Научная статья на тему 'Инструмент коммуникации между вузами и рынком труда'

Инструмент коммуникации между вузами и рынком труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
200
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инструмент коммуникации между вузами и рынком труда»

г

ч,

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

И. АРТЮШИНА, директор Независимое рейтинговое агентство «РейтОР»

Инструмент коммуникации между вузами и рынком труда

Проблемы качества отечественного образования и его всесторонней оценки стали в последнее время горячей темой для обсуждения заинтересованного сообщества. Кроме уполномоченных на это институтов государственной власти, в диалог все чаще включаются самые широкие слои общественности.

Внимание к данной проблеме проявляет и руководство страны. В частности, во вступительном слове на заседании Государственного совета «О развитии образования в Российской Федерации» Президент России В.В. Путин отметил: «Прежде всего образование должно быть доступным для наших граждан, а его качество - соответствовать лучшим отечественным и международным образцам, это абсолютная база. Нужны и принципиально новые оценки качества образования, причем с опорой на критерии, предъявляемые обществом, экономикой, работодателями, рынком труда».

Однако в связи с широким обсуждением проблемы общественной оценки качества отечественного образования возникают опасения, что популярность темы сменится популизмом, если за общими правильными рассуждениями и предложениями не последует продуманная и выверенная практика.

Очевидно, что данная проблема должна решаться комплексно. Один из возможных механизмов ее решения - создание независимых рейтинговых агентств по оценке качества отечественного образования. К подобным агентствам относится Независимое рейтинговое агентство «Рей-тОР», организованное при содействии работодателей и поддержке

1

^ёРЕНТС

Благотворительного фонда «Вольное Дело» в 2005 г. Агентство «РейтОР» ставит перед собой цель создать и развить в России систему общественной оценки качества высшего образования, которая предусмотрена нашими обязательствами по Болонскому процессу. Агентство ясно и четко формулирует свою миссию, которая заключается в обеспечении общества надежной, независимой, актуальной информацией о качестве подготовки кадров для принятия субъектами рынка труда и образовательных услуг практических решений, будь то выбор вуза, карьеры или подбор кадров работодателями. Это должно способствовать выработке языка взаимопонимания между вузами, обществом и представителями рынка труда.

По мнению экспертов агентства, система общественных оценок должна быть сфокусирована на выявлении вузов, предоставляющих человеку наибольшие возможности раскрыть свой потенциал, важной частью которого являются профессиональные и социальные компетенции.

Наши информационные продукты - это рейтинги, мониторинг общественного мнения по вопросам, относящимся к высшему профессиональному образованию. Ранжируемые объекты - вузы по направлениям подготовки. Рейтинги изначально задумывались как ориентированные на общественность - абитуриента, студента, самого вуза, работодателя, инвестора, власти.

По нашему убеждению, центральным субъектом системы общественных оценок является человек с его целями, интересами, образовательными потребностями, которому пред-

Социология образования

стоит трудиться в экономике знания. Поэтому решить проблему взаимодействия рынка труда, рынка образовательных услуг и общества в целом невозможно без учета интересов потребителей образовательных услуг, так как оценку качества подготовки молодого специалиста формируют все заинтересованные стороны: сами выпускники, преподаватели вузов, работодатели, отраслевые эксперты. Следует отметить, что в настоящее время активно обсуждается тезис о приоритете оценки работодателя, но, по мнению экспертов «Рей-тОРа», последняя - лишь один из индикаторов общественного признания.

Совершенно очевидно, что грамотная оценка качества подготовки молодого специалиста не может быть осуществлена без хорошо разработанной методики. В исследованиях «РейтОРа» в ее основе лежат социологические опросы по адресным анкетам, расширенные интервью и аппарат математической статистики. Ключевым компонентом методики является правильный выбор критериев общественной оценки; в качестве базового мы используем конкурентоспособность выпускника как претендента на рынке труда.

Такой методологический подход получил свое практическое воплощение в проекте «Система общественных оценок качества подготовки выпускников вузов Приволжского федерального округа как претендентов на рынке труда». Исследованием было охвачено 52 вуза (государственных и негосударственных) в 19 городах. В анкетировании приняли участие более 600 преподавателей, 3000 выпускников, 800 работодателей (руководители высшего и среднего звена предприятий) и более 100 отраслевых экспертов в Москве. Нас интересовала подготовка по инженерным специальностям и экономике.

В результате реализованных исследовательских проектов были выявлены следующие тенденции, существующие на рынке труда столицы и регионов.

■ Столичные работодатели в традици-

онных отраслях (машиностроение, энергетика, газ и нефтехимия) предъявляют к молодому специалисту более высокие требования, чем в регионах. Однако и региональные, и столичные работодатели одинаково высоко ценят теоретическую подготовку молодых специалистов.

■ В относительно новых отраслях(ме-неджмент и экономика, информационные технологии и телекоммуникации) столичные и региональные эксперты одинаково высоко оценивают личные качества молодых специалистов. Что касается профессиональных знаний, то столичные работодатели предъявляют более высокие требования.

■ В Москве успешная карьера молодого специалиста зависит не только от его собственных качеств и навыков, но и от ряда других факторов, в первую очередь от тех качеств и навыков, которыми обладают его конкуренты на рынке труда. При смене жизненных приоритетов (если, например, поработав в своем регионе, молодой специалист решил переехать в Москву) недавний выпускник регионального вуза может столкнуться с серьезными адаптационными проблемами.

■ Специалист узкого профиля более востребован и потенциально более успешен на столичном рынке труда, чем на региональном.

■ Региональные работодатели отдают предпочтение разносторонне развитому молодому специалисту, который обладает как можно большим числом качеств и навыков.

