Научная статья на тему 'Независимые рейтинги вузов'

Независимые рейтинги вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы —

The agency "RateOR" presents findings of the sociological survey of college seniors, instructors and employers on their assessments of graduates of different colleges and universities as job seekers on the labor market.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Независимые рейтинги вузов»

НЕЗАВИСИМЫЕ РЕЙТИНГИ ВУЗОВ

Агентство "РейтОР" впервые составило рейтинги вузов Приволжского федерального округа по критериям общественной оценки, распределив вузы в приоритетных направлениях подготовки: машиностроение, энергетика, телекоммуникации и связь, менеджмент и экономика, газ и нефтехимия. Руководители Министерства образования и науки считают информацию агентства полезной и полагают, что она может влиять на спрос среди абитуриентов и репутацию вузов.

Примечательно, что в этом рейтинге рассматриваются отдельные направления подготовки (факультеты, кафедры), а не вузы в целом. Поэтому один и тот же вуз может иметь разные оценки в зависимости от направления. В качестве основного критерия был избран профессиональный потенциал выпускников, по которому построены интегральные рейтинги вузов. Среди других критериев фигурировали профессиональная подготовка выпускника, его адаптивность, общественная значимость вуза. Окружными лидерами стали вузы Самары, Пензы, Уфы.

Отдельно рассмотрен такой критерий, как региональный потенциал учебного заведения, показывающий, какой вуз наиболее привлекателен для абитуриентов из других регионов. По этому показателю лидируют Ижевский государственный технический университет, Вятский социально-экономический институт, Уральский гуманитарный институт, Поволжская государственная академия телекоммуникаций и информатики.

Информационной базой для ранжирования стало социологическое исследование "Система общественных оценок профессиональных качеств выпускников вузов как претендентов на рынке труда", охватившее 52 вуза в 19 городах Приволжского федерального округа. В анкетировании приняли участие более 800 работодателей, около 600 преподавателей выпускающих кафедр и более 3100 старшекурсников. Глубинные интервью проведены с 26 руководителями вузов, 32 руководителями предприятий крупного и среднего бизнеса, 12 представителями власти, курирующими вопросы молодежной политики и занятости.

Мнения региональных лидеров образования, бизнеса и власти выявляют специфику общественной оценки в Приволжском федеральном округе:

1. В этом округе система общественной оценки только начинает складываться. В основном она базируется на оценке работодателей.

2. Критерии оценки выпускников одинаковы у работодателей, вузовского сообщества и самих выпускников. Однако значимость их различна для каждой целевой группы.

3. В Приволжском федеральном округе отсутствуют конкурентный рынок труда молодых специалистов и конкуренция между вузами. В этих условиях наблюдается сокращение числа вузов с федеральным и региональным статусами, вузы переходят в категорию местных. Классические университеты в столицах регионов утрачивают свой региональный потенциал.

4. Профессиональные знания и навыки выпускников работодатели оценивают во вторую очередь, для них наиболее важны личные качества специалистов (особенно обучаемость и трудоспособность), но эти способности вузы практически не формируют.

В таких условиях необходимо усилить роль государственной власти и влияние экспертов в процессе сближения рынка труда и образования. Ключ к повышению конкурентоспособности вузов — в систематическом отслеживании карьер выпускников. Выпускникам при трудоустройстве не следует надеяться только на

свои личные качества: для работодателей профильные знания по-прежнему важны, хоть и уступают личным характеристикам.

Система общественной оценки является дополнением к официальным рейтингам Минобрнауки и в большей мере ориентирована на потребности целевых групп (работодателей, вузов, выпускников). При нарастании демографического спада общественные оценки помогут вузам оценить себя и свои конкурентные преимущества.

По результатам окружного исследования эксперты рейтингового агентства "РейтОР" составили портрет старшекурсников вузов Приволжского федерального округа, которые заканчивают обучение по следующим направлениям подготовки: машиностроение, энергетика, газ и нефтехимия, телекоммуникации и 1Т, менеджмент и экономика. На вопросы "РейтОРа" ответили более 3100 старшекурсников из 52 вузов округа.

• Большинство студентов пришли в вуз по профессиональным мотивам: получить специальность, найти привлекательную работу после окончания вуза, сделать успешную карьеру.

• Около 70% старшекурсников собираются работать по специальности.

• Старшекурсники оценивают свои знания и навыки, а также возможную заработную плату выше, чем работодатели. Более трети из них хотят продолжать обучение после окончания вуза для повышения квалификации, 26% — чтобы получить другую специальность.

• Больше половины (52%) из тех, кто собирается получать дополнительное образование, намерены оплачивать учебу сами.

• Около 60% старшекурсников имеют опыт работы помимо практики.

• Меньше половины опрошенных старшекурсников (43%) намерены отказаться от работы, если она будет связана с криминалом, даже если доходы будут высокими.

