экономической точки зрения) уровнем загрязнения окружающей среды стало установление временно согласованных нормативов выбросов или сбросов, индивидуализированный характер которых оказался источником коррупции [6].

Британский стандарт BS 7750 на системы управления качеством, 1992

В конце 1980-х гг. отношение к экологическому менеджменту в западных странах сильно изменилось. Меры по снижению экологических предпринимательских рисков и ресурсосбережению стали рассматриваться как потенциальная возможность завоевания и удержания конкурентного преимущества предприятия в условиях возрастающей глобальной конкуренции. Это нашло отражение в разработке и внедрении различных национальных стандартов экологического менеджмента (рис. 3), а с середины 1990-х гг. — в международной серии стандартов систем экологического менеджмента (СЭМ) ISO 14000.

Как и другие стандарты серии ISO, стандарты ISO 14000 являются не техническими, а стандартами процесса управления охраной окружающей среды на предприятии. Они применяются на добровольной основе, не устанавливают конкретных требований для экологических показателей, но намечают рамок, которым компания или организация может следовать, чтобы создать эффективную систему экологического менеджмента. Стандарты ISO 14000 хорошо согласуются со стандартами серий ISO 9000 (системы менеджмента качества), серии ISO 50000 (системы энергоменеджмента) и серии ISO 22000 (системы менеджмента пищевой безопасности). Стандарты данной серии могут быть использованы в любой организации, независимо от вида деятельности или сектора экономики. Помимо традиционных функций контроля качества конечной продукции и технологических процессов производства, данная серия стандартов уже выполняет таких функций, как стимулирование инноваций, причем не только продуктовых и процессных, но организационных [5].

Распространение стандартов ISO 14000 и гармонизация данной серии с национальными стандартами произошли довольно быстрыми темпами. К 2009 г. стандарт был национализирован в 160 странах, к 2012 г. — в 164. Рост количества сертифицированных по ISO 14000 компаний продолжается бурными темпами во всем мире, несмотря на экономический кризис 2009 г. и продолжающийся кризис Евросоюза. В 2012 г. было выдано 285 844 сертификата соответствия, что на 9% больше, чем в 2011 г

Программа ответственности и предосторожности, Канада, 1984

Европейская система эко-менеджмента и эк о-аудита, EIMAS 1993/1995

Источник: составлено авторами по материалам [6].

Рис. 3. Предшественники международных стандартов экологического менеджмента серии ISO 14000

Мировыми лидерами по количеству сертифицированных компаний являются Китай, Япония, Италия, Испания и Великобритания2. Такое глубокое проникновение стандартов в практику хозяйственной деятельности объясняется следующими преимуществами, которые начинают ощущать компании, внедрившие системы экологического менеджмента:

• снижение затрат на утилизацию отходов;

• экономия за счет снижения удельной энергоемкости и материалоемкости продукции;

• улучшение отношений с органами власти;

• улучшение имиджа компании среди потребителей, общественности и зарубежных партнеров;

• повышение инновационного потенциала компании.

Помимо вышеупомянутых государственных стандартов серии ГОСТ 17.0.01-76 российскими предшественниками национальной серии ИСО 14000 можно также считать стандарты ГОСТ 24525.4-80, которые были введены в период 19801985 гг. в рамках серии государственных стандартов ГОСТ 24525.0-80 «Управление производственным объединением и промышленным предприятием». Данная серия стандартов предусматривала интегрированный подход к управлению предприятием, причем в качестве одной из 6 основных подсистем управления рассматривалась подсистема управления охраной окружающей среды.

: Официальный сайт ISO. URL: www.iso.org.

По стандарту, целью управления охраной окружающей среды являлось обеспечение выполнения норм и требований, ограничивающих вредное воздействие процессов производства и выпускаемой продукции на окружающую среду, рациональное использование природных ресурсов, их восстановление и воспроизводство [1]. Несмотря на то, что для своего времени данная серия стандартов была весьма прогрессивной, она не успела получить широкого распространения в практике хозяйственной деятельности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

предприятий и сформировать предпосылки для институционального закрепления полноценных интегрированных систем менеджмента.