По оценкам экспертов, на рынке труда (г. Москва) объем предложения молодых специалистов значительно превышает спрос. В то же время на рынке труда в Приволжском федеральном округе объем предложения меньше либо равен объему спроса. Возможность большего выбора для работодателей столицы делает их выбор более критичным по отношению к молодым специалистам.

3 0

Высшее образование в России • № 6, 2006

Тенденции отчетливо видны на примере оценки значимости персональных качеств и навыков выпускника для успешной карьеры в одной из традиционных отраслей -энергетике. Эксперты подчеркивают, что в условиях конкуренции между молодыми специалистами работодатели придают большее значение качествам и умениям, связанным с межличностным общением: корпора-

тивной культуре, коммуникативным навыкам, стрессоустойчивости. На неконкурентном рынке, напротив, выше оцениваются показатели уровня подготовки выпускника: владение иностранным языком, опыт профильной работы, знание рынка и т.п. (рис. 1, 2).

Другая ситуация складывается на рынке среди молодых специалистов менедже-

Знание корпоративной культуры Владение иностранным языком^^~ ^Коммуникативные навыки

Опыт профильной работы3

Лидерские качества4, 4 25

Знание рынка

4,27 Стрессоустойчивость 4,44

Предпринимательские навыки

Обучаемость

Неконкурентный рынок труда

Конкурентный рынок труда

Рис. 1. Значимость персональных качеств и навыков для успешной карьеры молодого специалиста в энергетике (5-балльная шкала)

Общетеоретическая подготовка 5 -4,24

Навыки управления персоналом

4,08

Владение средствами САПР

Знание международных и корпоратинвых стандартов разработки программных средств

Навыки разработки и проектирования объектов энергетики

Основы управления проектами

□ Неконкурентный рынок труда □ Конкурентный рынок труда

Рис. 2. Значимость профессиональных навыков для успешной карьеры молодого

специалиста в энергетике

Социология образования

ров и экономистов. Профессиональные ЗУНы оцениваются выше на неконкурентном рынке труда, причем наиболее значимыми являются общетеоретическая подготовка, уровень базовых знаний стратегического и финансового менеджмента, а также уровень базовых знаний в области маркетинга. В условиях конкуренции более всего востребованы общетеорети-

ческая подготовка и уровень базовых знаний в области внутрифирменного планирования (рис.3, 4).

В ходе исследования «РейтОРа» также было выявлено, что конкурентный и неконкурентный рынки труда различаются и по способам поиска работы, которыми пользуются молодые специалисты. В Москве поиск работы осуществляется молодыми спе-

Знание корпоративной культуры

< Неконкурентный рынок труда □ Конкурентный рынок труда

Рис. 3. Значимость персональных качеств и навыков для успешной карьеры молодого специалиста в менеджменте и экономике

Основы управления проектами

Уровень базовых знаний стратегического менеджмента, 3,95

Основы вДДР (международные методы бухгалтерского учета)

Уровень базовых знаний бухгалтерского учета

Уровень базовых знаний финансового менеджмента

17

Уровень базовых знаний в области 3 77Чвнутрифирменного планирования

Общетеоретическая подготовка

Знание международных стандартов ИСО 9000, ИСО 14000, ИСО 18000

овень базовых знаний в области маркетинга

□ Неконкурентный рынок труда □ Конкурентный рынок труда

Рис. 4. Значимость профессиональных навыков для успешной карьеры молодого специалиста в менеджменте и экономике

Высшее образование в России • № 6, 2006

циалистами самостоятельно или с помощью кадровых и рекрутинговых фирм. Поиск работы на региональном рынке труда ведется преимущественно при помощи неформальных связей - через знакомых, родственников и т.д. (рис. 5).

11%

7%

56%

□ затрудняюсь ответить

П при помощи личных связей (друзья, знакомые, родственники)

□ самостоятельный поиск (объявления, специальные издания, Интернет)

□ при помощи агентов рынка труда (службы занятости, кадровые агентства)

Рис. 5. Способы поиска работы молодым специалистом в городах ПФО

В заключение следует отметить, что проведенное исследование обладает большой

практической значимостью. По его итогам в открытом доступе появляется альтернативная информация о качестве образования в вузах. Она востребована абитуриентами и их родителями для принятия оптимального решения о выборе вуза, служит улучшению взаимопонимания между вузами и представителями рынка труда. Наши исследования замеряют потребность общества в интеллектуальном, культурном, профессиональном трудовом капитале под углом зрения способности нашего образования эти возможности удовлетворить. Они способствуют формализации инструментов и способов конкуренции между вузами, содействуя формированию цивилизованного рынка образовательных услуг, а значит, и повышению качества образования.

26%

A. ОСИПОВ, профессор Новгородский государственный университет им. Я. Мудрого

Н. МАТВЕЕВА, доцент Барнаульский государственный педагогический университет

B. ТУМАЛЕВ, профессор РГПУ им. А.И. Герцена

Курс социологии образования обычно включается в программу подготовки будущих учителей вслед за общим курсом социологии. Этот спецкурс - единственный, призванный дать полное видение функций, структуры и социальной организации системы образования, приоритетов современной образовательной политики. Он помогает готовить зрелого специалиста в области образования, обладающего фундаментальными знаниями, научно-аналитической компетенцией, социальной ответственностью. Эта цель реализуется как в подготовке мо-

О научной и профессиональной компетенции в социологии образования

лодых специалистов, так и в работе с учителями и преподавателями вузов, проходящими периодическое повышение квалификации.

Педагогические вузы и учреждения постдипломного педагогического образования, которые мирятся с отсутствием курса социологии образования, в значительной степени обрекают своих выпускников на «педагогический романтизм», на неспособность анализировать происходящее в системе образования с научной точки зрения, участвовать в процессе управления им, фор-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.