Н. Ю. Белякова,
начальник отдела маркетинга планово-финансового управления
ГЕРЦЕНОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ В ЗЕРКАЛЕ НЕФОРМАЛЬНЫХ СТУДЕНЧЕСКИХ РЕЙТИНГОВ
Рейтингование вузов — один из признанных способов оценки конкурентоспособности заведений высшей школы. Рейтинг вузов мира, официальный рейтинг Министерства образования и науки РФ, данные Независимого рейтингового агентства в сфере образования «РейтОР», проект ВЦИОМ «ДРеВО» («Деловой рейтинг высшего образования»), представленный Институтом экономических стратегий рейтинг стратегичности вузов России — все эти источники, опираясь на разные данные и методики сбора информации, по-своему определяют положение вуза в конкурентной среде. Несмотря на то, что, по некоторым социологическим замерам, место вуза в том или ином рейтинге не выступает ключевым аргументом для большинства поступающих1, отслеживать позиции вуза и их динамику по самым разнообразным критериям рейтингования необходимо. Это позволяет приблизиться к объемному образу вуза, представлению о нем общественности — даже с учетом ее возможной ангажированности.
В данной статье мы обратимся к источнику, максимально приближенному к потребителю — неофициальным студенческим рейтингам. Результаты рейтингования
По данным экспресс-исследования НРА «РейтОР» «Выбор вуза и специальности» (сентябрь 2007 г., выборка — 160 первокурсников девяти государственных вузов Москвы), 51,0% опрошенных сообщили, что не изучали рейтинги вообще, 43,9% — изучали время от времени. Только 5,1% утверждали, что постоянно следят за рейтингами вузов.
вузов самими студентами — материал, безусловно, интересный, и дающий пищу для размышления. Субъективная оценка вуза студентом или выпускником, с учетом всей специфики данного источника, помогает обратить внимание на «узкие места» в деятельности образовательного учреждения, по тем или иным причинам обойденные вниманием. Анонимность при заполнении формы ответа в режиме он-лайн позволяет студенту или выпускнику вполне откровенно высказывать свое мнение о вузе. Неофициальные рейтинги — это своеобразный внутренний аудит, осуществляемый студентами и слушателями, мнение которых может влиять на абитуриентов.
Вместе с тем при рассмотрении результатов неофициальных студенческих рейтингов вузов следует учесть, что ряд параметров, влияющих на выставление вузу оценок, остается неизвестным.
Во-первых, профессиональная и личностная характеристика студента, дающего оценку. На выставляемую оценку существенно влияет жизненная позиция, эмоциональный тип студента/выпускника, степень его личной активности, учебной успеваемости, вовлеченности во внеучебную деятельность, наконец, длительность пребывания в вузе.
Во-вторых, мотивация при оценивании. Диапазон возможных вариантов очень широк: от желания прославить alma mater, появившееся у успешного выпускника, до банальной личной «мести» вузу.
В-третьих, степень ангажированности высказываний. Пока еще технология неформального продвижения имиджа вуза через
ИНФОРМАЦИЯ
молодежные интернет-сообщества не распространена широко, но и этот фактор — возможное наличие «заказных» оценок и мнений — нельзя исключать.
Все вышеперечисленное заставляет с особой осторожностью оперировать данными подобных рейтингов. Интернет как зона в основном анонимного общения имеет свои плюсы и минусы, выступая подчас «жгущим глаголом», откровением и поводом задуматься, но одновременно способной обернуться мощным оружием в руках недобросовестных конкурентов, не гнушающихся «грязными» PR-технологиями. Только при значительной повторяемости в оценивании тех или иных параметров вузовской деятельности, наличии большого числа участников опроса можно говорить о выявлении определенных тенденций в мнении студенчества и выпускников о вузе.
Обратимся к одному из самых популярных неофициальных рейтингов вузов — Студенческому рейтингу вузов на образовательном портале vseved.ru (http://www. vseved.ru). Методика ВСЕВЕДа по составлению рейтингов вузов основывается на следующих принципах. Средневзвешенный балл, выводимый после подсчета выставленных в ходе опроса оценок, определяет место вуза в рейтинге. В процессе опроса студентам и выпускникам предлагается оценить свой вуз по ряду критериев, имеющих разный весовой коэффициент при подведении итоговой оценки. Последняя представляет собой студенческую оценку уровня обучения и возможностей для развития личных и профессиональных качеств учащихся, предоставляемых в вузе.
Степень удовлетворенности студентов вузом замеряется по следующим критериям:
— соответствие качества учебной программы требованиям студентов;
— степень сбалансированности учебной нагрузки студентов;
— качественный уровень профессорско-преподавательского состава;
— контроль за посещаемостью студентами занятий;
— контроль администрации и профессорско-преподавательского состава за уровнем знаний студентов;
— помощь вуза в трудоустройстве;
— обучение иностранным языкам;
— условия для спортивной и творческой деятельности студентов;
— случаи употребления наркотиков;
— уровень коррумпированности преподавателей;
— материально-техническое обеспечение вуза;
— состояние помещений, учебных аудиторий.
На декабрь 2007 г. в рейтинге участвуют 430 вузов России (для расчета остальных вузов недостаточно статистических данных; сведения имеются о 787 вузах). Рейтинг рассчитывается по оценкам, данным почти в 9 тысячах анкет.