Гармонизация международных стандартов ISO 14000 с национальными началась в России в 1998 г., когда были введены первые серии национальных стандартов ГОСТ Р ИСО 14001-98; ГОСТ Р ИСО 14010-98; ГОСТ Р ИСО 14011-98 и ГОСТ Р ИСО 14012-98. В дальнейшем введение данной серии стандартов продолжилось и в настоящее время представлено 18 основными стандартами (табл. 3).

Таблица 3

Государственные стандарты России серии ИСО 14000

Номер стандарта Название стандарта Предыдущие/последующие версии стандарта

ИСО 14001:2007 Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению ИСО 14001:1998, ИСО 14001:2004

ИСО 14004:2007 Системы экологического менеджмента. Общее руководство по принципам обеспечения функционирования ИСО 14004:2004

ИСО 14010:1998 Руководящие указания по экологическому аудиту. Основные принципы В 2002 г. заменен стандартом ИСО 19011 «Руководство по аудиту качества и экологическому аудиту»

ИСО 14011:1998 Руководящие указания по экологическому аудиту. Процедуры аудита. Проведение аудита систем управления ООС В 2002 г. заменен стандартом ИСО 19011 «Руководство по аудиту качества и экологическому аудиту»

ИСО 14012:1998 Руководящие указания по экологическому аудиту. Квалификационные критерии для аудиторов в области экологии В 2002 г. заменен стандартом ИСО 19011 «Руководство по аудиту качества и экологическому аудиту»

ИСО 14015:2007 Экологический менеджмент. Экологическая оценка участков и организаций ИСО 14015:2001

ИСО 14020:2011 Этикетки и декларации экологические. Основные принципы ИСО 14020:2000

ИСО 14021:1999 Экологические этикетки и декларации. Самодекларируемые экологические заявления. Экологическая маркировка по типу II

ИСО 14024:1999 Экологические этикетки и декларации. Экологическая маркировка типа I

ИСО 14025:2006 Экологические этикетки и декларации. Экологическая маркировка типа III. Принципы и процедуры

ИСО 14031:2001 Управление окружающей средой. Оценивание экологической эффективности. Общие требования Предыдущая версия «Оценка экологической результативности. Руководящие указания» введена в 1999 г. совместно со стандартом ИСО/ТО 14032:1999. ЭМ. Примеры оценки экологической результативности

ИСО 14040:2006 ЭМ. Оценка жизненного цикла. Требования и руководство

ИСО 14044:2006 ЭМ. Оценка жизненного цикла. Интерпретация жизненного цикла

ИСО/ТО 14047:2003 ЭМ. Оценка жизненного цикла. Примеры применения ИСО 14042

ИСО/ТО 14049:2000 ЭМ. Оценка жизненного цикла. Примеры применения ИСО 14041 для определения целей, области применения и инвентаризационного анализа

Таблица 4

Пересечения и дополнения стандартов серии ГОСТ Р ИСО 14000

Окончание табл 3

Номер стандарта Название стандарта Предыдущие/последующие версии стандарта

ИСО 14050:2011 Менеджмент окружающей среды. Словарь ИСО 14050:2002

ИСО/ТО 14061:1998 Информация в помощь организациям, работающим в лесном хозяйстве, по использованию стандартов для систем экологического менеджмента ИСО 14001и ИСО 14004

ИСО/ТО 14062:2002 ЭМ. Интеграция экологических аспектов в процесс проектирования и разработки продукции

ИСО 14063:2007 ЭМ. Обмен экологической информацией. Рекомендации и примеры ИСО 14063:2006

ИСО 14064-1:2006 Газы парниковые. Требования и руководство по количественному определению и отчетности о выбросах и удалении парниковых газов на уровне организации

ИСО 14064-2:2006 Газы парниковые. Требования и руководство по количественной оценке, мониторингу и составлению отчетной документации на проекты сокращения выбросов парниковых газов или увеличения их удаления на уровне проекта

