Научная статья на тему 'Непрерывное профессиональное образование и современные запросы сферы труда'

Непрерывное профессиональное образование и современные запросы сферы труда Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Непрерывное профессиональное образование и современные запросы сферы труда»

диций, которая включала в себя всю совокупность боевых и бытовых традиций, а также традиций воспитания личного состава Российской пожарной охраны. Можно выделить следующие традиции МЧС России:

- преданность и любовь к Родине;

- верность профессиональному долгу, присяге, самоотверженность и героизм;

- постоянное стремление к совершенствованию своего мастерства;

- товарищество и коллективизм, уважение к командиру;

- шефство над детскими домами, школами, кадетскими корпусами;

- сохранение памяти о сотрудниках МЧС России.

Формирование и развитие данных традиций происходило и происходит под воздействием определенных факторов: а) влияние внутренней политики государства; б) уровень отечественной культуры; в) деятельность пропагандистов пожарного дела; г) самофункционирование пожарной охраны.[2] Безусловно, что ответственность за данное научное направление должен взять на себя профессорско-преподавательский состав кафедр гуманитарного цикла.

В целом, научно-исследовательская деятельность курсантов - необходимая частью системы подготовки высококвалифицированного специалиста, инициативного, способного критически мыслить и продолжать воспринимать инновационные методы и технологии в своем развитии, направленном на достижение высоких результатов.

Список использованной литературы

1. Большой энциклопедический словарь. - М.: Сов. энцикл., 1991, Т.1. -768 с.

2. Калач Е. В. Профессиональные традиции сотрудников органов ГПС МЧС России / Е. В. Калач // Подготовка кадров в системе предупреждения и ликвидации последствий ЧС: Материалы Международной научно-практической конференции. - Воронеж. - 2012. - С. 278-282.

3. Федоряк Л. М. Развитие познавательной активности студентов Текст. / Л. М. Федряк // Профессиональное образование. Столица 2004. - № 10. - С. 16-18.

НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ЗАПРОСЫ СФЕРЫ ТРУДА

Л. В. Квасова, д. т. н., профессор Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Главным фактором конкурентоспособности и эффективности экономических систем в рыночных условиях является наличие трудовых ресурсов, способных решать весь комплекс внутрифирменных задач. В решении этой проблемы существенную роль играют системы повышения квалификации персонала. Эти системы являются частью больших социальных систем непрерывного

образования, и поэтому к ним предъявляются, с одной стороны, внутренние требования конкретной экономической системы, в рамках которой задействован персонал, с другой - внешние, связанные с государственными целями организации непрерывного образования.

Организация непрерывного образования должна ориентироваться на социально-экономические изменения в государстве. Специалисты, работающие в различных отраслях, вынуждены адаптироваться к этим условиям, постоянно совершенствовать свои навыки и пополнять свои профессиональные знания с учетом достижений научно-технического прогресса и запросов общества.

Система повышения квалификации как одна из основных форм непрерывного профессионального образования не может в настоящее время осуществляться традиционными методами. Для этого есть несколько объективных причин. По данным научно-исследовательского института проблем высшего образования, подготовка молодых специалистов более чем на две трети не соответствует существующему и перспективному спросу на рынке труда. Эффективность функционирования системы профессиональной подготовки зависит от соответствия происходящим и прогнозируемым изменениям в экономической и социальной инфраструктуре, ибо инновационный качественный подъем всей страны на новом уровне возможен при наличии компетентных специалистов и руководителей, способных оптимизировать принятие эффективных экономических решений, обладающих сформированными профессионально-значимыми качествами. Существует тенденция отставания вузовского образования от запросов конкретной сферы труда, в частности, в сфере ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, которая требует высокоинтеллектуальных специалистов с адекватным уровнем профессиональной, уникально-корпоративной компетентности [1]. Это обусловливает дифференциацию существующей практики производственных отношений, а следовательно и образовательную практику. При этом следует заметить, что образовательные программы профессиональной подготовки специалистов в вузе в силу своей специфики и при всем желании и стремлении соответствовать быстро растущим запросам рынков труда не могут быть универсально адаптированными ко всем аспектам и изменениям в этой сфере.

Новая проблема в аспекте повышения квалификации специалистов возникает и в связи с введением двухуровневой системы подготовки специалистов (бакалавриата и магистратуры) и вступлением России в Болонский процесс. Социально-профессиональный уровень подготовки бакалавра, особенно с учетом восприятия его сферой труда, еще в большей степени актуализирует проблему непрерывного образования в форме повышения квалификации специалистов.

Для решения возникающих проблем требуются новые гибкие образовательные структуры, ориентированные на максимальный учет уникальных корпоративных условий сферы труда, индивидуальных особенностей, профессиональных и образовательных потребностей каждого специалиста, а также инновационный подход к организации повышения квалификации, как в системе дополнительного профессионального образования, так и профессиональной пере-

подготовки специалистов, обеспечивающий формирование их способности и готовности решать весь комплекс сложных задач.

