г
ч,
СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
И. АРТЮШИНА, директор Независимое рейтинговое агентство «РейтОР»
Инструмент коммуникации между вузами и рынком труда
Проблемы качества отечественного образования и его всесторонней оценки стали в последнее время горячей темой для обсуждения заинтересованного сообщества. Кроме уполномоченных на это институтов государственной власти, в диалог все чаще включаются самые широкие слои общественности.
Внимание к данной проблеме проявляет и руководство страны. В частности, во вступительном слове на заседании Государственного совета «О развитии образования в Российской Федерации» Президент России В.В. Путин отметил: «Прежде всего образование должно быть доступным для наших граждан, а его качество - соответствовать лучшим отечественным и международным образцам, это абсолютная база. Нужны и принципиально новые оценки качества образования, причем с опорой на критерии, предъявляемые обществом, экономикой, работодателями, рынком труда».
Однако в связи с широким обсуждением проблемы общественной оценки качества отечественного образования возникают опасения, что популярность темы сменится популизмом, если за общими правильными рассуждениями и предложениями не последует продуманная и выверенная практика.
Очевидно, что данная проблема должна решаться комплексно. Один из возможных механизмов ее решения - создание независимых рейтинговых агентств по оценке качества отечественного образования. К подобным агентствам относится Независимое рейтинговое агентство «Рей-тОР», организованное при содействии работодателей и поддержке
1
^ёРЕНТС
Благотворительного фонда «Вольное Дело» в 2005 г. Агентство «РейтОР» ставит перед собой цель создать и развить в России систему общественной оценки качества высшего образования, которая предусмотрена нашими обязательствами по Болонскому процессу. Агентство ясно и четко формулирует свою миссию, которая заключается в обеспечении общества надежной, независимой, актуальной информацией о качестве подготовки кадров для принятия субъектами рынка труда и образовательных услуг практических решений, будь то выбор вуза, карьеры или подбор кадров работодателями. Это должно способствовать выработке языка взаимопонимания между вузами, обществом и представителями рынка труда.
По мнению экспертов агентства, система общественных оценок должна быть сфокусирована на выявлении вузов, предоставляющих человеку наибольшие возможности раскрыть свой потенциал, важной частью которого являются профессиональные и социальные компетенции.
Наши информационные продукты - это рейтинги, мониторинг общественного мнения по вопросам, относящимся к высшему профессиональному образованию. Ранжируемые объекты - вузы по направлениям подготовки. Рейтинги изначально задумывались как ориентированные на общественность - абитуриента, студента, самого вуза, работодателя, инвестора, власти.
По нашему убеждению, центральным субъектом системы общественных оценок является человек с его целями, интересами, образовательными потребностями, которому пред-
Социология образования
стоит трудиться в экономике знания. Поэтому решить проблему взаимодействия рынка труда, рынка образовательных услуг и общества в целом невозможно без учета интересов потребителей образовательных услуг, так как оценку качества подготовки молодого специалиста формируют все заинтересованные стороны: сами выпускники, преподаватели вузов, работодатели, отраслевые эксперты. Следует отметить, что в настоящее время активно обсуждается тезис о приоритете оценки работодателя, но, по мнению экспертов «Рей-тОРа», последняя - лишь один из индикаторов общественного признания.
Совершенно очевидно, что грамотная оценка качества подготовки молодого специалиста не может быть осуществлена без хорошо разработанной методики. В исследованиях «РейтОРа» в ее основе лежат социологические опросы по адресным анкетам, расширенные интервью и аппарат математической статистики. Ключевым компонентом методики является правильный выбор критериев общественной оценки; в качестве базового мы используем конкурентоспособность выпускника как претендента на рынке труда.
Такой методологический подход получил свое практическое воплощение в проекте «Система общественных оценок качества подготовки выпускников вузов Приволжского федерального округа как претендентов на рынке труда». Исследованием было охвачено 52 вуза (государственных и негосударственных) в 19 городах. В анкетировании приняли участие более 600 преподавателей, 3000 выпускников, 800 работодателей (руководители высшего и среднего звена предприятий) и более 100 отраслевых экспертов в Москве. Нас интересовала подготовка по инженерным специальностям и экономике.
В результате реализованных исследовательских проектов были выявлены следующие тенденции, существующие на рынке труда столицы и регионов.
■ Столичные работодатели в традици-
онных отраслях (машиностроение, энергетика, газ и нефтехимия) предъявляют к молодому специалисту более высокие требования, чем в регионах. Однако и региональные, и столичные работодатели одинаково высоко ценят теоретическую подготовку молодых специалистов.
■ В относительно новых отраслях(ме-неджмент и экономика, информационные технологии и телекоммуникации) столичные и региональные эксперты одинаково высоко оценивают личные качества молодых специалистов. Что касается профессиональных знаний, то столичные работодатели предъявляют более высокие требования.
■ В Москве успешная карьера молодого специалиста зависит не только от его собственных качеств и навыков, но и от ряда других факторов, в первую очередь от тех качеств и навыков, которыми обладают его конкуренты на рынке труда. При смене жизненных приоритетов (если, например, поработав в своем регионе, молодой специалист решил переехать в Москву) недавний выпускник регионального вуза может столкнуться с серьезными адаптационными проблемами.
■ Специалист узкого профиля более востребован и потенциально более успешен на столичном рынке труда, чем на региональном.
■ Региональные работодатели отдают предпочтение разносторонне развитому молодому специалисту, который обладает как можно большим числом качеств и навыков.