ИСО 14064-3:2006 Газы парниковые. Требования и руководство по ва-лидации и верификации утверждений, касающихся парниковых газов

Номер стандарта Название стандарта

ГОСТ Р 52104-2003 Ресурсосбережение. Термины и определения

ГОСТ Р 52105-2003 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Классификация и методы переработки ртутьсодержащих отходов. Основные положения

ГОСТ Р 52106-2003 Ресурсосбережение. Общие положения

ГОСТ Р 52107-2003 Ресурсосбережение. Классификация и определение показателей

ГОСТ Р 52108-2003 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Основные положения

ГОСТ Р 53009-2008 Системы экологического контроля и мониторинга. Общие руководящие указания по созданию, внедрению и обеспечению функционирования на объектах по уничтожению химического оружия

ГОСТ Р 54336-2011 Системы экологического менеджмента в организациях, выпускающих нанопродукцию. Требования

ГОСТ Р 52724-2010 Системы экологического менеджмента. Общие руководящие указания по созданию, внедрению и обеспечению функционирования на объектах по уничтожению химического оружия

ГОСТ Р 54298-2010 Системы экологического менеджмента. Порядок сертификации систем экологического менеджмента на соответствие ГОСТ Р ИСО 14001-2007

Частично содержание стандартов серии ИСО 14000 пересекается со стандартами ГОСТ Р серии «Ресурсосбережение» и стандартами, регламентирующими процессы управления охраной окружающей среды на высокотехнологичных предприятиях и опасных производствах, принятых в 2003-2008 гг. (табл. 4).

К сожалению, деятельность по распространению и сертификации систем экологического менеджмента в России не имеет широкой информационной поддержки на государственном уровне. Госстандартом России зарегистрировано несколько систем добровольной сертификации, объектом

сертификации которых являются СЭМ. Однако в настоящее время единственный регистр организаций и предприятий, сертифицированных по ГОСТ Р ИСО-14001, ведется только добровольцами общественной организации «Эколайн», а потому представленная в нем информация не всегда является релевантной и достоверной.

По данным общественного регистра «Эко-лайн», на конец 2013 г. в России в различных системах добровольной сертификации получено всего 329 сертификатов на системы экологического менеджмента, однако часть из них уже не являются действительными по причине окончания срока

ФЗ №2395-1; Ф3№ 3; ФЗ№89;ФЗ№52; ФЗ №96;ФЗ№78; Водный кодекс РФ; Лесной кодекс РФ

действия. Кроме того, одна из существенных проблем, с которой столкнулись органы по сертификации СЭМ, это признание выдаваемых ими сертификатов органами по сертификации других систем (в частности зарубежными органами по сертификации). В ряде случаев российские организации, предлагающие услуги сертификации СЭМ, не имеют для этого необходимого опыта и навыков, не соблюдают международных требований к сертификации, а качество их услуг вызывает сомнения [2].

Таким образом, как показал проведенный анализ, деятельность предприятий и организаций в области охраны окружающей среды в России регулируется несколькими параллельными ветвями нормативно-правовых документов (как обязательных к применению, так и используемых на добровольной основе), которые не образуют стройной системы рационального использования природных ресурсов (рис. 4). Кроме противоречивости нормативной документации, в качестве отдельной проблемы внедрения систем экологического менеджмента можно выделить отсутствие единой методологии оценки негативного воздействия на экосистемы, оценки стоимости услуг экосистем (включая внешние социально-экономические эффекты [3]), а также оценки потенциала устойчивости экосистем.

По мнению авторов, наиболее адекватным методологическим подходом к оценке негативного воздействия производственных процессов предприятия на окружающую среду является методология «экологической цепочки ценности» [7], которая позволяет не только снизить экологические риски, но и запустить на предприятии процесс генерации экологических инноваций. Основные идеи данного методологического подхода реализованы в стандартах ГОСТ Р ИСО 14040-2006 «ЭМ. Оценка жизненного цикла. Требования и руководство» и ГОСТ Р ИСО 14044-2006 «ЭМ. Оценка жизненного цикла. Интерпретация жизненного цикла». Поэтому широкое распространение стандартов серии ИСО 14000 на практике может создать необходимые стимулы к генерации и внедрению экологических

Источник: разработано авторами.