В связи с этим в современных условиях особую актуальность приобретает проблема организации повышения квалификации специалистов непосредственно на производстве, т. е. на внутрифирменном уровне, или как очередная ступень высшего образования непосредственно в вузе. Новые социально-экономические условия определяют и новые требования к структуре, формам, содержанию, психолого-дидактическому и научно-методическому обеспечению системы повышения квалификации. Необходим постоянный мониторинг «доводки» специалистов в плане приобретения ими новых профессиональных компетенций, функционально обоснованного использования их в профессиональной деятельности [3]. При этом следует заметить, что организация повышения квалификации персонала на внутрифирменном уровне осложняется практически полным отсутствием (за очень редким исключением) теоретических разработок и научно-исследовательских работ. Налицо противоречие между необходимостью развития профессиональной компетентности специалистов в процессе повышения их квалификации и отсутствием необходимого теоретико-методологического и научно-методического обеспечения этого процесса в новых условиях и применительно к сфере быстрого реагирования, каковой является обеспечение пожарной безопасности и ликвидация последствий ЧС.

Теоретико-методологические основы организации повышения квалификации специалистов по традиционной институализированной форме содержатся в трудах известных российских ученых в области образования и совершенствования образовательных систем (А. А. Вербицкий, З. Д. Жуковская, И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, Я. Е. Львович, Н. В. Борисова, Э. М. Никитин, Н. Ф. Талызина, В. Н. Фролов и многие другие). За рубежом над созданием теоретической базы современной теории оценки качества обучения, в том числе и массового тестирования, работали Adema J. J., Fisher G. H., Hambleton R. K., Kuder G., Lord F. M., Novik M. R., Popham W. J., Rasch G., Samejima F. A., van der Linden W. J., Wright B. D. и другие.

Следует отметить, что существующие теории и методики внутриотраслевого образования и повышения квалификации, во-первых, неинвариантны к различным отраслям, а к сфере пожарной безопасности и ЧС просто неприменимы, а во-вторых, не решают проблемы своевременного и адекватного современному уровню развития науки и технологий качества повышения квалификации специалистов [2].

Проведенный анализ (по литературным источникам и непосредственным наблюдениям) современного состояния организации непрерывного образования в форме повышения квалификации специалистов показал актуальность и насущную потребность создания внутривузовских систем повышения квалификации в виде управляемых и прогнозируемых систем обучения. В управленческом плане необходима ориентация на методы моделирования и оптимизации, а в образовательном - на новые педагогические и информационные технологии. Указанные методы, имея инвариантную основу для всех структур непрерывно-

го образования, должны быть адаптированы к особенностям повышения квалификации специалистов в области ликвидации последствий ЧС. Автором были разработаны и внедрены на практике методы моделирования таких систем и оптимизационные модели их усовершенствования [4].

Список использованной литературы

1. Антонова Н. А. Развитие творческой индивидуальности учителя в условиях повышения профессиональной квалификации // Автореф. дисс. канд. пед. наук. - Ставрополь, 2005. - 35 с.

2. Байденко В. И., Субетто А. И., Татур Ю. Г. Теоретико-методологические основы нормирования качества непрерывного образования. - М, 1998. - 200 с.

3. Белоусова Ю. Е., Князева О. А., Пруель Н. А., Третьяк С. Н. Логическая структура регионального мониторинга образовательной среды // Развитие дополнительного педагогического образования в России: Проблемы и перспективы: Материалы юбилейной науч.-практ. конф. М., 1998. - С. 18-25.

4. Квасова Л. В, Константинова В. В. Организация внутрифирменной системы повышения квалификации специалистов. - Воронеж, 2007. - 167 с.

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КУРСАНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВЕДОМСТВЕННОГО ВУЗА

Л. В. Ковтуненко

доцент кафедры уголовно-исполнительного и уголовного права,

кандидат педагогических наук, доцент, ФКОУ ВПО Воронежский институт ФСИНРоссии,

А. Б. Ковтуненко, аспирант, АНОО ВПО Воронежский экономико-правовой институт

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения в России имело чрезвычайную значимость во все времена, и сегодня его можно выделить как одно из приоритетных направлений в обеспечении национальной безопасности страны. К сожалению, в условиях сложившейся ситуации молодежь подвергается негативному влиянию среды, в том числе средств массовой информации, что в большинстве своем отрицательно влияет на духовность, ценностные ориентации и образ жизни.

«Дефицит нравственности», наблюдаемый в обществе, одним из характерных проявлений которого стали духовная опустошенность и низкая культура, явилось резкое падение роли и значения патриотизма, обесценивание понятий «Родина», «Отечество», «Государство», «Закон».

Что же такое патриотизм?! Одним из первых ученых, давших определение патриотизма, является В. И. Даль, трактовавший его как «любовь к Отчизне». «Патриот, - по В. И. Далю, - любитель отечества, ревнитель о благе его, отчиз-нолюб, отечественник или отчизник» [4].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.