В общем рейтинге вузов Петербурга, составленном на основе данных им студентами оценок (в рейтинге участвует 54 вуза; для расчета остальных вузов недостаточно статистических данных; всего имеются данные о 81 вузе), РГПУ им. А. И. Герцена занимает 32-е место (средняя оценка вуза — 3,78 по пятибалльной шкале). Пятерка вузов, возглавляющих рейтинг, выглядит следующим образом: Институт экономики и финансов, Институт иностранных языков (средняя оценка вузов — 4,14 балла), Юридический институт (4,11), Балтийский институт иностранных языков и международного сотрудничества (4,04). Замыкает пятерку единственный государственный вуз в этом списке — Санкт-Петербургский государственный университет. Отслеживая позиции других конкурентов РГПУ им. А. И. Герцена, отметим, что Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов занимает 12 строчку в рейтинге (3,97); последовательно 16-е, 17-е и 18-е место заняли Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» (3,92), Санкт-Петербургский государственный институт точной механики и оптики (технический университет)
Герценовский университет в зеркале неформальных студенческих рейтингов
(3,91), Санкт-Петербургский государственный горный университет (3,91). Санкт-Петербургский государственный политехнический университет занимает 22-е место (3,9).
Среди усредненных показателей деятельности вуза самыми высокими оценками РГПУ им. А. И. Герцена были отмечены: «случаи употребления наркотиков» (оценка 4,84 — «очень низкий уровень употребления наркотиков: в вузе случаи употребления наркотиков отсутствуют или могут встречаться единичные случаи»), «качественный уровень профессорско-преподавательского состава» (4,04 — «достаточно высокий уровень профессорско-преподавательского состава») и «контроль администрации и профессорско-преподавательского состава за уровнем знаний студентов» (4,03 — «контроль осуществляется на высоком уровне — уровень достаточен, чтобы обеспечить качественное обучение»).
Рассматриваемый неофициальный рейтинг вузов позволяет оценить учебное заведение по отдельным специальностям. Так, специальности Герценовского университета были оценены следующим образом (оценки указаны в порядке убывания)2: «Биология» (4,61), «Безопасность жизнедеятельности» (4,3), «Математика» (4,09), «Химия» (4,07), «Предпринимательство, Коммерция» (4,06), «Экономика» (3,99), «Филология» (3,92), «Дизайн» (3,88), «Реклама и PR» (3,86), «Лингвистика. Иностранные языки» (3,84), «Физика» (3,79), «Социальные науки» (3,78), «Культура и искусство» (3,77), «Лингвистика. Русский язык и литература» (3,74), «Юриспруденция» (3,74), «Психология» (3,69), «Педагогика» (3,63), «Философия» (3,53), «История» (3,47), «География» (3,42), «Музыка» (3,38). Традиционно в качестве сильных сторон Герценовского университе-
2 Формулировка и группировка специальностей приведены без изменений; разработчиками указывается, что «в данном списке специальности могут отличаться от принятого классификатора Минобразования. Некоторые специальности сгруппированы по принципу схожести учебных планов и могут носить упрощенное название (например, «Экономика»)». Цит. по: http://www.ed.vseved.ru/ university/rating/rating/rating_separate_city/
та выступают критерии: «высококлассный профессорско-преподавательский состав», «контроль за посещаемостью студентов и за уровнем их знаний», «отсутствие наркотиков». Критериями, по которым вузу в большинстве случаев были выставлены низкие оценки, являются «условия для спортивной и творческой деятельности студентов», «состояние помещений и учебных аудиторий», «обучение иностранным языкам» (на непрофильных специальностях) и др. Полученная информация коррелирует с данными опросов студентов, неоднократно проводимых студенческим советом при Ученом совете университета, и выявляют те же проблемы. Важно, что задача их устранения, наряду со многими другими целями масштабного проекта, заложена в процесс реализации инновационной образовательной программы Герценовского университета.
Рассматриваемая рейтинговая методика позволяет проследить и позиции, занимаемые вузом по отдельным специальностям. Какое место занимает РГПУ им. А. И. Герцена в рейтинге петербургских вузов по отдельным специальностям? Образовательными программами, по которым наш вуз занял первые места в соответствующих рейтингах, стали направление подготовки «Педагогика», специальность «Философия» и специальность/направление подготовки «Химия». Специальность/направление подготовки по профилю «История» заняла в городском рейтинге этой специальности 2-е место после СПбГУ. Аналогичная ситуация с позицией РГПУ им. А. И. Герцена в рейтинге специальности «Лингвистика. Русский язык и литература» (соответствует направлению «Филологическое образование» филологического факультета). В рейтинге специальности «Лингвистика. Иностранные языки» (соответствует направлению подготовки «Филологическое образование» по профилю «Иностранный язык» и все специальности факультета иностранных языков) наш вуз занимает третье место после Института иностранных языков и СПбГУ. Со специальностью/направлением подготовки «Психология» Герценовский
ИНФОРМАЦИЯ
университет занимает 3-е место в соответствующем городском рейтинге (лидирует СПбГУ, на втором месте — Восточно-Европейский институт психоанализа). В рейтинге вузов по специальности «Юриспруденция» РГПУ им. А. И. Герцена занял 4 позицию (тройку лидеров составили СПбГУ, Юридический институт, Северо-Западная академия государственной службы).
Любое движение вперед требует анализа существующей ситуации — без этого невозможно прогнозирование и планирование дальнейшей деятельности. Неофициальный студенческий рейтинг вузов, при грамотном его изучении и анализе — одна из возможностей исследования общественного мнения о вузе и проверки данных, полученных в ходе внутривузовских опросов.