Рис. 4. Структура российской нормативно-правовой базы в сфере охраны окружающей среды

инноваций на уровне как отдельных предприятий, так и региональных кластеров.

В этом контексте важную роль приобретает неформальное внедрение стандартов ИСО 14000. К сожалению, процесс внедрения систем менеджмента качества и сертификация по ИСО 9001 на многих российских предприятиях существуют лишь на бумаге, тогда как на деле громоздкие, иерархичные и малоэффективные структуры управления так и не удалось перестроить в процессно и проектно ориентированные. Как следствие, затраты на сам процесс сертификации существенно превысили выгоды от нее. Данный негативный опыт порождает у собственников и топ-менеджеров определенное недоверие к процессу внедрения других серий стандартов ИСО и стремление ограничиться минимальным набором формальных процедур без каких-либо кардинальных изменений в системе менеджмента организации.

Другим важным фактором стимулирования экологических инноваций, по мнению авторов, является проектирование систем экологического менеджмента предприятий с учетом стоимости потребляемых услуг экосистем и их потенциалов устойчивости3. Согласно международной практи-

3 Согласно предложенной экспертами ООН концепции услуг экосистем, взаимоотношения человека и природы могут быть описаны в терминах спроса и предложения на жизненно важные для человека и уникальные услуги, которые предоставляет ему природа.

ке [8], в современном экологическом менеджменте выделяют 4 основных класса услуг экосистем: 1) поддержание среды проживания человека (формирование почвенного покрова, опыление растений, пищевые циклы); 2) обеспечение жизнедеятельности человека (вода, продукты питания, древесина, природные волокна и генетические ресурсы); 3) регулирование условий жизнедеятельности (климат); 4) обеспечение условий культурного развития (отдых и лечение). Однако такого рода оценки воздействия производственной деятельности экономических агентов на окружающую среду могут быть выполнены только на уровне региона.

В связи с этим, по мнению авторов, для создания системы эффективного экологического менеджмента в России недостаточно усилий только на макро- и микроэкономическом уровнях. Эти два уровня национальной социально-экономической системы должны быть связаны между собой через региональные системы экологического менеджмента, в функции которых должны входить учет внешних социально-экономических эффектов хозяйственной деятельности экономических агентов, оптимизация территориального размещения производств и стимулирование инноваций. Разработка основ систем регионального экологического менеджмента (СРЭМ) и подходов к стандартизации СРЭМ представляют собой направления дальнейших исследований.

Заключение. В условиях возрастающей глобальной конкуренции, снижения потребительского спроса и возрастания экологических рисков современные системы экологического менеджмента предприятий выполняют не только функции минимизации негативного воздействия на окружающую среду, но и функции стимулирования экологических инноваций. Основными проблемами широкого внедрения систем экологического менеджмента в практику хозяйственной деятельности российских предприятий являются следующие:

1) отсутствие единой интегрированной системы менеджмента на большинстве предприятий, низкий уровень общего менеджмента;

2) противоречивость и отсутствие методологического единства действующей нормативно-правовой базы;

3) отсутствие единого органа разработки и внедрения стандартов (не все стандарты переведены и доработаны) и системы сертификации;

4) недоверие к стандартам и негативный опыт сертификации по ИСО 9001.

Существенные позитивные изменения в сфере охраны окружающей среды и ресурсосбережения возможны лишь при условии разработки и внедрения систем регионального экологического менеджмента, позволяющих найти баланс между экономическими интересами частных агентов и общественными экологическими интересами посредством учета положительных и отрицательных экстерналий хозяйственной деятельности в процессе управления развитием региональной социально-экономической системы.

Список литературы

1. ГОСТ 24525.4-80. Управление охраной окружающей среды. М.: Изд-во стандартов, 1981.

2. Дайман С.Ю. Системы экологического менеджмента в Российской Федерации: от информирования заинтересованных сторон к внедрению и сертификации // РОО Эколайн. URL: http://www.14000. m/articles/progress.php.