По оценкам экспертов, на рынке труда (г. Москва) объем предложения молодых специалистов значительно превышает спрос. В то же время на рынке труда в Приволжском федеральном округе объем предложения меньше либо равен объему спроса. Возможность большего выбора для работодателей столицы делает их выбор более критичным по отношению к молодым специалистам.
3 0
Высшее образование в России • № 6, 2006
Тенденции отчетливо видны на примере оценки значимости персональных качеств и навыков выпускника для успешной карьеры в одной из традиционных отраслей -энергетике. Эксперты подчеркивают, что в условиях конкуренции между молодыми специалистами работодатели придают большее значение качествам и умениям, связанным с межличностным общением: корпора-
тивной культуре, коммуникативным навыкам, стрессоустойчивости. На неконкурентном рынке, напротив, выше оцениваются показатели уровня подготовки выпускника: владение иностранным языком, опыт профильной работы, знание рынка и т.п. (рис. 1, 2).
Другая ситуация складывается на рынке среди молодых специалистов менедже-
Знание корпоративной культуры Владение иностранным языком^^~ ^Коммуникативные навыки
Опыт профильной работы3
Лидерские качества4, 4 25
Знание рынка
4,27 Стрессоустойчивость 4,44
Предпринимательские навыки
Обучаемость
Неконкурентный рынок труда
Конкурентный рынок труда
Рис. 1. Значимость персональных качеств и навыков для успешной карьеры молодого специалиста в энергетике (5-балльная шкала)
Общетеоретическая подготовка 5 -4,24
Навыки управления персоналом
4,08
Владение средствами САПР
Знание международных и корпоратинвых стандартов разработки программных средств
Навыки разработки и проектирования объектов энергетики
Основы управления проектами
□ Неконкурентный рынок труда □ Конкурентный рынок труда
Рис. 2. Значимость профессиональных навыков для успешной карьеры молодого
специалиста в энергетике
Социология образования
ров и экономистов. Профессиональные ЗУНы оцениваются выше на неконкурентном рынке труда, причем наиболее значимыми являются общетеоретическая подготовка, уровень базовых знаний стратегического и финансового менеджмента, а также уровень базовых знаний в области маркетинга. В условиях конкуренции более всего востребованы общетеорети-
ческая подготовка и уровень базовых знаний в области внутрифирменного планирования (рис.3, 4).
В ходе исследования «РейтОРа» также было выявлено, что конкурентный и неконкурентный рынки труда различаются и по способам поиска работы, которыми пользуются молодые специалисты. В Москве поиск работы осуществляется молодыми спе-
Знание корпоративной культуры
< Неконкурентный рынок труда □ Конкурентный рынок труда
Рис. 3. Значимость персональных качеств и навыков для успешной карьеры молодого специалиста в менеджменте и экономике
Основы управления проектами
Уровень базовых знаний стратегического менеджмента, 3,95
Основы вДДР (международные методы бухгалтерского учета)
Уровень базовых знаний бухгалтерского учета
Уровень базовых знаний финансового менеджмента
17
Уровень базовых знаний в области 3 77Чвнутрифирменного планирования
Общетеоретическая подготовка
Знание международных стандартов ИСО 9000, ИСО 14000, ИСО 18000
овень базовых знаний в области маркетинга
□ Неконкурентный рынок труда □ Конкурентный рынок труда
Рис. 4. Значимость профессиональных навыков для успешной карьеры молодого специалиста в менеджменте и экономике
Высшее образование в России • № 6, 2006
циалистами самостоятельно или с помощью кадровых и рекрутинговых фирм. Поиск работы на региональном рынке труда ведется преимущественно при помощи неформальных связей - через знакомых, родственников и т.д. (рис. 5).
11%
7%
56%
□ затрудняюсь ответить
П при помощи личных связей (друзья, знакомые, родственники)
□ самостоятельный поиск (объявления, специальные издания, Интернет)
□ при помощи агентов рынка труда (службы занятости, кадровые агентства)
Рис. 5. Способы поиска работы молодым специалистом в городах ПФО
В заключение следует отметить, что проведенное исследование обладает большой
практической значимостью. По его итогам в открытом доступе появляется альтернативная информация о качестве образования в вузах. Она востребована абитуриентами и их родителями для принятия оптимального решения о выборе вуза, служит улучшению взаимопонимания между вузами и представителями рынка труда. Наши исследования замеряют потребность общества в интеллектуальном, культурном, профессиональном трудовом капитале под углом зрения способности нашего образования эти возможности удовлетворить. Они способствуют формализации инструментов и способов конкуренции между вузами, содействуя формированию цивилизованного рынка образовательных услуг, а значит, и повышению качества образования.
26%
A. ОСИПОВ, профессор Новгородский государственный университет им. Я. Мудрого
Н. МАТВЕЕВА, доцент Барнаульский государственный педагогический университет
B. ТУМАЛЕВ, профессор РГПУ им. А.И. Герцена
Курс социологии образования обычно включается в программу подготовки будущих учителей вслед за общим курсом социологии. Этот спецкурс - единственный, призванный дать полное видение функций, структуры и социальной организации системы образования, приоритетов современной образовательной политики. Он помогает готовить зрелого специалиста в области образования, обладающего фундаментальными знаниями, научно-аналитической компетенцией, социальной ответственностью. Эта цель реализуется как в подготовке мо-
О научной и профессиональной компетенции в социологии образования
лодых специалистов, так и в работе с учителями и преподавателями вузов, проходящими периодическое повышение квалификации.
Педагогические вузы и учреждения постдипломного педагогического образования, которые мирятся с отсутствием курса социологии образования, в значительной степени обрекают своих выпускников на «педагогический романтизм», на неспособность анализировать происходящее в системе образования с научной точки зрения, участвовать в процессе управления им, фор-