• Студенты и преподаватели по-разному оценивают престижность рассматриваемых профессий: более половины старшекурсников считают, что престиж профессии не изменился за время обучения в вузе, а более половины преподавателей отметили, что престиж профессии вырос.

Следует отметить, что в развитых странах начиная с 1970-х годов используются Стандартные международные шкалы престижа профессий (1800), которые позволяют довольно надежно измерять социальные статусы и классы по шкале профессионального престижа.

Старшекурсников попросили оценить свою профессию по 5-балльной шкале. Рассчитав среднее значение по каждой профессии, социологи в баллах получили оценку студентов престижности будущей профессии.

Для того чтобы выяснить профессиональные ценности старшекурсников, их попросили оценить по 5-балльной шкале важность отдельных параметров профессии. На первое место студенты поставили такой показатель, как "постоянное повышение уровня подготовки и квалификации" (4,07 балла). Он намного обошел не менее важный на сегодняшний день критерий "обеспечение материального достатка", который занимает 5-е место (3,84 балла).

Ответы старшекурсников на вопрос: "Как вы можете оценить по предложенным параметрам получаемую профессию?" — распределились следующим образом (табл. 1).

Молодые люди не видят особых изменений в престижности своей профессии: так ответили 58% респондентов (табл. 2).

Рисунок 1.

Оценка получаемой профессии по 5-бальной шкале

МАШ — машиностроение, ЭН — энергетика, ГАЗ — газ и нефтехимия, МЕН — менеджмент и экономика, II — телекоммуникации и II..

Таблица 1.

"Как вы можете оценить по предложенным параметрам получаемую профессию?"

(в таблице приводятся данные по отраслям, в баллах по 5-балльной шкале)

Варианты ответов ЭН МАШ МЕН ГАЗ Общие результаты

1. Интересна мне 3,96 3,98 3,81 4,1 3,99 4

2. Предполагает хорошую теоретическую 3,87 3,87 3,85 3,77 3,86 3,82

подготовку

3. Требует хорошей 3,74 3,63 3,55 3,41 3,77 3,54

узкоспециализированной подготовки

4. Предполагает постоянное повышение 4,07 4,18 3,93 4,09 3,91 4,07

уровня подготовки и квалификации

5. Конкурентоспособна при 3,88 4 3,62 3,89 3,85 3,86

трудоустройстве

6. Престижна (уважаема по сравнению с 3,86 3,88 3,43 3,94 3,71 3,81

другими профессиями)

7. Обеспечивает материальный достаток 3,88 3,93 3,35 3,98 3,89 3,84

8. Дает хорошие жизненные перспективы 4,05 4,07 3,64 4,19 3,93 4,03

Таблица 2.

Динамика престижа профессии, по оценкам выпускников (данные по направлениям подготовки)

ЭН МЕН ГАЗ МАШ

Затрудняюсь ответить 7,8% 5,6% 13,6% 8,3% 9,5%

Престиж заметно упал 3,2% 6,3% 9,0% 5,2% 5,5%

Никаких особых изменений я не вижу 66,4% 58,3% 59,3% 53,2% 62,5%

Престиж явно вырос 22,6% 29,8% 18,1% 33,3% 22,5%

Опросы показали, что 69% (53% — "скорее да" + 16% — "да, бесспорно") выпускников связывают свою судьбу с выбранной специальностью. Однако каждый третий выпускник вузов Приволжского федерального округа после окончания учебного заведения не собирается работать по специальности (18% — "скорее нет" + 13% — "совершенно не уверен").

Рисунок 2.

Уверенность выпускников в том, что будущая работа будет связана со специальностью

16% 13%

53%

□ совершенно не уверен □ скорее нет

□ скорее да □ да, бесспорно

После окончания вуза только 18% респондентов не планируют продолжить обучение, а на продолжение образования ориентируются в общей сложности 59% процентов выпускников. Они хотят не только повысить свою квалификацию (33%), но и получить вторую профессию (26%).

Рисунок 3.

Желание старшекурсников продолжить обучение

18% 23%

□ затрудняюсь ответить

□ да, для повышения квалификации

□ да, для получения другой профессии (специальности)

□ нет, не планирую

Что же касается уверенности в будущем, то более половины респондентов (54%) настроены оптимистично, 42% испытывают неуверенность и беспокойство, а 4% — тревогу и страх. Интересно, что, по наблюдениям экспертов, эти пропорции характерны для стабильной общественной ситуации.

Рисунок 4.

Уверенность в будущем

□ спокойствие и уверенность □ неуверенность и беспокойство

□ тревогу и страх

Около половины старшекурсников (48,5%) хотят быть специалистами. При этом к карьере бизнесмена стремятся 10,2% респондентов, что аналогично доли в развитых странах.

Рисунок 5.

Прогнозирование собственной карьеры

The agency "RateOR" presents findings of the sociological survey of college seniors, instructors and employers on their assessments of graduates of different colleges and universities as job seekers on the labor market.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.