3. Клочков В.В., Ратнер С.В. Управление развитием «зеленых» технологий: экономические аспекты. М.: ИПУ РАН, 2013. 291 с.

4. Пахомова Н.В., Эндрес А., Рихтер К. Экологический менеджмент: учеб. пособие. СПб, 2003. 544 с.

5. Ратнер С.В. Стандартизация и сертификация как инструменты стимулирования развития ветроэнергетики в Китае // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 9. С. 57-64.

6. Чуркин Н.П., Жуков В.В. Государственная стратегия РФ в области охраны окружающей среды и природопользования должна отвечать современным экологическим и экономическим реалиям // Экологический вестник России. 2013. № 10. С. 1.

7. Hutchinson A., Hutchinson F. Environmental Business Management. London — New York, 1996.

8. Millennium Ecosystem Assessment. Ecosystem and Human Well-Being: Synthesis. Washington D.C.: Island Press, 2005.

Threats and security

ENVIRONMENTAL MANAGEMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION: PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT

Svetlana V. RATNER, Nairui A. ALMASTIAN

Abstract

The article analyzes the legal framework in the field of environmental protection in terms of stimulating the introduction of environmental innovations, developed proposals for its improvement, identifies problems hindering wide introduction in practice of enterprises and organizations of environmental management systems (EMS). The authors conclude that significant positive changes in the field of environmental protection and resource conservation are possible only if the system design and implementation of regional environmental management, allowing achieving effective results by considering changes in the indicators characterizing economic activity in management of development of the regional socio-economic system.

Keywords: environmental management, standards, environmental protection, sustainable development, hazardous waste, laws and regulations

References

1. GOST 24525.4-80. Upravlenie okhranoi okruzhaiushchei sredy [Environmental management system]. Moscow, Standartinform Publ., 1981.

2. Daiman S.Iu. Sistemy ekologicheskogo menedzh-menta v Rossiiskoi Federatsii: ot informirovaniia zainteresovannykh storon k vnedreniiu i sertifikatsii [Environmental management system in Russia: from information of interested parties to introduction and certification]. Available at: http://www.14000.ru/arti-cles/progress.php. (In Russ.)

3. Klochkov V.V., Ratner S.V. Upravlenie razvi-tiem "zelenykh" tekhnologii: ekonomicheskie aspekty [Development management of "green" technologies: economic aspects]. Moscow, Institute of Control Sciences Publ., 2013. 291 p.

4. Pakhomova N.V., Endres A., Rikhter K. Eko-logicheskii menedzhment: uchebnoe posobie [Environmental management: textbook]. St. Petersburg, 2003,544 p.

5. Ratner S.V. Standartizatsiia i sertifikatsiia kak instrumenty stimulirovaniia razvitiia vetroenergetiki v Kitae [Standardization and certification as tools for stimulating the development of wind power in China]. Natsional 'nye interesy: prioritety i bezopasnost'— National interests: priorities and security, 2013, no. 9, pp.57-64.

6. Churkin N.P., Zhukov V.V. Gosudarstvennaia strategiia RF v oblasti okhrany okruzhaiushchei sredy i prirodopol'zovaniia dolzhna otvechat' sovremennym ekologicheskim i ekonomicheskim realiiam [State Strategy of the Russian Federation in the field of environmental protection and natural resources should meet modern environmental and economic realities]. Ekologicheskii vestnik Rossii — Ecological bulletin of Russia, 2013, no. 10, p. 1.

7. Hutchinson A., Hutchinson F. Environmental Business Management. London — New York, 1996.

8. Millennium Ecosystem Assessment. Ecosystem and Human Well-Being: Synthesis. Washington D.C.: Island Press, 2005.

Svetlana V. RATNER

Institute of Control Sciences of Russian Academy of Sciences, Moscow, Russian Federation lanarat@mail.ru Nairui A. ALMASTIAN Kuban State University, Krasnodar, Russian Federation a.nairuhi@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.